Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деструктивное поведение / профилактическая работа / неблагополучие детей / социальная дезадаптация / конфликтные ситуации / агрессия / взаимодействие. / destructive behavior / preventive work / children's distress / social maladaptation / conflict situations / aggression / interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазько Л.С., Горностаева Е.Л., Ибраимова В.М.

В статье рассмотрены причины агрессии и деструктивного поведения детей и подростков, механизмы взаимодействия педагога и обучающихся в рамках учебного процесса и неформального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article examines the causes of aggression and destructive behavior of children and adolescents, the mechanisms of interaction between the teacher and students in the educational process and informal communication.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 371

Лазько Л. С. учитель

МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Россия, г.Белгород Горностаева Е.Л. социальный педагог МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Россия, г.Белгород Ибраимова В.М. учитель

МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода

Россия, г.Белгород

ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассмотрены причины агрессии и деструктивного поведения детей и подростков, механизмы взаимодействия педагога и обучающихся в рамках учебного процесса и неформального общения.

Ключевые слова: деструктивное поведение, профилактическая работа, неблагополучие детей, социальная дезадаптация, конфликтные ситуации, агрессия, взаимодействие.

Lazko L.S. teacher

Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22" Belgorod Russia, Belgorod Gornostaeva E.L. social pedagogue Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22" Belgorod Russia, Belgorod Ibraimova V.M. teacher

Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22" Belgorod Russia, Belgorod

PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Abstract. The article examines the causes of aggression and destructive behavior of children and adolescents, the mechanisms of interaction between the teacher and students in the educational process and informal communication.

Keywords: destructive behavior, preventive work, children's distress, social maladaptation, conflict situations, aggression, interaction.

Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить.

С. Соловейчик

В настоящее время риск развития деструктивного поведения среди несовершеннолетних вызывает обоснованную тревогу, активизирует необходимость оптимизации механизмов оценки, планирования и реализации профилактической работы на государственном, региональном и муниципальных уровнях. Деятельность образовательных организаций по профилактике деструктивного поведения обучающихся заняла приоритетное место в предупреждении социально-психологического неблагополучия детей и подростков, стала частью как воспитательной, так и сугубо профилактической практики.

На сегодняшний день отсутствует нормативно закрепленное определение деструктивного поведения, чаще всего оно определяется как устойчивое поведение психически здоровой личности, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Деструктивное поведение несовершеннолетних может быть условно разделено на две основные категории: делинквентное поведение (противоправное, общественно опасное) и отклоняющееся поведение, не попадающее в категорию противоправного (аддиктивное поведение, суицидальное поведение, агрессивное поведение и др. ).

Мониторинг профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся - комплексный и многоуровневый механизм анализа эффективности работы органов управления образованием муниципальных образований и образовательных организаций в сфере профилактики деструктивного поведения детей и подростков.

Педагогу необходимо поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, быть внимательными к нему, интересоваться его жизнью, чтобы он чувствовал себя полноценной личностью и умел отделять «белое» от «черного».

Классный руководитель - ключевое звено в системе мониторинга. Именно он ежедневно видит обучающихся, знаком с каждой семьей, владеет ситуацией, складывающейся в детском коллективе. От его компетентности, личной заинтересованности зависит результативность работы. Основная задача классного руководителя - наблюдение и выявление признаков,

первичная профилактика деструктивного поведения. Именно на нем лежит задача сбора информации об обучающемся и ее первичный анализ, выявление признаков деструктивного поведения отдельных учеников и возможного распространения деструктивных групп. Важно, чтобы был налажен механизм взаимодействия между классным руководителем и социально-психологической службой школы. Оперативное информирование классным руководителем социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, директора школы о возможных массовых проявлениях деструктивного поведения детей и молодежи (опасные увлечения, буллинг и др.), а также об особо опасных случаях деструктива (попытки суицида, скулшутинг и др.) позволит избежать многих проблем.

Помощь в работе классного руководителя по данному направлению могут оказать следующие механизмы.

Индикаторы неблагополучия:

• повышение частоты возникновения конфликтных ситуаций и эпизодов нарушения дисциплины в классе, включая ухудшение отношений с учителями; внезапное прекращение дружеских отношений, частые и внезапные внутренние перегруппировки;

• появление тем и сюжетов для общения, окруженных таинственностью и многозначительностью, к обсуждению этих тем допускаются лишь отдельные обучающиеся;

• настойчивые просьбы к учителю разрешить пересесть на другое место в классе вместо привычного, отказы участвовать в классных и общешкольных мероприятиях;

• напряженная и нервозная атмосфера в классе на уроках и переменах. Классный руководитель должен незамедлительно реагировать на следующие сигналы опасности:

• систематические пропуски уроков обучающимися без внятного объяснения причин;

• заметное снижение успеваемости класса в целом;

• некоторые обучающиеся регулярно приходят в угрюмом настроении, раздражительны, плаксивы, неразговорчивы, замкнуты, другие, напротив - возбуждены, эйфоричны, подчеркнуто многоречивы;

• жалобы обучающихся на плохое самочувствие, тревогу и страх, быструю утомляемость, снижение или отсутствие аппетита, неспособность сосредоточиться на уроке;

• появление на теле ребенка ссадин, царапин, кровоподтеков;

• наличие в помещении класса сломанных школьных принадлежностей, порванных и измятых учебников и тетрадей;

• периодические плотные скопления обучающихся в помещениях школы или на прилегающей территории;

• попытки посторонних лиц проникнуть в помещение школы или на ее территорию.

Постоянное наблюдение, анализ атмосферы в классе и поведения каждого ребенка позволит вовремя внедрить превентивные меры в детском коллективе. Социально-психологическая служба нашей гимназии разработала рекомендации для педагогов по профилактике и коррекции детской агрессивности:

• спокойное отношение в случае незначительной агрессии и контроль над собственными негативными эмоциями;

• включить в социально одобряемую деятельность - трудовую, спортивную, художественную, организаторскую и т.д.;

• привлекать к повседневному постоянному труду по самообслуживанию;

• использовать занимательные формы деятельности, «секретную» работу, элементы игры;

• использовать поощрения - моральные - с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям. Наказаниями можно многое разрушить, но ничего не создать, подкрепление изменяет поведение ребёнка;

• обучать приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой;

• использовать метод неприятных последствий (что будет, если ты и дальше будешь так агрессивен);

• вместо конкуренции развивать навыки сотрудничества, готовность идти друг другу навстречу, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других;

• обучать сдерживанию агрессии, самоконтролю, снятию мышечного напряжения;

• выявлять конфликтогены (слова, поступки, жесты, интонации), которые пробуждают агрессию у ребёнка, тренировать изменения его поведения в трудных ситуациях;

• обучать ненасильственному разрешению конфликтов;

• сохранение положительной репутации ребенка. Снижение напряжения ситуации.

Педагогам необходимо давать обучающимся обратную связь в конструктивном ключе, не прибегая к унижению. Школьникам важно, чтобы они были услышаны. При этом важно оставлять им возможность самим находить ошибки и исправлять их самостоятельно, а также подкреплять приложенные усилия.

Использованные источники: 1. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика/Ю.Б. Можгинский. - Изд. 2-е, стер. - Москва: Когито -Центр, 2008. - 179 с.

2. Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях: психолого-педагогический скрининг и формирование благоприятного социально-психологического климата. Методические рекомендации. URL: https://clck.ru/35BsyY.

3. Рычкова Л.С., Кузнецова М.Н. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (156). С. 341-343.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.

5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции - М.: Речь, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.