Научная статья на тему 'Причины и профилактика травматизма у студентов при занятиях физкультурой и спортом'

Причины и профилактика травматизма у студентов при занятиях физкультурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1932
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАВМАТИЗМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОСТРАДАВШИЙ / ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА / SPORTS / PHYSICAL CULTURE / INJURIES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / TREATMENT AND PREVENTIVE MEASURES / THE VICTIM / FIRST AID / INJURY PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Асанин Владимир Ювенальевич, Деверинская Александра Тимофеевна, Бондарева Елена Вильсуровна, Григорьев Александр Николаевич

Причины травматизма у студентов на занятиях физкультурой и спортом, изучение проблем обеспечения безопасности, профилактики и оказания первой помощи при получении травм и появлении болезненных состояний в процессе занятий физическими упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Асанин Владимир Ювенальевич, Деверинская Александра Тимофеевна, Бондарева Елена Вильсуровна, Григорьев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES AND INJURY PREVENTION OF STUDENTS WHEN EN-GAGING IN EXERCISE AND SPORT

The article investigates the causes of injuries among students in physical education and sport and explore issues of security, prevention and first aid treatment of injury and disease states when the process of exercise.

Текст научной работы на тему «Причины и профилактика травматизма у студентов при занятиях физкультурой и спортом»

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

УДК 378.172

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА У СТУДЕНТОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

В.Ю. Асанин, А.Т. Деверинская, Е.В. Бондарева, А.Н. Григорьев

Причины травматизма у студентов на занятиях физкультурой и спортом, изучение проблем обеспечения безопасности, профилактики и оказания первой помощи при получении травм и появлении болезненный состояний в процессе занятий физическими упражнениями.

Ключевые слова: спорт; физическая культура; травматизм опорно-двигательного аппарата; лечебно-профилактические мероприятия; пострадавший; первая медицинская помощь; профилактика травматизма.

V.Y. Asanin, A.T. Deverinskaya, E.V. Bondareva, A.N. Grigoriev. CAUSES AND INJURY PREVENTION OF STUDENTS WHEN EN-GAGING IN EXERCISE AND SPORT

The article investigates the causes of injuries among students in physical education and sport and explore issues of security, prevention and first aid treatment of injury and disease states when the process of exercise.

Keywords: sports; physical culture; injuries of the musculoskeletal system; treatment and preventive measures; the victim; first aid; injury prevention.

Травмой называют любое повреждение организма, вызванное механическими, термическими, химическими или другими факторами внешней среды. Травматизм означает совокупность травм, повторяющихся при определенных обстоятельствах за определенный отрезок времени.

Для профилактики травматизма у студентов на занятиях по физической культуре и спортивных тренировках преподаватель должен хорошо знать особенности, основные причины и условия, способствующие возникновению различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Для спортивного травматизма характерно преобладание закрытых повреждений: ушибов, растяжений, надрывов, разрывов и т.п.

Остановимся кратко на видах травм.

Ушиб — представляет собой поврежде-

ние тканей, сопровождающееся разрывом кровеносных капилляров; особенно страдают при этом мягкие ткани, прикасающиеся к подлежащей кости. При ушибах различной локализации повреждаются мышцы, надкостница, суставы, нервы и другие ткани.

Растяжение мышц — происходит частичный разрыв мышечных волокон вблизи перехода мышцы в сухожилие. Растяжение мышц как травма наиболее часто встречается у студентов, занимающихся физкультурой и спортом.

Растяжение связочного аппарата позвоночника: наиболее часто повреждаются связки задней поверхности позвоночника (продольные и межостистые) в местах их прикрепления в результате форсированного чрезмерного сгибания. При чрезмерном разгибании позвоночника повреждается передняя связка. Растяжение связок позво-

ночника чаще всего локализуется в области УП-УШ грудного или Г-ГУ поясничных позвонков.

Растяжение сумочно-связочного аппарата суставов: при этом происходит разрыв отдельный наиболее коротких коллаге-новых волокон, перерастяжение капсулы и связок и надрыв их у места прикрепления к кости. Наиболее часто растяжение наблюдается в коленном, голеностопном и других суставах.

Гемартроз — представляет собой кровоизлияние в полость сустава и возникает вследствие повреждения сосудов при травме. Чаще всего гемартроз наблюдается в коленном суставе. При этом характерна сглаженность контуров сустава, увеличение его объема, боль, ограничение и болезненность движений, баллотирование надколенника.

Гематома — это кровоизлияние и скопление крови в тканях (мышцах, подкожной клетчатке, паренхиматозные органах и др.), полостях или анатомических щелях возникают при повреждении сосудов. Гематома на месте закрытой травмы образует сферическую или плоскую болезненную припухлость с отеком окружающих тканей. Чаще всего гематомы возникают в области переднена-ружной поверхности бедра, большого вертела, крестца и др.

Бурсит, или травматический асептический бурсит — развивается после однократного ушиба или небольших повторный травм околосуставной слизистой сумки, в результате чего в ней скапливается слизистый выпот с примесью крови и лимфатической жидкости. При повторной травматизации и неправильном лечении травматический бурсит принимает хроническое течение с частыми обострениями (рецидивирующий выпот в сумке). Наиболее часто бурсит наблюдается в области локтевого отростка, в предпателляр-ной и поддельтовидной сумке, под ахилловым сухожилием (ахиллодиния), в области пяточной кости («пяточные шпоры»).

Вывихи — это стойкое смещение суставных концов костей с повреждением суставной капсулы, нередко и окружающих тканей (мышц, сухожилий, нервно-сосудистого аппарата и пр.). Контуры сустава при этом изменены, сглажены, конечность принимает вынужденное положение.

Теперь остановимся на вопросе реакции организма на травму.

Травма всегда сопровождается нарушением общего состояния пострадавшего. Боль, кровопотеря, нарушение функций повреж-

денных органов, отрицательные эмоции и т.д. способствуют развитию различные пата-логических реакций организма.

Обморок — внезапная кратковременная потеря сознания вследствие остро наступившего малокровия головного мозга. Под влиянием острой боли человек внезапно теряет сознание, покрывается холодным потом, резко бледнеет, пульс при этом замедлен, артериальное давление снижено, зрачки сужены. Быстро наступившая анемия мозга резко снижает функцию двигательных и вегетативные центров. Иногда перед обмороком человек отмечает головокружение, тошноту, звон в ушах, ослабление зрения. Обморок обыино длится 1-5 мин. Более продолжительная потеря сознания свидетельствует о более тяжелых патологических нарушениях в организме.

Первая помощь. Если студент потерял сознание на занятиях по физкультуре или тренировке, его следует положить в горизонтальное положение, приподнять ноги, дать вдохнуть пары нашатырного спирта, что способствует расширению сосудов мозга и вытедению больного из состояния обморока.

Коллапс — тяжелое состояние организма, вызванное острой сердечно-сосудистой недостаточностью. В сложном сочетании симптомов, сопровождающих коллапс, основным является резкое падение артериального давления. При травмах развитию коллапса способствуют повреждение сердца, массивная кровопотеря, тяжелая интоксикация.

Клинические симптомы коллапса отражают тяжесть развившийся анемии и гипоксии. У сильно обескровленного больного или страдающего тяжелой интоксикацией вследствие анаэробной инфекции, перитонита или других заболеваний коллапс проявляется общей слабостью, головокружением, сухостью в горле, жаждой. Сознание в большинстве случаев сохранено, отмечается резкая бледность кожи и видимых слизистых оболочек. Дыеание поверхностное, учащенное. Температура тела понижена. Коллапс у больных с тяжелыми повреждениями сопровождается значительным падением артериального давления, учащением и ослаблением пульса, потерей сознания.

Травматический шок — представляет собой тяжелый патологический процесс, возникший в организме как общая реакция на тяжелое механическое повреждение тканей и органов. Этот процесс характеризуется нарастающим угнетением основные жизненные функций вследствие нарушения нервной

регуляции, гемодинамики, дыхания и обменных процессов. Тяжелое состояние пострадавшего связано в первую очередь, с массивной кровопотерей, острой дыхательной недостаточностью, острыми расстройствами функций поврежденных жизненно важных органов. Развитие шока следует ожидать у пострадавших с переломами костей верхних и нижних конечностей, таза, ребер, при повреждении внутренних органов, при открытых переломах.

В клинике травматического шока принято различать две фазы: эректрильную и торпидную.

Эректрильная фаза характеризуется возбуждением нервной системы. Больной обеспокоен, многословен, подвижен, учащены сердечные сокращения, повышено артериальное давление, отмечается усиление функции эндокринных желез и обменных процессов. Дыхание учащенное, поверхностное. В этой фазе характер травм, их тяжесть зависят от вида спорта. Так, например, в легкой атлетике, баскетболе, волейболе, футболе — это растяжение и надрывы голеностопного и коленного суставов, мышц задней и передней поверхности бедра, икроножные мышцы и т.д. В боксе — это сотрясение мозга и т.д.

Причины возникновения спортивных травм

Этиология травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, следующая:

- недочеты и ошибки в методике проведения занятий (форсированные тренировки, плохая разминка без учета возраста, пола, подготовленности и др.);

- недостатки в организации проведения занятий (плохое освещение, неподготовленные снаряды, покрытие и пр.);

- неполноценная материально-техническая база (несоответствующие возрасту снаряды, например, в спортивной гимнастике, обувь, одежда и пр.);

- неблагоприятные климатические, гигиенические условия (влажность, температура воздуха, воды в бассейне и др.);

- неправильное поведение занимающегося (поспешность, невнимательность и др.);

- врожденные особенности опорно-двигательного аппарата;

- недостаточная физическая подготовленность;

- наклонность к спазмам мышц и сосудов;

- переутомление (перетренированность), приводящее к нарушению координации движений;

- несоблюдение сроков возобновления занятий после перенесенных травм или заболеваний;

- нарушение врачебных требований к организации процесса тренировки (допуск к тренировкам без врачебного осмотра).

На частоту возникновения травм существенно влияют спортивный уровень, возраст, пол, стаж занятий спортом, климато-гео-графические условия и другие показатели.

Профилактика травм при занятиях физкультурой и спортом должна включать:

- полноценную разминку;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований (температура помещения, влажность, освещенность, подбор и подгонка спортивного инвентаря и снарядов и др.);

- соблюдение методических принципов (не форсировать нагрузки, учитывать подготовленность, возраст, пол, систематичность занятий, учет состояния здоровья и т.п.);

- страховку и другие методические приемы, характерные для того или иного вида спорта;

- массаж, самомассаж, баню и др.

Известно, что гиподинамия (отсутствие

физических нагрузок, тренировок) неблагоприятно действует на процессы регенерации поврежденных тканей опорно-двигательного аппарата и функциональные системы. Поэтому крайне важно в ранние сроки активизировать травмированного студента или спортсмена, т.е. применять функциональные методы лечения. Многолетние исследования показывают, что прекращение спортивной деятельности (тренировок) отрицательно сказывается на общем уровне тренированности спортсмена. Снижается не только спортивная работоспособность, но и те специфические двигательные навыки, которые спортсмен приобрел во время регулярных многолетних тренировок и на восстановление которых в дальнейшем уходит много времени.

Прекращение тренировок и занятий физкультурой (из-за травм) ведет также к рассогласованию координационной цепи условных и безусловных рефлексов. Выпадение или нарушение какого-либо звена этой цепи или изменение функционального состояния ЦНС приводит к нарушению или распаду (разладу) сложной функциональной системы.

Правильно подобранные физические упражнения, в соответствии с сущностью

приобретенной травмы, способствуют нормализации патологических изменений функций: восстановлению подвижности в суставе, силы, выносливости, скорости и соразмерности мышечные усилий, а также адаптации получившего травму к привышныш мышечным нагрузкам, свойственным здоровому организму. Недооценка роли функционального лечения, а именно несвоевременное, нерегулярное и недостаточно квалифицированное его проведение, нередко приводит к развитию тяжелых осложнений (стойкой контрактуры в суставах, гипертрофии мышц, остеопорозу костей). При этом пата-логические изменения могут развиваться и в тех участках скелета и тканей, которые непосредственно не подвергались травмати-зации.

Для повышения эффективности профилактики травм необходимо использовать комплекс современных средств функционального лечения: физические упражнения, движения в воде, упражнения на тренажерах, механотерапию, игры с лечебной направленностью, специальные приборы для устранения контрактуры в суставах, некоторые виды спорта и др. Наилучший результат может быть получен от правильного сочетания этого метода с основными видами комплексного лечения (правильного двигательного режима, рационального питания, массажа, медикаментозного и хирургического лечения и др.).

В процессе проведения лечебно-профилактических мероприятий при травмах опорно-двигательного аппарата функциональное лечение условно подразделяется на три периода: иммобилизационный, постиммоби-лизационный и восстановительный. Успешное проведение профилактики против травм во многом определяется правильной постановкой задач на каждом из этих этапов. В первом периоде функциональное лечение направлено на снижение общих и местных проявлений организма пострадавшего на травму. При длительном постельном режиме оно также решает задачу предупреждения осложнений со стороны функции органов и систем, обеспечивающих основные процессы жизнедеятельности. При этом важно обучить больных некоторым бытовым навыкам с целью облегчения ухода за ними (повороты в кровати, поднимание таза и т.п.). При повреждении костей, сопровождающемся травматизацией мягких тканей, методика применения физических упражнений зависит от степени заживления раны.

В первом периоде при проведении функционального лечения большое внимание необходимо уделять профилактике вторичных изменений в травмированных органах (контрактуры в суставах, гипотрофии мышц, остеопороза и др.). Эти задачи решаются за счет максимальной активизации суставов, свободных от иммобилизации, и изометрических мышечных напряжений под гипсовой повязкой. Для обеспечения оптимальных условий срастания перелома необходимо, чтобы на первом этапе лечения любая мышечная активность не нарушала налаженного скелетного вытяжения и не вызывала смещения репонированных отломков.

Во втором периоде одной из главных задач функционального лечения является активное включение поврежденного сегмента в свойственную ему функцию. На этом этапе лечения основное внимание уделяется устранению контрактуры в суставах, подвергшихся иммобилизации, и нормализации функционального состояния нервно-мышечного аппарата. В этих целях, помимо активных движений, способствующих увеличению амплитуды движений в том или ином суставе, используются различные укладки конечности, упражнения в облегченных положениях. Тренировка силы и выносливости гипотрофированные мышц должна проводиться с учетом их функциональных возможностей и объективизацией физических нагрузок.

В третьем периоде главной целью лечения является постоянная тренировка больного к мышечныш напряжениям, свойственным здоровому организму, с целью адаптации его к спортивным нагрузкам. Реализация этих задач осуществляется выполнением специальных упражнений на силу, скорость, выносливость и координацию, а также за счет использования некоторых видов спорта. На этом этапе лечения упражнения выполняются с нагрузкой умеренной и большой мощности.

Применение профилактики против травм различного уровня показано при общем удовлетворительном состоянии больного. Противопоказанием являются: массивная кро-вопотеря; тяжелое общее состояние, при интенсивных болях, температуре, при выраженной прогрессирующей отечности с увеличением региональных лимфатических узлов и при опасности повреждения сосудов; наличие злокачественных новообразований.

Схема 1. Классификация различных видов боли соответственно месту ее возникновения и характеру

Любая травма сопровождается локальным мышечным спазмом, который в свою очередь обусловливает усиление боли, возникающей прежде всего в результате повреждения нервных волокон и рецепторов давления на них гематомы (гематом). Мышечный спазм усиливает это давление и на нервные окончания. На боли организм отвечает усилением мышечного спазма, что ведет к усилению боли. Устранение мышечного спазма может прервать этот патологический цикл, уменьшить болевые ощущения, как и снятие или ослабление боли может уменьшить мышечный спазм.

На сроки возобновления занятий физи-

ческой культурой и тренировок у студента, получившего травму или заболевание влияют его пол, вид спорта, возраст. Поэтому в каждом конкретном случае вопрос о допуске к занятиям решается врачом и преподавателем.

Список литературы

1. Вайнштейн В.Г. Руководство по травматологии. Л.: Медицина, 1979. 352 с.

2. Красное А Ф, Аршин В.М., Цейтлин М.Д. Справочник по травматологии. М.: Медицина, 1984. 400 с.

3. Скоблин А.П., Жила Ю.С., Джерелей АН. Руководство к практическим занятиям по травматологии и ортопедии. М.: Медицина, 1975. 224 с.

АСАНИН Владимир Ювенальевич — доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

ДЕВЕРИНСКАЯ Александра Тимофеевна — доцент кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

БОНДАРЕВА Елена Вильсуровна — старший преподаватель кафедры физкультуры и спорта. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

ГРИГОРЬЕВ Александр Николаевич — врач травматолог-ортопед, хирургическое отделение Моргаушской центральной районной больницы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Россия. Чебоксары. E-mail: sportkafedra@bk.ru

ASANIN, Vladimir Yuvenalyevich — Associate Professor of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

DEVERINSKAYA, Aleksandra Timofeevna — Associate Professor of Department of Physical

Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

BONDAREVA, Elena Vilysurovna — Senior Lecturer of Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru

GRIGORIEV, Aleksandr Nikolaevich — Orthopedic Trauma of Morgaushi Central Hospital of Ministry of Health and Social Policy of the Chuvash Republic. Russia. Morgaushi. E-mail: sportkafedra @bk. ru

УДК 378.14.015.62

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Р. Борисова

Рассматриваются вопросы обеспечения качества образования с позиции социально-философского анализа, построение системы гарантии качества образования в вузе на основе системы гарантии качества образовательного учреждения, ориентированной на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон.

Ключевые слова: высшее образование; качество образования; гарантии качества образования; заинтересованные стороны; модернизация; управление качеством; философский аспект.

E.R. Borisova. SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE QUALITY ASSURANCE OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to questions of ensuring quality of education from a position of the social and philosophical analysis, to creation of system of a quality assurance of education in higher education institution on the basis of the quality system of educational institution focused on satisfaction of requirements of interested parties.he analysis of Chuvash Republic international legal personality content and aimed at legislative development in the sphere of foreign relations involving constituent entities.

Keywords: higher education; the quality of education; guarantee the quality of education; parties concerned; modernization; quality management; philosophical aspect.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется существенными социокультурными изменениями. В последние десятилетия вопросы качества занимают одно из центральных мест в дискуссиях о высшем образовании. Необходимость реформ в образовании неоспоримо вытекает из кардинальных изменений общественной жизни, которые предъявляют новые требования к системе образования. В Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг (2002) определены роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России, цели национальной политики России в области качества продукции и услуг и основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг [1]. Основные положения доктрины государ-

ственной политики в области качества в России: устойчивое развитие России — новое качество социально-экономических механизмов развития; тотальная квалитативизация социума, экономики, экологии, управления, образования. Наше государство провозглашает область образования приоритетной. Так, ст. 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование [2]. Цели Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 г. тесно увязаны с проблемами развития российского общества: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики [3]. В настоящее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.