УДК 343.848
ББК 67.997 N A. KOLOMITSEV, L.N. ODINTSOVA
К61
PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF RELEASED PERSONS FROM CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA
Annotation: the article analyses the problems of preparation of men and women convicts for release, postpenitentiary treatment of these persons and social supervision after them in modern life.
Keywords: correctional colonies with general and strict regimes, labour and domestic adaptation, released persons, protection of rights and legal interests, prevention of recidivism criminality.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КОЛОМЫТЦЕВ, доктор юридических наук, профессор, почетный сотрудник МВД России, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры уголовного права и процесса (Юридический институт, г. Санкт-Петербург) E-mail: Kolomyttseva [email protected]; ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА ОДИНЦОВА, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики (Кузбасский институт ФСИН России) E-mail: Iyizka77 @mail .ru
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Аннотация: в статье анализируются проблемы подготовки осужденных мужчин и женщин к освобождению, постпенетенциарного воздействия на этих лиц и общественного наблюдения за ними в современных условиях Ключевые слова: исправительные колонии общего и строгого режимов, трудовое и бытовое устройство, освобождаемые, защита прав и законных интересов, предупреждение рецидивной преступности.
Разноплановый спектр государственных задач в значительной степени концентрируется в сфере противодействия преступности, определяет его правовые основы, сказывается на социальной адаптации освобождаемых из мест лишения свободы, которая нуждается в масштабном совершенствовании. Необходимоуяс-нить, что проблема социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания связана со снижением рецидива преступлений. Решать ее можно только на уровне субъектов РФ, создавая экономические стимулы и социальные условия жизнедеятельности для тех, кто нарушал уголовный закон.
На основе проведенного нами исследования в 19 регионах страны установлено следующее. Каждый год около 300 тыс. человек освобождаются от отбывания наказания из исправительных учреждений. Среди освобожденных свыше
3 % субъектов особо опасного рецидива, 52 %
утративших социально значимые контакты и связи, 24 % - страдают хроническими заболеваниями и 2,6 % - являются инвалидами.
Рыночные отношения обострили проблему более 30 % освобождаемых из колоний общего и строгого режимов. Не имея жилья, денежных средств, испытывая трудности в получении работы, определенная часть этих лиц совершает новые, часто дерзкие и циничные преступления.
Освобождение лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности является многоаспектной и сложной проблемой. Х.Д. Аликперов по этому поводу пишет, что для осуществления задач, закрепленных в ч. 1 ст. 2 УК РФ, законодатель предусматривает различные уголовно-правовые средства их решения1. При этом они отождествляются с охраной прав, свобод человека и гражданина.
Следует отметить, что ст. 172 УИК РФ конкретизирует регулируемые нормами уголовно-
го, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законов основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, возникающие на стадии исполнения обвинительного приговора суда. Освобождение предполагает прекращение отбывания уголовного наказания и отмену для осужденных вытекающих из него правоограничений. Сведения о сроке наказания отражаются в личном деле каждого осужденного, иных документах учета исправительных колоний общего и строгого режимов.
Заметим, что в действующем уголовном законодательстве понятие «освобождение от наказания» имеет неоднозначный оттенок. Освобождение от отбывания наказания регулируется нормами уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права.
Учитывая сказанное, мы полагаем, что освобождение от отбывания наказания есть юридический факт, который изменяет правовое положение гражданина в пределах действия института судимости Представляется, что это понятие подчеркивает социально-правовую деятельность освобождения от уголовного наказания, носит теоретический и прикладной характер. Освобождение из учреждений и органов, исполняющих наказания, подводит итоги осуществляемого ранее исправительного воздействия на осужденных.
Необходимоучитывать также изменение правоотношений при освобождении из мест лишения свободы. В этом смысле справедливо утверждение Н.А. Стручкова о том, что само освобождение осуществляется в соответствии с предписаниями норм уголовно-процессуального и исправи -тельно-трудового законодательства2. Сходную точку зрения высказал и Н.И. Полищук3.
При анализе освобождения мужчин и женщин из исправительных колоний еще раз вернемся к проблеме правоотношений, возникающих в процессе исполнения наказания. Основой этих правоотношений служат уголовно-правовые отношения. Они вытекают из отношений, установленных государством в правовой сфере. С целью повышения эффективности социальной адаптации определены обязанности сотрудников колоний общего, строгого режимов, других видов исправительных учреждений для содействия освобожденным в трудовом и бытовом устройстве. Оно включает в себя уведомление органов местного самоуправления, Федеральной службы занятости по избранному всеми осужденными месту жительства о наличии у них жилья, трудоспособности, имеющейся специальности (ст. 180 УИК РФ).
Таким образом, нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе назначения, исполнения и отбывания наказаний. Уголовно-исполнительные правоотношения имеют свою динамику: они прекращаются при наличии таких юридический фактов, как действия и события.
Освобождению лиц, лишенных свободы, предшествуетих трудовое и бытовое устройство. В связи с этим в литературе предпринята попытка систематизировать вышеназванный институт уголовно-исполнительного права (А.В. Бриллиантов, М.П. Журавлев, В.Д. Иванов, А.Е. Ната-шев, А.Т. Потемкина, Н.А. Стручков, О.В. Филимонов). Работы этих авторов развивают возможность с более широких позиций подойти к проблеме освобождения из мест лишения свободы и социальной адаптации лиц рассматриваемой категории.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года внесла существенные содержательные изменения в гуманизацию исполнения (отбывания) наказания, определила пути обеспечения социальных лифтов для осужденных в рамках европейских стандартов и борьбы с преступностью. Основные ее направления обусловливают совместные действия федеральной, региональной власти, муниципальных образований с правоохранительными органами и общественностью.
Реформирование организационно-управленческих и правовых основ деятельности учреждений УИС учитывает оправдавшие себя на практике международные нормативные акты. Так, в функционировании многих исправительных колоний общего и строгого режимов действуют предписания Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В частности, они рекомендуют вводить особые условия для освобождающихся, которые сочетаются с эффективной социальной помощью и участием общественных организаций (п. 2 ст. 60). Уголовно-исполнительное законодательство РФ в целом обеспечивает реализацию положений международных правовых стандартов и учитывает национальную специфику государства.
В исправительных колониях организуется трудовое и бытовое устройство освобождаемых, что имеет большое значение для социальной адаптации и профилактики рецидива преступлений.
За шесть месяцев до освобождения начальники отрядов и социальные работники выясняют избранное каждым осужденным место
жительства, возможность трудоустройстваи т. п. Эта своевременная деятельность, как правило, проводится с центрами занятости населения, полицией и позитивно влияет на решение вопросов.
Около 50 % учреждений, исполняющих наказания, создали центры трудовой занятости для лишенных свободы. Профессиональные училища, филиалы колледжей и некоторых высших учебных заведений повышают соответственно квалификацию и образование осужденных. Однако рынок труда остается насыщенным, и этот фактор снижает уровень социальной адаптации освобождающихся мужчин и женщин.
Вместе с тем важной и эффективной формой взаимодействия органов местного самоуправления с уголовно-исполнительной системой в социальной адаптации освобождаемых из мест лишения свободы является разработка и осуществление программы профилактики преступлений. Например, в исправительной колонии № 5 У ФСИН России по Белгородскойобласти открыт консультационный пункт, где освобождающимся помогают сориентироваться на рынке труда, получить подробную информацию о вакансиях и обязанностях работодателей.
Центр занятости населения г. Белгорода по желанию самих освобожденных организует обучение для повышения рабочей квалификации за счет государства. В этом субъекте Российской Федерации действует постановление, регулирующее социально трудовую адаптацию освобождаемых. Активное участие в их адаптации принимают представители отдела контрольно-правовой и кадровой работы городской службы занятости. Они встречаются с теми, кто подлежит освобождению от наказания, знакомят рассматриваемую категорию лиц с регулярно обновляемыми буклетами, банком данных о вакансиях на предприятиях, отвечают на вопросы. Совместная деятельность приносит определенные результаты4. Ежегодно с помощью такого взаимодействия устраиваются на работу около тысячи освобожденных из мест лишения свободы. Полагаем, что применение этой практики может сыграть определенную роль в дальнейшем переносе акцентов в сторону социальной работы с освобождаемыми, повышении эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы, иных государственных организаций и общественных формирований.
Экспертный опрос администрации колоний общего и строгого режимов показал, что 46 % лиц, подлежащих освобождению, задумываются о том, как примут их семьи и родственники
после длительного пребывания в местах лишения свободы, какой может быть материальная поддержка. У 48 % освобождаемых проявляются психологические переживания, связанные с изменениями в личной жизни.
4 % ранее судимых мужчин и 2 % женщин после освобождения склонны вновь продолжать преступную деятельность. Этому противоправному желанию способствуети непринятие органами власти надлежащих мер по социальной адаптации тех, кто освобождается из исправительных учреждений. Такое отрицательное отношение к важной социальной проблеме наблюдается во многих регионах России, поэтому требуется адекватное реагирование, обеспечение прав и законных интересов этих граждан, являющихся членами социума.
Анализ организации трудового и бытового устройства освобождаемых из исправительных колоний общего и строгого режимов показал наличие существенных противоречий и проблем. Так, по нашим данным, 88,3 % лиц мужского пола, содержащихся в колониях общего режима, имеют жилье, 11,7 - не обеспечены жильем, 29 - сомневаются в получении регистрации по месту жительства, 27 % освобождаемых мужчин могут остаться без работы.
После освобождения из исправительных колоний общего режима 89,1 % женщин будутобеспе-чены жильем, 10,9 - не смогут иметь жилье, 32 -не уверены, что получат регистрацию по месту жительства, 30 % освобождаемых женского пола не найдут работу. Большая доля подлежащих освобождению женщин, остающихся без общественно полезного труда, видимо, связана с тем, что они чаще, чем мужчины, болеют. Кроме того, мужчины не используют льготы, установленные законодательством для женщин.
Мужчины, освобождаемые из колоний строгого режима, характеризуются следующим образом: 68,9 % - уверены, что будут иметь жилье, 31,1 - вряд ли получат жилье, 34 - высказали сомнение в получении регистрации по месту жительства, 32,8 % - не получат работу. У части обследованных мужчин просматривается отрицательная социально-психологическая установка, определяющая во многом поведение и отношение к близким, родственникам, семье, желание вести противоправный образ жизни. Следовательно, эта категория лиц нуждается в постоянном контроле государственных организаций и общественности.
Наши данные отличаются от результатов специальной переписи осужденных 1999 и 2009 годов,
что вполне объяснимо изменениями состояния преступности, личности правонарушителей, изучением иного массива и применяемой методики исследования.
Вместе с тем проживанию освобожденных от отбывания наказания в общежитиях препятствуют слабое здоровье, зарегистрированный брак и предпочтение работодателей принимать на предприятия граждан без судимостей. Отмеченные обстоятельства негативно сказываются на закреплении воспитательного процесса, проводимого в учреждениях УИС, и состоянии преступности в стране.
В последние годы В.И. Гуськов, A.M. Яковлев, В.М. Трубников, другие отечественные ученые ставили вопрос о совершенствовании профилактики преступлений, освобождении осужденных из мест лишения свободы и их ресоци-ализации5. Результаты изучения дают основание присоединиться к названной позиции.
Научные исследования свидетельствуют о том, что отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы нередко приводит к утрате социально полезных связей с родственниками, семьей, предприятиями, где осужденные работали до ареста. Нами установлено, что возникающие проблемы в трудовом и бытовом устройстве почти у 33 % освобождающихся мужчин и 30 % женщин могут способствовать совершению новых противоправных деяний, привести к рецидиву преступлений, поэтому законодательные акты и акты федеральных органов исполнительной власти регулируют обязанности администрации колоний общего, строгого режимов, иных видов исправительных учреждений УИС подготовку этих лиц к предстоящему освобождению. Комплекс мероприятий воспитательного, юридического и психологическогохарактера возлагается на начальников отрядов, социальных работников и службу психологов.
Имеет право на существование утверждение о том, что приоритетное направление в ресоциализации освобождаемых отводится социальной работе6. Качество и эффективность социальной работы зависит от умелого сочетания администрацией колоний общего и строгого режимов применения основных средств исправления лиц, лишенных свободы. Социальная работа и основные средства исправления должны учитывать принцип дифференциации и индивидуализации, стимулировать законопослушное поведение осужденных в местах лишения свободы и после освобождения в обществе.
Для социальной адаптации освобождаемых мужчин и женщин из исправительных колоний общего режима к условиям жизни гражданского общества, обеспечения принципа гуманизма закон предусматривает различные формы материальной помощи. Заметим, что эти правовые предписания полностью распространяются на мужчин, освобождающихся из колоний строгого режима, и другие категории лиц в первоначальный период после отбытия ими уголовного наказания.
В соответствии со ст. 181 УИК РФ освобожденным оплачивается проезд к избранному месту жительства. Нуждающимся в постороннем уходе несовершеннолетним до 16 лет, беременным женщинам, женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты второго класса. При доплате разницы в тарифе освобожденному могут быть приобретены билеты для более комфортного проезда7.
Освобожденные от отбывания наказания получают материальную помощь в виде единовременного денежного пособия, продукты питания или деньги на их приобретение. В случае необходимости эти лица бесплатно обеспечиваются одеждой и обувью по сезону.
Женщины, освобожденные из колонии общего режима и имеющие детей до 3-летнего возраста , едущих с ними, имеют право на получение продуктов питания, белья, одежды, обуви по сезону с учетом возраста ребенка.
Все это подтверждает заботу государства о мужчинах и женщинах, освобожденных из мест лишения свободы, создание для них предпосылок к общественно полезной жизни. В свою очередь, эти предпосылки имеют профилактическое значение в устранении причин и условий совершения повторных преступлений.
Трудовое и бытовое устройство освобождающихся - одна из ключевых задач государства и общества. Предлагаемый нами проект федерального закона «О социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы» содержит несколько вариантов реализации данной проблемы. В частности, путем направления освободившихся из учреждений, исполняющих наказания, к избранному месту жительства и работы; сопровождение несовершеннолетних и женщин с малолетними детьми ближайшими родственниками, опекунами, членами попечительских советов в регион проживания, учебы и трудовой деятельности; предоставление в общежитиях, восстановительных центрах усло-
вий для жизни освобожденным - инвалидам первой группы и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет. Мы полагаем, что основой здесь станет единовременная материальная, социально-правовая, психолого-педагогическая помощь с одновременным контролем за поведением освобожденных от отбывания наказания со стороны администрации учреждений УИС, полиции, муниципальных образований, общественных объединений и религиозных конфессий.
Многолетняя практика показывает, что отсутствие такого закона отрицательно влияет на поведение 56 % освобожденных от отбывания наказания, способствуетросту уровня рецидивной преступности, поэтому целесообразно принять этот законопроект позволяющий закрепить комплекс разнообразных мер социальной адаптации освобожденных и их правомерного поведения в обществе. Кроме того, нуждается в совершенствовании модель социальной адапта -ции освобожденных от отбывания наказания. Выполнению этой задачи могут способствовать положительный российский и зарубежный опыт трудового и бытового устройства освобождаемых лиц, помощь психологов, повышение эффективности социальной работы. Полагаем, что реализация этой модели должна включать в себя концентрацию мер экономического правового воздействия, участие актива населения, а также общую и частную превенцию.
В условиях нового времени нужен результативный социально-правовой контроль за поведением освобожденных от отбывания уголовного наказания. Такой контроль связан с предупреждением преступлений со стороны этих лиц.
Минимизация рецидивной преступности в значительной степени определяется постпени-тенциарным воздействием на осужденных после освобождения из исправительных колоний общего и строгого режимов. В системе названного воздействия важное место занимает профилактический надзор. В последние годы в России этот надзор не регулируетсяединым нормативным правовым актом. Однако в ряде регионов страны действуют локальные правовые акты, которые являются одним из видов социального контроля.
Указанный надзор преследует цель социальной адаптации освобожденных и должен способствовать соблюдению законности, охраны прав каждого субъекта, находящегося в его сфере. Надзорные ограничения могут применяться частично или в полном объеме, но обязательно индивидуально.
Эффективность профилактического надзора во многом зависит от ответственности за его нарушения. Так, 98 % администрации колоний и 100 % полицейских, опрошенных нами, считают необходимым вновь ввести в УК РФ предписание, предусматривающее санкции за злостное (неоднократное) нарушение правил профилактического надзора.
Практика борьбы с рецидивом преступлений подтверждает необходимость повсеместного установления профилактического надзора за лицами, освобожденными от наказания, поэтому мы предлагаем дополнить ст. 183 УИК РФ нормами, в которых уместно раскрыть содержание профилактического надзора и его осуществление8 . Реализация этих предложений повысит качество профилактических мер для освобожденных и снизит уровень рецидивной преступности.
Небезынтересен вопрос о возможностях общественного наблюдения в отношении ранее лишенных свободы за совершенные преступления. Мы разделяем позицию Р.А. Сабитова, утверждавшего, что правомерное посткрими-нальное поведение есть социально значимое поведение, которое не противоречит уголовному праву и является полезным с точки зрения интересов общества и государства*. Эту задачу выполняют стимулирующие меры воздействия, установленные законодателем.
Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует понятие общественного наблюдения за освобожденными из мест лишения свободы. Но все же этот термин раскрывает сущность рассматриваемого понятия. Представляется, что его наличие в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законах позволит выявить характеристики, закономерности правовых норм, повысит эффективность данного института в борьбе с преступностью.
Значение действенного общественного наблюдения за освобожденными из исправительных колоний общего и строгого режимов трудно переоценить. В связи с этим при подготовке материалов освобождения администрации учреждений УИС важно выяснить, имеются ли реальные предпосылки возложить на предприятия, артели народного хозяйства обязанность по наблюдению за указанными лицами и проведению с ними воспитательной работы.
Ведущее место в осуществлении наблюдения в отношении освобожденных от наказания занимают общественные наблюдательные комиссии. Для 100 %-го охвата освобожденных
этим видом социального контроля наблюдательные комиссии должны получать помощь государственных органов и гражданского общества. Социальным работникам необходимо ориентировать ранее судимых мужчин и женщин на обязательное обращение в общественную наблюдательную комиссию избранного региона. Кроме того, исправительным учреждениям следует направлять в наблюдательные комиссии сведения об освобождении лиц из мест лишения свободы.
В европейских и североамериканских странах (Бельгия, Дания, Италия, Франция, Канада, США) поддерживаются права и законные интересы лишенных свободы, содержащихся в исправительных или пенитенциарных учреждениях. Ресоциализации рассматриваемой категории лиц мужского и женского пола помогают программы трудоустройства в автомобильной промышленности, сфере бизнеса, компьютерной техники и строительства. Развитию личности
правонарушителей способствуют получение рабочей специальности, общего образования и консультации по социально-правовой тематике. По оценкам экспертов, такие программы подготовки к жизни после освобождения вызывают интерес у 53 % осужденных и могут стать источником их благополучия10.
Мы считаем целесообразным иметь в программах борьбы с преступностью каждого субъекта Российской Федерации положения о социальной адаптации освобожденных, которые предусматривают конкретные меры организационного, управленческого, финансового, правового, психологического, нравственно-воспитательного характера. Эти мероприятия следует осуществлять органам государственной власти, местного самоуправления с правоохранительными структурами, общественными объединениями и благотворительными организациями. Эта деятельность положительно отразится на социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания.
1 См.: АликперовХ.Д. Освобождение от уголовнойответственности М., 1999. С. 9.
2 См.: СтручковН.А. Курс исправительно-трудовогоправа: Проблемы Особеннойчасти. М., 1985. С. 226.
3 См.: ПолищукН.И. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта: монография / под ред. С. А. Комарова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2008. С. 153-156, 383.
4 См.: Печорин С. Вакансии - на свободе // Рос. газ. 2009. 2 апр.
5 См.: Гуськов В.И. Социально-правовые вопросы профилактики рецидивной преступности. Рязань, 1975; Яковлев A.M. Индивидуальная профилактика преступного поведения. Горький, 1977; Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков, 1990.
6 См.: Виноградов В.В. Педагогические основы ресоциализации осужденных в пенитенциарной социальной работе: монография. М., 2011. С. 111-126.
7 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительномукодексуРоссийскойФедерации / рук. авт. кол-ва и отв. ред. А.И. Зубков М., 2007. С. 364.
8 См.: КоломытцевН.А. Особо опасный рецидив преступлений и борьба с ним: монография. 3 изд., перераб. и доп. Н. Новгород, 2005. С. 354-355; Его же. Постпенитенциарное воздействие на освобожденных из мест лишения свободы // Преступление и наказание. 2008. № 8. С. 20-21.
9 См.: Сабитов РА. Посткриминальное поведение (понятие, регулирование; последствия). Томск; 1985. С. 8.
10 Drewes I. Die Kriminologen Wirkungen des Alkohols beijungen Straftatern. Gottingen, 1977. P. 173; Drugs and Justice // Crime and Delinquency. 1993. V. 39. № 2. P. 217; Clark С. Drug Problem // Police Journal. 1995. № 1. P. 17; Karmen A. Crime Victims: An Introduction to Victimology. 3d ed. Belmont, CA: Wadsworth, 1996.