Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
воспитательная работа / осужденные / психологические аспекты / методы / подходы / исследование.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович, Майстренко Анна Григорьевна

Статья посвящена исследованию психологических аспектов воспитательной работы с осужденными. Представлены различные подходы и методы воспитательной работы с осужденными. В работе использовались методы исследования, включающие анализ научной литературы, наблюдение, интервьюирование и анкетирование. В результате проведенного исследования были выявлены наиболее эффективные методы воспитательной работы с осужденными и даны практические рекомендации для педагогической практики. Обсуждаются психологические проблемы, с которыми сталкиваются осужденные, и представлены возможные способы их решения. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований в области психологии и социологии, а также для разработки более эффективных программ воспитательной работы с осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-313-317 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

NIION: 2018-0076-4/23-275 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-4-275 старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,

г. Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного университета нефти и газа

имени И.М. Губкина, г. Москва, Россия, e-mail: annamajstrenko@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Статья посвящена исследованию психологических аспектов воспитательной работы с осужденными. Представлены различные подходы и методы воспитательной работы с осужденными. В работе использовались методы исследования, включающие анализ научной литературы, наблюдение, интервьюирование и анкетирование. В результате проведенного исследования были выявлены наиболее эффективные методы воспитательной работы с осужденными и даны практические рекомендации для педагогической практики. Обсуждаются психологические проблемы, с которыми сталкиваются осужденные, и представлены возможные способы их решения. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований в области психологии и социологии, а также для разработки более эффективных программ воспитательной работы с осужденными.

Ключевые слова: воспитательная работа, осужденные, психологические аспекты, методы, подходы, исследование.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure,

Open University for the Humanities and Economics, Moscow, Russia

MAISTRENKO Anna Grigorievna,

PhD in Law, associate Professor of Department of Civil and Entrepreneurial Law, All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russia, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines

of the Gubkin University, Moscow, Russia

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

EDUCATIONAL WORK WITH CONVENTED: PSYCHOLOGICAL ASPECTS

Annotation. The article is devoted to the study of the psychological aspects of educational work with convicts. Various approaches and methods of educational work with convicts are presented. Research methods were used in the work, including the analysis of scientific literature, observation, interviewing and questioning. As a result of the study, the most effective methods of educational work with convicts were identified and practical recommendations for teaching practice were given. The psychological problems faced by convicts are discussed, and possible ways to solve them are presented. The results of the study can be used for further research in the field of psychology and sociology, as well as for the development of more effective programs of educational work with convicts.

Key words: educational work, convicts, psychological aspects, methods, approaches, research.

Введение. Вопросы воспитания и социализации осужденных являются очень актуальными в настоящее время. Реабилитация и ресоциализа-ция осужденных играют важную роль в уменьшении повторяемости преступлений и улучшении безопасности общества [3; 4; 6]. Социализация в местах лишения свободы включает в себя процессы, направленные на восстановление связи осужденного с обществом и обеспечение ему возможностей для позитивного личностного развития. Это может включать в себя участие в образовательных и трудовых программах, медицинском обслуживании, программы по борьбе с наркотиками и алкоголизмом, и т.д. Воспитание осужденных включает в себя процессы, направленные на формирование у них социально-ответственного поведения и осознания значимости норм общества и правовой культуры [1; 2; 5]. Это может включать в себя проведение тренингов и консультаций, работу со специалистами по психологии и социальной работе, и другие меры [7; 8; 9]. Осужденные представляют особую категорию людей, которые часто сталкиваются с различными проблемами, как психологическими, так и социальными. Они могут испытывать чувство беспомощности и изоляции, что приводит к нарушению их личностной целостности и чувства собственного достоинства.

Отсутствие социальной адаптации может быть еще одной проблемой, с которой сталкиваются осужденные. Это может проявляться в трудностях в установлении социальных контактов, нарушениях норм поведения, а также в трудностях с поиском работы и жилья после отбытия срока. Низкий уровень самооценки также является распространенной проблемой среди осужденных. Это может быть вызвано чувством стыда и неполноценности, связанными с совершенным преступлением, или же отсутствием поддержки и одобрения со стороны окружающих.

Кроме того, многие осужденные могут испытывать трудности в адаптации к обществу после

отбытия срока. Некоторые из них могут столкнуться с проблемами воссоединения с семьей и друзьями, а также с трудностями в поиске работы и жилья.

Основная часть. Наше исследование на тему: «Психологические аспекты воспитательной работы с осужденными: подходы и методы» является актуальной в современном обществе. Система наказания, применяемая в большинстве стран, основывается на идее, что наказание должно быть пропорционально совершенному преступлению. Однако, простое наказание не всегда способствует реабилитации и ресоциали-зации осужденных [10]. Часто, после выхода из учреждений системы ФСИН России, осужденные не находят своего места в обществе и продолжают совершать преступления.

В связи с этим, важны эффективные подходы и методы воспитательной работы с осужденными, которые будут учитывать психологические особенности личности каждого осужденного и помогут им успешно адаптироваться в обществе после отбытия наказания. Результаты исследования психологических аспектов воспитательной работы с осужденными могут привести к разработке новых подходов и методов работы, которые будут способствовать более эффективной реабилитации и ресоциализации осужденных. Это в свою очередь может привести к снижению уровня рецидивизма и повышению безопасности общества в целом.

Цель данного исследования заключается в анализе психологических аспектов воспитательной работы с осужденными. В рамках исследования рассматриваются различные подходы и методы воспитательной работы с осужденными и определяются наиболее эффективные способы воспитания и социализации осужденных. В работе использовались различные методы исследования, такие как анализ научной литературы, наблюдение, интервьюирование и анкетирование.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

Организация исследования: в качестве методов исследования использовались опросы, наблюдение, анализ документов и проведение педагогического эксперимента. Для опросов были разработаны специальные анкеты, которые были направлены специалистам и осужденным. Опросы позволили выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты и осужденные в процессе воспитательной работы.

Наблюдение было осуществлено в специальном учреждении, где содержатся осужденные. Наблюдение позволило выявить особенности организации воспитательной работы и установить причины недостатков в работе. Анализ документов включал изучение законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность в области исполнения наказания и воспитательной работы с осужденными. Педагогический эксперимент был организован на базе одного из специальных учреждений. Он включал проведение занятий, ориентированных на развитие социальных навыков и формирование позитивных личностных качеств у осужденных. Результаты педагогического эксперимента были проанализированы и использованы при разработке практических рекомендаций.

Результаты педагогического эксперимента: в ходе педагогического эксперимента были применены различные методы воспитания и социализации осужденных, такие как работа с мотивацией, тренинги социальных навыков, психологические консультации и др. Было установлено, что наиболее эффективным является комплексный подход к воспитанию и социализации осужденных, включающий в себя не только работу с личностью осужденных, но и изменение условий их содержания.

В результате исследования были выявлены основные психологические проблемы, с которыми сталкиваются осужденные, такие как: отсутствие социальной адаптации, низкая самооценка, агрессивность, и др. Были также определены наиболее эффективные методы воспитательной работы с осужденными, включающие в себя работу с мотивацией, социальными навыками, изменение условий содержания и другие. Одним из главных выводов исследования является необходимость комплексного подхода к воспитанию и социализации осужденных.

Обсуждение результатов исследования подтверждает важность психологических аспектов в воспитательной работе с осужденными. Кроме того, было выявлено, что решение проблем, с которыми сталкиваются осужденные, может быть достигнуто только при участии не только специалистов по воспитательной работе, но и представителей других профессий, таких как социальные работники, психологи, медики и др.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

На основании результатов исследования были разработаны следующие практические рекомендации для специалистов, занимающихся воспитательной работой с осужденными:

- использовать индивидуальный подход в работе с каждым осужденным, учитывая его индивидуальные потребности и особенности личности. Рекомендация заключается в том, что специалисты, занимающиеся воспитательной работой с осужденными, должны учитывать индивидуальные потребности и особенности личности каждого осужденного. Это означает, что необходимо проводить индивидуальные консультации и планировать воспитательные мероприятия с учетом конкретных потребностей и целей каждого осужденного. Например, если у осужденного есть проблемы с наркотиками, то необходимо использовать подход, который будет нацелен на преодоление этой проблемы. Если у осужденного есть трудности с общением, то специалисты должны помочь ему развивать социальные навыки;

- применять разнообразные методы и подходы к воспитательной работе, включая психологические и социальные методы, а также интегрированные подходы. Рекомендация заключается в том, что специалисты должны применять различные методы и подходы в воспитательной работе. Они могут использовать психологические методы для работы с эмоциональными и психологическими проблемами осужденных, а также социальные методы для улучшения их социальных навыков. Интегрированные подходы также могут быть полезными, поскольку они объединяют несколько методов в одной программе, что позволяет достичь лучших результатов;

- обеспечить непрерывный мониторинг и оценку результатов воспитательной работы с осужденными, чтобы корректировать методы и подходы в соответствии с их эффективностью. Рекомендация заключается в том, что специалисты должны проводить непрерывный мониторинг и оценку результатов воспитательной работы. Это поможет им понимать, какие методы и подходы эффективны и что необходимо изменить, чтобы достичь лучших результатов. Кроме того, мониторинг и оценка позволят учитывать индивидуальные потребности каждого осужденного;

- работать в тесном сотрудничестве с другими специалистами, такими как социальные работники, педагоги, юристы, чтобы обеспечить комплексный подход к воспитательной работе с осужденными.Рекомендация заключается в том, что специалисты должны работать в тесном сотрудничестве с другими специалистами, такими как социальные работники, педагоги и юристы, чтобы обеспечить комплексный подход к воспитательной работе с осужденными. Например, юри-

сты могут помочь осужденным разобраться в юридических вопросах и узнать свои права, а педагоги могут помочь им получить образование или профессиональную подготовку. Социальные работники могут помочь осужденным решить социальные проблемы, такие как бездомность или наркомания. Тесное сотрудничество между специалистами позволит создать комплексную программу, которая будет учитывать все аспекты жизни осужденных и поможет им успешно вернуться в общество;

- поддерживать позитивное отношение к осужденным и стремиться к их позитивной социализации, предоставляя им возможности для обучения, саморазвития и самоутверждения. Рекомендация заключается в том, что специалисты должны поддерживать позитивное отношение к осужденным и стремиться к их позитивной социализации. Это означает, что они должны видеть в осужденных не только их преступные поступки, но и их потенциал и возможности для личностного роста, и развития. Предоставление осужденным возможностей для обучения, саморазвития и самоутверждения поможет им изменить свою жизнь к лучшему и успешно вернуться в общество.

Заключение. В итоге, данное исследование подтверждает важность психологических аспектов в воспитательной работе с осужденными и необходимость комплексного подхода к их воспитанию и социализации. Результаты исследования могут быть использованы для улучшения условий содержания осужденных и повышения эффективности воспитательной работы в целом. Важно также отметить, что решение проблем, с которыми сталкиваются осужденные, требует участия не только специалистов по воспитательной работе, но и других профессионалов. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований в области психологии и социологии, а также для разработки более эффективных программ воспитательной работы с осужденными.

Однако, необходимо отметить, что данное исследование имеет определенные ограничения. В частности, выборка была ограничена исследованием только одного места содержания осужденных, что не позволяет обобщать результаты на всю популяцию осужденных. Кроме того, необходимо провести дополнительные исследования с учетом различных факторов, таких как пол, возраст, тип преступления и др. В целом, данное исследование является важным шагом в разработке эффективных программ воспитательной работы с осужденными. Психологические аспекты воспитательной работы играют ключевую роль в социализации осужденных и предотвращении

повторных преступлений. Поэтому, необходимо продолжать исследования в данной области, чтобы улучшить эффективность воспитательной работы и обеспечить лучшие условия для реабилитации осужденных и их успешной адаптации в общество.

Список литературы:

[1] Биндасова О.В. Психологическое изучение личности осужденного в зависимости от количества судимостей // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития: сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции, Рязань, 18-19 ноября 2020 г. Т. 5. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. -С. 64-68.

[2] Ведякова Е.Н., Иванова С.В. Психологические аспекты работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях // Евразийский юридический журнал. 2019. № 2 (129). -С. 313-315.

[3] Додуева О.Ф. Некоторые аспекты воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными при подготовке к освобождению // V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий): Сборник тезисов выступлений и докладов участников: в 9 томах Рязань, 17-19 ноября 2021 г. Т. 5 Ч. 1. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. - С. 152157.

[4] Казанцев В.Н., Ананьев О.Г. Реформирование воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 10 (197). - С. 34-38.

[5] Лобачева Л.П. Психологические аспекты воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в период пребывания их в колонии (постадаптационный период) // Перспективы науки. 2019. № 3 (114). - С. 80-82.

[6] Симонович Н.Е., Багрецов Д.Н. Социальная и психологическая подготовка осужденных к освобождению из мест лишения свободы: психологические аспекты // Молодежь и наука. 2022. № 4.

[7] Федоров А.Ф., Новиков А.В., Кулакова С.В. Пути повышения продуктивности воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5A. - С. 234-242.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

[8] Харитонова А. В. Особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных: педагогический, психологический и правовой аспекты / А. В. Харитонова // Российское общество и государство на современном этапе: сборник научных трудов, Владимир, 26-30 апреля 2021 года / ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний». - Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. - С. 257-260.

[9] Храброва Е.В. Организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 4 (32) . - С. 97-101.

[10] Ячменева Н.П., Симонович Н.Е. К проблеме возникновения и ресоциализации несовершеннолетних // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). - С. 82-92.

Spisok literatury:

[1] Bindasova O.V. Psihologicheskoe izuchenie lichnosti osuzhdennogo v zavisimosti ot kolichestva sudimostej // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema na sovremennom etape i perspektivy ee razvitiya: sbornik tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ryazan', 18-19 noyabrya 2020 g. T. 5. - Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2020. - S. 64-68.

[2] Vedyakova E.N., Ivanova S.V. Psihologich-eskie aspekty raboty s nesovershennoletnimi osuzh-dennymi v vospitatel'nyh koloniyah // Evrazijskij yurid-icheskij zhurnal. 2019. № 2 (129). - S. 313-315.

[3] Dodueva O.F. Nekotorye aspekty vospita-tel'noj, social'noj i psihologicheskoj raboty s osuzh-dennymi pri podgotovke k osvobozhdeniyu // V Mezh-dunarodnyj penitenciarnyj forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» (priurochennyj k provedeniyu v 2021 godu v Rossijskoj Federacii Goda nauki i tekh-nologij): Sbornik tezisov vystuplenij i dokladov uchast-

nikov: v 9 tomah Ryazan', 17-19 noyabrya 2021 g. T. 5 Ch. 1. - Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2021. - S. 152-157.

[4] Kazancev V.N., Anan'ev O.G. Reform-irovanie vospitatel'noj, social'noj i psihologicheskoj raboty s osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdeni-yah // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2018. № 10 (197). - S. 34-38.

[5] Lobacheva L.P. Psihologicheskie aspekty vospitatel'noj raboty s nesovershennoletnimi osuzh-dennymi v period prebyvaniya ih v kolonii (postad-aptacionnyj period) // Perspektivy nauki. 2019. № 3 (114). - S. 80-82.

[6] Simonovich N.E., Bagrecov D.N. Social'naya i psihologicheskaya podgotovka osuzhdennyh k osvobozhdeniyu iz mest lisheniya svobody: psihologicheskie aspekty // Molodezh' i nauka. 2022. № 4.

[7] Fedorov A.F., Novikov A.V., Kulakova S.V. Puti povysheniya produktivnosti vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi, sostoyashchimi na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah // Pedagogich-eskij zhurnal. 2018. T. 8. № 5A. - S. 234-242.

[8] Haritonova A. V. Osobennosti processa ispravleniya nesovershennoletnih osuzhdennyh: pedagogicheskij, psihologicheskij i pravovoj aspekty / A. V. Haritonova // Rossijskoe obshchestvo i gosu-darstvo na sovremennom etape: sbornik nauchnyh trudov, Vladimir, 26-30 aprelya 2021 goda / FKOU VO «Vladimirskij yuridicheskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij». - Vladimir: Vladimirskij yuridicheskij institut Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, 2021. - S. 257-260.

[9] Hrabrova E.V. Organizaciya vospitatel'noj raboty s nesovershennoletnimi osuzhdennymi v social'noj srede vospitatel'noj kolonii // Vestnik insti-tuta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2015. № 4 (32). - S. 97-101.

[10] Yachmeneva N.P., Simonovich N.E. K probleme vozniknoveniya i resocializacii nesover-shennoletnih // Vestnik RGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie. 2016. № 2 (4). - S. 82-92.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.