Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ'

ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
профилактика рецидивизма / воспитательная работа / осужденные / методы / подходы / результаты / практические рекомендации.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

Статья посвящена вопросу профилактики рецидивизма через воспитательную работу с осужденными. Автором представлены методы и практические подходы, которые могут быть использованы для эффективной профилактики рецидивизма. Описывается организация педагогического эксперимента, результаты которого подтверждают эффективность предложенных методов. Констатируется, что профилактика рецидивизма через воспитательную работу с осужденными является важной задачей для современного общества, т.к. воспитательные меры могут помочь осужденным справиться с трудностями и изменить свою жизнь в лучшую сторону. В заключении представлены практические рекомендации, которые, с точки зрения автора, целесообразно задействовать в пенитенциарных учреждениях в целях снижения рецидивной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ»

О^ УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-339-343 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

NIION: 2018-0076-5/23-356 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-5-356 старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,

Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

Аннотация. Статья посвящена вопросу профилактики рецидивизма через воспитательную работу с осужденными. Автором представлены методы и практические подходы, которые могут быть использованы для эффективной профилактики рецидивизма. Описывается организация педагогического эксперимента, результаты которого подтверждают эффективность предложенных методов. Констатируется, что профилактика рецидивизма через воспитательную работу с осужденными является важной задачей для современного общества, т.к. воспитательные меры могут помочь осужденным справиться с трудностями и изменить свою жизнь в лучшую сторону. В заключении представлены практические рекомендации, которые, с точки зрения автора, целесообразно задействовать в пенитенциарных учреждениях в целях снижения рецидивной преступности.

Ключевые слова: профилактика рецидивизма, воспитательная работа, осужденные, методы, подходы, результаты, практические рекомендации.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Open University for the Humanities and Economics,

Moscow, Russia

PREVENTION OF RECURRENT CRIME AND EDUCATIONAL WORK

WITH CONVENTS

Annotation. The article is devoted to the issue of prevention of recidivism through educational work with convicts. The author presents methods and practical approaches that can be used for effective prevention of recidivism. The organization of a pedagogical experiment is described, the results of which confirm the effectiveness of the proposed methods. It is stated that the prevention of recidivism through educational work with convicts is an important task for modern society, because educational measures can help convicts cope with difficulties and change their lives for the better. In conclusion, practical recommendations are presented that, from the author's point of view, it is advisable to use in penitentiary institutions in order to reduce recidivism.

Key words: prevention of recidivism, educational work, convicts, methods, approaches, results, practical recommendations.

Введение

Рецидивизм является одной из основных проблем в сфере исполнения наказаний. Рецидивизм означает повторное совершение преступления после отбытия наказания за предыдущее преступление. Это явление негативно сказывается на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

обществе и на самих осужденных, так как повторное преступление может привести к более строгим наказаниям, а также к тому, что осужденный будет продолжать нарушать закон и ставить под угрозу свою жизнь и жизнь других людей [2; 5; 6; 7].

Причины рецидивизма могут быть различными, включая недостаточную реабилитационную работу с осужденными, низкий уровень образования, социальную и экономическую нестабильность, проблемы с здоровьем и др. [9; 10; 11; 12]. Поэтому, чтобы бороться с рецидивизмом, необходимо принимать комплексные меры, направленные на реабилитацию и социальную адаптацию осужденных.

В этом контексте, важным является вопрос о профилактике рецидивизма через воспитательную работу с осужденными [3; 4]. Профилактика рецидивизма через воспитательную работу с осужденными является важным аспектом в борьбе с этой проблемой. Воспитательная работа с осужденными направлена на изменение их мировоззрения, формирование позитивных ценностей, помощь в развитии социальных навыков и повышении уровня самооценки. Это помогает осужденным лучше справляться с трудностями и предотвращает рецидивизм.

Одним из главных принципов воспитательной работы с осужденными является учет их индивидуальных особенностей. Каждый осужденный имеет свои сильные и слабые стороны, свою историю жизни и свой мировоззренческий взгляд. Поэтому воспитательная работа с ними должна быть индивидуализированной, т.е. должна учитывать их личные потребности и особенности. Например, если осужденный имеет проблемы с агрессивностью, то ему могут помочь тренинги по управлению своим поведением и эмоциями.

Кроме того, воспитательная работа с осужденными должна включать в себя не только образовательную и культурную программы, но и работу с психологом или социальным работником. Это позволяет осужденным лучше понимать свои проблемы и развивать эффективные стратегии их решения.

Важно создавать условия для социальной адаптации осужденных после освобождения из учреждений системы Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН). Одним из главных факторов, влияющих на рецидивизм, является отсутствие перспективы и возможностей на внешней среде. Поэтому осужденным нужно помогать в поиске работы, жилья, обучении, иными словами, помогать им находить место в обществе.

Таким образом, воспитательная работа с осужденными является одним из главных инструментов в профилактике рецидивизма. Она должна быть индивидуализированной и включать в себя работу с психологом и социальным работником, а также создавать условия для социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Это позволит осужденным

лучше справляться с трудностями и трудиться на благо общества, а также уменьшит вероятность их возвращения в преступную деятельность.

Стоит отметить, что необходимо учитывать и зарубежный практический опыт в этой области. Например, некоторые государства используют программы сокращенного заключения, которые помогают осужденным лучше справляться с трудностями, связанными с тюремным заключением, и повышают их шансы на социальную адаптацию после освобождения [8].

Основная часть

В свете увеличения числа осужденных, проблема профилактики рецидивизма становится все более актуальной. Решение этой проблемы требует разработки эффективных методов и подходов для воспитательной работы с осужденными с учетом действующего законодательства РФ [1].

Важно обращать внимание на социальную интеграцию осужденных, например, через участие в общественно полезных работах, чтобы помочь им возвращаться к обществу и укреплять связи с родственниками и друзьями. Кроме того, необходимо совершенствовать программы обучения и профессиональной подготовки для осужденных, чтобы помочь им приобрести необходимые навыки и квалификацию для трудоустройства в будущем.

В целом, разработка эффективных методов и подходов для воспитательной работы с осужденными - это длительный и многогранный процесс, который требует совместных усилий всех участников системы исполнения наказаний, включая педагогов, психологов, социальных работников, медицинский персонал и других специалистов.

Цель данного исследования - разработать и апробировать методы воспитательной работы с осужденными, которые позволят эффективно проводить мероприятия по профилактике недопущения рецидивизма.

Для достижения цели исследования был проведен педагогический эксперимент. Экспериментальная группа состояла из осужденных, которые проходили воспитательную работу по разработанным методикам. Контрольная группа не получала такого обучения. В процессе эксперимента были использованы различные методы, включая методы педагогической коррекции, психологической помощи и социальной адаптации.

Эксперимент проводился в течение 6 месяцев в одном из учреждений уголовно-исполнительной системы России. Осужденные, включенные в экспериментальную группу, проходили обучение в рамках специальной программы, которая включала в себя педагогические занятия, тре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

нинги по социальной адаптации, психологическую помощь и консультации.

Эксперимент является важным шагом в изучении эффективности воспитательной работы с осужденными. Программа, которая была реализована для участников экспериментальной группы, является многоаспектной и содержала в себе различные методы работы с осужденными.

Педагогические занятия могли быть полезны для осужденных, которые хотели получить новые навыки и знания, которые могут помочь им в их будущей жизни после отбытия наказания. Тренинги по социальной адаптации, в свою очередь, могли помочь осужденным стать более уверенными в себе и учиться эффективно общаться в обществе. Психологическая помощь и консультации могут были помочь осужденным справляться со своими проблемами и эмоциями, что могло помочь им избежать повторного совершения преступления в будущем.

Важно отметить, что 6 месяцев является достаточно коротким периодом для оценки эффективности такой программы. Но даже в течение этого относительно короткого периода, программа могла оказать значительное влияние на участников экспериментальной группы.

Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанных методик воспитательной работы с осужденными. Осужденные, прошедшие обучение, демонстрировали меньшую склонность к повторному совершению преступлений, чем контрольная группа. Более того, у них наблюдалось улучшение в поведении, увеличение самоконтроля и уверенности в себе.

Полученные результаты говорят о том, что воспитательная работа с осужденными может быть эффективным инструментом профилактики рецидивизма. Важным фактором успеха является индивидуальный подход к каждому осужденному, учитывающий его личностные особенности и потребности.

Основываясь на результаты педагогического эксперимента, можно выделить несколько практических рекомендаций для тех, кто работает с осужденными.

Во-первых, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого осужденного при разработке программ воспитательной работы. Эта рекомендация подразумевает, что при разработке программ воспитательной работы необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого осужденного. Каждый человек уникален и имеет свой набор знаний, умений, навыков, опыта, ценностей, интересов и потребностей. Поэтому, чтобы эффективно работать с осужденными, необходимо учитывать все эти аспекты. Напри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

мер, для одного осужденного может быть полезной программа по изучению языков, а для другого - программа по изучению профессиональных навыков.

Во-вторых, следует уделять внимание психологическому сопровождению осужденных, так как это может помочь им лучше справиться с трудностями и предотвратить рецидивизм. Психологическое сопровождение осужденных - это комплекс мероприятий, направленных на поддержку психического здоровья осужденных и помощь им в решении психологических проблем. Осужденные могут испытывать различные психологические проблемы, такие как депрессия, тревожность, посттравматический стрессовый синдром и другие. Поэтому важно, чтобы сотрудники ФСИН уделяли достаточное внимание психологическому сопровождению осужденных, проводили консультации и помогали решать проблемы.

В-третьих, важно создавать условия для социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Социальная адаптация осужденных - это процесс, включающий в себя ряд мероприятий, направленных на помощь осужденным в интеграции в общество после освобождения из тюрьмы. Для успешной социальной адаптации осужденных необходимо создавать определенные условия, такие как помощь в поиске работы, жилья, медицинской помощи и другие меры поддержки. Важно, чтобы осужденные не чувствовали себя отверженными обществом и имели возможность начать новую жизнь с чистого листа.

Эти рекомендации могут быть полезными для тех, кто работает с осужденными, включая педагогов, социальных работников, психологов и других специалистов. Если эти рекомендации будут реализованы, то это может привести к более эффективной реабилитации осужденных, уменьшению риска рецидивизма и улучшению социальной адаптации осужденных после освобождения из тюрьмы. А также они могут помочь снизить стигматизацию осужденных в обществе. Нередко люди, которые были осуждены, сталкиваются с предубеждением и отвержением со стороны окружающих. Однако, если общество увидит, что работники пенитенциарной службы заботятся о реабилитации осужденных и помогают им успешно адаптироваться в обществе после освобождения, то это может улучшить отношение к осужденным и снизить стигматизацию.

Таким образом, рекомендации, основанные на результатах педагогического эксперимента, могут быть важным инструментом для улучшения работы с осужденными и помощи им в успешной реабилитации и социальной адаптации.

Заключение

Таким образом, данное исследование показало, что воспитательная работа с осужденными может быть эффективным инструментом профилактики рецидивизма. Это требует индивидуального подхода к каждому осужденному и учета его личностных особенностей и потребностей. Важным фактором успеха является также социальная адаптация осужденных после освобождения из тюрьмы.

Результаты исследования показали, что программы воспитательной работы, включающие педагогические занятия, тренинги по социальной адаптации, психологическую помощь и консультации, могут значительно снизить склонность осужденных к повторному совершению преступлений. Однако, важно отметить, что эффективность таких программ может быть обусловлена индивидуальными особенностями каждого осужденного, а также условиями его содержания в местах лишения свободы.

Исходя из полученных результатов, можно рекомендовать усилить воспитательную работу в тюрьмах, включив в нее больше педагогических занятий и тренингов по социальной адаптации, а также психологическую помощь и консультации. Также необходимо уделять большее внимание социальной адаптации осужденных после освобождения из тюрьмы, чтобы предотвратить их рецидивизм.

В целом, данное исследование показало, что профилактика рецидивизма через воспитательную работу с осужденными является важной задачей для современного общества. Результаты педагогического эксперимента подтвердили, что воспитательная работа может помочь осужденным справиться с трудностями и кардинально изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Список литературы:

[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - URL: http://legalacts.ru/kodeks/UIKRF/?yc lid=5564176771507044029 (дата обращения: 07.04.2023).

[2] Альханов Н.М. Новые модели для прогнозирования и профилактики рецидивизма // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2018. № 2 (30). - С. 148151.

[3] Воробьев С.М. Проблемы правовой определенности в нормативно-правовом регулировании воспитательной работы как одного из средств исправления осужденных в России // Человек:

преступление и наказание. 2020. Т. 28 (1- 4). № 3.

- С. 357-364.

[4] Зуева Е.Г. Психотехнологии профилактики противоправного поведения правонарушителей в обществе // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения

- 2020): Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 апреля 2020 г. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. - С. 224-228.

[5] Каршиев Г.С. Совершенствование профилактики рецидивной преступности, совершаемой молодёжью // Проблемы современной науки и образования. 2020. № 3 (148). - С. 44-47.

[6] Комлев Ю.Ю. Уголовно-правовой рецидивизм: девиантологическая перспектива профилактики с позиций теории стигматизации в условиях преодоления «кризиса наказания» // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 2 (4). - С. 20-28.

[7] Комлев Ю.Ю. Уголовно-правовой рецидивизм в молодежной среде: девиантологическая перспектива профилактики с позиций теории стигматизации // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы V всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Краснодар, 17-18 ноября 2011 г. / ред.: С.Г. Черников. - Краснодар: Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2011. - С. 96-101.

[8] Морохова О.А. Зарубежный опыт развития программ для осужденных как реализация принципа реабилитации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 5. - С. 66-73.

[9] Новикова Е.П., Жукова А.П. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. 2021. № 1 (8).

- С. 75-83.

[10] Ольховик Н.В. Меры предупреждения рецидивной преступности и воспитательная работа с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30 (1-4). № 3. - С. 470-484.

[11] Сечко А.В. Психологические факторы рецидивизма и его профилактики (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 1. - С. 85-93.

[12] Хафизова А.М. Предупреждение рецидива преступлений: постановка проблемы // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 4. № 2 (8). - С. 97-100.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Spisok literatury:

[1] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (posl. red.) [Elek-tronnyj resurs]. // Zakony, kodeksy i normativno-pra-vovye akty Rossijskoj Federacii. - URL: http://lega-lacts.ru/kodeks/UIKRF/?y-

clid=5564176771507044029 (data obrashcheniya: 07.04.2023).

[2] Al'hanov N.M. Novye modeli dlya prog-nozirovaniya i profilaktiki recidivizma // Vestnik CHechenskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.A. Kadyrova. 2018. № 2 (30). - S. 148-151.

[3] Vorob'ev S.M. Problemy pravovoj opre-delennosti v normativno-pravovom regulirovanii vospitatel'noj raboty kak odnogo iz sredstv isprav-leniya osuzhdennyh v Rossii // Chelovek: prestuple-nie i nakazanie. 2020. T. 28 (1- 4). № 3. - S. 357364.

[4] Zueva E.G. Psihotekhnologii profilaktiki pro-tivopravnogo povedeniya pravonarushitelej v obsh-chestve // Aktual'nye problemy psihologii pravoohran-itel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii (Vasil'evskie chteniya - 2020): Materialy mezhdunar-odnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Pe-terburg, 23 aprelya 2020 g. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutren-nih del Rossijskoj Federacii, 2020. - S. 224-228.

[5] Karshiev G.S. Sovershenstvovanie profilaktiki recidivnoj prestupnosti, sovershaemoj molo-dyozh'yu // Problemy sovremennoj nauki i obra-zovaniya. 2020. № 3 (148). - S. 44-47.

[6] Komlev Yu.Yu. Ugolovno-pravovoj recidiv-izm: deviantologicheskaya perspektiva profilaktiki s pozicij teorii stigmatizacii v usloviyah preodoleniya

«krizisa nakazaniya» // Vestnik Kazanskogo yuridich-eskogo instituta MVD Rossii. 2011. № 2 (4). - S. 20-28.

[7] Komlev Yu.Yu. Ugolovno-pravovoj recidiv-izm v molodezhnoj srede: deviantologicheskaya perspektiva profilaktiki s pozicij teorii stigmatizacii // Fenomenologiya i profilaktika deviantnogo povedeniya: materialy V vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnodar, 17-18 noyabrya 2011 g. / red.: S.G. Chernikov. - Krasnodar: Krasnodarskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2011. - S. 96-101.

[8] Morohova O.A. Zarubezhnyj opyt razvitiya programm dlya osuzhdennyh kak realizaciya principa reabilitacii // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sis-temy. 2019. № 5. - S. 66-73.

[9] Novikova E.P., Zhukova A.P. Kriminologich-eskaya harakteristika i preduprezhdenie recidivnoj prestupnosti nesovershennoletnih // Ugolovno-pro-cessual'naya ohrana prav i zakonnyh interesov nesovershennoletnih. 2021. № 1 (8). - S. 75-83.

[10] Ol'hovik N.V. Mery preduprezhdeniya recidivnoj prestupnosti i vospitatel'naya rabota s osu-zhdennymi k nakazaniyam, ne svyazannym s izolya-ciej ot obshchestva // CHelovek: prestuplenie i nakazanie. 2022. T. 30 (1-4). № 3. - S. 470-484.

[11] Sechko A.V. Psihologicheskie faktory recidivizma i ego profilaktiki (po materialam zarubezhnyh issledovanij) // Sovremennaya zarubezhnaya psi-hologiya. 2020. T. 9. № 1. - S. 85-93.

[12] Hafizova A.M. Preduprezhdenie recidiva prestuplenij: postanovka problemy // Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2019. T. 4. № 2 (8). - S. 97-100.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.