ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ПРОФИЛАКТИКА СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ
И ТВОРЧЕСТВА
Кораблева Елена Николаевна, Балтийский государственный технический университет «Военмех», г. Санкт-Петербург
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены аспекты обеспечения техники безопасности в учебной и физкультурно-массовой работе со студентами вузов. • Представлены профилактические и организационно-методические и практические мероприятия для подготовки преподавателей и студентов.
Ключевые слова: травматизм, техника безопасности занятий физическими упражнениями и спортом, организация профилактических мероприятий, оказание первой помощи
В физической культуре и спорте много проблем, и одна из них - это спортивный травматизм. Спорт как напряженная, активная деятельность, связанная с рядом экстремальных ситуаций, требует хорошего здоровья, высокой степени физической, технической, психологической подготовленности физкультурников и спортсменов. Довольно высоких спортивных результатов может достичь, прежде всего, здоровый человек. В адаптивной физической культуре в тренировочных занятиях и соревнованиях участвуют и люди, имеющие достаточно серьезные заболевания [1].
Занятия физической культурой и спортом содействуют формированию и сохранению здоровья только тогда, когда они проводятся организационно и методически рационально, с оптимальной нагрузкой, в соответствии с гигиеническими требованиями, с учетом специфических особенностей занимающихся.
В организации учебных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий в высших учебных заведениях проблеме соблюдения техники безопасности отводится одно из первостепенных значений. Следуя общепринятым нормам и
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
стандартам, преподаватель физической культуры и организатор физкультурно-спортивного мероприятия должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности и уметь донести эти знания до студентов. Соблюдение правил техники безопасности, как преподавателем, так и студентами должно быть обязательными при организации проведении учебных занятий по физической культуре и проведении спортивных соревнований [2].
В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко освещены проблемы борьбы с различными видами травматизма и совершенно недостаточно - вопросы организации профилактики травматизма в физической культуре и спорте, а также по оказанию первой помощи при спортивном травматизме.
Информационно-профилактическая работа и профилактика травматизма -одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из приоритетных задач ученых и преподавателей, медицинских работников, администрации вузов. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Поэтому имеет • место множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера, которые приводят к травмам и ухудшению здоровья студентов.
К сожалению причин возможного травматизма, в настоящее время достаточно много. Приведем основные причины травматизма на занятиях по физической культуре и спорту:
Организационные и методические недостатки при проведении занятий. Это непродуманная организация занятий, тренировок и соревнований. Проведение занятий в отсутствие педагога, слабая дисциплина, неадекватная подготовленность инвентаря, используемого на занятиях и тренировках.
Это нарушение инструкций и положений о проведении занятий физической культурой и спортом, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил, перегрузка программы и календаря соревнований и т.д.
Ошибки в методике проведения занятий, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, технической и физической подготовленности занимающихся, а порой и форсирование нагрузок.
Причиной травм также является пренебрежительное отношение к подготовительной части урока, разминке. Неправильное обучение технике
91
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение, интенсификация нагрузок. Применение средств и методов спортивной тренировки спортсменов на занятиях с занимающимися в учебном процессе по физической культуре.
Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков студентов.
Недостаточное материально-техническое обеспечение, оснащение занятий: плохая подготовка мест занятий и инвентаря, плохое крепление снарядов, отсутствие инвентаря и оборудования, тесные спортивные залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности поверхности пола.
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов, площадок: плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха и воды бассейна. Неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др. Недостаточная акклиматизация физической культурой и спортом [3].
Низкий уровень воспитательной работы, нарушения дисциплины, • поспешность, невнимательность педагога и студентов.
Отсутствие медицинского контроля. Допуск к занятиям и соревнованиям студентов без прохождения врачебного осмотра. Невыполнение преподавателем и студентами врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний, по ограничению нагрузок, комплектованию групп в зависимости от уровня подготовленности студентов.
Как видно, из вышеизложенного материала, причины травм и несчастных случаев - это нарушение правил при проведении занятий по физической культуре и спорту в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом лежит обязательное и строгое выполнение этих требований преподавателями, тренерами, студентами.
Очень часто причиной травматизма может быть недостатки оборудования мест занятий. К ним относятся:
- изношенность снарядов, приспособлений.
- наличие на местах занятий посторонних предметов.
- плохое качество, неисправность спортивного инвентаря или его неправильное хранение.
- несоответствие размеров и массы инвентаря индивидуальным особенностям занимающихся.
Во время занятий по физической культуре, а также на спортивных тренировках и соревнованиях по видам спорта возможны некоторые специфические виды травм и повреждений.
92
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Так на занятиях гимнастикой, шейпингом, атлетизмом, единоборствами возможны ссадины, потертости, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей, мышц спины.
Для профилактики используют такие технические средства: поролоновые ямы, тренажеры с поясом для изучения движений, амортизирующие пояса для страховки при обучении и выполнении сложных комбинаций упражнений.
Травматизм при занятиях легкой атлетикой специфичен в зависимости от узкой специализации в дисциплинах этого вида спорта. Спринтеры, например, чаще страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава. Барьерный бег дополняется ушибами и растяжениями связок коленного и голеностопного суставов, травматических радикулитов. При беге на средние и длинные дистанции возникают потертости стон и промежности, хронические заболевания сухожилий и мышц стопы и голени.
Для баскетболистов характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения связок • пальцев и кистей рук.
Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаше связанные с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов.
При занятиях футболом травмируются, как правило, нижние конечности, возникают хронические артриты коленного сустава, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц, травматические периоститы большой берцовой кости голени. Нужно обязательно следить, чтобы на поле, как и в других местах занятий, не было камней, стекол и других предметов, которые могут привести к падениям и травмам.
Травматизм у лыжников специфичен тем, что занятия на открытом воздухе при низких температурах опасны из-за возможности обморожения. Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение даже при нулевой температуре.
Таким образом, для профилактики спортивного травматизма преподаватель физической культуры, тренер и студенты должны строго соблюдать правила техники безопасности, рациональной организации и методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении физических упражнений.
93
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Бакулин В.С., Грецкая И.Б., Богомолова М.М. Спортивный травматизм. Профилактика и реабилитация: учеб. пособие / В.С.Бакулин и др.; М., 2013.—С. 7-9.
2. Бледнова В.Н., Кораблева Е.Н. Безопасность занятий физической культурой студентов вузов // Science Time. 2016. № 9 (33). С. 60-63.
3. Кораблева Е.Н Физическая культура: учеб. пособие / Е.Н.Кораблева; БГТУ СПб., 2016. - С. 45-47.
94