Лелеков В.А., Кошелева Е.В.
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПОНЯТИЕ, СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Воронежский институт МВД России, Московский университет МВД России
Ключевые слова: несовершеннолетние, пенитенциарная преступность, рецидив, уголовная политика.
Аннотация: в статье рассматривается понятие, сущность и современное состояние пенитенциарной преступности несовершеннолетних.
Keywords: minor, the prison crime, recidivism, criminal policy.
Abstract: The article discusses the concept, nature and current state of the penal juvenile delinquency.
Пенитенциарная преступность несовершеннолетних представляет собой часть преступного рецидива подростков. Рецидив — латинское слово. Как и в медицине, так и в юриспруденции, означает повтор. Ст. 18 УК РФ раскрывает понятие рецидива преступлений: «Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление». В этой статье указано, в каких случаях рецидив признается опасным и особо опасным. В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ рецидив преступлений признается обстоятельством, отягчающим наказание.
Что касается несовершеннолетних, законодатель не признает рецидивом совершение преступлений в возрасте до 18 лет (п. «б» ч. 4 ст. 18 УК РФ). Казалось бы, о преступном рецидиве несовершеннолетних не может быть и речи. Но это касается уголовно-правовой трактовки. Кроме уголовно-правового понятия существует и криминологическое понятие рецидива, которое распространяется и на несовершеннолетних. В карточке 2 на выявленное лицо, совершившее преступление, учитываются ранее совершавшие преступления. В 2012 г. они составили 44,7% всех выявленных участников преступлений. Среди несовершеннолетних этот показатель составляет всего 21,8%. Это не означает, что подростки менее склонны к преступному рецидиву. Надо иметь в виду, что из 289 составов особенной части Уголовного кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте 14-15 лет могут быть привлечены только по двадцати. Кроме того, примерно по
40 видам преступлений уголовная ответственность наступает только с 18 лет (воинские, должностные и др. преступления).
Пенитенциарную преступность несовершеннолетних мы относим к рецидивной. В России насчитывается 46 воспитательных колоний. Ежегодно в них регистрируется 30 преступлений, из которых 23% составляет дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ); 24% — причинение вреда здоровью (ст. 111-114 УК РФ); 17,4% — побег (ст. 313 УК РФ). Ежегодно совершаются убийства с покушениями (ст. 105 УК РФ), наркопреступления и др.
Предупреждение преступности несовершеннолетних (или ювенальной) во всех странах признавалось приоритетным направлением в борьбе с преступностью в целом.
В научной и учебной литературе дано определение преступности несовершеннолетних, широко представлена концепция о значимости ее выделения.
Пенитенциарная преступность несовершеннолетних в учебниках вообще не рассматривается (исключение составляет учебник «Пенитенциарная криминология», изданный в Академии ФСИН России в Рязани в 2009 г.). Недостаточное внимание криминологов к пенитенциарной ювенальной преступности можно объяснить следующими обстоятельствами:
- до недавнего времени места лишения свободы оставались «закрытой зоной», исследования в них осуществлялись только отдельными специалистами: статистика о состоянии преступности являлась секретной, в открытой печати не публиковалась в отличие от зарубежных стран;
- являясь общей частью преступности несовершеннолетних, ее пенитенциарная часть характеризуется низкими статистическими показателями.
По многолетним наблюдениям, удельный вес преступлений несовершеннолетних в структуре всей пенитенциарной преступности не превышает 2,0%. Вместе с тем следует отметить, что при отбывании наказания в исправительных учреждениях в расчете на 1000 человек с 2002 по 2011 год. уровень преступности максимальных значений отмечен в 2006 г. — 1,78; а в воспитательных колониях в 2007 г. — 3,1.
Кроме того, в условиях гуманизации уголовной политики наметился процесс роста общего преступного рецидива среди несовершеннолетних. По данным судебной статистики, в 2007 г. к лишению свободы были приговорены 21,6% несовершеннолетних; в
2008 г. — 23,0%, а в 2011 г. — 16,4%. Из числа осужденных несовершеннолетних в 2007 г. имели непогашенные и неснятые судимости 19,5%, а в 2011 г. — 23,2%.
Рост преступного рецидива несовершеннолетних подтверждается данными ГИАЦ МВД России. Если в 2007 г. из числа выявленных подростков — участников преступлений, ранее совершавшие преступления составляли 17,0%, то в 2012 г. — 21,8%.
Гуманизация уголовной политики способствует «разгрузке» воспитательных колоний. Отсутствие должного механизма исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, вызывает рост рецидива. В воспитательные колонии направляются несовершеннолетние с криминальной «школой», как правило, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. Рассмотрим судебную статистику за 2001 и 2011 годы.
Таблица 1 - Удельный вес несовершеннолетних, осужденных
по отдельным видам преступлений
Удельный вес в % в общем числе осужденных несовершеннолетних
Годы 2001 2011
Всего 100 100
Убийство и покушение на убийство 1,2 1,0
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 2.1 3,1
Разбой 3,5 4,6
Грабеж 10,4 18,2
Угон автотранспорта 4.1 10,3
Наркопреступления 3,7 4,8
Приведенные данные свидетельствуют о значительных негативных изменениях свойств личности несовершеннолетних, осужденных за преступления. За эти годы удельный вес проживавших в полной семье сократился с 52,5% до 42,4%; а тех, кто воспитывался вне семьи (детском доме, интернате), удельный вес среди осужденных вырос в 2 раза — с 6,2% в 2001 г. до 12,6% — в 2011 г.
В ноябре 2009 г. проводилась специальная перепись осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Авторы издания «Осужденные в воспитательных колониях» [1], сравнивая результаты специальной переписи 1999 и 2009 гг., обращают внимание на усиление криминальной зараженности осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. Среди воспитанников колонии 20,5%
отбывают наказание за грабеж; 15,8% — за разбой; 11,7% — за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; 6,8% — за убийство; 7,5% — за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; 6,1% — за насильственные действия сексуального характера.
Удельный вес совершивших особо тяжкие преступления увеличился с 5,4% в 1999 г. до 26,0% в 2009 г. Из них 45,2% имеют две и более судимостей, связанных с лишением свободы.
Список литературы
1. Данилин Е.М., Селиверстов В.И. Осужденные в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12—18 ноября 2009 г. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.И. Селиверстова. Вып. 2. — М.: Юриспруденция, 2011. — 88 с.
Хузина Н.А.
К ВОПРОСУ О ВОЗМЕЩЕНИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ ЛИЦАМ
Воронежский государственный аграрный университет
Ключевые слова: реабилитация, моральный вред, возмещение вреда, ущерб, защита прав.
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты реализации права реабилитированных граждан на возмещение морального вреда.
Keywords: rehabilitation, moral damages, compensation for harm, damage, protection of rights.
Abstract: The article examines the theoretical aspects of the implementation of the rights of rehabilitated citizens for non-pecuniary damage.
Моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания гражданина, вызванные нарушением его личных неимущественных прав или умаление иных его личных (нематериальных) благ посягательствами на его честь и достоинство, неприкосновенность личности, здоровье и т.д. При этом честь понимается как социально значимая положительная оценка лица со стороны общественного мнения, достоинство- самооценка лицом своих моральных, профессиональных и иных качеств [1]. Ущерб в