ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Научная статья
УДК [37.013.77:159.944.4]:796.035.2 ББК 88.69:75.116 Б 37
DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-54-62
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬУРЫ
(Рецензирована)
Светлана Николаевна Бегидова1Н, Вячеслав Сафарбиевич Бегидов2
1 Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия
2Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
1Н [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2986-4270
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6207-6575
Аннотация. Проблема профессионального выгорания является занимает сегодня значимое место в системе профессиональных деструкций педагогов. Эмоциональная напряжённость, высокая ответственность, работа в ситуациях постоянной неопределённости и др. приводят к ухудшению физического и психического здоровья. Существуют различные подходы к решению проблемы профессионального выгорания у педагогов, но не всегда обращаются к потенциалу физической культуры, однако именно здесь можно найти наиболее эффективное решение данной проблемы. Двигательная активность позволяет снять эмоциональное напряжение, восстановить физические и интеллектуальные кондиции, улучшить настроение, повысить активность и самочувствие. Двигательные упражнения должны подбираться с учетом возраста, физической подготовленности, а также личных предпочтений педагогов. Приобщение педагогов к регулярным физическим упражнениям позволяет восполнить двигательный дефицит, повысить работоспособность, снизить уровень стресса, сохранить здоровье педагога. Для решения данной проблемы были разработаны комплексы физических упражнений, которые не требовали специальной физической подготовки и были направлены на укрепление мышц спины, пресса, рук, ног, на снятие напряжения с шейного и грудного отдела позвоночника, на растяжку, координацию. Особенность экспериментальной работы заключалась в том, что разработанные комплексы упражнений выполнялись педагогами в удобное для них время в основном дома. Испытуемые вели дневник самооценки своего самочувствия, настроения, работоспособности, а также регулярности выполнения комплексов упражнений. Проведенная экспериментальная работа позволила сделать вывод о том, что для данной целевой группы испытуемых именно короткие
по времени комплексы физических упражнений, а также свободный режим их выполнения являются наиболее эффективной формой приобщения к двигательной активности. Изначально нерегулярные занятия перешли для многих испытуемых в регулярные, что позволило научиться эффективной и рациональной организации своего досуга, повысить работоспособность, снизить уровень стресса, снизить признаки профессионального выгорания, что особенно важно для каждого педагога.
Ключевые слова: двигательная активность, профессиональное выгорание, физическая культура, профессиональная деятельность педагога, эмоциональное истощение, деперсонализации, редукции профессиональных достижений.
Для цитирования: Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Профилактика профессионального выгорания педагогов средствами физической кульуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 2(298). С. 54-62. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-54-62
Original Research Paper
PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
Svetlana N. Begidova1H, Vyacheslav S. Begidov2
1* Adyghe State University, Maykop, Russia
2 Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
1H [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2986-4270
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6207-6575
Abstract. The problem of professional burnout occupies now a significant place in the system of professional destruction of teachers. Emotional tension, high responsibility, work in situations of constant uncertainty, etc., lead to a deterioration in physical and mental health. There are various approaches to solving the problem of professional burnout among teachers, but they do not always turn to the potential of physical culture, but this is where they can find the most effective solution to this problem. Motor activity makes it possible to relieve emotional stress, restore physical and intellectual conditions, improving mood, increasinge activity and well-being. Motor exercises should be selected taking into account age, physical fitness, as well as personal preferences of teachers. The introduction of teachers to regular physical exercises allows them to replenish their motor deficit, increase performance, reduce stress levels, and maintain the health of the teacher. To solve this problem, complexes of physical exercises were developed that did not require special physical training and were aimed at strengthening the muscles of the back, press, arms, legs, relieving tension from the cervical and thoracic spine, stretching and coordinating. During the experiment, teachers performed the exercises at a convenient time, mainly at home. They kept a diary of self-assessment of their well-being, mood, performance, as well as the regularity of performing exercise complexes. The experimental work made it possible to conclude that for this target group of teachers it is the short-time complexes of physical exercises, as well as the free mode of their performance, that are the most effective form of introduction to motor activity. Initially irregular classes went to regular for many teachers, which made it possible to learn how to effectively and rationally organize their leisure activities, increase performance, and reduce stress levels, and signs of professional burnout, which is especially important for each teacher.
Keywords: motor activity, professional burnout, physical culture, professional activity of a teacher, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of professional achievements.
For citation: Begidova S.N., Begidov V.S. Prevention of professional burnout of teachers by means of physical culture//Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 2(298). P. 54-62. 10.53598/2410-3004-2022-2-298-54-62
Введение. В рамках Федерального проекта «Учитель будущего», Национального проекта «Образование» приоритетной задачей является создание условий для карьерного роста педагогических работников соответственно их уровню владения профессиональными компетенциями посредством организации непрерывного профессионального образования и самообразования. Это требует напряженной постоянной работы как в стенах образовательной организации, так и вне ее.
Профессиональная деятельность педагога всегда отличалась высокой эмоциональной напряженностью, требующей мобилизации своих психических, физических и интеллектуальных кондиций, что не может не отражаться на его здоровье и увеличении риска возникновения профессионального выгорания. Проблема профессионального выгорания педагогов как одна из наиболее значимых находится в центре внимания отечественных и зарубежных ученых. Условия профессиональной деятельности требуют от педагога постоянной готовности к разрешению возникающих проблемных ситуаций, оперативного принятия решений текущих задач, умения действовать и самоорганизовываться в ситуации неопределённости, строить практики и траектории как собственного развития, так развития своих воспитанников [1, 2, 3].
Признаки профессионального выгорания не проявляются сразу, они накапливаются постепенно по мере накопления эмоционального, физического и психического утомления [4]. Чаще всего это
выражается в состоянии постоянной тревоги, резкой смене настроения, раздражительности на действия окружающих и свои собственные, которые ранее воспринимались адекватно, быстрой утомляемости и т.д. Педагог, как правило, не осознает в полной мере того, что с ним происходит, и не пытается найти способы их нейтрализации, а это, в свою очередь, только усугубляет проблему, которая в дальнейшем может привести к серьезным нарушениям здоровья.
Проблемой сохранения здоровья педагогов, вопросами профилактики профессионального выгорания занимались и занимаются многие ученые (Е.В. Котова, И.Ф. Яцков-ская, Л.Г. Юдина, Е.С. Старченко-ва, О.И. Бабич, Н.Е. Водопьянова, С.В. Жульева, С.А. Тиньков, Е.В. Тинькова и др.). Но, несмотря на имеющиеся научные и практические подходы к решению данной проблемы, сохраняется высокая вероятность его возникновения. Поэтому важно своевременно осуществлять профилактику профессионального выгорания у педагогов еще до первых признаков появления. Данная работа должна включать информационное просвещение педагогов, знание о признаках и факторах возникновения профессионального выгорания, обучение приемам саморегуляции и ответственного отношения к своему эмоциональному и физическому здоровью, способность подобрать такие виды профилактической деятельности, которые позволяли бы снизить эмоциональное напряжение, признаки психической усталости, повысить работоспособность,
т.е. выполняли бы компенсаторную функцию.
С нашей точки зрения именно двигательная активность способна выполнять такую функцию. Общеизвестно, что двигательная деятельность имманентно присуща человеку, она является основой его физического, нравственного, интеллектуального, культурного развития, обеспечивает нормальное функционирование человека в социуме, повышает умственную и физическую работоспособность, выполняет рекреационную задачу, формирует установку на здоровый образ жизни. Кроме того, двигательная деятельность несет в себе мобилизационную функцию и направлена на формирование способности к рациональной организации своего досуга, умению противостоять неблагоприятным условиям социальной среды, конкретного социального окружения, что особенно важно для педагогических работников. К сожалению, несмотря на всеобщее признание ценности и значимости физической культуры (специально организованной двигательной активности), ее потенциал не реализуется в полной мере для решения [5, 6] задач профилактики профессионального выгорания педагогов, формирования культуры здорового образа жизни, способностей к саморегуляции и контролю своего психического, эмоционального и физического здоровья.
В нашем исследовании двигательная активность выступила основным средством профилактики эмоционального выгорания педагогов. Учитывая специфику профессиональной занятости преподавателей, в основном низкий уровень физической подготовки, а также возрастную дифференциацию, ученые разработали комплексы физических упражнений, которые не требовали специальной физической подготовленности [2, 3]. Было разработано 10 комплексов физических упражнений, которые включали элементы
хореографии, танцевальные упражнения, элементы гимнастики и др. Комплексы были направлены на укрепление мышц спины, пресса, рук, ног, на снятие напряжения с шейного и грудного отдела позвоночника, на растяжку, координацию.
Время выполнения каждого комплекса варьировалось от 10 до 20 минут. Такой подход был выбран не случайно [3]:
- во-первых, уровень физической подготовки у педагогов в основном низкий, поэтому сложно настроить себя на выполнение длинных комплексов;
- во-вторых, рабочий день не нормированный, поэтому для длинного комплекса сложно выбрать время, а для короткого - всегда можно;
- в-третьих, психологически гораздо легче настроиться на короткий комплекс;
- в-четвертых, выполнив один короткий комплекс, гораздо легче перейти ко второму, так как он тоже не занимает много времени.
Практика показала, что такой подход оказался наиболее эффективным для данной целевой группы. Легкие комплексы включали упражнения на разные группы мышц, координацию, осанку. В комплексы не включались беговые, прыжковые упражнения. Каждый мог выбрать тот комплекс, который ему больше нравился или который соответствовал его физическим возможностям, отвечал индивидуальным требованиям, доставлял как физическое, так и эмоциональное удовольствие.
Цель исследования: профилактика профессионального выгорания у педагогов, повышение их физической и умственной работоспособности, снижение эмоционального напряжения, повышение эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняло участие
20 преподавателей в возрасте от 27 до 66 лет, средний возраст 46 лет, стаж педагогической деятельности - от 5 до 30 лет. Время и место занятий определяли сами участники эксперимента. Представленные комплексы предлагалось выполнять ежедневно в удобное время, начиная с одного комплекса и переходя на 2-3 в течение дня, исходя из своего самочувствия, желания, настроения.
Основная идея заключается в том, что психическое напряжение, физическая и эмоциональная усталость, мышечные зажимы снимаются двигательной активностью, выполняя релаксационную функцию. Комплексы упражнений способствовали выражению своих чувств и эмоций через движения под музыку.
Для оценки и контроля за физическим и эмоциональным состоянием использовались методики САН, опросник эмоционального выгорания (К. Маслач), методика самооценки «Градусник». Методики оценки уровня развития физических качеств не использовались, так как этот аспект не являлся задачей исследования и рассматривался как
побочный эффект двигательной активности участников эксперимента. Экспериментальная работа продолжалась в течение учебного года: фиксировались положительные изменения по результатам самооценки участниц, опросу, наблюдению за профессиональной деятельностью, коммуникацией с коллегами, обучающимися, родителями.
Результаты исследования и их обсуждение. Практика показывает, что эффективными методами профилактики профессионального выгорания являются дыхательная гимнастика, арт-терапия; релаксация, психотерапия; медитативные техники; аутогенные техники, массаж и самомассаж. Несомненно, что предлагаемые и применяемые на практике методы способствуют снижению физической и эмоциональной усталости, повышают умственную работоспособность, но не решают в полной мере проблему профессионального выгорания. А ресурс физической активности слабо задействован, несмотря на его всеми признанный оздоровительный эффект. Поэтому именно
№ п/п Показатели Уровень выраженности (%)
Исходный Конечный
1 Эмоциональное истощение
Низкий уровень 15 45
Средний уровень 20 30
Высокий уровень 65 25
2 Деперсонализация
Низкий уровень 25 45
Средний уровень 15 40
Высокий уровень 40 15
3 Редукция профессиональных достижений
Низкий уровень 15 60
Средний уровень 45 30
Высокий уровень 40 10
Таблица 1. Результаты уровня выраженности эмоционального выгорания педагогов (%) Table 1. Results of emotional burnout severity of teachers (%)
двигательные упражнения явились основой для профилактики профессионального выгорания педагогов. Перед началом экспериментальной работы был выявлен уровень эмоционального истощения, деперсонализации, редукции профессиональных достижений по методике К. Маслач. В конце экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня выраженности эмоционального выгорания у педагогов. Результаты представлены в таблице. Также участницам эксперимента было предложено вести дневник своего состояния по методикам САН и «Градусник».
На начальном этапе экспериментальной работы практически у всех педагогов фиксировался выраженный уровень эмоционального истощения. Так высокий уровень эмоционального истощения выявлен у 65% испытуемых, средний - у 20% испытуемых, и только у 15% испытуемых уровень эмоционального истощения был низким. Эмоциональное истощение - это показатель наличия постоянного эмоционального напряжения, вызванного большими нагрузками и высокой ответственностью педагога, высокими требованиями к себе, качеству своей работы, стремлением все выполнять в срок. При этом человек испытывает постоянное волнение и беспокойство, что не может не сказаться на его здоровье, а также настроении и самочувствии, что было подтверждено и результатами самооценки.
Показатели уровня деперсонализации. Здесь также отмечается довольно высокий показатель у 40% испытуемых, что выражается в плохом настроении, снижении эмоционального восприятия окружающей среды, потере или снижении интереса к тому, что раньше нравилось, приносило удовольствие, болезненной сосредоточенности на работе. Данный показатель коррелирует с эмоциональным истощением.
Редукция профессиональных достижений. По этому показателю также имеются респонденты с высоким уровнем его выраженности (40%). Данный показатель является симптомом профессионального выгорания. Выражается в критическом отношении к себе и своим профессиональным способностям, снижении уверенности в своей профессиональной компетентности и своих возможностях.
В совокупности все выделенные в методике К. Маслач показатели свидетельствуют о наличии проблемы, которая требует своего решения. Результаты самооценки респондентов также свидетельствовали о признаках (явных или не очень) профессионального выгорания педагогов. Степень выраженности зависит от целого ряда факторов: стажа педагогической деятельности, отношения к работе, способности противостоять стрессогенным ситуациям, снижать эмоциональное напряжение и др.
При организации экспериментальной работы акцент был сделан на привлечение педагогов к занятиям физическими упражнениями, повышение их двигательной активности. При этом оценка уровня развития физических кондиций не учитывалась.
Педагоги в течение учебного года выполняли предложенные комплексы упражнений. Большая часть комплексов выполнялась в медленном темпе, упражнения не сложные, не требующие специальной физической подготовки, большая часть комплексов состояла из упражнений на растяжку, легкий стретчинг. Как известно, стретчинг оказывает положительное влияние на кровообращение и снимает психоэмоциональное напряжение. Данные комплексы пользовались особой популярностью, а музыкальное сопровождение повышало настроение, работоспособность, самочувствие.
Результаты, полученные в конце экспериментальной работы по
методике К. Маслач, показали улучшение по всем оцениваемым показателям (табл. 1). Высокий уровень выраженности эмоционального истощения снизился у испытуемых с 65% до 25%, полученные результаты статистически достоверны (Р<0,05)
[7].
Изменились и показатели уровня выраженности деперсонализации. Количество респондентов с высоким уровнем данного показателя снизилось до 15% ((Р<0,05). Также наметилась тенденция и по показателю редукции профессиональных достижений: первоначально высокий уровень был отмечен у 40% испытуемых, а в конце только у 10% ((Р<0,05).
Занятия физическими упражнениями, по мнению педагогов, способствовали улучшению настроения, снижению уровня тревожности, повысилась активность, работоспособность, улучшилось самочувствие. Многие отмечали, что именно недлительные комплексы позволили преодолеть нежелание заниматься ими после работы. Постепенно количество выполняемых комплексов увеличивалось. Занятия начали носить регулярный характер, а некоторые, посчитав комплексы достаточно легкими, добавили авторские занятия оздоровительной гимнастикой, балет для взрослых и др., предлагаемые в сети Интернет.
Анализ результатов по методике САН также показал положительные сдвиги в состоянии испытуемых. Улучшились показатели самочувствия, активности, настроения. Педагоги отмечали, что рутинная работа стала меньше раздражать, отношения в коллективе стали более ровными, спокойными, реакция на стрессовые ситуации более сдержанной. Снизилась эмоциональная напряженность, появилось желание что-то изменить в учебно-воспитательном процессе, все приобщились к занятиям физическими упражнениями и смогли понять,
что двигательная активность позволяет сохранять свое физическое, эмоциональное и социальное здоровье. Привлечение педагогов к регулярным занятиям физическим упражнениями - важная составляющая профилактики профессионального выгорания. Несомненно, что профессиональное выгорание - это достаточно сложное интегра-тивное состояние, профилактика которого требует комплексного подхода и применения не только физических упражнений, но и других методов работы с данным симптомом, но именно двигательной активности следует уделять особое внимание. Образ нашей жизни и специфика деятельности педагога ограничивают двигательную активность. Большую часть времени педагогу приходится проводить либо за компьютером, либо в аудитории, в классе, что создает риск развития гиподинамии. Регулярные физические упражнения способны восполнить двигательный дефицит, но каждый человек должен сам осознать необходимость в двигательной активности, контролировать объем двигательной нагрузки в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями.
Выводы
1. Педагогическая профессия сопряжена с риском профессионального выгорания, что ведет к эмоциональному, физическому, психическому истощению и является причиной нарушения здоровья, возникновения целого ряда заболеваний.
2. Двигательная активность является наиболее эффективным средством профилактики профессионального выгорания педагогов, снижения уровня эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений личности.
3. Проведенная экспериментальная работа показала, что при организации занятий физическими
упражнениями с педагогами следу- 4. Учитывая возраст педагогов,
ет использовать короткие по време- образ их профессиональной деятель-
ни комплексы, в содержание кото- ности, в комплексы следует вклю-
рых необходимо включать легкие чать элементы хореографии, тан-
упражнения, не требующие специ- цевальные упражнения, элементы
альной физической подготовки. гимнастики, направленные на укрепление мышц спины, пресса, рук,
ног, на снятие напряжения с шейного и грудного отдела позвоночника, на растяжку, координацию.
Примечания:
1. Богданова О.А. Деформация социального статуса учителя как фактор его профессионального выгорания: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2013.
2. Сапегина Т.А. Взаимосвязь физических упражнений и профессионального долголетия педагогов // Акмеология профессионального образования: материалы 16-й Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2020. С. 239-242.
3. Хрущева, Р.Ш., Зотова, Ф.Р., Мавлиев, Ф.А. Отношение женщин 40-60 лет к возможности использования потенциала физической культуры в оздоровлении и профилактики профессионального выгорания // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань, 2021. С. 547-551.
4. Жульева, С.В., Тиньков, С.А., Тинькова, Е.В. Профессиональное выгорание - «болезнь» современности // Научный альманах Центрального Черноземья. 2017. № 1. С. 60-62.
5. Бегидова С.Н. Имиджевые детерминанты вузовского преподавателя физической культуры // Педагогическое образование и наука. 2018. № 3. С. 126-130.
6. Виленский М.Я. Физическая и духовная ценность личности в структуре здоровья // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти акад. РАО В.А. Сластёнина: сборник в 2 ч. Ч. 1. Рязань, 2017. С. 108-111.
7. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Статистические методы обработки результатов измерений в физическом воспитании: практикум по спортивной метрологии для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура». Майкоп, 2010. 132 с.
References:
1. Bogdanova O.A. Deformation of the teacher's social status as a factor of his professional burnout: Diss. for the Cand. of Psychology degree: 19.00.01. M., 2013.
2. Sapegina T.A. The relationship of physical exercises and professional longevity of teachers // Acmeology of vocational education: proceedings of the 16th Intern. scient. and pract. conf. Yekaterinburg, 2020. P. 239-242.
3. Khrushcheva R.Sh., Zotova F.R., Mavliev F.A. The attitude of women aged 40-60 to the possibility of using the potential of physical culture in health improvement and prevention of professional burnout // Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive physical culture: Proceedings of the All-Russian scient. and pract. conference with the international participation. Kazan, 2021. P. 547-551.
4. Zhulyeva S.V., Tinkov S.A., Tinkova E.V. Occupational burnout: the "disease" of our time // Scientific Almanac of the Central Chernozem Region. 2017. No. 1. P. 60-62.
5. Begidova S.N. Image determinants of a university teacher of physical culture // Pedagogical Education and Science. 2018. No. 3. P. 126-130.
6. Vilensky M.Ya. Physical and spiritual value of a personality in the structure of health // Pedagogical Education: Challenges of the 21st Century: Proceedings of the VIII Intern. scient. and pract. conf., dedicated to the memory of V.A. Slastenin, Acad. of RAO: collection in 2 parts. Part 1. Ryazan, 2017. P. 108-111.
7. Begidova S.N., Begidov V.S. Statistical methods of processing of the results of measurements in physical education: a workshop on sports metrology for students studying in the specialty of "Physical Culture". Maikop, 2010. 132 pp.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 29.05.2022; одобрена после рецензирования 04.06.2022; принята к публикации 11.06.2022.
The author declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 29.05.2022; approved after reviewing 04.06.2022; accepted for publication 11.06.2022.
© Бегидова С.Н., Бегидов В.С., 2022