Научная статья на тему 'Профилактика дислексии у учащихся 1 класса школы V вида'

Профилактика дислексии у учащихся 1 класса школы V вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика дислексии у учащихся 1 класса школы V вида»

Е. Г. Белоусова

Профилактика дислексии у учащихся 1 класса школы V вида

Дети с тяжёлыми нарушениями речи, поступающие в 0 - 1 классы, имеют низкий уровень развития зрительного и слухового восприятия, оптико-пространственных представлений. У них, как правило, нарушена ритмическая структура слов сложной слоговой структуры, не сформирован звуковой анализ и синтез, нарушено звукопроизношение. Таким образом все дети попадают в группу риска по дислексии [2, 3].

По итогам мониторинга уровня готовности детей к чтению было выявлено, что из 14 учащихся знают все буквы - 5 человек, знают несколько букв - 7 человек, совсем не знают букв - 2 человека, сливают в слог - 6 человек, не сливают в слог - 8 человек, читают по слогам - 6 человек, не умеют читать - 8 человек.

С первого дня обучения остро стала задача по профилактике нарушений чтения и письма.

Работа по профилактике нарушения чтения осуществлялась на основе методики, разработанной А.Н. Корневым. Данная методика апробировалась в условиях нашего образовательного учреждения и активно используется на разных этапах коррекционного воздействия.

Профилактическую работу в системе коррекционного обучения детей с ТНР необходимо осуществлять в аспекте развития тех функций, которые являются предпосылками дислексии.

1. Развитие зрительного гнозиса.

2. Развитие оптико-пространственных функций.

3. Формирование фонетических процессов.

4. Работа над ритмической структурой слова.

Данную работу я проводила при обучении детей грамоте в процессе добук-варного периода. Эти задачи интегрировались на уроки математики, произношения, развития речи, логоритмики, куклотерапии, рисования, а также в процессе индивидуальной логопедической работы. Такой комплексный подход позволяет достичь наиболее эффективных результатов в реализации поставленных задач.

В процессе работы сложилась следующая система заданий и упражнений, способствующая устранению имеющихся у учащихся нарушений в добукварный период.

1. «Электронная муха».

2. Графические диктанты.

3. Графические рисунки «Закончи рисунок».

4. «Дорисуй вторую половину».

5. «Скопируй рисунок».

6. Обводка рисунков по точкам.

7. Игра «Найди отличия».

8. Назвать предметы, наложенные друг на друга.

9. Игра «Где спрятался Гномик?»

10. «Помоги сказочным героям дойти до дома».

11. Игра «Нарисуй по клеточкам».

12. Расположение игрушек в пространстве.

13. Выкладывание из палочек фигурок по образцу.

14. Выкладывание из палочек фигур по памяти.

15. Расположение геометрических фигур на листе бумаги по словесной инструкции.

16. Определение места звука в слове. Игра «Рыбка».

17. Игра «Дин и Дон» на дифференциацию твёрдых и мягких согласных.

18. Игра на дифференциацию звонких и глухих согласных.

19. Игры «Песенка кукушки» и «Песенка дятла» на отработку ритма.

20. Игра «Телеграф» на определение количества слогов в слове.

21. Игра «Снежный ком» на запоминание ряда слов и др. игры.

К концу добукварного периода уровень подготовки к процессу обучения значительно улучшился.

У большинства детей моего класса имелись нарушения в речевом дыхании, особенно проявлялись трудности в формировании длительного выдоха, необходимого для обучения чтению, поэтому мною и учителями логоритмики проводились упражнения для формирования длительного выдоха.

1. Петь на выдохе гласные звуки.

2. Петь на выдохе слоги: па - па - пу - пы - пэ и т. д.

3. Удлинение фразы.

4. Заучивание стихотворения «Дом, который построил Джек».

В букварный период профилактическая работа по преодолению нарушений чтения осуществлялась на основе формирования у детей графического образа буквы. Использовались упражнения:

1. Найти букву среди ряда других букв. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.

2. Определить буквы в неправильном положении.

3. Объяснить сходство и различие в написании данных букв.

4. Определить - каких букв больше.

5. Найди одинаковые буквы.

6. Соединить знаки так, чтобы получились буквы.

7. Дописать буквы.

8. Выделить буквы, положенные друг на друга.

9. Назвать перечёркнутые буквы, буквы нарисованные пунктиром.

10. Прочитать буквы в правильном и зеркальном отображении.

При изучении каждой печатной буквы проводился анализ её элементов с использованием различных анализаторов.

Такие упражнения способствовали быстрому закреплению образа буквы.

По мере изучения гласных и согласных букв для формирования навыка слияния звуков в слог, я стала вводить в работу упражнения со слоговыми таблицами. Таблицы составлялись по принципу сочетания прямых и обратных слогов, закрытых слогов, слогов со стечением согласных букв. Использование таблиц способствовало автоматизации чтения слогов данного типа.

При переходе работы на уровень слова, для более успешного овладения навыком слитного чтения использовались таблицы А.Н. Корнева [1]. Детям предлагались следующие упражнения:

1. Чтение столбиков слов, с постепенным увеличением количества букв в словах.

2. Нахождение слов среди набора букв.

3. Составление слов из слогов.

4. Добавление постоянного слога в слова.

5. Вставка пропущенного слога в слово.

6. Вставка пропущенной буквы в слово.

Параллельно продолжалась работа по совершенствованию звукового анализа и синтеза слов с использованием упражнений игрового характера:

1. Игра «Наборщик».

2. Ребусы.

3. Шифровки.

4. Кроссворды.

5. Слова-перевёртыши.

Особое внимание на всех этапах работы уделялось осознанности чтения.

К концу учебного года, проанализировав результаты работы, были сделаны выводы о том, что благодаря профилактической работе по предупреждению дислексии, все учащиеся класса овладели навыком чтения и стали читать осознанно. У 13 учащихся скорость чтения соответствовала норме.

Таким образом, своевременно начатая работа по профилактике нарушений овладения чтением у детей по вышеназванным направлениям обеспечивает высокие результаты при формировании навыков чтения у учащихся с ТНР. А это, в свою очередь, помогает решить задачу нашего центра по реабилитации детей и адаптации их в социуме.

Список литературы

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Изд. Образование, 1997. - 171 с.

3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. - СПб.: Союз, 2002. - 222 с.

С. С. Бобкова

Разница подходов в теории и практике коррекции нарушения речи

в России и за рубежом

Систематизация нарушений речи имеет разные традиции в России и за рубежом. В отечественной логопедии сосуществуют клинико-педагогическая и психолого-педагогическая квалификации нарушений речи, каждая из которых основывается на разных критериях оценки речевых расстройств.

Клинико-педагогическая классификация широко использует достижения разных областей медицины (главным образом, неврологии, фониатрии) и базируется на исследованиях С. С. Ляпидевского, О.В. Правдиной, М. Е. Хватцева и других ученых. При оценке речевых расстройств применяется синдромологический подход, который учитывает этиопатогенез нарушений [3]. Современная клинико-педагогическая классификация представлена двумя основными группами речевых расстройств: нарушения устной и письменной речи.

Нарушения устной речи включают:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.