Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ'

ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Н. Ю.

Данная статья посвящена вопросам профилактики административных правонарушений в сфере охраны и использования лесов. Проведен анализ действующего законодательного в области профилактики правонарушений, обозначены основные виды правонарушений в сфере лесопользования. Определены меры профилактики и предупреждения административных правонарушений в сфере лесопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF FOREST MANAGEMENT

This article is devoted to the prevention of administrative offenses in the field of protection and use of forests. The analysis of the current legislation in the field of crime prevention was carried out, the main types of offenses in the field of forest management were identified. Measures for the prevention and prevention of administrative offenses in the field of forest management are determined.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_93 УДК 342.9

ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF FOREST MANAGEMENT

ВАСИЛЬЕВА Наталья Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права

Байкальского государственного университета.

664003, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11, корп. 3.

E-mail: vasilevanyu@mail.ru;

VASILYEVA Natalia Yurievna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law Baikal State University.

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, building 3. E-mail: vasilevanyu@mail.ru

Краткая аннотация: данная статья посвящена вопросам профилактики административных правонарушений в сфере охраны и использования лесов. Проведен анализ действующего законодательного в области профилактики правонарушений, обозначены основные виды правонарушений в сфере лесопользования. Определены меры профилактики и предупреждения административных правонарушений в сфере лесопользования.

Abstract: this article is devoted to the prevention of administrative offenses in the field of protection and use of forests. The analysis of the current legislation in the field of crime prevention was carried out, the main types of offenses in the field of forest management were identified. Measures for the prevention and prevention of administrative offenses in the field of forest management are determined.

Ключевые слова: профилактика, административных правонарушений в сфере лесопользования, меры профилактики.

Keywords: prevention, administrative offenses in the field of forest management, preventive measures.

Для цитирования: Васильева Н.Ю. Профилактика административных правонарушений в сфере лесопользования // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 93-95. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_93.

For citation: Vasilyeva N.Yu. Prevention of administrative offenses in the field of forest management // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 93-95. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_93.

Статья поступила в редакцию: 18.04.2023

Правонарушения являются опасными социально-правовыми явлениями, поскольку они негативно влияют на формирование и развитие общества, наносят значительный ущерб обществу, а также играют значительную роль в формировании рецидивного фактора правонарушений.

В условиях современного развития общества, появления новых и усиления старых проблем социального, экологического, экономического характера одной из основных задач государства становится обеспечение безопасности, что в свою очередь, видится затруднительным без отлаженной системы предупреждения правонарушений [1].

О необходимости правовой регламентации профилактической деятельности правоприменителей в научных кругах говорили давно [2, 3]. Несмотря на то, что фактически предупреждением правонарушений в той или иной мере занимается довольно обширный круг лиц, законодатель не спешил принимать единый правовой акт, посвященный основам системы профилактики. Лишь в 2016 г. такой документ был принят. Однако Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» оказался во многом противоречивым, содержащим множество отсылочных норм, охватил лишь некоторые аспекты профилактической деятельности. Не стали исключением и нормы, посвященные роли должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов и учреждений, на которые возложены контрольно-надзорные функции в сфере охраны и использования лесов.

Законодательное определение профилактики правонарушений содержит Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». В соответствии с ним профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

Правонарушения в сфере лесопользования весьма разнообразны, это:

1) нарушения правил пожарной безопасности в лесах;

2) нарушения правил санитарной безопасности в лесах;

3) нарушения правил использования лесов;

4) невыполнение в срок законного предписания об устранении выявленного нарушения;

5) незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан;

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 6(222)

6) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде [4].

Анализ совершаемых правонарушений в сфере лесопользования показал, что в основе лежит экономическая составляющая, так как большинство правонарушений в сфере лесопользования совершаются из корыстных побуждений, с целью улучшить свое благосостояние.

Для устранения причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, принимаются общие и индивидуальные меры [5].

Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, индивидуальная - на оказание воспитательного воздействия.

Целями общей профилактики следует считать улучшение социально-экономической, политической обстановки в обществе, формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания, сдерживающих законопослушных граждан от совершения правонарушений, а значит, снижающих тем самым количество противоправных деяний. Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, содействующих совершению правонарушений.

Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия, на устранение факторов, отрицательно влияющих на девиантное поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Законом о профилактике правонарушений установлены следующие формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование; профилактическая беседа; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

В отличие от общей индивидуальная профилактика воздействует на тех субъектов, от которых можно ожидать противоправного поведения, отсюда вытекают специфические черты:

1) применяются как общие, так и специальные меры воздействия, выбор которых зависит от конкретной ситуации;

2) индивидуальная профилактика направлена на нейтрализацию конкретных отрицательных причин и условий совершения правонарушений, коррекцию микросреды конкретного человека;

3) применяется, как правило, силами одного ведомства;

4) основанием применения специальных мер профилактического воздействия выступает антиобщественный образ жизни либо возможно нарушение действующего законодательства в скором будущем.

Главной целью индивидуальной профилактики выступает перевоспитание потенциальных правонарушителей и предотвращение отрицательного влияния факторов, способствующих неправомерному поведению указанных лиц. Большую роль при реализации индивидуальной профилактики играет помощь потерпевшим от правонарушений и лицам, угрожающим опасность от правонарушений.

Индивидуальная профилактика имеет узконаправленный характер, в отличие от общей профилактики, которая имеет широкую сферу применения, и способствует вытеснению отрицательных обстоятельств, влияющих на общество, что позволяет снизить криминогенные факторы. В области охраны и использования лесов общая профилактика направлена на добросовестное осуществление хозяйствующими субъектами деятельности, негативно воздействующей на природную среду, и соблюдение обязательных природоохранных требований.

Функционирование системы профилактики правонарушений осуществляется на основе государственных программ, государственных программ субъектов, муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений. В соответствии со ст.29 федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» финансирование расходов субъектов профилактики правонарушений, связанных с реализацией данных программ, осуществляется за счет и в пределах средств, выделенных соответствующим субъектам профилактики правонарушений. Данные программы разрабатываются с целью реализации основных направлений профилактики правонарушений, утверждаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и приобретают тем самым нормативный, общеобязательный характер.

Основными мерами профилактики в сфере лесопользования являются:

1) Актуализация информации размещенной на официальном сайте органов государственной власти и органов местного самоуправления в сети «Интернет» перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования в сфере охраны и использования лесов, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля, а также обобщений практики осуществления федерального государственного контроля, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься субъектами государственного контроля в сфере лесопользования;

2) Актуализация проверочных листов, применяемых при проведении федерального государственного контроля в сфере лесно-

го хозяйства;

3) Формирование и размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обзора по правоприменительной практике в области федерального государственного контроля в сфере лесного хозяйства;

4) Формирование и размещение на официальном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о результатах мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения федерального государственного контроля в сфере лесного хозяйства;

5) Выдача юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере лесного хозяйства;

6) Информирование субъектов федерального государственного контроля с целью соблюдения обязательных требований путем проведения семинаров (вебинаров), конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации (СМИ) по вопросам лесопользования;

7) Проведение консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований лесного законодательства;

8) Проведение публичных мероприятий с целью проведения индивидуальной разъяснительной работы о правах и обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, описания процедур контроля, в том числе механизма досудебного обжалования до, вовремя и после проведения проверки;

9) Проведение акции «Наш лес», «Посади свое дерево» и др.;

10) Проведение субботников по уборке мусора с территории земель лесного фонда;

11) Ведение разъяснительной работы с субъектами федерального государственного контроля о соблюдении правил пожарной, санитарной безопасности в лесах, недопущению незаконной рубки и повреждения деревьев и кустарников, и других норм лесного законодательства;

12) Распространение наглядной агитации (листовки, и т.п).

С учетом изложенного полагаем, что только при более детальной регламентации вопросов профилактики правонарушений, с учетом специфики отрасли лесного хозяйства возможно создание эффективной системы профилактики правонарушений в сфере лесопользования. При этом использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и мессенджеров позволит оперативно использовать превентивные меры профилактики, направленные на предотвращение административных правонарушений в сфере лесопользования и ограничение их последствий.

Библиогра фия:

1. Павлов, Д. В. Профилактика правонарушений / Д. В. Павлов // StudNet. - 2020. - Т. 3, № 10. - С. 11.

2. Русецкая, Г. Д. Эффективность инструментов реализации принципов управления для устойчивого лесопользования / Г. Д. Русецкая, О. А. Белых // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9, № 1. - С. 7.

3. Каширина, О. Н. О некоторых аспектах проведения субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации / О. Н. Каширина // Инновационная экономика и право. - 2018. - № 1 (10). - С. 106-108.

4. Давыдова, Г. В. Особенности развития лесной промышленности и лесного хозяйства в России и за рубежом / Г. В. Давыдова, А. И. Бирюкова, Д. А. Литвин // Известия Байкальского государственного университета. - 2022. - Т. 32, № 2. - С. 325-332.

5. Кирьянова, О. В. Проблемы и перспективы оптимизации регионального законодательства об административной ответственности / О. В. Кирьянова // Конституционно-правовой статус Иркутской области в составе России: история, современное состояние, перспективы развития : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 22-23 ноября 2012 года / Ответственные редакторы: А.А. Петров, С.В. Праскова. - Иркутск: Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского, 2013. - С. 218-225.

References:

1. Pavlov, D. V. Prevention of offenses / D. V. Pavlov // StudNet. - 2020. - Vol. 3, No. 10. - P. 11.

2. Rusetskaya, G. D. Effectiveness of tools for implementing management principles for sustainable forest management / G. D. Rusetskaya, O. A. Belykh // Baikal Research Journal. - 2018. - Vol. 9, No. 1. - P. 7.

3. Kashirina, O. N. On some aspects of monitoring by subjects of crime prevention in the field of prevention of violations in the Russian Federation / O. N. Kashirina // Innovative Economics and Law. - 2018. - № 1(10). - S. 106-108.

4. Davydova, G. V. Features of the development of the forest industry and forestry in Russia and abroad / G. V. Davydova, A. I. Biryukova, D. A. Litvin // Izvestiya Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2022. - Vol. 32, No. 2. - pp. 325-332.

5. Kiryanova, O. V. Problems and prospects of optimization of regional legislation on administrative responsibility / O. V. Kiryanova // Constitutional and legal status of the Irkutsk region as part of Russia: history, current state, development prospects : Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, November 22-23, 2012 / Responsible editors: A.A. Petrov, S.V. Praskova. - Irkutsk: M.M. Speransky Institute of Legislation and Legal Information, 2013. - pp. 218-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.