УДК 001.201
Байтерякова А. студент 2 курса Институт педагогики ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова» Российская Федерация, г. Магнитогорск ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРЭКСТРИМИЗМА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. На современном этапе развития мировой информационной системы все большее количество молодого населения становится активными пользователями мировой сети Интернет, часть этого населения весьма значительно оказывается подвержена крайним негативным проявлениям данного информационного пространства, что часто принимает формы киберэкстремизма (причем если несколько лет назад данная проблема преимущественно касалась старшей молодежи - выпускников школ, студентов, то сегодня она не обошла стороной и учащихся старших классов средних общеобразовательных школ, то есть проблема «молодеет» с каждым годом). Поиску направлений решения данной проблемы посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: интернет, сайт, информация, информатизация, контент, чат-румы. экстремизм, киберэкстремизм, «мировая паутина», пропаганда, толерантность, межэтнические.
На современном этапе развития мировой информационной системы все большее количество молодого населения становится активными пользователями мировой сети Интернет, часть этого населения весьма значительно оказывается подвержена крайним негативным проявлениям данного информационного пространства, что часто принимает формы киберэкстремизма (причем если несколько лет назад данная проблема преимущественно касалась старшей молодежи - выпускников школ, студентов, то сегодня она не обошла стороной и учащихся старших классов средних общеобразовательных школ, то есть проблема «молодеет» с каждым годом).
Интернет - в свое время появившийся как уникальный ресурс, объединяющий в себе миллионы людей, находящихся по разные стороны земного шара, впоследствии ставший способом мгновенного общения, хранения и передачи информации, громадной библиотекой и местом для проведения серьезных научных конференций и диспутов, как и любое доброе начинание практически с самого момента своего появления имеет и обратную теневую сторону, порождая порнографию, словоблудие, интернет-зависимость и различные киберэкстремистские проявления.
Согласно мнению Г.Н. Чусавитиной своим механизмом, способом совершения киберэкстремисткая деятельность имеет определенную присущую только ей специфику, имеет высокий уровень латентности и
низкий уровень раскрываемости [6].
Под киберэкстремизмом понимают профанацию крайних взглядов в виртуальном (кибер-) пространстве, наибольшую активность, проявившую с 2012 года, когда количество официально зафиксированных преступлений в этой области стало насчитываться сотнями (2012 г. - 231; 2013 г. - 375 и т.д.), преимущественно используя для этого социальные сети.
Преимущественно киберэкстремистские проявления оказывают влияние прежде всего на молодежь, являющуюся наиболее активным пользователем интернет-сетей и прежде всего социальных сетей. Не помогают и оказываются практически бессильными государственные меры по безопасности, применяемые на законодательном уровне российским правительством (ФЗ №№ 114, 149) [4].
Но, как известно, на каждую меру рождается своя собственная контрмера, чему способствует плохая контролируемость интернет-ресурсов, а также сложность автоматического распознавания информации экстремистского характера. Часто для обычных людей экстремистская информация косвенного характера выглядят как нечто обыденное, тем более, что для ее распространения используются многочисленные формы и средства (форумы, чат-румы, обычная рассылка и т.д.).
Проблема осложняется тем, что под старший школьный возраст подпадает так называемый «подростковый период». Психологи этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом [9]. Все более актуальной становится проблема заманивания школьников в экстремистские группы посредством социальных сетей, в блогосфере, форумах и сетевых сообществах. Согласно статистических данных ВЦИОМ значительная часть активных интернет-пользователей - это молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет [2]. При этом порядка 8 млн. - это дети даже младше паспортного возраста. Это говорит о том, что больше всего под подобного рода пагубные воздействия попадают молодые люди, причем чем моложе аудитория, тем более эффективны подобного рода экстремистские воздействия. В школьные годы молодые люди особенно подвержены манипуляции и неразборчиво поддерживают разные идеологии. [3].
Мусаелян М.Ф. [7] к направлениям профилактики экстремизма среди старших школьников относит прививание подросткам основ толерантности; усиление контроля за деятельностью общественных организаций (благотворительных организаций, военно-патриотических клубов); более жесткий контроль за деятельностью СМИ и мониторинг сети Интернет; выработка комплексной молодежной политики.
Ряд авторов считает, что профилактика киберэкстремизма среди старших школьников должна осуществляться по трем направлениям: юридическому, акмеологическому, технологическому. Исходя из первого направления, профилактика проводится на уровне формирования осознания ответственности за киберэкстремистские действия и величину наказания [4]. Акмеологическое направление предусматривает построение строгой системы
ценностей у старших школьников, ориентированную на противостояние влиянию киберэкстремизма. Где важнейшей является воспитательная функция образовательного процесса, выработка единой государственной политики воспитательного воздействия. Технологическое направление предполагает фильтрацию интернет-контента и персонификацию доступа к потенциально опасным ресурсам, в том числе и при поддержке различных общественных организаций и отделов образования [4].
В сфере школьного образования в последние годы все большее внимание уделяется профилактике киберэкстремизма, особенно на уроках БЖД, истории, обществознания, а также на факультативных занятиях и собраниях. Однако этого явно недостаточно. Так как в отличие от высшего образования, в школах практически не выполняется диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у старших школьников, весьма мало и не во всех школах проходят мероприятия антитеррористического и антиэкстремистского характера, практически не разрабатываются проекты для вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность, участие в городских мероприятиях по профилактике экстремизма. Занятия на темы, имеющие антиэкстремистскую направленность, проводятся, как правило, только в рамках школьной учебной программы. Весьма эффективен в этом отношении опыт высших учебных заведений, где в последние годы с учетом обострившихся международных отношений и увеличения случаев террористических актов по всему миру, стали появляться занятия на темы: «Конституция РФ о межэтнических отношениях»; «Сущность терроризма»; «Дисциплинированность и бдительность - в чем выражается их взаимосвязь?»; «Как террористы и экстремисты могут использовать подростков и молодежь в своих преступных целях»; «Мы голосуем за мир»; Профилактика и разрешение конфликтов»; «Богатое многообразие мировых культур» и т.п. [8].
Однако и в рамках среднего школьного образования все больше возрождаются благие начинания советской эпохи: пока еще недостаточно но все же проводится разъяснительная работа среди школьников по предупреждению киберэкстремизма с приглашением представителей правоохранительных органов, депутатов, общественных организаций, неформальные лидеры, а также организуются беседы, классные часы, направленные на формирование чувства патриотизма, толерантности, веротерпимости, миролюбия между гражданами различных этнических групп населения, критического мышления, позитивных установок в отношении представителей различных этнических групп, уважения к культуре и традициям народов России, навыков бесконфликтного общения, интеграцию и адаптацию мигрантов. Большое внимание должно быть уделено (в рамках основного и дополнительного школьного образовательного процесса) разъяснению потенциальных угроз, исходящих от организаций и объединений насильственного экстремизма и радикализации [10].
Таким образом, профилактика киберэкстремизма в образовательной
школьной среде является актуальной и серьезной проблемой. Особое внимание следует уделять старшему школьному возрасту, который является одним их наиболее активных пользователей сети интернет и наиболее подвержен негативному влиянию. Улучшение функционирования сервисов безопасности интернета также позволит наладить общую систему предупреждения терроризма и экстремизма, которые сегодня несут наибольшую угрозу. Профилактика киберэкстремизма является комплексной проблемой, для решения которой необходимо задействовать юридические, психолого-педагогические и ИКТ-инструменты, совокупное воздействие которых будет наиболее эффективно и прежде всего именно в области самого внушаемого населения (из активных пользователей сети интернет) - старших школьников.
Использованные источники:
1. Альперович В., Кравченко М.А., Сибирева О.А., Юдина Н.Ю. Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2013 году: сборник ежегодных докладов Информационно-аналитического центра «СОВА». / Под. ред. Верховского А.М. - М.: Центр «СОВА», 2014. — 163 с.
2. Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактики киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 20.09.2016).
3. Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
4. Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. - Магнитогорск: Дом печати, 2014. - 203 с.
5. Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. - С. 205219.
6. Курзаева Л.В., Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих педагогических кадров к превенции киберэкстремизма среди молодежи: моделирование процесса установления требований к процессу профессиональной подготовки // Фундаментальные исследования. 2014. №12-5. С. 1078-1082.
7. Мусаелян М.Ф. Профилактика экстремизма - важнейшее направление противодействия экстремизму в Российской Федерации // Адвокат. - 2009. -№7. - С.99.
8. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Психологические основания социально-культурных рисков в процессе киберсоциолизации современной молодежи // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 19-20 ноября 2015 г.) / отв. ред. Ю.А. Зубок. Воронеж: ООО «ПТ», 2015. С. 537-543.
9. Психология и педагогика подросткового возраста - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://murzim.m/nauka/pedagogika/26496-psihologiya-i-pedagogikapodrostkovogo-vozrasta.html (дата обращения 20.09.2016).
10.Чернова Е.В. Компетенции педагогических кадров в области превенции идеологии киберэкстремизма среди молодежи // Фундаментальные исследования. - 2013. - №10 - 9. - С. 2075-2079; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show article&article id=1000181.
УДК 336.66
Бакланов А. С. магистрант
Международная академия бизнеса и новых технологий
Россия, г. Ярославль ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ МЧС РОССИИ Ключевые слова. Экономика, бухгалтерия, бюджетный учёт, основные средства, МЧС России
Аннотация. Объект исследования - организация бюджетного учёта. Выявлены особенности организации бюджетного учёта основных средств в учреждениях МЧС России. Показаны экономическая природа и значение бюджетного учёта. Сделан вывод о том, что эффективная организация бюджетного учёта влияет на обеспечение деятельности казённых учреждений.
Baklanov Alexey Undergraduate
International Academy of Business and New Technologies (Yaroslavl) FEATURES OF CONDUCTING BUDGET ACCOUNTING OF FIXED ASSETS THE INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA Key words. Economics, accounting, budget accounting, fixed assets, EMERCOM of Russia
Abstract. Object of research - organization of budget accounting. Peculiarities of organization of the budget accounting of fixed assets in institutions of EMERCOM of Russia. To show the economic nature and value of budget accounting. It is concluded that an effective organization of budget accounting impact on maintenance of activity of public institutions.
Бюджетный учёт играет особую роль в деятельности всех бюджетных организаций. 01 декабря 2010 г. был подписан приказ Министерства финансов Российской Федерации № 157 «Об утверждении Единого плана