Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ'

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
307
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / профессиональное выгорание / музыкальная терапия / упражнения / медитация / teacher / professional burnout / music therapy / exercises / meditation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кобзев Роман Александрович

В статье освящена актуальная для нашего времени тема – работа по профилактике профессионального выгорания среди педагогов, отражена проблема восстановления личностных ресурсов. Показана важность влияния и воздействия музыки, звуков, которые нас окружают на восприятие мира, наше настроение, качество нашей работы, эффективность отдыха. Приведены упражнения-медитации на снятие стресса и восстановления личностных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS BY METHODS MUSIC THERAPY

The article deals with a topic that is relevant for our time – work to prevent professional burnout among teachers, reflects the problem of restoring personal resources. A significant assessment and impact of music, sounds that surround the perception of the world, our mood, the quality of our work, the effectiveness of rest are shown. Exercises-meditations to relieve stress and restore personal resources are given.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ»

личности в профессиональной среде, готовность к изменениям, создание оптимистической профессиональной перспективы, акцент на собственных достижениях, внутренняя гармония, установка на творчество даже в незначительно подходящих для этого условиях. Также особенно важно исключать самопоражающие и саморазрушающие стратегии поведения, усилить жизненный потенциал и жизнестойкость, использовать приемы самовосстановления после определенных перегрузок в том числе для нормализации уровня работоспособности [6; 7].

Здоровье человека в первую очередь зависит от него самого, поэтому значительная роль отводится самосохранению работоспособности и жизнеобеспечения. Отказ от вредных привычек, повышение уровня физиологической и медицинской грамотности способствуют профилактике значительной степени заболеваний, особенно тех, которые вызваны образом жизни. Многие считают указанные проблемы неразрешимыми, но современное общество в значительной степени стало уделять внимание вопросам медицины, физического здоровья, а также психологического благополучия. Конечно, многие экономические, социальные и иные проблемы на данном этапе невозможно полностью исключить из нашей жизни, однако можно изменить способ реагирования на негативные установки, которые присутствуют в различных личных и общественных проекциях. Сохранение здоровья - важная задача, поставленная перед сообществом. И в наших силах изменить привычные ситуации, позволяя подстраивать эти ситуации под себя, использовать их на наиболее выгодных условиях. Другими словами, если найти плюсы в любой ситуации, то и психологически настрой будет соответственным.

Литература

1. Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика.

2009.

2. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. - Екатеринбург, 1998. - 144с.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 1998. - 200 с.

4. Косенок С.М., Карлышев В.М., Исаев А.П., Кабанов С.А. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов // Педагогика. 1998. № 4. С. 118-119.

5. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

6. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика-СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Кобзев Роман Александрович (Минск, Республика Беларусь), педагог-психолог, член международной федерации арт-терапии и саморазвития личности, исследователь в области психологических наук, Минский городской педагогический колледж. E-mail: kobzeur@gmail.com

Аннотация. В статье освящена актуальная для нашего времени тема - работа по профилактике профессионального выгорания среди педагогов, отражена проблема восстановления личностных ресурсов. Показана важность влияния и воздействия музыки, звуков, которые нас окружают на восприятие мира, наше настроение, качество нашей работы, эффективность отдыха. Приведены упражнения-медитации на снятие стресса и восстановления личностных ресурсов.

Ключевые слова: педагог, профессиональное выгорание, музыкальная терапия, упражнения, медитация.

PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS BY METHODS MUSIC THERAPY Kobzeu Roman Alexandrovitch (Minsk, Republic of Belarus), psychologist, member of the International Federation of Art Therapy and Personal Development, researcher in the field of psychological sciences, Minsk City Pedagogical College. E-mail: kobzeur@gmail.com

Abstract. The article deals with a topic that is relevant for our time - work to prevent professional burnout among teachers, reflects the problem of restoring personal resources. A significant assessment and impact of music, sounds that surround the perception of the world, our mood, the quality of our work, the effectiveness of rest are shown. Exercises-meditations to relieve stress and restore personal resources are given.

Keywords: teacher, professional burnout, music therapy, exercises, meditation.

В наше время современным педагогам очень важно и ценно своевременно и грамотно оказывать психологическую поддержку, направленную, в первую очередь - на профилактику эмоционального выгорания. И, чтобы работа в данном направлении не была формальной, необходимо прибегать к творческим, интерактивным формам работы с педагогами. В работе психолога очень важно не только осознавать и оказывать поддержку по профилактике профессионального выгорания, но и проводить работу по недопущению эмоционального выгорания среди педагогов. Сохранять и укреплять психологическое здоровье, содействовать профессиональному развитию и личностному росту педагогов. Ведь, когда счастлив педагог -счастливы и дети. Мною проводится целенаправленная работа по профилактике профессионального выгорания среди педагогов с 2019 года. Изначально в работе мы охватывали учителей общеобразовательных учреждений образования и педагогов и студентов высшей школы. На данном этапе в нашей деятельности большее внимание уделено работе с учащимися педагогического колледжа, будущими педагогами. Чтобы уже на этапе обучения профессии, учащиеся знали механизмы недопущения и профилактики эмоционального выгорания.

Как основной метод в работе была выбрана арт-терапия, которая обладает большим ресурсом и доступна каждому человеку. В своей работе мы больший акцент делаем на музыкальную терапию. Обычно люди используют музыку (сознательно или нет), чтобы снять напряжение, успокоиться, сосредоточиться, но они не осознают в полной мере важность и полезность музыки в нашей повседневной жизни. Цель данной статьи - показать возможные ресурсы музыкальной терапии, поделиться теми упражнениями, которые используются мной на практике. Музыка - бесценный дар, который дан нам от рождения. Но, к сожалению, мы не всегда это осознаем и ценим по-настоящему.

Оказавшись наедине с собой, иногда стоит прислушаться к тишине, чтобы понять в мире каких звуков мы живем. За городом это голоса птиц, шум ветра и воды, а в большом городе это транспортно-промышленные шумы, рев сирен, обрывки фраз, разговаривающих между собой людей и, конечно, самая разнообразная музыка. Она звучит в вагонах поездов, из окон несущихся автомобилей, врывается в наш мир с экранов телевизоров, компьютеров, телефонов, уличной рекламы, из соседних квартир...

Музыка - вечный спутник и атрибут человеческого бытия - результат творчества, в его высшем проявлении, гениев человеческого общества и источник вдохновения миллиардов людей. Музыка - вечная загадка для человечества. В истории мировой культуры нет ни одной эпохи, в которой бы люди не пытались дать ответ на вопрос о том, что такое музыка [3].

Испокон веков, человеческие чувства воплощались в определенных мелодиях и поэтических строках, которые находились между собой в удивительной гармонии. Музыка имеет свой язык, слова часто бессильны там, где «говорит» музыка. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки наших чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее. Одной музыке по силам передать одновременно чувства, ощущения разных людей: и от того, кто говорит, и того, кто слушает. Она может потрясти, растревожить, успокоить, заставить радоваться и горевать и всегда побуждает переживать и думать. Недаром во все времена люди стремились приблизиться к музыке - этому неиссякаемому источнику мудрости, красоты и познания [4].

Европейские ученые (E. Opravilova, A. Martiz, L. Viscotti, T. Tompson, A. Olafson) утверждают, что «музыкальный ген», изначально заложен в каждом человеке, а способности к музыке являются естественными и передаются по наследству. Это биологическая система закреплена в процессе эволюции. Музыка окружает нас повсюду и отовсюду: гудит и стучала музыка метрополитена, слегка постукивают музыка трамвая, дребезжащий музыка троллейбуса ... Музыка улице вообще разнообразна и многогранна и зависит от времени года, времени суток, места. А какой

замечательный композитор Природа! Звуки леса, шелест деревьев и листьев в парке, завораживающая музыка моря, музыка водопада, дождя, ветра, поля .... Очень часто одна и та же музыка приятная другом, и вызывает отторжение у других, невольных слушателей. Последних, на наш взгляд, следовало бы пожалеть - так же, как и пассивных курильщиков. Что для одних людей наслаждение, для других - шумовая нагрузка [1, с. 112-113].

Приведем примеры медитаций-упражнений на снятие стресса и восстановление личностных ресурсов, которые может сделать любой человек.

Упражнение-медитация «Прислушиваясь к себе».

Техника применяется для постепенного изменения деятельности, снятия эмоционального напряжения, настройки на дальнейшую работу. Упражнение можно применять в любом удобном для Вас месте.

Примите удобное положение и закройте глаза. Расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и выдох. Прислушайтесь к своему дыханию. Какое оно? Мягкое или твердое? Теплое или холодное?

Почувствуйте, как вдыхаете прохладный воздух - а выдыхаете теплый. Сделайте вдох и выдох, и еще раз - вдох и выдох. Прислушайтесь в звуки, которые Вас окружают в данный момент. Слушайте себя, свой организм, свои мысли ... Прибывайте в расслабленном состоянии столько времени, сколько Вы сами считаете нужным (в среднем это занимает 2-3 минуты). Затем, сделайте вдох через нос, выдох - через рот и не спеша открывайте глаза.

Рефлексия:

После выполнения данной техники, можно себе мысленно ответить на подобные вопросы -Какие ощущения были во время проведения техники и после? Что Вы чувствуете сейчас?

Медитация «Любимая музыка»

Приготовьте ту музыку, которая вам нравится. Не важно, в каком стиле она будет - рок, джаз, музыка природы, классическая ... главное - чтобы она нравилась именно Вам! Настройтесь на прослушивание.

Примите удобное положение, расслабьтесь. Прислушайтесь к своему дыханию. Положите руки на Вашу диафрагму. Почувствуйте дыхание (вдох - выдох, вдох - выдох) Какие звуки слышите в помещении? Послушайте внимательно.

А теперь, настройтесь на Вашу музыку. Включите ее. Слушайте. Наслаждайтесь. Какие картины под эту музыку вы представляете? Как они возникают (если возникают)? Когда музыка заканчивается, откройте глаза и посмотрите по сторонам. Вы можете чувствовать легкое головокружение. Посидите немного. Оно пройдет.

Музыка будет приносить пользу только тогда, когда начнет приносить удовольствие слушателям, пропуская себя через мысли и сознание. Музыка должна звучать только для каждого конкретного человека, учитывая это необходимо настроиться на соответствующий лад, останавливать ход мыслей, особенно тревожных.Каждая личность выбирает свою музыку под различные эмоциональные состояния, темперамент, настроение [2].

Влияние музыкальной терапии на восстановление личностных ресурсов очень большое и часто многие не обращают на этот факт должного значения. В своей работе мы лишь обозначили актуальность и важность применения музыки для восстановления личностных ресурсов, профилактики профессионального выгорания. Обозначили проведение своей работы в данном направлении.

Слушайте музыку, прислушайтесь к себе, живите в гармонии!!!

Литература

1. Белко А.Ф. Музыка для восстановления // Сборник по музыкотерапии. Книга первая. - М.: Издательские решения, 2017 - 340 с.

2. Кобзэв Р.О. Музичнатерапя - як метод вдаовлення особисттсних ресуров. // Онлайн-журнал DiaLOG. - Июль, 2021. URL: https://dialog.co.ua/zhurnal-dialog-lipen-2021/ (дата обращения 06.04.2022).

3. Музыкальное восприятие как психический процесс. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/15/muzykalnoe-vospriyatie-kak-psikhicheskiy-protsess (дата обращения 05.04.2022).

4. Слушание музыки как творческий процесс. URL: http://bysolo.ru/slushanie-muzyki-kak-tvorcheskij-process.html (дата обращения 06.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.