Научная статья на тему 'Профилактика криминальной субкультуры несовершеннолетних'

Профилактика криминальной субкультуры несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / РЕИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФИЛАКТИКА / JUVENILE / CRIMINAL SUBCULTURE / INTEGRATIVE TEENAGERS / PENAL SYSTEM / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Владимировна Кулакова

В статье проанализированы аспекты, детерминирующие распространение криминальной субкультуры среди несовершеннолетних. Описана реинтегративная модель ресоциализации несовершеннолетних осужденных, определены пути превенции данного явления среди несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF CRIMINAL SUBCULTURE OF TEENAGERS

The article analyzes the aspects that determine the spread of criminal subculture among teenagers. An integrative model of re-socialization of juvenile convicts is described, and ways to prevent this phenomenon teenagers are determined.

Текст научной работы на тему «Профилактика криминальной субкультуры несовершеннолетних»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10329

ПРОФИЛАКТИКА КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Светлана Владимировна КУЛАКОВА, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье проанализированы аспекты, детерминирующие распространение криминальной субкультуры среди несовершеннолетних. Описана реинтегративная модель ресоциализации несовершеннолетних осужденных, определены пути превенции данного явления среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, криминальная субкультура, реинтегративная модель, уголовно-исполнительная система, профилактика.

Annotation. The article analyzes the aspects that determine the spread of criminal subculture among teenagers. An integrative model of re-socialization of juvenile convicts is described, and ways to prevent this phenomenon teenagers are determined.

Keywords: juvenile, criminal subculture, integrative teenagers, penal system, prevention.

Ррст криминогенное™ личности несовершеннолетних в современном обществе обусловлен не только дефектами семейного и школьного воспитания. Исследователями отмечается активизация воздействия на них со стороны криминального сообщества, а также в условиях глобализации серьезное влияние оказывают СМИ и Интернет.

Изучение особенностей субкультурной идентификации личности несовершеннолетних, в том числе отбывающих наказание в воспитательных колониях, следует рассматривать как одно из базовых условий определения направлений профилактики преступных деяний несовершеннолетних.

По мнению исследователей проблемы, при реформировании отечественных пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних необходимо обеспечить комплексность и непрерывность процесса реинтеграции в целях успешной ресоциализации — возвращения в открытое общество.

Изучение научных источников и международного опыта позволило выявить ряд аспектов,

обусловливающих распространение молодежной криминальной субкультуры:

во-первых, возрастные особенности психики и характеристики личности (повышенная внушаемость и склонность к подражанию, эгоцентризм и одновременно стремление укреплять неформальные связи со сверстниками референтной группы, отстаивая ее групповые ценности и нормы, в том числе проявляя активность в антиобщественных формах поведения и др.);

во-вторых, криминализация личности несовершеннолетних, что предопределяется тенденцией трансформации их группы в пространстве криминальной субкультуры, обусловленное социальным окружением.

Для совершенствования профилактико-исправительной работы с несовершеннолетними, отбывающими уголовное наказание, за рубежом в 1980-е годы апробирована и признана достаточно эффективной в аспекте ресоциализации реинтеграционная модель.

Данная модель обусловливается обеспечением внутри пенитенциарного учреждения взаимообусловленного процесса, состоящего из трех

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

составляющих: личностной реформации, социальной реабилитации и поэтапной реинтеграции в общество [2].

Первая составляющая отражает важность многопланового изучения личности каждого заключенного, а также разработки рекомендаций по обращению и реализации индивидуальных программ коррекции.

Вторая составляющая обеспечивается путем приобретения несовершеннолетними заключенными на основе участия в групповых и индивидуальных социально-реабилитационных программах мотивации просоциального поведения, навыков саморегуляции психо-эмоцио-нального состояния, безконфликтного общения и конструктивного разрешения возникающих конфликтов.

Данные программы реализуются при комплексной работе всех отделов и пенитенциарного учреждения в целом, а также с привлечением общественных организаций, представителей религиозных конфессий и т.д., а также с привлечением лиц, ранее отбывавших наказание, ведущих просоциальный и правопослушный образ жизни.

Третья составляющая модели осуществляется на основе прогрессивной системы отбывания наказания, а также целенаправленной подготовки заключенных к жизни на свободе и поэтапным смягчением мер наказания.

Таким образом, в связи с ростом кримино-генности и иных деструкций личности несовершеннолетних актуализирована реализация программно-целевого подхода в обращении с данной категорией лиц, в том числе в аспекте преодоления их криминально-субкультурной ориентированности.

Включение подростка в социально-нормативную и рационально организованную среду, постоянный контакт с ним обязательно будет способствовать преобразованию его личности [1].

С целью обеспечения конструктивного просоциального контактирования несовершеннолетних преступников важно привлекать учителей школы и преподавателей профессиональных училищ, родственников и знакомых подростков, представителей религиозных конфессий и общественных организаций, выдающихся ученых и спортсменов, знаменитых артистов, членов социально-нормативных патриотических молодежных движений, которые могут оказать в такой работе существенную помощь сотрудникам пенитенциарных учреждений. Благодаря их участию создается негативное общественное мнение по отношению к распространению криминальной субкультуры, оказывается позитивное влияние на негативные процессы в подростковой среде.

Библиографический список

1. Вилкова A.B. Причины, условия, предпосылки, факторы возникновения и развития де-виантного поведения несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2. С. 28—30.

2. Поздняков В.М. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных на основе системы общественных воздействий: история и современность // Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. 2011 № 4. С. 70—81.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.