Научная статья на тему 'Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде'

Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4130
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ ДЕТЕЙ / ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ / HIV INFECTION / SPREAD OF DISEASE / PREVENTION AMONG CHILDREN / TEENAGERS / AND YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Азовцева О.В.

Изучены технологии профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде. Использование профилактических мероприятий позволит учителям, преподавателям и другим лицам, занимающимся учебно-воспитательной работой с детьми, подростками и молодежью, донести достаточную информацию до учащихся, которые в будущем смогут сделать правильный выбор поведения, обеспечивающего максимальную защиту от ВИЧ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Азовцева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF HIV INFECTION AMONG THE YOUTH

We studied some technologies for the prevention of HIV infection among the youth. The use of preventive measures will allow teachers, educators and other persons engaged in educational work with children, teenagers and young people, to convey sufficient information to students who in the future will be able to make the right choice for behaviour providing maximum protection against HIV.

Текст научной работы на тему «Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде»

КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ И ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

УДК 616.98.578.828:616-084

ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

О.В.Азовцева

PREVENTION OF HIV INFECTION AMONG THE YOUTH

O.V.Azovtseva

Институт медицинского образования НовГУ, olga-azovtseva@mail.ru

Изучены технологии профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде. Использование профилактических мероприятий позволит учителям, преподавателям и другим лицам, занимающимся учебно-воспитательной работой с детьми, подростками и молодежью, донести достаточную информацию до учащихся, которые в будущем смогут сделать правильный выбор поведения, обеспечивающего максимальную защиту от ВИЧ.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, распространение, профилактика среди детей, подростков и молодежи

We studied some technologies for the prevention of HIV infection among the youth. The use of preventive measures will allow teachers, educators and other persons engaged in educational work with children, teenagers and young people, to convey sufficient information to students who in the future will be able to make the right choice for behaviour providing maximum protection against HIV. Ключевые слова: HIV infection, spread of disease, prevention among children, teenagers, and youth

Введение

В последние годы вследствие социально-экономических изменений в Российской Федерации произошло ослабление традиционной половой морали, масштабирование коммерческого секса и потребления наркотиков. Эти изменения особенно отражаются на подростках и молодежи, в среде которых появились серьезные пороки — наркомания, курение, алкоголизм, снизилась значимость духовно-нравственных ценностей. Отмечен значительный рост некоторых инфекций, передаваемых половым путем (ИППП).

Несмотря на успехи, достигнутые в области лечения ВИЧ-инфицированных пациентов, динамика развития эпидемии по-прежнему определяется высокими темпами появления новых случаев заболевания. В России зарегистрировано более 440 тысяч ВИЧ-инфицированных, при этом ежегодный прирост больных этой неизлечимой болезнью составляет 10-15% в год.

Распространение ВИЧ-инфекции является наиболее неблагоприятным сценарием распространения эпидемии. В настоящее время в России уже сформировался значительный контингент ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков, имеющих многочисленные гетеросексуальные контакты, в связи с чем риск массового распространения ВИЧ слишком велик. Сохраняющийся при этом высокий уровень ИППП указывает на то, что половое поведение населения опасно в плане заражения ВИЧ. По этой причине население страны должно быть информировано о риске заражения ВИЧ и мотивировано на изменение рискованного полового поведения.

По оценкам специалистов, более 50 млн. человек в мире заразились вирусом иммунодефицита человека и 22 млн. умерли от синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), из них 1,5 млн. — дети. В ряде стран это заболевание уже привело к снижению ожидаемой продолжительности жизни более чем на 10 лет. Поскольку СПИД поражает преимущественно трудоспособное население среднего возраста, эта болезнь ухудшает социальное положение остальных членов семьи, особенно детей, обостряя проблемы бедности и социального неравенства в обществе.

Огромный социально-демографический урон, наносимый эпидемией ВИЧ, заставляет рассматривать вопрос о борьбе с эпидемией в качестве приоритетного направления деятельности Российского государства. Необходимо проведение профилактических мероприятий среди населения, в особенности среди молодежи, которая подвергается наибольшему риску заражения.

До настоящего времени недостаточно эффективной остается система информирования населения, особенно молодежи, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции.

Цель работы заключается в изучении технологии профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде.

Материалы и методы исследования

Данная работа основана на многолетнем опыте наблюдения, лечения и общения с ВИЧ-инфицированными больными, а также на литературных данных, и включает многие дополнительные организационные вопросы профилактической работы для предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией в молодежной среде.

Результаты и их обсуждение

На протяжении последних десятилетий проблема ВИЧ/СПИДа была предметом обсуждения в ООН, ВОЗ и других международных организациях и сообществах [1]. По мнению многих авторов, в среднесрочной перспективе не предвидится значительного снижения заболеваемости и, следовательно, увеличится кумулятивное число людей с ВИЧ на планете [2].

По оценочным данным объединенной программы ООН по СПИДу, со времени первого официально зарегистрированного общее количество заболевших в мире составляет 33-35 млн. человек [3].

На территории Новгородской области на 31.12.2014 г. зарегистрировано 2556 случаев ВИЧ-инфекции. В настоящее время в возрастной структуре больных доминируют лица моложе 30 лет (на момент постановки диагноза), на долю которых приходится 58,3% [4]. В последние годы увеличивается доля ВИЧ-инфицированных людей старше 30 лет с одновременным снижением показателей заболеваемости в группах более молодого возраста (см. рис.).

Изменения показателя пораженности в возрастных группах населения области в своей основе имеют разные причины. С одной стороны, снижение по-раженности ВИЧ-инфекцией среди подростков и молодых людей в возрасте до 30 лет может говорить об увеличении информированности молодежи о проблеме ВИЧ-инфекции и определенной эффективности просветительских и других профилактических мероприятий. Рост показателя пораженности у населения старше 30 лет может быть обусловлен в определенной степени не только увеличением истинной заболеваемости, но и за счет перемещения в эту группу лиц, ранее инфицированных ВИЧ в более молодом возрасте. И прежде всего они являются основными источниками для дальнейшего распространения инфекции половым путем [5].

Профилактика в образовательных учреждениях — это сложный многофакторный процесс, в котором особую роль играют общепрофилактические мероприятия, представляющие собой комплекс социальных и санитарно-гигиенических мер, направленных на формирование здорового образа жизни, оптимизацию условий обучения, охрану и оздоровление окружающей среды.

Имеется много свидетельств о том, что часть учащихся образовательных учреждений России уже вовлечена в рискованное по заражению ВИЧ поведение и немало школьников уже заражены ВИЧ-инфекцией или употребляли наркотические вещества. Поэтому предупреждение передачи ВИЧ считается естественной тактической задачей здравоохранения и системы образования. У 16-30% россиян, живущих с ВИЧ, эта инфекция была впервые диагностирована в возрасте до 20 лет. При этом следует учесть, что все они заразились ВИЧ за несколько лет до того, как заболевание было диагностировано.

Целостная концепция профилактики ВИЧ-инфекции складывается из трех звеньев. Первичная профилактика рассчитана практически на все здоровое население. Это мероприятия, проведение которых чрезвычайно важно в подростковой среде, например, программы по половому и нравственному воспитанию подростков, программы по безопасному сексу, «жизнь без наркотиков» и др. Вторичная профилактика проводится среди людей, имеющих тот или иной опыт взаимодействия с «вредным агентом». В сущности, это профилактические программы, разработанные с целью предотвращения дальнейшего распространения заболевания или социального явления. Третичная профилактика — комплекс мероприятий, направленный на улучшение качества жизни людей, попавших в зависимость от того или иного вредоносного фактора, т. е. развитие широкой сети социальных и реабилитационных мероприятий. Между профилактическими блоками как составляющими единой системы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение.

Множество причин позволяют выделить образовательные учреждения как оптимальное место для осуществления профилактической работы. Во-первых, именно в образовательном учреждении дети и подростки проводят большую часть своего времени, и образовательное учреждение имеет возможность заполнить его с наибольшей пользой для гармоничного развития учащихся и студентов. Во-вторых, сам процесс обучения может оказывать огромное организующее и воспитательное значение. И в-третьих, образовательное учреждение представляет собой микромодель общества, где несовершеннолетние могут получать навыки созидательной деятельности, эффективного социального и межличностного взаимодействия.

0 20 40 60 80 100

Распределение выявленных ВИЧ-инфицированных в 2014 г. по возрасту

Образовательные учреждения как социальные институты обладают рядом уникальных возможностей для успешной профилактики ВИЧ-инфекции:

— прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения;

— влиять на уровень притязаний и самооценку несовершеннолетних;

— осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;

— привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.) для осуществления профилактических мероприятий.

Кроме того, в период обучения дети и подростки проходят основные стадии развития, когда на организм и психику ребенка наибольшим образом оказывают влияние различные внутренние и внешние факторы, которые могут стать как факторами риска, так и факторами защиты.

Формирование в школе навыков предупреждения заражения ВИЧ решает стратегическую задачу предупреждения распространения ВИЧ среди населения России, так как после окончания учебных заведений молодежь становится менее доступной для систематического обучения, в то время как риски заражения ВИЧ продолжают возрастать.

Но на практике работа по обучению этой группы ограничивается рядом препятствий организационного и идеологического порядка и поэтому до настоящего времени в России осуществляется в недостаточном объеме.

Основной проблемой идеологического плана является то, что значительная часть общественности, населения и педагогов полагают, что обсуждение вопросов, связанных с путями распространения ВИЧ (например, обсуждение тем, связанных с сексуальной активностью), может не столько препятствовать рискованному поведению, сколько провоцировать такое поведение у детей и подростков.

Кроме того, сами работники образования не всегда мотивированы на обучение учащихся вопросам предупреждения распространения ВИЧ/СПИДа, поскольку могут не иметь достаточных знаний об этой угрозе или по той причине, что не считают данную деятельность своей обязанностью. Большинство педагогов также не имеют специальной подготовки, позволяющей обсуждать с учащимися интимные вопросы.

Наиболее эффективными стратегиями реализации профилактической работы в образовательной среде являются:

1. Просвещение на основе профилактических программ, включенных в учебный процесс, ориентированное на развитие личностно-средовых ресурсов, эффективных стратегий поведения, способствующих формированию ответственности за свою собственную жизнь, осознанному выбору здорового жизненного стиля, приобретению уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизации поведения риска.

2. Мотивационное консультирование, направленное на формирование мотивации, на изменение проблемного поведения в сторону здорового.

3. Семейное мотивационное консультирование, направленное на изменение проблемного поведения в семье в сторону здорового взаимодействия.

4. Обучение родителей основам воспитания по вопросам здорового образа жизни, в том числе сексуального воспитания детей.

5. Расширение прав молодежи на консультативную помощь, программную профилактическую поддержку, медицинское обслуживание и ликвидация всех дискриминационных структур и процедур.

6. Привлечение людей, влияющих на молодежь: родителей, членов семьи, учителей. Когда авторитетные для молодежи люди своими действиями дают пример для подражания и обеспечивают безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, молодежь положительно воспринимает инициативы по формированию безопасного поведения.

7. Привлечение молодежи на руководящие роли в противодействии эпидемии нездорового поведения. Для лидерства не существует возрастных ограничений. Молодежь — это ресурс, а не олицетворение проблем. В этой связи необходимо развитие стратегии лидерского и волонтерского движения.

8. Мобилизация образовательной системы, которая должна создать основу для всестороннего включения программ профилактики и реализации ее стратегий.

9. Преодоление гендерного неравенства путем защиты прав девушек и расширения перспектив для получения образования и заработка.

10. Недопустимость сексуальной эксплуатации и жестокого обращения с детьми, как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Учащиеся всех учебных заведений России, независимо от формы собственности, программ обучения и других различий, имеют право на получение адекватной и полной информации, которая помогла бы им избежать заражения ВИЧ. Конечной целью обучения является создание у молодого человека мотивации на самостоятельный и осознанный выбор поведения, препятствующего риску заражения ВИЧ.

Существуют различные методы проведения профилактической работы:

— проведение образовательных семинаров по вопросам эпидемиологии, профилактики, лечения, социальным аспектам ВИЧ-инфекции для корреспондентов местных средств массовой информации;

— публикации в органах печати материалов (статьи, интервью, обращения, открытые письма и т. п.) по проблеме ВИЧ с акцентом на вопросы эпидемиологии и предупреждения заражения;

— подготовка радиоматериалов по вопросам профилактики среди различных групп населения, в первую очередь молодежи, и обеспечение их трансляции по местным радиоканалам;

— организация трансляции по каналам местного телевидения видеоклипов и тематических программ по профилактике ВИЧ-инфекции;

— создание специальной телевизионной рубрики или цикла передач, посвященных вопросам обсуждения различных аспектов проблемы ВИЧ с упором на молодежную аудиторию;

— подготовка информационных материалов по различным аспектам асоциальных явлений и размещение их в компьютерной сети;

— подготовка и проведение лекций, бесед, круглых столов, дискуссий по вопросам ВИЧ-инфекции и употребления наркотиков среди учащихся старших классов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, техникумов, высших учебных заведений;

— обучение средствам и методам предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией пациентов медицинских учреждений и отделений наркологического профиля, отделений вирусных гепатитов инфекционных больниц;

— привлечение к проблеме ВИЧ, кроме профессионалов, молодежных лидеров, кумиров, бывших наркоманов;

— использование популярных изданий, различных молодежных собраний;

— проведение профилактики, направленной на ту общественную группу, где данный индивид живет или проводит время. Работа в «труднодоступных группах», построение доверительных отношений с наркозависимыми;

— профилактика, основанная на принципе равенства, когда «равный учит равного».

Обучение учащихся общеобразовательных учреждений по программам предупреждения распространения ВИЧ/СПИДа и ИППП должно координироваться в рамках тесного межсекторального и межведомственного взаимодействия.

Одним из решений проблемы предвзятого отношения учащихся к официальной информации может стать использование для обучения специально подготовленных инструкторов из числа учащихся (использование принципа «равный равному»). При этом, однако, следует учитывать, что инструкторы из числа учащихся должны заниматься учебой. Они могут лишь временно принимать участие в этой деятельности, их интерес к однообразной деятельности быстро ослабевает. По этой причине необходимо постоянно работать над повышением знаний и навыков и обновлять состав инструкторов.

Необходимо отметить, что помимо лекционного обучения навыкам предупреждения заражения ВИЧ должны широко использоваться такие методы, как демонстрация видеофильмов, распространение брошюр и буклетов. Для профилактики заражения ВИЧ/СПИДом могут использоваться и наглядные материалы, в том числе подготовленные самими учащимися.

Предполагается, что более эффективны в плане обучения ролевые игры и другие обучающие приемы, подразумевающие активное участие учащихся: викторины, дискуссии, самодеятельные спектакли.

При подаче информации целесообразно исключать прямые поучительные и назидательные мотивы, которые могут восприниматься подростками негативно.

Молодые люди должны знать, что заражение ВИЧ приводит через несколько лет к развитию смер-

тельного заболевания — синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД), это заболевание пока неизлечимо, а современная медицина позволяет только на неопределенное время предупредить развитие СПИДа при условии постоянного приема большого количества дорогостоящих лекарственных препаратов.

Информация, предоставляемая учащимся, должна определенным образом доводить до их сведения, что снизить риск инфицирования ВИЧ можно как путем уменьшения числа половых партнеров (воздержание, строгие моногамные отношения), так и путем использования барьерного способа предупреждения заражения, т.е. путем использования презервативов. При этом до сведения учащихся должно быть доведено, что ни тот, ни другой путь не является абсолютно надежным, но они в сотни раз снижают риск заражения.

Учащиеся должны получать достаточную информацию, для того чтобы в будущем они могли сделать правильный выбор поведения, обеспечивающего максимальную защиту от ВИЧ в тех условиях, в которых они могут оказаться в жизни.

Обучение студентов специализированных учебных заведений, включая высшие учебные заведения, также целесообразно осуществлять в организованном порядке. Для профилактической работы среди подростков и молодежи целесообразно использовать молодежные организации и движения.

Неработающая и неучащаяся молодежь представляет собой группу, особо уязвимую к заражению ВИЧ. Для работы с этой группой привлекаются клиники и другие аналогичные организации.

Предотвращение распространения заболевания ВИЧ-инфекцией невозможно также без эффективного воздействия средств массовой информации на формирующееся сознание подростков и молодежи, начинающих жить активной жизнью, в том числе и половой, легко поддающихся существующим неформальным стереотипам поведения. В то же время немаловажно участие в этом процессе взрослых (дома, в школе, вузе и т. д.).

Приоритетным и самым эффективным в этом направлении является телевидение, так как оно рассчитано на большую аудиторию. Регулярные рейтинговые опросы электронных средств массовой информации позволяют выбрать передачи и время вещания с наибольшей аудиторией. Немаловажным является то, что с помощью телевидения можно подавать и интерпретировать информацию в любой удобной форме.

Пропагандирование лозунга «НЕТ наркотикам и СПИДу» с целью предупреждения заболеваний необходимо в разнообразных формах подачи информации. Ими могут быть и блиц-опрос, и круглый стол, а также ток-шоу и интервью, построенное в форме ответов специалиста на вопросы зрительской аудитории по поводу СПИДа и других инфекций, передающихся половым путем. Максимальный эффект пропаганды возможен только при условии адекватности форм и средств воздействия на те или иные группы населения.

Заключение

Информационно-просветительские программы по профилактике ВИЧ-инфекции являются неотъемлемой частью государственной программы, направленной на укрепление здоровья всего населения, и входят в сферу гигиенического воспитания и образования населения. Конечной целью подобного рода профилактических программ является формирование здорового образа жизни, предупреждение таких заболеваний, как ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты с парентеральным путем передачи, наркомания и др.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (номер проекта 14-16-53001).

1. Беляков Н.А. ВИЧ-осознание вселенской опасности или введение в проблему: лекция для врачей. СПб.: Балтийский медицинский образовательный центр, 2011. 28 с.

2. Розенталь В.В., Беляков Н.А., Рассохин В.В., Дуби-кайтис П.А. Подходы к определению оценочного числа ВИЧ-инфицированных больных в популяции // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2011. Т.3. №3. С.7-12.

3. Онищенко Г.Г. ВИЧ-инфекция — проблема человечества // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессия. 2009. Т.1. № 1. С .5-9.

4. Азовцева О.В., Архипов Г.С., Архипова Е.И. и др. Оценка результатов математического моделирования и анализ эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции в Новгородской области // Медицинский академический журнал, 2015. Т .15. № 3. С.68-74.

5. Устинов А.С., Суворова А.В., Беляков А.Н. и др. Влияние психопатологической симптоматики и употребления психоактивных веществ на уровень вирусной нагрузки

ВИЧ у больных, получающих АРВТ // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2015. Т.7. №2. С.41-48.

References

1. Beliakov N.A. VICh-osoznanie vselenskoi opasnosti ili vvedenie v problemu: lektsiia dlia vrachei [Awareness of ecumenical HIV danger or introduction to the problem: lecture for doctors]. Saint Petersburg, BMEC Publ., 2011. 28 p.

2. Rozental' V.V., Beliakov N.A., Rassokhin V.V., Dubi-kaitis P.A. Podkhody k opredeleniiu otsenochnogo chisla VICh-infitsirovannykh bol'nykh v populiatsii [Approaches to tentative assessment of HIV prevalence in a population]. VICh-infektsiia i immunosupressii - HIV Infection and Immunosuppressive Disorders, 2011, vol. 3, no. 3, pp. 7-12.

3. Onishchenko G.G. VICh-infektsiia - problema chelove-chestva [HIV infection: a challenge to humanity]. VICh-infektsiia i immunosupressiia - HIV Infection and Immunosuppressive Disorders, 2009, vol. 1, no. 1, pp. 5-9.

4. Azovtseva O.V., Arkhipov G.S., Arkhipova E.I., Smirnov A.V., Fishman B.B., Veber V.R. Otsenka rezul'tatov mate-maticheskogo modelirovaniia i analiz epidemicheskoi situatsii po VICh-infektsii v Novgorodskoi oblasti [Evaluation of the results of mathematical modeling and analysis of the epidemiological situation of HIV infection in the Novgorod Region]. Meditsinskii akademicheskii zhurnal -Medical Academic Journal, 2015, vol. 15, no. 3, pp. 68-74.

5. Ustinov A.S., Suvorova A.V., Beliakov A.N., Makhamatova A.F., Levina O.S., Rassokhin V.V., Krupitskii E.M., Lioznov D.A., Niccolai L., Heimer R. Vliianie psikhopatologicheskoi simptomatiki i upotrebleniia psikhoaktivnykh veshchestv na uroven' virusnoi nagruzki VICh u bol'nykh, poluchaiushchikh ARVT [The influence of psychopathology symptoms and substance use on viral load suppression in HIV-infected patients taking ART]. VICh-infektsiia i immunosupressii - HIV Infection and Immunosuppressive Disorders, 2015, vol. 7, no. 2, pp. 41-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.