Научная статья на тему 'ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕДАГОГА: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ'

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕДАГОГА: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психоэмоциональное благополучие / здоровье / профессиональная педагогическая деятельность / преподаватель / сохранение работоспособности / psycho-emotional well-being / health / professional pedagogical activity / teacher / working capacity preservation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калачян Александра Сергеевна

Сохранение здоровья человека является главным приоритетом для обеспечения жизнедеятельности. А здоровье педагога подвержено повышенному риску возникновения различных заболеваний, в первую очередь связанных с профессиональной деятельностью. Специфика работы преподавателя включает в себя множество сфер деятельности, и умение подстраиваться практически под любую ситуацию, а также сохранить собственное психоэмоциональное благополучие, играет не последнюю, а может одну из наиболее важных ролей в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калачян Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOEMOTIONAL DISEASES OF A TEACHER: WAYS TO OVERCOME EMOTIONAL PROBLEMS

Preservation of human health is the main priority for life support. And the health of a teacher is subject to an increased risk of various diseases, primarily related to professional activities. The specifics of the teacher's work includes many areas of activity, and the ability to adapt to almost any situation, as well as maintain one's own psycho-emotional well-being, plays not the last, but perhaps one of the most important roles in the modern world.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕДАГОГА: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»

понимают. Сейчас получается самообразование, а на кого это ложится, в общем, по большому счету - на родителей».

Таким образом, отношение к дистанционному обучению у учеников младших классов и их матерей не совпадает. Для детей нет особой разницы в обучении онлайн или оффлайн, главным отличием для них является то, что они перестали ходить в школу и общаться с друзьями. Они не оценивают эффективность самого учебного процесса. А практически все матери оценивают онлайн-обучение негативно. Как сказала одна мама: «Лучше бы уж их перевели на самостоятельное обучение. Если ребенок готов, он будет учиться. А сидеть и пялиться в компьютер полдня - ничего хорошего». По мнению матерей при онлайн-обучении в начальной школе основная роль переходит от учителя к родителям. Как оказалось, настоящие партнерские отношения учителя и родителя складывались очень редко. Учитывая то, что родители чаще всего не способны заменить учителя, обладающего соответствующими профессиональными знаниями, умениями и навыками, можно заключить, что без серьезной продуманной организации дистанционное обучение в начальных классах оказывается малоэффективным. Наши выводы совпадают с рекомендациями ЮНЕСКО, сформулированными на основе мониторинга в 44 странах обучения в период пандемии, в которых указывается: «Закрытие школ повлекло за собой серьезные последствия для обучения, развития и благополучия детей и подростков. Оно не только лишило учащихся столь необходимых для их психического благополучия социальных контактов, но и привело к ухудшению успеваемости вследствие перевода на дистанционное обучение. Школы должны как можно дольше оставаться открытыми при наличии адекватных противоэпидемических и ограничительных мер...» [4].

Литература

1. Как организовать дистанционное обучение в начальной школе. /Дидактор. Педагогическая практика. 30.05.2020. URL: http://didaktor.ru/kak-organizovat-distancionnoe-obuchenie-v-nachalnoj-shkole/

2. Мусиенко С.О. Роль преподавателя в дистанционной форме обучения при получении высшего образования. Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020). Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19-21 ноября 2020 г. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0348-8323

3. Никуличева Н.В., Дьякова О.И., Глуховская О.С. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе. Открытое образование. 2020; Вып. 24(5): 4-17. URL: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-4-17

4. Обновленные Рекомендации по вопросам школьного образования в период пандемии COVID-19, 2021. URL: https://iite.unesco.org/ru/news/schooling-duiing-covid-19-recommendations/

5. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. 21.05.2020. № 2. С. 104-118.

6. Сеткова И.Н., Лукина А.К., Волкова М.А. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 1 (33). DOI: 10.15393/j5.art.2021.6690

7. Чернобай Е.В., Давлатова М.А. Изменение профессиональных ролей учителя в условиях дистанционного обучения школьников: актуальный взгляд // Педагогика. 2020. N° 11. С. 100-106.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕДАГОГА: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Калачян Александра Сергеевна (Нижний Новгород, Россия), аспирант кафедры истории, философии, педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. E-mail: kalasl 71819@gmail.com

Аннотация. Сохранение здоровья человека является главным приоритетом для обеспечения жизнедеятельности. А здоровье педагога подвержено повышенному риску возникновения различных заболеваний, в первую очередь связанных с профессиональной деятельностью. Специфика работы преподавателя включает в себя множество сфер деятельности, и умение подстраиваться практически под любую ситуацию, а также сохранить собственное

психоэмоциональное благополучие, играет не последнюю, а может одну из наиболее важных ролей в современном мире.

Ключевые слова: психоэмоциональное благополучие, здоровье, профессиональная педагогическая деятельность, преподаватель, сохранение работоспособности.

PSYCHOEMOTIONAL DISEASES OF A TEACHER: WAYS TO OVERCOME EMOTIONAL PROBLEMS

Kalachjan Alexandra Sergeevna (Nizhny Novgorod, Russia), Postgraduate student, Department of History, Philosophy, Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. E-mail: kalas171819@gmail.com

Abstract. Preservation of human health is the main priority for life support. And the health of a teacher is subject to an increased risk of various diseases, primarily related to professional activities. The specifics of the teacher's work includes many areas of activity, and the ability to adapt to almost any situation, as well as maintain one's own psycho-emotional well-being, plays not the last, but perhaps one of the most important roles in the modern world.

Keywords: psycho-emotional well-being, health, professional pedagogical activity, teacher, working capacity preservation.

Специфика содержания педагогического труда заключаются в том, что основным «орудием труда» учителя являются его собственная личность, профессиональная зрелость, которые позволяют находить оптимальные решения в постоянно меняющейся производственной среде и от которых в конечном счете зависят результаты всей практической деятельности учителя (Е. В. Броздовская, 2007; Н. А. Литвинова, 2001) [1].

При изучении факторов, влияющих на профессиональную деятельность педагогов, большинство исследователей выделяют временные параметры деятельности и объем работы (сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня). Профессиональная деятельность педагогов связана с длительными нагрузками на речевой аппарат, опорно-двигательную систему, зрение. Кроме того, преподаватели часто страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта, неврозами и заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Наряду с физическим здоровьем педагога необходимо также принимать во внимание и психологическую составляющую. Значительное количество преподавателей для младшего и подросткового возраста нуждается в медитативных и иных способах преодоления стресса, связанного, в первую очередь, со спецификой их деятельности - работа с личностями, находящимися в процессе становления и определения. Особенно это касается подростков, которые по мере взросления и преодоления очередного кризиса согласно возрастной периодизации, имеют крайне нестабильное эмоциональное состояние. Чаще всего конфликты у подростков возникают с учителями как с наименее защищенной социальной группой.

Несомненно, сохранение здоровья педагога имеет приоритет как для личного благосостояния, так и для обеспечения трудовой деятельности. Проблемы педагогики, возникающие еще с античных времен, сохраняются и по сей день. Полностью исключить проблемы в современном мире невозможно, но можно значительно улучшить качество жизни, исключив наиболее патогенные и иные неблагоприятные факторы.

Тем не менее, ряд заболеваний, которые вызваны эмоциональным и нервным напряжением, -гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, неврозы - имеют под собой психосоматическую основу. Сосудистая система преподавателей подвержена повышенному риску заболеваний, особенно после выработки достаточно большого стажа работы (10-15 лет).

Кроме того, наличие хронических заболеваний и их периодическое обострение является катализатором негативного эмоционального фона: плохое настроение педагога обеспечивает длительное нервное напряжение. Также стоит отметить, что обучающая деятельность заключается не только в изучении уже известного материала, но также и разумная поддержка новаторства, интереса у обучающихся и, несомненно, воспитательная составляющая. Эти и другие факторы являются источником повышенного стресса у педагогов.

Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, то есть позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

К сожалению, в современном обществе степень уважения к педагогам претерпела значительные изменения не в самую лучшую сторону. Уровень уважения значительно снижен по сравнению с предыдущими историческими периодами. Формирование у общества представления о педагогах как высококвалифицированных специалистах займет достаточно длительное время. Поэтому важно сформировать позитивное восприятие педагогом самого себя. Это будет являться одним из наиболее важных факторов эффективности его деятельности. Многие исследователи констатируют, что подавляющая часть педагогов обладает неадекватной Я-концепцией, низкой самооценкой, неуверенностью в себе [2-4]. Внутренние источники данных негативных явлений -необъективное восприятие ситуации, низкая самооценка, недостаточная степень самоуважения; не последнюю роль в этом сыграли общественное мнение и уровень оплаты труда по сравнению с другими профессиями.

Современная образовательная ситуация в качестве приоритетов выделяет такие профессионально важные качества педагога, которые обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности и создают условия для реализации потребности личности в самоопределении, самовыражении, самореализации и самоактуализации. В данном контексте педагогическая рефлексия должна рассматриваться как важнейший фактор преодоления и предотвращения различных негативных явлений - ранние «педагогические кризы», «педагогическое истощение» и т.д. [5].

Современное общество достаточно динамично развивается ввиду постоянно меняющейся обстановки в мире. Развитие технологий в самых разных сферах жизни исключает возможность проживания «как раньше», общество привыкло к цифровой жизни, стремится улучшать качество жизни. Соответственно, развивается и педагогическая сфера деятельности, молодое поколение стремится как можно больше цифровизировать разные сферы своей жизни, а также требует это от остальных представителей общества. Повсеместное использование развитых информационных технологий имеет как очевидные плюсы, так и минусы. В сфере преподавание за годы высокой эпидемиологической обстановки в мире были приняты ряд профессиональных решений по переводу обучающихся в дистанционный формат. Соответственно, преподаватели приняли на себя значительную нагрузку, связанную не только с перестроением обучающего процесса, но и взаимодействием с учениками и их родителями. Мало кто в обществе был готов к подобному развитию событий, поэтому зачастую преподаватели сталкивались с откровенным проявлением негатива, в том числе с обвинениями в денормализации учебного процесса.

Для стабилизации психического состояния преподавателя необходимо не только улучшить качество жизни и здоровья путем оказания качественной медицинской поддержки, но и использовать оптимальные методы релаксации и снижения нервного напряжения. Определенная роль в данном процессе должна также отводиться административным и руководящим лицам. Тем не менее при возникновении ситуаций, на которые невозможно повлиять самостоятельно, необходимо научиться преодолевать стресс, используя доступные техники и методики.

В преодолении психоэмоциональных проблем одна из важных ролей может отводиться саморефлексии. Это заставляет педагога осмыслить свои профессиональные навыки, свою систему ценностей и основных принципов работы - все то, в чем состоит смысл его деятельности. Важно понимать, что педагогическая деятельность во многом расценивается как призвание, поскольку навыки работы с обучающимися можно выработать, но при отсутствии интереса к своей деятельности, при постоянном стрессе, связанным с нежеланием стремиться повысить качество преподавания, психологические проблемы никуда не денутся, а только будут нарастать, повышая риск развития серьезных заболеваний, связанных с психосоматикой.

Для преодоления эмоционального перенапряжения и снижения уровня стресса следует самостоятельно справляться с данными проблемами. Каждому педагогу следует проанализировать свое состояние чтобы определить, какие методики ему подходят для снижения уровня стресса.

Преподавателю необходимо составить собственную программу сохранения профессиональной деятельности для достижения благоприятных результатов в плане эффективной работы. В подобную программу могут включаться такие пункты, как: реализация себя как активной

личности в профессиональной среде, готовность к изменениям, создание оптимистической профессиональной перспективы, акцент на собственных достижениях, внутренняя гармония, установка на творчество даже в незначительно подходящих для этого условиях. Также особенно важно исключать самопоражающие и саморазрушающие стратегии поведения, усилить жизненный потенциал и жизнестойкость, использовать приемы самовосстановления после определенных перегрузок в том числе для нормализации уровня работоспособности [6; 7].

Здоровье человека в первую очередь зависит от него самого, поэтому значительная роль отводится самосохранению работоспособности и жизнеобеспечения. Отказ от вредных привычек, повышение уровня физиологической и медицинской грамотности способствуют профилактике значительной степени заболеваний, особенно тех, которые вызваны образом жизни. Многие считают указанные проблемы неразрешимыми, но современное общество в значительной степени стало уделять внимание вопросам медицины, физического здоровья, а также психологического благополучия. Конечно, многие экономические, социальные и иные проблемы на данном этапе невозможно полностью исключить из нашей жизни, однако можно изменить способ реагирования на негативные установки, которые присутствуют в различных личных и общественных проекциях. Сохранение здоровья - важная задача, поставленная перед сообществом. И в наших силах изменить привычные ситуации, позволяя подстраивать эти ситуации под себя, использовать их на наиболее выгодных условиях. Другими словами, если найти плюсы в любой ситуации, то и психологически настрой будет соответственным.

Литература

1. Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика.

2009.

2. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. - Екатеринбург, 1998. - 144с.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 1998. - 200 с.

4. Косенок С.М., Карлышев В.М., Исаев А.П., Кабанов С.А. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов // Педагогика. 1998. № 4. С. 118-119.

5. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

6. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика-СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ МЕТОДАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Кобзев Роман Александрович (Минск, Республика Беларусь), педагог-психолог, член международной федерации арт-терапии и саморазвития личности, исследователь в области психологических наук, Минский городской педагогический колледж. E-mail: kobzeur@gmail.com

Аннотация. В статье освящена актуальная для нашего времени тема - работа по профилактике профессионального выгорания среди педагогов, отражена проблема восстановления личностных ресурсов. Показана важность влияния и воздействия музыки, звуков, которые нас окружают на восприятие мира, наше настроение, качество нашей работы, эффективность отдыха. Приведены упражнения-медитации на снятие стресса и восстановления личностных ресурсов.

Ключевые слова: педагог, профессиональное выгорание, музыкальная терапия, упражнения, медитация.

PREVENTION OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS BY METHODS MUSIC THERAPY Kobzeu Roman Alexandrovitch (Minsk, Republic of Belarus), psychologist, member of the International Federation of Art Therapy and Personal Development, researcher in the field of psychological sciences, Minsk City Pedagogical College. E-mail: kobzeur@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.