Научная статья на тему 'О психолого-педагогических аспектах предупреждения подросткового травматизма'

О психолого-педагогических аспектах предупреждения подросткового травматизма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / САМООЦЕНКА / ПОДРОСТОК / ТРАВМАТИЗМ / ТРАВМА / СЕМЬЯ / ШКОЛЬНИК / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK / SELF-ESTEEM / TEENAGER / INJURIES / TRAUMA / FAMILY / SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Могельницкий Александр Сергеевич, Матвеев Сергей Владимирович, Постоловский Вячеслав Георгиевич, Херодинов Борис Игоревич

В статье представлены результаты опроса школьников 11, 13 и 15 лет о частоте травм и травмоопасных ситуациях. Результаты исследования показывают, что в течение года травмы, требующие медицинского вмешательства, получают около 41,1% детей 11-15-летнего возраста. В этом возрасте с учетом гендерных различий у мальчиков травматизм выше (48%), чем у девочек (38%). Показано, что возникновение травм у детей часто обусловлено отсутствием сформированности необходимых навыков поведения, недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации, особенно у мальчиков. Для профилактики травматизма необходимо проводить психологопедагогическую работу, направленную на воспитание потребности в самоконтроле, умение минимизировать риски, определять травмоопасную ситуацию. В этой связи педагогический коллектив должен проводить как групповую, так и индивидуальную работу с детьми и их родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Могельницкий Александр Сергеевич, Матвеев Сергей Владимирович, Постоловский Вячеслав Георгиевич, Херодинов Борис Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About psychological and pedagogical aspects of prevention of adolescent injuries

The article presents the results of a survey of schoolchildren of 11, 13 and 15 years old about the frequency of injuries and traumatic situations. The results of the study show that during the year, injuries requiring medical intervention are received by about 41.1% of children 11-15 years of age. At this age, taking into account gender differences, boys have higher injuries (48%) than girls (38%). It is shown that the occurrence of injuries in children is often due to their lack of formation of the necessary behavior skills, underestimation of the degree of danger of a sudden situation, especially in boys. To prevent injuries, it is necessary to carry out psychological and pedagogical work aimed at raising the need for selfcontrol, the ability to minimize risks, and identify a traumatic situation. In this regard, the teaching staff should conduct both group and individual work with children and their parents.

Текст научной работы на тему «О психолого-педагогических аспектах предупреждения подросткового травматизма»

деятельности; повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение гуманитарных технологий, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности, формирование у них здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта Российской Федерации на 2006-2015 годы" : распоряжение от 15 сентября 2005 года N 1433-р / Правительство Российской Федерации. - URL : http://docs.cntd.ru/document/901947513 (дата обращения: 28.02.2020).

2. Кремнева, В.Н. Сравнение систем образования в области физической культуры в школах России и Японии / В.Н. Кремнева, Е.М. Солодовник // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 8-1. - С. 92-96.

3. Никифоров, Ю.Б. Учитесь наслаждаться движением / Ю.Б. Никифоров. - Москва : Советский спорт, 1989. - 46 с.

4. Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 г. и комплекса мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019-2020 гг. : распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2019 г № 1188-р. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72166836/ (дата обращения: 28.02.2020).

5. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р. - URL : https://base.garant.ru/196059/ (дата обращения: 28.02.2020).

6. Щетинина, С.Ю. Повышение эффективности физической культуры учащихся на основе гуманитаризации физкультурно-спортивной среды / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 213-217.

REFERENCES

1. Government of the Russian Federation Order of September 15, 2005 N 1433-r On approval of the concept of the federal target program "Development ofphysical culture and sports of the Russian Federation for 2006-2015", available at: http://docs.cntd.ru/document/901947513.

2. Kremneva, V.N. and Solodovnik E.M. (2019), "Comparison of educational systems in the field of physical education at schools of Russia and Japan", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 8-1, pp. 92-96.

3. Nikiforov, Yu.B. (1989), Learn to enjoy the movement, Soviet Sport, Moscow.

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated June 3, 2019 No. 1188-r On approval of the Strategy for the development of the sports industry until 2035 and a set of measures to form a modern branch of the sports industry for 2019-2020, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72166836/.

5. Decree of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 N 1101-r On approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period until 2020, available at: https://base.garant.ru/196059/.

6. Schetinina, S.Yu. (2011), "Improving the effectiveness of students' physical education on the basis of the humanization of the physical culture and sports environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (73), pp. 213-217.

Контактная информация: Shetinina65@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.03.2020

УДК 796.011

О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ТРАВМАТИЗМА

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Могельницкий, кандидат медицинских наук, доцент, Сергей Владимирович Матвеев, доктор медицинских наук, профессор, Вячеслав Георгиевич Постоловский, кандидат медицинских наук, доцент, Борис Игоревич Херодинов, кандидат медицинских наук,

доцент, Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты опроса школьников 11, 13 и 15 лет о частоте травм и травмоопасных ситуациях. Результаты исследования показывают, что в течение года травмы, требующие медицинского вмешательства, получают около 41,1% детей 11-15-летнего возраста. В этом возрасте с учетом гендерных различий у мальчиков травматизм выше (48%), чем у девочек (38%). Показано, что возникновение травм у детей часто обусловлено отсутствием сформированности необходимых навыков поведения, недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации, особенно у мальчиков. Для профилактики травматизма необходимо проводить психолого-педагогическую работу, направленную на воспитание потребности в самоконтроле, умение минимизировать риски, определять травмоопасную ситуацию. В этой связи педагогический коллектив должен проводить как групповую, так и индивидуальную работу с детьми и их родителями.

Ключевые слова: психолого-педагогическая работа, самооценка, подросток, травматизм, травма, семья, школьник.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p509-514

ABOUT PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PREVENTION OF

ADOLESCENT INJURIES

Aleksey Grigoryevich Shchurov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Mogelnitskii, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Sergey Vladimiro-vich Matveev, the doctor of medical sciences, professor, Vyacheslav Georgievich Postolovskii, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Boris Igorevich Kherodinov, the candidate of medical sciences, senior lecturer, North-Western State Medical University named after I.I.

Mechnikov, Saint Petersburg

Abstract

The article presents the results of a survey of schoolchildren of 11, 13 and 15 years old about the frequency of injuries and traumatic situations. The results of the study show that during the year, injuries requiring medical intervention are received by about 41.1% of children 11-15 years of age. At this age, taking into account gender differences, boys have higher injuries (48%) than girls (38%). It is shown that the occurrence of injuries in children is often due to their lack of formation of the necessary behavior skills, underestimation of the degree of danger of a sudden situation, especially in boys. To prevent injuries, it is necessary to carry out psychological and pedagogical work aimed at raising the need for self-control, the ability to minimize risks, and identify a traumatic situation. In this regard, the teaching staff should conduct both group and individual work with children and their parents.

Keywords: psychological and pedagogical work, self-esteem, teenager, injuries, trauma, family, schoolchild.

ВВЕДЕНИЕ

Одними из важнейших показателей здоровья детей являются показатели детского травматизма, которые характеризуют состояние профилактической работы всех учреждений, занимающихся подрастающим поколением.

По данным международного исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» ("Health behavior in school-aged children", HBSC) в течение года получают травмы в среднем 48% мальчиков и 38% девочек, при этом высокий уровень травматизма отмечается среди подростков в период от 11 до 13 лет и незначительно снижается к 15 годам [2].

При анализе причин детского травматизма выделяют три основные группы: социальные, биологические и психологические [3].

К социальным относятся недостатки в организации работы детских учреждений, состоянии улиц, дворов, спортивных сооружений, школьного инвентаря, организации до-

рожного движения, воспитании и обучении детей в дошкольных учреждениях и школах, воспитании и уходе за ребенком в семье; неудовлетворительный медицинский контроль.

Биологические причины включают патологию опорно-двигательного аппарата, дефекты зрения, слуха и т.д.

Основными психологическими причинами являются индивидуальные психологические особенности ребенка; скорость реакции на опасность; неготовность распознавать травмоопасную ситуацию и предвидеть последствия своих и чужих действий; игровая агрессивность; неверная мотивация поведения.

ЦЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данного исследования было изучить частоту получения травм подростками 11-15 лет в зависимости от гендерных различий и характера их деятельности (причин и обстоятельств) в момент получения травмы, а также оценить психолого-педагогическую составляющую причин травматизма подростков и мер его предупреждения.

В статье в рамках социологического исследования анализируются результаты анкетирования 9730 учащихся общеобразовательных учреждений в возрасте 11, 13 и 15 лет школ в 14 городах Российской Федерации. В анкетах задавались вопросы об отношении детей к школе, взаимоотношениях в семье, поведении в свободное время и т.д., в том числе и вопросы, связанные с травматизмом.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для исследования травматизма, подросткам были заданы вопросы о полученных за последние 12 месяцев травмах, потребовавших медицинского вмешательства, о месте получения травмы (школа, двор, улица, спортивный зал и т.д.), и об обстоятельствах получения такой травмы (занятие в школе, спортивная тренировка, драка, дорожно-транспортное происшествие и т.д.).

Первый вопрос был поставлен следующим образом: «Где ты получил(а) за последний год наиболее серьезную травму, потребовавшую медицинского вмешательства?» Результаты распределения вариантов ответов на него представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «Где ты получил(а) наиболее серьезную травму, потребовавшую медицинского вмешательства?» (%)_

№ п/п Варианты ответов 11 лет 13 лет 15 лет Среднее

М Д М Д М Д

1 У меня не было травм за последние 12 месяцев 52,8 61,5 54,0 63,4 55,7 66,2 58,9

2 Дома/во дворе (твоем или знакомых) 14,8 11,6 11,2 10,6 8,5 6,9 10,6

3 В школе, на школьных площадках во время занятий 4,6 4,1 3,8 4,7 4,2 3,7 4,2

4 В школе, на школьных площадках после занятий 1,8 2,0 2,5 1,8 1,1 1,1 1,7

5 В спортивном зале или на спортивном поле (не в школе) 8,3 4,4 10,0 5,2 13,6 5,7 7,9

6 На улице/на дороге/на парковке 6,8 5,7 7,5 6,0 7,8 6,4 6,7

7 В другом месте 10,9 10,7 11,0 8,3 9,1 10,0 10,0

Обозначения: М - мальчики; Д - девочки.

Как следует из таблицы, без травм в течение года в среднем обходятся лишь 58,9% подростков. Больше всего травм случаются дома/во дворе дома (10,6%), на втором месте - в спортивном зале (7,9%) и на третьем - на улице (6,7%). Если мы суммируем показатели 3-го и 5-го номеров таблицы, т.е. количество травм (в процентах), полученных в школе во время занятий и во время дополнительного образования, а это значит, под руководством учителя или тренера, то результаты составляют среди 11-летних: 12,9% - у мальчиков и 8,5% - у девочек; среди 13-летних: 13,8% и 9,9% соответственно; среди 15-летних: 17,8% и 9,4%.

Различие между мальчиками и девочками - 4-8%. Необходимо отметить и тот факт, что в зоне ответственности родителей (дом, двор, улица, т.е. сумма показателей 2-го

и 6-го номеров таблицы) средние величины травматизма выше - 17,3%, чем в зоне ответственности официальных детских учреждений (сумма показателей 3,4,5-го номеров) -13,8%.

Следующий вопрос был посвящен исследованию причин получения серьезной травмы. Был задан вопрос: «Чем ты занимался(лась), когда получил(а) эту наиболее серьезную травму?» Результаты ответов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос: «Чем ты занимался(лась), когда получил(а) эту наиболее серьезную травму?» (%)_____

Варианты ответов 11 лет 13 лет 15 лет Среднее

М Д М Д М Д

1. У меня не было травм за последние 12 месяцев 52,8 61,5 54,0 63,4 55,7 66,2 58,9

2. Катался(лась) на велосипеде 7,6 5,3 6,2 3,0 3,4 2,8 4,7

3. Играл(а) или тренировался(лась) 14,9 8,7 15,2 10,8 18,2 10,7 13,1

4. Шел(шла), бежал(а) (не в целях занятий спортом) 5,8 5,7 5,7 5,3 4,8 5,8 5,5

5. Ехал(а) на машине или другом транспортном средстве 1,1 0,7 2,3 1,1 1,6 1,6 1,4

6. Дрался(лась) 2,2 0,7 2,8 1,1 4,4 1,1 2,1

7. Работал(а) 1,0 0,7 1,2 0,6 0,3 0,8 0,8

8. Другое 14,6 16,7 12,6 14,7 11,6 11,0 13,5

Полученные результаты показывают, что больше всего травм происходит во время игр или тренировок - в среднем 13,1%, причем у мальчиков таких травм намного больше, чем у девочек (например, в 11-летнем возрасте различие составило 6,2%).

2,1% подростков ответили, что получили серьезные травмы во время драки (различие между мальчиками и девочками в 11-летнем возрасте 1,5%, в 13-летнем -1,7%, в 15-летнем - 3,3%) , самый большой процент (4,4%) - у 15-летних мальчиков.

Достаточно большой процент подростков получили травмы, когда они просто шли или бежали (не в целях занятий спортом) - 5,5%.

В целом, данные исследования показывают, что 58,9% подростков 11-15 лет не получали травмы в течение одного года, 5,9% подростков получают травмы в стенах школы, когда ответственность за них несут учителя школы, 7,9% - в спортивных учреждениях, когда ответственность за них несет тренер, и 27,3% - дома, на улице или в другом месте, когда ответственность за ребенка несут родители. Следует также отметить, что частота получения травм с возрастом выше у мальчиков по сравнению с девочками.

В этой связи, очевидно, что педагогическому коллективу школы и других детских учреждений дополнительного образования необходимо вести большую работу по профилактике детского травматизма не только с учителями и тренерами, но и с родителями подростков [6,7]. Эта работа должна проводиться как в направлении устранения социальных причин детского травматизма (организация процесса, контроль за инвентарем, медицинский контроль и т.д.), так и в направлении создания психолого-педагогической установки по соблюдению мер предупреждения травматизма.

Работа педагогов и родителей должна быть нацелена на формирование у подростков определенных навыков по предупреждению травматизма, потребности в самосохранении. Учащимся необходимо понимать роль самодисциплины для предотвращения травм, уметь оценивать степень опасности внезапно возникшей ситуации. Они должны осознавать, что невыполнение требований педагога, применение запрещенных приемов, нарушение общепринятых правил поведения, отсутствие уважения друг к другу - это те факторы, которые приводят к снижению безопасности и возрастанию вероятности возникновения травм как на уроках физической культуры и спортивных тренировках, так и в повседневной жизни вне школы и спортивного зала. Такой потребностно-информационный подход к предупреждению травм, сформулированный известным отечественным психофизиологом П.В. Симоновым [5], помогает детям научиться проводить самоанализ и корректировать свое поведение. Результаты исследования многих авторов показали, что особое внимание следует уделять мальчикам и детям с девиантным поведе-

нием. Так, по данным А. А. Горлова среди всех детей выделяется особая группа тех детей, которые подвержены частым травмам. Это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои возможности [1].

Подвержены травмам и дети с низким уровнем внимания (концентрации, распределения и переключения), с недостаточной сенсомоторной координацией, малой наблюдательностью (осмотрительностью), низкой выносливостью, а также чрезмерно высокой (или низкой) склонностью к риску [4,8]. Недисциплинированность таких детей, агрессивные действия даже во время игры (столкновения во время бега, удары, подножки и т.д.), недостаточный самоконтроль приводят к травмам не только у них самих, но и у окружающих. Все это еще раз подтверждает значимость психолого-педагогической работы с подростками по предупреждению травматизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования показывают, что в течение года травмы, требующие медицинского вмешательства, получают около 41,1% детей 11-15-летнего возраста. При этом, если учесть гендерные различия, то у мальчиков травматизм выше (в среднем 48%) по сравнению с девочками (в среднем 38%).

Полученные данные подтверждают, что возникновение травм у детей часто обусловлено их недисциплинированностью, отсутствием необходимых навыков поведения, недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации, особенно у мальчиков. В этой связи необходимо проводить большую психолого-педагогическую работу по профилактике травматизма, воспитанию потребности в самоконтроле, умению определять травмоопасную ситуацию и минимизировать риски.

Такая психолого-педагогическая работа должна проводиться педагогическим коллективом школ и других детских учреждений с детьми и их родителями, как в группах, так и индивидуально.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горлов, А. А. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты / А. А. Горлов, Е.К. Вишевецкая // Педиатрия. - 1991. - № 1. - С. 69-70.

2. Исследование "Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья" (HBSC) : международный отчет по результатам исследования 2013/2014 гг. - Копегаген : Европейский Региональный Офис, 2016. - URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/331711/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report-ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 05.02.2020).

3. Камсюк, Л.Г. Профилактика травматизма у детей дошкольного возраста / Л.Г. Камсюк, Н.З. Зубкова // Травматология и ортопедия. - 2000. - № 2. - C. 7-9.

4. Приешкина, А.Н. Содержание и методика физической подготовки учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера : дис. ... канд. пед. наук / Приешкина Алена Николаевна. - Омск, 2005. - 124 с.

5. Симонов, П.В. Мотивированный мозг / П.В. Симонов. - Москва : Наука,1987. - 238 с.

6. Роль семьи в мотивации школьников к двигательной активности в свободное время / А.Г. Щуров, А.С. Могельницкий, С.В. Матвеев, В.Г. Постоловский, Б.И. Херодинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 475-479.

7. Влияние школьного социального капитала на уровень физической активности школьников / А.Г. Щуров, О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова, Е.А. Лопатина // Наука и школа. - 2017. - № 3. - С. 161-165.

8. Чурганов, О.А. Мотивация к физической активности детей школьного возраста через семейные традиции / О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова, Ю.В. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 10. - С. 65-66.

REFERENCES

1. Gorlov, A.A. and Visheveckaja, E.K. (1991), "System of injury prevention in children: psychological aspects", Podiatry, No. 1, pp. 69-70.

2. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey, (2016), WHO Regional Office for Europe, Copenhagen, (Health Policy for Children and Adolescents, No. 7), available at http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/331711/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report-ru.pdf?ua=1.

3. Kamsyuk L.G., Zubkova N.Z. (2000) "Prevention of injuries in preschool-age children", Traumatology and orthopedics, No. 2, pp.7-9.

4. Simonov, P.V. (1987),Motivated brain, Science, Moscow.

5. Prieshikina, A.N (2005), Maintenance and a technique of physical training of high school students to act in extreme situations of social character, dissertation, Omsk.

6. Shchurov, A.G., Mogelnitskii, A.S., Matveev, S.V. and Postolovskii, V.G. (2019), "Role of the family in the motivation of schoolchildren to motor activity in free from school time", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 475-479.

7. Shchurov, A. G., Churganov, О.А., Gavrilova, E. A. and Lopatina, E.A. (2017), "Influence of school social capital on the level of physical activity of schoolchildren", Science and school, No. 3, pp. 161-165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Churganov, O.A., Gavrilova, E.A. and Yakovlev, Y.V. (2018), "Family traditions to motivate schoolchildren for physical activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, pp. 65-66.

Контактная информация: shchag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2020

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БОКСУ НА РЕАГИРУЮЩУЮ СПОСОБНОСТЬ У СТУДЕНТОВ

Рита Маратовна Ямилева, кандидат биологических наук, доцент, Эльвира Мансуровна

Галимова, кандидат биологических наук, старший преподаватель Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Денис Радикович Ягу-дин, преподаватель, Ильдар Салаватович Махмутов, преподаватель Башкирский государственный университет, г. Уфа; Азат Мусавирович Галимов, старший преподаватель, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа

Аннотация

Введение. В современных условиях система высшего образования подвергается изменениям. На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по дисциплине «Физическая культура и спорт» были введены элективные курсы по физической культуре. Введение данных курсов по физической культуре предлагает студенту самостоятельно определить направление спортивной подготовки. Данный подход позволяет тренерско-преподавательскому составу тщательно проводить отбор при комплектовании спортивных групп для участия в Универсиаде. Однако, на сегодняшний день команды по боксу не сформированы, так как в высших учебных заведениях Республики Башкортостан у студентов нет возможности проведения учебно-тренировочных занятий в рамках дисциплины по физической культуре и спорту. В связи с этим, возникает необходимость вести целенаправленную спортивную подготовку студентов, способных к достижению высокого спортивного результата. Цель исследования - проанализировать введение элективного курса по боксу в рамках учебного процесса у студентов. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Башкирского государственного университета с 2018 по 2020 годы, в исследовании приняли участие 30 студентов группы начальной подготовки, не имеющих спортивный разряд. Для выявления эффективности занятий боксом в рамках элективного курса у студентов, был использован программный комплекс «НС-ПсихоТест» (Нейрософт, г. Иваново, http://www.neurosoft.ru) для исследования психофизиологических двигательных способностей (простая зрительно-моторная реакция, реакция выбора). Выбранные тесты ориентированы на специализированные качества боксеров. Результаты исследования и их обсужде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.