Научная статья на тему 'Почему аборт остается популярным методом регулирования рождаемости в России'

Почему аборт остается популярным методом регулирования рождаемости в России Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
949
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — М.Г. Газазян, А.В. Хардиков

На основании анкетирования 450 женщин, обратившихся для искусственного прерывания беременности, а также150 подростков, учащихся 11 классов, изучены медикосоциальные и морально этические предпосылки сохраняющейся высокой частоты абортов в России. Установлено, что препятствием для снижения количества абортов являются в первую очередь стереотипность мышления и морально этические взгляды, а не недоступность средств контрацепции. Необходимо более широкое внедрение безопасного медикаментозного аборта, как альтернативы хирургическому прерыванию беременности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — М.Г. Газазян, А.В. Хардиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY ABORTION REMAINS THE MOST POPULAR METHOD OF REGULATION OF CHILDBIRTH IN RUSSIA

Medical social moral and ethic preconditions of high quality of abortions in Russia were investigated by means of questionnaire of 450 patients who had an abortion and 150 teenagers. It was established, that the most common obstacles for decreasing of quantity of abortions in Russia are stereotype of thinking moral and ethic views of people, but not inaccessibility of effective contraceptives. More wide application of medicamental abortion as alternative to surgical abortion is necessary.

Текст научной работы на тему «Почему аборт остается популярным методом регулирования рождаемости в России»

БЕЗОПАСНЫЙ АБОРТ

КАК НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ПОЧЕМУ АБОРТ ОСТАЕТСЯ ПОПУЛЯРНЫМ МЕТОДОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИИ

М.Г. Газазян, А.В. Хардиков

Кафедра акушерства и гинекологии Курский государственный медицинский университет ул. К. Маркса, 3, Курск, Россия, 305033

На основании анкетирования 450 женщин, обратившихся для искусственного прерывания беременности, а также150 подростков, учащихся 11 классов, изучены медикосоциальные и морально этические предпосылки сохраняющейся высокой частоты абортов в России.

Установлено, что препятствием для снижения количества абортов являются в первую очередь стереотипность мышления и морально этические взгляды, а не недоступность средств контрацепции. Необходимо более широкое внедрение безопасного медикаментозного аборта, как альтернативы хирургическому прерыванию беременности.

Несмотря на широкую пропаганду и доступность современных методов контрацепции, искусственное прерывание беременности (ИПБ) и в настоящее время продолжает оставаться в России ведущим методом регулирования рождаемости [1, 2, 3, 4].

Для изучения медикосоциальных и этических предпосылок неснижающего-ся количества абортов в России проведено анкетирование 450 женщин, обратившихся для искусственного прерывания беременности, проживающих в одном из сельских регионов центральной России, а также 150 подростков (90 девушек и 60 юношей), учащихся 11 классов городских школ.

При изучении социального статуса пациенток, прибегнувших к аборту, установлено, что его чаще используют женщины низкого образовательного (85,4% имеют среднее и неполное среднее образование) и социального уровня: 42,9% не состоят в браке, 8,7% относятся к категории социально неблагополучных, 70,4% женщин относились к категории неработающих (домохозяйки или безработные); 48% женщин, использовавших ИПБ, были в возрасте 26—35 лет, 19,3% — старше 35 лет, а 11,1% — не достигли возраста 18 лет. В среднем на каждую пациентку приходится 3,5 ± 0,1 аборта; 12,7% имеют в анамнезе более 5 абортов; 10,4% анкетированных пациенток прерывали первую беременность.

У 38,4% женщин причины аборта имели социальный характер: низкий материальный уровень, бытовая и социальная неустроенность; 61,6% пациенток прибегли к ИПБ просто из-за нежелания иметь ребенка; 32,4% женщин прерывали беременность, не информируя полового партнера, а 12,9% делали аборт, несмотря на несогласие со стороны мужчины с прерыванием беременности.

Причины, обусловившие возникновение нежелательной беременности, следующие: 31,8% женщин не использовала контрацепцию; 57,5% применяли недостаточно эффективные методы предохранения от беременности; 2,1% использовали ВМК и 8,6% — гормональную контрацепцию. Высокая частота беременности при использовании ГК во всех случаях была обусловлена нарушением правил приема препаратов; 143 пациентки, использовавшие незащищенный половой акт, мотивировали свое поведение следующими причинами: почти половина из них — 49,7% считали аборт вполне приемлемым, удобным и безопасным методом планирования семьи, у каждой пятой (20,3%) половой партнер препятствовал использованию противозачаточных средств, 17,4% женщин не предохранялись от беременности из-за отсутствия контрацептива в нужный момент, 12,6% пациенток считали маловероятным наступление беременности или просто надеялись на «авось». О существовании современных эффективных методов контрацепции были информированы 98,9% опрошенных женщин.

В результате индивидуальной работы с каждой пациенткой после ИПБ 38,7% женщин воспользовались современными методами контрацепции, 50,4% предпочли и далее использовать традиционные методы предохранения от беременности, а 10,9% отказались от предложенных методов планирования семьи; 80,3% пациенток с высшим или средним специальным образованием воспользовались после аборта современными методами контрацепции; 82,8% женщин старше 35 лет предпочли традиционные методы предохранения от беременности. Всего 7% женщин, не использовавших до аборта контрацепцию, воспользовались современными методами. Нами был внедрен в практику метод добровольной хирургической стерилизации методами лапароскопии и после родов методом мини-лапаротомии [9]. Однако данный метод контрацепции не получил широкого распространения среди тех женщин, которые могли бы им воспользоваться. Основной причиной отказа от хирургической стерилизации явилась боязнь необратимой потери фертильности, несмотря на то, что эти женщины не планировали в перспективе деторождение.

В течение года 6% женщин обратились для повторного прерывания беременности. Среди женщин, обратившихся для ИПБ, 88,0% считали аборт чисто технической медицинской процедурой, удобной для планирования семьи и только 12% расценивали данное вмешательство, как прекращение зародившейся жизни. Однако даже сознающие это пациентки не сочли необходимым отказаться от ИПБ. При анкетировании подростков 78,9% девушек считали аборт чисто технической медицинской манипуляцией и только 21,1% — нарушением морального закона. Среди юношей преобладали противоположные взгляды: 75% считали аборт нарушением морального закона о сохранении жизни и только 25% — медицинской процедурой планирования семьи.

Частота осложнений после хирургического аборта была достаточно высокой и составила 52,9%. В 0,89% случаев операция осложнилась перфорацией матки,

Вестник РУДН, серия Медицина, 2009, № 7

в 7,3% — кровотечением, в 4,2% — гематометрой, у 5,1% пациенток потребовалось повторное выскабливание полости матки вследствие неполного удаления плодного яйца. У 9,1% женщин наблюдались послеабортные эндометриты, у 2,7% — нарушения менструального цикла. В дальнейшем у 12,4% развился хронический сальпингоофорит, а у 5,3% — бесплодие.

В настоящее время женское население России находится под действием нескольких разнонаправленных медикосоциальных факторов: большое количество абортов, особенно у подростков и первобеременных, и, как следствие этого, растущая частота бесплодия и развитие высоких технологий для восстановления фертильности, создание реанимационных технологий для спасения и выхаживания новорожденных с 22 недель гестации и в то же время возможность прерывания беременности по определенным показаниям до 28 недель [6, 7]. Отсутствие четких физиологических рубежей и этических представлений начала человеческой жизни ведет к преобладанию бытовых представлений, которые в сочетании с законодательством делают аборт не только юридически, но и морально допустимым [8]. У современных девушек, вступающих в репродуктивные отношения, отсутствуют четкие представления о нравственной сущности аборта и сформировано чисто технологическое отношение к прерыванию беременности. С одной стороны, предпринимаются робкие этические попытки сформировать отрицательное отношение к аборту, с другой — прилагаются все усилия для повышения безопасности и комфортности данного деяния (мини-аборты, медикаментозный аборт, эффективное обезболивание операции, возможность ее анонимного выполнения).

В условиях, когда женщина продолжает оставаться сторонницей аборта, как метода регулирования рождаемости, необходимо внедрение более безопасной альтернативы инвазивному хирургическому прерыванию беременности. Такой альтернативой является медикаментозный аборт с использованием антипрогестинов. По данным различных авторов, применявших данный метод прерывания беременности, частота осложнений при медикаментозном аборте значительно ниже, чем при хирургическом [5, 10].

Таким образом, ведущими причинами сохранения высокого уровня абортов в России являются приверженность сложившейся традиции регулирования рождаемости методом прерывания беременности, сочетание у женщин устойчивого стереотипа — права лично распоряжаться своим физическим и социальным статусом и отрицание личностного статуса плода, а также организационные возможности ИПБ, включающие простоту получения направления на аборт возможность анонимного выполнения данной операции, качественное анестезиологическое пособие, приводящее к комфортности ИПБ, общедоступность и бесплатность. Эти созданные условия и являются, благоприятными предпосылками не только для снижения осложнений абортов, но и для обеспечения их дальнейшего аналогичного уровня. Всеобщая доступность контрацептивов и достаточная информированность о них населения могут способствовать снижению количества абортов только до определенных пределов, за которыми начинают работать морально этические устои общества, препятствующие дальнейшему сокращению числа ИПБ. В этих условиях необходимо более широкое внедрение в практику медикаментозного аборта в качестве более безопасной альтернативы хирургическому аборту.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аборт (медико-социальные и клинические аспекты) / О.Г. Фролова, В.Ф. Волгина, И.А. Жирова, Т.М. Астахова и др. — М.: Триада-х, 2003. — 160 с.

[2] Аборты в России: Региональные особенности // Информ. письмо Минздрава России. — М., 2001. — 12 с.

[3] Альбицкий В.Ю., Юсупова А.Н., Шарапова Е.И. и др. // Репродуктивное здоровье и поведение женщин России. — Казань, 2001. — С. 247.

[4] Гаврилова Л.В. Репродуктивное поведение населения Российской Федерации в современных условиях. — М., 2000. — 160 с.

[5] Иозефсон С.А., Ерофеева Л.Г. Медикаментозный аборт — безопасный аборт // Материалы IX Всероссийского научного Форума «Мать и Дитя». — М., 2007. — С. 407— 408.

[6] Минздрав РФ. Приказ № 242 от 11.06.96 «Об утверждении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности». — М., 1996.

[7] Минздрав РФ. Приказ № 302 от 28.12.93 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности». — М., 1993. — 17 с.

[8] Православие и проблемы биоэтики / И.В. Силуянова, А.В. Недоступ, Протоиерей Дим. Смирнов, Еписк. Тихв. Константин. — М., 2001. — 128 с.

[9] Хардиков А.В. Возможности улучшения контрацепции в сельской местности: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Смоленск, 1999. — 21 с.

[10] Хитров М.В., Кротов Ю.А., Хисамова И.В., Козлова И.В. и др. Опыт применения медикаментозного аборта // Материалы IX Всероссийского научного форума «Мать и Дитя». — М., 2007. — С. 557.

WHY ABORTION REMAINS THE MOST POPULAR METHOD OF REGULATION

OF CHILDBIRTH IN RUSSIA

M.G. Gazazyan, A.V. Khardikov

The chair of obstetrics and gynecology Kursk state medical university

K. Marks str., 3, Kursk, Russia, 305033

Medical social moral and ethic preconditions of high quality of abortions in Russia were investigated by means of questionnaire of 450 patients who had an abortion and 150 teenagers. It was established, that the most common obstacles for decreasing of quantity of abortions in Russia are stereotype of thinking moral and ethic views of people, but not inaccessibility of effective contraceptives. More wide application of medicamental abortion as alternative to surgical abortion is necessary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.