СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА
У ШКОЛЬНИКОВ
CONTEMPORARY PROBLEMS OF PREVENTION OF TRAUMATISM
IN SCHOOLCHILDREN
Король Владимир Вячеславович
доцент
кафедра «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защита человека в чрезвычайных ситуациях» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Korol Vladimir Vyacheslavovich associate professor
department «Life safety in technosphere and human protection
in emergency situations» Orel state university named after . S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Травматизм в образовательных заведениях рассматривается как одна из наиболее тяжких проблем, оказывающих значительное влияние на школьников, достаточно часто недооцениваемая. Путём принятия мер грамотно организованной профилактики можно значительно уменьшить число опасных инцидентов.
Abstract. Traumatism in educational institutions is regarded as one of the most serious problems that have a significant impact on schoolchildren, often underestimated. By taking action wisely organized prevention programs can significantly reduce the number of dangerous incidents.
Ключевые слова: травматизм, профилактика, школы.
Keywords: traumatism, prevention, schools.
Воспитание и формирование ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности заключается в повышении уровня гигиенической культуры и безопасности и выражается как в личном самосохранении здоровья во всех его значениях, так и бережному отношению к здоровью других людей, что и определяет гуманистический характер данной проблемы [1]. Предупреждение несчастных случаев и травм при создании комплекса профилактических мероприятий, обращённых на снижение травматизма, играет особенную роль. Как показывают статистические данные, травматизм распределяется крайне неравномерно среди детей разных возрастов и в большей мере поражает детей младшего школьного возраста [4].
Базовые знания о самосохранении образовательное учреждение должно заложить ученикам с начальных классов, при этом важно совмещать развитие самостоятельности с формированием ответственности за безопасное поведение.
35/88
Переориентация личностных качеств детей достаточно легко осуществима в начальных классах, поскольку практически всегда в основе их опасных поступков находятся заниженные мнения о подлинном уровне допустимого риска во всевозможных жизненных ситуациях [2].
Существующие принципы организации профилактики детского травматизма имеют, как правило, довольно абстрактный характер, так как базируются на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.
Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России достаточно высокий, по сравнению с показателями в Европе. Более 3 млн детских травм регистрируют ежегодно медицинские учреждения России. Отмечается, что в 2016 году, в целом картина лучше, чем в предыдущем году (на 5% ниже), однако всё равно речь идёт о сотнях погибших и тысячах несчастных случаев с тяжелыми последствиями [4].
Однако Всемирная организация здравоохранения считает, что 5 из 6 несчастных случаев с летальным исходом возможно предотвратить. По данным доклада, несчастные случаи являются главным основанием гибели детей старше 9 лет, и не менее 95% из них происходит в развивающихся странах. В развитых странах в последние годы отмечается существенное увеличение действенности мероприятий по профилактике детского травматизма, однако и там несчастные случаи превышают 40% от всех случаев смерти детей [1].
Анализ литературных данных показал, что в существующих работах по проблемам детского травматизма, в основном имеет отражение дорожно-транспортный травматизм. Несомненно, представленному аспекту следует уделять существенное внимание, но следует учитывать тот факт, что данный вид травм обнаруживается в структуре травматизма всего 3-6%, а самыми распространёнными среди детей и взрослых являются занимающие в структуре травм от 80% до 86% школьные, бытовые и уличные происшествия. Ситуацию обостряет факт того, что высокие показатели распространённости детского травматизма сопровождаются отсутствием эффективных подходов к профилактике травм.
Действенной, результативной и безопасной по целевому назначению, характеру и функционированию, своему замыслу должна быть организована деятельность образовательного учреждения. Она обязана сочетать в себе эффективные инновационные подходы профилактики происшествий, связанных с травмоопасными ситуациями обучающихся с непрерывным повышением общей культуры безопасности молодёжи. Обязательным условием эффективного образовательного процесса является грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении.
Инструктирование по технике безопасности и педагогов и учащихся является при этом базовой формой профилактики травматизма в школе. Обязательно систематическое проведение профилактических бесед с учащимися и их родителями о необходимости соблюдения норм и правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся. Необходимо регулярное определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы и осуществление контроля соответствия условий обучения санитарно-гигиеническим правилам.
36/88
Экспериментально показано, что проведение соревнований «Юный спасатель» является результативным методом формирования качеств личности безопасного типа поведения. У школьников, участвовавших в слётах - соревнованиях «Юный спасатель» уровень знаний в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, намного выше, чем у школьников, не принимавших участие в данных слётах. Школьники, участвовавшие в слетах - соревнованиях «Юный спасатель», имеют более высокий уровень культуры безопасности.
Выявлено, что школьники не всегда грамотно действуют в критических ситуациях, зачастую слабо выявляют и прогнозировать возможные опасности. Поэтому восполнение пробелов учебной программы, демонстрация конкретных примеров причин и последствий неосмотрительных, спонтанных действий должны регулярно проводиться на классных часах, уроках ОБЖ педагогами совместно с учащимися. Применение доступные материалы средств массовой информации своего региона значительно повышает интерес и эффективность процесса обучения. Как правило, уроки, с применением активного обсуждения реальных эпизодов, проходят с повышенным интересом школьников, оставляют глубокий след в памяти учащихся, настраивают их на правильную безопасную стратегию поведения в аналогичных ситуациях.
В ходе проведения практической часть исследования, было показано, что такие средства как имитация различных проблемных ситуаций и соответствующих действий в них и игровое моделирование, применение интенсивного метода контроля качества знаний, систематический анализ реальных опасных и чрезвычайных ситуаций, а также постоянное осознание факта существования моральной готовности человека к выживанию в опасных ситуациях в процессе воспитания личности безопасности типа - являются основополагающими элементами в разработке системы профилактики травматизма у школьников.
Литература
1. Доклад ВОЗ «Предупреждение травматизма в Европе». Copenhagen 0, Denmark, 2009. ISBN 978 92 890 4301 4.
2. Гребенникова В. А. Гигиеническое обоснование комплекса мероприятий по профилактике травматизма школьников : автореф. дис. ... канд. мед. наук / В. А. Гребенникова. Москва, 2010. 24 с.
3. Родионов В. А., Ступницкая М. А. Профилактика школьного травматизма // Справочник классного руководителя. 2009. № 12. С. 12-21.
4. Детский травматизм в россии — более 3 млн случаев в год [Электронный ресурс]. URL: https://consult-cct.ru/itogi/9627.html(дата обращения: 05.06.2018)
References
1. Doklad VOZ «(Preduprezhdenie travmatizma v Evrope»> [WHO report "Preventing injuries in Europe"]. Copenhagen, Denmark, 2009.
2. Grebennikova V. A. Gigienicheskoe obosnovanie kompleksa meropriyatij po profilaktike travmatizma shkol'nikov. Avtoref. dis. kand. med. nauk[A hygienic substantiation of a complex of measures for the prevention of injury to schoolchildren. Author's abstract. diss. cand. honey. Sciences]. Moscow, 2010, 24 p.
37/88
3. Rodionov V. A., Stupnitskaya M. A. Profilaktika shkol'nogo travmatizma. [Prevention of school injuries]. Spravochnik klassnogo rukovoditelya - Handbook of the class teacher, 2009, no. 12, pp. 12-21.
4. Detskij travmatizm v rossii — bolee 3 mln sluchaev v god [Children's injuries in Russia - more than 3 million cases per year]. Available at: https://consult-cct.ru/ttogi/9627.html (accessed 05.06.2018)
38/88