Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПРОФИЛАКТИКА НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2197
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДСЕСТРА / NURSE / ДЕВУШКИ-ПОДРОСТКИ / НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ / UNDESIRABLE PREGNANCY / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / FEMALE ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волосникова Н. И., Петрова Е. Ю., Старосельский Е. М.

Показана роль и возможности медсестры в профилактике нежелательной беременности у девушек-подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF UNDESIRABLE PREGNANCY IN ADOLESCENCE

The authors show a nurse's role in the prevention of undesirable pregnancy in female adolescents

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

© Коллектив авторов, 2010

ПРОФИЛАКТИКА НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Н.И. Волосникова, Е.Ю. Петрова, Е.М. Старосельский

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова

E-mail: [email protected]

Показана роль и возможности медсестры в профилактике нежелательной беременности у девушек-подростков.

Ключевые слова: медсестра, девушки-подростки, нежелательная беременность, профилактика.

В Санкт-Петербурге в 2009 г. численность девушек-подростков в возрасте 10-17 лет составила 135 тыс. Вступив в репродуктивный возраст, они будут играть главную роль в воспроизводстве населения, и от их соматического и репродуктивного здоровья зависит здоровье их будущих детей, а значит, и здоровье следующего поколения. Исследование проведено в Городском консультативно-диагностическом центре «Ювента».

По данным ВОЗ, Россия занимает 1-е место в мире по количеству абортов, а по частоте использования

современных методов контрацепции (комбинированные оральные контрацептивы - КОК - последнего поколения, трансдермальный гормональный пластырь, влагалищное гормональное кольцо) - одно из последних мест.

Аборт влечет за собой ряд негативных последствий: гормональный и иммунный дисбаланс, нарушение почечно-печеночной функции, регуляции артериального давления, объема циркулирующей крови. В результате аборта могут развиться хронические воспалительные процессы внутренних половых органов, дисфункция яичников, бесплодие, внематочная беременность, привычная невынашивае-мость, аномалия родовой деятельности. Поэтому первоочередная задача медицинского персонала состоит в профилактике нежелательной беременности.

Объектом исследования стали 50 девушек-подростков, перенесших искусственное прерывание беременности.

Предмет исследования - медико-социальная роль медсестры в профилактике нежелательной беременности у девушек юного возраста.

Гипотеза: активная санитарно-просветительская работа среди подрастающего поколения, направленная на пропаганду методов современной контрацепции, разъяснение вреда искусственного прерывания беременности, будет способствовать улучшению репродуктивного здоровья подростков и снижению количества абортов.

Целью исследования было изучить медико-социальную роль медсестры в профилактике нежелательной беременности у девушек юного возраста.

Задачи работы:

• изучить уровень информированности подростков о методах контрацепции;

• разработать модель консультирования по вопросам планирования семьи;

• составить памятки для пациенток о методах контрацепции.

Медико-социальная роль медсестры в обучении подростков методам контрацепции исследовалась на базе Санкт-Петербургского консультативно-диагностического центра (КДЦ) «Ювента».

В конце 80-х годов возникла острая необходимость в создании новых форм охраны репродуктивного здоровья подростков, и с этой целью в Санкт-Петербурге был создан центр «Ювента». Изначальная

ориентация на молодежь и подростков, следование принципам доброжелательности, доверия, доступности и добровольности сделали КДЦ настоящей клиникой, дружественной к молодежи.

Структура лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) службы охраны материнства и детства Санкт-Петербурга такова:

• 9 родильных домов;

• 10 детских больниц;

• 39 женских консультаций;

• 81 детская поликлиника;

• 18 молодежных консультаций, в число которых входят 17 районных молодежных консультаций и КДЦ «Ювента».

В охране репродуктивного здоровья детей и подростков «Ювента» по праву занимает центральное место, обеспечивая организационно-методическое руководство всеми участниками этого процесса и эффективную взаимосвязь между ними.

Центр ежегодно посещают более 30 тыс. подростков Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России. Для получения помощи не требуется наличия полиса обязательного медицинского страхования. Подростки до 18 лет, проживающие в Санкт-Петербурге, получают медицинскую помощь бесплатно.

Центр прошел путь от подросткового гинекологического кабинета Городского центра репродукции, организованного в 1991 г., до одного из крупнейших в Европе амбулаторно-поликлинических учреждений, осуществляющих комплексную диагностическую, консультативную, лечебную, психологическую и профилактическую помощь детям и подросткам до 18 лет, направленную на сохранение их репродуктивного потенциала.

Сегодня «Ювента» оснащена всем оборудованием, необходимым для проведения биохимических, гормональных исследований и люминесцентной микроскопии.

УЗИ проводится на самом современном оборудовании с использованием допплеровского исследования, дуплексного сканирования. Такое обследование позволяет точно определить причины недомогания, что дает возможность перенаправить пациентов к специалистам более узкого профиля.

В связи со спецификой Центра наиболее посещаемы молодежью дерматовенерологи, гинекологи, эндокринологи, косметологи.

Важное направление работы специалистов Центра в рамках проекта ЮНИСЕФ «Приглашение в будущее» - оказание помощи уличным детям и подросткам, а также детям, находящимся под опекой государства. В Центре круглосуточно работает телефон доверия, за годы его работы по тем или иным психологическим вопросам в Центр обратились десятки тысяч абонентов.

Пациенток приглашали в Центр в целях исследования с разрешения заведующего отделением и лечащего врача. Время исследования было выбрано с учетом времени, удобного для пациенток. Исследование было разделено на 4 этапа. На 1-м этапе был составлен его план, подготовлена анкета. Время и место для проведения исследования утвержда-

лись заведующим отделением. С пациентками предварительно проводили разъяснительную профилактическую беседу, после чего их приглашали участвовать в исследовании. На 2-м этапе пациентки заполняли анкеты. На 3-м этапе изучались данные анкетирования и выполнялась их математико-стати-стическая обработка. На 4-м этапе полученные данные анализировались и делались рекомендации по обучению подростков методам контрацепции.

Данные анкетирования представлены в таблице.

По результатам анкетирования, основная часть опрошенных - девушки-подростки 15-17 лет. 12% - несовершеннолетние, 80% - учащиеся школ. У большинства опрошенных (72%) половой дебют произошел в 15-16 лет.

Изучение причин обращения в ГКДЦ «Ювента» показало, что 78% респондентов пришли для искусственного прерывания беременности, остальные 22% на момент обращения в Центр не знали о беременности. 12% опрошенных уже имели беременность в анамнезе, из них у 4% беременность закончилась искусственным прерыванием, у 8% - родами.

Таким образом, основная часть подростков (88%) - первобеременные. Беременность является для них нежелательной, и ее исходом будет искусственное прерывание беременности. Из этого можно сделать вывод, что респонденты плохо информированы о методах предупреждения нежелательной беременности.

Только 36% опрошенных охарактеризовали свои отношения с родителями как доверительные, остальные 64% скрывают от родителей начало половой жизни. Из этого следует, что основная роль в выработке у подростков навыков безопасной половой жизни должна принадлежать медицинским работникам.

По данным изучения осведомленности пациенток о методах контрацепции (см. рис. на с. 10), все опрошенные знают о барьерных методах контрацепции, о КОК - 80%, о внутриматочной спирали

Результаты анкетирования девушек-подростков, перенесших искусственное прерывание беременности

Показатель Число пациенток

абс. %

Возраст, годы:

до 14 6 12

15-17 44 88

Социальный статус:

школьники 35 70

студенты 12 24

социально не организованные 3 6

Возраст полового дебюта, годы:

до 14 лет 10 20

15 20 40

16 16 32

17 4 8

Обращения в центры:

ГКДЦ «Ювента»: 39 78

Научно-методический центр 9 18

Прочие 2 4

Модель «Помоги»

Приветливость • представьтесь; • попросите пациентку представиться; • предложите пациентке сесть; • установите атмосферу непринужденного общения; • дружелюбно улыбаясь пациентке, скажите, что содержание вашего разговора останется конфиденциальным; • спросите, желает ли она обсудить с Вами вопросы планирования семьи.

Если пациентка выражает согласие на обсуждение: • спросите, желает ли она, чтобы ее партнер присутствовал во время консультирования; • спросите, как Вы можете ей помочь.

Если пациентка отказывается от беседы: • назначьте консультацию в иное время (после физического осмотра, после процедуры, во время повторного посещения); • дайте ей брошюру о планировании семьи.

О чем расспросить пациентку • спросите, о чем она хотела бы поговорить в первую очередь; если она колеблется, повторите, что весь разговор между вами останется конфиденциальным, и поощрите ее к тому, чтобы она задавала вопросы; • чтобы помочь ей осознать ее потребности, задайте следующие вопросы: у вас есть дети? Если да, то сколько? желаете ли Вы иметь еще одного ребенка? Если да, то когда? сколько у Вас было беременностей? сколько у Вас было самопроизвольных и сколько искусственных абортов? • скажите ей, что фертильность после аборта может вернуться через 11 дней; объясните, что имеются методы планирования семьи, которые она может использовать, и что вы сможете помочь ей в этом; • задайте следующий вопрос: «Пользовались ли Вы когда-нибудь методом планирования семьи?»

Если ответ отрицательный: • почему Вы не используете какой-либо метод планирования семьи? (из-за мужа, партнера, родственников, окружения, в котором живет клиентка, каких-либо опасений,каких-либо неправильных представлений или неполной информации о методах).

Если ответ положительный: • пользовались ли Вы каким-либо методом, когда забеременели? • если пользовались, то каким? Постарайтесь помочь ей понять, как она забеременела; • почему Вы перестали пользоваться данным методом? (если она им не пользовалась, когда забеременела).

• что Вы знаете о методах планирования семьи? Что Вы о них (о нем) слышали? • постарайтесь исправить ошибочные представления пациентки, поощряя ее обращаться к Вам с вопросами и предоставляя ей недостающую информацию. 1

Методы контрацепции

• скажите пациентке о методах, которые она может использовать;

• используйте брошюры, плакаты и иные наглядные материалы при объяснении методов;

• поощряйте пациентку задавать вопросы;

• спросите, в каких методах она заинтересована;

• восполните пробелы в информации (например, характеристика метода, в котором она заинтересована, механизм действия, эффективность, побочные эффекты и т.п.).

О выборе метода • помогите пациентке оценить целесообразность различных методов планирования семьи с учетом ее состояния и потребностей в области репродуктивного здоровья (планирования) семьи, о которых она сообщила на этапе «О чем надо расспросить пациентку»; • спросите пациентку, какой метод она желает использовать; • напомните пациентке о том, что она также должна учитывать выбор, который может сделать ее партнер; • если пациентка останавливает свой выбор на каком-либо методе, убедитесь в том, что он не имеет медицинских противопоказаний (например, высокое давление, сахарный диабет, заболевания печени и т.п.); если существуют какие-либо противопоказания, объясните, почему ей не следует использовать данный метод, и помогите сделать выбор из числа других методов; • спросите, осталось ли что-либо непонятным, и повторите информацию, если это необходимо; если она все еще не решается сделать выбор, дайте ей брошюры, посоветуйте поговорить с партнером и назначьте время повторного посещения.

Главное - объяснить, как пользоваться методом • объясните пациентке, как пользоваться методом, и попросите ее повторить, что она поняла из объяснения; • опишите возможные побочные эффекты и признаки осложнения; • скажите, когда она должна прийти на повторный прием; • сообщите, где она может пополнить запас контрацептивов (при использовании оральных препаратов, презервативов, инъекций); • предоставьте пациентке контрацептивы в соответствии с выбранным методом; • если пациентка выбрала метод, который отсутствует в данном лечебном учреждении, направьте ее в соответствующее медицинское учреждение; • если пациентка продолжает испытывать затруднения с выбором метода, дайте ей брошюры, посоветуйте поговорить с партнером и назначьте время повторного посещения.

Информация о повторном визите • сообщите пациентке, когда ей следует сделать повторный визит и при необходимости назначьте дату и время посещения; • подчеркните, что она может вновь обратиться в клинику в любое время, если у нее возникнут проблемы.

% 100

80 60 40 20 0

Барьерные методы

КОК ВМС Прерванный Аборт

половой акт

Анализ осведомленности подростков о методах контрацепции

Экстренная контрацепция

(ВМС) - 22%; на прерванный половой акт как метод контрацепции указали 50% опрошенных и 10% считают методом контрацепции аборт. То есть уровень информированности пациенток недостаточен для предупреждения нежелательной беременности, Следует также отметить, что респонденты не всегда пользуются методами контрацепции. Только 26% из них знают о существовании экстренной контрацепции.

Медсестра как высококвалифицированный специалист должна владеть достаточной информацией о современных методах контрацепции и уметь грамотно донести эту информацию до пациента. Для этого ей следует постоянно пополнять свои знания, изучая литературу, посещая лекторий. Поскольку частота абортов достаточно высока не только во взрослой, но и в подростковой среде, необходимо пропагандировать современные методы контрацепции и информировать подростков о вреде аборта.

Профилактика нежелательной беременности имеет 3 этапа:

• 1-й - врачебный: назначение контрацептивов в зависимости от индивидуальных особенностей пациентки, образа жизни, гинекологического анамнеза и лабораторных показателей;

• 2-й - сестринский: обучение правильному использованию метода контрацепции, назначенного врачом;

• 3-й - составление индивидуальной программы диспансерного наблюдения: акушерка или медсестра заполняет направления и контролирует своевременность выполнения рекомендаций.

Предлагаемая схема оптимальна (см. с 8, 9). Индивидуальный подход намного снижает риск возникновения нежелательной беременности. На базе Центра была создана модель «Помоги» для консультирования и подбора медсестрами метода контрацепции.

Данную модель можно использовать и в других ЛПУ для консультирования девушек и женщин и планового подбора метода контрацепции.

Рекомендуемая литература

Айламазян Э.К. Акушерство. Учебник для мед. вузов. - СПб.: СпецЛит, 1999.

Акушерство и гинекология. Сборниктестов / Под ред. Н.А. Гуськовой. -М.: АНМИ, 2002.

Безопасный аборт: Рекомендации для систем здравоохранения по вопросам политики и практики. - ВОЗ. Женева.2003 - 138 с.

Бейер П., Майерс Ю. Теория и практика сестринского дела в контексте здоровья взрослого человека. - М., 2001. Долженко И.С. Репродуктивное здоровье девочек до 18 лет (состояние, оценка и система мер по сохранению): Автореф... докт. мед. наук - М., 2004. - 45 с.

Куликов А.М. Правда и Ответственность. Репродуктивное здоровье и сексуальное благополучие молодежи: Методическое пособие / Под ред. Л.П. Симбирцевой. - СПб.: Островитянин, 2008. - 32 с. Куликов А.М., Медведев В.П. Подростковая медицина: российский и зарубежный опыт. - СПб., 2008. - 80 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Линева О.И., Двойников С.И., Гаврилова Т.А. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: Руководство для студентов факультетов ВСО.- Самара: Перспектива, 2000. - 356 с.

Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. -Минск: Высшая школа, 2006. - 302 с.

Михайленко Е.Т., Бублик-Дорняк Г.М. Физиологическое акушерство и гинекология. - Киев: Высшая школа, 1999. - 416 с. Сестринский уход: Пособие для медицинских сестер / Под ред. В.Н. Петрова. - СПб.: Диля, 2006. - 416 с.

Сестринское дело: профессиональные дисциплины / Под ред. Г.П. Котельникова. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 698 с.

Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. -Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 379 с.

Смирнова Л.М., Саидова Р.А., Брагинская С.Г. Акушерство и гинекология: Учебник. - М.: Медицина, 1999. - 456 с.

Юсупова А.Н. Аборты в России /Под ред. В.Ю. Альбицкого. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 208 с.

PREVENTION OF UNDESIRABLE PREGNANCY IN ADOLESCENCE

N.I. Volosnikova, Ye.Yu. Petrova, E.M. Staroselsky

Higher Nursing Education Faculty, I.I. Mechnikov Saint Petersburg State Medical Academy

The authors show a nurse's role in the prevention of undesirable pregnancy in female adolescents.

Key words: nurse, female adolescents, undesirable pregnancy, prevention

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.