Научная статья на тему 'Профилактика девиантного поведения учащейся молодежи как стратегическая социально-педагогическая задача'

Профилактика девиантного поведения учащейся молодежи как стратегическая социально-педагогическая задача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гатальский В. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика девиантного поведения учащейся молодежи как стратегическая социально-педагогическая задача»

рования готовности к антикоррупционному поведению всех российских граждан.

Указанные блоки в целом нацелены на ознакомление будущих квалифицированных рабочих с негативными последствиями коррупции для российского общества, подрывающей основы государства и общества и служащей индикатором внутреннего кризиса.

Для закрепления ценностного отношения, а также отработки навыков антикоррупционного поведения необходимо предусмотреть мероприятия по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышению правовой культуры учащихся в системе воспитательной работы лицея. Это может быть реализовано посредством корректировки тематики классных часов, организации внеурочной деятельности, а также создания в самом учебном заведении атмосферы осуждения коррупционных действий.

Включение антикоррупционной составляющей в содержание учебно-воспитательной работы позволит заложить нравственные основы негативного отношения выпускников профессионального лицея к коррупции и повысить уровень их готовности к противодействию коррупционным проявлениям.

В. Д. Гатальский

Профилактика девиантного поведения учащейся молодежи как стратегическая социально-педагогическая задача

Важным направлением социально-педагогической работы в образовательном учреждении является профилактика девиаций, которая строится на выявлении совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и факторов, составляющих явные или скрытые механизмы поведения личности, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. В психологопедагогическом контексте под девиантным поведением следует понимать все формы активности личности, не соответствующие социально-культурным нормам общества и вызывающие ответные реакции в виде неодобрения или социальных санкций.

Профилактика в широком смысле слова трактуется как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка», «система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний» (Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В., 2001). Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы

138

всех социальных организаций и учреждений, в том числе и образовательных учреждений.

В последние два десятилетия пространство девиации существенно расширилось. К очевидным химическим зависимостям сегодня прибавился постоянно увеличивающийся список социокультурных девиаций и зависимостей, таких как игромания, шопинг, интернет-зависимость и другие. Сегодня в сферу подростковой девиации втягивается все большее количество молодых людей, целенаправленно объединяющихся для совершения преступлений, криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых;

Особую тревогу вызывает рост зависимых форм и способов самовыражения и образа жизни поведения молодежи, разрушительно воздействующих на здоровье и психику молодого человека (алкоголизм, наркомания, игровая зависимость, агрессивное поведение и т. д.). Общественная значимость данной проблемы определяется теми долгосрочными социальными и личностными последствиями подобного образа жизни, который выводит из общественного бытия наиболее дееспособную часть населения, препятствует процессу интеграции молодого человека в общество, неизбежно сопровождается биологической, генетической и социальной деградацией личности.

Особенно неблагоприятная ситуация складывается в системе среднего профессионального образования. В частности, исследования фиксируют среди учащихся профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений максимально высокую «группа риска» (около 20 % от общего числа учащихся, в то время как в школе среди старшеклассников «группа риска» - 5-6 %.). При этом проблема использования превентивных педагогических программ в сфере образования остается одной из самых сложных в методологическом и технологическом смысле проблем, и не только в России, но и в западных странах.

Стремительное распространение зависимых форм поведения обусловлено воздействием нескольких факторов. В психологопедагогической плоскости важнейшим фактором является качество среды - образовательной, семейной, субкультурной и т. д. Культурно-образовательная среда выступает для учащегося важнейшим пространством социализации и самореализации личности. Значимость средового подхода в педагогике профилактики зависимого поведения определяется также характером экспансии ненормативного поведения. В частности, зависимость можно рассматривать как «социальную инфекцию», распространение которой происходит внутри социальных групп. По мнению психологов, изучавших взаимосвязь патопсихологии и криминальных отклонений в поведении

139

человека, нравственное и психическое здоровье населения относится к наиболее важным субъективным факторам, влияющим на совершение преступления. Нарушения психики человека могут вызвать и такие социальные отклонения как уход в себя (аутизация) или из общества, от людей («биологический» - самоубийство, «социальный» - систематическое бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии. Существенным фактором девиантного поведения являются актуальные личностные проблемы, не решаемые в основных сферах жизнедеятельности. Фрустрированная личность начинает реагировать на окружающий мир враждебно, замыкается в себе, что ведет к психической деградации. Для таких людей ролевая игра или наркотик становятся средством, освобождающим от фрустрации путем достижения эйфории или переживания желаемых ситуаций в виртуальном мире игры. Следует учитывать также, что одним из условий воспроизводства психической зависимости выступает наличие глубинного конфликта на ин-траиндивидном уровне между различными аспектами личности.

В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами является профилактика девиации в рамках образовательных учреждений, где учащиеся находятся в зоне потенциального влияния педагогического коллектива. В педагогическом плане под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение ненормативного поведения, сохранение, поддержание и защиту качественного уровня жизни и здоровья людей, содействие в раскрытии внутреннего потенциала личности.

В качестве самостоятельного объекта педагогических исследования выступают подростковые формы отклоняющегося поведения, которые являются результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных видах подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте. Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т. д.), выполняющих функции институтов социализации. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так в сложном сочетании. Психосоциальная дезадптация связана с половозрастными и индивидуальнопсихологическими особенностями подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ.

140

Результаты многолетнего педагогического эксперимента, проведенного на базе Российского колледжа традиционной культуры, позволили сформулировать условия и мероприятия, способные минимизировать факторы девиантного поведения и обеспечить позитивное становление личности учащихся. В качестве приоритетных направлений (и соответствующих задач) педагогики профилактики девиантного поведения в образовательном учреждении следует рассматривать:

повышение референтного статуса образа жизни молодых людей, исключающего курение, потребление алкоголя и наркотиков. Для этого необходимо позиционировать высокое качество и привлекательный стиль жизни без наркотиков, игровой зависимости, проституции и других девиаций. В нем должны доминировать духовность, здоровье и любовь;

формирование культуры духовной безопасности, способности противостоять разрушительным жизненным соблазнам. Большинство молодых людей сознательно отвергает употребление наркотиков. Их разумное решение основано на свободе выбора. В идеале каждый молодой человека должен сделать свой выбор. Криминализации мира и экспансии наркоиндустрии можно противопоставить только сознание, добрую волю и свободный выбор личности, сформировавшейся духовно;

позиционирование элементов зависимого поведения как атрибута социально и духовно неполноценной личности, не имеющей возможностей на осмысленное существование;

формирование в образовательном учреждении общественного мнения нетерпимости любых девиаций, осуждения пьянства, потребления наркотиков, курения;

создание предельно отрицательного образа наркоторговца и наркодельца, окружив его ненавистью и презрением (с помощью СМИ, используя возможности художественных произведений, и прежде всего фильмов, в рамках пропагандистских мероприятий на площадках образовательных учреждений и т. д.);

квалифицированная пропаганда здорового образа жизни и активное противостояние растлевающему влиянию телевидения и других средств массовой культуры;

обеспечение максимального включения учащейся молодежи в работу самодеятельных объединений и клубов по интересам, участие в коллективных формах деятельности образовательного учреждения. Создание в сфере досуга пространство свободного выбора и эксперимента. В любительском объединении учащийся может экспериментировать, реализовывать различные стили поведения, искать собственное амплуа, приобретая тем самым социальный опыт

141

и не испытывая при этом репрессию обратной связи в виде негативной оценки своего поведения;

организация системы первичной профилактики наркологической зависимости, включая психолого-педагогическую диагностику, профилактические программы информационно-просветительского характера с участием специалистов - наркологов, психологов, педагогов, работников культуры, средств массовой информации и общественных организаций;

концентрация педагогических усилий на младших курсах как наиболее опасной возрастной группы с точки зрения вовлечения в наркоманию;

своевременная и грамотная психологическая помощь учащимся в решении личностных проблем. Усилия педагога в ситуации переживания учащимся значимых личностных проблем должны быть направлены не столько на проработку критической ситуации, в которой оказался учащийся, сколько на помощь ему осуществить переход в новое измерение его жизненного мира, помочь поменять психологический статус критической ситуации, снизить ее остроту, подключив к работе переживания дополнительные личностные ресурсы;

работа с внешними средами по обеспечению безопасности учащихся от внешних угроз (правовая защита законных прав и интересов, оказание экстренной помощи, противодействие разрушению физического, психического, нравственного здоровья в агрессивных социальных средах и т. д.);

педагогически грамотная и психологически оснащенная индивидуальная работа по диагностике различных форм зависимого поведения и помощь учащемуся в осознании меры девиации. Проблема здесь заключается в том, что значительная часть учащихся группы риска не считает себя трудными, т. е. не осознает (по ряду причин) собственные недостатки и не видит элементов девиации в своем поведении. Поэтому одна из первых задач технологии -демонстрация учащемуся его недостатков, отклонений от нормы. Указанный способ работы открывает для учащегося поле деятельности, предоставляя ему при этом возможность выбора новых образцов, демонстрируя преимущества социально-нормативного образа жизни;

введение процедуры недобровольного наркологического освидетельствования учащихся (наряду с принципами добровольности и конфиденциальности) с использованием современных технологий наркологического мониторинга с целью создания адекватной системы социально-педагогических и профилактических программ.

целенаправленная работа с учащимися по гармонизации индивидуального и социального в мотивации и деятельности учащихся -за счет минимизации вектора индивидуальности (доминирование

142

которого связано с определенными гедонистическими формами зависимого поведения) и наращивания психологического и коммуникативного опыта «социальной ответственности». Дело в том, что росту девиантных форм поведения в социально-культурной плоскости способствует изменение в обществе ценностей по оси «индивидуализм-коллективизм» в сторону большего индивидуализма. Следовательно, усиление социальной направленности личности учащихся можно рассматривать в качестве аксиологического ресурса профилактики девиации. Включение человека в социальное проектирование и активизация конструктивных социальных коммуникаций существенно расширяет личностные потенциалы, сокращая «зону риска» для появления девиантного поведения.

Таким образом, приоритетные направления педагогики профилактики девиантного поведения в образовательном учреждении включают: минимизацию социально-психологических факторов

формирования зависимого поведения путем оптимизации культурно-образовательной среды, которая для учащегося является основной сферой жизнедеятельности; компенсацию психологических особенностей учащихся, определяющих предрасположенность к девиантному поведению; оснащение личности способами и приемами сохранения социально-нормативных параметров стиля жизни и техникой «духовной безопасности» в условиях провоцирующей среды и в ситуации воздействия неблагоприятных факторов социальной и психологической природы; защиту от влияния внешних провоцирующих факторов.

Л. С. Дьяченко

Акмеологические возможности курса педагогики в профессиональном становлении специалиста образовательной и социальной сфер

Получение университетского образования всегда считалось престижным. Овладеть всесторонними, универсальными знаниями, разнообразными профессионально-значимыми умениями, развить творческий потенциал личности, а также ее эмоциональноценностные свойства и качества - все это подвластно университетской среде, системе образования в университете любого профиля (классического, гуманитарного, медицинского, технологического).

Чрезвычайно важными для процесса профессионального становления личности студента университета как будущего специалиста образовательной и социальной сфер является изучение предметов педагогического цикла. Педагогическая теория, и в осо-

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.