5. Репкин В.В., Давыдов В.В. «Развивающая обучение как система»: пособие для учителей, студентов пединститутов и работников народного образования. - 2003. - Вып. 5. - 287 с.
6. Салданова С.А. Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе. - М., 2015.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
© Кораблева Е.Н.1
Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург
В статье представлены методические аспекты и практические рекомендации обеспечения безопасности и рациональной организации учебного процесса и физкультурно-массовой работы со студентами. Обоснованы методические и практические предложения для аудиторной и индивидуальной работы студентов.
Ключевые слова: безопасность занятий физическими упражнениями, организация учебного процесса по физической культуре, физкультурно-массовой работа, оказание первой помощи.
Учебная, трудовая, рекреационная деятельность человека, а также и занятия физической культурой и спортом потенциально опасны. Полная безопасность не может быть гарантирована никому, независимо от материально-технического обеспечения, условий, образа жизни и деятельности, достичь абсолютной безопасности невозможно. Но можно уменьшить риск опасных явлений, ситуаций и происшествий. И это очень важно, так как вследствие возникновения опасных ситуаций могут иметь место травмы, увечья, а порой заболевания и летальный исход.
В процессе жизни, занятий различными видами деятельности, в том числе и физическими упражнениями, человек подвергается воздействию различных позитивных и негативных факторов. Под негативными или вредными и опасными факторами понимаются явления, процессы, объекты,
1 Доцент кафедры Физического воспитания и спорта, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально -экономической обстановке.
Поэтому предупреждение опасных ситуаций, защита от них и обеспечение максимально возможной безопасности - актуальнейшая проблема. В ее решении должны быть заинтересованы не только отдельные люди, но и руководящие органы учебных и спортивных учреждений и государство в целом.
В настоящее время для человека на первое место выдвигаются риски и опасности связанные с социальной сферой, с антропогенными факторами, с недостатками строительства и функционирования различных учреждений и комплексов, с проявлениями недобросовестного отношения к эксплуатации спортивно-оздоровительных центров, а порой с нездоровым образом жизни и поведения обслуживающего персонала. От этого очень часто во многом зависит здоровье и жизнь людей.
Существенно падает и нравственный баланс в обществе, начинают нарушаться правила человеческого поведения. Наблюдается все больше несчастных случаев из-за безответственного поведения людей.
Жизнедеятельность, труд, отдых, учебная деятельность студентов, занятия физической культурой и спортом порой сопряжены с рисками и опасностями. Поэтому эти социально-биологические и учебно-трудовые проявления жизни студентов должны быть обеспечены необходимым уровнем безопасности [1].
На занятиях по дисциплинам «Физическая культура и «Физическое воспитание», а также в процессе физкультурно-массовой и спортивной работы много проблем, и одна из них - это спортивный травматизм. Эти занятия, как напряженная, активная деятельность, связаны с некоторыми экстремальными ситуациями, требующими хорошего здоровья и подготовленности, психической и эмоциональной устойчивости. Однако занятия физической культурой и спортом не вредят, а наоборот содействуют сохранению здоровья только тогда, когда они проводятся рационально, с оптимальной нагрузкой, в соответствующей гигиенической обстановке, с соблюдением норм безопасности [2].
Профилактика спортивного травматизма - одна из важнейших задач современного общества, и особенно в учреждениях по обучению и работе с молодежью. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач и преподавателей и административно-управленческого
состава образовательных учреждений. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит к травмам и ухудшению здоровья студентов.
Среди основных причин спортивного травматизма могут быть ошибки методического и организационного характера.
Методические просчеты и ошибки:
1. Непродуманная организация и проведение занятий, отсутствие преподавателя в спортивном зале, слабая дисциплина и подготовленность инвентаря, используемого на занятии. Это организационно-методические недостатки при проведении занятий.
2. Дисциплинарные нарушения инструкций и положений о проведении занятий физической культурой.
3. Неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил, перегрузка программы и календаря соревнований и т.д.
4. Недостаточный индивидуальный подход, отсутствие учета состояния здоровья, возрастно-половых особенностей, техническая и физическая неподготовленность учащихся.
5. Ошибки в методике проведения занятий, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность).
6. Пренебрежительное отношение к подготовительной части урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, применение средств и методов тренировки спортсменов на неподготовленных студентов.
7. Недостатки учебного планирования, которое не обеспечивает полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков.
Организационные просчеты и ошибки:
1. Недостаточное материально-техническое обеспечение, оснащение занятий: плохая подготовка мест занятий и инвентаря, плохое крепление снарядов, отсутствие инвентаря и оборудования, тесные спортивные залы, отсутствие зон безопасности, жесткое и неровное покрытие пола.
2. Состояние спортивных залов, площадок не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Плохая вентиляция, недостаточная ос-
вещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха и воды бассейна.
3. Во время занятий на открытом воздухе могут быть неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др.
4. Низкий уровень организационно-воспитательной работы: нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность преподавателя и неорганизованность студентов.
5. Очень важным моментом является отсутствие медицинского контроля. Допуск занимающихся к занятиям и соревнованиям без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний, по ограничению нагрузок.
На учебно-тренировочных занятиях по физическому воспитанию и в процессе физкультурно-спортивных мероприятий со студентами часто используется разнообразное спортивное и тренажерное оборудование. Безопасность в этом случае зависит, прежде всего, от знаний правил установки и положения снарядов, обучения преподавателей и студентов приемам страховки [2].
В целях предупреждения спортивного травматизма необходимо осуществлять технический уход и своевременный ремонт спортивного оборудования. Он заключается в постоянном контроле целостности элементов снарядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке всех соединительных деталей.
Необходима также систематическая проверка прочности установки снарядов, подвесных устройств, растяжек для креплений снарядов к полу, страхующих устройств.
Все занятия и мероприятия на тренажерном спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем преподавателя физического воспитания.
В целях безопасной работы на спортивных снарядах имеет значение методическая помощь, страховка.
Проблеме профилактической работы и соблюдения техники безопасности на занятиях физической культурой и спортом, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного и тренировочного процесса. Следуя общепринятым нормам и стандартам, преподаватель должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. Выполнение требований техники безопасности, как преподавателем, так и студентами должно быть обязательным при организации проведении учеб-
ных, тренировочных занятий и физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований [2].
И, тем не менее, на занятиях по физическому воспитанию, спортивных тренировках, туристических мероприятиях, во время соревнований, несмотря на самые тщательные меры предосторожности, возможны те или иные происшествия, повреждения и травмы.
Полученные на занятиях физкультурой и спортом повреждения и травмы, нередко могут способствовать возникновению и развитию хронических заболеваний и ухудшению здоровья занимающихся, а также негативно отражаться на их работоспособности. Поэтому профилактика спортивного травматизма основана на изучении причин возникновения травм и проведении комплекса предупредительных мероприятий, а также обучения правилам и мерам безопасного поведения на занятиях физической культурой и спортом.
Нужно разъяснить студентам, что наиболее частыми спортивными травмами являются: легкие ушибы, поверхностные ссадины, потертости, незначительные растяжения, надрывы волокон сухожилий, связок, мышц и т.д. Иногда эти травмы особых нарушений в организме сразу не вызывают, и занимающиеся и спортсмены не прерывают обычных занятий. Однако такие повреждения, особенно повторные, требуют к себе пристального внимания, так как могут осложняться и привести к различным заболеваниям. В этих случаях физическая работоспособность и уровень здоровья нередко страдает, и весьма существенно.
Поэтому очень важно уметь не только предупредить, но и систематически проводить профилактическую работу в целях предотвращения возникновения травм и опасных происшествий. Также нужно уметь своевременно, квалифицированно оказать первую помощь при их возникновении во время занятий физической культурой и спортом. Обучить студентов профилактическим мероприятиям и приемам оказания первой помощи. Это часто сокращает сроки выздоровления, предохраняет от дальнейших осложнений, а порой является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего.
На теоретических, методико-практических и практических занятиях по дисциплинам «Физическая культура» и «Физическое воспитание» преподаватель должен обучить студентов теоретическим и практическим основам двигательной деятельности, а также методическими приемами безопасного поведения на занятиях физическими упражнениями [2].
При проведении занятий преследуется цель не только дать студентам определенный объем знаний, но и научить применять полученные знания и умения в своей физкультурно-спортивной деятельности.
Целесообразно проводить эти занятия в интерактивной форме: ролевые игры, имитационные, социально-психологические, двигательные тренинги, проблемные ситуации, тематические занятия для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявляется степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой.
Полагаясь на реализацию общепедагогических задач учебных дисциплин физической культуры, нужно всегда знать, что результатом физкультурного образования студентов, должен быть опыт физкультурно-спортивной деятельности, соблюдения здорового образа и стиля жизни, ответственных поведенческих действий и выполнение норм безопасности.
Список литературы:
1. Бакулин В.С., Грецкая И.Б., Богомолова М.М. Спортивный травматизм. Профилактика и реабилитация: учеб. пособие / В.С. Бакулин и др. -М., 2013. - С. 7-9.
2. Кораблева Е.Н., Трунин В.В. Методико-практические занятия по физической культуре: учеб. пособие / Е.Н. Кораблева, В.В. Трунин; БГТУ -СПб., 2010. - С. 35.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Чередниченко Л.А.1
Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования, г. Симферополь
Представлены этапы работы над сочинением, которые определяют систему и порядок работы учителя начальных классов при обучении младших школьников написанию сочинений на уроках русского языка. Сформулированы методические рекомендации по использованию эффективных упражнений на каждом из них. Данные материалы можно использовать как на уроках русского языка и литературного чтения, так и в ходе организации самостоятельной или домашней работы детей.
Ключевые слова: этапы работы над сочинением, учитель начальных классов, уроки русского языка.
1 Доцент кафедры Дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.