and moral values"; LLC «NPP «GARANT-SEVIS», 2023. 15 p.
16. Ushinsky, K. D. Russian school. Comp., preface, commentary. V. O. Gusakova. Rep. ed. O. A. Platonov. Moscow: Institute of Russian Civilization, 2015. 688 p.
17. Federal state educational standard of secondary vocational education in specialty 44.02.02 Teaching in primary grades, approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated August 17, 2022 No. 742; LLC «NPP «GARANT-SEVIS», 2023, p. 6
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Бочаров Сергей Стефанович
Кандидат химических наук, доцент кафедры, Ставропольский государственный педагогический институт (Филиал, Железноводск), e-mail: bocharovss@mail.ru
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-113-121 Аннотация:
Проблема травматизма младших школьников чрезвычайно актуальна и в современный период развития общества. Младший школьный возраст характеризуется повышенным любопытством и повышенной двигательной активностью, что часто приводит к травмам в быту и во время игр. Меры предосторожности, носящие разъяснительный характер в силу психофизиологических особенностей возраста не всегда эффективны. Показано, что регулярные занятия, повышающие уровень общефизической подготовки, снижают статистику травматизма младших школьников, способствуют улучшению физических качеств младших школьников, таких как сила, ловкость, скоростные качества, а также способствуют снижению количества пропусков по болезни в течении учебного года.
Ключевые слова: травматизм младших школьников, профилактика травматизма, гиподинамия, общефизическая подготовка, психофизиологические особенности возраста.
PREVENTION OF INJURIES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY METHODS OF INCREASING GENERAL PHYSICAL FITNESS
Bocharov Sergey Stefanovich
Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Branch, Zheleznovodsk), e-mail: bocharovss@mail.ru
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-113-121
Abstract:
The problem of injuries among younger schoolchildren is extremely relevant in the modern period of social development. Primary school age is characterized by increased curiosity and increased motor activity, which often leads to injuries at home and during games. Precautionary measures of an explanatory nature due to the psychophysiological characteristics of age are not always effective. It has been shown that regular classes that increase the level of general physical fitness reduce the injury statistics of junior schoolchildren, help improve the physical qualities of junior schoolchildren, such as strength, agility, speed, and also help reduce the number of absences due to illness during the school year.
Key words: injuries in younger schoolchildren, injury prevention, physical inactivity, general physical training, psychophysiological characteristics of age.
Стремительный переход общества от аграрного к индустриальному и постиндустриальному укладу жизни, привел к непредсказуемым изменениям в образе жизни значительного количества жителей планеты. Наименее адаптированной к новым условиям и наименее защищённой частью общества оказались дети, в нашем случае младшего школьного возраста. Оторванность в течение значительного времени суток от близких людей - родителей и насыщенность окружающей среды неизбежными компонентами техносферы, может и приводит к сбою в деятельности нервной системы и как следствие к случаям детского травматизма.
Младший школьный, как и дошкольный возраст характеризуется повышенным уровнем любознательности к окружающему ребенка миру, но сегодня это не лес или огород, а строительные конструкции, ямы, канализационные сливы, лестницы и т.д., особого внимания требуют дорожно-транспортные происшествия с участием детей, всё вышеозначенное является источниками повышенного детского травматизма [3, c.219].
В таком возрасте все системы организма младшего школьника пребывают в состоянии роста и характеризуются диспропорцией в развитии. Костные и соединительные ткани менее прочны, и более уязвимы, чем у взрослого человека, что значительно чаще приводит к переломам и нарушениям кожного покрова. Центральная и вегетативная части нервной системы, также менее устойчивы по сравнению со взрослым организмом, что может привести к шоковому состоянию в результате травматизма, случаи которого до конца не удается изжить несмотря на все усилия современного общества.
Профилактика детского бытового травматизма, заключается в продуманности и создании безопасной среды активности детей младшего школьного возраста как внутри жилища, так и вне; проведение разъяснительной работы, как дома, так и в образовательном учреждении на классных часах, так как уроки «ОБЖ» преподаются в старших классах. Поэтому привитие навыков и воспи-
тание культуры безопасного поведения в различных нестандартных для детей ситуациях переоценить трудно. Выход на наш взгляд в поддержание физической подготовленности детей на максимально возможном для данного возраста уровне [1, с.114].
Гиподинамия - болезненное состояние организма, вызванное снижением двигательной активности человека, ниже определенного критического уровня, приводящее к нарушению деятельности: сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, системы кровообращения, деградации костно-мышечной системы. Гиподинамия - явление присущее не только человеку, но и домашним животным, проживающим в неволе и приводящее к значительному числу сопутствующих заболеваний, в большей степени характерных урбанистическому образу жизни. Стремительный переход большинства населения планеты от физического труда к интеллектуальному, для которого характерен кабинетный (сидячий) стиль деятельности, сопровождается разбалансировкой деятельности сердечно-сосудистой системы и отклонениями от нормы показателей практически всех биохимических процессов. Это может приводить к ожирению, сахарному диабету уже в детском возрасте, нарушению обмена веществ по кальцию, и как следствие к аномальной хрупкости и ломкости костной ткани. Последствия гиподинамии сказываются практически на всех системах и жизненно важных органах организма, так как недостаток двигательной активности приводит к недостаточному снабжению суммой питательных веществ и кислородом практически всех тканей организма. Следствием гиподинамии является гиповентиляция легких, приводящая к снижению емкости легких и снижению интенсивности газообмена, что в свою очередь приводит к общей слабости, быстрой утомляемости, снижается трудоспособность, что отрицательно сказывается на когнитивных способностях [2, с.108].
Особенности развития организма в детском возрасте заключаются, в том, что травмы и повреждения носят специфический характер, присущий только определенному возрасту. Так, костные ткани детей имеют хрящевую часть, за счет которой и происходит рост кости в большем процентном отношении, нежели у взрослых. Хрящевая ткань имеет пониженную механическую прочность и выполняет роль амортизатора, часто приводит к «нестандартным» переломам, требующим особого подхода при лечении.
В таком возрасте из-за анатомо-физиологических особенностей, присущих детскому организму, чаще, чем у подростков старшего возраста или у взрослых, возможны различные формы сотрясения головного мозга, которые могут сопровождаться отеком мозга. В таком возрасте кожный покров менее прочен и более уязвим, чем у взрослого человека, что значительно чаще приводит к ожогам 2 или 3 степени, даже при интенсивном солнечном воздействии в летний период или обморожениям зимой. Центральная и вегетативная части нервной системы также менее устойчивы по сравнению со взрослым организмом, что может приводить к шоковому состоянию в результате травматизма [3, с.239].
Если в процентном соотношении рассмотреть структуру травматизма для
детей младшего школьного возраста, то исходя из статистических данных, составляют в (%): травмы кожного покрова поверхности тела 34%; раневые ранения 19%; переломы верхних конечностей 13,9%; нижних 6,3%; вывихи 13%; травмы головы, включая переломы костей черепа 5,4%; различные виды ожогов и отморожения 2,9%; травмы глаз 2,1%; травмы невыясненной этимологии, менее 1%; осложнения после травм 4,1% [5, с. 18].
По видам детский травматизм подразделяется на бытовые, уличные, транспортные, школьные, спортивные и прочие травмы, данную классификацию используют как официальную терминологию врачи травматологи и при составлении статистической отчетности [5, с.20].
К бытовому детскому травматизму относят повреждения, полученные детьми в условиях постоянного проживания: дом, квартира, лестничная клетка, лифт, ванная комната, кухня, гаражи и другие, частое несоответствие электропроводки современным требованиям и многие другие опасные факторы для детей, и безопасные для взрослого человека. Такие травмы случаются наиболее часто, по статистике их число доходит до 40% от общего количества. К сожалению, бытовые травмы могут приводить и к смертельным случаям.
Причинами бытового детского травматизма являются [1, с.113].:
- отсутствие или невнятность разъяснительной деятельности среди детей младшего школьного возраста;
- оставление детей младшего школьного возраста без присмотра со стороны взрослых в свободное время;
- несовершенство инженерных решений, строительных конструкций и детских площадок с точки зрения детского травматизма;
- несоответствие показателей физической подготовки и отсутствие или несовершенство двигательных навыков детей младшего школьного возраста утвержденным Министерством здравоохранения РФ для детей данной возрастной категории.
Важнейшим условием профилактики травматизма детей младшего школьного возраста является выявление причин травматизма, их классификация, накопление статистических данных и выработка практических рекомендаций по их предупреждению [5, с.21].
Профилактика детского бытового травматизма заключается в продуманности и создании безопасной среды активности детей младшего школьного возраста как внутри жилища, так и вне; проведение разъяснительной работы, как дома, так и в образовательном учреждении на классных часах, так как уроки «ОБЖ» преподаются несколько позже. Поэтому привитие навыков и воспитание культуры безопасного поведения в различных нестандартных для детей ситуациях переоценить трудно. Выход, на наш взгляд, в поддержание физической подготовленности детей на максимально возможном для данного возраста уровне.
Учитывая, что гиподинамия является источником многих заболеваний, снижения общего иммунитета и как следствие снижения сопротивляемости организма и численных значений физических качеств, присущих их сверстникам
тридцать и более лет назад. Предлагается методами общей физической подготовки развить физические качества: силу, ловкость, реакцию, скорость мышления; и психо-эмоциональные качества: устойчивость психики, умение сохранять самообладание, не теряться в незнакомой ситуации, что в конечном итоге должно привести к снижению травматизма младших школьников, а в случаях получения травмы к более быстрому восстановлению.
Методы общей физической подготовки младших школьников с целью профилактики травматизма в настоящее время могут иметь самые различные формы. Однако все они базируются на грандиозном массиве теоретических знаний, накопленных учеными различных научных направлений и требующих освоения и творческого применения со стороны педагогов и тренеров, работающих непосредственно с младшими школьниками.
Систематические занятия, повышающие общефизическую подготовку, способствуют нормализации протекания обменных биохимических процессов, и как следствие более интенсивному развитию и росту детского организма, а также улучшению когнитивных способностей.
Положительный эффект общефизической подготовки наблюдается в случае нахождения оптимального режима тренировок и оптимальных физических нагрузок, высокие нагрузки, недостаточный отдых могут вызвать обратный эффект и привести к замедлению роста и развития школьника [3, с.319].
Огромное значение в общефизической подготовке младших школьников как средства профилактики травматизма имеют подвижные игры. Подвижные игры способствуют развитию таких качеств как сила, ловкость, скоростных качеств, умения мгновенно реагировать на быстро меняющуюся во время игры ситуацию, что способствует развитию также и когнитивных способностей.
Подвижные игры, являются эффективным методом формирования и закрепления правильной осанки и появлению привычки правильного дыхания во время двигательной активности.
Психоэмоциональное состояние, в котором пребывают младшие школьники во время подвижных игр, характеризуется раскрепощенностью и непринуждённостью действий, что само является притягательным в данном возрасте. Игра сопровождается яркостью восприятия и ощущений, в обстановке ситуативной лабильности, обеспечивает развитие: оперативной памяти, скоростного мышления, внимания и воображения; волевых качеств в сочетании с коммуникативными способностями и чувством поддержки со стороны членов команды.
Такие особенности передачи эмоций, отражающие характер детей: возгласы, ярко выраженные мимические реакции, движения, связанные с переживанием, поддерживают интерес к игре, а общее эмоциональное состояние непроизвольно передается партнерам или членам команды.
Подвижные игры по сумме положительных качеств, влияющих на развитие ребенка, оказывают огромное воспитательное значение, которое реализуется в полной мере при верном руководстве педагога-тренера [4, с.164].
Подвижные игры как средство общефизической подготовки и профилак-
тики травматизма, являются эффективным тренингом контроля и регуляции эмоционального состояния младших школьников. Методы общей физической подготовки младших школьников с целью профилактики травматизма, в настоящее время могут иметь самые различные формы. Однако все они базируются на грандиозном массиве теоретических знаний накопленных учеными различных научных направлений и требующих освоения и творческого применения со стороны педагогов и тренеров, работающих непосредственно с младшими школьниками.
Для контроля физического состояния младшего школьника необходим контроль объективных показателей здоровья, пульса, давления; не реже чем раз в год, медицинский осмотр с определением МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ - жизненной емкости легких и др.
Принцип регулярности - подразумевает регулярность и систематичность в занятиях по совершенствованию общей физической подготовки младших школьников, а также чередование интенсивных занятий с разгрузочными занятиями и отдыхом, в соответствии с научными принципами. Систематичность означает не только регулярность занятий, но создание системы, включающей в себя освоение теоретического материала, учет индивидуальных биоритмов, соблюдение режима, правильное питание и конечно же непрерывность, позволяющая неуклонно наращивать результаты.
Принцип постепенности - чрезвычайно важный принцип, позволяющий избежать травм и психологического срыва. Он заключается в постепенном, планомерном наращивании объема и интенсивности нагрузок, в результате чего естественным образом осуществляется повышение сложности движения, увеличение показателей динамической силы и выносливости. Принцип постепенности - позволяет переходить от небольших физических нагрузок к более насыщенным тренировкам, и от простых движений к более сложным, избегая пиковых физических и психологических нагрузок.
Одной из важнейших целей ОФП является воспитание или совершенствование физических качеств младших школьников, под этим термином подразумеваются индивидуальные характеристики школьников, составляющих сумму качеств, позволяющих осуществлять двигательную активность во всем её многообразии, и включают в себя: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость.
Уроки по общей физической подготовке проводятся во всех возрастных категориях занимающихся, и практически не имеют ограничений для школьников начальных классов. Они достаточно эффективны для всесторонней физической подготовки обучаемых. Такие уроки характеризуются средними и небольшими нагрузками, комплексностью, максимально возможным разнообразием средств и методов реализации физической двигательной активности [4, с.202].
Детский травматизм вообще, как и травматизм младших школьников, является серьезнейшей проблемой современности, требующей неотложных мер по его предупреждению и включающей в себя:
- регулярное проведение разъяснительной работы среди педагогов, воспи-
тателей, родителей, а также детей по основам безопасности жизнедеятельности, особенностям анатомо-физиологических характеристик детского организма и формированию культуры безопасного поведения в общественных местах, школе, на улице, дома и т.д.;
- проблема носит комплексный характер и для её решения необходимы усилия множества специалистов, таких как педагоги, психологи, конструкторы, инженеры, а также родителей, самих детей, и просто неравнодушных людей;
- в местах постоянного пребывания младших школьников (школа, игровые площадки, дом) необходимо внедрять инженерные методы защиты: нежесткое покрытие пола, отсутствие стеклянных, острых, выступающих частей строительных конструкций, и др.;
- укрепление физического здоровья методами общефизической подготовки;
- воспитание у детей таких качеств, как самообладание и выдержка, способность прийти на выручку к тем, кто попал в беду и нуждается в помощи.
В результате экспериментальных исследований влияния общей физической подготовки в качестве средства профилактики травматизма младших школьников, студентами на кафедре «Дошкольного и начального образования» филиала СГПИ в г. Железноводске, было установлено:
- методом анкетирования было найдено, что только часть младших школьников и их родителей верят в эффективность общей физической подготовки как средства профилактики травматизма младших школьников, что противоречит научным данным и само по себе является проблемой;
- выявлена связь между отсутствием или наличием мотивации к регулярным занятиям физической культурой и пропусками уроков в общеобразовательной школе;
- экспериментально доказано, что регулярные занятия по общей физической подготовке способствуют улучшению физических качеств младших школьников, таких как сила, ловкость скоростные качества;
- экспериментально доказано путем определения пробы Руфье [4, с.106] , что регулярные занятия по общей физической подготовке способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы, а также центральной нервной и вегетативной нервной систем;
- анализ школьной документации и журналов, показал, что регулярные занятия по общей физической подготовке, положительно влияют на посещаемость занятий. В экспериментальной группе младших школьников количество пропусков занятий по болезни ниже чем в контрольной;
- диагностикой по методике Л. Ф. Тихомировой с целью определения внимательности и точности восприятия младших школьников [2, с.97], было доказано улучшение искомых качеств в результате регулярных занятий по общей физической подготовке;
- методом анкетного опроса младших школьников и их родителей выявлено, что в результате регулярных занятий по общей физической подготовке
участники экспериментальной группы по завершении эксперимента стали значительно спокойнее в общении, менее подвержены простудным и инфекционным заболеваниям, повысилась успеваемость в школе. Анкетированием родителей было выявлено уменьшение количества случаев мелкого бытового травматизма.
- улучшение физических качеств, таких как сила, ловкость, скоростные качества; повышение внимательности и точности восприятия; улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, а также центральной нервной и вегетативной нервной систем младших школьников. Всё изложенное выше способствует заметному снижению вероятности получения травмы младшими школьниками, а в случае ее получения, скорейшему восстановлению.
Литература
1. Альбицкий В.Ю. Детская и подростковая смертность от внешних причин /В.Ю. Альбицкий, Л.А. Никольская, Ф.Р. Умярова// Новые технологии в профилактической медицине. - Нижний Новгород, 1999. С. 113-115.
2. Базарный В.Ф. Технологии эволюции. От деградации к развитию здоровья ребенка в системе образования. - М.: Издательство Концептуал, 2018. - 178 с.
3. Бубновский С. М. Код здоровья сердца и сосудов. 3-е изд., дополненное.
- Москва: Издательство Эксмо, 2022. - 416 с.
4. Германов Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для вузов / Г.Н. Германов.
- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 224 с.
5. Конох А. П. Профилактика травматизма у младших школьников средствами физического воспитания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту 24.00.02. -Киев.:2000.-22 с.
6. Профилактика травматизма у детей: Сборник советов для родителей по профилактике травматизма у детей/сост. Д.А. Моисеенко.- Нижневартовск: МАУ ЦРО, 2016. - 18с.
References
1. Al'bitskii V.Yu. Detskaya i podrostkovaya smertnost' ot vneshnikh prichin /V.Yu. Al'bitskii, L.A. Nikol'skaya, F.R. Umyarova [Child and adolescent mortality from external causes]. Novye tekhnologii v profilakticheskoi meditsine [New technologies in preventive medicine]. Nizhnii Novgorod, 1999. p. 113-115.
2. Bazarnyi V.F. Tekhnologii evolyutsii. Ot degradatsii k razvitiyu zdorov'ya rebenka v sisteme obrazovaniya [Technologies of evolution. From degradation to development of child health in the education system]. Moscow: Izdatel'stvo Kontseptual, 2018. 178 p.
3. Bubnovskii S. M. Kod zdorov'ya serdtsa i sosudov [Code of heart and vascular
health]. 3-e izd., dopolnennoe. Moscow: Izdatel'stvo Eksmo, 2022. 416 p.
4. Germanov G.N. Dvigatel'nye sposobnosti i fizicheskie kachestva. Razdely teorii fizicheskoi kul'tury: uchebnoe posobie dlya vuzov [Motor abilities and physical qualities. Sections of the theory of physical culture: textbook for universities]. 2-e izd., pererab. i dop. - Moscow: Izdatel'stvo Yurait, 2020. 224 p.
5. Konokh A. P. Profilaktika travmatizma u mladshikh shkol'nikov sredstvami fizicheskogo vospitaniya [Prevention of injuries in primary schoolchildren using physical education]. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata nauk po fizicheskomu vospitaniyu i sportu 24.00.02 [Abstract of the dissertation for the scientific degree of Candidate of Sciences in physical education and sports 24.00.02]. Kiev.:2000. 22 p.
6. Profilaktika travmatizma u detei: Sbornik sovetov dlya roditelei po profilaktike travmatizma u detei [Prevention of injuries in children: Collection of tips for parents on the prevention of injuries in children]. Nizhnevartovsk: MAU TsRO, 2016. 18.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Немерешина Ольга Николаевна
Кандидат биологических наук, доцент, Оренбургский государственный медицинский университет (г. Оренбург), e-mail: o.n.nemereshina@orgma.ru
Ширяева Алёна Михайловна
Ассистент, Оренбургский государственный медицинский университет, (г. Оренбург), e-mail: Latty98@yandex.ru
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-121-132 Аннотация:
Благоприятная образовательная среда является важным фактором, определяющим эффективность процесса обучения, так как позволяет студентам уделять больше внимания самому процессу обучения. В авторском исследовании проведена оценка восприятия студентами образовательной среды медико-профилактического факультета Оренбургского государственного университета Минздрава России. Была составлена анкета, позволяющая определить качество образовательной среды учебного заведения. В опросе приняли участие 157 студента медико-профилактического факультета 1 и 2 курса. Результаты показали, что по мнению студентов методики преподавания подобраны в ОрГМУ достаточно эффективно, студенты ощущают положительные стороны академической среды. Несмотря на то, что многими учащимися отмечены проблемы в социальной среде