Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ'

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ПРОФИЛАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батютина Татьяна Юрьевна, Улитин Илья Николаевич

В статье затронуты проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде в Краснодарском крае. Отмечается, что помимо правового регулирования предупреждения экстремистских проявлений среди молодежи крайне важна информационно-воспитательная деятельность. Данное направление приобретает особую актуальность в связи с противоречивой политической, экономической и культурной обстановкой в стране. Подчеркивается, что в настоящее время в Краснодарском крае отсутствует отвечающая современным реалиям и востребованная программа профилактики экстремизма среди молодежи в образовательной среде, хотя именно она является основным элементом в информационно-воспитательной работе. Авторы предлагают соответствующую унифицированную модель. Ее содержание охватывает комплекс мер общего характера, включающих в себя реализацию образовательных программ, правовой пропаганды и агитации для формирования понимания сути экстремизма, его критического восприятия и этнической, социальной, политической, религиозной толерантности, а также специальных мер, порождающих готовность у подростков и молодежи противодействовать экстремистским проявлениям. Наполнение данной модели применительно к образовательному учреждению следует осуществлять с учетом специфики состава обучаемых, преподавателей, уровня учебного заведения и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батютина Татьяна Юрьевна, Улитин Илья Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE IN KRASNODAR TERRITORY: AN INFORMATION AND EDUCATIONAL MODEL

The article deals with the problems of preventing extremism among young people in Krasnodar Territory. It is noted that in addition to the legal regulation of prevention of extremist manifestations among young people, information and educational activities are extremely important. This trend is becoming particularly relevant due to the contradictory political, economic and cultural situation in the country. It is emphasized that currently in Krasnodar Territory there is no program for prevention of extremism among young people in educational environment that meets modern realities and is in demand, although it is the main element in information and educational work. The authors propose a corresponding unified model. Its content covers a set of general measures, including the implementation of educational programs, legal propaganda and agitation to form an understanding of the essence of extremism, its critical perception and ethnic, social, political, religious tolerance, as well as special measures that generate a willingness among adolescents and young people to counteract extremist manifestations. The content of this model in relation to an educational institution should be carried out taking into account the specifics of students' and teaching staff and the level of the educational institution, etc.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 9. С. 53-56. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 9. P. 53-56.

Научная статья УДК 343.2/.7

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.9.8

Профилактика экстремизма в молодежной среде в Краснодарском крае: информационно-воспитательная модель

Татьяна Юрьевна Батютина1, Илья Николаевич Улитин2

12Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия 1tatjanka_92@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1083-790X 2iliaylitin1994@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8907-840X

Аннотация. В статье затронуты проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде в Краснодарском крае. Отмечается, что помимо правового регулирования предупреждения экстремистских проявлений среди молодежи крайне важна информационно-воспитательная деятельность. Данное направление приобретает особую актуальность в связи с противоречивой политической, экономической и культурной обстановкой в стране. Подчеркивается, что в настоящее время в Краснодарском крае отсутствует отвечающая современным реалиям и востребованная программа профилактики экстремизма среди молодежи в образовательной среде, хотя именно она является основным элементом в информационно-воспитательной работе. Авторы предлагают соответствующую унифицированную модель. Ее содержание охватывает комплекс мер общего характера, включающих в себя реализацию образовательных программ, правовой пропаганды и агитации для формирования понимания сути экстремизма, его критического восприятия и этнической, социальной, политической, религиозной толерантности, а также специальных мер, порождающих готовность у подростков и молодежи противодействовать экстремистским проявлениям. Наполнение данной модели применительно к образовательному учреждению следует осуществлять с учетом специфики состава обучаемых, преподавателей, уровня учебного заведения и пр.

Ключевые слова: экстремизм, молодежная среда, Краснодарский край, профилактика, информационно-воспитательная модель

Для цитирования: Батютина Т.Ю., Улитин И.Н. Профилактика экстремизма в молодежной среде в Краснодарском крае: информационно-воспитательная модель // Теория и практика общественного развития. 2021. № 9. С. 53-56. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.9.8.

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ФНИ-Г0-20.1/16.

Original article

Prevention of extremism among young people in Krasnodar Territory: an information and educational model

Tatyana Yu. Batyutina1, Ilya N. Ulitin2

12Kuban State University, Krasnodar, Russia 1tatjanka_92@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1083-790X 2iliaylitin1994@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8907-840X

Abstract. The article deals with the problems of preventing extremism among young people in Krasnodar Territory. It is noted that in addition to the legal regulation of prevention of extremist manifestations among young people, information and educational activities are extremely important. This trend is becoming particularly relevant due to the contradictory political, economic and cultural situation in the country. It is emphasized that currently in Krasnodar Territory there is no program for prevention of extremism among young people in educational environment that meets modern realities and is in demand, although it is the main element in information and educational work. The authors propose a corresponding unified model. Its content covers a set of general measures, including the implementation of educational programs, legal propaganda and agitation to form an understanding of the essence of extremism, its critical perception and ethnic, social, political, religious tolerance, as well as special measures that generate a willingness among adolescents and young people to counteract extremist manifestations. The content of this model in relation to an educational institution should be carried out taking into account the specifics of students' and teaching staff and the level of the educational institution, etc.

Keywords: extremism, youth environment, Krasnodar Territory, prevention, information and educational model For citation: Batyutina T.Yu., Ulitin I.N. Prevention of extremism among young people in Krasnodar Territory: an information and educational model // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 9. P. 53-56. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2021.9.8.

Funding: the research was carried out with financial support of Kuban Scientific Foundation within the framework of the scientific project No. FSR-SI-20.1/16.

В настоящее время все чаще наблюдаются случаи пренебрежения правилами поведения со стороны молодежных объединений, что приводит к дестабилизации общества, нарушению закона и совершению преступлений. Молодые люди как особая социальная и возрастная группа в структуре общества вследствие отсутствия должного жизненного опыта, позитивных ценностных установок, недостаточной правовой грамотности особенно подвержены влиянию различного рода негативных тенденций и вредоносных поведенческих моделей, в том числе экстремисткой окраски. Последние распространяются главным образом в сети Интернет, посредством которой нередко осуществляется и вербовка представителей молодого поколения преступными группами [1, p. 216]. Молодые люди зачастую не осознают истинное содержание идеологической основы экстремистских проявлений и, участвуя на первый взгляд в благотворительных или творческих проектах, становятся вовлеченными в различные экстремистские группы, а впоследствии совершают преступные деяния соответствующей направленности.

Экстремизм в молодежной среде относится к числу крайне опасных и многомерных явлений, создающих предпосылки причинения вреда жизни и здоровью отдельных граждан, дестабилизации социума, а также угрожающих государственному устройству в целом. Молодежный экстремизм представляет собой системную социальную проблему, актуальную как для всего российского общества, так и для отдельных субъектов РФ. При этом специфическая ситуация сложилась в 2000-е гг. на Юге России, в частности в Краснодарском крае, где компактно проживают люди различных национальностей и традиций, а сам регион носит характер полиэтничного [2, с. 111]. Такая тенденция сохраняется и по сегодняшний день.

Безусловно, в настоящее время разработано значительное количество нормативных правовых актов, а также государственных программ по предупреждению экстремизма, причем как на федеральном уровне, так и на региональном и местном. Такое правовое регулирование порождает положительную динамику предупреждения экстремизма, тем не менее полностью его не искореняет.

Следует отметить, что современное правовое содержание предупредительной деятельности в отношении экстремистских проявлений по понятным причинам носит в большей мере формальный характер, а также ориентировано на всех граждан вне зависимости от их возраста, тем самым не учитывает специфики молодежной среды. Разумеется, право как нормативный регулятор общественных отношений играет важную роль и в воспитании молодежи, будучи надежной основой противодействия преступным проявлениям со стороны данной категории. Вместе с тем необходимо отметить, что последнее возможно только при реализации правового механизма в единстве с государственной политикой и самим обществом с учетом прогресса современных технологий и преемственности многовековых духовно-нравственных традиций [3, с. 106]. Поэтому помимо правового регулирования профилактики экстремизма в молодежной среде особое значение должно придаваться соответствующим информационно-воспитательным программам.

В сложной и противоречивой политической, экономической и культурной обстановке в стране проблема использования информационно-воспитательного потенциала осложняется рядом негативных факторов, что зачастую приводит к недостаточной эффективности профилактических мер по предупреждению экстремизма. На фоне социальной нестабильности продолжают функционировать официально запрещенные радикальные течения и формируются новые, представители которых активно пропагандируют экстремистские проявления в сети Интернет, скрывая или отрицая их противозаконный характер.

Как отмечалось ранее, формирование толерантного сознания и недопущение вовлечения молодежи в российские и международные экстремистские организации нуждаются в разработке и реализации системы действенных государственных мер [4, с. 57]. Вместе с тем требования, которыми должны руководствоваться субъекты предупреждения экстремизма, в настоящее время даже на федеральном уровне не всегда носят императивный характер. Кроме того, анализ нормативного правового регулирования предупреждения экстремизма в Краснодарском крае позволяет констатировать недостаточность и даже отсутствие рекомендаций и программ, способствующих эффективной профилактике экстремизма именно в молодежной среде в регионе.

Информационно-воспитательная работа среди молодежи, как представляется, должна быть направлена на подготовку истинных патриотов страны - социально активных, небезразличных к судьбе окружающих людей, сплоченных масштабными созидательными проектами, воспитанных на чувстве гражданского единения, взаимной солидарности, готовых к защите интересов России, умеющих ставить общественные интересы выше личных. Важными составляющими видятся повышение уровня социального оптимизма и доли патриотически настроенной молодежи, укрепление духовно-нравственных основ российского общества и совершенствование работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения [5, с. 47].

Предлагаются следующие этапы конструирования информационно-воспитательной модели профилактики экстремизма в молодежной среде.

- Выделение комплекса мер общего характера, включающих в себя реализацию образовательных программ, правовую пропаганду и агитацию для формирования понимания молодыми людьми сути экстремизма, его критического восприятия, а также этнической, социальной, политической, религиозной толерантности. При этом немаловажное значение имеет информирование соответствующей аудитории о правовых последствиях (вплоть до привлечения к уголовной ответственности) участия в экстремистских организациях, проводимых ими акциях и совершения противоправных деяний по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (иными словами, по экстремистскому мотиву).

- Обоснование мер, порождающих готовность у подростков и молодежи противодействовать экстремистским проявлениям.

- Создание методики, позволяющей подросткам, молодежи, педагогам, родителям, представителям соответствующих социальных служб выявлять информацию экстремистского содержания в сети Интернет, а также склонность молодых людей к экстремистскому поведению на начальных стадиях его формирования.

В качестве основных задач профилактики экстремизма в образовательных организациях Краснодарского края должны выступать:

- воспитание у обучаемых установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, следования закону;

- формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

- противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

- воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

- отработка навыков безопасного поведения обучаемых в момент угрозы террористического акта как крайней формы проявления экстремизма.

Работу образовательных организаций в данном направлении целесообразно строить по следующим траекториям:

- осуществление групповой и индивидуальной профилактической деятельности с обучаемыми;

- проведение соответствующей информационно-методической работы с преподавательским составом;

- реализация просветительской работы с родителями.

Обоснование корреспондирующих мер напрямую связано с достижением целей Федерального закона от 2 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [6].

Групповая и индивидуальная профилактическая работа с обучаемыми может строиться в рамках проведения уроков, внеклассных мероприятий, открытых лекций, семинарских занятий, заседаний кружков. Основополагающим элементом такого досуга выступает уяснение того, что понимается под экстремизмом, какие негативные элементы содержит данный феномен. При осуществлении соответствующего воспитательного процесса у подростков должна формироваться готовность противодействовать экстремистским проявлениям.

В информационно-методической работе с преподавательским составом должны принимать участие специалисты, непосредственно занимающиеся противодействием экстремизму. В связи с этим целесообразна программа профилактики указанного явления в образовательной среде с учетом особенностей обучаемых: их возраста, уровня развития, кругозора, наличия/отсутствия базовых знаний об экстремизме. Названные специалисты компетентно проинформируют преподавательский коллектив о методиках и приемах реализации профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистских проявлений.

Для формирования нравственных качеств обучаемых в рамках модели при работе с преподавателями предлагаются следующие мероприятия:

1) организация курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей учебных заведений различных уровней - школы, колледжа, университета (института);

2) проведение семинаров на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации для обмена опытом в сфере деятельности по повышению нравственного уровня обучаемых;

3) создание на базе образовательных учреждений музеев народного творчества, кружков для изучения истории, быта и традиций своего народа, а также иных народов, населяющих территорию Краснодарского края, что, несомненно, внесет вклад в формирование уважительного и толерантного отношения к представителям иных национальностей, вероисповеданий и пр.

Просветительская работа с родителями также является значимой составляющей информационно-воспитательной модели профилактики экстремизма в молодежной среде. Именно родители выступают одной из важнейших категорий субъектов предупреждения экстремистских проявлений у своих детей в силу приближенности к ним, авторитета, осведомленности о личностных, психологических и прочих чертах ребенка, его увлечениях и пристрастиях, отношении к людям иных национальностей, вероисповедания и т. д. При проведении такой работы специалисты смогут объяснить родителям опасность молодежного экстремизма, последствия, в том числе правовые, вовлечения их детей в осуществление экстремистской деятельности, а также дать рекомендации по построению индивидуальной беседы с ребенком на соответствующую тему.

Бесспорно, предложенная модель является только основой и содержит в себе черты формализма. Однако при ее внедрении каждая образовательная организация должна выбирать индивидуальный комплекс мер с учетом контингента обучаемых и преподавателей. Вместе с тем ее нормативное закрепление будет служить основой для обязательного внедрения в образовательную среду всех учреждений Краснодарского края, способствовать снижению экстремистских проявлений со стороны молодежи, выступать детерминантом развития правосознания и правовой культуры, а также влиять на повышение уровня патриотизма и нравственности. Таким образом, информационно-воспитательная модель профилактики экстремизма в молодежной среде создаст прочный базис укрепления законности и правопорядка в регионе.

Список источников:

1. Bauer E., Salavatova A., Shikhaliyev R. The Educational Environment of the University as a Means of Preventing the Ideology of Extremism Among Young People // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2018. Vol. 288. P. 216-219. https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.38.

2. Лазарев Д.А. Молодежный экстремизм в условиях трансформирующегося российского общества: проблемы профилактики и противодействия : дис. ... канд. социол. наук. Краснодар, 2018. 172 с.

3. Мустафаева А.Р. Роль образовательного и нравственно-воспитательного процесса учащихся в профилактике идеологии экстремизма и терроризма в условиях полиэтничной среды // Вестник Белгородского института развития образования. 2018. № 1 (7). С. 105-110.

4. Пазухина С.В., Куликова Т.И. Социально-личностный ресурс субъектов образовательного процесса как предиктор экстремистских проявлений молодежной среде : монография. Тула, 2017. 113 с.

5. Пазухина С.В., Калинина З.Н., Декина Е.В. Воспитательный потенциал социально-проектной деятельности студентов в области профилактики экстремизма и формирования толерантности // Вестник Калужского университета. Сер. 1: Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2, № 1. С. 43-52.

6. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс] : Федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ : в ред. от 8 дек. 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Информация об авторах Т.Ю. Батютина - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=783959.

И.Н. Улитин - преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=945395.

Information about the authors T.Yu. Batyutina - PhD in Law, associate professor, department of Criminal law and Criminology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=783959.

I.N. Ulitin - Lecturer of the Criminal Law and Criminal Science Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=945395.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.07.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.08.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 02.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.