Научная статья на тему 'Профилактика коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел'

Профилактика коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4867
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОРРУПЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сумина Е. А., Шмидт А. К.

В данной статье рассматривается и анализируется коррупционная пораженность нашего общества и состояние коррупции. Приводятся данные международного антикоррупционного движения. Автором приводятся данные ООН по рейтингам стран с высоким уровнем человеческого развития. Так же в статье приведены примеры коррупционных преступлений в государственных органах исполнительной власти и приводится комплекс профилактических мероприятий позволяющих не допускать коррупционные явления среди сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел»

Профилактика коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел

Сумина Екатерина Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России,

Шмидт Андрей Константинович,

слушатель, Академии управления МВД России, [email protected]

В данной статье рассматривается и анализируется коррупционная пораженность нашего общества и состояние коррупции. Приводятся данные международного антикоррупционного движения. Автором приводятся данные ООН по рейтингам стран с высоким уровнем человеческого развития. Так же в статье приведены примеры коррупционных преступлений в государственных органах исполнительной власти и приводится комплекс профилактических мероприятий позволяющих не допускать коррупционные явления среди сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: органы внутренних дел, коррупция, профилактика коррупционного поведения, конфликт интересов, противодействие коррупции.

В современном мире коррупцию выделяют как одно из наиболее пагубных социальных явлений в России, затрагивающих интересы национальной безопасности страны, оказывающую разрушающее воздействие на различные сферы общественной жизни, подрывающую авторитет органов государственного управления.

28 февраля 2019 года Владимир Путин, принимая участие в ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, указал на важность наращивания усилий в борьбе с коррупцией, ожидая от сотрудников органов внутренних дел новых, современных, действенных подходов в выявлении и расследовании этих сложных, скрытых видов преступлений.

Для понимания общего уровня коррупционной пораженности общества и осуществления оценки общего состояния коррупции в стране на фоне всего мирового пространства можно воспользоваться Индексом восприятия коррупции — измеряющим уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий.

Международным антикоррупционным движением Transparency Internationa^m опубликован Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptionlndex, CPI) за 2018 год, на основании которого Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Аналогичное количество баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика. Согласно выше приведенных показателей наша страна разместилась на оной строке со странами третьего мира. [1]

По мнению независимых экспертов, одной из наиболее существенной причиной процветания коррупции в России является несовершенная законодательная система, которая не позволяет эффективно задействовать различные антикоррупционные меры. Термин «коррупция» в законодательстве выделен нечетко, а его толкование имеет вариативное значение и вся борьба с коррупцией похожа на бой с Лернейской гидрой: одну голову рубишь, а на ее месте отрастает сразу несколько других.

5'

m

о

а

Н

А У

т; А

На основании опубликованного 16 сентября 2018 года на своем официальном сайте Организацией Объединённых Наций рейтинга стран с самым высоким уровнем человеческого развития было установлено, что из 189 государств Россия оказалась на 49-м месте. Данный рейтинг составлялся исходя из оценки средней продолжительности жизни, средней и предполагаемой продолжительности обучения и объему валового национального продукта (ВНП) на душу населения. [2]

В современных условиях создано немало благоприятных условий для формирования личности - взяткополучателя, которые особенно с помощью средств массовой информации успешно формируют систему анти ценностей, а в общественное сознание постоянно внедряется мысль о неизбежности и неискорененности коррупции во сферах нашей жизнедеятельности. [3с.10]

При этом следует отметить весомый вклад органов внутренних дел в борьбе с коррупционными преступлениями в органах государственной власти. Так бывший министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызовбыл задержан по подозрению в создании преступного сообщества и хищении 4 млрд руб; [4] бывший заместитель министра культуры Григорий Пирумов был задержан по подозрению в совершении хищения не менее 450 миллионов рублей, выделенных на строительство комплекса зданий и фондов хранилища государственного Эрмитажа. Помимо Пирумова, в преступлении подозреваются директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры Бориса Мазо. [5] Среди многочисленных фактов так же можно вспомнить бывшего губернатора Республики Марий Эл Леонида Маркелова, которым по версии следствия было получено от учредителя фабрики ОАО "Акашевская" Николая Криваша через доверенное лицо Наталью Кожанову более 235 миллионов рублей взятки за покровительство и содействие при выплате средств господдержки на развитие сельскохозяйственного комплекса. [6] В 2019 году должны вынести приговор и экс-главе Удмуртской Республики Александру Соловьёву, которого обвиняют в получении 139 млн рублей от компаний, строивших мосты через реки Кама и Буй; [7] Экс-главу Серпуховского района Подмосковья —Александру Шестуну находящегося под арестом с 14 июня 2018 года и обвиняемого в мошенничестве, незаконном предпринимательстве и легализации денег, приобретённых в результате преступных действий а именно им был утвержден проект границ земельных участков в деревне Борисово Серпуховского района Подмосковья, после чего данные земельные участки были проданы за 628,8 тысячи рублей, что в сто раз ниже их реальной стоимости в 62,8 млн рублей. [8] х Коррупция как общественное явление сопро-

2 вождала человечество на протяжении всей истода рии его существования. Значительную опасность о для государства и граждан представляют корруп-^ ционные процессы, непосредственно происходя-2 щие в органах внутренних дел, сотрудники кото-

рые сами должны заниматься пресечением преступлений в силу своих не посредственных должностных обязанностей. Подобная ситуация формирует недоверие граждан к деятельности органов внутренних дел и всего государства в целом. Преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, представляют повышенную общественную опасность, так как не только нарушают нормальную работу правоохранительных органов, подрывают авторитет государственной власти, но и существенно нарушают права, свободы и законные интересы граждан страны. Преступник, наделенный знаниями закона, в том числе уголовного, обладающий властными полномочиями и имеющий в силу этого возможности применения различных средств принуждения к рядовым гражданам, в разы опасен.

Анализ судебно-следственной практики показывает, что причины коррумпированного поведения должностных лиц органов внутренних дел скрывается не столько в личных-субъективных, сколько в объективных детерминантах. К которым в первую очередь относят низкую социальную защищенность и материальную обеспеченность сотрудников. Основными мотивами совершения коррупционных деяний является не стремление к обогащению, жажды наживы, а стремление получить возможность удовлетворить необходимые насущные материальные потребности, быть способным содержать семью, обеспечить своих детей элементарно необходимыми вещами и атрибутами для полноценной жизни и просто заработать на квартиру. [9 с.129]

В научной литературе весь комплекс мер по противодействию преступности обозначается различными терминами. Основными являются «предупреждение», «профилактика» и «предотвращение», оговаривая при этом, что данные термины составляют единое профилактическое воздействие. [10 с.177]

На сегодняшний день с целью недопущения коррупционных проявлений среди сотрудников органов внутренних дел необходимо осуществлять целый комплекс профилактических мероприятий, заключающихся в следующем:

- в соответствии с приказом МВД РФ от 16.12.2016г. № 848 сотрудникам органов внутренних дел необходимо представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

- сотрудники ОВД должны соблюдать обязанность по недопущению или урегулированию конфликта интересов представляющий собой ситуацию, при которой личные интересы сотрудника могут оказать влияние на его служебную деятельность;

- в соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ «О полиции», п. 14 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации» и статьи 9 ФЗ «О противодействии коррупции» сотрудники полиции обязаны уведомлять непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения. При этом сокрытие фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником полиции (п. 14 ч. 2 ст. 49 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Кроме этой нормы, можно было бы предусмотреть с одной стороны ответственность сотрудника органов внутренних дел за несообщение о любом факте коррупционного проявления, ставшего ему известным при различных обстоятельствах, а с другой стороны материального вознаграждения за предоставления данной информации, что несомненно бы оказало положительное профилактическое влияние на состояние коррупции среди личного состава органов внутренних дел.

Важную роль в формировании у сотрудников органов внутренних дел антикоррупционного поведения играет планомерная индивидуально-воспитательная работа, проводимая с личным составом в течении всего период службы, которая являлась основным видом морально-психологического обеспечения, представляющим собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности. Проведение вышеуказанных мероприятий, вырабатывающих у сотрудников профессионально значимые качества личности были регламентированы приказом МВД России от 11.02.2010 N 80 "О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", который в связи с изданием приказа МВД России от 05.07.2018 N 428 утратил свою законную силу. В ноябре 2018 года указом Президента Российской Федерации от 06.11.2018 № 633 были внесены изменения в указ Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, в соответствии с которыми была регламентирована задача МВД России - «морально-психологическое обеспечение органов внутренних дел». Закрепление данной задачи в МВД России позволит более глубоко и планомерно проводить и реализовывать программы направленные на профилактику коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел.

Так для проведения в территориальных органах внутренних дел занятий по морально-психологической подготовке в форме лекций и семинаров в соответствии с требованиями приказа МВД России от 10.08.2012 N 777 "Об организации морально-психологической подготовки в органах

внутренних дел Российской Федерации", необходимо привлекать профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России.

Так же необходимо на постоянной основе организовывать проведение агитационных мероприятий с размещением наглядной агитации и видеороликов направленных на формирование у сотрудников моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина.

Среди личного состава необходимо воссоздать атмосферу нетерпимости к любому коррупционному проявлению своих коллег. Необходимо создать для сотрудников такие условия, которые бы позволяли считать службу достаточно привлекательной, престижной и выгодной в материальном отношении. Это в свою очередь создаст не только правовые, но и нравственные предпосылки, которые будут удерживать добросовестных и квалифицированных сотрудников от перехода на криминальную сторону, а в случае возникновения конфликта интересов они должны понимать, что потерять от привлечения к ответственности можно будет больше, чем приобрести от коррупционных действий. В связи с чем, на законодательном уровне в практику можно было бы внедрить механизмы в соответствии с которыми сотрудник, совершивший противоправное коррупционное деяние помимо своего увольнения из органов внутренних дел, лишался бы также, всех льгот, гарантий, компенсаций, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания в медицинских учреждениях системы органов внутренних дел, жилья полученного благодаря его работе в органах внутренних дел Российской Федерации.

В заключении отметим, что коррупция является одной из причин разрушающих не только сферы жизни в государстве, но и жизнедеятельность каждого гражданина той или иной страны. Важно отметить, что коррупционная составляющая в деятельности органов внутренних дел не приемлема, так как одной из задач МВД России является противодействие коррупции на территории Российской Федерации.

Литература

1. https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korrupts ii/

2. https://www.un.org/ru/

3. Магомедов Н.Н. Личность преступника -взяткополучателя.Автореф... канд. Юрид. Наук. М., 2013. С.10

4.

https://www.rbc.ru/politics/26/03/2019/5c9a44be9a794 7db60fbf4a0

5. https://lenta.ru/news/2018/05/17/pirumov2/

6. https://www.idelreal.org

7. https://susanin.news/articles/solovev-sudnyy-den/

8. https://www.kp.ru/daily/26932/3982754/

5'

m

о

а

Н

А У

т; А

9. Е.М. Леонов. О внедрении стандарта антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. Труды Академии управления МВД России. 2009, № 2. С. 129.

10. Криминология: учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М., 1998. - С. 177.

11. Магомедов Н.Н. Личность преступника -взяткополучателя.Автореф... канд. Юрид. Наук. М., 2013.

12. Организация управления органами внутренних дел: учебник / под общ. ред. А.М. Кононова, И.Ю. Захватова. 2-е изд. перераб. и доп. - М., 2016.

13. Информационные технологии в управлении органами внутренних дел: учебник / В.В. Баранов. - М.: Академия управления МВД России, 2015.

14. Организация и проведение мероприятий морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности территориальных органов и образовательных организаций МВД России: методическое пособие. - М.: ДГСК МВД России, 2015.

Prevention of corruption behavior of internal affairs officers

Sumina E.A., Shmidt A.K.

Academy of management Ministry of internal Affairs of Russia

This article examines and analyzes the corruption prevalence of our society and the state of corruption. The data of the international anti-corruption movement. The author cites UN data on ratings of countries with a high level of human development. Also in the article are examples of corruption crimes in state bodies of executive power and a set of preventive measures is given to prevent corruption among employees of the internal affairs bodies.

Keywords: internal affairs bodies, corruption, prevention of corrupt behavior, conflict of interest, anti-corruption.

References

1. https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/

2. https://www.un.org/ru/

3. Magomedov N.N. The identity of the criminal - the bribe taker.

Autoref ... Cand. Legal Of science M., 2013. P.10

4. https://www.rbc.ru/politics/26/03/2019/5c9a44be9a7947db60fbf4a0

5. https://lenta.ru/news/2018/05/17/pirumov2/

6. https://www.idelreal.org

7. https://susanin.news/articles/solovev-sudnyy-den/

8. https://www.kp.ru/daily/26932/3982754/

9. E.M. Leonov. On the implementation of the standard of anticorruption behavior of internal affairs officers. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009, No. 2. P. 129.

10. Criminology: a textbook / ed. N.F. Kuznetsova, G.M. Minkovsky. - M., 1998. - p. 177.

11. Magomedov N.N. The identity of the criminal - the bribe taker. Autoref ... Cand. Legal Of science M., 2013.

12. Organization of management of internal affairs bodies: a textbook / under total. ed. A.M. Kononova, I.Yu. Zakhvatov. 2nd ed. pererabot and add. - M., 2016.

13. Information technologies in the management of internal affairs bodies: a textbook / V.V. Rams. - M .: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015.

14. Organization and conduct of activities for the moral and psychological support of operational activities of territorial bodies and educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: a manual. - M .: DGSK MIA of Russia, 2015.

X <¡2 о

0 сч <e

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.