Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ'

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕВИАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РОДИТЕЛИ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмонин А.Б., Сорокоумова С.Н.

Статья посвящена формированию здорового образа жизни современных подростков, проблемам девиантного поведения, предлагается изучение психологических условий профилактики девиаций через развитие партнерства и навыков сотрудничества подростков с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE MAINTENANCE AND THE PREVENTION THE BEHAVIOUR WITH DEVIATIONS AT TEENAGERS

Article is devoted to a healthy lifestyle of today’s adolescents, the problems of deviant behavior, it is proposed to study the psychological conditions preventing deviations through the development of partnerships and collaboration skills of adolescents with parents.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

3. Коновалова, Л. И. Развитие восприятия читателя через освоение художественных концептов / Л. И. Коновалова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — Сер. : Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2012. — № 6. — С. 30—32.

4. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к культуре текста : антология. — М. : Academia, 1997. — С. 280—287.

5. Мишатина, Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвокон-цептоцентрический подход : монография / Н. Л. Мишатина. — СПб., 2009. — 264 с.

6. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. — М., 1997. — 838 с.

7. Шуралев, А. М. Концептологический аспект анализа художественного текста на уроках литературы : автореф. дис. ... докт. пед. наук / А. М. Шуралев. — СПб., 2013. — 55 с.

8. Шутан, М. И. Моделирование как учебная деятельность на уроке литературы : монография / М. И. Шутан. — Н. Новгород, 2007. — 181 с.

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕВИАНТН0Г0 ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

А. Б. ШМОНИН, С. Н. СОРОКОУМОВА,

аспирант ННГАСУ, полковник полиции, доктор психологических наук, начальник дежурной части профессор кафедры педагогики

ГУ МВД России и психологии ННГАСУ

по Нижегородской области 4013@bk.ru

iv.iv.2014@yandex.ru

Статья посвящена формированию здорового образа жизни современных подростков, проблемам девиантного поведения, предлагается изучение психологических условий профилактики девиаций через развитие партнерства и навыков сотрудничества подростков с родителями.

Article is devoted to a healthy lifestyle of today's adolescents, the problems of deviant behavior, it is proposed to study the psychological conditions preventing deviations through the development of partnerships and collaboration skills of adolescents with parents.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, девиации, психологическое сопровождение, родители, подросток

Key words: healthy lifestyle, deviations, psychological support, the parents, the teenager

В связи с проблемой развития партнерства и навыков сотрудничества родителей с девиантными подростками прежде всего представляет особый интерес изучение самого понятия «деви-антный подросток», а также «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В психологических исследованиях понятие «здоровый образ жизни» пока еще однозначно не определено.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, М. В. Кочкина, И. О. Мар-тынюк, Н. Н. Телепова и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, его мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное

благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие. ЗОЖ предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Мы склоняемся именно к этому определению.

Более подробно рассмотрим вредные привычки, в частности—употребление ПАВ (психоактивных веществ). В связи с этим нас будет интересовать особенности девиантного подростка.

Ц. П. Короленко выделяет «основные виды девиантных реализаций (прием алкоголя; прием веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды; участие в азартных играх, включая компьютерные; сексуальное аддиктивное поведение; переедание или голодание; "работоголизм"; длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на ритмах) и относит к понятию "девиантное поведение" как непатологические, так и патологические формы указанных проявлений» [3].

А. Н. Галигузов предлагает рассматривать причинный комплекс в тройном аспекте: «причины отклоняющегося поведения в целом; причины отдельных видов отклонений (ПАВ); причины отдельных поступков» [1].

Причины могут быть главные и второстепенные, внешние и внутренние. Глав-

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

ная причина — та, которая определила существенные черты следствия. Внутренние причины основаны на закономерностях саморазвития предметов, на их основных противоречиях. Причины, которые основаны на взаимодействии данного предмета с другими, а также порождаемые внешними противоречиями, относятся к внешним. Внешними причинами употребления ПАВ, очевидно, следует считать некоторые процессы, происходящие на уровне всего общества, внутренними — личностные, возрастные и индивидуальные особенности подростков, побуждающие их к употреблению ПАВ.

Как показали диссертационные исследования последних лет (М. В. Кочкиной, Н. Н. Телеповой), одной из психологических причин употребления детьми и подростками ПАВ являлись неблагополучные семейные обстоятельства и недостатки семейного воспитания. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно «провоцируют детей на раннее употребление ПАВ и совершение правонарушений» [5].

Нами рассмотрено разнообразие подходов к профилактике и предупреждению девиантного образа жизни у подростков. Как указывает М. В. Кочкина, «обзор психопрофилактических программ показал, что все они строятся без учета интегрированного взаимодействия всех участников образовательного процесса в школе (психологов, учителей, подростков)» [4]. Главный вывод, сделанный нами, заключается в том, что эффективность профилактических мероприятий зависит от интеграции усилий всех субъектов этой работы с учетом степени выраженности отношений к ПАВ.

Результаты пилотного исследования позволили выделить группу риска подростков, учащихся 6—7-х классов. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 73 подростка, посещающих учреждения допол-

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно «провоцируют детей на раннее употребление ПАВ и совершение правонарушений».

нительного образования (Центр развития творчества детей и юношества Нижнего Новгорода, Центр внешкольной работы Кстова), в контрольную группу (КГ) вошли 73 подростка 6—7-х классов — учащиеся школ № 49 и 187 Нижнего Новгорода, не посещающие учреждения дополнительного образования. Среди подростков, принявших участие в исследовании, выделены подростки «группы риска»: ГРЭГ — 26 человек; ГРКГ — 21 человек.

Мы полагаем, что становление позитивного самоотношения подростков «группы риска» связано с формированием смысложизненных установок подростков, со спецификой становления «Я-образа» и «Я-концепции» и самооценкой.

Эти данные позволили нам перейти к реализации специально разработанной программы психологического сопровождения, содержащего в своей основе активные методы обучения: дискуссии, тренинги, деловые игры, которые, на наш взгляд, будут способствовать пониманию подростками опасности девиантного образа жизни.

Целью данной части исследования явилось формирование позитивного взаимодействия родителей и подростков.

Психологическое сопровождение предполагало решение следующих задач:

3 определить оптимальные условия, необходимые для взаимодействия взрослых и подростков для профилактики де-виантного поведения;

3 реализовать психологическую программу, способствующую формированию здорового образа жизни подростков.

Мы солидарны с положением А. В. Гоголевой о том, что «программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах и т. д.» [2].

Разработанная нами экспериментальная программа формирования здорового образа жизни учитывает общую программу воспитания и обучения подростков, воспитывающихся в средних образователь-

ных учреждениях, и может быть органично включена в предметный курс ОБЖ и/или «Обществоведение».

Формирующий эксперимент проводился на протяжении учебного года с подростками — учащимися 8—9-х классов на базе школ № 49 и 187 Нижнего Новгорода.

К формирующей работе были привлечены родители подростков.

Мы предположили, что эффективность профилактики и предупреждения девиант-ного поведения у подростков становится возможной при субъект-субъектном взаимодействии родителей и подростков.

Поэтому наша программа была посвящена работе с родителями и подростками и состояла из двух этапов. Первый этап подразумевал психолого-педагогическое просвещение родителей. Задачей этого этапа были повышение психолого-педагогической компетенции родителей и расширение их знаний об условиях и закономерностях общего психического развития подростков, значении кризиса и новообразований в становлении личности подростка, особенностях девиантного поведения у подростков, негативных последствиях злоупотребления наркотическими веществами и их влиянии на психику и здоровье подростка в целом, роли родительского стиля общения, характеристик эмоционального взаимодействия в формировании личности подростка, роли, способах и приемах психологической поддержки ребенка. Для этого мы использовали такие формы работы, как родительское собрание, лекции, индивидуальные консультации и беседы, семинары, направленную дискуссию.

У родителей должны сформироваться понимание значимости детско-родитель-ских отношений в развитии личности детей; убеждения в необходимости ограждения подростка от употребления наркотических веществ и его социального благополучия; мотивация к изменению родительского воззрения на стиль общения с ребенком, переориентации на гуманис-

тическую позицию во взаимодействии с собственными детьми.

Второй этап предполагал практическую работу с родителями и подростками по рефлексии родительской позиции и формированию навыков и умений взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми. Основные задачи этапа:

3 рефлексия типичных проблемных ситуаций взаимодействия подростка со сверстниками, анализ причин, их поиск в детско-роди-тельских отношениях;

3 рефлексия типичных проблем в супружеских отношениях;

3 рефлексия родительской позиции и формирование адекватного отношения к себе как к родителю;

3 обучение осознанию своих чувств в ситуациях взаимодействия друг с другом, умению открыто выражать свои чувства в приемлемой форме, развивать и контролировать позитивный эмоциональный тон взаимодействия;

3 формирование умения анализировать причины подростковых чувств и эмоциональных состояний и адекватно на них воздействовать;

3 развитие способности к безоценочному отношению и безусловному принятию ребенка, снятию психологических защит во взаимодействии с близкими и развитие «социальной связанности» во взаимоотношениях;

3 установление и развитие отношений партнерства и навыков сотрудничества как родителей с детьми, так и подростков со сверстниками.

Данный этап работы предполагал совместное участие родителей и подростков на занятиях. Нами использовались такие активные формы работы, как домашние задания, контент-анализ документов, дискуссии, тренинговые занятия, психологические игры и упражнения.

Эффективность профилактики и предупреждения девиантного поведения у подростков становится возможной при субъект-субъектном взаимодействии родителей и подростков.

Таблица 1

Реализация диагностики уровневого развития смысложизненных ориентаций показала:

3 По шкале «Цель жизни» увеличилось число подростков, показавших высокий (7,69 %/ 26,92 %) и средний уровни (30,77 %/ 34,62 %), что свидетельствует о наличии в жизни подростков цели, смысла жизни, желания двигаться в этом направлении.

3 По шкале «Процесс жизни» увеличилось число подростков с низким уровнем (26,92 %/ 42,31 %), что говорит о возросшей неудовлетворенности прежним образом жизни, желании изменить свою жизнь.

3 По шкале «Результативность жизни» можно отметить также некоторое увеличение низкого уровня (30,77%/ 46,15%), что говорит о неудовлетворенности прожитой частью жизни.

3 По шкале «Локус контроля — Я», мы видим положительную динамику. Так, высокий уровень увеличился с 19,23 до 30,77 %, что соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной внутренней силой, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

3 По шкале «Локус контроля — жизнь», заметно снижение низкого уровня (26,92 % / 11,54%) за счет роста других уровней, то есть у подростков возросла уверенность в том, что они могут сами контролировать свою жизнь.

3 Общий показатель осмысленности жизни сместился в положительную сторону, дав рост в среднем 3—7 %.

Результаты диагностики уровневого развития смысложизненных ориентаций ГРэг и ГРкг представлены в таблице 1.

Результаты диагностики уровневого развития смысложизненных ориентаций ГРэг и ГРкг) ^ = 47, %, СУПб ф, ^

Шкалы Уровни ГРэг ГРкг

До после До после

% СУП % СУП % СУП % СУП

Цели жизни Низкий 61,54 4,46 38,46 1,88 57,14 1,57 52,38 1,67

Средний 30,77 34,62 28,57 28,57

Высокий 7,69 26,92 14,29 19,05

Процесс жизни Низкий 26,92 2,04 42,31 1,81 23,81 2,05 19,05 2,1

Средний 42,31 34,62 47,62 52,38

Высокий 30,77 23,08 28,57 28,57

Результативность жизни Низкий 30,77 1,69 46,15 1,54 28,57 1,76 28,57 1,81

Средний 69,23 53,85 66,67 61,9

Высокий 0 0 4,76 9,52

Локус контроля — Я Низкий 23,08 1,96 15,38 2,15 23,81 1,95 23,81 1,95

Средний 57,69 53,85 57,14 57,14

Высокий 19,23 30,77 19,05 19,05

Локус контроля — жизнь Низкий 26,92 1,92 11,54 2,12 23,81 1,95 23,81 1,9

Средний 53,85 65,38 57,14 61,9

Высокий 19,23 23,08 19,05 14,29

Окончание табл. 1

Шкалы Уровни ГРэг ГРкг

ДО после До после

% СУП % СУП % СУП % СУП

Общий показатель ОЖ Низкий 34,62 1,65 30,77 1,88 33,33 1,86 28,57 1,9

Средний 42,31 50 47,62 52,38

Высокий 15,38 19,23 19,05 19,05

Значимость различий в СУП р > 0,05

Нами был проведен расчет среднего уровня общего показателя осмысленности жизни (ОЖ) всей выборки подростков «группы риска» (СУП). СУП равен

I,65 и 1,88 для экспериментальной группы (р > 0,01), это свидетельствует о том, что рост показателя общей осмысленности жизни достиг уровня значимости на уровне 5 %.

Анализируя динамику ценностных ори-ентаций подростков группы риска, можно отметить заметные изменения в ГРэг: при по-прежнему лидирующих материальных ценностях и ценности общения, подростки стали чаще выбирать развитие деловых качеств (7,69% / 15,38 %), развитие волевых качеств (0 % / 7,69 %), ценность познания (0% / 11,54%).

Случаи выявления неадекватно заниженной самооценки снизились с 26,92 до 7,69 % (р > 0,05), а адекватной самооценки увеличились с 30,77 до 53,85 % (р > 0,01).

Мы можем констатировать снижение количества подростков ГРэГ, показавших по итогам формирующей программы заниженную самооценку — 26,92% /

II,54% (р >0,05).

Анализируя динамику притязаний подростков «группы риска» ГРэГ, мы можем отметить положительный сдвиг в сторону повышения уровня притязаний, свидетельствующий о том, что подростки начинают планировать свою жизнь, что должно в конечном итоге привести к положительному личностному росту. Высокий уровень изменился с 30,77 до 46,15% (р >0,01), а низкий снизился с 30,77 до 19,23% (р >0,05).

Высокий уровень самооценки (в пределах возрастной нормы) увеличился с 15,38 до 30,77% (р >0,05), а низкий уровень упал с 26,92 до 15,38% (р >0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень (показатель) дифференциро-ванности (расхождения) самооценки и притязания у подростков ГРэГ стал стремиться к среднему (19,23% / 65,38%) (р > 0,01), то есть притязания подростков стали больше основываться на реальной оценке своих возможностей.

В таблице 2 приведена динамика результатов реализации теста-опросника «Самоотношение» В. В. Столина, С. Р. Пан-тилеева у подростков «группы риска».

Динамика результатов самоотношения подростков »группы риска» по итогам формирующей программы

Таблица 2

Шкала Уровни ГРэг (До) ГРэГ (после) ГРКГ (до) ГРКГ (после)

абс. % абс. % абс. % абс. %

Открытость Низкий 0 0 0 0 0 0 0 0

Средний 15 57,69 18 69,23 12 57,14 12 57,14

Высокий 11 42,31 8 30,77 9 42,86 9 42,86

Окончание табл. 2

Шкала Уровни ГРэг (до) ГРэГ (после) ГРКГ (до) ГРКГ (после)

абс. % абс. % абс. % абс. %

Самоуверенность Низкий 7 26,92 5 19,23 6 28,57 7 33,33

Средний 17 65,38 19 73,08 13 61,9 12 57,14

Высокий 2 7,69 2 7,69 2 9,52 2 9,52

Саморуководство Низкий 3 11,54 1 3,85 4 19,05 4 19,05

Средний 16 61,54 16 61,54 11 52,38 11 52,38

Высокий 7 26,92 9 34,62 6 28,57 6 28,57

Зеркальное «Я» отраженное самоотношение Низкий 9 34,62 3 11,54 8 38,1 7 33,33

Средний 7 26,92 13 50 5 23,81 6 28,57

Высокий 10 38,46 10 38,46 8 38,1 8 38,1

Самоценность Низкий 5 19,23 2 7,69 5 23,81 5 23,81

Средний 19 73,08 21 80,77 15 71,43 16 76,19

Высокий 2 7,69 3 11,54 1 4,76 0 0

Самопринятие Низкий 5 19,23 2 7,69 6 28,57 5 23,81

Средний 20 76,92 21 80,77 15 71,43 16 76,19

Высокий 1 3,85 3 11,54 0 0 0 0

Самопривязанность Низкий 5 19,23 7 26,92 4 19,05 3 14,29

Средний 19 73,08 18 69,23 17 80,95 16 76,19

Высокий 2 7,69 1 3,85 0 0 2 9,52

Самообвинение Низкий 2 7,69 3 11,54 1 4,76 0 0

Средний 18 69,23 21 80,77 15 71,43 16 76,19

Высокий 6 23,08 2 7,69 5 23,81 5 23,81

Конфликтность Низкий 2 7,69 2 7,69 0 0 0 0

Средний 16 61,54 20 76,92 15 71,43 15 71,43

Высокий 8 30,77 4 15,38 6 28,57 6 28,57

По шкале «Открытость» отмечена положительная динамика по итогам формирующей программы среди подростков ГРэг. Так, высокий уровень в ГРэГ снизился с 42,31 до 30,77% (р >0,05), что говорит в пользу большей контактности подростков, они стали менее закрыты и легче рассказывали о себе.

По шкале «Самоуверенность» в ГРэГ виден сдвиг в сторону увеличения среднего (65,38 %/ 73,08 % (р >0,005)) и снижения низкого (26,92 %/19,23%) уровней, что говорит о снижении внутренней напряженности.

Динамика шкалы «Саморуководство»

показывает снижение низкого (11,54% / 3,85%) уровня и повышение высокого уровня (26,92 % / 34,62 %), что связано с осознанием и последовательностью движения к намеченной цели.

Самые значимые изменения произошли по шкале «Отраженное самоотношение». Мы наблюдаем снижение низкого уровня (34,62 % / 11,54 % (р > 0,01)) и рост среднего уровня (26,92 % / 50 % (р > 0,01)), что свидетельствует в пользу роста самооценки и веры в способность вызывать у окружающих положительные чувства симпатии и уважения.

Шкала «Самоценность» не дала таких

ярких изменений, но все же можно отметить снижение низкого уровня (19,23 % / 7,69% (р >0,05), что является тенденцией к урегулированию внутриличностных противоречий, и принятие себя и своих особенностей.

Шкала «Самопринятие» показала сходную динамику — рост высокого (3,85% / 11,54%) и снижение низкого (19,23% / 7,69% (р >0,05)) уровней, что говорит о более дружественном и позитивном отношении к себе.

Динамика шкалы «Самопривязанность» показала рост низкого (19,23 %/ 26,92 %) уровня, то есть у подростков появилось желание что-то в себе изменить, в соответствии с представлением об «идеальном себе».

Шкала «Самообвинение» показала снижение высокого (23,08 % / 7,69 % (р > 0,01)) уровня, что говорит о росте симпатии к себе.

Шкала «Конфликтность» также показывает снижение проявлений высокого уровня (30,77%/15,38% (р >0,01), что свидетельствует в пользу снижения внутренних конфликтов, недовольства собой, сомнений и чувства вины.

Таким образом, мы считаем, что реализованная нами программа психологического сопровождения, построенная на принципах активного субъект-субъектного взаимодействия подростков с родителями, показала свою эффективность и способствует формированию здорового образа жизни современных подростков.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Галигузов, А. Н. Социально-педагогическая профилактика алкоголизма несовершеннолетних / А. Н. Галигузов. — Н. Новгород, 2005. — 21 с.

2. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. — 2-е изд., стереотип. — М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 240 с. — (Сер. «Библиотека психолога»).

3. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обзор психиатрии и медицинской психологии. — 1991. — № 1. — С. 8—15.

4. Кочкина, М. В. Психологические аспекты профилактики и предупреждения аддиктивного поведения подростков : дис. ... канд. психол. наук / М. В. Кочкина. — М., 2007. — 175 с.

5. Сорокоумова, С. Н. Методы и технологии изучения психологических особенностей личности современных подростков / С. Н. Сорокоумова, А. Б. Протасов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2012. — Т. 14. — № 2 (2). — С. 400—402.

В 2014 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Проектирование учебного занятия на основе требований ФГОС: Учебно-методическое пособие / Авт.-разраб.: В. Н. Фролова, Л. Н. Шилова. 66 с.

Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по разработке учебного занятия профессионального модуля — междисциплинарного курса, учебной дисциплины с учетом требований ФГОС. Издание адресовано педагогам системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.