Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ И УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ И УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правонарушения / сфера хозяйствования / экономическая безопасность / профилактика / взаимодействие / специальные меры / offenses / economic sphere / economic security / prevention / interaction / special measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И Ф. Хараберюш

В статье рассматриваются направления профилактики правонарушений в сфере хозяйствования, влияющие на ее экономическую безопасность. Показано, что подготовка специалистов является важной составляющей системы профилактики правонарушений. Важное место занимает взаимодействие субъектов профилактической работы. Расшифровано понятие «сфера хозяйствования». Отмечено, что специальные меры профилактики правонарушений являются подсистемой общесоциальной профилактики. Специальные меры профилактики правонарушений разделены условно на три группы: организационно-технические, административные и уголовно-процессуальные, информационно-воспитательные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL OFFENSE IN THE ECONOMIC FIELD AS ONE OF THE WAYS TO ENSURING ECONOMIC SECURITY

The article discusses the areas of crime prevention in the economic sphere that affect its economic security. It is shown that the training of specialists is an important component of the crime prevention system. An important place is occupied by the interaction of subjects of preventive work. The concept of «business sector» is deciphered. It is noted that special crime prevention measures are a subsystem of general social prevention. Special crime prevention measures are divided conditionally into three groups: organizational and technical, administrative and criminal procedural, information and educational.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ И УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 346.91 ББК 67.401.11

ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ И УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И. Ф. Хараберюш

ГБУ «Институт экономических исследований» (Донецк, ДНР, Россия)

В статье рассматриваются направления профилактики правонарушений в сфере хозяйствования, влияющие на ее экономическую безопасность. Показано, что подготовка специалистов является важной составляющей системы профилактики правонарушений. Важное место занимает взаимодействие субъектов профилактической работы. Расшифровано понятие «сфера хозяйствования». Отмечено, что специальные меры профилактики правонарушений являются подсистемой общесоциальной профилактики. Специальные меры профилактики правонарушений разделены условно на три группы: организационно-технические, административные и уголовно-процессуальные, информационно-воспитательные.

Ключевые слова: правонарушения, сфера хозяйствования, экономическая безопасность, профилактика, взаимодействие, специальные меры.

PREVENTION OF ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL OFFENSE IN THE ECONOMIC FIELD AS ONE OF THE WAYS TO ENSURING ECONOMIC SECURITY

I. F. Haraberyush

State Budgetary Institution «Institute of Economic Research» (Donetsk, DPR, Russia)

The article discusses the areas of crime prevention in the economic sphere that affect its economic security. It is shown that the training of specialists is an important component of the crime prevention system. An important place is occupied by the interaction of subjects of preventive work. The concept of «business sector» is deciphered. It is noted that special crime prevention measures are a subsystem of general social prevention. Special crime prevention measures are divided conditionally into three groups: organizational and technical, administrative and criminal procedural, information and educational.

Keywords: offenses, economic sphere, economic security, prevention, interaction, special measures.

DOI: https://doi.org/10.14258/ralj(2024)2.5

Преступления экономической направленности существенно влияют на состояние экономической безопасности в сфере хозяйствования, на что прямо указывают статистические данные о состоянии преступности и работе правоохранительных органов за 2023 год. При том что общее количество преступлений экономической направленности сократилось на 5,5% по сравнению с 2022 годом, все же материальный ущерб от указанных преступлений составил значительную сумму -311,1 млрд руб. Особо следует отметить, что из 105,3 тыс. преступлений данной категории тяжкие и особо тяжкие составляют 61,0%, что говорит о необходимости адекватного противодействия и дает право правоохранительным органам проводить оперативно-технические меры реагирования. Следует отметить, что более 58% составляют преступления против собственности, что так же препятствует развитию производственной сферы и требует профилактики [1].

Цифровизация экономики [5] ставит перед субъектами хозяйствования и правоохранительными органами дополнительные требования по организации противодействия правонарушениям в информационно-телекоммуникационной сфере. В 2023 году с использованием информационно-телекоммуникационных технологий совершено 677 тыс. преступлений или 34,8% от общего количества зарегистрированных. Это на 8,4% больше, чем в 2022 году, что требует принятия мер к противодействию этим правонарушениям [1]. Все эти факторы представляют существенную опасность экономической безопасности в сфере хозяйствования и требуют активного противодействия.

Не менее важной, на наш взгляд, является профилактика административных правонарушений, которые хотя и имеют меньшую опасность, но по своей распространенности наносят вред общественным отношениям не меньший, чем преступления [2, с. 36]. Это в значительной степени касается сферы хозяйствования и конкретного субъекта этой сферы.

Проблемами профилактики экономических правонарушений занимались А. А. Беженцев, Ф. П. Васильев, Е. И. Кузнецова, Т. В. Лесина, Ю. В. Николаева, Т. А. Петров, И. В. Филатова, С. П. Хру-сталева [1-6] и другие, но вопросы профилактики правонарушений в сфере хозяйствования как один из путей обеспечения экономической безопасности требует дополнительного изучения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» одними из основных направлений профилактики правонарушений является обеспечение экономической безопасности в сфере хозяйствования. Этому будут способствовать, на наш взгляд, следующие направления профилактики: предупреждение правонарушений, обеспечение общественной безопасности, охрана общественного порядка, профессиональная подготовка кадрового состава, проводящего профилактику правонарушений, повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан, которые могут реализо-вываться перечнем конкретных мероприятий.

Рассматривая профилактику административных правонарушений, А. А. Беженцев и Т. А. Петров выделили субъекты профилактики, к которым отнесены учебные заведения подготовки и переподготовки кадров для правоохранительных органов и подразделений экономической безопасности. Они доказали, что в системе профилактики правонарушений важную роль играет взаимодействие субъектов профилактики [2, с. 38-40]. Это укрепляет наше убеждение в важной роли высших учебных заведений, в том числе и ведомственных, готовящих кадры для правоохранительных и судебных органов, и необходимости их связи с практическими подразделениями, осуществляющими профилактику правонарушений. Направлениями взаимодействия может быть как консультирование практических работников, так и их переподготовка.

Для нас представляют определенный интерес такие мероприятия как разработка и внедрение учебно-методических материалов для подготовки кадров в высших юридических и экономических учебных заведениях, разработка государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, применения специальных мер профилактики правонарушений, проводимых в целях предупреждения правонарушений для обеспечения экономической безопасности в сфере хозяйствования.

Нами изучены учебные планы пяти высших учебных заведений по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» и трех учебных заведений по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность». Если в Воронежском экономико-правовом институте и Набережночелнинском институте Казанского (Приволжского) федерального университета дисциплина «Профилактика правонарушений» изучается, то в учебных планах Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева, Юридического института Российского университета транспорта и Московского международного университета она не предусмотрена.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Южно-Уральский государственный университет и Российская открытая академия транспорта, которые готовят специалистов по направлению «Экономическая безопасность», также не предусмотрели изучение дисциплины «Профилактика правонарушений». Это не в полной мере соответствует требованиям к системе подготовки и повышения квалификации кадров для профилактики правонарушений в сфере хозяйствования и других сферах, которая должна базироваться на принципах повышения уровня знаний и обмена опытом с высококвалифицированными работниками других организаций [7, с. 108-110]. На это прямо указывается в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»: одними

из основных принципов обеспечения безопасности, в том числе и экономической, являются приоритет предупредительных мер и взаимодействие различных субъектов с государственными органами.

Мы считаем, что с целью формирования системы подготовки кадров для профилактики правонарушений, в том числе и с учетом сферы хозяйствования, целесообразно учебные планы всех высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по специальностям 40.03.01 «Юриспруденция» и 38.05.01 «Экономическая безопасность», дополнить дисциплиной «Профилактика правонарушений».

Специальные меры профилактики правонарушений — это мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий, например, правонарушений административного и уголовного характера. Однако обращаем внимание на то, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными мерами профилактики правонарушений и являются ее подсистемой [2, с. 35]. При этом специальные меры профилактики обладают специфическими особенностями, которые мы рассмотрим ниже.

Также следует учитывать взаимосвязь общесоциальных и специальных мер профилактики правонарушений, то есть эффективное осуществление социальной профилактики способствует более благоприятному применению специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение правонарушений, создает условия для более эффективного осуществления социальных мер профилактики. При этом мы должны иметь в виду, что профилактическому воздействию подвергаются правонарушения, которые касаются сферы хозяйствования.

Под сферой хозяйствования или хозяйственной деятельностью мы будем понимать виды деятельности по организации и осуществлению процессов производства, реализации продукции, выполнения различного рода работ и оказания услуг [8, с. 106]. Мы будем рассматривать профилактику правонарушений, касающуюся таких субъектов хозяйствования, как промышленные предприятия, организации, осуществляющие различные виды деятельности и оказывающие различного рода услуги с целью обеспечения их экономической безопасности.

Не исключая важную роль социальной профилактики, мы остановимся на рассмотрении специальных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере хозяйствования.

Специальные меры профилактики правонарушений условно можно разделить на три группы: организационно-технические; административные и уголовные; информационно-воспитательные [9, с. 896-897; 10, с. 283]. Более подробно остановимся на их содержании.

К основным организационно-техническим мерам мы можем отнести:

— формирование служб безопасности субъектов хозяйствования, способных решать сложные вопросы противодействия и предупреждения различного рода правонарушениям;

— применение технической охраны объектов в сфере хозяйствования;

— обеспечение информационной безопасности субъектов хозяйствования за счет применения современных информационных технологий и интеллектуальных систем;

— инженерно-техническая укрепленность объектов;

— совершенствование организации патрульно-постовой службы полиции с обязательным учетом особенностей криминогенной обстановки в местах расположения субъектов хозяйствования;

— привлечение общественности для организации дежурств в районах со сложной криминогенной обстановкой.

Основными мерами профилактики административных правонарушений и преступлений в сфере хозяйствования, мы считаем, являются:

— своевременное реагирование на правонарушения, совершаемые в местах расположения субъектов хозяйствования;

— выявление правоохранительными органами причин и условий совершения административных правонарушений и преступлений в сфере хозяйствования;

— информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений и преступлений в сфере хозяйствования;

— проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и в информационно-коммуникационных сетях, по выявлению фактов подготовки преступлений в сфере хозяйствования с целью их предупреждения и пресечения;

— выявление и пресечение формирования преступных групп.

Основными мерам информационного-воспитательного характера являются:

— своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии правонарушений в сфере хозяйствования с целью их профилактики;

— информирование субъектов хозяйствования о случаях и особенностях правонарушений в сфере хозяйствования для принятия ими профилактических мер;

— разъяснение субъектам хозяйствования о мерах защиты от правонарушений в сфере хозяйствования, связанным с информационной безопасностью;

— составление долгосрочных программ между субъектами хозяйствования и правоохранительными органами по вопросам профилактики правонарушений;

— подготовка кадрового состава правоохранительных органов и служб безопасности в области применения современных информационно-технических средств для обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования.

Подводя итоги, можем утверждать, что профилактика административных и уголовных правонарушений в сфере хозяйствования ставит перед государственными, региональными и муниципальными органами определенные задачи, связанные с: организацией системы подготовки и переподготовки кадров для правоохранительных органов и служб экономической безопасности; организацией эффективной системы взаимодействия; реализацией специальных мер профилактики правонарушений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васильев Ф. П. Профилактика правонарушений в сфере цифровой экономики // Экономика. Право. Общество. 2018. № 2 (14). С. 15-21.

2. Беженцев А. А., Петров Т. А. Профилактика административных правонарушений: характеристика системы и взаимодействие субъектов // Закон и право. 2022. № 8. С. 34-41.

3. Кузнецова Е. И., Филатова И. В. Влияние экономической преступности на экономическую безопасность страны в современных условиях // Вестник экономической безопасности. 2018. № (4). 218-220.

4. Лесина Т. В. Экономическая безопасность и экономическая преступность в Калужском регионе. Оценка современного состояния и перспективы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. № 6. Том 9. С. 1-9.

5. Николаева Ю. В. Экономическая преступность — проблемы выявления и устранения причин и условий // Криминологический журнал. 2020. № 1. С. 40-42.

6. Хрусталева С. П., Кривякин К. С., Луценко М. С., Шендрикова О. О. Алгоритмы противодействия экономическим преступлениям и оценка уровня угроз экономической безопасности в контексте стратегического управления // Вестник ВГУИТ. 2019. Т. 81. № 4. С. 280-290. Б01: 10.20914/23101202-2019-4-280-290.

7. Сергеева И. А., Сергеев А. Ю. Комплексная система обеспечения экономической безопасности предприятия : учеб. пособие. Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. 124 с.

8. Кочергин Н. Ю. К вопросу о понятии хозяйственной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 9. С. 104-106.

9. Криминология : учебник для вузов / под общ. ред. д. ю. н., проф. А. И. Долговой. 3-е изд., пере-раб. и доп. М. : Норма, 2005. 912 с.

10. Частнов К. С., Калеев Н. В. Понятие «хозяйственная деятельность» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 282-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.