SCIENCE TIME
■
ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Филиппов Анатолий Денисович, Научный руководитель: Черепкова Наталья Викторовна, Ставропольский филиал Московский педагогический государственный университет, г. Ставрополь
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам профилактики употребления и влияния психоактивных веществ в подростковом возрасте.
Ключевые слова: профилактика, подросток, психоактивные вещества.
В настоящее время в сложной социально-экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность чётко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенности жизнью. Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, материальное неблагополучие ухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей, так как воспитанию в некоторых семьях уделяется недостаточно времени и усилий.
Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и даёт основания для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижения интереса к психоактивным веществам у учащихся. Необходимо своевременное усиление профилактической деятельности специалистами в учебных заведениях,
| SCIENCE TIME Щ
в которых дети и подростки проводят значительную часть свободного времени.
Проблема употребление психоактивных веществ, среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу. Статистические данные подтверждают, что масштабы и темпы распространения наркомании в стране ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи, будущее значительной её части и в конечном итоге влияют на уровень социальной стабильности российского общества в ближайшей перспективе [1].
По данным ООН, во всем мире растет число людей, употребляющих наркотики, их количество достигает 200 миллионов человек в год, из которых на Российскую Федерацию приходится 9-10 млн. В решении комплексной задачи профилактики среди подростков значительную роль играют социально-психологические средства, включающие в себя формирование соответствующих ценностных ориентаций здорового образа жизни, психотехнологий, воспитательных воздействий, формирование личностной устойчивости и саморегуляции подростков. В связи с этим актуализируется проблема научной разработки системы мер по предупреждению подростковой наркомании, а именно социально-психологической профилактики употребление психоактивных веществ, среди молодежи в образовательном учреждении.
Очевиден тот факт, что проблемой профилактики употребления психоактивных веществв образовательных учреждениях занимаются недостаточно. В стороне от решения этой проблемы остаются и родители, которые в абсолютном большинстве не просвещены в диагностике первых симптомов употребления подростками психоактивных веществ.
Разработкой проблемы предотвращения употребления психоактивных веществ в нашей стране шла в разных направлениях. Глубокий научный анализ теоретических и методических вопросов профилактики, дан в работах: С.В. Березина, К.С. Лисецкого, Р.Х. Шакурова, Р.Р. Гарифуллина, Е.С. Меньшиковой, В.Н. Кузьминова, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, Н.С. Видермана, А.Н. Гаранского, Я.И. Гилинского, Ю.В. Верминенко, В.Н. Келасьева, В.Ю. Юнака. Влияние биологических, психологических, социальных факторов на изменение структуры личности исследовано в работах И.Ж. Калашникова, А.Ю. Антропова, Н.Г. Идрисовой, Н.В. Крыловой и др. [2].
Система педагогических приемов профилактики употребление психоактивных веществ разработаны: Е.Е. Тонков, С.И. Каланцев, А.И. Шатило, Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, В.М. Сорокин, Н.И. Алешкин, О.В. Защиринская, Л.П. Николаева, Д.В. Колесов и др.
Цель - изучить социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте.
Объект исследования - процесс профилактики употребления
I SCIENCE TIME Щ
психоактивных веществ
Предмет исследования - социально-психологические условия профилактики употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях школы.
В основу исследования положена гипотеза о том, что профилактика употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в условиях образовательного учреждения будет эффективной при соблюдении следующих социально психологических условий, нацеленных на развитие личностных ресурсов: осознание морально-нравственных ценностей; формирование навыков принятия решения и поведения в ситуациях психологического давления; расширение диапазона поведенческих реакций в различных проблемных ситуациях.
Методологическую основу данного исследования составили научные труды в области психологии, социологии и педагогики. Научный анализ вопросов профилактики, дан в работах отечественных ученых: С.В. Березина, К.С. Лисецкого, Р.Х. Шакурова. Центральным фактором психологического развития в подростковом возрасте, и его важнейшим новообразованием является, становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л.И. Божович). И зарубежные исследователи рассматривающие механизмы социализации молодежи и проблемы формирования личности в процессе социализации: С.А. Белановский, С.И. Левиков, А.В. Мудрика и др.
Экспериментальное исследование особенностей процесса вовлечения учащихся подросткового возраста к употреблению ПАВ было спланировано и проведено в соответствии с основными подходами к организации педагогического эксперимента. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы .№12 г. Ставрополя.
Учитывая поставленную цель исследования, мы и провели «Анкету для школьников», разработанную М.Б. Красниковой, и направленную на выявление отношения подростков к употреблению психоактивных веществ, а также основных причин их употребления.
Интерпретируя данные полученные на основе этой методики, намибыло установлено, что основными факторами здорового образа жизни 26% респондентов считают отсутствие вредных привычек. Для 18% испытуемых таким фактором является благоприятная экологическая обстановка, для 16% -удовлетворенность эмоциональными отношениями, а также правильное питание. Результаты данного исследования представлены на рис.1.
| SCIENCE TIME Щ
■ Занятие спортом
■ Отсутствие вредных привычек
■ Удовлетворенность эмоциональными отношениями с родителями, близкими
■ Удовлетворенность работой, учебой
■ Правильное питание Наследственность
Рис. 1 Основные факторы здорового образа жизни, в % от общего числа испытуемых
■ Играю в компьютерные игры более 6-ти часов в неделю
■ Провожу время на улице в компании друзей около 2-х часов в неделю
■ Смотрю телевизор около 2-х часов в неделю
■ Читаю книги
■ Посещаю музыкальную, художественную школу, студию танцев и т. д. около б-ти часов в неделю
Рис. 2 Времяпрепровождение подростками, в % от общего числа испытуемых
На вопрос о время препровождении подростков, нами были получены следующие результаты: 32% респондентов играют в компьютерные игры (более 6-ти часов в неделю), 21% посещают спортивные секции (около 6-ти часов в неделю), 16% подростков посещают различные учреждения дополнительного образования (около 6-ти часов в неделю), 13% - проводят время на улице в компании друзей (около 2-х часов в неделю), 11% опрошенных в свободное время смотрят телевизор (около 2-х часов в неделю), 5% - слушают музыку, 3% посвящают свободное время чтению книг. Эти данные отражены на рис.2.
По мнению опрашиваемых нами респондентов, основными причинами употребления психоактивных веществ являются: зависимость от плохой компании - 29%; попадание в «ловушку» торговца наркотиками - 21%; любопытство - 18%; скука - 13%; бегство от проблем - 11%; стремление получить положительные эмоции - 8%. Данные опроса отображены на рис.3.
При беседе о предложении ребятам наркотических веществ кем-либо, нами было установлено, что 50% респондентов предлагали попробовать наркотик,
23,7% подросткам подобного предложения не поступало, 26,3% подростков затруднились ответить на этот вопрос.
Анализ результатов методики склонности к отклоняющемуся поведению позволил установить, что высокие показатели оценок склонности к преодолению норм и правил были выявлены у 18,4% респондентов. Для них характерно отрицание общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Подростки отличаются наличием нонкомформистских установок, склонностью противопоставлять собственные нормы и ценности групповым. Экстремально высокие показатели оценок по данной шкале были выявлены у 55,3% испытуемых, что свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении острого негативизма.
Рис. 3 Основные причины употребления наркотических веществ, в % от общего числа опрошенных
Экстремально высокие показатели оценок склонности к аддиктивному поведению были отмечены у 21% подростков. Это свидетельствует о ярко выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях. Предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем наблюдается у 52,7% подростков. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистических ориентированных нормах и ценностях.
Высокий уровень готовности реализовать различные формы аутагрессивного поведения характерен для 63,2% респондентов, что свидетельствует о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях. У 26,3% испытуемых
| SCIENCE TIME Щ
результаты значительно превышают нормативные показатели, что говорит о сомнительной достоверности результатов. Для 10,5% подростков характерно отсутствие готовности к реализации саморазрушающего поведения.
Результаты методики диагностики смысложизненных ориентаций показали, что у 23,7% респондентов отмечаются низкие баллы по субшкале «цели жизни», следовательно, данная тенденция присуща человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днём. Для 76,3% испытуемых характерны высокие баллы, что говорит о целеустремленности личности, но его планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
По субшкале «процесс жизни» высокие баллы наблюдаются у 39,5% подростков, что характеризует их как гедонистическую личность, живущую одним днём. Признаки неудовлетворенности своей жизнью в настоящем отмечаются у 39,5% респондентов.
По субшкале «результат жизни» высокие показатели оценок отмечаются у 73,7% и характеризуют респондентов, которые доживает свою жизнь, у которых всё в прошлом, несмотря на юный возраст. Для 26,3% характерны низкие показатели оценок, что указывает на неудовлетворенность своей жизнью. У 42,1% испытуемых наблюдается фатализм.
По результатам проведенных нами методик мы можем судить о том, что: подростки осознают ведущую роль здоровья, залогом которого является отсутствие вредных привычек. Несмотря на это, респонденты большую часть времени проводят за компьютером (более 6-ти часов в неделю). Родители в большинстве случаев, не знают, с кем дружит их ребенок, чем интересуется и что его беспокоит; среди друзей опрошенных нами респондентов есть те, которые пробовали наркотические вещества, и подростки знают, где их можно приобрести. Подростки считают, что людей, употребляющих наркотики нужно лечить, большая часть испытуемых имеют признак неудовлетворённости своей жизнью в настоящем, не верит в свои силы и неудовлетворены своей жизнью.
Таким образом, нами выявлено, что больше половины детей склоны к отклоняющемуся поведению и имеют информацию о возможностях употребления наркотических веществ. Исходя из этого, мы всех детей включили в группу риска, и именно со всей группой и будем проводить формирующую программу по профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой среде.
На формирующем этапе экспериментального исследования нами была разработана и реализована авторская программа «Жизнь без наркотиков!», которая была направлена на профилактику наркотизации и употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте. После проведения данной программы нами установлено, что произошла тенденция к улучшению
I
SCIENCE TIME
I
поведения подростков, снизился к минимуму риск возникновение желания попробовать наркотик, также у подростков стало меньше друзей и знакомых пребывавшие ПАВ.
Литература:
1. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-методическое пособие / Хасан Б. И., Дюндик Н. Н., Федоренко Е. Ю., Кухаренко И. А., Привалихина Т. И. Краснояр. гос. ун-т. -Красноярск, 2003. - 335 с.
2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера»,
2001. - 480 с.