Научная статья на тему 'Профилактика преступности как парадигма обеспечения криминологической безопасности'

Профилактика преступности как парадигма обеспечения криминологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обеспечение криминологической безопасности / профилактика преступности / противодействие преступности / ensuring criminological security / crime prevention / combatting crime / areas of providing criminological security / threats of criminological security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Алексеевич Лапин, Александр Валерьевич Ревягин

Введение. Цель — выявить проблемные аспекты в обеспечении криминологической безопасности и определить его новые направления. Материалы, результаты и обсуждение. Более 54% граждан нашей страны испытывают боязнь стать жертвами пьяных водителей, уличных хулиганов, наркоманов, воров и пр. Проведенный нами в 2022 г. мониторинг криминологической безопасности на территории Краснодарского края и Омской области показал, что более 67% граждан опасаются стать жертвами интернет-мошенничества, терроризма, экстремистских проявлений, а также бытовой коррупции. 49% из них выразили сомнения в том, что правоохранительные органы способны защитить их от криминальных воздействий. Выводы. Правоохранительная система активно противостоит криминальным проявлениям в отношении государства, общества, но в то же время не обеспечивает должного уровня защиты самих граждан. Необходимы новые подходы к обеспечению криминологической безопасности в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексей Алексеевич Лапин, Александр Валерьевич Ревягин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crime Prevention as a Paradigm for Ensuring Criminological Security

Introduction. The purpose is to identify the problem areas in providing criminological security and outline new directions for ensuring criminological security. Materials, Results and Discussion. It is revealed that more than 54% of citizens of our country are afraid of becoming victims of drunk drivers, street hooligans, drug addicts, thieves, etc. The monitoring of criminological security in Krasnodar Krai and Omsk Region conducted in 2022 showed that more than 67% of citizens are afraid of becoming victims of Internet scammers, terrorists, extremist manifestations, as well as petty (everyday) corruption. 49% of them expressed doubts that law enforcement agencies are able to protect them from criminal influences targeting them and their property. Conclusions. The law enforcement system actively combats criminal manifestations against the state and society, but at the same time does not provide the proper level of protection for the citizens themselves. It is necessary to find new approaches to ensuring criminological security in our country.

Текст научной работы на тему «Профилактика преступности как парадигма обеспечения криминологической безопасности»

Общетеоретические и отраслевые проблемы юридической науки и практики

General theoretical and branch-related issues of juridical science and practice

Научно-практическая статья УДК 343.43 © Лапин А. А., Ревягин А. В., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-466-470 5.1.4. Уголовно-правовые науки

Профилактика преступности как парадигма обеспечения криминологической безопасности

Алексей Алексеевич Лапин \ кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права; lapinalex111@gmail.com; https://orcid.org/0000-0003-4523-5890

Александр Валерьевич Ревягин 2, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии и профилактики преступлений; rav090@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-4523-5890

1 Российский государственный университет правосудия, 350020, Краснодар, ул. Красных партизан, 234, Россия

2 Омская академия МВД России, Омск, 644092, пр. Комарова, 7, Россия

Реферат

Введение. Цель — выявить проблемные аспекты в обеспечении криминологической безопасности и определить его новые направления. Материалы, результаты и обсуждение. Более 54% граждан нашей страны испытывают боязнь стать жертвами пьяных водителей, уличных хулиганов, наркоманов, воров и пр. Проведенный нами в 2022 г. мониторинг криминологической безопасности на территории Краснодарского края и Омской области показал, что более 67% граждан опасаются стать жертвами интернет-мошенничества, терроризма, экстремистских проявлений, а также бытовой коррупции. 49% из них выразили сомнения в том, что правоохранительные органы способны защитить их от криминальных воздействий. Выводы. Правоохранительная система активно противостоит криминальным проявлениям в отношении государства, общества, но в то же время не обеспечивает должного уровня защиты самих граждан. Необходимы новые подходы к обеспечению криминологической безопасности в нашей стране.

Ключевые слова: обеспечение криминологической безопасности, профилактика преступности,

противодействие преступности

Для цитирования: Лапин А. А., Ревягин А. В. Профилактика преступности как парадигма обеспечения криминологической безопасности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 4(95). С. 466-470. Мрх//Моге|/10. 24412/1999-6241-2023-495-466-470

Scientifiс and Theoretical Article UDC 343.43 © Lapin А. А., Revyagin А. V., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-466-470 5.1.4. Criminal Law Sciences

Crime Prevention as a Paradigm for Ensuring Criminological Security

Alexey A. Lapin \ Candidate of Science (in Law), Associate-Professor, Professor at the Chair of Criminal Law; lapinalex111@gmail.com; https://orcid.org/0000-0003-4523-5890

Alexandr V. Revyagin 2, Candidate of Science (in Law), Associate-Professor, Head of the Chair of Criminology and Crime Prevention; rav090@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-4523-5890

1 Russian State University of Justice, 234 Krasnykh Partizan st., Krasnodar, 350020, Russia

2 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov pr., Omsk, 644092, Russia

Abstract

Introduction. The purpose is to identify the problem areas in providing criminological security and outline new directions for ensuring criminological security. Materials, Results and Discussion. It is revealed that more than 54% of citizens of our country are afraid of becoming victims of drunk drivers, street hooligans, drug addicts, thieves, etc. The monitoring of criminological security in Krasnodar Krai and Omsk Region conducted in 2022 showed that more than 67% of citizens are afraid of becoming victims of Internet

scammers, terrorists, extremist manifestations, as well as petty (everyday) corruption. 49% of them expressed doubts that law enforcement agencies are able to protect them from criminal influences targeting them and their property. Conclusions. The law enforcement system actively combats criminal manifestations against the state and society, but at the same time does not provide the proper level of protection for the citizens themselves. It is necessary to find new approaches to ensuring criminological security in our country.

Keywords: ensuring criminological security, crime prevention, combatting crime, areas of providing criminological security,

threats of criminological security

Citation: Lapin A. A., Revyagin A. V. Crime Prevention as a Paradigm for Ensuring Criminological Security. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 4(95). Pp. 466-470 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-495-466-470

Основные положения

1. Профилактика преступности является основой в деятельности государственных органов по обеспечению криминологической безопасности путем разработки и реализации мер и механизмов, способствующих стимулированию, формированию в общественном сознании наших граждан стереотипов правопослушного поведения.

2. Для повышения эффективности обеспечения криминологической безопасности необходимо создание самостоятельной единой системы органов исполнительной власти, осуществляющих предупреждение и профилактику преступности в нашей стране.

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Проблема обеспечения криминологической безопасности, ее роль и место в системе обеспечения национальной безопасности являются объектом пристального внимания криминологов нашей страны.

Можно отметить ряд ученых, работы которых посвящены исследованиям различных аспектов национальной безопасности (И. Я. Богданов, С. С. Босхолов, А. П. Калинин и Ю. Н. Родионов, В. А. Богомолов, А. В. Возженни-ков, Л. П. Гончаренко и Ф. В. Акулинина, М. Ю. Зеленков, С. Г. Кара-Мурза, В. А. Литвинов, А. Б. Логунов, С. В. Максимов, А. Ю. Мамычев и П. П. Баранов, Н. А. Нартов, А. И. Овчинников, В. К. Сенчагов, Е. Н. Хазов и Н. Д. Эри-ашвили, А. В. Шободоева и др.).

Ежегодно регистрируется около 2 млн преступлений. Это оказывает негативное воздействие на общественное сознание и на ощущение защищенности граждан со стороны государства, которое должно являться гарантом обеспечения безопасности каждого человека.

В связи с этим разработка мер, способствующих формированию правопослушного поведения, и мероприятий по созданию системы органов исполнительной власти, осуществляющих предупреждение и профилактику преступности в нашей стране, представляется актуальной проблемой.

Цель — выявить проблемные аспекты в обеспечении криминологической безопасности и определить его новые направления.

Материалы, результаты и обсуждение

Теоретические предпосылки и степень изученности проблемы. Введению в научный оборот термина «криминологическая безопасность» способствовали такие известные российские ученые, как М. М. Бабаев, В. А. Плешаков, М. П. Клейменов, С. Я. Лебедев и др. [1-8].

Идейным основам криминологической безопасности посвящена работа С. С. Босхволова [2].

Профессор В. А. Плешаков определяет криминологическую безопасность как «объективное состояние защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами (явлениями и процессами), а также осознание людьми такой своей защищенности» [3, с. 33]. Им дается непосредственное толкование термина «обеспечение криминологической безопасности» как «основанная на принципах комплексного программирования и планирования деятельность государства, общества в целом и их институтов, имеющая целью достижение и поддержание социально приемлемого уровня защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств» [3, с. 34].

Л. М. Прозументов и А. В. Шеслер предлагают рассматривать криминологическую безопасность как часть национальной общественной безопасности, обеспечивающей состояние защищенности личности, общества и государства от криминальных угроз [9].

А. А Лапин отмечает, что криминологическую безопасность следует рассматривать как один из видов общественной безопасности [10], которая признается приоритетным направлением государственной политики в системе обеспечения национальной безопасности РФ.

По мнению Б. Б. Бидовой, криминологическую безопасность следует рассматривать как один из видов общественной безопасности [11], приоритетное направление государственной политики в системе обеспечения национальной безопасности РФ. Так, Б. Б. Бидова представляет криминологическую безопасность как одно из ведущих направлений в системе общественной безопасности, обращая внимание на то, что сегодня мы сталкиваемся с небывалым ростом преступности и усилением общественной опасности преступных проявлений [11]. Той же позиции придерживается Т. И. Губарева: криминологическая безопасность является одной из составляющих общественной безопасности и выступает одним из обязательных атрибутов, обеспечивающих нормальное функционирование демократического государства [12].

И. А. Дамм предлагает рассматривать антикоррупционную криминологическую безопасность как новое направление научных исследований [13]. Отсюда вытекает, что криминологическая безопасность имеет свои типологические особенности.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет национальную безопасность как

состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны *.

Вполне понятно, почему учеными криминологическая безопасность рассматривается как составная часть национальной безопасности: в данном контексте следует вести речь о состоянии защищенности прежде всего от внутренних криминальных угроз для самих граждан, проживающих на территории нашей страны.

Немного ранее мы констатировали наличие парадоксальной ситуации некой разбалансированности процессов по обеспечению той самой криминологической безопасности и реальных результатов этой деятельности в итоге. Очевидно, если в сознании наших граждан имеются ощущения той или иной степени страха, опасений и тревог, значит, в процессе обеспечения общественной безопасности происходит что-то неверно либо мы идем изначально по неправильному пути. Можно ли поставить знак тождества между понятиями «криминологическая безопасность» и «ощущение гражданами защищенности от криминальных угроз»? Вполне логично — да, поскольку последнее выступает непосредственным результатом деятельности комплекса мер в конкретном направлении.

Нисколько не умаляя авторитетных мнений известных ученых, предлагающих подходы к определению самого понятия криминологической безопасности, следует отметить, что в них отсутствует конкретизация самого процесса, а именно посредством чего будет достигаться ощущение защищенности самих граждан. В. А. Плешаков, раскрывая понятие «криминологическая безопасность», на наш взгляд, наиболее точно трактует истинный ее смысл: как реальное состояние защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств, при этом должна быть в обязательном порядке обратная связь в виде осознания людьми такой своей защищенности [3, с. 68]. Следовательно, о том, насколько эффективен процесс обеспечения криминологической безопасности, мы можем судить исходя из результатов мониторинга состояния защищенности наших граждан.

Материалы, результаты и обсуждение

Обеспечение криминологической безопасности. Анализ криминологической ситуации за последние 10 лет свидетельствует о перманентном присутствии определенной доли криминала. Ежегодно в статистическую «копилку» добавляется около 2 млн преступлений к уже имеющемуся криминальному массиву нераскрытых преступных деяний, зарегистрированных в прошлые годы. Эта ситуация оказывает негативное воздействие на общественное сознание наших граждан и на их ощущение защищенности со сторо-

ны государства, которое в свою очередь должно являться гарантом обеспечения безопасности каждого человека (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Данные различных криминологических исследований доказывают это суждение [14]. Например, еще в 2016 г. более 54% граждан нашей страны боялись стать жертвами пьяных водителей, уличных хулиганов, наркоманов, воров и пр. По результатам проведенного нами в 2022 г. мониторинга состояния криминологической безопасности на территории Краснодарского края и Омской области установлено, что более 67% граждан опасаются стать жертвами интернет-мошенничества, терроризма, экстремистских проявлений, а также бытовой коррупции, 49% из них выразили сомнения в том, что правоохранительные органы способны защитить их от криминальных воздействий. Исходя из этого, получается некий криминологический парадокс — правоохранительная система, пытаясь противостоять криминальным проявлениям в отношении государства, общества, в то же время не обеспечивает должного уровня защиты самих граждан. С определенной долей вероятности можно предположить необходимость новых подходов к обеспечению криминологической безопасности в нашей стране.

Анализ преступности за последние 30 лет свидетельствует о том, что преступность существует не только в виде зарегистрированных и совершенных криминальных фактов, но и в виде нераскрытых преступлений прошлых лет, соответственно, и жертвам этих преступлений причиненный вред никаким образом не компенсирован [15]. Это не может не оказывать негативного воздействия на состояние и осознание ими своей защищенности. Если к этому добавить ежегодный материальный ущерб, наносимый преступностью обществу и государству (более 800 млрд рублей) в целом, можно констатировать актуальную необходимость поиска новых (вероятнее всего, давно забытых старых) путей решения данной ситуации.

Процесс противодействия преступности. Как известно, в криминологии процесс противодействия преступности должен начинаться с главного — с ее предупреждения и профилактики (в том числе ранней индивидуальной). Сегодня противодействие преступности представляет собой следующую схему действия — зарегистрированный либо известный факт совершения преступления определяет дальнейшие уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и иные правоотношения, выраженные в установлении конкретного лица, его уголовном преследовании и наказании. Как видно из представленной схемы, в ней нет места мерам профилактики и предупреждения, поскольку факт совершения общественно опасного деяния уже существует, а значит, сдерживающие механизмы не работают в должной мере. В данном случае мы имеем дело с конкретным фактом совершенного преступления и в лучшем случае с конкретными лицами, его совершившими. К сожалению, это осознают и наши граждане.

Предупреждение и профилактика преступности являются сложными и многоуровневыми процессами. Эф-

* О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

фективность процесса обеспечения криминологической безопасности напрямую зависит от того, насколько эффективны меры предупреждения и профилактики. Развитие преступности как социальной болезни лучше предотвращать и предугадывать ее распространение, прогнозировать ее тенденции и постоянно видоизменяющиеся закономерности. Более того, эффективная ранняя индивидуальная профилактика лиц, чье поведение свидетельствует о возможности совершения ими в будущем противоправных деяний, в качестве первостепенной цели послужит сдерживающим механизмом для конкретных лиц, а в дальнейшем будет иметь пролонгированный эффект, выраженный в добровольном и бескорыстном участии граждан в наведении правопорядка в месте их проживания.

В качестве иллюстрации необходимости совершенствования механизмов профилактики преступности приведем конкретный пример из нашего передового опыта. В 2001 г. сотрудники Омской академии МВД России совместно с сотрудниками УМВД России по Омской области разработали и начали реализовывать криминологический проект «Квартирные кражи» в г. Омске. Суть эксперимента заключалась в создании на территории мегаполиса центров по профилактике преступлений и правонарушений, в частности квартирных краж. Помимо прочего, были разработаны специализированные методики, направленные на предупреждение квартирных краж: специальная маркировка имущества граждан, размещение на входных дверях квартир табличек, предупреждающих, что помещение находится под специальной охраной, и др. Работа центров строилась на основе взаимодействия с гражданами, проживающими на территории обслуживания центров, и результат не заставил себя долго ждать. За год действия эксперимента были достигнуты серьезные результаты: более 67% граждан трех административных округов города проявили гражданскую позицию и стали участниками проекта (проведение собраний в многоквартирных домах совместно с участковыми уполномоченными, распространение средств маркировки и предупреждающих знаков, воздействие на неблагополучные семьи и т. д.). Более того, динамика квартирных краж по сравнению с предыдущими аналогичными показателями снизилась на 19%, а это уже реальные достижения. Наконец, один из главных результатов — это формирование в сознании самих граждан самого ощущения защищенности, несмотря на то что они сами были вовлечены в непосредственный процесс профилактики квартирных краж.

Этот пример доказывает, что предупреждение преступности является основой, так называемым базисом в деле обеспечения криминологической безопасности на территории нашей страны.

В рамках одной статьи невозможно рассмотреть, что необходимо предпринять для совершенствования предупредительной системы. Тем не менее предлагаем определить наиболее уязвимые направления в процессе предупреждения и профилактики преступности.

Предупреждение преступности в обязательном порядке должно являться приоритетным направлением деятельности правоохранительной системы, с этого все должно начинаться. Доказательством актуальности указанных про-

блем является принятие приказа МВД России 24 августа 2023 г. № 619 о некоторых организационных вопросах деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, где установлено, что профилактика преступлений и административных правонарушений — одно из приоритетных направлений деятельности полиции. Осталось реализовать конкретные меры и направления профилактики. Убеждены, что от участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних нельзя требовать раскрытия преступлений и правонарушений, вектор их профессионального внимания должен быть направлен на профилактику (в том числе раннюю индивидуальную), в процессе которой они так или иначе будут раскрывать преступления.

Меры и основные направления профилактики правонарушений. Главное предназначение правоохранительной системы — оказывать гражданам государственные услуги, направленные на их охрану от различных криминальных угроз. Следовательно, именно качество этих услуг должно являться приоритетной задачей. Несмотря на уже эффективно действующие механизмы повышения качества правоохранительной деятельности, телефон доверия, возможность проинформировать полицию о происшествии посредством интернета, граждане не очень охотно принимают участие в процессе наведения правопорядка. Решению данной проблемы препятствуют правовая лень и социальная аномия населения. Исправлять ситуацию следует посредством постоянно действующих мероприятий, направленных на правовое просвещение самих граждан. Чтобы достичь наиболее быстрых результатов, следует начать с подрастающего поколения. Кстати, сотрудники Омской академии МВД России осуществляют на плановой основе такую работу с 2017 г.: в образовательных организациях проводят профилактические беседы о том, как не стать жертвой преступления.

Пожалуй, главная макропроблема профилактики преступлений, которая требует своего скорейшего разрешения, — это отсутствие сдерживающих механизмов асоциального поведения и институтов стимулирования правопослушного поведения. Криминологическая природа данной проблемы, безусловно, находится в социальной плоскости, а именно в сформированном мнении части граждан о вседозволенности. Погружаясь в информационное поле, большинство наших людей подвергается в первую очередь негативному информационному контенту, он их как бы поглощает всецело, и места для объективной оценки происходящего практически не остается. Под объективной оценкой понимается действие социальных ограничений и запретов, которые должны быть сформированы в сознании каждого человека. Речь идет о правопослушном поведении.

При анализе материалов одного из уголовных дел об убийстве поразило следующее. В ходе комментирования поста в социальной сети между двумя пользователями на странице ресурса возник спор, впоследствии перешедший в открытый конфликт. Участники криминальной драмы организовали реальную встречу с применением огнестрельного оружия, завершившуюся совершением убийства.

Данный пример служит доказательством того, что ограничительные и запретительные рамки в сознании многих людей перестали существовать. К сожалению, сегодня чаще, чем раньше, слышна нецензурная брань в общественных местах, особенно от несовершеннолетних и детей, на улицах распивают алкогольные напитки компании молодых людей и подростков, водители нарушают (порой демонстративно) правила дорожного движения, в результате чего ежегодно погибает более 17 тыс. человек в нашей стране. Все это прямо указывает на необходимость внедрения новых (хорошо забытых старых) технологий, которые, безусловно, будут способствовать формированию идеологии правопослушного поведения.

Выводы

1. Необходимо воздействие на главный социальный институт как субъект профилактики — семью. Прежде всего, это реализация мер государственной поддержки, в том числе финансовой, при условии активного участия членов семьи в жизни района, города и области. Нередко на практике мы имеем дело с реализацией административных мер государственного принуждения в отношении родителей, допустивших неблагополучие в своих семьях.

2. Особое внимание следует уделить механизму формирования в сознании наших граждан, особенно подрастающего поколения, социальных ориентиров, так называемых маяков, которыми могут быть национальные герои, а также

конкретные люди, внесшие значительный вклад в развитие нашей страны и общества. Если проводить такую работу планомерно и в отношении граждан с раннего возраста, положительный результат не заставит себя долго ждать.

3. Коль скоро профилактика преступности является парадигмой в обеспечении криминологической безопасности, необходимо создание самостоятельной единой системы органов исполнительной власти, осуществляющих предупреждение и профилактику преступности в нашей стране. Обязательное условие и одновременно залог успеха — это выполнение ими функций по обеспечению криминологической безопасности. Спектр субъектов здесь может быть представлен специализированными и неспециализированными участниками, от председателя правительства до участкового уполномоченного полиции и конкретного гражданина. Главная задача — реализация комплекса мероприятий по выявлению и нейтрализации причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений и преступлений.

Перспективы. Продолжить исследование комплексного подхода к совершенствованию механизмов обеспечения криминологической безопасности, который позволит не только снизить масштабы преступности и минимизировать ее социальные последствия, но и привлечь наших граждан в качестве главных помощников правоохранительной системы Российской Федерации.

Список источников / References

1. Бабаев М. М, Пудовочкин Ю. П. Проблемы российской уголовной политики. М., 2017. С. 145-148.

2. Босхолов С. С. Криминологическая безопасность как идейная основа теории и практики противодействия преступности // Вестник Байкальского государственного университета. 2021. № 30(23). С. 37-39.

3. Плешаков В. А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимовлияния организованной преступности и преступности несовершеннолетних : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 67-69.

4. Клейменов М. П. Прогнозирование криминологической безопасности // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М., 2001. С. 89-91.

5. Бабаев М. М., Рахманова Е. Н. Права человека и криминологическая безопасность. М., 2004. 79 с.

6. Бабаев М. М., Плешаков В. А. Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности (опыт структурного анализа) // Криминологический журнал. 2005. № 7. С. 57-56.

7. Лебедев С. Я. Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности России // Российский криминологический взгляд. 2006. № 3. С. 112-114.

8. Лебедев С. Я. О развитии теории и практики криминологической безопасности как основного ориентира правоохранительной деятельности // Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности и культуры сотрудников правоохранительных органов : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (6 октября 2006 г.). Брянск, 2006. С. 34-35.

9. Прозументов Л. М., Шеслер А. В. Криминологическая безопасность региона // Вестник Югорского государственного университета. 2019. № 3(54). С. 57-61.

10. Лапин А. А. Криминологическая безопасность в Стратегии национальной безопасности России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». 2015. № 1. С. 45-46.

11. Бидова Б. Б. Обеспечение криминологической безопасности России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 2. С. 54-58.

12. Губарева Т. И. Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации: к постановке проблемы // Общество и право. 2012. № 3. С. 172-174.

13. Дамм И. А. Объект антикоррупционной криминологической безопасности: основные направления исследования // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15, № 6. С. 434-736.

14. Акимова Н. В. Уголовная политика и ее роль в механизме противодействия криминальной сфере // Вестник Российской правовой академии. 2016. № 4. С. 38-39.

15. Ревягин А. В., Алафьев М. К. Цена нераскрытой преступности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. № 4(91). С. 476-478. Ы1рк/Ш.о^/10. 24412/1999-6241-2022-491-473-479.

Поступила 25.08.2023; одобрена после рецензирования 30.08.2023; принята к публикации 30.08.2023.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.