Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ВОВЛЕЧЕНИЮ В КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ВОВЛЕЧЕНИЮ В КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ КОЛЛЕДЖА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / КИБЕРЭКСТРЕМИЗМ / КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Евгений Владимирович, Диденко Галина Александровна, Степанова Оксана Александровна, Касюк Сергей Тимурович

Интенсификация информационных потоков приводит к возрастанию киберугроз. Возможности реализации проникновения в виртуальное пространство и внедрения информации экстремистского толка, опасность повышения такой активности приводят к обострению проблемы подготовки профессиональных кадров, способных противостоять киберугрозам в их современном выражении. Цель публикации - представить описание разработанного электронного образовательного ресурса (ЭОР), как эффективного средства формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность (ПВКЭД). Для цифрового поколения обучающихся электронный образовательный ресурс «Профилактика киберэкстремизма среди обучающихся колледжа» является не просто инструментом, а естественной средой, дающей возможность получать информацию по противодействию киберэкстремизму в удобном интерактивном режиме. Электронный образовательный ресурс включает в себя лекционный материал, тест-опросники, ссылки на видеоматериалы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи, интерактивные упражнения, методические рекомендации по формированию готовности обучающихся колледжа к ПВКЭД. Разработанный ЭОР в будущем будет дополняться новыми материалами, заданиями, расширяться за счёт использования новых возможностей современных информационных технологий. Статья представляет научный интерес для ученых в области образования и специалистов в области цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диденко Евгений Владимирович, Диденко Галина Александровна, Степанова Оксана Александровна, Касюк Сергей Тимурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE AS A MEANS OF FORMING THE COLLEGE STUDENTS' READINESS TO COUNTERACT THE INVOLVEMENT IN CYBER-EXTREMIST ACTIVITIES

The intensification of information flows leads to the increase of cyber threats. Possibilities of realizing penetration into virtual space and introducing extremist information, the danger of increasing such activity aggravate the problem of training cybersecurity experts. The purpose of the article is to give the description of the developed electronic educational resource (EER) as an effective means of forming the readiness of college students to preventing involvement in cyber-extremist activities (PICEA). For the digital generation of students, the electronic educational resource “Prevention of Cyber-extremism among College students” is not just a tool, but also a natural environment giving the information about combating cyber-extremism in an interactive mode. The electronic educational resource includes lecture materials, quizzes, links to video materials about the prevention of cyber-extremism among youth, interactive exercises, and PICEA methodological recommendations for college students. In the future, the developed EER will be supplemented with new materials, tasks, and will be expanded due to using the use of new opportunities of modern information technologies. The article is written for scientists in the field of education and specialists in the field of informational technologies.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ВОВЛЕЧЕНИЮ В КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

V7TK" ^771^1 1 4 ПП4 41 \r~\ lT\fS\ 0,2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД14 J ' 'ЛЛЛ+.ШЧ.-И |(сс) (jjCS) Tins is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0024 imtw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ВОВЛЕЧЕНИЮ В КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© Автор(ы) 2021 ORCID: 0000-0002-1225-6199 ДИДЕНКО Евгений Владимирович, магистр профессионального обучения, психолог психологической

лаборатории ФКУ Исправительной колонии №1

ГУФСИН России по Челябинской области (456658, Россия, Копейск, пос. Октябрьский, ул. Городок-1, e-mail: ewgen_7483@mail.ru) SPIN: 1448-7003 AuthorlD: 656944 ORCID: 0000-0003-4117-7294

ДИДЕНКО Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, медицинской информатики, информатики и статистики, физики Южно-Уральский государственный медицинский университет (454092, Россия, Челябинск, улица Воровского, 64, e-mail: pga80@mail.ru)

SPIN: 6248-2159 AuthorlD: 639988 ORCID: 0000-0002-9977-5628

СТЕПАНОВА Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, медицинской информатики, информатики и статистики, физики Южно-Уральский государственный медицинский университет (454092, Россия, Челябинск, улица Воровского, 64, e-mail: okalst@mail.ru)

SPIN: 3466-6146

AuthorID: 339896

ORCID: 0000-0001-6760-750X

КАСЮК Сергей Тимурович, кандидат технических наук, доцент кафедры математики, медицинской

информатики, информатики и статистики, физики Южно-Уральский государственный медицинский университет (454092, Россия, Челябинск, улица Воровского, 64, e-mail: sergey.kasyk@gmail.com) Аннотация. Интенсификация информационных потоков приводит к возрастанию киберугроз. Возможности реализации проникновения в виртуальное пространство и внедрения информации экстремистского толка, опасность повышения такой активности приводят к обострению проблемы подготовки профессиональных кадров, способных противостоять киберугрозам в их современном выражении. Цель публикации - представить описание разработанного электронного образовательного ресурса (ЭОР), как эффективного средства формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность (ПВКЭД). Для цифрового поколения обучающихся электронный образовательный ресурс «Профилактика киберэкстремизма среди обучающихся колледжа» является не просто инструментом, а естественной средой, дающей возможность получать информацию по противодействию киберэкстремизму в удобном интерактивном режиме. Электронный образовательный ресурс включает в себя лекционный материал, тест-опросники, ссылки на видеоматериалы по профилактике кибе-рэкстремизма среди молодежи, интерактивные упражнения, методические рекомендации по формированию готовности обучающихся колледжа к ПВКЭД. Разработанный ЭОР в будущем будет дополняться новыми материалами, заданиями, расширяться за счёт использования новых возможностей современных информационных технологий. Статья представляет научный интерес для ученых в области образования и специалистов в области цифровых технологий.

Ключевые слова: готовность, обучающиеся колледжа, противодействие, вовлечение, киберэкстремизм, комплекс педагогических условий, методика реализации педагогических условий, электронный образовательный ресурс.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE AS A MEANS OF FORMING THE COLLEGE STUDENTS' READINESS TO COUNTERACT THE INVOLVEMENT IN CYBER-EXTREMIST ACTIVITIES

© The Author(s) 2021

DIDENKO Evgeniy Vladimirovich, Master (Professional Training), Psychologist of Psychological Laboratory of

Correctional Colony № 1 of the Main Departure Federal Penitentiary Service of Russia in the Chelyabinsk Region (456658, Russia, Kopeysk, Oktyabrsky settlement, Gorodok-1 st. e-mail: ewgen_7483@mail.ru) DIDENKO Galina Alexandrovna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematics, Medical Informatics, Informatics and Statistics, Physics

South Ural State Medical University (454092, Russia, Chelyabinsk, Vorovsky st., 64, e-mail: pga80@mail.ru) STEPANOVA Oksana Alexandrovna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematics, Medical Informatics, Informatics and Statistics, Physics

South Ural State Medical University (454092, Russia, Chelyabinsk, Vorovsky st., 64, e-mail: okalst@mail.ru) KASYUK Sergey Timurovich, candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematics, Medical Informatics, Informatics and Statistics, Physics South Ural State Medical University (454092, Russia, Chelyabinsk, Vorovsky st., 64, e-mail: sergey.kasyk@gmail.com) Abstract. The intensification of information flows leads to the increase of cyber threats. Possibilities of realizing penetration into virtual space and introducing extremist information, the danger of increasing such activity aggravate the problem of training cybersecurity experts. The purpose of the article is to give the description of the developed electronic educational resource (eEr) as an effective means of forming the readiness of college students to preventing involvement in cyber-ex-102 OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ДИДЕНКО Евгений Владимирович и другие электронный образовательный ресурс...

tremist activities (PICEA). For the digital generation of students, the electronic educational resource "Prevention of Cyber-extremism among College students" is not just a tool, but also a natural environment giving the information about combating cyber-extremism in an interactive mode. The electronic educational resource includes lecture materials, quizzes, links to video materials about the prevention of cyber-extremism among youth, interactive exercises, and PICEA methodological recommendations for college students. In the future, the developed EER will be supplemented with new materials, tasks, and will be expanded due to using the use of new opportunities of modern information technologies. The article is written for scientists in the field of education and specialists in the field of informational technologies.

Keywords: readiness, college students, counteraction, involvemen, cyber extremism activities, a complex of pedagogical conditions, a methodic for the implementation of pedagogical conditions, electronic educational resource.

ВВЕДЕНИЕ

Глобализация современного мира неразрывно связана с таким популярным явлением как Интернет. Благодаря всемирной сети функционируют различные информационные потоки, появилась возможность безграничного общения в современных социальных сервисах. В связи с широкой доступностью сети Интернет важно обеспечить безопасность, работающих в ней людей. К числу опасных угроз в сети Интернет относится экстремизм.

Экстремизм в киберпространстве называется кибе-рэкстремизмом. В последнее время отмечается значительный рост активности киберэкстремизма, вследствие этого актуализируется проблема противодействия этому явлению, критического восприятия информации, находящейся в сети Интернет.

Проблема уязвимости юношеской и подростковой аудитории негативному экстремистскому воздействию неоднократно обсуждалась в научных кругах. Одним из направлений её решения становится педагогическое сопровождение в процессе обучения и целенаправленная профессиональная подготовка будущих специалистов в области IT, акценты в которой определены именно на ПВКЭД на всех уровнях профессионального образования.

Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Многие ученые уделяют огромное внимание подготовке молодежи к противодействию экстремизма (А.М. Багмет, В.В. Бычков, Л.В. Голоскоков, Г.И. Емельянов, С.Н. Иванов, Д.А. Лазарев и др.); вопросам подготовки молодежи к противодействию экстремизма в Интернете, т.е. киберэкстремизму (И.И. Аминов, Е.А. Антонян, А.С. Доколин, И.Н. Мовчан, Е.В. Зеркина, В.В. Упортников, Е.В. Чернова, Г.Н. Чусавитина, О.С. Жукова и др.) [1-16].

Вопросы, связанные с изучением экстремизма, кибе-рэкстремизма в целом как явления, а также с профилактикой и предотвращением распространения среди молодежи рассматриваются в работах зарубежных авторов (А. Али (A. Aly), А. Оксанен (A. Oksanen), Дж. Хавдон (J. Hawdon), Е. Холкери (E. Holkeri), Е. Тейлор (E. Taylor), К. Кристман (K. Christmann), К. Крилли (K. Crilley), Л. Гирон (L. Gearon), С. Карновский (S. Karnovsky), М. Кастельс (M. Castells), М. Няси (M. Näsi), П. Рясанен (P. Räsänen) и др.) [17-22].

Одной из причин такого делинквентного явления как киберэкстремизм является психологическая причина, связанная с девиантным, аддиктивным поведением личности в информационной среде. Так называемые вопросы киберпсихологии, технологической и интернет-зависимости, тревожности, а также методик диагностики зависимостей изучались в работах таких исследователей, как В. Галловой (V. Gallova), Д. Морэйхан-Мартина (J. Morahan-Martin), К. Янга (K.Young), М. Гриффитса (M. Griffits), М. Палашинского

(M. Palasinski), М. Хуменна (M. Humann), Н. Шортленда (N. Shortland) и др. [23-27].

Вышеперечисленные труды рассматривают различные аспекты, связанные с противодействием киберэкстремизму, но нас интересует специфика педагогического сопровождения процесса формирования готовности к ПВКЭД обучающихся колледжа. Сегодня в процессе обучения и воспитания у обучающихся колледжа необходимо обеспечить духовно-нравственное развитие, гражданское, патриотическое воспитание и готовность к ПВКЭД.

МЕТОДОЛОГИЯ

Исследование выполнено с опорой на системно-процессный, личностно-деятельностный, рефлексивный и аксиологический подходы. При проведении экспериментальной работы были выбраны следующие методы: контент-анализ, понятийно-терминологический анализ, теоретико-методологический анализ, дискурсивная рефлексия, педагогическое моделирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Для экспериментальной проверки изложенных ранее методологических подходов к решению проблемы подготовки обучающихся колледжа к ПВКЭД, нами были реализованы констатирующий, формирующий и итоговый педагогический эксперимент. В экспериментальной работе приняли участие сто два обучающихся ИТ-специальностей Южно-Уральского государственного колледжа. Студентов разделили на одну контрольную и три экспериментальные группы. В ходе педагогического эксперимента нами была использована и адаптирована программа диагностики уровня готовности студентов к ПВКЭД, предложенная А.С. Доколиным [28]. В ходе реализации итогового этапа происходило обобщение результатов, а также внедрение рекомендаций в педагогическую практику колледжей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В рамках исследования была адаптирована, обоснована и реализована структурно-функциональная модель формирования готовности обучающихся колледжа к ПВКЭД. За основу модели была взяты структурные (нормативно-целевой блок, методологический, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный) и функциональные компоненты (функции педагога, функции готовности обучающихся к ПВКЭД) модели формирования готовности обучающихся вуза к ПВКЭД, выделенные А.С. Доколиным [28]. Выделенные компоненты были нами адаптированы для условий подготовки обучающихся колледжа, а содержательно-процессуальный блок модели наполнен авторским содержанием.

Кроме того, была «разработана и апробирована методика реализации комплекса педагогических условий формирования готовности обучающихся колледжа к ПВКЭД. Она включает в себя целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты» [29]. Целевой компонент является системообразующим и состоит из системы взаимосвязанных целей. Содержательный компонент состоит из учебных тем дисциплин: «Информационные технологии», «Компьютерная графика», «Информационная безопасность», на которых обучающиеся, выполняя задания, знакомятся с информацией ПВКЭД. Процессуальный компонент содержит в себе методы обучения, организационные формы учебного процесса и средства обучения,

выделенные отдельно для каждого педагогического условия. Результативный компонент методики включает в себя систему результатов сформированное™ отдельных компонентов готовности ПВКЭД обучающихся колледжа, а именно - аксиологического, процессуально-рефлексивного и когнитивно-целевого [30].

Первое педагогическое условие реализуется через проблемно-рефлексивные лекции, с активным использованием мультимедиа, практические занятия, самостоятельную работу обучающихся с применением словесных (рассказ, объяснение, беседа, рефлексивный диалог), наглядных (метод наблюдения, видеометод) и практических методов (упражнения, дидактические игры) при изучении дисциплин информационного цикла: «Информационные технологии», «Компьютерная графика» на первом курсе и «Информационная безопасность» на втором курсе. В качестве средств обучения мы применяли задания, вопросы, информационные и компьютерные технологии, облачные сервисы, компьютерные тесты, электронный образовательный ресурс «Профилактика киберэкстремизма среди обучающихся колледжа» [30].

Второе педагогическое условие реализуется через лекции-консультации, лекции-дискуссии, лекции-провокации, практические занятия, самостоятельную работу, внеучебные мероприятия (беседы, встречи, тренинги и др.) с применением словесных (беседа и мозговой штурм), наглядных (метод демонстрации) и практических методов (анализ конкретных ситуаций и его разновидности: метод проигрывания ситуаций, метод кейс-стади, метод «инцидента») при изучении дисциплин информационного цикла: «Информационные технологии», «Компьютерная графика» на первом курсе и «Информационная безопасность» на втором курсе. В качестве средств обучения мы применяли задания, ситуационные упражнения, аудиовизуальные и технические средства (мультимедийный проектор, компьютер), облачные сервисы, компьютерные тесты, электронный образовательный ресурс «Профилактика киберэкстремиз-ма среди обучающихся колледжа» [30].

Реализация последнего третьего педагогического условия осуществлялась на практических занятиях, также посредством выполнения самостоятельных работ по разработке проектов. На занятиях применялись словесные (рассказ, объяснение), наглядные (демонстрации) и практические (метод проектов) методы.

На лекционных и практических занятиях мы активно применяли разработанный нами электронный образовательный ресурс (далее - ЭОР) «Профилактика кибе-рэкстремизма среди обучающихся колледжа», который является эффективным средством формирования готовности к ПВКЭД, как показали результаты исследования.

Это связано с тем, что цифровые технологии внесли изменения в формы взаимодействия между педагогами и обучающимися, инициируя новые модели построения и организации процесса обучения в образовательных учреждениях и, как следствие, появление другого современного цифрового поколения.

Под ЭОР мы понимаем «образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [31].

Для цифрового поколения или так называемого «поколения аборигенов» [32] характерна сложная адаптация к академическим (знаниевым) формам обучения, таким как, например, традиционная лекция изложения или репродуктивные практические работы. Цифровые технологии для данного поколения являются не просто инструментом, а естественной средой, дающей возможность получать информацию в интерактивном режиме.

Как отмечено в проекте дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения: «... особенности цифрового поколения (восприятия, внимания, мышления, мотивации, поведенческих 104

паттернов, образа жизни, мировоззрения) определяют психолого-педагогическую специфику целеполагания, принципов, подходов к формированию содержания, форм и методов цифровой дидактики» [33].

При разработке ЭОР мы руководствовались следующими дидактическими и технологическими требованиями:

«...представленный материал должен быть дидактически полным, с декомпозицией на модули (теория, практика, тестирование) по темам; должна быть реализована система поиска, работа с глоссарием, возможность использования справочных материалов, онтологий и др.; практические и контрольные задания должны учитывать уровень усвоения материала обучаемым: описательный, объяснительный, креативный; должен содержать справочную систему по работе с управляющими элементами; должна быть предусмотрена возможность модификации компонентов» [34].

В качестве среды для разработки ЭОР нами был использован веб-сервис uCoz, который является одним из первых серьезных представителей облачных вычислений Software as a service («Программное обеспечение как услуга»). Универсальность сервиса uCoz характеризует удобное получение доступа к приложению, требующее только наличие браузера и подключение к сети Интернет, позволяет объединять различных пользователей и создавать сайты различных типов.

Важно отметить, что веб-сервис uCoz предоставляет пользователю специализированный инструментарий для разработки электронных образовательных ресурсов, который реализует идею «программирование без программирования».

Конструктор сайтов uCoz позволяет в большой степени реализовать возможности полноценных Web-хостингов, систем управления сайтами CMS («Content Management System»). uCoz отличает наличие большого числа функциональных модулей, позволяющих реализовать поставленную задачу, большого числа готовых тематических шаблонов, редактируя которые можно изменять дизайн и структуру собственной страницы, встроенного визуального редактора HTML, позволяющего вносить различные корректировки кодов, не имея полноценных знаний HTML, CSS, PHP.

Разработанный ЭОР реализует следующие дидактические функции:

1. Возможность погружения студентов, принадлежащих к так называемому IT поколению, в аутентичную среду, предлагающую интерактивное получение знаний и выполнение практических работ, визуализацию учебного материала и мобильность при изучении тем (выбора времени, порядка прохождения).

2. Возможность проведения автоматизированного интегрированного контроля результатов обучения на разных этапах изучения материала.

3. Активизация учебно-познавательной самостоятельности обучающихся за счет расширения учебного контента, предоставления ссылок на различные цифровые образовательные ресурсы по киберэкстремизму.

4. Возможность спроектировать целостную индивидуальную траекторию формирования готовности обучающихся к противодействию вовлечению в киберэкстре-мистскую деятельность.

Основным требованием к ЭОР является возможность обеспечить все составляющие образовательного процесса (получение информации, выполнение практических заданий, проведение аттестации). В связи с этим, ЭОР «Профилактика киберэкстремизма среди обучающихся колледжа» включает в себя следующий контент: лекционный материал; тест-опросники; ссылки на видеоматериалы по профилактике киберэкстремизма среди молодежи; интерактивные упражнения; методические рекомендации по формированию готовности обучающихся колледжа к ПВКЭД.

С помощью разработанного ЭОР в разделе «Лекции»

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ДИДЕНКО Евгений Владимирович и другие электронный образовательный ресурс...

студенты могут получить информацию по темам курса: история возникновения киберэкстремизма, основные законодательные акты по противодействию киберэкстре-мизму, «информационная война» с киберпреступления-ми, киберэкстремизмом и кибертерроризмом, механизмы противодействия киберэкстремизму и кибертерро-ризму в системе образования.

Дополнительный материал по курсу (информационный, видео и др.) можно получить в «Видео материалах», путем доступа к проекту «Экстремизму. нет».

Полученные знания обучающиеся закрепляют с помощью практических интерактивных заданий, предложенных в разделе «Упражнения», которые разработаны нами в облачном сервисе LearningApps. LearningApps. org является некоммерческой платформой для поддержки процессов обучения и разрабатывается, и поддерживается некоммерческой ассоциацией Verein LearningApps interaktive Bausteine. Данный сервис является открытой платформой для проектирования интерактивных модулей, интеллектуальных заданий, предполагающих совместную и индивидуальную работу над заданиями. Учитывая возможность работы в сервисе с абсолютно любого устройства (телефон, планшет, компьютер или ноутбук и т.д.), у которого есть доступ к сети интернет, мы получаем инструмент обучения, работающий в любых условиях. Он имеет неограниченное дисковое пространство, позволяет создавать большое количество разнообразных упражнений, мгновенно получать обратную связь и абсолютно бесплатный.

Для обучающихся были разработаны и предложены следующие интерактивные упражнения: упражнение «Хронологическая линейка», «Классификация», «Пазл», игра «Скачки», игра «Парочки», «Кроссворд».

В упражнении «Хронологическая линейка» необходимо установить в хронологическом порядке появление Федеральных законов Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму (киберэкстремизму). В упражнении «Классификация» требуется соотнести тему проектного задания с направлением профилактики киберэкстремизма (юридическое, технологическое и акмеологическое). В упражнении «Пазл» обучающиеся должны сопоставить элемент пазла с соответствующей категорией, например, «к экстремистской деятельности относятся» и «основные принципы противодействия экстремистской деятельности». В упражнении «Скачки» необходимо выбрать правильный ответ на вопрос из предложенных вариантов. Игра «Парочки» и «Кроссворд» позволяют проверить знание определений следующих понятий: «радикализм», «кибертерроризм», «киберэкстремизм», «экстремизм», «терроризм».

В процессе обучения обучающимся предлагается не только выполнить готовые упражнения, но и разработать их самостоятельно по теме ПВКЭД.

Полноценная учебная работа невозможна без проведения контроля и самодиагностики полученных знаний обучающегося. На нашем сайте предложены тесты-опросники, разработанные в облачном сервисе Google Формы. Данный сервис позволяет создавать разнообразные тесты и опросы, которые потом по почте получают респонденты. Результаты автоматически отправляются в электронные Google таблицы для статистической обработки данных.

Предложенные тест-опросники позволяют: выявить полноту знаний обучающихся о таком явлении, как киберэкстремизм, способах и средствах ПВКЭД; провести диагностику сформированности мотивов ПВКЭД, уровня рефлексивности, общечеловеческих и культурных ценностей.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы. В данное время осуществляется активная работа на нормативно-правовом уровне по ПВКЭД и имеется большая потребность в работе с молодежью в данном направлении, в частности, со сту-

дентами колледжей.

Для решения этой проблемы в работе были разработаны и адаптированы педагогические механизмы подготовки личности, способной противостоять экстремистской пропаганде.

Применение в образовательном процессе разработанного ЭОР позволило спроектировать для обучающихся индивидуальную траекторию формирования готовности к ПВКЭД как в процессе изучения дисциплин информационного цикла, так и в процессе самостоятельной познавательной работы обучающихся при работе над проектами, кейсами и другими заданиями.

Такие преимущества ЭОР, как интерактивность, мобильность, доступ к материалам с различных устройств, позволяют дифференцировать подход к формированию готовности обучающихся колледжа к ПВКЭД, исходя из уровня подготовки каждого обучающегося и динамики его изменения. Разработанный ЭОР как инструмент формирования ПВЭКДВ обладает большим потенциалом, мобильностью за счет постоянного обновления и дополнения новыми материалами, заданиями, за счёт использования новых возможностей современных информационных технологий.

В дальнейшем изучение проблемы формирования готовности к ПВКЭД может быть продолжено в следующих направлениях: в разработке и апробации концепции формирования готовности обучающихся школ, колледжей, вузов к ПВКЭД; в разработке цифровых образовательных ресурсов, мультимедийных материалов, как средств формирования готовности обучающихся школ, колледжей, вузов к ПВКЭД.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Багмет А.М., Бычков В.В., Голоскоков Л.В. и др. Молодежный экстремизм: понятие и противодействие: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность»/А.М. Багмет, В.В. Бычков, Л.В. Голоскоков и др. Москва: ЮНИТИ. 2020. 319 с.

2. Емельянов Г.И. Особенности проявления экстремизма в молодёжной среде и его профилактика: монография / Г.И. Емельянов. Ростов-на-Дону: [б. и.]; Таганрог: Изд-во Южного федерального унта. 2018. 145 с.

3. Иванов С.Н. Национальный (этнический), конфессиональный (религиозный) и политический экстремизм в молодежной среде Удмуртской республики: материалы социологического исследования 2018 года / С.Н. Иванов, И.Л. Поздеев, М.В. Тенсин. Ижевск: ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2018. 166 с.

4. Лазарев ДА. Молодежный экстремизм в условиях трансформирующегося российского общества: проблемы профилактики и противодействия: дис. ... канд. социол. наук. Краснодар. 2018. 172 с. URL: https://крду.мвд.рф/upload/site119/ document_file/Dissertaciya_Lazarev_ Stavropol_ekstremizm.pdf (дата обращения: 13.04.2020)

5. Антонян Е.А., Клещина Е.Н., Аминов И.И. [и др.] Противодействие кибертерроризму и киберэкстремизму: научно-практическое пособие / Е.А. Антонян, Е.Н. Клещина, И.И. Аминов [и др.]; под общей редакцией Е. А. Антонян. - Москва: Научный консультант, 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.; ISBN 978-5907196-56-8

6. Доколин А.С., Чернова Е.В. Превенция вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность посредством компьютерных игр // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-5. С. 1074-1077.

7. Чусавитина Г.Н., Зеркина Н.Н. Профилактика киберэкстремиз-ма в системе современной высшей школы как социальная проблема // Мир науки. социология, филология, культурология. 2016. Т. 7. № 1. С. 2.

8. Упорников Р.В. Политико-правовые технологии противодействия информационному экстремизму в России: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2007. 148 с. URL: https://www.dissercat.com/ content/politiko-pravovye-tekhnologii-protivodeistviya-informatsionnomu-ekstremizmu-v-rossii (дата обращения: 12.03.2020).

9. Макашова В.Н., Чернова Е.В. Информационные технологии как фактор распространения идей киберэкстремизма в молодежной среде //Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2013. № 9. С. 328-335.

10. Мовчан И.Н., Чернова Е.В., Чусавитина Г.Н. Учебный проект как одна из форм противодействия киберэкстремизму среди школьников // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-3. С. 486-490.

11. Мовчан И.Н. Профилактика киберэкстремизма в молодежной среде в рамках школьного курса информатики // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 10. С. 93-96.

12. Недосекина А.Г., Чусавитина Г.Н. Формирование эстетического идеала как средство профилактики киберэкстремизма // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-5. С. 1083-1088.

13. Панталева Н.С., Пархитько Н.П. Кибертерроризм и киберэкстремизм как современные угрозы национальной и международной

безопасности //Юридическая наука. 2019. № 3. С. 47-50.

14. Таджибаев Э.Э. Формирование информационной культуры молодежи в борьбе против киберэкстремизма //Молодой ученый. 2017. № 20 (154). С. 470-473.

15. Могилевцева О.С., Селеня Д.А. Особенности профилактики киберэкстремизма в молодежной среде

// Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 1294-1297.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Лисина О.В. Проблемы противодействия молодежному кибе-рэкстремизму в условиях интернет-социализации: вопрос нравственного здоровья подрастающего поколения

// Теория и практика общественного развития. 2017. № 1. С. 4649.

17. Aly A., Taylor E., Karnovsky S. Moral Disengagement and Building Resilience to Violent Extremism: An Education Intervention / A. Aly., E. Taylor, S. Karnovsky. - DOI: https://doi.org/10.1080/105761 0X.2014.879379//Studies in Conflict & Terrorism. 2014. Vol. 37, No 4. Pp. 369-385. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1057610X. 2014.879379 (дата обращения: 24.04.2020).

18. Gearon L. The Counter Terrorist Classroom: Religion, Education, and Security / L. Gearon. - DOI: 10.4324/9780429464973-17 // Religious Education. 2013. Vol. 108, No 2. Pp. 129-147. URL: https:// www.researchgate.net/publication/330953195_ The_Politicization_and_ Securitization_of_Religion_in_Education (дата обращения: 12.05.2020).

19. Christmann K. Preventing religious radicalisation and violent extremism: A systematic review of the research evidence / K. Christmann //London: Youth Justice Board. 2012. 77p. URL: https://assets.publishing. service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/ file/396030/preventing-violent-extremism-systematic-review.pdf. (дата обращения 14.05.2020).

20. Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society / M. Castells. - DOI: 10.1093/joc/53.4.737 // Oxford: Oxford University Press. 2003. 304 p. - URL: https://www.researchgate. net/publication/249471554_The_lnternet_Galaxy_Reflections_ on_the_ lnternet_Business_and_Society_By_Manuel_Castells (дата обращения: 20.05.2020).

21. Crilley K. Information warfare: new battle fields Terrorists, propaganda and the Internet / K. Crilley. - DOI: https://doi.org/10.1108/ EUM0000000007059 // Aslib Proceedings. 2001. Vol. 53, No 7. Pp.250264. - URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ EUM0000000007059/full/html (дата обращения: 16.05.2020).

22. Oksanen A., Hawdon J., Holkeri E., Nasi M. and Rasanen P. Exposure to Online Hate among Young Social Media Users, Soul of Society: A Focus on the Lives of Children & Youth / А. Oksanen, J. Hawdon, E. Holkeri, M. Nasi, P. Rasanen. - DOI: https://doi.org/10.1108/S1537-466120140000018021 //Emerald Group Publishing Limited. 2014. Vol. 18. Pp. 253-273. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ S1537-466120140000018021/full/html (дата обращения: 20.05.2020).

23. Griffits M.D. Internet addiction: Internet fuels other addictions / M.D. Griffits // Student British Medical Journal. 1999. Vol. 7. Pp. 428-429. URL: https://www.academia.edu/429664/Griffiths_M.D._ 1999._lnternet_ addiction_Fact_or_fiction_The_Psychologist_Bulletin_of_the_British_ Psychological_Society_12_246-250 (дата обращения: 20.05.2020).

24. Griffiths M.D. Internet addiction - Time to be taken seriously? / M.D. Griffiths. - DOI: https://doi.org/10.3109/16066350009005587// Addiction Research. 2000. Vol.8, No 5. Pp. 413-418. URL: https://www. tandfonline.com/ doi/abs/10.3109/16066350009005587 (дата обращения: 21.05.2020).

25. Morahan-Martin J. (2008). Internet abuse: Emerging trends and lingering questions. In A. Barak (Ed.), Psychological aspects of Cyberspace: Theory, research and applications / J.Morahan-Martin. DOI: https://doi. org/10.1017/CBO9780511813740.004 // Cambridge UK: Cambridge University Press. - 2008. - Pp. 32-69. - URL: https://www.cambridge.org/ core/books/psychological-aspects-of-cyberspace/internet-abuse-emerging-trends-and-lingering-questions/6EDF18273030F6B4123C01962C10AEE9 #fndtn-information (дата обращения: 23.05.2020).

26. Young K. Internet Addiction: The emergence of a new clinical disorder /K. Young // Cyber Psychol. Behavior. 1996. No 1(3). Pp. 237-244. URL: http://netaddiction.com/articles/newdisorder.pdf (дата обращения: 25.05.2020).

27. Gallova, V., Palasinski, M., Shortland, N., Humann, M., Grieve, L.B. Anxiety about digital security and terrorism, and support for counter-terror measures / V. Gallova, M. Palasinski, N. Shortland, M. Humann, L.B. Grieve. DOI: https://doi.org/10.1108/SC-02-2018-0007 // Safer Communities. 2018. Vol. 17, issue 3. Pp. 156-166. URL: https://www. emerald.com/insight/content/doi/10.1108/SC-02-2018-0007/full/html (дата обращения: 05.10.2019).

28. Доколин, А.С. Формирование готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск. 2017. 196с. URL: https:// www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-studentov-vuza-k-protivodeistviyu-vovlecheniyu-v-kiberekstremistskuy (дата обращения: 16.04.2020).

29. Диденко Е.В., Гафарова Е.А., Степанова О.А., Диденко Г.А., Шамаева Т.Н. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность / Е.В. Диденко, Е.А. Гафарова, О.А. Степанова, Г.А. Диденко, Т.Н. Шамаева // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 8. С. 112-116. URL: https://top-technologies.ru/pdf/2019/8/37640.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

30. Степанова О.А. Диденко Г.А., Шварцков О.Н. Методические

аспекты формирования готовности обучающихся lT-специальностей педагогического колледжа к противодействию вовлечению в киберэк-стремистскую деятельность [Текст] / Степанова О.А., Диденко Г.А., Шварцкоп О.Н. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 3(32). - 244-247.

31. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. URL: http://docs.cntd. ru/document/1200053103 (дата обращения: 12.04.2020).

32. Lai K.W., Hong K.S. Technology use and learning characteristics of students in higher education: Do generational differences exist? / K.W. Lai, K.S. Hong. - DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12161 //British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46, issue 4. Pp. 725-738. URL: https:// bera-journals.onlinelibrary.wiley.com/ doi/abs/10.1111/bjet.12161 (дата обращения: 12.05.2020).

33. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев. М.: Издательство «Перо». 2019. С.8. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/ proekt_didakticheskoy_koncepcii.pdf (дата обращения: 04.05.2020).

34. Лобан А.В., Ловцов Д.А. Модель компьютерного обучения с использованием электронного образовательного ресурса нового поколения /А.В. Лобан, ДА. Ловцов //Открытое образование. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-kompyuternogo-obucheniya-s-ispolzovaniem-elektronnogo-obrazovatelnogo-resursa-novogo-pokoleniya (дата обращения: 02.07.2020).

Статья поступила в редакцию 04.02.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

106

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.