Научная статья на тему 'Причины и условия женского рецидивизма в контексте проблем ресоциализации осужденных женщин'

Причины и условия женского рецидивизма в контексте проблем ресоциализации осужденных женщин Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЦИДИВИЗМ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЖЕНСКОГО РЕЦИДИВИЗМА / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / СAUSES AND CONDITIONS OF FEMALE RECIDIVISM / RECIDIVISM / RESOCIALIZATION OF CONVICTS WOMEN / THE JUVENILE OFFENDER / PROBLEM SITUATION / WRONGFUL CONDUCT / CRIMINAL LAW / VALUE ORIENTATION OF PERSONALITY / STRUGGLE WITH CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарипов Зарип Саидович, Семенец Марина Юрьевна

в статье отражены материалы выступления автора на научно-профилактическом семинаре «Профилактика преступности», на основе большого материала представлены причины и условия женского рецидивизма в свете проблем ресоциализации осужденных женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зарипов Зарип Саидович, Семенец Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article reflects the author's speech at the scientific and practical seminar «The precaution of criminality», based on a large material presented the role of the сauses and conditions of female recidivism in the context of the problems of resocialization of convicts women.

Текст научной работы на тему «Причины и условия женского рецидивизма в контексте проблем ресоциализации осужденных женщин»

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЖЕНСКОГО РЕЦИДИВИЗМА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН

З. С. Зарипов, М. Ю. Семенец

Аннотация: в статье отражены материалы выступления автора на научно-профилактическом семинаре «Профилактика преступности», на основе большого материала представлены причины и условия женского рецидивизма в свете проблем ресоциализации осужденных женщин.

Ключевые слова: рецидивизм, ре-социализация осужденных женщин, несовершеннолетний правонарушитель, проблемная ситуация, причины и условия женского рецидивизма, противоправное поведение, уголовное законодательство, ценностная ориентация личности, борьба с преступностью.

The summary: the article reflects the author's speech at the scientific and practical seminar «The precaution of criminality», based on a large material presented the role of the сauses and conditions of female recidivism in the context of the problems of resocialization of convicts women.

Keywords: recidivism, resocialization of convicts women, the juvenile offender, problem situation, сauses and conditions of female recidivism, wrongful conduct, criminal law, value orientation of personality, struggle with criminality.

Существование женской рецидивной и профессиональной преступности обусловлено причинами и условиями, характерными для преступности в целом. Основные причины первичных пре-

ступлений действуют и при повторных деликтах. Более того, повторные преступления усиливают стойкость антиобщественных взглядов, способствуют повышению уровня криминального профессионализма.

Специфические причины женской преступности лежат в первую очередь в искаженной морально-волевой установке личности женщин. Для них типичны определенные свойства личности и потребности: повышенная чувствительность в межличностных отношениях, стремление к совершенству, демонстративность; предрасположенность к психопатии и неврастении, конформизм; снижение проявления волевых качеств в опасных условиях; стремление к комфорту в быту, к обладанию предметами личного обихода, особо модной одеждой и т. п. [3, с. 15].

Семья, семейно-брачные отношения, занимающие важное место в жизни женщины, в последние годы все в большей степени подвержены распаду либо искажению. Причем стереотип двойной морали, существовавший в семьях государственно-партийной бюрократии при советской власти, ныне распространился на семьи «новых русских», представителей среднего и малого бизнеса. В таких семьях для женщины главным является материальная обеспеченность и получение преимущества над мужчинами, поэтому не случайно наблюдается уменьшение числа браков и рост разво-

дов. Семья является действенным антикриминальным фактором. Между тем, как показала перепись, среди осужденных женщин 74,3 % не состояли в браке на момент осуждения (по переписи 1999 г. - 62,9 %), у 43 % осужденных женщин, состоявших в браке на момент осуждения, брак во время отбывания лишения свободы распался (в 1999 г. эта доля составляла 47,7 %) [7, с. 45].

Эти данные во многом объясняют низкий уровень поддержания социально полезных связей осужденной с внешним миром. Так, из-за отсутствия денег 5 % осужденных женщин не пользовались правом на телефонные переговоры; 3,4 — сказали, что им некому было звонить; 17 % — не изъявляли желания [7, с. 4].

Учитывая, что 64,6 % (в 1999 г. — 59,1 %) осужденных не получали заработной платы в местах лишения свободы, хотя почти 90 % являлись трудоспособными, то на день переписи у более чем половины осужденных (52,1), не было денег на лицевом счете, а у 18,6 % сумма средств не превышала 200 руб. По данным на 2009 г. не имели денег на лицевом счете 40,3 % осужденных женщин и 57,4 % мужчин, в то время как свыше 5 тыс. руб. на лицевом счете имели только 3,4 % женщин и 2,5 % мужчин [7, с. 5].

Обращает на себя внимание то, что осужденные женщины в большей степени не используют своего права на краткосрочные (63,2 %) и длительные (73,4 %) свидания [7, с. 7].

В теологии существует устоявшаяся позиция о том, что приобщение человека к религии делает его более законопослушным и приспособленным к жизни в условиях свободного общества. Пози-

тивная роль приобщения осужденных к религии проявляется также в том, что они раскаиваются в содеянном, не нарушают установленный порядок отбывания наказания, принимают активное участие в общественной жизни, своим поведением оказывают положительное влияние на других осужденных (особенно осужденные рецидивисты), как правило, ведут правопослушный образ жизни после освобождения.

На данный момент наблюдается существенный рост числа верующих среди осужденных к лишению свободы. Если по данным переписи 1999 г. большинство осужденных (а именно 63,2 %) не относили себя к верующим, то по результатам специальной переписи 2009 г. это число сократилось в 2,5 раза и составило 25,6 %. Среди осужденных женщин эта цифра значительно ниже — 15,8 % [7, с. 14].

В большинстве случаев осужденные отбывают наказание в том же субъекте Российской Федерации, где проживали ранее (76 %). Однако для 21 % осужденных нарушается принцип, сформулированный в ч. 1 ст. 73 УИК РФ, о том, что эти лица «отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены». Данное нарушение объясняется тем, что в более чем в тридцати субъектах Российской Федерации отсутствуют женские или воспитательные колонии. Кроме того, в три воспитательные колонии для несовершеннолетних женского пола поступают осужденные со всей страны [7, с. 15].

Нарушение этого принципа влечет за собой разрыв всех социально полезных связей, ухудшение общения с род-

ственниками и близкими людьми, что непосредственно влияет на поведение осужденной после отбывания наказания в виде лишения свободы. Она фактически оказывается неспособной к самостоятельной жизни. Это подтверждают следующие данные: доля лиц, находящихся в ВК, которые до осуждения нигде не работали и не учились, составляет 22 %, то есть почти каждая четвертая осужденная оказалась вне поле зрения таких институтов социализации, как образовательные учреждения [5, с. 155].

Почти половина несовершеннолетних осужденных (47 %) воспитывались в неполной семье, а 8 %—в детском доме. О недостатках семейного воспитания несовершеннолетних, отсутствии крепких связей с семьей свидетельствует то, что 25 % осужденных не изъявили желания позвонить домой, хотя право на телефонные переговоры имели и им было с кем пообщаться. Со своей стороны близкие родственники также не испытывают большого желания взаимодействовать с подростками, находящимися в ВК, поддержать их в трудную минуту. 73 % осужденных не получали в 2009 г. денежных переводов, 32 — не получали посылок и передач, 94 % не получали бандеролей [7, с. 15]. Хотя отчасти это можно оправдать и финансовыми трудностями, возникшими в семьях из-за нестабильности сегодняшней экономики.

Девушки, в отличие от юношей, на 18,4 % меньше стремятся в результате преступной деятельности обогатиться, в 11 раз меньше — повысить свой авторитет и в 12 раз меньше совершают преступления из хулиганских побуждений. Среди мотиваций преступного поведения у девушек преобладают месть обидчикам, удовлетворение своей зло-

сти, ревность. Среди несовершеннолетних мужского пола этот мотив совершения преступлений при совершении корыстно-насильственных преступлений практически не встречается. Как пишут специалисты, «девушки-подростки в три раза чаще, чем юноши-подростки, совершают преступления из чувства ложного товарищества, что подтверждает их повышенную конформность» [6, с. 16].

Психологические стереотипы у женщин, их социальные связи разрушаются значительно быстрее, чем у мужчин. Именно из-за этого некоторые женщины перестают дорожить и семьей (особенно при росте бытового насилия со стороны мужчины), и работой, легко их бросают и начинают вести антиобщественный образ жизни, приобретая средства к существованию противоправным путем.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года [4, с. 15], как нам предполагается, в тюрьмах общего режима было бы целесообразно дифференцировать условия отбывания наказания женщин, совершивших рецидив преступлений, в зависимости от типа. Все вновь прибывшие осужденные женщины, совершившие рецидив преступлений, содержатся в строгих условиях. На этом этапе идет распределение, которое зависит от поведения преступницы и результатов изучения ее личности.

Осужденные женщины антисоциального типа, совершившие рецидив преступлений, для которых характерна высокая криминальная активность, остаются в строгих условиях.

Осужденные женщины, совершившие рецидив преступлений, не допустившие нарушений за время пребывания в строгих условиях, при отбытии в строгих

условиях не менее 1/4 от общего срока наказания переводятся на обычные условия содержания. В таких условиях могут содержаться осужденные женщины ситуативного типа, совершившие рецидив преступлений, а также страдающие тяжелыми заболеваниями. В дальнейшем такие осужденные женщины, не допустившие нарушений режима содержания, могут быть переведены на облегченные условия.

Социально-реабилитационные меры предупреждения рецидивной преступности лиц женского пола должны быть направлены на нейтрализацию отрицательных последствий лишения свободы и предполагают оказание помощи подобным лицам в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, применение к ним воспитательных профилактических мер и т. д. [2, с. 82].

По нашему мнению, улучшению деятельности по социальной адаптации женщин в постпенитенциарный период могла бы служить организация центров социальной помощи лицам, отбывшим наказание (социально-реабилитационных центров для лиц, освободившихся из ИУ). Мы считаем, что основными задачами этих учреждений могут быть следующие: оказание содействия бывшим осужденным женщинам в трудовом и бытовом устройстве; помощь таким лицам в решении различных жизненных проблем (психологических, юридических и т. д.); осуществление индивидуальной воспитательной работы.

Процесс социальной адаптации осужденных женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы, заключается не в том, что они приходят в незнакомую среду с новыми для них установками и системой ценностей, а в том, что они возвращаются в то же общество, морально-нравственные и правовые нормы которого они нарушили, которыми ранее в силу разных причин пренебрегали и которые вновь необходимо принимать и соблюдать [1, с. 57].

Литература

1. Абызова Е.Р. Меры индивидуально-воспитательного воздействия на лиц женского пола, совершающих преступления // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2007. — № 1.

2. Волкова Т.Н. Женщина в зеркале криминала. — Вологда, 2000.

3. Козлов С.П. Проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних лиц женского пола в современной России // Рос. следователь. — 2007. — № 18.

4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

5. Пенитенциарная криминология: учебник / под ред. Ю.М. Антоняна, А.Я. Гришко, А.П. Фильченко. — Рязань: Академия ФСИН России, 2009.

6. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних (по материалам субъектов Центрального федерального округа РФ) / А.И. Илья-шенко, А.В. Маслов, Е.Л. Харьковский [и др.]. — М.: ВНИИ МВД России, 2007.

7. Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы (по материалам специальной переписи осужденных 2009 г.). Вып. 1 / Е.М. Данилин, В.С. Радкевич, И.В. Селиверстов [и др.]; науч. ред. В.И. Селиверстов. — М.: Юриспруденция, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.