Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЯМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЯМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОКЧЕЙН / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / БЛОКЧЕЙН-СЕТИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / ГРАНТЫ И СУБСИДИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЧЕТ ЭСКРОУ / ЦИФРОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мангасаров Руслан Анатольевич

В России на протяжении последних лет сохраняется стабильно высокий уровень хищений бюджетных средств. Это условие выступает причиной поиска методик противодействия рассматриваемым видам преступлений. В статье рассматриваются особенности использования цифровых технологий в противодействии хищениям бюджетных средств, а также отмечаются существующие проблемы противодействия указанным преступлениям. Материалы и методы: открытые российские и зарубежные источники (научные статьи, доклады и обзоры Центрального банка Российской Федерации и т. д.); контент-анализ документов, анализ, синтез, описание, сравнение. Результаты исследования: на основе отечественного и зарубежного опыта автором предлагаются меры по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию хищениям бюджетных средств путем применения цифровых технологий. Выводы и заключения: цифровые технологии (блокчейн, искусственный интеллект и т. д.) способствуют эффективному мониторингу экономических операций и дают ряд преимуществ, которые делают их эффективным инструментом в борьбе с хищениями бюджетных средств. Цифровые технологии помогают правоохранительным органам обнаруживать и предотвращать хищения и минимизировать ущерб, причиняемый такими действиями. Внедряя цифровые технологии, государство может обеспечить целостность своих систем управления финансами и предотвратить хищения бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGY AS A TOOL OF COUNTER THE EMBEZZLEMENT OF PUBLIC FUNDS

In Russia, in recent years, there has been a persistently high level of embezzlement of public funds. This condition is the reason for the search for methods of countering the types of crimes under consideration. The article discusses the features of the use of digital technologies in countering embezzlement of public funds, and also notes the existing problems of countering these crimes. Materials and methods: open Russian and foreign sources (academic articles, reports and reviews by the Central Bank of the Russian Federation, etc.); content analysis of documents, analysis, synthesis, description, comparison. Results of the research: on the basis of domestic and foreign experience the author proposes measures to improve the effectiveness of operational and investigative activities of internal affairs bodies to counter the embezzlement of public funds through the use of digital technology. Conclusions: Digital technologies (blockchain, artificial intelligence, etc.) facilitate effective monitoring of economic transactions and offer a number of advantages that make them an effective tool in combating embezzlement. Digital technologies help law enforcement agencies to detect and prevent embezzlement and to minimize the damage caused by such actions. By adopting digital technologies, the state can ensure the integrity of its financial management systems and prevent the embezzlement of public funds.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЯМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ»

Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1(104). С. 207-212. Jurist-Pravoved. 2023. № 1(104). P. 207-212.

Научная статья УДК 351.745.7

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЯМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Мангасаров Руслан Анатольевич

Академия управления МВД России, Москва, Российская Федерация mangasarov-pro@mail.ru

Введение: в России на протяжении последних лет сохраняется стабильно высокий уровень хищений бюджетных средств. Это условие выступает причиной поиска методик противодействия рассматриваемым видам преступлений. В статье рассматриваются особенности использования цифровых технологий в противодействии хищениям бюджетных средств, а также отмечаются существующие проблемы противодействия указанным преступлениям.

Материалы и методы: открытые российские и зарубежные источники (научные статьи, доклады и обзоры Центрального банка Российской Федерации и т. д.); контент-анализ документов, анализ, синтез, описание, сравнение.

Результаты исследования: на основе отечественного и зарубежного опыта автором предлагаются меры по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию хищениям бюджетных средств путем применения цифровых технологий.

Выводы и заключения: цифровые технологии (блокчейн, искусственный интеллект и т. д.) способствуют эффективному мониторингу экономических операций и дают ряд преимуществ, которые делают их эффективным инструментом в борьбе с хищениями бюджетных средств. Цифровые технологии помогают правоохранительным органам обнаруживать и предотвращать хищения и минимизировать ущерб, причиняемый такими действиями. Внедряя цифровые технологии, государство может обеспечить целостность своих систем управления финансами и предотвратить хищения бюджетных средств.

Ключевые слова: бюджетные средства, цифровые технологии, блокчейн, экономические преступления, блокчейн-сети, искусственный интеллект, большие данные, гранты и субсидии, экономическая безопасность, счет эскроу, цифровая идентификация.

Для цитирования: Мангасаров Р. А. Цифровые технологии как инструмент противодействия хищениям бюджетных средств / Р. А. Мангасаров // Юристъ-Правоведъ: науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 1(104). - С. 207-212.

Original paper

DIGITAL TECHNOLOGY AS A TOOL OF COUNTER THE EMBEZZLEMENT

OF PUBLIC FUNDS

Mangasarov Ruslan Anatolievich

Academy of Administration of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation

Introduction: in Russia, in recent years, there has been a persistently high level of embezzlement of public funds. This condition is the reason for the search for methods of countering the types of crimes under consideration. The article discusses the features of the use of digital technologies in countering embezzlement of public funds, and also notes the existing problems of countering these crimes.

Materials and methods: open Russian and foreign sources (academic articles, reports and reviews by the Central Bank of the Russian Federation, etc.); content analysis of documents, analysis, synthesis, description, comparison.

Results of the research: on the basis of domestic and foreign experience the author proposes measures to improve the effectiveness of operational and investigative activities of internal affairs bodies to counter the embezzlement of public funds through the use of digital technology.

Conclusions: Digital technologies (blockchain, artificial intelligence, etc.) facilitate effective monitoring of economic transactions and offer a number of advantages that make them an effective tool in combating embezzlement. Digital technologies help law enforcement agencies to detect and prevent embezzlement and to minimize the damage caused by such actions. By adopting digital technologies, the state can ensure the integrity of its financial management systems and prevent the embezzlement of public funds.

Keywords: public funds, digital technology, blockchain, economic crimes, blockchain networks, artificial intelligence, big data, grants and subsidies, economic security, escrow account, digital identity.

For citation: Mangasarov R. A. Tsifrovyye tekhnologii kak instrument protivodeystviya khishcheniyam byudzhetnykh sredstv [Digital technology as a tool of counter the embezzlement of public funds]. Jurist-Pra-voved - Lawyer-Jurist. 2023. № 1(104). P. 207-212.

В Российской Федерации в современных условиях цифровой трансформации экономики все большую актуальность приобретает проблема обеспечения экономической безопасности, в частности защита бюджетных средств от преступных посягательств. Государство ежегодно выделяет значительные бюджетные средства1 на поддержку широкого спектра отраслей экономики с целью оперативного реагирования на возникающие вызовы, однако до сих пор эффективная система контроля за их расходованием не выстроена [1, c. 61].

В результате цифровой трансформации экономических процессов, консолидации экономических систем, развития информационно-коммуникационных технологий создаются новые возможности не только для социально-экономического развития общества, но и для совершения экономических преступлений.

Для решения указанных проблем разрабатываются различные инструменты и методы противодействия хищениям бюджетных средств. Однако, по нашему мнению, наиболее перспективным направлением в вопросах борьбы с рассматриваемыми преступлениями выступают цифровые технологии (блокчейн, искусственный интеллект, аналитика больших данных и т. д.)

Цифровые технологии обладают рядом преимуществ, которые делают их эффективным инструментом борьбы с хищениями бюджетных средств. Некоторые из этих преимуществ включают в себя:

1. Повышенная прозрачность: цифровые технологии обеспечивают более прозрачную систему финансового управления (цифровые системы обеспечивают более точную и полную запись транзакций), упрощая обнаружение любых нарушений или мошеннических действий. Благодаря цифровым системам транзакции можно легко отслеживать и анализировать, что упрощает обнаружение любых несоответствий или незаконных действий.

2. Мониторинг в реальном времени: цифровые системы обеспечивают возможности мониторинга в реальном времени, позволяя обнаруживать любые подозрительные действия, как только они происходят. Это облегчает принятие оперативных мер по предотвращению хищений и минимизации ущерба, причиняемого такими действиями.

3. Повышенная безопасность: цифровые системы предлагают расширенные меры безопасности, которые могут помочь предотвратить несанкционированный доступ к финансовым записям. Из-за этого мошенникам становится сложнее подделывать финансовые записи или манипулировать транзакциями в свою пользу.

В современное время создаются и развиваются различные цифровые технологии, которые активно используются некоторыми странами [2] для противодействия хищениям бюджетных средств, в том числе:

— технология блокчейн: технология распределенного реестра, которая предлагает безопасные и прозрачные средства записи и отслеживания финансовых транзакций. Его можно использовать для предотвращения хищений путем предоставления защищенной от несанкционированного доступа записи обо всех транзакциях, что затрудняет манипулирование финансовыми записями мошенникам;

— искусственный интеллект (ИИ): можно использовать для обнаружения и предотвращения хищений путем анализа финансовых транзакций в режиме реального времени и выявления любых нарушений или подозрительных действий. Системы искусственного интел-

1 О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов: федер. закон от 06.12.2021 № 390-Ф3 // СЗ РФ. 2021. № 50. Ст. 8397.

лекта также можно использовать для автоматизации процессов проверок, что упрощает обнаружение любых мошеннических действий;

— аналитика больших данных: может использоваться для анализа больших объемов финансовых данных с целью выявления любых мошеннических действий. Анализируя данные из различных источников, аналитика больших данных может выявлять закономерности или противоречия, которые могут указывать на хищения или растрату, что позволит правоохранительным органам принимать оперативные меры для предотвращения таких действий.

По нашему мнению, внедрение и интеграция цифровых технологий в экономику и деятельность правоохранительных органов Российской Федерации является перспективой ближайших нескольких лет, об этом также свидетельствует динамика развития цифровых проектов [3].

С учетом ограниченного формата статьи остановимся более подробно на рассмотрении цифровой технологии блокчейн, а также определим перспективы ее использования в рамках противодействия хищениям бюджетных средств.

Итак, как было ранее отмечено, блокчейн - это метод организации данных с использованием ряда взаимосвязанных блоков, регулируемых определенными правилами. Каждый блок в цепочке содержит данные из предыдущего блока. Эта технология работает по принципу децентрализации, то есть база данных не сосредоточена в одном месте, а распределена по всем компьютерам в сети. Следовательно, заменить или взломать какой-либо из блоков практически невозможно, поскольку все компьютеры в сети должны быть взломаны. Технология блокчейн относительно проста для использования, быстра, безопасна и полностью прозрачна. Например, если транзакция происходит в сети блокчейн, информация будет храниться на миллионах компьютеров, гарантируя, что она никогда не будет потеряна или изменена [4].

Существует много разных методов создания сетей блокчейн, но они всегда будут децентрализованными в определенной степени в связи с распределенным типом построения системы. Это связано с тем, что блокчейн поддерживается множеством компьютерных узлов, которые синхронно работают для проверки и валидации2 всех поточных записей. Их цель состоит в том, чтобы согласовать состояние базы данных, при этом сохраняя уникальную версию достоверности информации [5].

Применительно к нашему предмету исследования, использование бюджетной системы, базирующиеся на блокчейн, повысит качество контроля и мониторинга за государственными средствами, так как данная система будет обладать высоким уровнем неизменности данных, и вся структура сети может быть настроена таким образом, чтобы предоставлять доступ к информации для внесения изменений только в установленных случаях и уполномоченным сторонам (государственные органы-распределители бюджетных средств будут устанавливать соответствующие критерии валидации и открыто корректировать этот процесс). При этом -значительно снизится вероятность мошеннических действий и подделки данных.

Вместе с тем децентрализованные блокчейн сети могут обеспечивать постоянный доступ ко всем документам, связанным с выделением бюджетных средств, для сотрудников правоохранительных органов (при наличии доступа), что в свою очередь облегчит их работу по документированию рассматриваемых хищений, а также коррупционных проявлений, тем самым сокращая (устраняя) необходимость в цепочке посредников, связанных с обменом данными о бюджетных перечислениях. Тем самым снизится количество запросов в различные организации и ведомства. При этом предлагаемая инфраструктура органов государственной власти значительно усложнит преступникам, в том числе коррумпированным должностным лицам, процесс совершения хищений бюджетных средств, а также сократит количество незаконных финансовых операций и цепочек «непрозрачных организаций».

Блокчейн-сети могут быть использованы в сфере государственной поддержки, в рамках выделяемых бюджетных средств, в виде грантов и субсидий, в качестве открытой базы данных, которая позволит снизить или вообще устранить потребность в доверии между государственными органами, юридическими и физическими лицами. В качестве примера предлагаемых цифровых баз данных можно привести основанную на блокчейне технологию распределенных реестров [5]3, которая существенно поможет уменьшить число различных имущественных

2 Валидация - доказательство того, что требования конкретного пользователя или системы удовлетворены.

3 Распределенный реестр - это база данных, которая распределена между несколькими сетевыми узлами или вычислительными устройствами. Каждый узел получает данные из других узлов и хранит полную копию реестра. Ключевая особенность распределенного реестра - отсутствие единого центра управления.

споров. Технология распределенных реестров может выступить надежным ресурсом для хранения копий документов. Кроме того, ее можно использовать для обращений граждан и различных проверок информации правоохранительными органами.

В качестве примера можно привести положительный опыт использования блокчейн-се-тей в провинции Гронинген (Нидерланды). Проект Stadjerspas, запущенный в 2016 г. представляет собой сервис, использующий функции блокчейна для предоставления субсидируемых услуг гражданам с низким доходом. Процесс работает следующим образом: гражданин подает заявку на участие в проекте Stadjerspas, сообщая муниципальным властям свои персональные данные (имя, адрес, личный номер гражданина и т. д.). Муниципальные чиновники рассматривают заявление, чтобы определить, имеет ли гражданин право на какую-либо государственную поддержку. При положительном ответе муниципалитет выполняет анонимную идентификацию и аутентификацию гражданина в блокчейне, связанную с личными данными гражданина, хранящимися вне сети (в централизованном национальном реестре персональных данных), и присваивает гражданину смарт-ваучеры, на которые он имеет право, исходя из своих индивидуальных критериев. Каждый смарт-ваучер соответствует определенной услуге, например, субсидия на приобретение или аренду жилья. После подключения к системе гражданин может пользоваться услугами авторизованных поставщиков услуг, у каждого из которых есть приложение для сканирования QR-кода пользователя. QR-код используется для активации смарт-ваучера и расчета цен. При каждом случае активации ваучера смарт-контракт проверяет, соответствует ли гражданин критериям предоставления льготы на оплату конкретной услуги и сколько раз он уже использовал свой смарт-ваучер, при этом каждый случай использования смарт-ваучера регистрируется в системе поставщиком услуг. Граждане могут видеть смарт-ваучеры, на которые они имеют право, в мобильном приложении или на веб-портале после предоставления им QR-кода. По истечении установленного периода времени поставщики услуг получают от муниципалитета платежи по системе SEPA [6] для возмещения затрат, связанных с предоставлением услуг гражданам [7].

По мнению ряда ученых, в России с высокой долей вероятности от внедрения технологии блокчейн можно ожидать положительного эффекта в различных экономических процессах, но главным образом в бюджетном субсидировании [8]. Мы солидарны с этой позицией и уверены в том, что преимуществом использования технологии блокчейн в рамках государственной финансовой поддержки будет повышение «адресности» бюджетных средств. Программируемые денежные потоки открыто будут распределены конкретному субъекту и расходоваться по их целевому назначению, а государственные органы получат гарантию того, что бюджетные средства направлены надлежащей категории получателей для решения определенных задач.

Вместе с тем смарт-ваучеры, созданные на основе блокчейна, могут представлять собой надежный способ мониторинга использования выделенных бюджетных средств. При этом вся информация, структурированная и сохраненная в блокчейне, будет служить для целей проверок правоохранительных органов. По нашему мнению, это существенно повысит прозрачность государственных расходов.

В свою очередь, физические и юридические лица, использующие функционал блокчейна, а также созданные на его основе смарт-контракты4 [9] и цифровую валюту5, смогут получить

4 Смарт-контракт может быть определен как договор между двумя и более сторонами об установлении, изменении или прекращении юридических прав и обязанностей, в котором часть или все условия записываются, исполняются и/или обеспечиваются компьютерным алгоритмом автоматически в специализированной программной среде.

5 Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5018.

государственную поддержку (гранты и субсидии) в более упрощенной и удобной форме. При этом они сами смогут контролировать процесс при использовании специальных смарт-ваучеров через мобильное приложение или веб-портал. В результате будет оптимизирована работа государственных органов с получателями финансовой поддержки и снижены коррупционные риски.

Кроме того, важной причиной использования технологии блокчейн выступает максимальное снижение операционных расходов за счет оптимизации работы государственных органов и повышения ее эффективности. Вместе с тем система на базе технологии блокчейн значительно сократит время и расходы на документооборот путем автоматизации операционных задач и рабочих процессов.

Рис. № 1. Механизм работы блокчейн-сетей

Блокчейн и иные цифровые технологии предлагают ряд преимуществ, которые делают их эффективным инструментом в борьбе с хищениями бюджетных средств. Благодаря повышенной прозрачности всех операций, мониторингу в реальном времени и повышенной безопасности цифровые технологии могут помочь правоохранительным органам обнаруживать и предотвращать хищения и минимизировать ущерб, причиняемый такими действиями. Внедряя цифровые технологии, государство может обеспечить целостность своих систем управления финансами и предотвратить хищения бюджетных средств.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Мангасаров Р.А. Профилактика хищений бюджетных средств: риск-ориентированный подход // Цифровая трансформация системы МВД России: материалы международного форума: в 2 ч. М., 2022. Ч. 2.

2. Акция «Красный конверт Luohu Digital RMB» завершилась успешно // Официальный сайт города Шэньчжэнь Китайской народной республики. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/ srWGlBQM5FPDiQJzT9cqHg (дата обращения: 18.01.2023).

3. Блокчейн в России // Сайт Tadviser. URL: https://www.tadviser.ru/mdex.php/Oтатъя:Блокчейн_-в_России.

4. Что такое блокчейн? // Сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5a1691c39a79478ac 778e13b (дата обращения: 18.01.2023).

5. Развитие технологии распределенных реестров // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (доклад для консультаций). URL: https://www.cbr.ru/Content/Doc-ument/File/50678/Consultation_Paper_171229(2).pdf (дата обращения: 18.01.2023).

6. Краткий обзор европейского платежного пространства // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: https://cbr.ru/content/document/file/59839/obzsepa.pdf

7. Allessie David, Sobolewski Maciej, Vaccari Lorenzino. Blockchain for digital government: An assessment of pioneering implementations in public services / ed. Francesco Pignatelli. Seville: European Commission, 2019. URL: https://joinup.ec.europa.eu/sites/default/files/document/2019-04/ mC115049%20blockchain%20for0/o20digital°/o20government.pdf (дата обращения: 18.01.2023).

8. Кинсбурская В.А. Теоретическое осмысление целесообразности применения технологии блокчейн в бюджетных отношениях (на основе изучения зарубежного опыта) // Финансы и управление. 2020. № 1. С. 53-71. DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.32113 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=32113 (дата обращения: 18.01.2023).

9. Аналитический обзор по теме смарт-контракты // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/47862/SmartKon-trakt_18-10.pdf (дата обращения: 18.01.2023).

REFERENCES

1. Mangasarov R.A. Prevention of theft of budgetary funds: a risk-oriented approach // Digital transformation of the Russian Ministry of Internal Affairs: Proceedings of an international forum: in 2 parts. М., 2022. Part 2.

2. Campaign «Red Envelope Luohu Digital RMB» has been successfully completed // Official Website of Shenzhen City, People's Republic of China. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/ srWGlBQM5FPDiQJzT9cqHg (Date of accessed: 18.01.2023).

3. Blockchain in Russia // Tadviser website. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Oгатья:Блок-чейн_в_России.

4. What is blockchain? // RBC website. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/ 5a1691c39a79478ac778e13b (Date of accessed: 18.01.2023).

5. Development of distributed ledger technology // Official website of the Central Bank of the Russian Federation (report for consultation). URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/50678/ Consultation_Paper_171229(2).pdf (Date of accessed: 18.01.2023).

6. Brief overview of the European payment space // Official website of the Central Bank of the Russian Federation. URL: https://cbr.ru/content/document/file/59839/obzsepa.pdf.

7. Allessie David, Sobolewski Maciej, Vaccari Lorenzino. Blockchain for digital government: An assessment of pioneering implementations in public services / edited by Francesco Pignatelli. Seville: European Commission, 2019. URL: https://joinup.ec.europa.eu/sites/default/files/document/2019-04/ JRC115049%20blockchain%20for%20digital%20government.pdf (Date of accessed: 18.01.2023).

8. Kinsburskaya V.A. Theoretical understanding of blockchain technology feasibility in budget relations (based on the study of foreign experience) // Finance and Management. 2020. № 1. P. 53-71. DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.32113 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32113 (Date of accessed: 18.01.2023).

9. Analytical Review on Smart Contracts // Official website of the Central Bank of the Russian Federation. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/47862/SmartKontrakt_18-10.pdf (Date of accessed: 18.01.2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Мангасаров Руслан Анатольевич, кандидат юридических наук, начальник отделения научно-исследовательского центра. Академия управления МВД России. 125993, Российская Федерация, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mangasarov Ruslan Anatolievich, PhD in Law, Head of the Department of the Research Center. Academy of Administration of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125993, Russian Federation, Moscow, 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh St.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.