8б
Ruslan Anatolyevich Mangasarov,
Candidate of Law,
Head of the Department for the Study of Problems
of Psychological Support of Operational and Service
Activities of the Research Center,
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: mangasarov_pro@mail.ru
Scientific speciality: 5.1.4. Criminal Law Sciences
Мангасаров Руслан Анатольевич,
кандидат юридических наук, начальник отделения по изучению проблем психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности научно-исследовательского центра, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: mangasarov_pro@mail.ru
Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки
УДК 343.98
DOI 10.24412/2072-9391-2023-165-86-94
Дата поступления: 1 декабря 2022 г.
Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2023 г.
Использование блокчейн-технологий в противодействии хищениям бюджетных средств
Use of Blockchain Technologies in Counteraction to the Theft of Budget Funds
Аннотация
Актуальность: на протяжении последних лет в России сохраняется стабильно высокий уровень хищений бюджетных средств. Это условие выступает причиной поиска и адаптации к своевременным вызовам методик противодействия рассматриваемым видам преступлений.
Постановка проблемы: в статье дан краткий анализ существующих правовых и организационных проблем правоохранительных органов, возникающих в борьбе с хищениями бюджетных средств, а также предложены варианты их решений с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Цель исследования: выработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по повышению эффективности борьбы с хищениями бюджетных средств.
Методы исследования: контент-анализ документов, анализ, синтез, описание, сравнение.
Результаты и ключевые выводы: основываясь на результатах исследований и установленных тенденциях и закономерностях, мы считаем, что внедрение цифровых рублей и смарт-контрактов - это перспектива Российской Федерации на ближайшие несколько лет. При этом основным направлением совершенствования работы органов внутренних дел
Abstract
Relevance: in recent years, Russia has maintained a consistently high level of embezzlement of budget funds. This condition is the reason for the search and adaptation to timely challenges, methods of countering the types of crimes under consideration.
Problem statement: the article provides a brief analysis of the existing legal and organizational problems of law enforcement agencies that arise in the fight against embezzlement of budget funds, as well as offers options for their solutions using information and communication technologies.
The purpose of the study: to develop scientifically sound proposals and recommendations to improve the effectiveness of combating embezzlement of budget funds.
Research methods: content analysis of documents, analysis, synthesis, description, comparison.
Results and key conclusions: based on the research results and established trends and patterns, we believe that the introduction of digital rubles and smart contracts is the prospect of the Russian Federation for the next few years. At the same time, the main direction of improving the work of internal affairs bodies in this area is to establish the activities of professional structural units of internal affairs bodies responsible for informa-
в этой сфере является налаживание деятельности профессиональных структурных подразделений органов внутренних дел, отвечающих за информационно-аналитическую работу. Решить задачу противодействия хищениям бюджетных средств возможно за счет качественного внедрения,прогнозирования, планирования и использования современных информационно-коммуникационных технологий.
tion and analytical work. It is possible to solve the problem of countering embezzlement of budget funds through the qualitative introduction, forecasting, planning and use of modern information and communication technologies.
Ключевые слова: борьба с хищениями бюджетных средств; экономические преступления; оперативно-розыскная деятельность; экономическая безопасность; противодействие коррупции; блокчейн; цифровые рубли; смарт-контракты.
Keywords: combating embezzlement of budget funds; economic crimes; operational investigative activities; economic security; anti-corruption; blockchain; digital rubles; smart contracts.
К 2024 г. Правительство Российской Федерации планирует обеспечить создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к отдельным отраслям экономики и их изменениям1, в связи с тем что Российская Федерация стремится стать одним из мировых лидеров в области разработки и применения искусственного интеллекта, цифровой технологии, основанной на принципе технологического сувере-нитета2. При этом разрабатываемые технологии и правовые нормы должны обеспечивать защиту финансовых и информационных данных, используемых в ходе хозяйственной деятельности, в том числе установление требований к хранению данных на территории России3.
Одним из стратегических приоритетов Российской Федерации сегодня является обеспечение национальных интересов в сфере цифровой экономики4. Ключевой фактор производства цифровой экономики — цифровые данные. Формирование национальной цифровой экономики в России будет обеспечиваться за счет совершенствования использования информационно-коммуникационных технологий (искусственный интеллект, распределенные данные, блокчейн, центры майнинга, облачные хранилища и др.).
Актуальность изменения нормативной правовой базы с точки зрения формирования
национальной цифровой экономики определяется тем, что в России уже несколько лет подряд неуклонно растут безналичные платежи и использование дистанционных каналов доступа населения к финансовым услугам. С 2018 по 2022 г. в России доля безналичных расчетов за товары и услуги увеличилась с 39 до 70 % [8]. Таким образом, граждане России уже активно пользуются как дистанционными формами обслуживания, так и безналичными расчетами. Наряду с этим активно расширяется использование цифровых финансовых технологий банками, компаниями и государствами. Все это требует неотложных исследований вопроса внедрения новых технологий и регуляторных механизмов управления возникающими процессами.
Предлагаемые изменения федерального законодательства носят комплексный характер и предполагают внесение изменений в различные нормативные правовые акты, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации5 (далее — НК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации6 (далее — БК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации7 (далее — ГК РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации8 (далее — УК РФ), Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»9, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»10, а также, не-
1 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года // Официальный сайт Правительства Рос. Федерации. URL: http:// government.ru/news/34168/ (дата обращения: 11.11.2022).
2 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 // СЗ РФ. 2019. № 41. Ст. 5700.
3 Там же.
4 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
5 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
6 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
7 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
9 О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
10 О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.
88
сомненно, в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»11 и другие, при этом они направлены на формирование системности, прозрачности проводимых цифровых операций и контроля, а также защиты от неправомерных действий.
Применительно к нашему предмету исследования вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы совершенствования нормативной правовой базы, а также деятельности органов внутренних дел, в частности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК), в части борьбы с хищениями бюджетных средств [9].
Стоит отметить, что каждый второй сотрудник подразделений ЭБиПК в процессе опроса обратил внимание на то, что несовершенство нормативно-правового регулирования борьбы с рассматриваемыми преступлениями оказывает негативное влияние на повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности, при этом респонденты указали на необходимость осуществления правового регулирования и более действенного оперативно-розыскного контроля [7] за перемещением с использованием банковского инструментария денежных средств как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами.
По нашему мнению, проблемы, указанные опрошенными сотрудниками ЭБиПК, требуют комплексной проработки совместно с Рос-финмониторингом [6], который в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими контролю в Российской Федерации; выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операции с денежными средствами проведены преступным путем; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом и др.12
Вместе с тем мы считаем, что необходимо разрешать не только проблемы правового регулирования и оперативно-розыскного контроля за перемещением с использованием банковского инструментария денежных средств, но и выделить проблему правового регулирования контроля и мониторинга бюджетных средств, возникающую из-за того, что после за-
11 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
12 Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Указ Президента Рос. Федерации от 13 июня 2012 г. № 808 // СЗ РФ. 2012. № 25.Ст. 3314.
ключения соглашения (договора) между организацией — получателем бюджетных средств и организацией — бюджетораспределителем и перечисления на счет получателя бюджетных средств в процессе и после их расходования последним путь бюджетных средств невозможно отследить, так как они «обезличиваются», соединяясь с иными денежными средствами, и приобретают статус «коммерческих, при этом нет действующих нормативно-правовых механизмов по их мониторингу».
Некоторыми правовыми инструментами по контролю и мониторингу бюджетных средств, как было ранее указано, обладает Росфинмо-ниторинг, при этом возможности его тоже имеют определенные ограничения. Об этой проблеме на встрече с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным говорил директор Росфинмониторинга Ю. А. Чиханчин: «Самое главное — это то, что отсутствует единая "окраска" движения денег. У нас есть несколько форм денег: бюджетные — федеральные, региональные, местные, субсидии, гранты и так далее. Только нет их "окраски". Мы пробуем прорабатывать этот вопрос. Если мы сможем "окрасить" эти деньги, тогда отслеживать их и мониторить будет гораздо легче» [3].
Актуальность данной проблемы выделяет каждый второй сотрудник подразделения ЭБиПК, осуществляющий противодействие хищениям бюджетных средств, указывает на необходимость поиска оптимальных решений возникающих нормативно-правовых проблем. Восемьдесят процентов опрошенных сотрудников ЭБиПК выделяют проблему «формальной системы защиты» бюджетных средств, ссылаясь на недостаточную эффективность правовых механизмов их защиты. При этом отмечается, что в настоящее время отсутствуют системные нормативные правовые механизмы и действенные меры реагирования, прежде всего, связанные со своевременной всесторонней проверкой выполняемых условий договоров (соглашений) в рамках выделяемых бюджетных средств, а также обращением в органы правопорядка с заявлениями по фактам совершения противоправных действий. Респонденты отмечают, что со стороны распорядителей бюджетных средств нередки случаи формализма в работе по установлению фактов хищений бюджетных средств. При этом по уже выявленным фактам отмечается пассивность в вопросах взаимодействия с органами внутренних дел. Все вышеперечисленное создает условия, при которых преступники могут скрывать следы хищения бюджетных средств и распоряжаться ими, например, вывозя похищенные средства за границу.
По нашему мнению, указанные проблемы правового регулирования контроля и монито-
ринга бюджетных средств могут быть решены путем применения и развития информационных и коммуникационных технологий.
Цифровые рубли. Нами предлагаются комплексные изменения в нормативные правовые акты (Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», БК РФ, ГК РФ, НК РФ, УК РФ, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и др.) по внедрению национальной цифровой валюты — «цифровые рубли» в сферу государственной поддержки в рамках выделяемых бюджетных средств.
За последнее десятилетие роль виртуальных цифровых валют в финансовой сфере возросла в геометрической прогрессии, они начали выполнять не только функцию измерения стоимости товаров и услуг, но и функцию инвестирования, хранения и накопления. Электронные рубли, доллары, евро и другие валюты ранее представляли собой формы цифровой информации, которая хранилась и передавалась с использованием электронных носителей, Интернета и пластиковых карт. Однако с 2009 г. ситуация изменилась. Криптовалюты появились в форме биткойнов13 и других, и, хотя у них нет бумажного аналога, они предлагают множество преимуществ. Наряду с этим активно расширяется использование цифровых финансовых технологий банками, компаниями и государствами. Все это вызывает необходимость изучения вопроса о возможном выпуске в России Центральным банком национальной цифровой валюты — «цифрового рубля» как дополнительной валюты, способной решать задачи, стоящие перед финансовыми рынками.
Цифровой рубль — это все тот же российский рубль, который будет выпускаться в цифровой форме Банком России в дополнение к существующим формам валюты. Граждане смогут вносить цифровые рубли на свои электронные кошельки и использовать их онлайн с помощью мобильных устройств и других носителей без доступа к интернету или мобильной связи (офлайн). Цифровой рубль дополняет денежное обращение и используется одновременно с наличными рублями и средствами организаций на счетах населения и коммерческих банков. Граждане и бизнес смогут свободно переводить деньги из одной формы в другую, то есть
из цифровых рублей в наличные или на банковские счета и наоборот, в зависимости от своих потребностей. Цифровой рубль может совместить преимущества как наличных, так и безналичных денег [5].
13 Биткойн, или биткоин (от англ. bitcoin, от bi - бити, coin - монета) - пиринговая платежная система, использующая одноименную единицу для учета операций. Для обеспечения функционирования и защиты системы используются криптографические методы, но при этом вся информация о транзакциях между адресами системы доступна в открытом виде // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %91%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B9%D0%BD (дата обращения: 18.11.2022).
Рис. 1. Формы денег и их взаимодействие
Помимо современных безналичных расчетов, государство может использовать цифровой рубль для совершения платежей, приема платежей и перевода денег в интересах граждан и бизнеса. При этом появится еще больший потенциал для автоматизации и повышения эффективности платежей и расчетов. Поскольку счет Минфина России находится в Банке России, ограничений на обмен безналичных и цифровых рублей нет, поэтому цифровой рубль можно использовать и для выплаты грантов, субсидий и других платежей.
Относительно предмета нашего исследования стоит отметить, что цифровой рубль «прозрачен» для регуляторов, особенно сотрудников правоохранительных органов, перед которыми открывается возможность полного контроля за расходованием бюджетных средств (в онлайн-формате), получаемых хозяйствующими субъектами в качестве государственной помощи.
Для контроля целевого использования средств в цифровых рублях к ним может быть прикреплен специальный код, указывающий на цели, на которые разрешено использовать эти средства. С цифровым рублем регуляторы могут автоматически отслеживать движение выделенных бюджетных средств в виде дотаций, субсидий или иных бюджетных платежей и запрещать расходовать на цели, не соответствующие их целевому назначению. Например, если государство выделило организации бюджетные средства в виде грантов в цифровых рублях на приобретение оборудования, то их фактически нельзя будет использовать не по назначению.
В качестве примера использования цифровых валют стоит привести опыт Китайской Народной Республики, которая начала разработку собственной цифровой валюты в 2014 г. Пилотный вариант использования начался в 2017 г. Валюта была опробована в различных городах Южного Шэньчжэня, Восточного Сучжоу, Среднего Запада Чэнду и Северного Сюнъаня. В октябре
Китай обнародовал законопроект, придающий правовой статус его цифровой валюте. Китай использовал цифровые юани при проведении Олимпийских игр 2022 г. в Пекине. Идею цифрового юаня поддержал Раймонд Юнг, главный экономист ANZ Bank в Китае. По его словам, введение национальной криптовалюты окажет существенное влияние внутри страны [1].
5 5
и и о
а.
<
£ 5 г-
5
<
0 с
к
<
1
вэ
О <
О —
>>
Деньги
Цифровые Наличные Счета в банках
Форма Цифровой код Л Защищенная бумага Цифровая вбанковскс данны данны -Ö- апись й базе х
Персонализация (на предъявителя/ именные) Персонализированные либо на предъявителя &/ЛР На предъявителя Персонализированные \
Эмитент Центральный банк Центральный банк Коммерч еск ий банк
|
Доступность для платежей (график работы системы, готовность продавцов к приему) ч/ ч/ ч/
Средство платежа онлайн ^ — ^ Без возможности расчетов в отсутствие доступа к Интернету и мобильной связи
офлайн ч/ V/ Без возможности дистанционных расчетов -
Стабильность ценности V/ ч/
Мера стоимости ч/ V/ ч/
Средство сбережения Без начисления процентов Без начисления процентов. Есть риск безвозвратной утраты С возможностью начисления процентов
Рис. 2. Формы денег, их характеристики
90
Смарт-контракты. Комплексные изменения в нормативные правовые акты (Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», БК РФ, ГК РФ, НК РФ, УК РФ, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и др.) о внедрении смарт-контрактов («умных договоров») [2] в сферу государственной поддержки в рамках выделяемых бюджетных средств в виде грантов и субсидий.
Впервые идея смарт-контракта была предложена в 1994 г. Ником Сабо [11] (США) -ученым в сфере информатики, криптографии и права. Он описал смарт-контракт как «циф-
ровое представление набора обязательств между сторонами, включающее в себя протокол исполнения этих обязательств». Иными словами, согласно концепции Сабо, интеллектуальные контракты - это цифровые протоколы для передачи информации, которые используют математические алгоритмы для автоматического выполнения транзакции после выполнения установленных условий и полного контроля процесса.
Стоит отметить, что значимым нормативным правовым шагом на пути к развитию смарт-контрактов в Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 18 марта 2019 г.
№ 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»14. Указанный закон ввел в ГК РФ понятие цифровых прав и ряд положений, касающихся их оборота, а также нормы о совершении юридически значимых действий с помощью электронных или иных технических средств и о «самоисполняемых» сделках — смарт-контрактах.
По мнению генерального директора ООО «ДДЦ» Ильи Михеева, автора образовательной программы «Блокчейн-программиро-вание» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, смарт-контракты представляют собой юридически обязывающие соглашения в электронной форме и выполняют определенные задачи при соблюдении предопределенных условий. В зависимости от контекста компьютерная программа находится по определенному адресу в блокчейне, может перезапускаться любое количество раз и может быть запрограммирована для удовлетворения самых разных потребностей государств и биз-нес-сообществ15.
С другой стороны, в ГК РФ конкретно упоминаются сделки, запрограммированные сторонами договора и осуществляемые автоматически с помощью информационных технологий (программ) в соответствии с согласованными условиями. При этом существенными элементами смарт-контракта являются цифровая идентификация (с использованием цифровых подписей), частная распределенная среда для записи смарт-контракта (кода), предмет контракта и наличие инструментов, необходимых для его исполнения, а также расчетный счет в криптовалюте, автоматическое исполнение четких фиксированных условий [10].
Что касается предмета нашего исследования, существуют два основных способа внедрения смарт-контрактов на практике: автономные и гибридные модели. Первый предполагает, что обычные юридические договоры в виде документов продолжают существовать без изменений, но при этом добавляются некоторые условия. Иными словами, закрепляются в качестве «классических» договоров (контрактов). Согласно модели гибридной интеграции предполагается, что большинство договоров
14 О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-Ф3 // СЗ РФ. 2019. № 12. Ст. 1224.
15 Блокчейн - технология, организующая базу данных, состоящую из цепочки блоков, оформленных по определенным правилам. Каждая ячейка блока несет в себе информацию о предыдущей ячейке. Эта технология базируется на принципе децентрализации, то есть база находится не в одном месте, а во всех компьютерах участников системы, которые образуют сеть. Таким образом, блоки не могут быть заменены или взломаны, так как для этого придется взломать все компьютеры // Сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/crypto/ news/5a1691c39a79478ac778e13b (дата обращения: 18.11.2022).
(соглашений) остаются в привычной форме, при этом некоторые условия, которые можно автоматизировать, пишутся на одном из языков программирования.
Рис. 3. Преимущества смарт-контрактов
По нашему мнению, достоинствами смарт-контрактов выступают их свойства, а именно: самоисполняемость, независимость, безопасность и прозрачность применения, неизменяемость, скорость исполнения и точность (исключается влияние человеческого фактора). Смарт-контракты позволяют обменять деньги, товары, недвижимость, ценные бумаги и другие активы. Контракты хранятся и повторяются в децентрализованной книге, в которой информация не может быть сфальсифицирована или удалена. При этом к недостаткам можно отнести,
92
прежде всего, сложность внедрения новой технологии в финансовые процессы.
В качестве примера возможного применения смарт-контрактов, по нашему мнению, можно привести вариант использования предлагаемой технологии в процессе расходования бюджетных средств, выделенных в виде жилищной субсидии в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Фе-
дерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"»16, а именно если сторона «А» отправит деньги, то сторона «Б» передаст права на квартиру. Участников двое или более, и они могут быть отдельными лицами или группами. Как только эти условия будут выполнены, смарт-контракт самостоятельно выполнит транзакцию, гарантируя соблюдение соглашения. Таким образом, государственные органы (распределители бюджетных субсидий), правоохранительные органы и другие контролирующие органы получают полный цифровой контроль над своими текущими операциями, а заинтересованные стороны могут обеспечить транзакции и их юридическую чистоту.
Рис. 4. Механизм работы цифровых денег
В качестве итога стоит отметить, что, по нашему мнению, цифровизация договоров (соглашений) в форме смарт-контрактов в рамках государственной поддержки по выделяемым бюджетным средствам позволит обеспечить объективность и беспристрастность исполнения их условий, а создание «цифрового рубля» может способствовать созданию защищенной среды для функционирования смарт-контрактов и проведения расчетов. В перспективе принятие нормативных правовых документов по применению смарт-контрактов в рассматриваемой сфере позволит повысить прозрачность работы государственного сектора, снизить риски коррупции и искажения информации, увеличить эффективность взаимодействия с государственными органами, а так-
же повысить качество контроля и мониторинга бюджетных средств.
Внедрение цифровых рублей и смарт-контрактов — это перспектива ближайших нескольких лет, однако в настоящее время, наряду с указанными технологическими решениями, существует механизм «окраски» бюджетных денежных средств, не требующий значительных финансовых вложений. Речь идет об «идентификационных кодах», которые применяют-
16 Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 // СЗ РФ. 2006. № 13. Ст. 1405.
ся в рамках государственного оборонного заказа. Согласно приказу Казначейства России от 20 марта 2017 г. № 9н17 идентификатор государственного контракта представляет собой 20-значный цифровой код, который указывается в контрактах федерального заказчика на финансовую поддержку и контрактах на выполнение государственного оборонного заказа. Всем госконтрактам на финансовую поддержку присваивается идентификатор. Он должен указываться в документах, подтверждающих возникновение финансовых обязательств, платежных и расчетных документах (кроме договоров с государственной тайной). Поставщики должны указывать идентификатор государственного контракта в счетах-фактурах, выставляемых покупателям, при реализации товаров, работ или услуг и передаче имущественных прав.
Мы полагаем что необходимо ввести нормативные правовые изменения, обязывающие
17 Приказ Казначейства России от 20 марта 2017 г. № 9н [Электронный ресурс]. URL:https://cdnimg.rg.ru/pril/139/23/62/46362.pdf (дата обращения: 18.11.2022).
проводить процедуру «цифровой идентификации» всех выделяемых бюджетных средств специальными идентификаторами.
Вместе с тем, по нашему мнению, целесообразно в рамках взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с Росфинмониторингом последнему предоставлять информацию о движении «окрашенных» бюджетных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, в режиме онлайн в рамках действующего сейчас проекта «Личный кабинет правоохранительного органа» [4], который позволяет всем территориальным подразделениям Министерства внутренних дел Российской Федерации оперативно в электронном виде получать информацию о финансовых рисках экономики по всей стране и своевременно на них реагировать, что, безусловно, положительно повлияет на борьбу с хищениями в бюджетной сфере, при этом будет усилен контроль за целевой направленностью расходования бюджетных средств, выделенных в виде грантов и субсидий.
Список литературы:
1. Акция «Красный конверт Luohu Digital RMB» завершилась успешно // Официальный сайт города Шэнь-чжэнь Китайской Народной Республики. URL: https://mp.weixin.qq.eom/s/ srWGlBQM5FPDiQjzT9cqHg (дата обращения: 18.01.2021).
2. Аналитический обзор по теме смарт-контракты // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https:// www.ebr.ru/Content/Doeument/File/47862/ SmartKontrakt_18-10.pdf (дата обращения: 18.11.2022).
3. Встреча с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрием Чихан-чиным [Электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/62015 (дата обращения: 18.11.2022).
4. Выступление начальника ГУЭБиПК МВД России А. Курносенко о приоритетах в работе // Сайт «Коммерсант». URL: https://www. kommersant.ru/doe/4290343 (дата обращения: 18.11.2022).
5. Доклад для общественных консультаций // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: https://ebr.ru/ analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата обращения: 18.11.2022).
6. Мангасаров Р. А. Организация противодействия хищениям бюджетных денежных средств // Академическая мысль. 2019. № 1 (6).
References:
1. Aktsiya «Krasnyj konvert Luohu Digital RMB» zavershilas' uspeshno // Ofitsial'nyj sajt goroda Shjen'chzhjen' Kitajskoj Narodnoj Respub-liki. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/srWGl-BQM5FPDiQJzT9cqHg (data obrashcheniya: 18.01.2021).
2. Analiticheskij obzor po teme smart-kontrakty // Ofitsial'nyj sajt Tsentral'nogo banka Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// www.cbr.ru/Content/Document/File/47862/ SmartKontrakt_18-10.pdf (data obrashcheniya: 18.11.2022).
3. Vstrecha s direktorom Federal'noj sluzhby po fi-nansovomu monitoringu Yuriem Chikhanchi-nym [Jelektronnyj resurs]. URL: http://krem-lin.ru/events/president/news/62015 (data obrashcheniya: 18.11.2022).
4. Vystuplenie nachal'nika GUJeBiPK MVD Rossii A. Kurnosenko o prioritetakh v rabote // Sajt «Kommersant». URL: https://www.kom-mersant.ru/doc/4290343 (data obrashcheniya: 18.11.2022).
5. Doklad dlya obshchestvennykh konsul'tatsij // Ofitsial'nyj sajt Tsentral'nogo banka Rossijskoj Federacii. URL: https://cbr.ru/analytics/d_ok/ dig_ruble/ (data obrashcheniya: 18.11.2022).
6. Mangasarov R. A. Organizatsiya protivodejst-viya khishcheniyam byudzhetnykh denezh-nykh sredstv // Akademicheskaya mysl'. 2019. № 1 (6).
7. Pavlichenko N. V. Pravovye i teoreticheskie problemy obespecheniya neglasnosti v operativ-
7. Павличенко Н. В. Правовые и теоретические проблемы обеспечения негласности в оперативно-розыскной деятельности: монография. Москва, 2016.
8. Расчеты Банка России на основе отчетности и данных Росстата. 39 % — данные за 2018 год, 70 % — данные за первое полугодие 2022 года. Расчеты Банка России на основе отчетности и данных Росстата // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: https://cbr.ru/ analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата обращения: 18.11.2022).
9. Сведения о преступлениях экономической и коррупционной направленности, выявленных подразделениями правоохранительных органов за 2020—2022 годы. Форма № 451 («1-А»). Москва, 2022.
10. Смарт-контракты - сигнал к цифровизации бизнес-среды [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/article/1306549/#ixzz6jb6ByBPr (дата обращения: 28.11.2022).
11. A Formal Language for Analyzing Contracts/ Nick Szabo. 2002 [Электронный ресурс]. URL: https://nakamotoinstitute.org/contract-language/ (дата обращения: 18.11.2022).
no-rozysknoj deyatel'nosti: monografiya. Moskva, 2016.
8. Raschety Banka Rossii na osnove otchet-nosti i dannykh Rosstata. 39 % — dannye za 2018 god, 70 % — dannye za pervoe polugodie 2022 goda. Raschety Banka Rossii na osnove otchetnosti i dannykh Rosstata // Ofitsial'nyj sajt Tsentral'nogo banka Rossijskoj Federacii. URL: https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (data obrashcheniya: 18.11.2022).
9. Svedeniya o prestupleniyakh jekonomicheskoj i korruptsionnoj napravlennosti, vyyavlen-nykh podrazdeleniyami pravookhranitel'nykh organov za 2020-2022 gody. Forma № 451 («1-A»). Moskva, 2022.
10. Smart-kontrakty - signal k tsifrovizatsii biznes-sredy [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. garant.ru/article/1306549/#ixzz6jb6ByBPr (data obrashcheniya: 28.11.2022).
11. A Formal Language for Analyzing Contracts/Nick Szabo. 2002 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://nakamotoinstitute.org/contract-language/ (data obrashcheniya: 18.11.2022).
Для цитирования:
For citation:
Мангасаров Руслан Анатольевич. Использование блокчейн-технологий в противодействии хищениям бюджетных средств // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 86-94.
Mangasarov Ruslan Anatolyevich. Use of Blockchain Technologies in Counteraction to the Theft of Budget Funds // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). P. 86-94.
94