Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ / РЕДУКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бегидова Светлана Н., Бегидов Вячеслав С.

Актуальность. Проблема профессионального выгорания является занимает сегодня значимое место в системе профессиональных деструкций педагогов. Эмоциональная напряжённость, высокая ответственность, работа в ситуациях постоянной неопределённости и другое приводят к ухудшению физического и психического здоровья. Цель исследования: Профилактика профессионального выгорания у педагогов, повышение их физической и умственной работоспособности, снижение эмоционального напряжения, повышение эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью. Методы и организация исследования: В педагогическом эксперименте приняли участие 20 преподавателей в возрасте от 27 до 66 лет, средний возраст 46 лет, стаж педагогической деятельности от 5 до 30 лет. Время и место занятий определяли сами участники эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бегидова Светлана Н., Бегидов Вячеслав С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR ACTIVITY AS A MEANS OF PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS

The problem of professional burnout today occupies a significant place in the system of professional destruction of teachers. Emotional tension, high responsibility, work in situations of constant uncertainty, and others lead to a deterioration in physical and mental health. The purpose of the study: Prevention of professional burnout among teachers, increasing their physical and mental performance, reducing emotional stress, increasing the emotional and value attitude to their health. Methods and organization of the study: 20 teachers aged 27 to 66 years old, average age 46 years old, teaching experience from 5 to 30 years, took part in the pedagogical experiment. The time and place of classes were determined by the participants of the experiment. The presented complexes were proposed to be performed daily at a convenient time, starting with one complex and then moving on to 2-3 during the day based on one's well-being, desire, and mood.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1 -82-88 Оригинальные статьи / Original Articles

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

УДК 796.012.6

Светлана Н. Бегидова

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Россия

Вячеслав С. Бегидов

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный аграрный университет», г. Краснодар, Россия

Аннотация

Актуальность. Проблема профессионального выгорания является занимает сегодня значимое место в системе профессиональных деструкций педагогов. Эмоциональная напряжённость, высокая ответственность, работа в ситуациях постоянной неопределённости и другое приводят к ухудшению физического и психического здоровья.

Цель исследования: Профилактика профессионального выгорания у педагогов, повышение их физической и умственной работоспособности, снижение эмоционального напряжения, повышение эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Методы и организация исследования: В педагогическом эксперименте приняли участие 20 преподавателей в возрасте от 27 до 66 лет, средний возраст 46 лет, стаж педагогической деятельности от 5 до 30 лет. Время и место занятий определяли сами участники эксперимента.

Ключевые слова: двигательная активность, профессиональное выгорание, физическая культура, профессиональная деятельность педагога, эмоциональное истощение, деперсонализации, редукции профессиональных достижений.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Для цитирования Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Двигательная активность как средство профилактики профессионального выгорания педагогов // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022. №1. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1-82-88

Статья поступила: 05.05.2022 г.

Статья принята в печать: 04.06.2022 г.

Статья опубликована: 28.06.2022 г.

Информация для связи с автором: begidovasn@mail.ru

MOTOR ACTIVITY AS A MEANS OF PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS

Svetlana N. Begidova

Adygea State University, Maykop, Russia

Vyacheslav S. Begidov

Krasnodar State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Abstract

The problem of professional burnout today occupies a significant place in the system of professional destruction of teachers. Emotional tension, high responsibility, work in situations of constant uncertainty, and others lead to a deterioration in physical and mental health.

The purpose of the study: Prevention of professional burnout among teachers, increasing their physical and mental performance, reducing emotional stress, increasing the emotional and value attitude to their health.

Methods and organization of the study: 20 teachers aged 27 to 66 years old, average age 46 years old, teaching experience from 5 to 30 years, took part in the pedagogical experiment. The time and place of classes were determined by the participants of the experiment. The presented complexes were proposed to be performed daily at a convenient time, starting with one complex and then moving on to 2-3 during the day based on one's well-being, desire, and mood.

Key words: motor activity, professional burnout, physical culture, teacher's professional activity, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of professional achievements.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Begidova S.N., Begidov V.S. Motor activity as a means of preventing professional burnout of teachers // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №1. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1-82-88

Введение. В рамках Федерального проекта "Учитель будущего", Национального проекта "Образование" приоритетной задачей является создание условий для карьерного роста педагогических работников соответственно их уровню владения профессиональными компетенциями посредством организации непрерывного профессионального образования и самообразования. Это требует напряженной постоянной работы как в стенах образовательной организации, так и вне ее.

Профессиональная деятельность педагога всегда отличалась высокой эмоциональной напряженностью, требующей мобилизации своих психических, физических и интеллектуальных кондиций, что не может не отражаться на его здоровье и увеличении риска возникновения профессионального выгорания. Проблема профессионального выгорания педагогов как одна из наиболее значимых находится в центре внимания отечественных и зарубежных ученых. Условия профессиональной деятельности требуют от педагога постоянной готовности к разрешению возникающих проблемных ситуаций, оперативного принятия решений текущих задач, умения действовать и самоорганизовываться в ситуации неопределённости, строить практики и траектории как собственного развития, так развития своих воспитанников [3,6,7].

Признаки профессионального выгорания не проявляются сразу они накапливаются постепенно по мере накопления эмоционального, физического и психического утомления. Чаще всего это выражается в

состоянии постоянной тревоги, резкой смене настроения, раздражительности на действия окружающих и свои собственные, которые ранее воспринимались адекватно, быстрой утомляемости и т.д. Педагог как правило не осознает в полной мере о том, что с ним происходит и не пытается найти способы их нейтрализации, а это в свою очередь только усугубляет проблему, которая в дальнейшем может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Проблемой сохранения здоровья педагогов, вопросами профилактики профессионального выгорания занимались и занимаются многие ученые ( Е.В. Котова, И.Ф. Яцковская, Л. Г. Юдина, Е.С. Стар-ченкова, О.И. Бабич, Н.Е. Водопьянова, С.В. Жульева, С.А. Тиньков, Е.В. Тинькова и др.). Но несмотря на имеющиеся научные и практические подходы к решению данной проблемы сохраняется высокая вероятность его возникновения. Поэтому важно своевременно осуществлять профилактику профессионального выгорания у педагогов еще до первых признаков появления. Данная работа должна включать информационное просвещение педагогов, знание о признаках и факторах возникновения профессионального выгорания, обучение приемам саморегуляции и ответственного отношения к своему эмоциональному и физическому здоровья, а главное подобрать такие виды профилактической деятельности, которые способствовали бы снижению эмоционального напряжения, снимали признаки психической усталости, повышали работоспособность,

снимали напряжение, т.е. выполняли бы компенсаторную функцию.

С нашей точки зрения именно двигательная активность способна выполнять такую функцию. Общеизвестно, что двигательная деятельность имманентно присуща человеку, она является основой его физического, нравственного, интеллектуального, культурного развития, обеспечивает нормальное функционирование человека в социуме, повышает умственную и физическую работоспособность, выполняет рекреационную задачу, формирует установку на здоровый образ жизни. Кроме того, двигательная деятельность несет в себе мобилизационную функцию и направлена на формирование способности к рациональной организации своего досуга, умению противостоять неблагоприятным условиям социальной среды, конкретного социального окружения, что особенно важно для педагогических работников. К сожалению, несмотря на всеобщее признание ценности и значимости физической культуры (специально организованной двигательной активности), ее потенциал не реализуется в полной мере для решения [1, 4] задач профилактики профессионального выгорания педагогов, формирования культуры здорового образа жизни, способностей к саморегуляции и контролю своего психического, эмоционального и физического здоровья.

В нашем исследовании двигательная активность выступила основным средством профилактики эмоционального выгорания педагогов. Учитывая специфику профессиональной занятости преподавателей, в основном низкий уровень физической подготовки, а также возрастную дифференциацию были разработаны комплексы физических упражнений, которые не требовали специальной физической подготовленности [6,7]. Были разработаны 10 комплексов физических упражнений, которые включали элементы хореографии, танцевальные упражнения, элементы гимнастики и др. Комплексы были направлены на укрепление мышц спины, пресса, рук, ног, на снятие напряжения с шейного и грудного отдела позвоночника, на растяжку, координацию.

Время выполнения каждого комплекса варьировалось от 10 до 20 минут. Такой подход был выбран не случайно [7]. Во-

первых, уровень физической подготовки у педагогов в основном низкий, поэтому сложно настроить себя на выполнение длинных комплексов; во-вторых, рабочий день не нормированный, поэтому для длинного комплекса сложно выбрать время, а для короткого -всегда можно; в-третьих, психологически гораздо легче настроиться на короткий комплекс; в-четвертых, выполнив один короткий комплекс гораздо легче перейти ко второму, так как он тоже не занимает много времени. Практика показала, что такой подход оказался наиболее эффективным для данной целевой группы.

Легкие комплексы включали упражнения на разные группы мышц, координацию, осанку. В комплексы не включались беговые, прыжковые упражнения. Каждый мог выбрать тот комплекс, который ему больше нравился или который соответствовал его физическим возможностям, отвечал индивидуальным требованиям, доставлял как физическое, так и эмоциональное удовольствие.

Цель исследования: профилактика профессионального выгорания у педагогов, повышение их физической и умственной работоспособности, снижение эмоционального напряжения, повышение эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 20 преподавателей в возрасте от 27 до 66 лет, средний возраст 46 лет, стаж педагогической деятельности от 5 до 30 лет. Время и место занятий определяли сами участники эксперимента. Представленные комплексы предлагалось выполнять ежедневно в удобное время, начиная с одного комплекса и затем переходить на 2-3 в течение дня исходя из своего самочувствия, желания, настроения.

Основная идея заключается в том, что психическое напряжение, физическая и эмоциональная усталость, мышечные зажимы снимаются двигательной активностью, выполняя релаксационную функцию. Комплексы упражнений способствовали выражению своих чувств и эмоций через движения под музыку.

Для оценки и контроля за физическим и эмоциональным состоянием использова-

лись методики САН, опросник эмоционального выгорания (К. Маслач), методика самооценки «Градусник». Методики оценки уровня развития физических качеств не использовались, так как этот аспект не являлся задачей исследования и рассматривался как побочный эффект двигательной активности участников эксперимента. Экспериментальная работа продолжалась в течение учебного года: фиксировались положительные изменения по результатам самооценки участниц, опросу, наблюдению за профессиональной деятельностью, коммуникацией с коллегами, обучающимися, родителями.

Результаты исследования и их обсуждение. Практика показывает, что эффективными методами профилактики профессионального выгорания являются: дыхательная гимнастика, арт-терапия; релаксация, психотерапия; медитативные техники; аутогенные техники, массаж и самомассаж. Несомненно, что предлагаемые и

применяемые на практике методы, способствуют снижению физической и эмоциональной усталости, повышают умственную работоспособность, но не решают в полной мере проблему профессионального выгорания. А ресурс физической активности слабо задействован несмотря на его всеми признанный оздоровительный эффект. Поэтому именно двигательные упражнения явились основой для профилактики профессионального выгорания педагогов. Перед началом экспериментальной работы был выявлен уровень эмоционального истощения, деперсонализации, редукции профессиональных достижений по методике К. Маслач. В конце экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня выраженности эмоционального выгорания у педагогов. Результаты представлены в таблице. Также участницам эксперимента было предложено вести дневник своего состояния по методикам САН и «Градусник».

Таблица. Результаты уровня выраженности эмоционального выгорания педагогов (%) Table. Results of the level of severity of emotional burnout of teachers (%).

№ п/п Показатели Уровень выраженности (%)

Исходный Конечный

1 Эмоциональное истощение

Низкий уровень 15 45

Средний уровень 20 30

Высокий уровень 65 25

2 Деперсонализация

Низкий уровень 25 45

Средний уровень 15 40

Высокий уровень 40 15

3 Редукция профессиональных достижений

Низкий уровень 15 60

Средний уровень 45 30

Высокий уровень 40 10

На начальном этапе экспериментальной работы практически у всех педагогов фиксировался выраженный уровень эмоционального истощения. Так высокий уровень эмоционального истощения выявлен

у 65% испытуемых, средний - у 20% испытуемых и только у 15 % испытуемых уровень эмоционального истощения был низким. Эмоциональное истощение - это по-

казатель наличия постоянного эмоционального напряжения, вызванного большими нагрузками и высокой ответственностью педагога, сопряженных, как правило, с высокими требованиями к себе, качеству своей работы, стремлением все выполнять в срок. При этом человек испытывает постоянное волнение и беспокойство, что не может не сказаться на его здоровье, а также настроении и самочувствие, что было подтверждено и результатами самооценки.

Показатели уровня деперсонализации. Здесь также отмечается довольно высокий показатель у 40% испытуемых, что выражается в плохом настроении, снижении эмоционального восприятия окружающей среды, потере или снижении интереса к том, что раньше нравилось, приносило удовольствие, болезненной сосредоточенности на работе. Данный показатель коррелирует с эмоциональным истощением.

Редукция профессиональных достижений. По этому показателю также имеются респонденты с высоким уровнем его выраженности (40%). Данный показатель является симптомом профессионального выгорания. Выражается в критическом отношении к себе и своим профессиональным способностям, снижении уверенности в своей профессиональной компетентности и своих возможностях.

В совокупности, все выделенные в методике К. Маслач показатели свидетельствуют о наличии проблемы, которая требует своего решения. Результаты самооценки респондентов также свидетельствовали о признаках явных или не очень профессионального выгорания педагогов. Степень выраженности зависит от целого ряда факторов: стажа педагогической деятельности, отношения к работе, способности противостоять стрессогенным ситуациям, снижать эмоциональное напряжение и др.

При организации экспериментальной работы акцент был сделан на привлечение педагогов к занятиям физическими упражнениями, повышения их двигательной активности. При этом оценка уровня развития физических кондиций не учитывалась.

Педагоги в течение учебного года выполняли предложенные комплексы упражнений. Большая часть комплексов выполнялась в медленном темпе, упражнения несложные, не требующие специальной физической подготовки, большая часть комплексов состояла из упражнений на растяжку, легкий стретчинг. Как известно стретчинг оказывает положительное влияние на кровообращение и снимает психоэмоциональное напряжение. Данные комплексы пользовались особой популярностью, а музыкальное сопровождение повышало настроение, работоспособность, самочувствие.

Результаты, полученные в конце экспериментальной работы по методике К. Маслач, показали улучшение по всем оцениваемым показателям (табл.1). Высокий уровень выраженности эмоционального истощения снизился у испытуемых с 65% до 25%, полученные результаты статистически достоверны (Р<0,05) [2].

Изменились и показатели уровня выраженности деперсонализации. Количество респондентов с высоким уровнем данного показателя снизилось до 15% ((Р<0,05). Также наметилась тенденция и по показателю редукции профессиональных достижений: первоначально высокий уровень был отмечен у 40% испытуемых, а в конце только у 10% ((Р<0,05).

Занятия физическими упражнениями, по мнению педагогов, способствовали улучшению настроения, снижению уровня тревожности, повысилась активность, работоспособность, улучшилось самочувствие. Многие отмечали, что именно недлительные комплексы позволили преодолеть нежелание заниматься ими после работы. Постепенно количество выполняемых комплексов увеличивалось. Занятия начали носить регулярный характер, а некоторые посчитали комплексы достаточно легкими и добавили или перешли на авторские занятия оздоровительной гимнастикой, балетом для взрослых и др., предлагаемыми в сети интернет.

Анализ результатов по методике САН также показал положительные сдвиги в состоянии испытуемых. Улучшились показатели самочувствия, активности, настроения. Педагоги отмечали, что рутинная работа стала меньше раздражать, отношения в коллективе стали более ровными,

спокойными, реакция на стрессовые ситуации более сдержанной. Снизилась эмоциональная напряженность, появилось желание что-то изменить в учебно-воспитательном процессе, а главное, все приобщились к занятиям физическими упражнениями и смогли понять, что двигательная активность позволяет сохранять свое физическое, эмоциональное и социальное здоровье. Привлечение педагогов к регулярным занятиям физическим упражнениями - важная составляющая профилактики профессионального выгорания. Несомненно, что профессиональное выгорание - это достаточно сложное интегративное состояние, профилактика которого требует комплексного подхода и применения не только физических упражнений, но и других методов работы с данным симптомом, но именно двигательной активности следует уделять особое внимание. Образ нашей жизни и специфика деятельности педагога ограничивает двигательную активность. Большую часть времени педагогу приходится проводить либо за компьютером, либо в аудитории, в классе, что создает риск развития гиподинамии. Регулярные физические упражнения способны восполнить двигательный дефицит, но каждый человек должен сам осознать необходимость в двигательной активности, контролировать объем двигательной нагрузки в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями.

© Светлана Николаевна Бегидова, 2022

© Вячеслав Сафарбиевич Бегидов, 2022

Выводы.

1. Педагогическая профессия сопряжена с риском профессионального выгорания, что ведет к эмоциональному, физическому, психическому истощению и является причиной нарушения здоровья, возникновения целого ряда заболеваний.

2. Двигательная активность является наиболее эффективным средством профилактики профессионального выгорания педагогов, снижения уровня эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений личности.

3. Проведенная экспериментальная работа показала, что при организации занятий физическими упражнениями с педагогами следует использовать короткие по времени комплексы, в содержание которых включать легкие упражнения, не требующие специальной физической подготовки.

4. Учитывая возраст педагогов, образ их профессиональной деятельности в комплексы следует включать элементы хореографии, танцевальные упражнения, элементы гимнастики, направленные на укрепление мышц спины, пресса, рук, ног, на снятие напряжения с шейного и грудного отдела позвоночника, на растяжку, координацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бегидова, С.Н. Имиджевые детерминанты вузовского преподавателя физической культуры // С.Н. Бегидова, Педагогическое образование и наука. 2018. № 3. С. 126-130.

2. Бегидова, С.Н., Бегидов, В.С. Статистические методы обработки результатов измерений в физическом воспитании: Практикум по спортивной метрологии для студентов, обучающихся по специальности "Физическая культура" / С.Н. Бегидова, В.С. Бегидов / Майкоп, 2010.- 132с.

3. Богданова, О.А. Деформация социального статуса учителя как фактор его профессионального выгорания: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2013.

4. Виленский, М.Я. Физическая и духовная ценность личности в структуре здоровья /М.Я. Виленский - Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика РАО В.А. Сластёнина //Сборник в 2 частях. 2017. С. 108-111.

5. Жульева, С.В., Тиньков, С.А., Тинькова, Е.В. Профессиональное выгорание - "болезнь" современности / С.В. Жульева, С.А.Тиньков, Е.В. Тинькова // Научный альманах Центрального Черноземья. 2017. № 1. С. 60-62.

6. Сапегина, Т.А. Взаимосвязь физических упражнений и профессионального долголетия педагогов / Т.А.Сапегина /Акмеология профессионального образования. материалы 16-й Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Сборник статей.- Екатеринбург, 2020. С. 239-242.

7. Хрущева, Р.Ш., Зотова, Ф.Р., Мавлиев, Ф.А. Отношение женщин 40-60 лет к возможности использования потенциала физической культуры в оздоровлении и профилактики профессионального выгорания / Р.Ш. Хрущева, Ф.Р. Зотова, Ф.А. Мавлиев / Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сборник статей. - Казань, 2021. С. 547-551.

REFERENCES

1. Begidova, S.N. Image determinants of a university teacher of physical culture // S.N. Begidova, Pedagogical education and science. 2018. No. 3. pp. 126-130.

2. Begidova, S.N., Begidov, V.S. Statistical methods of processing measurement results in physical education: A workshop on sports methodology for students studying in the specialty "Physical culture" / S.N. Begidova, V.S. Begidov / Maikop, 2010.- 132s.

3. Bogdanova, O.A. Deformation of the teacher's social status as a factor of his professional burnout: dissertation... Candidate of Psychological Sciences: 19.00.01 / Peoples' Friendship University of Russia (RUDN). Moscow, 2013.

4. Vilensky, M.Ya. Physical and spiritual value of personality in the structure of health / M.Ya. Vilen-sky - Pedagogical education: challenges of the XXI century. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference dedicated to the sacred Memory of Academician V.A. Slastenin //Collection in 2 parts. 2017. pp. 108-111.

5. Zhulieva, S.V., Tinkov, S.A., Tinkova, E.V. Professional burnout - "disease" of modernity / S.V. Zhulieva, S.A.Tinkov, E.V. Tinkova // Scientific Almanac of the Central Chernozem region. 2017. No. 1. pp. 60-62.

6. Sapegina, T.A. Interrelation of physical exercises and professional longevity of teachers / T.A.Sapegina /Acmeology of vocational education. materials of the 16th International Scientific and Practical Conference. Russian State Vocational Pedagogical University. Collection of articles.- Yekaterinburg, 2020. pp. 239-242.

7. Khrushchev, R.S., Zotova, F.R., Mavliev, F.A. The attitude of women 40-60 years old to the possibility of using the potential of physical culture in the recovery and prevention of professional burnout / R.S. Khrushchev, F.R. Zotova, F.A. Mavliev / Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive physical culture. materials of the All-Russian Scientific and practical conference with international participation. Collection of articles. - Kazan, 2021. pp. 547-551.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Светлана Николаевна Бегидова, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой социальной работы и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Россия Svetlana Nikolaevna Begidova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Social Work and Tourism Adygea State University, Maykop, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вячеслав Сафарбиевич Бегидов, кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный аграрный университет», г. Краснодар, Россия Vyacheslav Safarbievich Begidov, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor Krasnodar State Agrarian University, Krasnodar, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.