Научная статья на тему 'Профилактика эмоционального выгорания педагогов в учреждении высшего образования'

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в учреждении высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
учреждение высшего образования / педагог / эмоциональное выгорание / профилактика эмоционального выгорания / профилактика эмоционального выгорания педагогов / higher education institution / teacher / emotional burnout / prevention of emotional burnout / prevention of emotional burnout of teachers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Валерия Геннадьевна, Целютина Татьяна Владимировна

Статья посвящена актуальной проблеме профилактики эмоционального выгорания педагогов в учреждении высшего образования. В работе представлены основные подходы к предупреждению эмоционального выгорания персонала. На примере педагогов высшего учебного заведения показаны особенности профилактики эмоционального выгорания. Выявлено, что при профилактике у преподавательского состава ВУЗов синдрома эмоционального выгорания выделяют два ключевых направления. В рамках направлений представлены основные инструменты профилактики эмоционального выгорания, а также составляющие элементы модели предупреждения синдрома эмоционального выгорания педагогов высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляшенко Валерия Геннадьевна, Целютина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF EMOTIONAL BURNING OUT OF TEACHERS IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the urgent problem of preventing the emotional burnout of teachers in higher education institutions. The paper presents the main approaches to preventing the emotional burnout of staff. The example of teachers of a higher educational institution shows the features of the prevention of emotional burnout. It was revealed that during the preventive maintenance of the faculty of universities of the emotional burnout syndrome, two key areas are distinguished. Within the framework of the directions, the main tools for the prevention of emotional burnout are presented, as well as the constituent elements of the model for preventing the syndrome of emotional burnout of teachers of a higher educational institution

Текст научной работы на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в учреждении высшего образования»

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ высшего образования

PREVENTION OF EMOTIONAL BURNING OUT OF TEACHERS IN THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

УДК 002.304 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10098 Ляшенко Валерия Геннадьевна, магистрант, 2 курс, Институт экономики и управления

Научный руководитель: Целютина Татьяна Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга НИУ «БелГу», Россия, г. Белгород

Liashenko Valeria Gennadievna, undergraduate, 2nd year, Institute of Economics and management

Scientific adviser: Tselyutina Tatyana Vladimirovna, associate Professor, candidate of social Sciences, associate Professor of the Department of management and marketing, NIU "Belgu", Russia, Belgorod

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме профилактики эмоционального выгорания педагогов в учреждении высшего образования. В работе представлены основные подходы к предупреждению эмоционального выгорания персонала. На примере педагогов высшего учебного заведения показаны особенности профилактики эмоционального выгорания. Выявлено, что при профилактике у преподавательского состава ВУЗов синдрома эмоционального выгорания выделяют два ключевых направления. В рамках направлений представлены основные инструменты профилактики эмоционального выгорания, а также составляющие элементы модели предупреждения синдрома эмоционального выгорания педагогов высшего учебного заведения.

Annotation: The article is devoted to the urgent problem of preventing the emotional burnout of teachers in higher education institutions. The paper presents the main approaches to preventing the emotional burnout of staff. The example of teachers of a higher educational institution shows the features of the prevention of emotional burnout. It was revealed that during the preventive maintenance of the faculty of universities of the emotional burnout syndrome, two key areas are distinguished. Within the framework of the directions, the main tools for the

prevention of emotional burnout are presented, as well as the constituent elements of the model for preventing the syndrome of emotional burnout of teachers of a higher educational institution.

Ключевые слова: учреждение высшего образования, педагог, эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания, профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Key words: higher education institution, teacher, emotional burnout, prevention of emotional burnout, prevention of emotional burnout of teachers.

Актуальность темы обоснована тем, что изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов ВУЗов особенно актуально в период проведения реформ образования, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Произошедшие в последнее время радикальные перемены оказывают дополнительную психологическую нагрузку на педагогический персонал, т. к. требуют более качественной работы в значительно более короткие сроки при экономически и финансово ограниченном обеспечении ВУЗов.

Нельзя не отметить, что на сегодняшний день, к самой системе образования предъявляются очень высокие требования. Данные требования затрагивают и педагогов, можно смело заявить, что практически каждый педагог стремиться соответствовать предъявленным требованиям. Следует отметить, что все большее количество педагогов стремятся повысить собственный уровень профессиональной компетентности; внедрять новые способы и приемы работы с детьми. Реалии образовательной системы требуют от педагога мобильности, лояльности, быстрой включенности. Педагог должен не просто уметь внедрять инновационные технологии в свою работу, но и учитывать индивидуальные особенности студента, подключаться к деятельности с родителями, исполнять повышенные требования администрации. Также следует отметить, что на данный момент во многих ВУЗах стала повышаться рабочая нагрузка. Все вышеперечисленное, безусловно, отражается негативным образом не только на физическом состоянии педагогов, но и в первую очередь на эмоциональном состоянии.

Цель статьи - определение направлений и инструментов профилактики эмоционального выгорания педагогов в учреждении высшего образования.

Синдромом эмоционального выгорания (СЭВ) называют процесс, при котором каждодневное влияние факторов стресса, которые связаны с предоставлением помощи другим людям, со временем становится причиной проблем с собственным психологическим и физическим здоровьем [3, с. 37]. Он может затрагивать не только отдельных педагогов, но и в целом весь

образовательный процесс высшего учебного заведения. Вследствие этого вырастает важность профилактических мер по предупреждению эмоционального профессионального выгорания.

В профилактике у преподавательского состава ВУЗов синдрома эмоционального выгорания выделяют два ключевых направления:

1. Профилактика травмирующих психику факторов, которые постоянно сопровождают педагога в его трудовой деятельности и жизни (смена обстановки, условий труда и жизни, осуществление не свойственных ему социальных ролей, вовлеченность в экстремальные обстоятельства, истощение психических сил и т.п.), или, кратко выражаясь, организационная психологическая профилактика.

2. Психологическая профилактика потенциальных отклонений в группе риска, прогнозируемых в процессе психодиагностики, т.е. направление личностного характера [4, с. 29].

3.Р. Рабаданова полагает, что лечебные и профилактические меры при СЭВ похожи во многом: то, что помогает в защите от формирования этого синдрома, может использоваться и для его лечения. Профилактические, реабилитационные и лечебные мероприятия необходимо направлять на купирование влияния стрессора: освобождение от рабочего напряжения, увеличение профессиональной мотивации, корректировка равновесия между приложенными усилиями и приобретаемым вознаграждением. При возникновении и развитии у специалиста признаков СЭВ нужно сконцентрировать внимание на улучшение его рабочих условий (организационное направление), характера взаимоотношений складывающихся среди коллег (межличностный уровень), заболеваемость и личностные реакции (индивидуальный уровень) [5, с. 49].

В целом, необходимо осуществлять комплексную профилактику СЭВ педагогов ВУЗов, с учетом индивидуальных личностных особенностей каждого сотрудника, условий труда в каждом конкретном учреждении образования, возможности внедрения особых методик психологической разгрузки, своевременности выявления преподавателей, которые нуждаются в психологической помощи профессионалов и др. Модель предупреждения СЭВ, по нашему мнению, предусматривает следующие направления (рисунок 1).

повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры);

г л обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций;

тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития и профессионального роста;

г антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную ^ коррекцию самооценки, уверенности, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии путем овладения способами саморегуляции и ^ планирования личной и профессиональной карьеры. у

Рисунок 1 - Составляющие модели предупреждения СЭВ педагогов

Вуза

Источник: авторская разработка

Администрация ВУЗа может смягчить развитие «эмоционального выгорания», если обеспечит педагогам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию педагога к росту своей квалификации и повышению качества образовательных услуг [1, с. 42].

Руководитель (например, заведующий кафедры) может помочь педагогам в борьбе с СЭВ, ориентируясь на приведенные ниже рекомендации:

- разъяснить предельно четко каждому сотруднику его должностные обязанности место в структуре, права и функции;

- проводить мониторинг особенности взаимоотношений между педагогами и формировать в коллективе благоприятную психологическую обстановку. Доброжелательные рабочие взаимоотношения в коллективе предпочтительнее строгого соблюдения субординации;

- обсуждать с педагогами возможности роста их в профессиональном плане с четким определением критериев продвижения. Это способствует предотвращению одного из основных проявлений СЭВ - ощущения бессмысленности труда;

- выработать во всем определенные традиции: деловой стиль в одежде, проведение еженедельных совещаний с коллегами, совместного коллективного отдыха и пр.;

- организовать рабочие места и структурировать рабочий процесс таким образом, чтобы труд стал для исполнителя значимым;

- акцентировать не тех знаниях и умениях, что имеются у педагога, а на том, что выступает для него курсом собственного роста, чтобы профессия выступала инструментом развития;

- содействовать в адаптации молодым специалистам к своей работе;

- провести оптимизацию профессиональной нагрузки и внедрить дополнительные формы поощрения педагогов (моральные и материальные) и др.;

- особую важность заключается в возможности для педагогов внесения своих предложений в трудовой процесс и формирование условий для их введения [6, с. 78].

При этом для начальника не менее важным является самовоспитание и самообразование, профилактика развития СЭВ непосредственно у себя самого, которое выражается, к примеру, в нетерпимости к точке зрения, отличного от своего, грубом общении с подчиненными, склонности к превышению своих полномочий и др. Рекомендуется избрать адекватный и гибкий стиль руководства коллективом ВУЗа.

Важным аспектом профилактики СЭВ выступает благоприятный располагающий климат в коллективе, ощущение полномерной эмоциональной поддержки администрации и коллег. Это является мощным ресурсом устранения и предупреждения профессионального стресса. Если работник чувствует защищенность в коллективе, присутствие среди коллег надежной опоры, имеет возможность доверительного обсуждения вопросов, связанных с возникающим во время работы стрессом, это способствует уменьшению тревоги, напряженности, а также нередких проявлений агрессии. Руководителям, при приеме педагогов на работу, которые впервые приступают к работе, нужно адекватно и реалистически ввести новых сотрудников в курс дела; не будет лишним организация системы наставничества, которая будет помогать в обеспечении образовательной, количественной и качественной сторон работы, а также способствовать закреплению персонального наставника.

Кроме того, для противодействия эмоциональному выгоранию необходимо, чтобы сам педагог стал себя ощущать не «жертвой обстоятельств», а «хозяином собственной жизни», несущим личную ответственность за все с ним происходящее [2, с. 71]. Наряду с этим, базовой основой профилактики появления СЭВ выступает психологическая личностная подготовка педагогов, которая направлена на формирование стрессоустойчивости. Этому могут содействовать такие моменты:

- достижение определенных результатов, постановка реальных целей, что повышает долгосрочную мотивированность;

- формирование и поддержание «здоровой рабочей среды»;

- наличие достаточного количества и длительности перерывов во время работы на еду и отдых;

- овладение навыками и умениями саморегуляции. Доступные способы - это тренажерный зал, прогулки, общение с искусством, природой;

- профессиональное самосовершенствование и развитие;

- разъяснение необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, студентами). Выработка умения говорить «нет»;

- эмоциональное общение (общение с другими людьми, чувство поддержки);

- поддержание хорошей физической формы.

Таким образом, приведенные рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания среди педагогов можно разделить на ряд направлений сопровождения персонала, которые позволят администрации ВУЗа максимально охватить приведенные рекомендации и создать превентивные условия труда для успешной деятельности своих педагогических кадров:

- осуществление регулярной психодиагностики персонала;

- просветительная работа о сущности и последствиях профессиональной деформации;

- создание комнат «психологической разгрузки»;

- организация работы психолога в ВУЗе;

- создание благоприятного психологического климата в коллективе;

- организация наставничества;

- учет мнения педагогов при выборе предпочтительного коллеги;

- психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем;

- проведение групповых методов работы - тренингов, антистрессовых программ;

- посильное совместное решение жилищно-бытовых вопросов;

- активный отдых, санаторно-курортное лечение;

- постоянная внутренняя работа педагога над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний.

Руководство высшего учебного заведения должно знать о мерах профилактики синдрома эмоционального выгорания и непременно внедрять их в систему управления персоналом, чтобы сохранить опытные высококвалифицированные педагогические кадры для достижения поставленных целей и задач ВУЗа.

Использованные источники:

1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2015. - 122 с.

2. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 169 с.

3. Гончарова, Н.В. Психологические причины профессионального выгорания педагогов / Н.В. Гончарова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2017. - № 4. - С. 37-40.

4. Корытова, Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности / Г.С. Корытова // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 4. - С.29-32.

5. Рабаданова, З.Р. Профилактика эмоционального выгорания педагогов /

3.Р. Рабаданова // В сборнике: Современная психология и педагогика: проблемы и решения Сборник статей по материалам I международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 48-52.

6. Хайдарова, М.Ю. Профилактика эмоционального выгорания педагогов / М.Ю. Хайдарова // Образование. Карьера. Общество. - 2017. - №2 2. - С.77-79.

Used sources:

1. Babich, O. I. Prevention of the syndrome of professional burnout of teachers: diagnosis, training, exercises / O.I. Babich. - Volgograd: Teacher, 2015 .-- 122 p.

2. Bordovsky, G.A. Quality management of the educational process: Monograph / G.A. Bordovsky, A.A. Nesterov, S.Yu. Trapitsyn. - SPb .: RSPU im. A.I. Herzen, 2019 .-- 169 p.

3. Goncharova, N.V. Psychological reasons for professional burnout of teachers / N.V. Goncharova // New Science: Strategies and Development Vectors. - 2017. - No. 4. - S. 37-40.

4. Korytova, G.S. Emotional burnout as a manifestation of protective behavior in professional activities / G.S. Korytova // Fundamental research. - 2017. - No.

4. - P.29-32.

5. Rabadanova, Z.R. Prevention of emotional burnout of teachers / Z.R. Rabadanova // In the collection: Modern psychology and pedagogy: problems and solutions Collection of articles on the materials of the I international scientific and practical conference. - 2017 .-- S. 48-52.

6. Khaidarova, M.Yu. Prevention of emotional burnout of teachers / M.Yu. Khaidarova // Education. Career. Society. - 2017. - No. 2. - P.77-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.