Научная статья на тему 'Профилактика проявлений нигилизма в поведении старшеклассников'

Профилактика проявлений нигилизма в поведении старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
538
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИГИЛИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА / СТАРШЕКЛАССНИК / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ НИГИЛИЗМА / NIHILISM / PREVENTION / HIGH SCHOOL PUPIL / NIHILISM PREVENTION STRUCTURALLY MEANINGFUL MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Аксёнов Константин Владимирович

В статье обосновывается необходимость профилактики проявлений нигилизма в поведении старшеклассников. Приводятся результаты анализа явления и понятия «нигилизм» в научной литературе. Характеризуется словосочетание «правовой нигилизм». Дается сравнение категорий профилактика, предупреждение и преодоление. Обосновывается, разработанная авторами, структурно-содержательная модель предупреждения и преодоления проявлений правового нигилизма у старшеклассников, описываются ее компоненты и ступени реализации. Обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах г. Костромы и Красносельского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of manifestations of nihilism in the behaviour of high school pupils

The article substantiates the need to prevent the manifestations of nihilism in the behaviour of high school pupils. The results of the analysis of the phenomenon and the concept of "nihilism" in the scientific literature are presented. The phrase "legal nihilism" is characterised. A comparison of the categories of prevention, prevention and overcoming is given. The authors substantiate a structurally meaningful model of preventing and overcoming manifestations of legal nihilism among high school pupils, and describe its components and stages of implementation. The results of experimental work at secondary schools of the City of Kostroma and Krasnoselsky district of Kostroma Region are discussed.

Текст научной работы на тему «Профилактика проявлений нигилизма в поведении старшеклассников»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-49-52 УДК 378

Иванова Елена Александровна Аксенов Константин Владимирович

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет ivanova2770@mail.ru, akv1959@yandex.ru

ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ НИГИЛИЗМА В ПОВЕДЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье обосновывается необходимость профилактики проявлений нигилизма в поведении старшеклассников. Приводятся результаты анализа явления и понятия «нигилизм» в научной литературе. Характеризуется словосочетание «правовой нигилизм». Дается сравнение категорий профилактика, предупреждение и преодоление. Обосновывается, разработанная авторами, структурно-содержательная модель предупреждения и преодоления проявлений правового нигилизма у старшеклассников, описываются ее компоненты и ступени реализации. Обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах г. Костромы и Красносельского района.

Ключевые слова: нигилизм, профилактика, старшеклассник, структурно-содержательная модель профилактики нигилизма.

Вначале XXI века страна, по данным социологов, столкнулась с нарастающим усложнением окружающей действительности, системы общественных отношений. Жить, делать выбор в условиях постоянных перемен в различных сферах науки, культуры, экономики, политики становится все труднее, что порождает в подростковой и молодежной среде ощущение скептицизма, аномии, агрессии, инициирует появление поколен-ческой идеологии, в которой смешались аполитичность, негативизм, нереализованная активность.

Начиная с двухтысячных годов, наблюдается нарастание негативизма в отношении оценки прошлого страны, истории советского общества, взглядов на значение многих событий, авторитетов отдельных государственных и общественных деятелей, снижение доверия к социально-политическим институтам, ощущение собственной социальной ущемленности, сочетание оптимизма и пессимизма, что делает необходимой продуманную систему его предупреждения и преодоления, с одной стороны, а с другой стороны, указывает на сложность конструирования моделей такого процесса.

Профилактика проявлений нигилизма в поведении старшеклассников - одна из актуальнейших проблем современного воспитания.

Изучение многочисленных источников, сравнительно-сопоставительный анализ изложенных в них сведений позволяют констатировать, что привычный и часто встречающийся термин «нигилизм» имеет давнюю историю и отличающееся толкование в публикациях авторов прошлых лет и современников. В профильных и общих энциклопедиях, в толковых и специализированных словарях встречаются разночтения, прежде всего касающиеся времени его появления и авторства. В одном случае ссылаются на название еретического направления в христиологии второй половины XII века в западноевропейской культуре, сторонники которого отрицают человеческое во-

площение Бога. Во втором случае приписывают введение в обиход понятия «нигилизм» схоласту Петру Ломбардскому (хотя с этим не все согласны), основоположнику учения под названием «nihil», подвергающего критике многие каноны христианства, в том числе человеческое естество Христа.

Все авторы солидарны в том вопросе, что популярность этому термину обеспечил Ф.Х. Якоби. Именно он ввёл его в западноевропейскую философскую мысль. В последующем к взглядам немецкого писателя и философа присоединились С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдег-гер, О. Шпенглер и другие.

Широкое распространение в России идеи нигилизма получают благодаря М. Н. Каткову, редактору «Русского вестника», который обозначил, что смысл термина тождественнен материализму [1].

В дальнейшем для понимания его сущности большую роль сыграли работы С.Л. Франка («Этика нигилизма» в сборнике «Вехи» 1909 года) и Н.А. Бердяева («Истоки и смыслы русского коммунизма»). Из анализа этих работ следует, что идейными истоками русского нигилизма стали немецкие и французские трактовки изучаемого понятия. В итоге наши соотечественники в его содержание стали вкладывать революционный протест, стремление свести на нет или полностью уничтожить устоявшееся в господствующей культуре, провести коренную ломку существующих социальных отношений и строя. По их мнению, нигилист не склоняется ни перед какими-либо авторитетами, ничего не признает, не уважает, ничего не принимает на веру и поэтому ко всему относится критически [2].

Принято считать, что одной из причин его быстрого распространения в России послужило появление среды разночинной интеллигенции (выходцев из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающихся умственным трудом, отрицательно относящихся к крепостнической идеологии.

© Иванова Е.А., Аксенов К.В., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

49

Таким образом, подчеркнем:

1) термин «нигилизм» имеет давние корни, неоднозначное толкование, множественность проявлений;

2) нигилизм как явление встречается в различных сферах жизнедеятельности человека, порождая множество его видов (моральный, познавательный, политический и т.п.), исторических типов (античный, средневековый, новоевропейский, современный и т.п.), выражает протест, отрицание, отвержение, носит амбивалентный и противоречивый характер;

3) нигилизм возникает в переломные периоды общественного и индивидуального развития, в условиях отстраненности и отчуждения человека или социальной группы от системы социальных отношений, проблем социальной действительности, сопровождается разочарованием в существующей идеологии, в провозглашаемых ценностях и приоритетах;

4) нигилизм многолик: во-первых, он - молодое идейное течение, отвергающее семейные и дружеские узы, духовные ценности, душевные чувства. Его представители почти всегда будут стремиться опровергнуть вашу точку зрения, разрушить ваши убеждения, доказать их несостоятельность. Во-вторых, в русской культуре XIX века это - направление общественной мысли, связанное с народничеством, с радикальными движениями «шестидесятников», отличается синтезом крити-ческо-разрушительного отношения к современному обществу и ориентацией на реформы («до основания уничтожить и создать другое, на иных идеях»), симбиозом позитивизма, утилитаризма, индивидуализма, социально-эстетического утопизма, может быть представлен в двух ипостасях: нигилизм «слабых» - упадок, и «сильных» - создание новой морали [5, с. 246-248].

В общественной истории России это движение приобрело особый статус, характеризуется крайними формами проявления, ассоциируется с пессимизмом, радикальным скептицизмом и прямым вандализмом (П.А. Сорокин). Русскому нигилизму может быть противопоставлен европейский, которому присущи (по С. Кьеркегору и Ф. Ницше) осознание иллюзорности и несостоятельности христианства («Бог умер»), прогресса (идет «закат», следующий за расцветом культуры), по М. Хайдег-геру - представляет собой переоценку ценностей, иначе грозит мировой катастрофой (В. Бибихин).

Концепт «нигилизм» возвращается в публицистику с середины 90-х годов XX века. В пореформенной России он рассматривается преимущественно в контексте культурологии (А.Ш. Бик-Булатов). Термин «нигилизм» трактуется, как отрицание норм своей культуры в пользу престижных «цивилизованных универсалий». Таким образом, второе дыхание нигилизм получает

в России с конца XX века и в первые десятилетия XXI века, приоритетным проявлением которого становится правовой нигилизм.

Анализ официальных, нормативно-правовых, литературных, специализированных (монографий, диссертаций) источников свидетельствует о том, что словосочетание «правовой нигилизм» широко используется в художественном, публицистическом, научном, политико-дипломатическом, бытовом лексиконе (Н.И. Матузов). Его сущность рассматривается в различных контекстах: в связи с социализацией человека на различных возрастных этапах, с раскрытием сути правовой культуры, правового сознания индивида, с обоснованием содержания, форм, методов правового и духовно-нравственного воспитания, разъяснением причин и последствий проявления экстремизма в подрост-ко вой и молодежной среде.

Подводя итоги проведенного анализа явлений и понятий «нигилизм» и «правовой нигилизм», отметим следующее.

1. Нигилизм - влиятельное направление социально-философской мысли и духовных поисков человека, которое возникает на пересечении разных пространств (политических, экономических, социально-психологических, культурологических). Правовой нигилизм рождается неравенством, некомпетентностью, командно-административными методами управления, социальной неопределенностью повседневной жизни и высокими рисками.

2. Правовой нигилизм, как составляющая социального, направлен на разные объекты, имеет различную степень выраженности, негативные и определенные позитивные последствия, различную степень выраженности.

3. Правовой нигилизм может рассматриваться в качестве одной из форм мироощущения и социального поведения. Для понимания его сущности важен анализ причин, его порождающих, форм проявления, уровней развития.

4. Правовой нигилизм - системное качество, выражающееся в отрицании права и закона, скептицизме, негативизме, являющееся производным деформированного правосознания, неэффективной социализации, низкого уровня правовой культуры.

5. Проявления правового нигилизма могут быть скорректированы, что делает актуальным разработку теоретических и методических основ профилактики этого явления в школьном возрасте.

6. Разработка модели и определение содержания процессов предупреждения и преодоления проявлений правового нигилизма у старшеклассников сопряжено с определенными трудностями.

Сравнение категорий профилактика, предупреждение и преодоление позволяет говорить о том, что предупреждение - это процесс реализации целостной программы, направленной на формирование уважительного отношения к дей-

50

Вестник КГУ 2019

ствующим нормам права у всех участников образовательного процесса. В соответствии с этим преодоление подразумевает конструирование и реализацию действенных мер на разных уровнях, нацеленных на противодействие негативным влияниям, самосохранное поведение, сопротивление манипулятивным воздействиям [3; 4].

Для осуществления сложной деятельности превентивного характера нами разработана модель изучаемого феномена, которая состоит из целевого, организационного, содержательного, технологического и результативного компонентов.

Назначение первого из них заключается в создании условий для овладения старшими учениками опытом решения посильных проблем и их подготовка к ориентации на преодоление все нарастающих трудностей, второго - обеспечение элементов системы, подразумевающее интеграцию: предметное обучение, внеурочное просвещение, внеклассное и внешкольное воспитание, дополнительное образование.

Содержательный компонент предполагает ряд взаимосвязанных уровневых аспектов (когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельност-ный), включающих цикл занятий (классных часов, уроков, факультативов, практик), комплекс форм, методов, средств (эссе, проекты, правовые беседы, дискуссии, игры, встречи, тематические вечера).

Технологический компонент характеризуемой модели, учитывая сложность решаемых задач и поставленных целей, складывается из следующей совокупности технологий: проблемного обучения, дебатов, актуализации мотивационного потенциала личности, развития критического мышления, формирования социальной компетентности, социально-педагогической адвокации, проектной деятельности, создания безопасной среды.

Результативный компонент состоит из критериев (информационного, ценностного, мотиваци-онного, поведенческого) и показателей (знания, умения, владения), которые имеют три уровня выраженности: высокий, средний, низкий.

Таким образом, предложенная структурно-содержательная модель предусматривает знакомство старшеклассников с такими феноменами, как внешняя и внутренняя политика, национальная и социальная безопасность, права, обязанности, защита человека, ответственность, свобода и независимость, формирование понимания того, что соблюдение законов, следование одобряемым обществом нормам и правилам регулируют социальные и трудовые отношения, определяют степень доступности к материальным ресурсам, а общественно-политическая активность личности повышает качество жизни.

Процесс предупреждения и преодоления проявлений правового нигилизма у старшеклассников рассматривается как две взаимосвязанные ступени профессиональных превентивных педагогических

действий, нацеленных на минимизацию последствий деформации правосознания, включает несколько этапов: диагностику, программирование, адаптацию, реализацию, рефлексию.

Эффективность этого процесса предусматривает обеспечение атмосферы защищенности старшеклассников в образовательной среде учебного заведения, актуализацию положительного общественного мнения в школьном коллективе, сочетание общекультурных, специальных и индивидуальных мер предупредительной деятельности. Их реализация предполагает интеграцию учебной, внеурочной, внеклассной и внешкольной работы.

Реализация разработанной и обоснованной модели предупреждения и преодоления проявлений правового нигилизма у старшеклассников в рамках опытно-экспериментальной работы проходила в общеобразовательных школах г. Костромы и Красносельского района в повседневном учебно-воспитательном процессе. Их выбор обусловлен несколькими причинами: во-первых, ориентацией программ их развития на реализацию концепции адаптивной школы творческого развития и личностного роста; во-вторых, определением триады схожих задач, одной из которых является формирование и развитие правовой культуры личности; в-третьих, противоречивыми условиями, в которых протекает политическая социализация несовершеннолетних.

Полученные в совместной работе с психологом, социальным педагогом и классными руководителями данные, свидетельствуют о том, что позитивное отношение к учению присуще 67% костромских и 43% красносельских школьникам, индифферентное (безразличное) соответственно 21 и 39%, негативное - 12 и 18%. Высокий уровень отношения к образовательному учреждению диагностируется у 51% костромичей и 39% красноселов. Средний уровень, характеризуемый положительным отношением к школе, привлекательностью в ней, прежде всего, внеурочной деятельности, общения с одноклассниками и педагогами, выявлен у 23% школьников Костромы и у 28% учащихся Красносельского района. Низкий уровень, проявляющийся в регулярных пропусках, низкой активности в классных и общешкольных мероприятиях, плохой адаптации к нововведениям, в восприятии образовательной среды как враждебной, отмечается у 26% костромичей и у 33% красноселов.

Опросы старшеклассников указывают на знание ими основных прав, знакомство с требованиями, настроенность на их исполнение. В то же время многие правовые категории раскрываются или неполно или неточно. В 84% случаев знания, необходимые для решения повседневных ситуаций, школьниками старших классов применяются неадекватно.

Активность в социальном плане у большинства респондентов ниже средней или низкая. Обучаю-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

51

щиеся областного центра настроены на достижение более высоких учебных результатов и у них ощущается явная нехватка времени на творчество и самореализацию, а школьники сельского района не готовы к проявлениям инициативы, не видят пространства для её применения.

Межличностные отношения в классных коллективах в основном благоприятные, хотя в ситуациях соревновательности, соперничества, неопределенности и цейтнота времени, ресурсов, опыта, отмечается нарастание конфликтности.

Отношение к закону и законопослушному поведению фиксируется на уровне декларированности их ценности и при допустимости отступления от них при определенных условиях.

Таким образом, задачи противодействия опасности появления у старшеклассников проявлений правового нигилизма нацеливают на необходимость осуществления преобразовательной деятельности. Ее содержание должно определяться, с одной стороны, характером проблем, с которыми старшеклассники сталкиваются в повседневной жизни в условиях негативных тенденций в окружающем правовом пространстве, с другой стороны, сложившимся отношением сограждан к закону, праву, законопослушному поведению (безразличие, безответственность, апатия). Основными направлениями педагогических действий должны стать: 1) подбор методического инструментария, дополняющего и обогащающего имеющуюся систему учебно-воспитательной работы образовательных организаций; 2) адаптация форм, методов, средств, технологий профилактики проявлений правового нигилизма у старших школьников; 3) отслеживание и коррекция результатов осуществленных действий.

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

2. Баранова В.А. Социальное воспитание как теоретический концепт и атрибут социально-педагогической практики / В.А. Баранова, В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин, М.И. Рожков. - М.: Изд-во «Современное образование», 2017. - 196 с.

3. Бугаенко Ю.Ю. Правовой нигилизм как социокультурный феномен в современном российском обществе // Социально-гуманитарные знания. -2012. - № 6. - С. 220-229.

4. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеурочной деятельности // Социально-гуманитарные знания. -

2011. - № 4. - С. 356-361.

5. Краткий философский словарь. - М.: Мир, 2010. - 348 с.

6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2012. - 512 с.

References

1. Antologiia pedagogicheskoi mysli Rossii vtoroi poloviny XIX - nachala XX v. / sost. P.A. Lebedev. -M.: Pedagogika, 1990. - 608 s.

2. Baranova V.A. Sotsial'noe vospitanie kak teoreticheskii kontsept i atribut sotsial'no-pedagogicheskoi praktiki / V.A. Baranova, VG. Bocharova, M.M. Plotkin, M.I. Rozhkov. - M.: Izd-vo «Sovremennoe obrazovanie», 2017. - 196 s.

3. Bugaenko Iu.Iu. Pravovoi nigilizm kak sotsiokul'turnyi fenomen v sovremennom rossiiskom obshchestve // Sotsial'no-gumanitarnye znaniia. -

2012. - № 6. - S. 220-229.

4. Evtushenko I.I. Formirovanie pravovoi kul'tury starsheklassnikov vo vneurochnoi deiatel'nosti // Sotsial'no-gumanitarnye znaniia. - 2011. - № 4. -S. 356-361.

5. Kratkii filosofskii slovar'. - M.: Mir, 2010. -348 s.

6. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriia gosudarstva i prava. - M.: Iurist", 2012. - 512 s.

Вестник КГУ 2019

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.