РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-49-52 УДК 378
Иванова Елена Александровна Аксенов Константин Владимирович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет ivanova2770@mail.ru, akv1959@yandex.ru
ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ НИГИЛИЗМА В ПОВЕДЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье обосновывается необходимость профилактики проявлений нигилизма в поведении старшеклассников. Приводятся результаты анализа явления и понятия «нигилизм» в научной литературе. Характеризуется словосочетание «правовой нигилизм». Дается сравнение категорий профилактика, предупреждение и преодоление. Обосновывается, разработанная авторами, структурно-содержательная модель предупреждения и преодоления проявлений правового нигилизма у старшеклассников, описываются ее компоненты и ступени реализации. Обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах г. Костромы и Красносельского района.
Ключевые слова: нигилизм, профилактика, старшеклассник, структурно-содержательная модель профилактики нигилизма.
Вначале XXI века страна, по данным социологов, столкнулась с нарастающим усложнением окружающей действительности, системы общественных отношений. Жить, делать выбор в условиях постоянных перемен в различных сферах науки, культуры, экономики, политики становится все труднее, что порождает в подростковой и молодежной среде ощущение скептицизма, аномии, агрессии, инициирует появление поколен-ческой идеологии, в которой смешались аполитичность, негативизм, нереализованная активность.
Начиная с двухтысячных годов, наблюдается нарастание негативизма в отношении оценки прошлого страны, истории советского общества, взглядов на значение многих событий, авторитетов отдельных государственных и общественных деятелей, снижение доверия к социально-политическим институтам, ощущение собственной социальной ущемленности, сочетание оптимизма и пессимизма, что делает необходимой продуманную систему его предупреждения и преодоления, с одной стороны, а с другой стороны, указывает на сложность конструирования моделей такого процесса.
Профилактика проявлений нигилизма в поведении старшеклассников - одна из актуальнейших проблем современного воспитания.
Изучение многочисленных источников, сравнительно-сопоставительный анализ изложенных в них сведений позволяют констатировать, что привычный и часто встречающийся термин «нигилизм» имеет давнюю историю и отличающееся толкование в публикациях авторов прошлых лет и современников. В профильных и общих энциклопедиях, в толковых и специализированных словарях встречаются разночтения, прежде всего касающиеся времени его появления и авторства. В одном случае ссылаются на название еретического направления в христиологии второй половины XII века в западноевропейской культуре, сторонники которого отрицают человеческое во-
площение Бога. Во втором случае приписывают введение в обиход понятия «нигилизм» схоласту Петру Ломбардскому (хотя с этим не все согласны), основоположнику учения под названием «nihil», подвергающего критике многие каноны христианства, в том числе человеческое естество Христа.
Все авторы солидарны в том вопросе, что популярность этому термину обеспечил Ф.Х. Якоби. Именно он ввёл его в западноевропейскую философскую мысль. В последующем к взглядам немецкого писателя и философа присоединились С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдег-гер, О. Шпенглер и другие.
Широкое распространение в России идеи нигилизма получают благодаря М. Н. Каткову, редактору «Русского вестника», который обозначил, что смысл термина тождественнен материализму [1].
В дальнейшем для понимания его сущности большую роль сыграли работы С.Л. Франка («Этика нигилизма» в сборнике «Вехи» 1909 года) и Н.А. Бердяева («Истоки и смыслы русского коммунизма»). Из анализа этих работ следует, что идейными истоками русского нигилизма стали немецкие и французские трактовки изучаемого понятия. В итоге наши соотечественники в его содержание стали вкладывать революционный протест, стремление свести на нет или полностью уничтожить устоявшееся в господствующей культуре, провести коренную ломку существующих социальных отношений и строя. По их мнению, нигилист не склоняется ни перед какими-либо авторитетами, ничего не признает, не уважает, ничего не принимает на веру и поэтому ко всему относится критически [2].
Принято считать, что одной из причин его быстрого распространения в России послужило появление среды разночинной интеллигенции (выходцев из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающихся умственным трудом, отрицательно относящихся к крепостнической идеологии.
© Иванова Е.А., Аксенов К.В., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
49
Таким образом, подчеркнем:
1) термин «нигилизм» имеет давние корни, неоднозначное толкование, множественность проявлений;
2) нигилизм как явление встречается в различных сферах жизнедеятельности человека, порождая множество его видов (моральный, познавательный, политический и т.п.), исторических типов (античный, средневековый, новоевропейский, современный и т.п.), выражает протест, отрицание, отвержение, носит амбивалентный и противоречивый характер;
3) нигилизм возникает в переломные периоды общественного и индивидуального развития, в условиях отстраненности и отчуждения человека или социальной группы от системы социальных отношений, проблем социальной действительности, сопровождается разочарованием в существующей идеологии, в провозглашаемых ценностях и приоритетах;
4) нигилизм многолик: во-первых, он - молодое идейное течение, отвергающее семейные и дружеские узы, духовные ценности, душевные чувства. Его представители почти всегда будут стремиться опровергнуть вашу точку зрения, разрушить ваши убеждения, доказать их несостоятельность. Во-вторых, в русской культуре XIX века это - направление общественной мысли, связанное с народничеством, с радикальными движениями «шестидесятников», отличается синтезом крити-ческо-разрушительного отношения к современному обществу и ориентацией на реформы («до основания уничтожить и создать другое, на иных идеях»), симбиозом позитивизма, утилитаризма, индивидуализма, социально-эстетического утопизма, может быть представлен в двух ипостасях: нигилизм «слабых» - упадок, и «сильных» - создание новой морали [5, с. 246-248].
В общественной истории России это движение приобрело особый статус, характеризуется крайними формами проявления, ассоциируется с пессимизмом, радикальным скептицизмом и прямым вандализмом (П.А. Сорокин). Русскому нигилизму может быть противопоставлен европейский, которому присущи (по С. Кьеркегору и Ф. Ницше) осознание иллюзорности и несостоятельности христианства («Бог умер»), прогресса (идет «закат», следующий за расцветом культуры), по М. Хайдег-геру - представляет собой переоценку ценностей, иначе грозит мировой катастрофой (В. Бибихин).
Концепт «нигилизм» возвращается в публицистику с середины 90-х годов XX века. В пореформенной России он рассматривается преимущественно в контексте культурологии (А.Ш. Бик-Булатов). Термин «нигилизм» трактуется, как отрицание норм своей культуры в пользу престижных «цивилизованных универсалий». Таким образом, второе дыхание нигилизм получает
в России с конца XX века и в первые десятилетия XXI века, приоритетным проявлением которого становится правовой нигилизм.
Анализ официальных, нормативно-правовых, литературных, специализированных (монографий, диссертаций) источников свидетельствует о том, что словосочетание «правовой нигилизм» широко используется в художественном, публицистическом, научном, политико-дипломатическом, бытовом лексиконе (Н.И. Матузов). Его сущность рассматривается в различных контекстах: в связи с социализацией человека на различных возрастных этапах, с раскрытием сути правовой культуры, правового сознания индивида, с обоснованием содержания, форм, методов правового и духовно-нравственного воспитания, разъяснением причин и последствий проявления экстремизма в подрост-ко вой и молодежной среде.
Подводя итоги проведенного анализа явлений и понятий «нигилизм» и «правовой нигилизм», отметим следующее.
1. Нигилизм - влиятельное направление социально-философской мысли и духовных поисков человека, которое возникает на пересечении разных пространств (политических, экономических, социально-психологических, культурологических). Правовой нигилизм рождается неравенством, некомпетентностью, командно-административными методами управления, социальной неопределенностью повседневной жизни и высокими рисками.
2. Правовой нигилизм, как составляющая социального, направлен на разные объекты, имеет различную степень выраженности, негативные и определенные позитивные последствия, различную степень выраженности.
3. Правовой нигилизм может рассматриваться в качестве одной из форм мироощущения и социального поведения. Для понимания его сущности важен анализ причин, его порождающих, форм проявления, уровней развития.
4. Правовой нигилизм - системное качество, выражающееся в отрицании права и закона, скептицизме, негативизме, являющееся производным деформированного правосознания, неэффективной социализации, низкого уровня правовой культуры.
5. Проявления правового нигилизма могут быть скорректированы, что делает актуальным разработку теоретических и методических основ профилактики этого явления в школьном возрасте.
6. Разработка модели и определение содержания процессов предупреждения и преодоления проявлений правового нигилизма у старшеклассников сопряжено с определенными трудностями.
Сравнение категорий профилактика, предупреждение и преодоление позволяет говорить о том, что предупреждение - это процесс реализации целостной программы, направленной на формирование уважительного отношения к дей-
50
Вестник КГУ 2019
ствующим нормам права у всех участников образовательного процесса. В соответствии с этим преодоление подразумевает конструирование и реализацию действенных мер на разных уровнях, нацеленных на противодействие негативным влияниям, самосохранное поведение, сопротивление манипулятивным воздействиям [3; 4].
Для осуществления сложной деятельности превентивного характера нами разработана модель изучаемого феномена, которая состоит из целевого, организационного, содержательного, технологического и результативного компонентов.
Назначение первого из них заключается в создании условий для овладения старшими учениками опытом решения посильных проблем и их подготовка к ориентации на преодоление все нарастающих трудностей, второго - обеспечение элементов системы, подразумевающее интеграцию: предметное обучение, внеурочное просвещение, внеклассное и внешкольное воспитание, дополнительное образование.
Содержательный компонент предполагает ряд взаимосвязанных уровневых аспектов (когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельност-ный), включающих цикл занятий (классных часов, уроков, факультативов, практик), комплекс форм, методов, средств (эссе, проекты, правовые беседы, дискуссии, игры, встречи, тематические вечера).
Технологический компонент характеризуемой модели, учитывая сложность решаемых задач и поставленных целей, складывается из следующей совокупности технологий: проблемного обучения, дебатов, актуализации мотивационного потенциала личности, развития критического мышления, формирования социальной компетентности, социально-педагогической адвокации, проектной деятельности, создания безопасной среды.
Результативный компонент состоит из критериев (информационного, ценностного, мотиваци-онного, поведенческого) и показателей (знания, умения, владения), которые имеют три уровня выраженности: высокий, средний, низкий.
Таким образом, предложенная структурно-содержательная модель предусматривает знакомство старшеклассников с такими феноменами, как внешняя и внутренняя политика, национальная и социальная безопасность, права, обязанности, защита человека, ответственность, свобода и независимость, формирование понимания того, что соблюдение законов, следование одобряемым обществом нормам и правилам регулируют социальные и трудовые отношения, определяют степень доступности к материальным ресурсам, а общественно-политическая активность личности повышает качество жизни.
Процесс предупреждения и преодоления проявлений правового нигилизма у старшеклассников рассматривается как две взаимосвязанные ступени профессиональных превентивных педагогических
действий, нацеленных на минимизацию последствий деформации правосознания, включает несколько этапов: диагностику, программирование, адаптацию, реализацию, рефлексию.
Эффективность этого процесса предусматривает обеспечение атмосферы защищенности старшеклассников в образовательной среде учебного заведения, актуализацию положительного общественного мнения в школьном коллективе, сочетание общекультурных, специальных и индивидуальных мер предупредительной деятельности. Их реализация предполагает интеграцию учебной, внеурочной, внеклассной и внешкольной работы.
Реализация разработанной и обоснованной модели предупреждения и преодоления проявлений правового нигилизма у старшеклассников в рамках опытно-экспериментальной работы проходила в общеобразовательных школах г. Костромы и Красносельского района в повседневном учебно-воспитательном процессе. Их выбор обусловлен несколькими причинами: во-первых, ориентацией программ их развития на реализацию концепции адаптивной школы творческого развития и личностного роста; во-вторых, определением триады схожих задач, одной из которых является формирование и развитие правовой культуры личности; в-третьих, противоречивыми условиями, в которых протекает политическая социализация несовершеннолетних.
Полученные в совместной работе с психологом, социальным педагогом и классными руководителями данные, свидетельствуют о том, что позитивное отношение к учению присуще 67% костромских и 43% красносельских школьникам, индифферентное (безразличное) соответственно 21 и 39%, негативное - 12 и 18%. Высокий уровень отношения к образовательному учреждению диагностируется у 51% костромичей и 39% красноселов. Средний уровень, характеризуемый положительным отношением к школе, привлекательностью в ней, прежде всего, внеурочной деятельности, общения с одноклассниками и педагогами, выявлен у 23% школьников Костромы и у 28% учащихся Красносельского района. Низкий уровень, проявляющийся в регулярных пропусках, низкой активности в классных и общешкольных мероприятиях, плохой адаптации к нововведениям, в восприятии образовательной среды как враждебной, отмечается у 26% костромичей и у 33% красноселов.
Опросы старшеклассников указывают на знание ими основных прав, знакомство с требованиями, настроенность на их исполнение. В то же время многие правовые категории раскрываются или неполно или неточно. В 84% случаев знания, необходимые для решения повседневных ситуаций, школьниками старших классов применяются неадекватно.
Активность в социальном плане у большинства респондентов ниже средней или низкая. Обучаю-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
51
щиеся областного центра настроены на достижение более высоких учебных результатов и у них ощущается явная нехватка времени на творчество и самореализацию, а школьники сельского района не готовы к проявлениям инициативы, не видят пространства для её применения.
Межличностные отношения в классных коллективах в основном благоприятные, хотя в ситуациях соревновательности, соперничества, неопределенности и цейтнота времени, ресурсов, опыта, отмечается нарастание конфликтности.
Отношение к закону и законопослушному поведению фиксируется на уровне декларированности их ценности и при допустимости отступления от них при определенных условиях.
Таким образом, задачи противодействия опасности появления у старшеклассников проявлений правового нигилизма нацеливают на необходимость осуществления преобразовательной деятельности. Ее содержание должно определяться, с одной стороны, характером проблем, с которыми старшеклассники сталкиваются в повседневной жизни в условиях негативных тенденций в окружающем правовом пространстве, с другой стороны, сложившимся отношением сограждан к закону, праву, законопослушному поведению (безразличие, безответственность, апатия). Основными направлениями педагогических действий должны стать: 1) подбор методического инструментария, дополняющего и обогащающего имеющуюся систему учебно-воспитательной работы образовательных организаций; 2) адаптация форм, методов, средств, технологий профилактики проявлений правового нигилизма у старших школьников; 3) отслеживание и коррекция результатов осуществленных действий.
Библиографический список
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
2. Баранова В.А. Социальное воспитание как теоретический концепт и атрибут социально-педагогической практики / В.А. Баранова, В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин, М.И. Рожков. - М.: Изд-во «Современное образование», 2017. - 196 с.
3. Бугаенко Ю.Ю. Правовой нигилизм как социокультурный феномен в современном российском обществе // Социально-гуманитарные знания. -2012. - № 6. - С. 220-229.
4. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеурочной деятельности // Социально-гуманитарные знания. -
2011. - № 4. - С. 356-361.
5. Краткий философский словарь. - М.: Мир, 2010. - 348 с.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2012. - 512 с.
References
1. Antologiia pedagogicheskoi mysli Rossii vtoroi poloviny XIX - nachala XX v. / sost. P.A. Lebedev. -M.: Pedagogika, 1990. - 608 s.
2. Baranova V.A. Sotsial'noe vospitanie kak teoreticheskii kontsept i atribut sotsial'no-pedagogicheskoi praktiki / V.A. Baranova, VG. Bocharova, M.M. Plotkin, M.I. Rozhkov. - M.: Izd-vo «Sovremennoe obrazovanie», 2017. - 196 s.
3. Bugaenko Iu.Iu. Pravovoi nigilizm kak sotsiokul'turnyi fenomen v sovremennom rossiiskom obshchestve // Sotsial'no-gumanitarnye znaniia. -
2012. - № 6. - S. 220-229.
4. Evtushenko I.I. Formirovanie pravovoi kul'tury starsheklassnikov vo vneurochnoi deiatel'nosti // Sotsial'no-gumanitarnye znaniia. - 2011. - № 4. -S. 356-361.
5. Kratkii filosofskii slovar'. - M.: Mir, 2010. -348 s.
6. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriia gosudarstva i prava. - M.: Iurist", 2012. - 512 s.
Вестник КГУ 2019
52