Правовой, социальный и политический контексты «политического бизнеса» в России вызывают на сегодня больше вопросов, чем можно найти готовых ответов в законодательстве или научной литературе. Думается, что постановка перед студентами самых острых, нерешенных проблем разви-
тия политической сферы, требующих осмысления, может стать достойным завершением разговора на одну из самых сложных и одновременно животрепещущих тем общественного развития - взаимоотношения бизнеса и политики в современном обществе.
А. ПОНОМАРЕВ, доцент, проректор по внеучебной работе Уральский государственный технический университет - УПИ
С 1998 года в нашем университете реализуется Комплексная программа по первичной профилактике наркомании среди студентов и учащихся подшефных школ, которая охватывает психологический, педагогический и информационно-аналитический аспекты проблемы. Программа предусматривает создание организационно-педагогических условий профилактики наркомании в университете.
Под педагогическими условиями мы понимаем:
■ формирование системы взаимосвязи учебной и внеучебной работы;
■ обеспечение повышения профессиональной квалификации организаторов вне-учебной работы и специалистов, осуществляющих профилактическую работу;
■ принятие в вузе следующих документов: концепции внеучебной воспитательной работы, комплексной программы по первичной профилактике наркомании среди студентов и учащихся подшефных школ;
■ выполнение комплексной программы по физическому воспитанию студентов;
■ формирование у студентов мотивации к здоровому образу жизни;
■ обеспечение воспитательного процесса и профилактической работы учебной и научно-методической литературой;
■ изучение динамики ценностных ориентаций студентов;
Профилактика наркомании в вузе (опыт УГТУ-УПИ)
■ мониторинг состояния здоровья студентов.
Под организационными условиями мы понимаем:
■ ресурсное (финансовое, материально-техническое) и кадровое обеспечение воспитательного процесса;
■ насыщение воспитательного процесса современными информационными технологиями и коммуникационными средствами;
■ создание базы данных по различным аспектам воспитательного процесса;
■ использование локальных компьютерных сетей с выходом в Интернет для эффективного управления воспитательным процессом;
■ создание специальных информационных пакетов для эффективного принятия решений с целью повышения качества воспитательного процесса;
■ разработка системы внутривузов-ской документации, обеспечивающей координацию деятельности факультетов, кафедр, специализированных служб вуза, задействованных в воспитательном процессе.
По данным проведенного в нашем вузе социсследования, около 7% студентов употребляют наркотики периодически. На первое место среди причин студенты ставят «за компанию», на второе - «любопытство», на третье - «уход от житейских проблем».
118
Высшее образование в России • № 12, 2005
В соответствии с Комплексной программой дважды в год у нас проводится акция «Студенчество за будущее без наркотиков». Предусмотрена работа и в подшефных школах. Психологом отдела по внеучебной работе Е.Г. Поповой разработана программа «Школа - вуз: Я и мир моей любви», которая была апробирована в гимназии № 47. Работу в школах мы считаем актуальной, т. к. большинство бывших выпускников школ (более 60%) уже имеют опыт употребления наркотиков. Неприятие наркотиков должно закладываться в школе, а это во многом зависит от совместных усилий педагогических коллективов школ и вузов.
Университетом выпущен сборник методических материалов «Из опыта организации антинаркотической профилактической работы со студенческой молодежью на примере Уральского государственного технического университета - УПИ». В пособии обобщен опыт организации работы по первичной профилактике наркомании и физическому воспитанию студентов УГТУ-УПИ и вузов России, приведены методические рекомендации для кураторов академических групп и администрации вузов по нормативно-правовому обеспечению внеучебной и антинаркотической работы, программы обучения волонтеров.
Своевременным явилось создание в 2002 году в семи федеральных округах центров повышения квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики зависимостей подростков и молодежи. Подготовка квалифицированных специалистов в центрах дает возможность создания и укрепления региональных команд, разработки и реализации региональных программ профилактики зависимостей.
В Уральском федеральном округе такой центр организован на базе нашего университета. В настоящее время обучено более 1000 специалистов образовательных учреждений, в т. ч. более 130 представителей вузов и ссузов.
На базе центра подготовлено около 30 спе-
циалистов университета (включая представителей филиалов), а также группа студентов-волонтеров (25 человек), из которых сформирован добровольческий отряд (движение) «Пульс». Добровольцы принимают активное участие в проведении как межвузовских, так и внутривузовских тематических акций.
За период работы центра при УГТУ-УПИ проведен ряд региональных, всероссийских и международных конференций и семинаров: заседание секции «Проблемы деятельности образовательных учреждений по вопросам профилактики зависимостей от ПАВ в образовательной среде» в рамках заседания совместной коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента РФ в УрФО и коллегии Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, «Подростковая наркомания: пути решения проблемы», семинар для психологов и социальных работников «Профилактика девиантного поведения, страхов и неврозов у детей», международный семинар «Профилактика и реабилитации наркозависимости: международное сотрудничество», международная конференция «Развитие партнерств для эффективной работы системы профилактики и реабилитации наркозависимости» и др.
За последние пять лет Минобразованием России совместно с УГТУ-УПИ проведен ряд научно-практических конференций: «Студенчество и наркомания: пути решения проблемы» (май 2000 г.), «Активизация творческого научного потенциала первокурсников как одна из форм гражданско-патриотического воспитания студентов» (май 2002 г.), «Студенчество и правопорядок» (ноябрь 2002 г.), Всероссийский семинар-совещание «Финансовое, кадровое, организационно-методическое обеспечение внеучеб-ной работы со студентами в вузах» (июнь 2004 г.), совместно с Федеральным агентством по образованию проведена Всероссийская конференция «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов» (май 2005 г.).
Обсуждены модели организации вне-учебной (воспитательной) работы со студентами, формы и методы работы по первичной профилактике правонарушений, наркомании, ВИЧ-инфекции, определена роль общественных организаций, студенческих отрядов охраны правопорядка в первичной профилактике наркомании, намечены формы и методы работы органов студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов. Состоялись презентации ряда сборников методических рекомендаций: «Первый курс - воспитательная работа», «Из опыта организации анти-наркотической профилактической работы со студенческой молодежью на примере Уральского государственного технического университета - УПИ», «Культура здоровья студентов», «Азбука интересных дел» и др.
Реализация Комплексной программы по первичной профилактике наркомании в университете в определенной степени привела к стабилизации наркоситуации в вузе. По данным службы безопасности нашего университета, наблюдается снижение числа студентов, задержанных за правонарушения, связанные с наркотиками (рис.).
Вместе с тем мы понимаем, что проблема потребления студентами психоактивных веществ (ПАВ) остается острой. В связи с этим акценты в работе необходимо сместить
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.
Рис. Динамика правонарушений, связанных с употреблением наркотиков
на профилактику таких видов зависимостей, как алкоголизм, токсикомания, курение, игровая (компьютерная) зависимость, зависимость от деструктивных сект и нетрадиционных религиозных формирований.
Что могло бы способствовать решению проблемы потребления ПАВ в студенческой среде?
На федеральном уровне:
■ принятие Федерального закона о профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
■ сохранение системы подготовки и повышения квалификации специалистов-превентологов через созданные центры при Министерстве образования и науки РФ, с последующим развитием региональных центров и экспериментальных площадок в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы»;
■ подготовка кадров по специальности «специалист-превентолог»;
■ привлечение СМИ к созданию цикла передач, информационно-публицистических материалов и обучающих программ по профилактике зависимостей от ПАВ и пропаганде здорового образа жизни;
■ проведение конкурса моделей (программ, проектов) организации работы по первичной профилактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях;
■ введение в типовые штатные расписания образовательных учреждений всех уровней штатных единиц по должностям, необходимым для организации и проведения внеучебной (воспитательной) и социально-психологической работы;
■ разработка норматива на организацию воспитательной работы в вузе на одного студента с дальнейшим его финансированием.
На региональном уровне:
■ организация региональных центров профилактики злоупотребления ПАВ на
120
Высшее образование в России • № 12, 2005
основании региональных целевых антинар-котических профилактических программ;
■ развитие сети учреждений дополнительного образования, подростковых и молодежных клубов.
На уровне вуза:
■ создание системы внеучебной (воспитательной) работы и совершенствование ее форм и методов;
■ разработка системы ограничений для поступления абитуриентов, имеющих опыт употребления наркотиков;
■ введение для студентов первого года обучения обязательного учебного курса «Психолого-педагогические основы профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции»;
■ воссоздание эффективной системы кураторства (особенно на младших курсах).
Медицинское право в структуре юридического образования
А. ПИЩИТА, профессор Российская медицинская академия последипломного образования
Структура юридического образования должна учитывать изменения жизни общества, и в этой связи учебные программы дисциплин и сами дисциплины, входящие в государственный образовательный стандарт высшего юридического образования, необходимо регулярно пересматривать. Важно воспринимать эти тенденции не как отход от классических принципов юридического образования, а как стремление сделать знания, получаемые будущими юристами, современными, а самих обладателей дипломов о высшем образовании - конкурентоспособными на рынке труда. Проявлением этого сегодня может считаться сравнение нынешних выпускников юридических вузов с выпускниками 80-х годов (подчеркну, не качества и уровня знаний самих выпускников - это тема отдельного исследования, - а именно учебных дисциплин, которые изучались). В последние годы в структуру юридического образования было обоснованно включено отображение вопросов правового регулирования менеджмента, телекоммуникаций, сферы культуры, медицинской деятельности и ряда других.
Одно из направлений реформирования юридического образования - включение
вопросов медицинского права в программы подготовки юристов.
Нельзя не отметить два основополагающих момента, существенно влияющих на возможность отображения медико-правовых знаний в структуре юридического образования:
• наличие общего бюджета учебного времени, рассчитанного на пять лет, в течение которых студенты овладевают новыми знаниями в области юриспруденции;
• существование базовых фундаментальных учебных дисциплин, жестко связанных с самой сущностью юридической профессии.
Первое обстоятельство свидетельствует о том, что вопросы медицинского права (медицинское законодательство, правовое регулирование медицинской деятельности) могут быть помещены не как дополнение к уже существующим учебным дисциплинам, а вместо чего-то (это предполагает сокращение количества часов, выделяемых для изучаемых юристами учебных дисциплин).
Что касается второго фактора, то существуют «краеугольные камни» юридического образования - предметы, без знания которых юрист не может состояться как квалифици-