Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Преступность несовершеннолетних / профилактика преступности / противодействие преступности / безопасное детство / социализация подростка / криминальная активность несовершеннолетних / влияние окружения

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мустаев В. И., Буркина О. А.

В статье рассмотрены факторы влияния на рост подростковой преступности, выявлены причины криминализации поведения подростков. Особое внимание уделено образовательное среде в семье и учебных заведениях, как основной ступени в социализации подростков, а также окружению современного подростка, его влияния на него, особенно если это окружение имеет криминальное прошлое. На основе проанализированных данных выявлены наиболее эффективные мероприятия по профилактике преступности несовершеннолетних в семье, школе и обществе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 343.851.5

Мустаев В.И.

Студент 5 курса исторического факультета Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Пермь, РФ

Научный руководитель: Буркина О.А.

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

г. Пермь, РФ

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье рассмотрены факторы влияния на рост подростковой преступности, выявлены причины криминализации поведения подростков. Особое внимание уделено образовательное среде в семье и учебных заведениях, как основной ступени в социализации подростков, а также окружению современного подростка, его влияния на него, особенно если это окружение имеет криминальное прошлое. На основе проанализированных данных выявлены наиболее эффективные мероприятия по профилактике преступности несовершеннолетних в семье, школе и обществе в целом.

Ключевые слова

Преступность несовершеннолетних, профилактика преступности, противодействие преступности, безопасное детство, социализация подростка, криминальная активность несовершеннолетних,

влияние окружения.

Преступность несовершеннолетних является острой социальной проблемой, которая негативно влияет на нравственно-правовой облик государства. В связи с этим, профилактика преступности несовершеннолетних рассматривается как один из важных аспектов предупреждения преступности в целом [2].

Профилактика правонарушений, определенных среди лиц моложе восемнадцати лет, включает в себя ряд мероприятий, повышающих преимущественную роль семейного воспитания, образования, эстетического воспитания, а также свободного время подростков.

Главной задачей является снижение недочётов в области социальной деятельности, а также увеличение благоприятных условий для подростков. Именно такие недостатки регулярно вызывают или подпитывают преступность среди молодого поколения.

Недостаточная эффективность мер предотвращения подростковой преступности определяется результатом совершения правонарушения, объединением подростков в преступные группировки, рецидивная преступность. Поэтому от правоохранительных органов необходимо усиление мер по выявлению лиц, не достигших совершеннолетия, вовлеченных в преступную деятельность.

Также, система образования занимает особое место в профилактике правонарушений несовершеннолетних и решает данную проблему через корректировку поведенческой личности подростков.

Разумеется, положительный результат в снижении преступности несовершеннолетних не может быть, достигнут только с помощью уголовного наказания [6]. Институт содержания под стражей

несовершеннолетних является одним из элементов профилактики преступлений среди лиц, не достигших совершеннолетия. Его деятельность должна быть предметом прогресса в связи с правовыми методами и исследовательской работой. Однако необходимо избегать роста преступности и статей, карающих за поведение несовершеннолетних, так как это не может оказать должного влияния на личностное развитие подростка и не создаст проблем для общества.

Следует также остановиться на условиях, оказывающих наибольшее влияние на криминализацию поведения подросткового. К ним следует отнести ближайшее окружение (родители, брат или сестра), имеющее опыт противозаконного поведения, привлечения к уголовной ответственности, отбывания наказания в виде лишения свободы за совершенное преступление. Такое положение в семье может провоцировать несовершеннолетнего на совершение проступков или создавать условия для их реализации, что приводит к ущербным последствиям в его жизни, особенно в критические периоды становления личности. Стоит отметить, что такие общественно-отрицательные явления как алкоголизм, токсикомания, наркомания существенно меняют отношение подростка к семье, друзьям, а безнравственность и распущенность часто порождают остроконфликтные ситуации. Одним из основных рисков активности несовершеннолетних криминальной направленности проявляется в получении свободного доступа к информационным ресурсам, в том числе криминогенного содержания, которые вовлекают их в противоправную деятельность. Необходимость проведения мониторинга процессов формирования и развития молодежных криминальных субкультур объясняется целями дальнейшего их исследования и воздействия на них. Социализация личности — как процесс интеграции индивида в социальную среду и уяснения ее норм, правил и ценностей, происходит постепенно [3].

По мере того, как продолжается или завершается обучение в школе, колледже юноша или девушка начинают понимать свою роль в обществе, получают все больший опыт межличностных отношений, все лучше ориентируются в социальных нормах и правилах поведения. В этой связи у подростков формируется самостоятельность принятия решений, способность контролировать свои поступки, владение собой и критика оценки собственного поведения.

К сожалению, так происходит не всегда, так как процесс социализации личности может быть не только позитивно направленным, но и негативным. Если в социальном окружении ребенка имеются носители отрицательных черт и характеристик, то в процессе социализации молодой человек вполне может приобрести отрицательные социальные взгляды и ценности. Причин негативной социализации достаточно много, однако все они связаны с социальным окружением[5]. Представляется, что основополагающим фактором, лежащим в основе преступного поведения несовершеннолетних, следует признать недостатки и просчеты семейного воспитания и других форм влияния общества на формирование личности. Отклоняющееся от социальных норм поведение подростков тесно связано с отношениями родителей и подростка. Семья может стать основой для формирования благополучной и позитивной личности и наоборот. Если родители неспособны ответственно выполнить свои задачи, то это может привести к серьезным последствиям, как для отдельного человека, так и для общества в целом. Исследователи длительно, на протяжении 20 лет изучали взаимосвязь между участием родителей в воспитании детей и преступностью. Так, подтверждается, что чем больше времени подросток проводит с родителями, тем меньше обстоятельства приводят его к участию в совершении преступлений и правонарушений [4].

Развитие несовершеннолетнего может быть обусловлено следующими недостатками семейного воспитания: к детям применяются физическое или психическое насилие, непедагогичные меры воспитания; взрослые члены семьи демонстрируют примеры аморального поведения; дети в семье систематически наблюдают ссоры, драки, нецензурную брань. Кроме того, в семье полностью отсутствует

контроль за поведением детей, родители не исполняют или исполняют ненадлежащим образом обязанности по их воспитанию, материальному обеспечению, обучению и содержанию. В такой ситуации личность несовершеннолетнего формируется под воздействием случайных факторов, а родители этот процесс практически не контролируют. Следует также отметить, что, несмотря на важность роли семьи в процессе социализации ребенка, негативную роль выполняют и иные факторы [1]. В первую очередь это подстрекательство со стороны старших, пользующихся авторитетом у несовершеннолетнего, родственников, друзей, одноклассников; негативное влияние школьного окружения, примеры противоправного поведения, алкоголизма, наркомании среди одноклассников, отсутствие внимания школьных педагогов к проблемам подростка; отсутствие правильно организованного досуга несовершеннолетних, особенно тех его форм, которыми подросток может воспользоваться бесплатно; воздействие социальных сетей, компьютерных игр и т.п.

Криминальная активность несовершеннолетних чаще формируется в неблагополучных семьях, в которых близкие родственники с отрицательной составляющей (алкоголизм, наркомания, судимость) провоцируют подростка на совершение преступлений. Доступ к различным сайтам в системе интернет, в средствах массовой информации повышает их активность, а негативное влияние на несовершеннолетних молодежной субкультуры «А.У.Е.», распространяющей свои криминальные установки только усиливает развитие данного социального явления. Групповой характер преступности объясняется чувством коллективности, сплоченности и стремлением выделиться в группе подростков[5].

Необходимо создание условий для повышения престижа семьи, а также подготовка психологов, социальных педагогов, способных эффективно работать с детьми, демонстрирующими отклоняющееся поведение. В основе формирования социально благополучной семьи должны стать оказание помощи семьям с детьми (медико-социальной, правовой, материальной, психологической), а государственная молодежная политика государства должна быть направлена на повышение ценности здорового образа жизни, образования и культуры. На снижение уровня рецидивной преступности несовершеннолетних может существенно повлиять усовершенствованный комплекс мер по подготовке к освобождению из воспитательной колонии и оказание им постпенитенциарной помощи. Большое значение имеет проведение ежегодного мониторинга процессов формирования и развития криминальных субкультур для их исследования и разработки мер положительного воздействия на них. Список использованной литературы:

1. Бжиев Р.Б. Особенности корыстно-насильственной преступности несовершеннолетних в современных условиях// Известия ТРТУ. — 2007. — № 2 (74). — С. 198-206.

2. Васева И.С., Брылева Е.А. Организационно-правовые аспекты деятельности Пермской Окружной Комиссии фонда им. В.И. Ленина в сфере профилактики беспризорности и преступности несовершеннолетних/ Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 3 (250). С. 43-49.

3. Гареева Э.Р. Криминалистическая характеристика тяжких насильственных преступлений, совершенных группой несовершеннолетних / Э.Р. Гареева, Е.Д. Кузнецова. // Аллея науки. — 2018. — Т. 2, № 3 (19). — С. 195-198.

4. Прозументов Л.М. О показателях, характеризующих преступность несовершеннолетних в Российской Федерации / Л.М. Прозументов // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2016. — № 2 (20). — С. 48-53.

5. Пущин А.И. Подростковая преступность в России: актуальность проблемы и пути ее решения / А.И. Пущин // Юный ученый. — 2020. — № 7 (37). — С. 15-18.

6. Сарычева А.Р. Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних // Наука через призму времени. - 2019. - № 7. - С. 90-94.

© Мустаев В.И., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.