ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ И АГРЕССИВНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
1 2 © Кобзева Н.А. , Самсонова О.В.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
Проблема ксенофобии на протяжении уже многих лет является одной из самых сложных проблем российского общества. Очень часто ксенофобия является причиной агрессивного поведения молодежи по отношению к лицам других национальностей. В статье рассматриваются различные определения агрессии, возрастные аспекты агрессивных действий у молодежи и необходимые меры по профилактике ксенофобии и агрессивности в молодежной среде.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, ксенофобия, национальности, профилактика, экстремизм.
Одной из значимых и актуальных проблем современного общества является юношеская агрессия к лицам других национальностей. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, можно отметить общий рост агрессивных проявлений и жестокости, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.
Существует несколько трактовок понятий «агрессия» и «агрессивность». В русском языке понятие «агрессия» носит отрицательный характер, и связанно с чем-то враждебным, захватническим.
В словаре русского языка С.И. Ожегова «агрессия» определяется как «вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти», а понятие «агрессивность» воспринималось лишь как производное существительное от прилагательного «агрессивный» (т.е. «наступательно-захватнический») [7, с. 87].
1 Старший преподаватель кафедры Социальной работы и психолого-педагогического образования.
2 Студент 4-го курса кафедры Социальной работы и психолого-педагогического образования.
В «Психологическом словаре» агрессия определяется как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения ... приносящее физический ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт» [3, с. 28].
Например Э. Фромм приводит подробный этимологический разбор значения слова «агрессия», которым обозначает «все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому человеку, животному или неживому объекту», а агрессивность рассматривает как проявление агрессии [2, с. 246].
В работе Р. Бэрона и Д. Ричардсона «Психология агрессивного поведения человека», понятие «агрессия» определяется как «любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», а агрессивность рассматривается как синоним агрессии [2, с. 248].
В настоящее время есть все основания утверждать, что при определенных условиях агрессивность может распространяться посредством социального заражения и приобретать характер массовидного явления. Это видно на примерах асоциальных молодежных группировок - футбольных фанатов, скинхедов и т.п.
Экстремизм как и любое другое агрессивное поведение чаще всего определяется возрастными особенностями личности, которое может быть связано с жизненным или возрастным кризисом. Адаптация к взрослой жизни нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.
Молодёжь все чаще не хочет признавать равность всех наций, почитать и уважать другую культуру. Более явно это проявляется у ребят в возрасте от 15 до 20 лет так как, в этот период происходит самоопределение личности, поиск своего места в жизни, меняется мировоззрение. Многие из молодых людей не могут ориентировать себя в правильном направлении, из-за чего возникает стрессовая ситуация, которая может проявиться, в физической жестокости и вспышках гнева, по отношению к другим людям.
В юношеском возрасте завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, ценностных ориентаций,
выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности.
Маркова Е.А. отмечает, кризисные, переходные периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями [5, с. 11].
Также молодёжь данного возраста легко ввести под влияние авторитарного лидера, и если при этом молодые люди группируются согласно своим ценностям и интересам, то у них может возникать четкое противостояние между «своими» и «чужими». Это порождает агрессию и может привести к возникновению ксенофобии и экстремизма.
Проблема ксенофобии на протяжении уже многих лет является одной из самых сложных проблем российского общества. Нетерпимость общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Молодые люди часто выбирают насилие, чтобы повлиять на несправедливо устроенный по отношению к ним, по их мнению, мир.
Ксенофобия - это ненависть или навязчивая боязнь кого-либо или чего-либо незнакомого, непривычного, понимание всего чужого в качестве непостижимого, враждебного (например, расовая ксенофобия). Идея, вознесенная до ранга мировоззрения, которая может привести к враждебности, деля людей по национальности, религии или социальному статусу [4, с. 169].
В последнее время наблюдается проявление резко возросшей агрессивности по отношению к лицам других национальностей и усиление негативного отношения между людьми в религиозном плане, что порождает необходимость снижения ксенофобических тенденций среди молодёжи. Сегодня в России молодежные группировки совершают большинство преступлений ненависти, это происходит из-за того, что молодёжь забыла о толерантности и понимании друг друга. Очень редко можно встретить молодых людей, которых отличает терпимость к различиям среди людей; умение жить, не мешая другим; способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
Очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма среди молодёжи необходимо делать на профилактике ксенофобии и агрессивности.
Любая профилактика ориентирована на систему причин, факторов, вызывающих подобные явления и действующих на различных уровнях: социально-экономическом, групповом, личностном. Перечислим основные мероприятия профилактического характера, направленные на устранение причин ксенофобической преступности и экстремизма в молодёжной среде [4, с. 171-175]:
1) в области социальной сферы:
- снижение социальной напряженности за счет улучшения психологического микроклимата в молодежных группах;
- поддержка незащищенных и малообеспеченных групп населения;
- осуществление мер по повышению роли семьи в воспитании у подрастающего поколения, воспитания у детей и подростков патриотических чувств и толерантности;
2) в области политической сферы:
- проведение последовательного политического курса на улучшение отношений между представителями различных национальностей и религий;
- улучшение социально-экономической обстановки;
- проведение органами власти постоянного мониторинга ситуации в области межнациональных отношений, открытость данной информации для населения.
3) в области образовательной сферы:
- разработка и реализация образовательных программ формирования у молодежи норм поведения, включающих толерантность и понимание этнических, межкультурных различий;
- введение в педагогических образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования курсов по подготовке будущих специалистов-педагогов к воспитанию подрастающего поколения в духе миролюбия, патриотизма и толерантности, а так же по формированию у подрастающего поколе-
ния уважения к представителям других национальностей и религиозных воззрений;
4) в области культурной сферы:
- регулярное проведение круглых столов, конференций, конкурсов и олимпиад, воспитывающих терпимость и уважительное отношение к представителям других национальностей и конфессий;
- регулярное проведение выставок, демонстрирующих достижения совместного труда и творческой деятельности представителей различных национальностей;
- регулярное проведение дней культуры различных народов, способствующих разрушению тех или иных негативных стереотипов;
- проведение национальных праздников.
5) в области информационной сферы:
- активная пропаганда в СМИ ценностей гражданского общества, идеалов гуманизма, добра и справедливости; разрушение негативных стереотипов о той или иной национальности;
- противодействие распространению экстремистских печатных изданий, листовок, блокирование сайтов, пропагандирующих национальную, расовую, религиозную или социальную вражду.
Таким образом, в профилактике ксенофобии среди молодежи стоит акцентировать внимание на создании единого образовательного пространства «семья-школа-вуз», главной задачей которого становится информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодёжи. Атак же необходимо использовать единую комплексную программу воспитательной работы в системе образования, нацеленную на формирование духовно-нравственных ценностей, в центре которой должен находиться человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами, чувствами высокой ответственности перед собой и другими людьми.
Список литературы:
1. Бандура А. Юношеская агрессия [Текст] / А. Бандура. - М., 2015. -512 с.
2. Бэрон Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон. - СПб.: Петербург, 2013. - 352 с.
3. Зинченко В.П. Психологический словарь [Текст] / В.П. Зинченко. -М.: АСТ, 2007. - 480 с.
4. Кроз М.В. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии [Текст] / М.В. Кроз. - М.: 2010. - 262 с.
5. Литягина И.В. Проблема толерантности в современном обществе [Электронный ресурс] // Социальный проект. - 2011. - Режим доступа: http://nsportal.ru/ sites/default/files/2014/03/09/rod._sobranie_tolerantnost.doc (дата обращения: 27.09.2016).
6. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Капито-новна Маркова. - М.: Б.и., 2010. - 203 с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2008. - 1200 с.
8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М., 2012. - 447 с.