Научная статья на тему 'Проблемы профилактики незаконной рубки лесных насаждений в Российской Федерации (проблемы теории и практики)'

Проблемы профилактики незаконной рубки лесных насаждений в Российской Федерации (проблемы теории и практики) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1368
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заиграева Е. И.,

Данная статья посвящена проблеме профилактики незаконной рубки лесных насаждений в Российской Федерации на современном этапе. В работе приведены (в соответствии с законодательством Российской Федерации) ключевые понятия, необходимые для освещения данной темы. Представлена нынешняя нормативная база, регулирующая вопросы рубок лесных насаждений; а также статистические данные о количестве совершенных противоправных деяниях в сфере лесопользования за 2017 год, позволяющие оценить масштаб проблемы. Статья содержит информацию, опубликованную в Российской Газете, которая иллюстрирует проблемные стороны рассматриваемого вопроса с практической стороны. В статье также представлены примеры из судебной практики по освещаемой теме. Проанализированы причины незаконных рубок лесных насаждений, предложены отдельные способы устранения этих причин и условий, побуждающих правонарушителей на совершение данного противоправного деяния. Рассмотрены меры предупреждения рассматриваемого правонарушения на трех уровнях: общесоциальном, специальном и индивидуальном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы профилактики незаконной рубки лесных насаждений в Российской Федерации (проблемы теории и практики)»

Проблемы профилактики незаконной рубки лесных насаждений в Российской Федерации (проблемы теории и практики)

Problems of prevention of illegal logging in the Russian Federation (problems of theory

and practice)

Заиграева Е.И.

Студент 2 курса Факультет юридический факультет Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры РФ

РФ, г.Иркутск e-mail: [email protected]

Zaigraeva E.

Student 2 term Faculty of faculty of law

Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Russia, Irkutsk e-mail: [email protected]

Научный руководитель Кузьмин И.А.

Кандидат юридических наук Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры РФ

РФ, г. Иркутск

Scientific adviser Kuzmin I.

Candidate of Law

Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Russia, Irkutsk

Аннотация.

Данная статья посвящена проблеме профилактики незаконной рубки лесных насаждений в Российской Федерации на современном этапе. В работе приведены (в соответствии с законодательством Российской Федерации) ключевые понятия, необходимые для освещения данной темы. Представлена нынешняя нормативная база, регулирующая вопросы рубок лесных насаждений; а также статистические данные о количестве совершенных противоправных деяниях в сфере лесопользования за 2017 год, позволяющие оценить масштаб проблемы. Статья содержит информацию, опубликованную в Российской Газете, которая иллюстрирует проблемные стороны рассматриваемого вопроса с практической стороны. В статье также представлены примеры из судебной практики по освещаемой теме. Проанализированы причины незаконных рубок лесных насаждений, предложены отдельные способы устранения этих причин и условий, побуждающих правонарушителей на совершение данного противоправного деяния. Рассмотрены меры предупреждения рассматриваемого правонарушения на трех уровнях: общесоциальном, специальном и индивидуальном.

Annotation.

This article is devoted to the problem of preventing illegal logging of forest plantations in the Russian Federation at the present stage. The paper presents (in accordance with the legislation of the Russian Federation) key concepts necessary to cover this topic. Presents the current regulatory framework governing the felling of forest plantations; as well as statistics on the number of committed illegal acts in the field of forest use for 2017, allowing to assess the scale of the problem. The article contains information published in Rossiyskaya Gazeta, which illustrates the problematic aspects of the issue under consideration. Finally, the article presents examples from judicial practice on the topic covered. The paper analyzes the causes of illegal logging of forest stands, proposes ways to eliminate these causes and conditions that encourage offenders to commit this unlawful act, and presents measures to effectively prevent the considered offense at three levels: general social, special and individual.

Ключевые слова: незаконная рубка лесных насаждений, правонарушение, преступление, профилактика.

Key words: illegal logging, offense, crime, preventive.

Перед человеком всегда стояла необходимость в защите своих прав. На настоящий момент законодательством различных стран закрепляются естественные и неотъемлемые права и свободы человека. Конституция Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому каждый имеет право «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42). В то же время природные ресурсы, включая и землю «используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 7) [3]. В определенной своей части данные нормативные положения носят декларативный характер и не всегда обеспечены механизмами их реализации и профилактики.

Экологические правонарушения носят глобальный характер, так как последствия нарушения баланса в природе в той или иной степени касаются всего человечества. Данные правонарушения характеризуются высокой латентностью, а также наносят колоссальный ущерб природе в связи с развитием технологий и ростом использования тяжелой техники. Одним из видов правонарушений, представляющих наибольшую опасность для нормального состояния экологии, является незаконная рубка лесных насаждений, посягающая на основу биосферы и необходимые условия существования жизни на земле.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации лишь за 2017 г. было рассмотрено 11245 дел по соответствующим статьям (ст.ст. 8.28, 8.281 и 8.31 ч. 2,3) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по числу лиц-правонарушителей. Из них было подвергнуто административному наказанию только 7341 лицо [8]. Остро стоит вопрос о катастрофичности последствий преступлений, административных проступков, гражданских правонарушений и иных противоправных деяний, посягающих на окружающую среду, что предопределяет необходимость выяснения их причин, а также разработки эффективных мер профилактики.

Незаконные рубки лесных насаждений причиняют огромный ущерб окружающей среде. Так, в выпуске Российской Газеты от 15.06.2018 года было сообщено о проведении прокурорской проверки санитарных рубок в государственном природном заказнике «Туколонь» в Иркутской области, по результатам которой было возбуждено уголовное дело по части 3 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В ходе проверки было установлено, что заказнику был нанесен ущерб на сумму более 880 миллионов рублей [11].

Ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определяет рубку лесных насаждений как «процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу)». Разрешается производить такие действия только на предназначенных для этого участках леса на основе договора (разрешения) и только в соответствии с установленными правилами заготовки древесины. При этом единой дефиниции термина «лес» в законодательстве нет. Так, ст. 5 ЛК РФ определяет лес как экологическую систему или как природный ресурс. Кроме этого, ст. 16 ЛК РФ закрепляет случаи, когда допускается рубка лесных насаждений и указывает на нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок их осуществления [5]. В случае если эти нормы нарушаются, применяется ст. 8.28 КоАП РФ, а также в зависимости от причиненного незаконными действиями ущерба - ст. 260 УК РФ.

Ввиду отсутствия законодательной дефиниции, конкретизировать содержание незаконной рубки лесных насаждений мы можем, лишь обратившись к абз. 2 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21. В данном Постановлении говорится о том, что «незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов, либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением

породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки» [6]. Ф. А. Вестов и Т. А. Громак в своей работе предлагают понимать незаконную рубку лесных насаждений как «рубку лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан без разрешительных документов, либо рубку по документам, выданным с нарушением действующих правил, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в разрешительных документах» [1]. Из-за отсутствия понятия «незаконная рубка лесных насаждений» в УК РФ судьи часто некорректно квалифицируют противоправные деяния, связанные с незаконными посягательствами на лесные насаждения. Именно по этой причине, согласно информации, опубликованной в выпуске Российской Газеты от 02.11.2017 года, на XII ежегодных научных чтениях памяти проф. С. Н. Братуся, прошедших в институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, ученые-правоведы предложили ввести данное понятие в УК РФ [10]. На настоящий момент данное предложение остается нереализованным, соответствующий законопроект не разработан.

Проблема незаконной рубки лесных насаждений требует своего разрешения особенно в направлении профилактики подобных правонарушений. Предупреждение рассматриваемого правонарушения для наибольшей эффективности должно осуществляться на трех уровнях: общесоциальном, специальном и индивидуальном [2].

Профилактика незаконной рубки лесных насаждений на общесоциальном уровне осуществляется за счет системы мер, обладающих социальным, экономическим и политическим характером. Причинами совершения рассматриваемых правонарушений, в частности являются: необеспеченность рабочими местами жителей некоторых районов, отсутствие возможности (желания) получения легального дохода; неэффективная реализация органами местного самоуправления обязанностей по снабжению населения древесиной для печного отопления; низкие заработные платы работников лесничеств, при отсутствии у них специального статуса служащих, что мотивирует их на получение (вымогательства) взяток. Ввиду существования подобных проблем необходимо первоначально повышать уровень жизни населения, создавать рабочие места в отдаленных районах с целью ведения борьбы с безработицей, а также решать вопрос о поднятии заработной платы специалистам.

Важно заметить, что одних лишь мер предупреждения на общесоциальном уровне недостаточно, поскольку рассмотренные выше социально-экономические факторы лишь косвенно влияют на осуществление незаконных рубок лесных насаждений. Кроме этого, наибольший ущерб лесу наносят не отдельные семьи, которым недостаточно средств на существование, а те люди, которые занимаются незаконными рубками лесных насаждений в коммерческих целях, используя для этого специализированную «тяжелую» технику.

Профилактика правонарушений, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений, на специальном уровне представляет собой меры по непосредственному выявлению и устранению причин таких противоправных деяний и условий, которые подтолкнули правонарушителей на их совершение. Непосредственными причинами незаконной рубки лесных насаждений по нашему мнению являются:

- низкое качество инвентаризации лесных насаждений, находящихся на участках, закрепленных за лесхозами, что приводит к сверхнормативному объему рубки на разрешенном участке леса;

- недостаточная проработанность методической базы, обосновывающей необходимость проведения различных видов рубок, вследствие чего часто принимаются необоснованные решения о вырубке леса;

- неполноценный контроль лесничеств за вывозом заготовленной древесины; недостаточное количество лесных инспекторов;

- факты лоббирования частными лицами своих интересов в органах власти, что позволяет осуществлять незаконные рубки лесных насаждений предпринимателями для ведения бизнеса;

- нехватка средств, выделяемых из федерального бюджета на борьбу с незаконными рубками лесных насаждений;

- управленческие и политические ошибки (например, сокращение на порядок количества лесников и сотрудников лесной охраны[3]).

Данные и многие другие причины указывают на потребность в:

- разработке специализированных методических инструкций и стандартов, предназначенных для повышения эффективности принятия и реализации решений о необходимости или ненужности осуществления рубок лесных насаждений;

- повышении уровня инвентаризации леса посредством широкого использования высоких технологий (космического мониторинга, систем раннего обнаружения и оповещения о фактах проникновения на запретные участки леса);

- усовершенствовании и ужесточении контроля над оборотом древесины посредством ее электронного поштучного учета (например, чипирования древесины);

- ужесточении антикоррупционной политики в сфере лесопользования; создании специализированных органов для эффективного осуществления охраны леса;

- иных мер.

Необходимо заметить, что одним из самых действенных средств профилактики незаконной рубки лесных насаждений являются оперативно-розыскные мероприятия. В связи с этим Генеральный прокурор РФ указанием № 307/36 от 09.06.2014 г. обязал прокуроров всех уровней «шире использовать полномочия по направлению материалов в следственные органы и органы дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам незаконной рубки, уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных нарушений уголовного законодательства, выявленных прокурором в рассматриваемой отрасли» [7].

Индивидуальный уровень предупреждения незаконной рубки лесных насаждений заключается в проведении профилактических мероприятий, ориентированных на потенциальных правонарушителей. Такой мерой может выступать повышение правовой культуры заготовителей леса, доведение до их сведения содержания норм права, касающихся рубки лесных насаждений, а также разъяснение последствий, которые могут наступить в случае совершения противоправного деяния в этой сфере. Профилактика на данном уровне очень важна, поскольку незаконная рубка лесных насаждений нередко происходит по неосведомленности лиц, совершающих данное правонарушение. Иллюстрацией данного положения может послужить приговор Братского районного суда от 25 мая 2018 года, по которому Н. А. Побойкин был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 ст. 260 УК РФ. Для исполнения этого преступления Побойкин нанял двух граждан в качестве вальщиков сырорастущих деревьев, которые были не осведомлены о преступности такого деяния [9].

Обобщая изложенное, мы приходим к выводу, что надлежащая охрана окружающей среды зависит от включенного участия в данной деятельности государства и общественных институтов. Борьба с незаконными рубками лесных насаждений для защиты важнейшего элемента биосферы - леса, должна исходить из приоритета профилактики соответствующих правонарушений, а не быть направленной на устранение их симптомов-последствий. Профилактические меры следует проводить на всех трех уровнях: общесоциальном, специальном и индивидуальном. Важную роль в предупреждении данного противоправного деяния играют не только правовые, но и социально-экономические, политические и управленческие средства. Только за счет качественной корректировки и совершенствования правотворческой, правоприменительной и правоинтерпретационной

деятельности станет возможным бороться с причинами незаконных рубок и, в обозримом будущем, перейти от охраны леса к лесовоспроизводству.

Список используемой литературы:

1. Вестов Ф. А., Громак Т. А. Профилактика незаконных рубок лесных насаждений // Право и правоохранительная деятельность : материалы IV Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, аспирантов. - 2017. - С. 26-28.

2. Калашников О. Д., Меркулов М. А. Приоритетные направления предупреждения незаконных рубок лесных насаждений // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 3. - С. 50-52.

3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята 12 дек. 1993 г. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Кузьмин И. А. Фундаментальные проблемы управления в сфере лесных отношений с позиции органов прокуратуры / И. А. Кузьмин // Сибирский лесной журнал. - 2016. - № 4. - С. 16.

5. Лесной кодекс Российской Федерации : федер. закон от 4 дек. 2006 г. № 200-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 50.

6. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования : постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 18 окт. 2012 г. N 21 : [по состоянию на 22 окт. 2018 г.] // Рос. газ. - 2012. - № 5924 (31 окт.).

7. Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования [Электронный ресурс] : указание Генерального прокурора Рос. Федерации от 9 июня 2014 г. № 307/36 // Генеральная прокуратуры Российской Федерации : [официальный сайт]. - М., 2003-2019. - URL: https://www.genproc.gov.ru/documents/orders/document-201137/ (02.03.2019).

8. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2017 г. [Электронный ресурс] / Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [официальный сайт].- Режим доступа: http://www.cdep.ru/ (22.10.2018).

9. Приговор Братского районного суда г. Братска от 25 мая. 2018 г. по делу № 1 -106/2018 [Электронный ресурс]. - Доступ из база судебных актов, судебных решений и нормативных документов «Судебные и нормативные акты РФ».

10. Рос. Газ. 2017. 2 нояб.

11. Рос. Газ. 2018. 15 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.