Научная статья на тему 'Российские предприятия в начале 2002 г. : проблемы модернизации'

Российские предприятия в начале 2002 г. : проблемы модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кувалин Дмитрий Борисович, Демочкина Анна Вячеславовна, Моисеева Анна Кирилловна

В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса предприятий реального сектора, проведенного лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНП РАН, который был посвящен характеристике состояния производственных ресурсов: тенденциям в обновлении производственного аппарата и повышения квалификации рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кувалин Дмитрий Борисович, Демочкина Анна Вячеславовна, Моисеева Анна Кирилловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские предприятия в начале 2002 г. : проблемы модернизации»

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИЯТИЯ

Д.Б. Кувалин, А.В. Демочкина, А.К. Моисеева

РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В НАЧАЛЕ 2002 Г. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса предприятий реального сектора, проведенного лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНП РАН, который был посвящен характеристике состояния производственных ресурсов: тенденциям в обновлении производственного аппарата и повышения квалификации рабочей силы.

По мнению многих макроэкономистов, к началу 2002 г. потенциал малоинвестиционного роста в России был в основном исчерпан. Сохранение приемлемых темпов роста национальной экономики в ближайшие годы возможно лишь за счет вовлечения в оборот новых ресурсов и интенсивной модернизации производственного аппарата. При этом особенно желательно, чтобы оба процесса осуществлялись при активном участии отечественного машиностроительного комплекса.

Исходя из этих соображений выбрана тематика настоящего опроса. В рамках опроса были поставлены следующие задачи: 1) получение информации о текущей ситуации с обновлением и модернизацией основных фондов на российских предприятиях; 2) выявление ситуации с закупками машин и оборудования; 3) получение информации о взглядах предприятий на качество машин и оборудования российского производства; 4) оценка уровня конкуренции с зарубежными производителями на российских рынках; 5) наблюдение за динамикой потребности предприятий в трудовых ресурсах; 6) выявление точки зрения предприятий на желательную динамику транспортных и энергетических цен в стране. Исследование также включало в себя обязательные вопросы о динамике производства и сбыта продукции на предприятиях, а также их текущем финансовом положении. Для анализа использованы результаты опроса, проведенного в январе-феврале 2002 г. Всего в опросе приняло участие 148 предприятий из 56 регионов России.

Результаты опроса показывают, что с 1998 г. положение дел с обновлением и модернизацией основных фондов на российских предприятиях значительно улучшилось (табл. 1). Если в период с 1992 по 1997 г. лишь 19,6% из числа опрошенных предприятий сумело начать реальную модернизацию своих основных фондов, то всего за 3 года экономического роста (с 1999 по 2001 гг.) процессы обновления смогли начать в общей сложности 34,3% респондентов2. Как следствие, к настоящему моменту уже в общей сложности 2/3 предприятий в той или иной степени осуществляют технологические инновации.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 00-02-00177). В подготовке текста участвовали также Н.А. Молодожан и Л.И. Писарева.

2 1998 г. оставлен за рамками счета, так как имеющиеся данные не позволяют точно выяснить, какая часть модернизационных успехов имела место еще до кризиса, а какая после.

Таблица 1

Ответы на вопрос: «Когда Вашему предприятию удалось переломить негативные тенденции и начать обновление и модернизацию основных фондов?» (сумма ответов =100%)

Отрасль У нас никогда не было проблем с обновлением и модернизацией 1992-1993 гг. 1994-1995 гг. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. Реально обновление и модернизация наших ОФ еще не начались Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Металлургия

ед. 0 0 0 1 0 2 1 4 2 1 11

% 0,00 0,00 0,00 9,09 0,00 18,18 9,09 36,36 18,18 9,09 100,00

Химическая

ед. 0 0 2 1 0 1 2 6 1 4 17

% 0,00 0,00 11,76 5,88 0,00 5,88 11,76 35,29 5,88 23,53 100,00

Машиностроение

ед. 0 1 1 0 0 3 2 5 3 11 26

% 0,00 3,85 3,85 0,00 0,00 11,54 7,69 19,23 11,54 42,31 100,00

ЛДЦБ

ед. 0 0 2 2 1 2 2 2 1 3 15

% 0,00 0,00 13,33 13,33 6,67 13,33 13,33 13,33 6,67 20,00 100,00

ПСМ

ед. 0 1 1 1 0 1 0 2 1 5 12

% 0,00 8,33 8,33 8,33 0,00 8,33 0,00 16,67 8,33 41,67 100,00

Легкая

ед. 1 0 0 0 2 1 0 2 1 8 15

% 6,67 0,00 0,00 0,00 13,33 6,67 0,00 13,33 6,67 53,33 100,00

Пищевая

ед. 0 1 2 0 2 2 1 2 0 3 13

% 0,00 7,69 15,38 0,00 15,38 15,38 7,69 15,38 0,00 23,08 100,00

Сельское хозяйство

ед. 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0 2

% 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 100,00 0,00 100,00

Строительство

ед. 1 0 0 0 0 1 0 0 1 2 5

% 20,00 0,00 0,00 0,00 0,00 20,00 0,00 0,00 20,00 40,00 100,00

Транспорт

ед. 1 0 4 0 0 0 0 3 1 5 14

% 7,14 0,00 28,57 0,00 0,00 0,00 0,00 21,43 7,14 35,71 100,00

Прочие

ед. 0 0 2 0 1 2 0 1 1 6 13

% 0,00 0,00 15,38 0,00 7,69 15,38 0,00 7,69 7,69 46,15 100,00

Всего

ед. 3 3 14 5 6 15 8 27 14 48 143

% 2,10 2,10 9,79 3,50 4,20 10,49 5,59 18,88 9,79 33,57 100,00

Примечание: Здесь и далее: ЛДЦБ — лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; ПСМ — промышленность строительных материалов.

К прочим отраслям отнесены электроэнергетика, местная, полиграфическая и фармацевтическая промышленность

Позитивные сдвиги в инновационной ситуации подтверждаются и ответами предприятий о своей инвестиционной деятельности (табл. 2). В частности, доля предприятий, осуществлявших производственные инвестиционные проекты в январе-феврале 2002 г. составила в целом 79%, в то время как в июне-июле 2000 г. удельный вес таких предприятий составлял только 67,1% [1], а в январе-марте 1999 г. - 59,1% [2].

Таблица 2

Ответы на вопрос: «Осуществляет ли Ваше предприятие в настоящее время какие-либо производственные инвестиционные проекты?» (сумма ответов = 100%)

Период, отрасль Да Нет Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Янв.-март 1999 г., всего

ед. 65 45 110

% 59,09 40,91 100,00

Июнь-июль 2000 г., всего

ед. 94 46 140

% 67,14 32,86 100,00

Янв.-фев. 2002 г., всего

ед. 113 30 143

% 79,02 20,98 100,00

В том числе по отраслям:

Металлургия

ед. 12 0 12

% 100,00 0,00 100,00

Химическая

ед. 14 2 16

% 87,50 12,50 100,00

Машиностроение

ед. 23 3 26

% 88,46 11,54 100,00

ЛДЦБ

ед. 14 1 15

% 93,33 6,67 100,00

ПСМ

ед. 9 4 13

% 69,23 30,77 100,00

Легкая

ед. 7 8 15

% 46,67 53,33 100,00

Пищевая

ед. 10 2 12

% 83,33 16,67 100,00

Сельское хозяйство

ед. 0 2 2

% 0,00 100,00 100,00

Строительство

ед. 2 3 5

% 40,00 60,00 100,00

Транспорт

ед. 11 2 13

% 84,62 15,38 100,00

Прочие

ед. 11 3 14

% 78,57 21,43 100,00

За последнее время существенно возросла и доля предприятий, заявляющих о намерении начать реализацию новых инвестиционных проектов в ближайшие 1-2 года (табл. 3). Если в июне-июле 2000 г. о таких намерениях твердо сообщали 39,1% респондентов [1], то в начале 2002 г. - уже 61%.

Однако негативные тенденции кризисных лет преодолены еще далеко не полностью. Во-первых, 1/3 предприятий, до сих пор не получивших возможности начать реальную модернизацию, это слишком много для любой экономики.

Во-вторых, несмотря на сдвиги в инновационной ситуации, предприятия в целом стали более пессимистичны в оценке состояния своих основных фондов (табл. 4).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответы на вопрос: «Начнет ли Ваше предприятие осуществлять инвестиционные проекты в ближайшие 1-2 года?» (сумма ответов =100%)

Период, отрасль Да Нет Трудно сказать Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Июнь-июль 2000 г., всего

ед. 54 7 77 138

% 39,13 5,07 55,80 100,00

Янв.-фев. 2002 г., всего

ед. 89 11 46 146

% 60,96 7,53 31,51 100,00

В том числе по отраслям: Металлургия

ед. 8 1 3 12

% 66,67 8,33 25,00 100,00

Химическая

ед. 12 3 2 17

% 70,59 17,65 11,76 100,00

Машиностроение

ед. 11 1 14 26

% 42,31 3,85 53,85 100,00

ЛДЦБ

ед. 12 0,00 3 15

% 80,00 0,00 20,00 100,00

ПСМ

ед. 8 1 4 13

% 61,54 7,69 30,77 100,00

Легкая

ед. 9 2 3 14

% 64,29 14,29 21,43 100,00

Пищевая

ед. 11 0 2 13

% 84,62 0,00 15,38 100,00

Сельское хозяйство

ед. 0 0 2 2

% 0,00 0,00 100,00 100,00

Строительство

ед. 3 1 1 5

% 60,00 20,00 20,00 100,00

Транспорт

ед. 10 0 5 15

% 66,67 0,00 33,33 100,00

Прочие

ед. 5 2 7 14

% 35,71 14,29 50,00 100,00

Если в июне-июле 2000 г. только 15,7% опрошенных предприятий считали, что им нужна коренная модернизация [1], то в начале 2002 г. доля таких предприятий достигла 30,8%. Доля респондентов, считающих, что они не нуждаются в специальных модернизационных мероприятиях, за тот же самый срок снизилась с 15% до 11,6. Таким образом, несмотря на определенную интенсификацию инновационных процессов на предприятиях, степень физического и морального износа основных фондов реального сектора в целом продолжает нарастать. Иными словами, существующие темпы обновления и модернизации в российской экономике пока не в состоянии компенсировать потери от старения основных фондов.

Таблица 4

Ответы на вопрос: «Насколько в настоящий момент велика потребность Вашего предприятия в модернизации производства и технологических новшествах?» (сумма ответов = 100%)

Специальной Нужна Необходима Суммарное число пред-

Период, отрасль модернизации частичная коренная приятий, ответивших на

не требуется модернизация модернизация вопрос

Июнь-июль 2000 г., всего

ед. 21 97 22 140

% 15,00 69,29 15,71 100,00

Янв.-фев. 2002 г., всего

ед. 17 84 45 146

% 11,64 57,53 30,82 100,00

В том числе по отраслям:

Металлургия

ед. 1 7 4 12

% 8,33 58,33 33,33 100,00

Химическая

ед. 3 8 6 17

% 17,65 47,06 35,29 100,00

Машиностроение

ед. 1 15 10 26

% 3,85 57,69 38,46 100,00

ЛДЦБ

ед. 0 12 3 15

% 0,00 80,00 20,00 100,00

ПСМ

ед. 1 8 4 13

% 7,69 61,54 30,77 100,00

Легкая

ед. 3 7 5 15

% 20,00 46,67 33,33 100,00

Пищевая

ед. 1 7 5 13

% 7,69 53,85 38,46 100,00

Сельское хозяйство

ед. 0 1 1 2

% 0,00 50,00 50,00 100,00

Строительство

ед. 2 2 1 5

% 40,00 40,00 20,00 100,00

Транспорт

ед. 2 9 3 14

% 14,29 64,29 21,43 100,00

Прочие

ед. 3 8 3 14

% 21,43 57,14 21,43 100,00

Конечно, рост неудовлетворенности предприятий состоянием своих основных фондов связан не только с процессами износа, но и с увеличившейся сбытовой конкуренцией на российских рынках. Недостаточно современное оборудование не позволяет производить продукцию с необходимыми потребителю качественными характеристиками. Однако в целом это обстоятельство только еще сильнее подчеркивает необходимость более интенсивной технологической модернизации в отраслях реального сектора.

Таким образом, задача ускорения инновационных процессов в российской экономике остается чрезвычайно актуальной. При этом экономический выигрыш для страны окажется особенно большим, если к процессам технологического обновления и модернизации сумеет полномасштабно подключиться отечественное машиностроение. В этой связи в рамках опроса предпринята попытка понять, насколько в настоящий момент национальные производители машин и оборудования вклю

чены в инновационные процессы в России и что ожидает отечественных машиностроителей в ближайшем будущем.

Ответы, приведенные ниже, показывают, что в последние 3 года продукция российского машиностроения сохраняла определенную конкурентоспособность на внутреннем рынке. В частности, чаще всего опрошенные предприятия закупали новые машины и оборудование именно отечественного производства - 62,8%, в то время как новую машиностроительную продукцию из стран дальнего зарубежья покупали 45,7%, а из стран СНГ - только 16,4% респондентов (табл. 5).

Таблица 5

Ответы на вопрос: «Какие машины и оборудование Ваше предприятие закупало в течение последних 3 лет?» (сумма ответов > 100%)

Отрасль Российского производства, новые Российского производства, бывшие в употреблении Произведенные в странах СНГ, новые Произведенные в странах СНГ, бывшие в употреблении Произведенные в дальнем зарубежье, новые Произведенные в дальнем зарубежье, бывшие в употреблении Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Всего

ед. 88 41 23 5 64 36 140

% 62,86 29,29 16,43 3,57 45,71 25,71

В том числе: Металлургия

ед. 8 3 1 1 6 2 12

% 66,67 25,00 8,33 8,33 50,00 16,67

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Химическая

ед. 12 2 3 0 9 2 16

% 75,00 12,50 18,75 0,00 56,25 12,50

Машиностроение

ед. 18 14 6 0 9 3 24

% 75,00 58,33 25,00 0,00 37,50 12,50

ЛДЦБ

ед. 12 2 0 2 10 4 15

% 80,00 13,33 0,00 13,33 66,67 26,67

ПСМ

ед. 10 5 4 1 4 2 13

% 76,92 38,46 30,77 7,69 30,77 15,38

Легкая

ед. 2 2 1 1 7 9 14

% 14,29 14,29 7,14 7,14 50,00 64,29

Пищевая

ед. 7 4 4 0 7 4 13

% 53,85 30,77 30,77 0,00 53,85 30,77

Сельское хозяйство

ед. 1 0 0 0 1 0 2

% 50,00 0,00 0,00 0,00 50,00 0,00

Строительство

ед. 3 2 0 0 0 0 5

% 60,00 40,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Транспорт

ед. 9 5 3 0 6 3 13

% 69,23 38,46 23,08 0,00 46,15 23,08

Прочие

ед. 6 2 1 0 5 7 13

% 46,15 15,38 7,69 0,00 38,46 53,85

При закупках подержанных машин и оборудования также лидируют российские - 29,3% ответов, тогда как доля стран дальнего зарубежья в таких закупках составила 25,7%, а стран СНГ - лишь 3,6%.

В целом этот факт можно считать отрадным. Он доказывает, что положение отечественного машиностроения не так безнадежно, как это многим казалось еще несколько лет назад. Как и в случае с другими перерабатывающими отраслями,

оживлению производства в машиностроении способствовало приближение макроэкономических пропорций к своему «естественному» уровню, имевшее место после кризиса 1998 г. Вместе с тем следует отметить, что конкурентоспособность российских машин и оборудования связана в основном с ценовыми факторами. Что же касается качественных характеристик отечественной продукции, то они по-прежнему далеки от желаемого уровня (табл. 6 и 7).

Таблица 6

Ответы на вопрос: «Повысилось ли за последние 3-5 лет качество российских машин и оборудования?» (сумма ответов = 100%)

Отрасль Да, в большинстве случаев повысилось По некоторым видам повысилось, по некоторым - осталось на прежнем уровне В целом осталось на прежнем уровне В целом качество снизилось Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Всего

ед. 3 41 72 16 132

% 2,27 31,06 54,55 12,12 100,00

В том числе по отраслям Металлургия

ед. 0 5 5 0 10

% 0,00 50,00 50,00 0,00 100,00

Химическая

ед. 0 4 8 3 15

% 0,00 26,67 53,33 20,00 100,00

Машиностроение

ед. 1 8 13 3 25

% 4,00 32,00 52,00 12,00 100,00

ЛДЦБ

ед. 0 6 5 3 14

% 0,00 42,86 35,71 21,43 100,00

ПСМ

ед. 1 4 7 0 12

% 8,33 33,33 58,33 0,00 100,00

Легкая

ед. 0 4 7 1 12

% 0,00 33,33 58,33 8,33 100,00

Пищевая

ед. 0 2 10 1 13

% 0,00 15,38 76,92 7,69 100,00

Сельское хозяйство

ед. 0 0 0 1 1

% 0,00 0,00 0,00 100,00 100,00

Строительство

ед. 0 0 4 1 5

% 0,00 0,00 80,00 20,00 100,00

Транспорт

ед. 0 2 7 3 12

% 0,00 16,67 58,33 25,00 100,00

Прочие

ед. 1 6 6 0 13

% 7,69 46,15 46,15 0,00 100,00

В частности, о том, что за последние 3-5 лет качество российских машин и оборудования в той или иной степени повысилось, сообщила лишь треть (33,3%) опрошенных предприятий. Остальные респонденты полагают, что качество этой продукции не изменилось (54,6%) или даже снизилось (12,1%). Доля предприятий, которые считают, что могут приобрести отечественные машины и оборудование, не уступающие по качеству зарубежным аналогам, тоже очень невелика. Только 8,8% респондентов полагают, что в их отрасли есть довольно много российской техники, обладающей качеством международного уровня. Больше половины опрошенных предприятий (54,4%) считает, что качественные машины национального производства - большая редкость, а 36,8% респондентов вообще уверены, что российская техника, используемая в их сфере, всегда хуже зарубежной.

Таблица 7

Ответы на вопрос: «Есть ли среди нужных Вашему предприятию машин и оборудования российского производства такие образцы, которые не уступают по качеству своим аналогам из дальнего зарубежья?»

(сумма ответов = 100%)

Отрасль Есть, и доволь- Есть, но очень Нет Суммарное число

но много мало предприятий, ответивших на вопрос

Всего

ед. 12 74 50 136

% 8,82 54,41 36,76 100,00

В том числе по отраслям:

Металлургия 0 8 3 11

ед. 0,00 72,73 27,27 100,00

%

Химическая 2 7 6 15

ед. 13,33 46,67 40,00 100,00

%

Машиностроение 4 18 3 25

ед. 16,00 72,00 12,00 100,00

%

ЛДЦБ 0 7 8 15

ед. 0,00 46,67 53,33 100,00

%

ПСМ 1 5 4 10

ед. 10,00 50,00 40,00 100,00

%

Легкая 0 8 6 14

ед. 0,00 57,14 42,86 100,00

%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пищевая 0 7 6 13

ед. 0,00 53,85 46,15 100,00

%

Сельское хозяйство 1 1 0 2

ед. 50,00 50,00 0,00 100,00

%

Строительство 0 1 4 5

ед. 0,00 20,00 80,00 100,00

%

Транспорт 1 6 5 12

ед. 8,33 50,00 41,67 100,00

%

Прочие 3 6 5 14

ед. 21,43 42,86 35,71 100,00

%

Более того, российским машиностроителям, судя по всему, пока не удалось переломить неблагоприятные тенденции в технико-технологическом отставании от зарубежных аналогов (табл.8). Во всяком случае, удельный вес предприятий, которые считают, что разрыв в качестве между российской и зарубежной машиностроительной продукцией снижается (15,2%), пока значительно ниже, чем доля предприятий, которые полагают, что этот разрыв растет (40,9%).

Таким образом, поддержание конкурентоспособности российской машиностроительной продукции по сравнению с зарубежными аналогами в ближайшие годы возможно только за счет сохранения ценового разрыва. Кроме того, принципиальное повышение качественного уровня отечественной техники должно, по всей видимости, стать предметом специального внимания государства, поскольку рыночные механизмы пока не в состоянии обеспечить полноценного решения этой проблемы.

Таблица 8

Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете величину разрыва между качеством машин и оборудования российского и зарубежного производства в последние годы?» (сумма ответов = 100%)

Отрасль В последние годы разрыв в качестве уменьшается Разрыв остается на прежнем же уровне Разрыв в качестве в пользу импортной техники Другое Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Всего

ед. 20 57 54 1 132

% 15,15 43,18 40,91 0,76 100,00

В том числе по отраслям: Металлургия

ед. 1 6 4 0 11

% 9,09 54,55 36,36 0,00 100,00

Химическая

ед. 2 8 5 1 16

% 12,50 50,00 31,25 6,25 100,00

Машиностроение

ед. 5 11 8 0 24

% 20,83 45,83 33,33 0,00 100,00

ЛДЦБ

ед. 1 5 9 0 15

% 6,67 33,33 60,00 0,00 100,00

ПСМ

ед. 1 4 5 0 10

% 10,00 40,00 50,00 0,00 100,00

Легкая

ед. 2 3 7 0 12

% 16,67 25,00 58,33 0,00 100,00

Пищевая

ед. 2 7 3 0 12

% 16,67 58,33 25,00 0,00 100,00

Сельское хозяйство

ед. 0 1 1 0 2

% 0,00 50,00 50,00 0,00 100,00

Строительство

ед. 0 3 2 0 5

% 0,00 60,00 40,00 0,00 100,00

Транспорт

ед. 2 2 7 0 11

% 18,18 18,18 63,64 0,00 100,00

Прочие

ед. 4 7 3 0 14

% 28,57 50,00 21,43 0,00 100,00

Проблема поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке характерна не только для машиностроителей, но и практически для всех остальных отраслей национального реального сектора. Постепенное сближение паритета покупательной способности (ППС) рубля по отношению к иностранным валютам с обменным курсом, которое происходило в течение 3 последних лет, уменьшило разрыв в цене производства между российскими и зарубежными товарами. Это обстоятельство ведет к постоянному усилению конкуренции со стороны иностранных производителей (табл. 9 и 10).

Более того, в последнее время конкурентное давление со стороны зарубежной продукции нарастало сильнее, чем ожидали российские предприятия. В частности, в январе-марте 2000 г. увеличения конкуренции со стороны производителей из дальнего зарубежья в 2001-2002 гг. ожидали 31,5%, а ее сохранения на прежнем уровне - 50,8% респондентов [3]. На самом же деле о росте реальной конкуренции в этот же период сообщили 44,3% опрошенных предприятий, в то время как о сохранении прежнего уровня конкурентной борьбы - только 30,7%.

Таблица 9

Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете конкуренцию со стороны производителей из дальнего зарубежья на Вашем рынке в настоящее время?» (сумма ответов = 100%)

Конкуренция со стороны иностранцев Иностранцы на Суммарное

Отрасль растет остается примерно на прежнем уровне уменьшается нашем рынке не работают число предприятий, ответивших на вопрос

Всего

ед. 62 43 7 28 140

% 44,29 30,71 5,00 20,00 100,00

В том числе по отраслям: Металлургия

ед. 5 4 0 2 11

% 45,45 36,36 0,00 18,18 100,00

Химическая

ед. 9 2 1 5 17

% 52,94 11,76 5,88 29,41 100,00

Машиностроение

ед. 10 11 2 3 26

% 38,46 42,31 7,69 11,54 100,00

ЛДЦБ

ед. 8 6 0 0 14

% 57,14 42,86 0,00 0,00 100,00

ПСМ

ед. 2 1 0 9 12

% 16,67 8,33 0,00 75,00 100,00

Легкая

ед. 10 4 0 0 14

% 71,43 28,57 0,00 0,00 100,00

Пищевая

ед. 5 5 3 0 13

% 38,46 38,46 23,08 0,00 100,00

Сельское хозяйство

ед. 1 0 0 1 2

% 50,00 0,00 0,00 50,00 100,00

Строительство

ед. 2 1 2 5

% 0,00 40,00 20,00 40,00 100,00

Транспорт

ед. 5 2 0,00 5 12

% 41,67 16,67 0,00 41,67 100,00

Прочие

ед. 7 6 0 1 14

% 50,00 42,86 0,00 7,14 100,00

Что касается стран СНГ, то ожидания предприятий относительно уровня конкурентной борьбы в целом оправдались: в 2000 г. роста конкуренции со стороны продукции из ближнего зарубежья ожидали 15,4% респондентов, постфактум сообщили об этом 16,6%. Таким образом, в целом конкуренция с представителями СНГ заметно менее острая, чем конкуренция с товарами западных стран. Этот факт косвенным образом подтверждает идею о том, что борьба за потребителя на российском рынке все более смещается в сферу качества продукции.

Еще один фактор, от которого зависят темпы экономического роста и модернизации, это ситуация с трудовыми ресурсами в стране. Данные настоящего опроса показывают, что ограничения на трудовые ресурсы, с которыми в настоящее время сталкиваются российские предприятия, имеют не столько количественный, сколько качественный характер (табл. 11 и 12).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 10

Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете конкуренцию со стороны производителей из стран СНГ на Вашем рынке в настоящее время?» (сумма ответов = 100%)

Конкуренция со стороны представителей СНГ Представители Суммарное число

Отрасль растет остается примерно на прежнем уровне уменьшается СНГ на нашем рынке не работают предприятий, ответивших на вопрос

Всего

ед. 23 63 14 39 139

% 16,55 45,32 10,07 28,06 100,00

В том числе по отраслям: Металлургия

ед. 3 6 1 1 11

% 27,27 54,55 9,09 9,09 100,00

Химическая

ед. 2 9 3 3 17

% 11,76 52,94 17,65 17,65 100,00

Машиностроение

ед. 3 14 3 6 26

% 11,54 53,85 11,54 23,08 100,00

ЛДЦБ

ед. 3 6 2 4 15

% 20,00 40,00 13,33 26,67 100,00

ПСМ

ед. 0 3 1 6 10

% 0,00 30,00 10,00 60,00 100,00

Легкая

ед. 6 8 0 2 16

% 37,50 50,00 0,00 12,50 100,00

Пищевая

ед. 2 8 2 1 13

% 15,38 61,54 15,38 7,69 100,00

Сельское хозяйство

ед. 1 0 0 0 1

% 100,00 0,00 0,00 0,00 100,00

Строительство

ед. 1 1 0 3 5

% 20,00 20,00 0,00 60,00 100,00

Транспорт

ед. 0 4 1 7 12

% 0,00 33,33 8,33 58,33 100,00

Прочие

ед. 2 4 1 6 13

% 15,38 30,77 7,69 46,15 100,00

Таблица 11

Ответы на вопрос: «Как Ваше предприятие в настоящее время обеспечено трудовыми ресурсами?» (сумма ответов = 100%)

Период, отрасль Имеется избыток трудовых ресурсов Предприятие оптимально обеспечено трудовыми ресурсами По одним категориям есть избыток ресурсов, по другим - недостаток Предприятие испытывает нехватку трудовых ресурсов Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Янв.-фев. 2001 г., всего

ед. 24 49 59 46 178

% 13,48 27,53 33,15 25,84 100,00

Янв.-фев. 2002 г., всего

ед. 24 43 58 19 144

% 16,67 29,86 40,28 13,19 100,00

В том числе по отраслям: Металлургия

ед. 4 2 6 0 12

% 33,33 16,67 50,00 0,00 100,00

Химическая

ед. 3 5 7 2 17

% 17,65 29,41 41,18 11,76 100,00

Продолжение табл. 11

Машиностроение

ед. 4 3 13 6 26

% 15,38 11,54 50,00 23,08 100,00

ЛДЦБ

ед. 3 6 4 2 15

% 20,00 40,00 26,67 13,33 100,00

ПСМ

ед. 2 5 6 0,00 13

% 15,38 38,46 46,15 0,00 100,00

Легкая

ед. 3 3 4 4 14

% 21,43 21,43 28,57 28,57 100,00

Пищевая

ед. 2 6 5 0 13

% 15,38 46,15 38,46 0,00 100,00

Сельское хозяйство

ед. 0 0 2 0 2

% 0,00 0,00 100,00 0,00 100,00

Строительство

ед. 0 3 0 2 5

% 0,00 60,00 0,00 40,00 100,00

Транспорт

ед. 0 5 5 3 13

% 0,00 38,46 38,46 23,08 100,00

Прочие

ед. 3 5 6 0 14

% 21,43 35,71 42,86 0,00 100,00

Что касается количественных аспектов, то обращает на себя внимание тот факт, что в течение 2001 г. почти в 2 раза - с 25,8% до 13,2% - снизилась доля предприятий, сообщавших об общей нехватке трудовых ресурсов. По всей видимости, это обстоятельство связано с замедлением экономического роста в стране. Не имея возможности наращивать производство прежними темпами, предприятия не так остро нуждаются в увеличении числа своих работников.

Таблица 12

Ответы на вопрос: «Дефицит каких работников ощущает Ваше предприятие?»

(сумма ответов > 100%)

Период, отрасль Управлен- ческого персонала ИТР Квалифици- рованных рабочих Низкоквали- фицированных рабочих Обслужи- вающего персонала Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Янв.-фев. 2001 г., всего

ед. 31 39 128 7 6 151

% 20,53 25,83 84,77 4,64 3,97 -

Янв.-фев. 2002 г., всего

ед. 34 47 110 7 6 133

% 25,56 35,34 82,71 5,26 4,51 -

В том числе по отраслям Металлургия

ед. 2 4 11 0 0 11

% 18,18 36,36 100,00 0,00 0,00 -

Химическая

ед. 1 5 13 1 0 13

% 7,69 38,46 100,00 7,69 0,00 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Машиностроение

ед. 5 10 24 2 2 26

% 19,23 38,46 92,31 7,69 7,69 -

ЛДЦБ

ед. 4 5 12 0 1 13

% 30,77 38,46 92,31 0,00 7,69 -

ПСМ

ед. 4 5 11 0 1 13

% 30,77 38,46 84,62 0,00 7,69 -

Продолжение табл. 12

Легкая

ед. 4 6 10 2 1 14

% 28,57 42,86 71,43 14,29 7,14 -

Пищевая

ед. 4 3 9 0 0 12

% 33,33 25,00 75,00 0,00 0,00 -

Сельское хозяйство

ед. 0 0 1 0 0 1

% 0,00 0,00 100,00 0,00 0,00 -

Строительство

ед. 1 1 4 1 0 5

% 20,00 20,00 80,00 20,00 0,00 -

Транспорт

ед. 4 3 7 0 1 12

% 33,33 25,00 58,33 0,00 8,33 -

Прочие

ед. 5 5 8 1 0 13

% 38,46 38,46 61,54 7,69 0,00 -

Несколько видоизменились за прошедший год и запросы предприятий относительно качества требуемой рабочей силы. При сохраняющемся очень высоком уровне дефицита квалифицированных рабочих (84,8% в начале 2001 г. и 82,7% в начале 2002 г.) несколько возросла степень нехватки хороших управленцев (2001 г. - 20,5%; 2002 г. - 25,6%) и инженерно-технических работников (2001 г. -25,8%; 2002 г. - 35,3%). Этот факт свидетельствует о том, что предприятия остро ощущают потребность в повышении качества своей продукции и потому особенно сильно озабочены подбором именно тех категорий работников, которые способны обеспечить решение этой проблемы.

В настоящий момент темпы экономического роста и модернизации в России очень тесно связаны также с ценами на товары и услуги энергетических и транспортных монополистов. Мнения предприятий по поводу этой проблемы представлены в табл. 13-15.

Как видно из ответов на заданные вопросы, опрошенные предприятия за редким исключением будут испытывать серьезные экономические трудности при росте тарифов естественных монополий и поэтому, скорее всего, предпочтут повышать цены на свою продукцию. В то же время этот тупиковый путь, ведущий к уменьшению объемов сбыта и раскручиванию инфляции, ощущается предприятиями довольно хорошо. Поэтому подавляющее большинство респондентов выступает за активное участие государства в решении проблемы цены на услуги естественных монополий, поскольку достаточных собственных ресурсов для форсированной реализации энергосберегающей стратегии развития у предприятий сейчас нет. При этом идеи быстрой приватизации отраслей-монополистов и либерализации их рынков пока воспринимаются подавляющим большинством опрошенных предприятий более чем скептически. Иными словами, по мнению предприятий, все реформы в этой сфере должны исходить от государственной власти и реализовываться под ее полным контролем.

Таблица 13

Ответы на вопрос: «Как Ваше предприятие будет реагировать на предполагаемое увеличение цен на электроэнергию, газ

и железнодорожные перевозки в 2002 г.?» (сумма ответов > 100%)

Отрасль Постарается сократить потребление энергии и объем перевозок Искать альтернативные пути энергоснабжения и транспортировки своих грузов Сокращать свои инвестиции в развитие Поднимать цены на свою продукцию Смириться с уменьшением прибыли Искать различные неформальные способы решения проблемы Другое Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Всего

ед. 40 26 27 106 42 24 9 140

% 28,57 18,57 19,29 75,71 30,00 17,14 6,43 100,00

В том числе по отраслям: Металлургия

ед. 2 2 3 7 4 3 2 12

% 16,67 16,67 25,00 58,33 33,33 25,00 16,67 100,00

Химическая

ед. 5 5 4 12 6 2 1 17

% 29,41 29,41 23,53 70,59 35,29 11,76 5,88 100,00

Машиностроение

ед. 10 5 7 21 7 9 2 26

% 38,46 19,23 26,92 80,77 26,92 34,62 7,69 100,00

ЛДЦБ

ед. 5 9 3 11 4 1 1 15

% 33,33 60,00 20,00 73,33 26,67 6,67 6,67 100,00

ПСМ

ед. 4 2 4 9 3 1 2 13

% 30,77 15,38 30,77 69,23 23,08 7,69 15,38 100,00

Легкая

ед. 3 1 2 13 3 1 0 14

% 21,43 7,14 14,29 92,86 21,43 7,14 0,00 100,00

Пищевая

ед. 5 1 1 11 4 1 1 13

% 38,46 7,69 7,69 84,62 30,77 7,69 7,69 100,00

Сельское хозяйство

ед. 0 0 0 1 0 0 0 1

% 0,00 0,00 0,00 100,00 0,00 0,00 0,00 100,00

Строительство

ед. 2 0 0 2 3 2 0 5

% 40,00 0,00 0,00 40,00 60,00 40,00 0,00 100,00

Транспорт

ед. 4 0 1 10 2 4 0 14

% 28,57 0,00 7,14 71,43 14,29 28,57 0,00 100,00

Прочие

ед. 0 1 2 9 6 0 0 10

% 0,00 10,00 20,00 90,00 60,00 0,00 0,00 100,00

Таблица 14

Ответы на вопрос: «Обязано ли правительство не допускать роста цен на продукцию энергетических и транспортных монополистов, не превышающих темпы инфляции?» (сумма ответов = 100%)

Отрасль Да, другого выхода в современной ситуации нет Нет, цены на транспорт и энергию в России в данный момент занижены Цены на транспорт и энергию в России сейчас завышены, и потому правительство должно сдерживать рост цен на них еще жестче Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Всего

ед. 81 8 51 140

% 57,86 5,71 36,43 100,00

В том числе по отраслям: Металлургия

ед. 8 0 4 12

% 66,67 0,00 33,33 100,00

Химическая

ед. 11 1 5 17

% 64,71 5,88 29,41 100,00

Машиностроение

ед. 11 2 13 26

% 42,31 7,69 50,00 100,00

ЛДЦБ

ед. 11 1 3 15

% 73,33 6,67 20,00 100,00

ПСМ

ед. 9 0 2 11

% 81,82 0,00 18,18 100,00

Легкая

ед. 8 1 6 15

% 53,33 6,67 40,00 100,00

Пищевая

ед. 6 1 6 13

% 46,15 7,69 46,15 100,00

Сельское хозяйство

ед. 2 0 0 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% 100,00 0,00 0,00 100,00

Строительство

ед. 2 0 2 4

% 50,00 0,00 50,00 100,00

Транспорт

ед. 7 1 7 15

% 46,67 6,67 46,67 100,00

Прочие

ед. 6 1 3 10

% 60,00 10,00 30,00 100,00

Таблица 15

Ответы на вопрос: «Каков наиболее разумный способ решения проблемы цен на энергию и транспорт в России?» (сумма ответов = 100%)

Отрасль В обозримом будущем без государственного регулирования этих цен не обойтись, и потому надо прежде всего направить в эти отрасли сильных руководителей и усилить контроль над ними Надо как можно скорее приватизировать и демонополизировать эти отрасли, и проблема отпадет сама собой В переходный период сохранить госуправле-ние в этих отраслях, а затем начать постепенную демонополизацию и приватизацию Суммарное число предприятий, ответивших на вопрос

Всего

ед. 81 8 51 140

% 57,86 5,71 36,43 100,00

В том числе по отраслям: Металлургия

ед. 8 0 4 12

% 66,67 0,00 33,33 100,00

Химическая

ед. 10 1 6 17

% 58,82 5,88 35,29 100,00

Машиностроение

ед. 21 1 4 26

% 80,77 3,85 15,38 100,00

Продолжение табл. 15

ЛДЦБ

ед. 11 1 3 15

% 73,33 6,67 20,00 100,00

ПСМ

ед. 9 0 2 11

% 81,82 0,00 18,18 100,00

Легкая

ед. 8 1 6 15

% 53,33 6,67 40,00 100,00

Пищевая

ед. 10 0 3 13

% 76,92 0,00 23,08 100,00

Сельское хозяйство

ед. 1 1 0 2

% 50,00 50,00 0,00 100,00

Строительство

ед. 2 0 2 4

% 50,00 0,00 50,00 100,00

Транспорт

ед. 7 1 7 15

% 46,67 6,67 46,67 100,00

Прочие

ед. 7 2 4 13

% 53,85 15,38 30,77 100,00

По результатам опроса можно сформулировать следующие выводы.

Темпы обновления производственного аппарата в российской экономике за последние 3 года заметно выросли. Однако при этом скорость модернизации пока недостаточна с точки зрения перспектив долгосрочного экономического развития. Во всяком случае, процесс физического и морального старения основных фондов реального сектора остановлен не полностью, и сокращение отставания от развитых зарубежных экономик в целом еще не началось.

Отечественное машиностроение пока сохраняет свою жизнеспособность. Однако чтобы преодолеть долгосрочные негативные тенденции и успешно конкурировать с зарубежной техникой в будущем, российские машиностроители должны значительно сократить технико-технологическое отставание от иностранных аналогов.

Ввиду нарастания конкуренции на внутреннем рынке все сказанное о машиностроении в той или иной степени верно и для других отраслей российского реального сектора.

Решение проблемы качества продукции во многом связано с повышением квалификационного уровня рабочей силы. Поэтому предприятия все больше озабочены дефицитом различных категорий квалифицированных работников. Как следствие проблема профессиональной подготовки все больше и больше становится общенациональной.

Судя по всему, проблема согласования общеэкономических интересов и цены на энергию и транспортные услуги в России пока не имеют решения в рамках чисто рыночных отношений. Поэтому предприятия высказываются за активное участие государства в регулировании финансово-экономических вопросов в сфере транспорта и энергетики.

Литература

1. Кувалин Д.Б., Галецкая Р.А., Демочкина А.В., Моисеева А.К. Российские предприятия в начале 2001 г. // Проблемы прогнозирования. 2001. № 6.

2. Кувалин Д.Б., Кузнецов Ю.В., Демочкина А.В. Российские предприятия: адаптация к кризису и поиски новых стратегий развития //Проблемы прогнозирования. 2000. № 3.

3. Кувалин Д.Б. Российские предприятия в начале 2000г.: текущее финансово-экономическое положение и экспансия на внутреннем рынке //Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.