Научная статья на тему 'Профилактика хищений бюджетных средств'

Профилактика хищений бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
профилактика хищений бюджетных средств / экономические преступления / риск-ориентированный подход / оперативно-розыскная деятельность / экономическая безопасность / противодействие коррупции / информационно-коммуникационные технологии / prevention of embezzlement of budget funds / economic crimes / risk-based approach / operational investigative activities / economic security / anti-corruption / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мангасаров Руслан Анатольевич

Актуальность исследования: бюджетные средства являются ключевым финансовым ресурсом, направленным на обеспечение реализации государственных программ и национальных проектов в Российской Федерации. Хищения бюджетных средств препятствуют эффективному осуществлению функций государства и решению стоящих перед ним задач. В связи с этим правоохранительным органам необходимо своевременно принимать меры, направленные на поиск и адаптацию к своевременным вызовам методик противодействия хищениям бюджетных средств, не менее важную роль при этом играет профилактика указанных преступлений. Постановка проблемы: в статье дан краткий анализ существующих правовых и организационных проблем правоохранительных органов, возникающих в борьбе с хищениями бюджетных средств, приводятся некоторые выводы и предложения по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в сфере профилактики хищений бюджетных средств, в том числе путем внедрения риск-ориентированного подхода. Цель исследования: подготовить научно-обоснованные предложения для повышения эффективности профилактики хищений бюджетных средств. Методы исследования: анализ, описание, сравнение, синтез, контент-анализ (при подборе и изучении материала по теме); сравнительно-правовой (при изучении правовых явлений и теорий нормативных правовых актов). Результаты и ключевые выводы: основываясь на результатах исследования, автор приходит к выводу, что важным направлением совершенствования работы органов внутренних дел по профилактике хищений бюджетных средств является эффективное сочетание мер общей и индивидуальной профилактики. На профилактику рассматриваемых преступлений положительно повлияют: налаживание деятельности профессиональных структурных подразделений, отвечающих за указанную работу; создание концепции профилактики хищений бюджетных средств, предусматривающей критерии оценки данной деятельности; формирование Правительственной комиссии по вопросам профилактики хищений бюджетных средств, в основе деятельности которой предполагается внедрение риск-ориентированного подхода, а также внесение комплексных изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации по внедрению в сферу государственной поддержки информационно-коммуникационных технологий, таких как «Смарт-контракты», «Счета эскроу», «Цифровые рубли», «Блокчейн сети» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of Embezzlement of Budget Funds

Relevance of the study: budgetary funds are a key financial resource aimed at ensuring the implementation of state programs and national projects in the Russian Federation. Embezzlement of budgetary funds prevents the effective implementation of the functions of the state and the solution of the tasks facing it. In this regard, law enforcement agencies need to take timely measures aimed at finding and adapting methods of countering embezzlement of budget funds to timely challenges, while prevention of these crimes plays an equally important role. Problem statement: the article provides a brief analysis of the existing legal and organizational problems of law enforcement agencies that arise in the fight against embezzlement of budget funds, provides some conclusions and suggestions for improving the activities of law enforcement agencies in the field of prevention of embezzlement of budget funds, including through the introduction of a risk-based approach. The purpose of the study: to prepare scientifically based proposals to improve the effectiveness of prevention of embezzlement of budget funds. Research methods: analysis, description, comparison, synthesis, content analysis (in the selection and study of material on the topic); comparative law (in the study of legal phenomena and theories of normative legal acts). Results and key conclusions: based on the results of the study, the author concludes that an important direction for improving the work of internal affairs agencies to prevent embezzlement of budget funds is an effective combination of general and individual prevention measures. The prevention of the crimes under consideration will be positively influenced by: the establishment of the activities of professional structural units responsible for this work; the creation of a concept for the prevention of embezzlement of budget funds, providing criteria for evaluating this activity; formation of a Government Commission on the prevention of embezzlement of budget funds, which is supposed to be based on the introduction of a risk-based approach, as well as making comprehensive changes to regulatory legal acts of the Russian Federation on the introduction of information and communication technologies into the sphere of state support, such as Smart Contracts, Escrow Accounts, Digital Rubles, “Blockchain Networks”, etc.

Текст научной работы на тему «Профилактика хищений бюджетных средств»

Мангасаров Руслан Анатольевич,

кандидат юридических наук, начальник отделения по изучению проблем психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности научно-исследовательского центра, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: mangasarov_pro@mail.ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 343.9

Ruslan Anatol'evich Mangasarov,

Candidate of Law,

Head of the Department for the Study of Problems

of Psychological Support of Operational and Service

Activities of the Research Center,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: mangasarov_pro@mail.ru

Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences

s0

DOI 10.24412/2072-9391-2024-169-80-87

Дата поступления статьи: 26 декабря 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 20 марта 2024 г.

Профилактика хищений бюджетных средств Prevention of Embezzlement of Budget Funds

Аннотация

Актуальность исследования: бюджетные средства являются ключевым финансовым ресурсом, направленным на обеспечение реализации государственных программ и национальных проектов в Российской Федерации. Хищения бюджетных средств препятствуют эффективному осуществлению функций государства и решению стоящих перед ним задач. В связи с этим правоохранительным органам необходимо своевременно принимать меры, направленные на поиск и адаптацию к своевременным вызовам методик противодействия хищениям бюджетных средств, не менее важную роль при этом играет профилактика указанных преступлений.

Постановка проблемы: в статье дан краткий анализ существующих правовых и организационных проблем правоохранительных органов, возникающих в борьбе с хищениями бюджетных средств, приводятся некоторые выводы и предложения по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в сфере профилактики хищений бюджетных средств, в том числе путем внедрения риск-ориентированного подхода.

Цель исследования: подготовить научно-обоснованные предложения для повышения эффективности профилактики хищений бюджетных средств.

Методы исследования: анализ, описание, сравнение, синтез, контент-анализ (при подбо-

Abstract

Relevance of the study: budgetary funds are a key financial resource aimed at ensuring the implementation of state programs and national projects in the Russian Federation. Embezzlement of budgetary funds prevents the effective implementation of the functions of the state and the solution of the tasks facing it. In this regard, law enforcement agencies need to take timely measures aimed at finding and adapting methods of countering embezzlement of budget funds to timely challenges, while prevention of these crimes plays an equally important role.

Problem statement: the article provides a brief analysis of the existing legal and organizational problems of law enforcement agencies that arise in the fight against embezzlement of budget funds, provides some conclusions and suggestions for improving the activities of law enforcement agencies in the field of prevention of embezzlement of budget funds, including through the introduction of a risk-based approach.

The purpose of the study: to prepare scientifically based proposals to improve the effectiveness of prevention of embezzlement of budget funds.

Research methods: analysis, description, comparison, synthesis, content analysis (in the selection and study of material on the topic); comparative law (in the study of legal phenomena and theories of normative legal acts).

ре и изучении материала по теме); сравнительно-правовой (при изучении правовых явлений и теорий нормативных правовых актов).

Результаты и ключевые выводы: основываясь на результатах исследования, автор приходит к выводу, что важным направлением совершенствования работы органов внутренних дел по профилактике хищений бюджетных средств является эффективное сочетание мер общей и индивидуальной профилактики. На профилактику рассматриваемых преступлений положительно повлияют: налаживание деятельности профессиональных структурных подразделений, отвечающих за указанную работу; создание концепции профилактики хищений бюджетных средств, предусматривающей критерии оценки данной деятельности; формирование Правительственной комиссии по вопросам профилактики хищений бюджетных средств, в основе деятельности которой предполагается внедрение риск-ориентированного подхода, а также внесение комплексных изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации по внедрению в сферу государственной поддержки информационно-коммуникационных технологий, таких как «Смарт-контракты», «Счета эскроу», «Цифровые рубли», «Блокчейн сети» и др.

Results and key conclusions: based on the results of the study, the author concludes that an important direction for improving the work of internal affairs agencies to prevent embezzlement of budget funds is an effective combination of general and individual prevention measures. The prevention of the crimes under consideration will be positively influenced by: the establishment of the activities of professional structural units responsible for this work; the creation of a concept for the prevention of embezzlement of budget funds, providing criteria for evaluating this activity; formation of a Government Commission on the prevention of embezzlement of budget funds, which is supposed to be based on the introduction of a risk-based approach, as well as making comprehensive changes to regulatory legal acts of the Russian Federation on the introduction of information and communication technologies into the sphere of state support, such as Smart Contracts, Escrow Accounts, Digital Rubles, "Blockchain Networks", etc.

Ключевые слова: профилактика хищений бюджетных средств; экономические преступления; риск-ориентированный подход; оперативно-розыскная деятельность; экономическая безопасность; противодействие коррупции; информационно-коммуникационные технологии.

Keywords: prevention of embezzlement of budget funds; economic crimes; risk-based approach; operational investigative activities; economic security; anti-corruption; information and communication technologies.

Введение. В соответствии с п. 41 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» важнейшими направлениями обеспечения национальной безопасности являются совершенствование единой государственной системы профилактики преступности и формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности1.

Особую значимость сегодня приобретает профилактическая деятельность в бюджетной сфере. Согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, задачей стратегического значения является борьба с хищениями бюджетных средств2.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.

2 О Стратегии экономической безопасности Российской Фе-

дерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации

Несмотря на важность и значимость профилактики хищений в бюджетной сфере, стоит отметить недостаточную результативность правоохранительных органов в указанном направлении и высокий уровень криминализации сферы бюджетного финансирования. Так, за первое полугодие 2023 г. сотрудниками полиции выявлено более 5 тыс. преступлений в бюджетной сфере, в 2022 г. — более 9 тыс. преступлений3.

Одним из факторов, негативно сказывающихся на профилактике хищений бюджетных средств, является отсутствие критериев оценки результатов профилактической деятельности, при этом не ведется учет предупрежденным преступлениям. Вместе с тем ключевой критерий оценки работы полиции — раскрываемость преступлений, ежегодно

от 13 мая 2017 г. № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20. Ст. 2902.

3 Сведения о преступлениях экономической и коррупционной направленности, выявленных подразделениями правоохранительных органов за 2022 г. и 6 месяцев 2023 г. Форма № 451 («1-А»). М., 2023.

82

на повышение уровня которой направляются основные усилия.

Важно отметить, что фактически сотрудники полиции регулярно осуществляют деятельность, направленную на профилактику хищений бюджетных средств. Например, сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК) в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) по фактам различных правонарушений в сфере бюджетного финансирования осуществляется профилактическое воздействие на должностных лиц — распорядителей бюджетных средств путем погружения их в стрессовую ситуацию, которая создается в рамках непосредственного участия в ОРМ (опрос; предоставление сведений по запросу и т. д.), при этом значительно повышается уровень правосознания должностных лиц.

Однако перечисленные меры носят не системный, а зачастую ситуативный характер, вместе с тем отсутствует единый подход к профилактике хищений бюджетных средств. Это свидетельствует о необходимости увеличения количества и качества теоретических и прикладных научных исследований по рассматриваемой теме. Результаты проведенных исследований, имеющие высокое научно-практическое значение, необходимо внедрять в управленческую практику, а также конкретную оперативно-служебную деятельность.

В теории оперативно-розыскной деятельности с учетом особенностей профилактики хищений бюджетных средств определены основные направления профилактики преступлений, а именно:

1. Общая профилактика (устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений).

2. Индивидуальная профилактика (выявление лиц, способных совершить преступления, и оказание на них профилактического воздействия).

Общая профилактика хищений бюджетных средств. Под общей профилактикой хищений бюджетных средств мы предлагаем понимать целенаправленную деятельность субъектов профилактики преступлений по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий рассматриваемых хищений. Вместе с тем, по нашему мнению, общая профилактика должна быть направлена на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

По мнению опрошенных сотрудников ЭБиПК, в общую профилактику хищений бюджетных средств целесообразно включать следующие направления:

— выступления в печати, по радио и телевидению по вопросам обеспечения защиты бюджетных средств. По мнению 85 % респондентов, зна-

чительный вклад в общую профилактику хищений бюджетных средств вносит популяризация результатов работы полиции, в частности размещение в средствах массовой информации материалов о выявленных фактах рассматриваемых преступлений;

— лекции, круглые столы, беседы, доклады и другие выступления на заседаниях государственных органов (распорядителей бюджетных средств), объединений предпринимателей, в образовательных организациях и т. д.;

— оказание организационной, методической и правовой помощи органам, организациям, непосредственно осуществляющим деятельность по контролю за распределением бюджетных средств.

Вместе с тем, по мнению большинства опрошенных сотрудников подразделений ЭБиПК, положительно скажутся на общей профилактике хищений бюджетных средств включение указанных сотрудников в соответствующие комиссии, в ведение которых входит определение получателей бюджетных средств, а также в комиссии, отвечающие за приемку работ и оказанных услуг, в пределах выделенных бюджетных средств, и внесение комплексных изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"»4, Гражданский кодекс Российской Федерации5, Бюджетный кодекс Российской Федерации6, Уголовный кодекс Российской Федерации7, Налоговый кодекс Российской Федерации8, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»9 и др.) по внедрению в сферу государственной поддержки в рамках выделения бюджетных средств, перспективных информационно-коммуникационных технологий, в их числе: «Смарт-

4 О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» : Федер. закон от 3 февр.1996 г. № 17-ФЗ : принят Гос. Думой 7 июля 1995 г. : одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

6 Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : принят Гос. Думой 17 июля 1998 г. : одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.

7 Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

8 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. : одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

9 О Счетной палате Российской Федерации : Федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 41-ФЗ : принят Гос. Думой 22 марта 2013 г. : одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. Ст. 1649.

контракты» [4], «Счета эскроу» [3], «Цифровые рубли», «Блокчейн сети» [2] и др. [5].

Каждый второй опрошенный сотрудник подразделений ЭБиПК отмечает, что для надлежащего осуществления общей профилактики хищений бюджетных средств необходимо достичь качественно нового уровня взаимодействия между МВД России, ФНС России, Росфинмо-ниторингом, ФСБ России, ФТС России, Минобороны России и др., при этом требуется объединить в единую информационную базу имеющийся в каждом ведомстве собственный информационный массив, в том числе включить в эту систему следующую информацию:

— ФНС России: сведения об открытых расчетных счетах, результаты выездных и камеральных налоговых проверок и т. д.;

— Казначейство России: сведения об операциях по расходованию бюджетных средств и т. д.;

— Росфинмониторинг: сведения относительно выявления сомнительных финансовых операций с участием получателя бюджетных средств, субподрядчиков и т. д.;

— ФТС России: сведения на предмет приобретения товаров и услуг, их характеристик и сертификатов и т. д., а также др.

По мнению руководителя Росфинмонито-ринга Ю. А. Чиханчина, эффективное взаимодействие МВД России с органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и средствами массовой информации, а также успешное противодействие хищениям бюджетных средств немыслимы без создания единой правовой базы и ее укрепления.

Об этой проблеме Ю. А. Чиханчин говорил на встрече с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «...главной проблемой выступает отсутствие единой межведомственной базы, которая могла бы позволить автоматизировать решение вопросов обмена информацией в онлайн-режиме. Такого механизма пока нет, и это требует дополнительной совместной работы»10.

Правительственная комиссия по вопросам профилактики хищений бюджетных средств. Наряду с разработкой единой межведомственной информационной базы, по нашему мнению, важным элементом общей профилактики хищений бюджетных средств для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации11 может выступить консолидация государственных органов в рамках Прави-

10 Встреча с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрием Чиханчиным // Президент России : офиц. сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62015 (дата обращения: 18.12.2023).

11 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации

от 13 мая 2017 г. № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20. Ст. 2902.

тельственной комиссии по вопросам профилактики хищений бюджетных средств (далее — Правительственная комиссия), под которой мы понимаем совокупность представителей федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов и организаций, осуществляющих профилактику преступлений на объектах, выделяющих бюджетные средства, путем принятия мер организационного, координационного, аналитического, оперативного, нормативно-правового и информационного характера.

Основными членами Правительственной комиссии могут выступить: МВД России, ФНС России, Росфинмониторинг, ФСБ России, Казначейство России, Банк России, ФТС России, Минобороны России, при этом в ее структуре предлагаем предусмотреть:

— межведомственные комиссии на федеральном и региональном уровнях с целью проведения экспертиз проектов, связанных с выделением бюджетных средств;

— профильные структуры по оценке угроз хищений бюджетных средств, возникающих в результате совершения сомнительных операций с бюджетными средствами или иным имуществом, и выработке мер противодействия этим угрозам;

— специализированные аналитические подразделения при государственных органах и организациях, осуществляющие своевременное наполнение и обновление единой информационной базы данных.

По нашему мнению, к основным формам взаимодействия в рамках Правительственной комиссии, исходя из существующих потребностей, необходимо отнести:

1. Создание единого правового пространства взаимодействия.

2. Объединение банков данных, в том числе о выделяемых бюджетных средствах.

3. Электронный обмен информацией.

Риск-ориентированный подход. Для эффективной профилактики хищений бюджетных средств в качестве базовой основы функционирования Правительственной комиссии, думается, внедрить в ее деятельность применение риск-ориентированного подхода, предполагающего проведение на постоянной основе мониторинга и оценки рисков совершения операций, непосредственным образом влияющих на последующее распределение ресурсов, сил и средств органов и организаций, входящих в нее, с учетом результатов такой оценки.

Риск-ориентированный подход нами предлагается неслучайно, так как механизмы оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на государственные органы до-

84

вольно эффективно используется в Германии, Швейцарии, Мексике, Китае и Южной Африке.

В Российской Федерации с целью совершенствования контроль-надзорной деятельности с 2018 г. начался переход от всеобщего надзора к дифференцированному (оценка рисков). При этом риск-ориентированный подход, несмотря на не большой срок применения, смог зарекомендовать себя с положительной стороны, показав способность снижать административную нагрузку на бизнес и повышать эффективность деятельности государственных органов за счет оптимизации использования выделяемых ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и т. д.).

В подтверждение наших слов стоит отметить тот факт, что риск-ориентированный подход заложен в основу нормативно-правовых изменений, внесенных в систему государственного и муниципального контроля в Российской Федерации, и закреплен в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»12. При этом перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, только расширяется.

Изучая вопросы, связанные с совершенствованием оперативно-розыскной деятельности в области противодействия легализации доходов, профессор П. И. Иванов поддерживает нашу позицию относительно высокой эффективности использования риск-ориентированного подхода в рамках предупреждения хищений бюджетных средств. При этом он отмечает, что использование риск-ориентированного подхода, как инновационного метода, обладает рядом существенных преимуществ, а именно:

1) расширяет зону приоритетного мониторинга на предмет своевременного обнаружения возможных рисков;

2) позволяет активно бесконтактно осуществлять межведомственное взаимодействие правоохранительных органов;

3) способствует получению оперативно-значимой информации;

4) сокращает объем привлекаемых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и т. д.) посредством своевременного упреждения возможных рисков причинения имущественного ущерба интересам государства [1].

Таким образом, риск-ориентированный подход, с нашей точки зрения, является наиболее эффективным методом, способствующим своевре-

менному реагированию правоохранительных органов на факты подготавливаемых или совершаемых хищений бюджетных средств, в рамках функционирования Правительственной комиссии.

Для понимания результатов работы Правительственной комиссии по внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, по нашему мнению, необходимо выделить следующие основные направления:

— формирование исчерпывающих реестров подконтрольных объектов, установление категорий риска, классов опасности и критериев отнесения к ним объектов, отнесение объектов к определенной категории риска (классу опасности), внедрение модели поддержки перечней объектов в актуальном состоянии, обеспечение публичности и доступности перечней объектов, их категорий риска (классов опасности) и критериев отнесения к ним объектов;

— создание системы сбора объективных данных, позволяющей вести учет причиненного вреда, определение индикаторов риска и показателей для внедрения «динамической модели», а также внедрение модели актуализации индикаторов риска и показателей для «динамической модели» в зависимости от изменений профилей риска;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— переоценка на регулярной основе рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов «больших данных»;

— внедрение межведомственных карт рисков, проведение международных сопоставлений эффективности систем управления рисками13.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо сформировать систему категоризации рисков на базе модели, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»14, будут выделяться шесть категорий риска причинения вреда (ущерба), а именно: чрезвычайно высокий риск; высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск (см. табл.).

12 О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации : Федер. закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ : принят Гос. Думой 22 июля 2020 г. : одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31 (ч. 1). Ст. 5007.

13 Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 дек. 2016 г. № 12 // СПС Кон-сультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_222109/ (дата обращения: 25.12.2023).

14 О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 17 авг. 2016 г. № 806 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 35. Ст. 5326.

Таблица

Категоризация рисков

Категории риска Периодичность проведения плановых мероприятий Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

Чрезвычайно высокий риск Максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год Периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска. Положением о виде контроля может быть

Высокий риск Средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года установлено, что частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, определяется в рамках иных, за исключением одного года, периодов времени либо устанавливается в связи с наступлением определенных событий. Положением о виде контроля в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, могут устанавливаться сокращенные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий; особенности их содержания; объем представляемых документов, инструментального обследования, проводимых испытаний, экспертиз и экспериментов

Значительный риск

Средний риск Минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года

Умеренный риск

Низкий риск Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся

Учитывая изложенное, нам представляется, что деятельность Правительственной комиссии выступит надежной опорой для осуществления общей профилактики хищений бюджетных средств.

Индивидуальная профилактика хищений бюджетных средств. Для достижения положительных результатов профилактики рассматриваемых преступлений правоохранительным органам, по нашему мнению, необходимо обеспечить наиболее оптимальное сочетание оперативно-розыскных и иных мероприятий. В связи с этим необходимо надлежащим образом осуществлять индивидуальную профилактику хищений бюджетных средств, под которой мы предлагаем понимать комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершение хищений бюджетных средств, и оказание на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступлений и изменения поведения личности — от антиобщественного к законопослушному.

Нами выделены следующие ключевые направления индивидуальной профилактики хищений бюджетных средств:

— сбор и анализ сведений о криминально-активных лицах, воздействие на указанных лиц с целью склонения их к отказу от совершения преступлений;

— выявление конкретных причин и условий совершения хищений бюджетных средств с целью их устранения и нейтрализации.

Вместе с тем индивидуальная профилактика хищений бюджетных средств осуществляется в отношении потенциальных субъектов коррупционных взаимоотношений (должностных лиц — распорядителей бюджетных средств).

В ходе анализа уголовных дел, связанных с хищениями бюджетных средств, нами было определено, что объектами профилактики в первую очередь выступают сотрудники организаций, осуществляющих распределение бюджетных средств, а именно:

1) лица, занимающие должности, связанные с распределением бюджетных средств, а также с приемкой отчетов о расходовании бюджетных средств;

2) лица, ранее судимые за хищения (должностные и корыстные преступления);

3) лица, имеющие обширные преступные связи.

В то же время особое внимание в рамках профилактики необходимо уделять сотрудникам организаций, получающих с определенной регулярностью бюджетные средства, выделенные в виде грантов и субсидий.

Специфика мер индивидуальной профилактики хищений бюджетных средств зависит от особенностей субъектов и их правового положения, а также от объектов воздействия и включает в себя:

— проведение индивидуальных бесед (ознакомительно-разъяснительные, воспитательные с привлечением общественности, предупредительные);

86

— привлечение к индивидуальной работе иных лиц, в том числе должностных лиц, контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, а также членов семьи объекта профилактики, способных оказать позитивное воздействие на профилактируемого;

— создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;

— осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого;

— иные формы.

Стоит отметить, что зачастую возникают ситуации, при которых достигаются цели индивидуальной профилактики, и лица, подвергаемые профилактическому воздействию, не поддаются положительной переориентации, а продолжают вынашивать преступные намерения, при этом есть все основания полагать, что они подготавливают или совершают хищения бюджетных средств. В этом случае речь будет идти об использовании результатов профилактической деятельности не для профилактики, а для раскрытия преступлений [6]. Этот вопрос остается дискуссионным. Вместе с тем, как нам представляется, когда обычные индивидуально-профилактические меры уже не дают желаемого эффекта, необходимо переходить от профилактики к предотвращению рассматриваемых преступлений.

Список литературы:

1. Иванов П. И. Внедрение метода риск-ориентированного подхода в деятельность по оперативно-розыскному противодействию экономическим и коррупционным преступлениям (в порядке постановки проблемы) // Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1 (104). С. 80-89.

2. Мангасаров Р. А. Использование блокчейн-технологий в противодействии хищениям бюджетных средств // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 86-94.

3. Мангасаров Р. А. Предупреждение хищений бюджетных средств, выделенных в виде грантов и субсидий: внедрение счетов эскроу // Вестник Самарского юридического института. 2023. № 5 (56). С. 38-43.

4. Мангасаров Р. А. Цифровые технологии как инструмент противодействия хищениям бюджетных средств // Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1 (104). С. 207-212.

5. Мангасаров Р. А, Павличенко Н. В. Противодействие хищениям бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных программ и национальных проектов : моногр. М., 2023. 111 с.

Заключение. В завершение стоит отметить, что, на наш взгляд, для повышения роли профилактики хищений бюджетных средств необходимо продолжать научные исследования указанной проблемы, при этом прорабатывать различные предложения. Кроме того, интересной является идея создания оперативно-профилактических подразделений в системе МВД России (Главное управление профилактики МВД России), а также специализированных подразделений (управлений, отделов, отделений) в территориальных органах МВД России, на базе которых могли бы быть исследованы формы и методы оперативно-профилактической работы в современных условиях, с возможностью прогнозирования и планирования мероприятий по нейтрализации преступлений, в том числе по профилактике хищений бюджетных средств.

Думается, положительно повлияет на предупреждение рассматриваемых преступлений выработка концепции профилактики хищений бюджетных средств, в рамках которой необходимо предусмотреть критерии эффективности профилактической деятельности с целью стимулирования сотрудников правоохранительных органов на выявления лиц и фактов, представляющих оперативно-профилактический интерес, для устранения и нейтрализации криминогенных факторов.

References:

1. Ivanov P. I. Implementation of the risk-based approach method in the operational search activity countering economic and corruption crimes (in the order of the problem statement) // Jurist-Pravoved. 2023. № 1 (104). S. 80-89.

2. Mangasarov R. A. Use of Blockchain-Technologies in Counteraction to the Theft of Budget Funds // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). S. 86-94.

3. Mangasarov R. A. Prevention of embezzlement of budget funds allocated in the form of grants and subsidies: implementation of escrow accounts // Bulletin of the Samara Law Institute. 2023. № 5 (56). S. 38-43.

4. Mangasarov R. A. Digital technology as a tool of counter the embezzlement of public funds // Jurist-Pravoved. 2023. № 1 (104). S. 207-212.

5. MangasarovR. A., PavlichenkoN. V. Protivodejstvie hishcheniyam byudzhetnyh sredstv, vydelennyh na realizaciyu gosudarstvennyh programm i nacional'nyh proektov : monogr. M., 2023. 111 s.

6. Pavlichenko N. V., Sofronov V. N. Operational investigative prevention of crimes against property: theoretical approaches to understanding the essence // Vestnik of Siberian Law In-

6. Павличенко Н. В., Софронов В. Н. Оперативно-розыскная профилактика преступлений против собственности: теоретические подходы к пониманию сущности // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2009. № 3 (5). С. 140-145.

stitute of the MIA of Russia. 2009. № 3 (5). S. 140-145.

Для цитирования:

Мангасаров Руслан Анатольевич. Профилактика хищений бюджетных средств // Труды Академии управления МВД России. 2024. № 1 (69). С. 80-87.

For citation:

Mangasarov Ruslan Anatol'evich. Prevention of Embezzlement of Budget Funds // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. № 1 (69). P. 80-87.

S S

и и о

а

<

а s н

s

<

0 с

к

<

1

03

о <

о

I—

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.