Е. М. Захарова, С. М. Берникова, М. Ю. Сомова
УДК 37.373
ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
О XXI веке проблема детской агрессивности обострилась. Это связано с недостатком внимания к детям со стороны родителей, занятых большую часть дня трудовой деятельностью; ростом семейного неблагополучия; распространением компьютерных игр, содержащих сцены стрельбы и уничтожения противника; увеличением времени пребывания в виртуальном пространстве; появлением в супермаркетах разнообразного красочного игрушечного оружия и др.
Дошкольный возраст - это период, когда закладывается фундамент будущей личности, формируются основные представления о мире, о поведении людей, ценностные ориентации [15]. Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений у дошкольников, так как именно таким способом ребенок может быстро получить желаемое. Агрессивное поведение способствует формированию у ребенка тревожности и низкой самооценки. По мере взросления агрессивность будет способствовать возникновению у человека проблем в общении, формированию негативного, а возможно и асоциального поведения [11]. В исследованиях А. А. Реан обнаружена зависимость между агрессивностью детей в 5-7 лет и совершением взрослыми людьми преступных действий [9]. Поэтому необходимо заниматься профилактикой агрессивного поведения уже в старшем дошкольном возрасте.
Дошкольные образовательные учреждения имеют большие возможности по формированию и развитию личности ребенка. ФГОС дошкольного образования предусматривает
образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», задачами которой являются в том числе привитие детям моральных и нравственных норм и ценностей; саморегуляция собственных действий [14]. В связи с вышеизложенным рассматриваемая проблема является актуальной.
Цель нашей опытно-экспериментальной работы заключалась в диагностике агрессивности у воспитанников детского сада, разработке и апробации профилактической программы. Задачи состояли в анализе соответствующей проблематике литературы; подборе диагностических методик определения агрессивности и их применении; разработке и апробации профилактической программы, направленной на снижение агрессивных проявлений у дошкольников.
В исследовании применялись классические методы: анализ литературных источников, обобщение, сравнение, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, статистические методы. Теоретико-методологической базой явились труды таких ученых, как Р. Бэрон, С. А. Колосова, Д. Ричардсон, А. А. Романов, Т. Г. Румянцева, В. И Гар-бузов, Э. Г. Эйдимиллер, Л. М. Семенюк, Т. П. Смирнова и др.
По оценкам педагогических работников и родителей в их воспитательной работе одной из сложных задач является взаимодействие с агрессивными детьми, поведение которых провоцирует конфликты, ссоры, обиды между взрослыми и детьми, а также между сверстниками. В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей.
Агрессивность многими учеными рассматривается как нанесение любого ущерба (физического или психического) другому человеку. С. Н. Ениколопов добавляет, что агрессивное поведение противоречит общественным нормам, причиняет физический и психический дискомфорт: переживания, напряженность, страх [3].
Многие ученые изучали природу детской агрессивности. По мнению З. Фрейда, агрессия берет начало из врожденных, инстинк-
тивных сил и проявляется как защитный механизм при тревоге и страхе [16]. Австрийский биолог К. Лоренц полагал, что агрессия порождается инстинктом борьбы за существование, при этом любовь, дружеские взаимоотношения, родственные чувства способны подавлять агрессивное поведение [5]. А. Бандура полагал, что ребенок учится агрессивному поведению, перенимая его у других людей и подражая им [1].
Отечественные ученые среди наиболее часто встречающихся причин детской агрессивности выделяют следующие: проявление родителями чрезмерной строгости в воспитании ребенка; гиперопеку и потакание капризам; пример агрессивного поведения со стороны родителей; неблагополучную семью; привлечение внимания; стремление добиться желаемого любыми способами; стремление к лидерству, превосходству; защитные реакции; стрессы; биологические причины: наследственную предрасположенность, особенности нервной системы, гормональные нарушения, темперамент [10].
Формы выражения агрессии у старших дошкольников многообразны: от прямой и косвенной вербальной агрессии до физического воздействия на других детей и даже взрослых. По мнению А. В. Першина и Т. В. Перши-ной, агрессивные дети воспринимают других сверстников не как друзей, а как противников, с которыми нужно бороться. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) наиболее агрессивно ведут себя мальчики. Даже один или два таких ребенка могут будоражить всю группу и провоцировать нервозность других детей, воспитателей и родителей [8].
Е. О. Смирнова выделила три группы агрессивных детей: импульсивно-демонстративного типа (хотят привлечь к себе внимание любым способом); нормативно-инструментального (добиваются желаемого с помощью слабого физического воздействия); целенаправленно-враждебного типа (сознательно используют сильное физическое воздействие) [13].
Дошкольный период является оптимальным для профилактики детской агрессивно-
сти. Профилактика агрессивного поведения -это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Основными задачами профилактической работы с агрессивными дошкольниками в ДОУ являются устранение причин агрессивного поведения; обучение способам саморегуляции поведения; формирование эмпатии и доверия; формирование чувства общности со сверстниками, снятие внешних проявлений агрессии, обучение приемлемым способам выражения гнева; оказание помощи ребенку в налаживании коммуникации со сверстниками; обучение способам разрешения конфликтов; работа с родителями [12].
По данным А. А. Костюниной, традиционные методы формирования сознания личности малоэффективны в работе с агрессивными детьми, метод соревнования вообще может спровоцировать вспышку гнева. Наиболее эффективными методами и формами профилактики являются игровая деятельность, в том числе ролевые игры; релаксационные упражнения; аутотренинг и др. [4].
В ходе исследования нами была разработана программа профилактики агрессивного поведения старших дошкольников в МКДОУ «Просветский детский сад № 1» Кетовского района Курганской области. Педагогическими условиями реализации программы явились взаимодействие администрации и специалистов учреждения, психолога, родителей; совершенствование профессиональных компетенций воспитателей при проведении профилактических мероприятий в условиях воспитательного процесса в ДОУ.
На основе системного подхода был сформирован комплекс способов взаимодействия специалистов с детьми. Основными методами выступили игровая терапия, проективное рисование, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия, релаксация. Профилактическая работа была организована в разных формах: групповая, коллективная, работа в парах, индивидуальные занятия. Основными средствами явились игрушки, настольные игры, раздаточный материал, книги, методические пособия, музыкальные записи. Спосо-
бы профилактического взаимодействия были направлены на снятие напряжения у детей, страха перед окружающими, эмоционального напряжения, на повышение самооценки, коррекцию нарушений поведения, создание дружественных отношений в группе, развитие коммуникативных навыков, совершенствование взаимоотношений детей с окружающим миром.
Профилактическая программа состояла из нескольких блоков: диагностический, консультативный, организационно-методический, учебно-воспитательный. Диагностический блок включал первичную, промежуточную, контрольную диагностику уровня агрессивности детей, а также анкетирование родителей.
Консультативный блок был представлен консультациями детей, родителей, специалистов детского сада, которые проводили воспитатели и педагог-психолог, а также оформлением информационных стендов для родителей и проведением мастер-классов для воспитателей. Во время родительских собраний был проведен «Педагогический лекторий» (4 часа). На занятиях с родителями обсуждались такие темы, как методы коррекции и профилактики отклоняющегося поведения, вредных привычек, агрессии у детей; возрастные особенности психического и физического развития детей, способы оценки уровня и гармоничности развития [6, с. 3438]. Тематика лектория была направлена на просвещение родителей, так как детское благополучие, прежде всего, зависит от психологического комфорта в семье, а также от создания здоровьесберегающей среды в учреждении [2]. Мастер-классы для воспитателей включали практические занятия по изучению методов диагностики детской агрессивности; по освоению профилактических игр и упражнений; по повышению культуры общения с детьми и родителями, способствующей созданию благоприятного психологического климата в группе, для которого, в первую очередь, важны доверительные отношения, базирующиеся на искренности, человечности, душевной открытости педагогов [7].
Организационно-методический блок включал составление планов профилактической
работы; написание характеристик и рекомендаций для родителей и педагогов; анализ, оформление результатов диагностики; ведение отчетной документации.
Учебно-воспитательный блок был представлен тематическим планом и методическими разработками занятий с детьми старшего дошкольного возраста, такими как «Знакомство», «Улыбка», «Добрый друг», «Двойник», «Дружба», «Волшебная игра», «Выплеск», «Мы - дружная группа». На каждом занятии детям было предложено выполнение 4-5 упражнений, таких как «Я очень хороший», «Мое настроение», «Подари улыбку», «Попроси игрушку», «Зеркало», «Добрый зверь», «Танец свободы», «Комплименты», «Наша дружная группа» и др. В организации и проведении занятий принимали участие воспитатели группы, руководитель изодеятельно-сти, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог.
Субъектами психолого -педагогическо го исследования, стали 17 детей (5-7 лет) группы «Звездочка» МКДОУ «Просветский детский сад № 1» Кетовского района Курганской области. Разновозрастной состав группы обусловлен спецификой поселкового детского сада.
В ходе экспериментальной работы нами была осуществлена диагностика агрессивности дошкольников на констатирующем и формирующем (после внедрения профилактической программы) этапах эксперимента. Для диагностики мы подобрали следующие методики: анкетный опрос родителей (Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко); графическая методика «Кактус» (М. А. Панфиловой); методика: «Я и телевизор» В. Д. Пурина; методика «Несуществующее животное». Рассмотрим результаты диагностики.
Сравнительный анализ результатов диагностики по анкетному опросу Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко (рис. 1) показал положительную динамику после апробации профилактической программы: повышенный уровень агрессивности отсутствовал, то есть количество таких детей уменьшилось на 6 %, количество дошкольников с высоким уров-
нем уменьшилось с 12 % до 6 %; со средним уровнем - увеличилось с 18 % до 24 %, с низким - увеличилось с 64 % до 70 %. То есть, по оценкам родителей агрессивность у проблемных детей снизилась.
■ До внедрения программы
Высокий Средний Уровни агрессивности
Рис. 1. Динамика уровня агрессивности детей (по методике Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко)
Сравнительный анализ данных диагностики по методике «Кактус» (М. А. Панфиловой) (рис. 2) выявил уменьшение количества детей с повышенным уровнем агрессивности на 12 % после профилактической программы; а также увеличение количества детей со средним уровнем - на 12 %; количество воспитанников с высоким и низким уровнем осталось прежним (6 % и 82 % соответственно).
После
внедрения
программы
Повышенный
Уровни агрессивно
Рис. 2. Динамика уровня агрессивности детей (по методике «Кактус»)
Сравнительный анализ результатов диагностики по методике «Я и телевизор» В. Д. Пурина (рис. 3) после апробации профилактической программы выявил отсутствие повышенного и высокого уровня агрессивности, то есть количество детей с повышенным уровнем уменьшилось на 6 %, количество детей с высоким уровнем уменьшилось на 18 %; количество детей со средним уровнем увеличилось на 6 % (с 12 % до 18 %), с низким уровнем - возросло на 18 % (с 64 % до 82 %).
■ До внедрения программы
внедрения программы
Рис. 3. Динамика уровня агрессивности детей (по методике «Я и телевизор»)
Анализ результатов диагностики по методике «Несуществующее животное» С. Л. Колосовой (рис. 4) после апробации профилактической программы также выявил отсутствие повышенного и высокого уровня агрессивности, то есть количество детей с повышенным уровнем уменьшилось на 6 %, с высоким уровнем - уменьшилось на 12 %; количество детей со средним уровнем увеличилось на 18 % (с 6 % до 24 %); с низким -осталось без изменений (76 %).
Повышенный Высоки I
Рис. 4. Динамика уровня агрессивности детей (по методике «Несуществующее животное»)
Обобщив данные по четырем методикам диагностики агрессивного поведения, мы получили средние значения по всем уровням (рис. 5).
■ После внедрения
Повышенный Высо
Уровни агресси
Рис. 5. Динамика уровня агрессивности детей по четырем методикам
После апробации профилактической программы дети с повышенным уровнем агрессивности отсутствовали, их количество уменьшилось на 6 %; количество детей с высоким уровнем агрессивности уменьшилось на 6 % (с 12 % до 6 %), количество детей со средним уровнем - увеличилось на 12 % (с 6 % до 18 %), с низким уровнем - осталось прежним (76 %).
Индивидуальные результаты диагностики по четырем методикам представлены в таблице 1 (имена детей изменены). Как видно из таблицы 1, по обобщенным данным на констатирующем этапе эксперимента в группе присутствовал один мальчик - Вова Р. с повышенным уровнем агрессивности. После применения программы профилактики Вова «перешел» на высокий уровень, а значит, его агрессивность стала более управляемой. Мы полагаем, что в ходе дальнейшей работы этот ребенок может «перейти» на средний уровень. Паша Н. и Данил Т. имели на констатирующем этапе высокий уровень агрессивности, на формирующем - средний. Таким образом, в группе на начало эксперимента было три мальчика (18 %), имеющих повышенный и высокий уровень агрессивности, что препятствовало нормальной работе педагогов со всей группой, так как эти мальчики создавали напряженную атмосферу, вовлекая в конфликтные действия других детей. Следовательно, «переход» трех мальчиков на более низкий уровень агрессивности можно считать хорошим результатом действия программы, а саму программу - эффективной.
Необходимо отметить, что изучение социального паспорта семей наиболее агрессивных детей выявило их неблагополучие: у двух мальчиков родители злоупотребляют алкоголем, не имеют стабильного дохода, старший ребенок в одной из этих семей характеризуется девиантным поведением. У третьего ребенка семья многодетная с низким уровнем жизни и неблагоприятными бытовыми условиями. Кроме того, в этой семье двум из трех детей поставлен диагноз ЗПР. Таким образом, воспитателям и педагогам можно рекомендовать в первую очередь диагностировать детей из неблагополучных семей на
Средни
программы
программы
внедрения
202//2 ■
ж
Таблица 1.
Динамика результатов диагностики по четырем методикам
Ф. И. ребенка Анкета для родителей, баллы и уровни Методика «Кактус», б аллы и уровни Бесед а «Я и телевизор», б аллы и уро вни Методика «Несуществующее животное», баллы и уровни Общий результат, у ров ни
Конст. этап Форм. этап Конст. этап Форм. этап Конст. этап Форм. этап Конст. этап Форм. этап К э Ф э
Таня Б. 4 - Н 5 - Н 3 - Н 4 - Н 1 - Н 1- Н 0 - Н 0 - Н Н Н
Миша К. 2 - Н 2 - Н 5 - Н 5 - Н 1 - Н 1 - Н 3 - Н 2 - Н Н Н
Даша К. 5 - Н 4 - Н 1 - Н 4 - Н 2 - Н 1 - Н 1 - Н 0 - Н Н Н
Настя К. 3 - Н 3 - Н 3 - Н 5 - Н 0 - Н 0 - Н 1 - Н 0 - Н Н Н
Алиса Л. 1 - Н 2 - Н 1 - Н 4 - Н 4 - С 2 - Н 2 - Н 1 - Н Н Н
Лида М. 2 - Н 2 - Н 2 - Н 3 - Н 1 - Н 1 - Н 0 - Н 0 - Н Н Н
Настя М. 2 - Н 3 - Н 0 - Н 4 - Н 1 - Н 1 - Н 1 - Н 0 - Н Н Н
Таня М. 8 - С 6 - С 5 - Н 5 - Н 1 - Н 1 - Н 3 - Н 1 - Н Н Н
Игорь Н. 7 - С 4 - Н 3 - Н 4 - Н 1 - Н 1 - Н 2 - Н 2 - Н Н Н
Паша Н. 12 - В 9 - С 15 - П 8 - С 6 - В 3 - С 8 - В 6 - С В С
Саша П. 3 - Н 3 - Н 5 - Н 5 - Н 0 - Н 0 - Н 0 - Н 0 - Н Н Н
Иван П. 4 -Н 4 - Н 1 - Н 3 - Н 2 - Н 1 - Н 3 - Н 2 - Н Н Н
Полина П. 6 - С 6 - С 2 - Н 4 - Н 4 - С 2 - Н 5 - С 5 - С С С
Вова Р. 18 - П 15 - В 17 - П 14 - В 8 - П 4 - С 13 - П 6 - С П В
Вадим С. 3 - Н 3 - Н 3 - Н 4 - Н 5 - В 3 - С 1 - Н 1 - Н Н Н
Лиза С. 5 - Н 4 - Н 3- Н 5 - Н 1 - Н 0 - Н 1 - Н 1 - Н Н Н
Данил Т. 13- В 8 - С 14- В 9 - С 5 - В 2 - Н 9 - В 4 - С В С
выраженность у них проявлений агрессии и своевременно проводить с ними профилактическую работу.
В ходе исследования нами были решены поставленные задачи: выявлены уровни проявления агрессивности у воспитанников группы «Звездочка» МКДОУ «Просветский детский сад № 1» Кетовского района Курганской области; разработана и апробирована профилактическая программа и проанализированы результаты. Примененные диагностические методики показали свою достоверность, взаимозаменяемость и непротиворечивость, поэтому любую из них можно рекомендовать к применению для оперативной диагностики детской агрессивности. Экспериментальная проверка программы показала ее эффективность: детей с повышенным уров-
нем агрессивности в обследуемой группе на формирующем этапе не было выявлено (их количество уменьшилось на 6 %), количество детей с высоким уровнем уменьшилось также на 6 % (с 12 % до 6 %), со средним уровнем - увеличилось на 12 %, а с низким -осталось прежним - 76 %. Следовательно, программу можно рекомендовать для практического применения в других дошкольных образовательных учреждениях. Кроме того, необходимо популяризировать доступные диагностические методики и профилактические программы, такие как в нашем исследовании, на курсах повышения квалификации воспитателей для того, чтобы они могли самостоятельно решать проблему детской агрессивности своих воспитанников (особен-
но среди педагогов сельских детских садов, где в штате часто отсутствуют психологи).
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Проведен теоретический анализ литературы по теме исследования, приведены основные характеристики агрессивности в детском возрасте, причины ее возникновения, типология, направления профилактики. Реализация экспериментальной программы способствовала «переходу» детей с повышенным и высоким уровнем агрессивности (18 %), на высокий (6 %) и средний (12 %) уровень соответственно, что позволило снизить агрессивность группы в целом, улучшить психологический климат в ней.
Ключевые слова: агрессивность, детская агрессивность, старшие дошкольники, диагностика уровня агрессивности, профилактика агрессивного поведения, профилактическая программа.
SUMMARY
The article is devoted to the problem of prevention of aggressive behavior of older preschool children. A theoretical analysis of the literature on the subject of the study is carried out, the main characteristics of aggression in childhood, the causes of its occurrence, typology, and directions of prevention are given. The implementation of the pilot program contributed to the "transition" of children with high and high levels of aggression (18 %), to a high (6 %) and average (12 %) level, respectively, which reduced the aggressiveness of the group as a whole, and improved the psychological climate in it.
Key words: aggressiveness, children's aggressiveness, older preschoolers, diagnosis of the level of aggressiveness, prevention of aggressive behavior, prevention program.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с.
2. Emanova S., Ryleeva A., Zakharova E., Bernikova S. Role of healthy environment in preserving and strengthening students' well-being in institutions of secondary and additional education [Электронный ресурс] // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - V. 392. - pp. 323-326. Proceedings of the Ecological-Socio-Economic Systems: Models of Competition and Cooperation (ESES 2019) 16 January 2020. - URL: https:// doi.org/10.2991/assehr.k.200113.067.
3. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-72.
4. Костюнина А. А., Горох Л. Н. Формы и методы работы воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: матер. Межрегион. науч. конфер. / под ред. Г. Ю. Лизуновой. - Горно-Алтайск, 2018. -С. 263-268. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?i d=32842650.
5. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 272 с.
6. Минина Е. М. Педагогический лекторий для родителей «Физическое состояние мальчиков как показатель здоровья» [Электронный ресурс] // Банк методических идей. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1997. -Вып. 5. - 169 с. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=42965028.
7. Минина С. М. Роль речи учителя в учебно-воспитательном процессе // Сборник тезисов докладов научной конференции студентов Курганского государственного университета. - 2004. - Вып. 5. - С. 72.
8. Першин А. В., Першина Т. В. Риски агрессивного поведения в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 504-508. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46276.htm.
9. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - М., 2014. - № 5. - С. 3-18.
10. Сафонов А. А. Проявления агрессивного и антисоциального поведения детей и подростков [Электронный ресурс] // Современные проблемы общества глазами молодых людей: сборник научных трудов молодых ученых, магистрантов, студентов. -Ставрополь, 2019. - С. 89-95. - URL: https:// elibrary.ru/item. asp?id=38217700.
11. Сомова М. Ю. Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей в дошкольном образовательном учреждении // Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы и перспективы: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. - С. 191-194.
12. Шумилова Е. С. Проблема агрессивного поведения обучающихся младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сборник статей. - Екатеринбург, 2017. - С. 131-137. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=34946647.
13. Смирнова Е. О. Агрессивные дети. [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4. - С. 62-67. - URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/28270.php.
14. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ. - Курган: ГА-ОУ ДПО ИРОСТ, 2014.
15. Федосеева Е. А., Захарова Е. М. Управление методической работой педагогов по развитию детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Таранниковские педагогические чтения: сборник материалов межкафедральной конференции. Кафедра педагогики. - Курган, 2014. - С. 103-105. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43034931.
16. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». - М.: Азбука, 2015. -420 с.
Д. А. Аскарова
УДК 159.923
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ДОВЕРИЯ
О фер
ера доверительного отношения занимает неотъемлемую и важную часть социального бытия личности. Доверие способствует активизации отношений, делает их более продуктивными и результативными, обеспечивает процесс установления связей между социальными объектами на различных уровнях и мобилизует деятельность заинтересованных сторон [1, с. 115-118]. Доверие вносит неоценимый вклад в обеспечение коммуникации в соответствии с достигнутым уровнем доверия, снижает напряженность в отношениях, определяет возможность прогноза в развитии взаимодействия сторон в зависимости от проявляемого или достигнутого уровня и т. д. [7; 8, с. 116-117]. Доверие участвует не только в регуляции системы межличностных отношений, но и определяет способы и качество взаимодействия человека с миром в целом. Однако, имея горький опыт предательства, обмана, разочарования, человек начинает с осторожностью, иногда с подозрением выстраивать доверительные отношения с другими людьми. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что недоверие бывает полезней тотального доверия, оно позволяет обезопасить себя от угроз внешнего мира, не стать жертвой мошенников. Но, с другой стороны, недоверие может негативно сказываться на выстраиваемых человеком взаимоотношениях с окружающими, вызывать психологический дискомфорт. М. Дойч, Р. Ле-