УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10329
ПРОФИЛАКТИКА КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Светлана Владимировна КУЛАКОВА, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье проанализированы аспекты, детерминирующие распространение криминальной субкультуры среди несовершеннолетних. Описана реинтегративная модель ресоциализации несовершеннолетних осужденных, определены пути превенции данного явления среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетний, криминальная субкультура, реинтегративная модель, уголовно-исполнительная система, профилактика.
Annotation. The article analyzes the aspects that determine the spread of criminal subculture among teenagers. An integrative model of re-socialization of juvenile convicts is described, and ways to prevent this phenomenon teenagers are determined.
Keywords: juvenile, criminal subculture, integrative teenagers, penal system, prevention.
Ррст криминогенное™ личности несовершеннолетних в современном обществе обусловлен не только дефектами семейного и школьного воспитания. Исследователями отмечается активизация воздействия на них со стороны криминального сообщества, а также в условиях глобализации серьезное влияние оказывают СМИ и Интернет.
Изучение особенностей субкультурной идентификации личности несовершеннолетних, в том числе отбывающих наказание в воспитательных колониях, следует рассматривать как одно из базовых условий определения направлений профилактики преступных деяний несовершеннолетних.
По мнению исследователей проблемы, при реформировании отечественных пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних необходимо обеспечить комплексность и непрерывность процесса реинтеграции в целях успешной ресоциализации — возвращения в открытое общество.
Изучение научных источников и международного опыта позволило выявить ряд аспектов,
обусловливающих распространение молодежной криминальной субкультуры:
во-первых, возрастные особенности психики и характеристики личности (повышенная внушаемость и склонность к подражанию, эгоцентризм и одновременно стремление укреплять неформальные связи со сверстниками референтной группы, отстаивая ее групповые ценности и нормы, в том числе проявляя активность в антиобщественных формах поведения и др.);
во-вторых, криминализация личности несовершеннолетних, что предопределяется тенденцией трансформации их группы в пространстве криминальной субкультуры, обусловленное социальным окружением.
Для совершенствования профилактико-исправительной работы с несовершеннолетними, отбывающими уголовное наказание, за рубежом в 1980-е годы апробирована и признана достаточно эффективной в аспекте ресоциализации реинтеграционная модель.
Данная модель обусловливается обеспечением внутри пенитенциарного учреждения взаимообусловленного процесса, состоящего из трех
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
составляющих: личностной реформации, социальной реабилитации и поэтапной реинтеграции в общество [2].
Первая составляющая отражает важность многопланового изучения личности каждого заключенного, а также разработки рекомендаций по обращению и реализации индивидуальных программ коррекции.
Вторая составляющая обеспечивается путем приобретения несовершеннолетними заключенными на основе участия в групповых и индивидуальных социально-реабилитационных программах мотивации просоциального поведения, навыков саморегуляции психо-эмоцио-нального состояния, безконфликтного общения и конструктивного разрешения возникающих конфликтов.
Данные программы реализуются при комплексной работе всех отделов и пенитенциарного учреждения в целом, а также с привлечением общественных организаций, представителей религиозных конфессий и т.д., а также с привлечением лиц, ранее отбывавших наказание, ведущих просоциальный и правопослушный образ жизни.
Третья составляющая модели осуществляется на основе прогрессивной системы отбывания наказания, а также целенаправленной подготовки заключенных к жизни на свободе и поэтапным смягчением мер наказания.
Таким образом, в связи с ростом кримино-генности и иных деструкций личности несовершеннолетних актуализирована реализация программно-целевого подхода в обращении с данной категорией лиц, в том числе в аспекте преодоления их криминально-субкультурной ориентированности.
Включение подростка в социально-нормативную и рационально организованную среду, постоянный контакт с ним обязательно будет способствовать преобразованию его личности [1].
С целью обеспечения конструктивного просоциального контактирования несовершеннолетних преступников важно привлекать учителей школы и преподавателей профессиональных училищ, родственников и знакомых подростков, представителей религиозных конфессий и общественных организаций, выдающихся ученых и спортсменов, знаменитых артистов, членов социально-нормативных патриотических молодежных движений, которые могут оказать в такой работе существенную помощь сотрудникам пенитенциарных учреждений. Благодаря их участию создается негативное общественное мнение по отношению к распространению криминальной субкультуры, оказывается позитивное влияние на негативные процессы в подростковой среде.
Библиографический список
1. Вилкова A.B. Причины, условия, предпосылки, факторы возникновения и развития де-виантного поведения несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2. С. 28—30.
2. Поздняков В.М. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных на основе системы общественных воздействий: история и современность // Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. 2011 № 4. С. 70—81.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020