Научная статья на тему 'Профилактический эффект общесоциального воздействия на истоки экстремизма'

Профилактический эффект общесоциального воздействия на истоки экстремизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
182
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРИЧИНЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕАБИЛИТАЦИЯ НАРОДОВ / МОЛОДЕЖЬ / МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Узденов Р. М.

Автор рассматривает некоторые специфические детерминанты экстремизма и анализирует соответствующие меры их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактический эффект общесоциального воздействия на истоки экстремизма»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИСТОКИ ЭКСТРЕМИЗМА

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Узденов Р.М.,к.ю.н., доцент кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права (специальный факультет) Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России

Аннотация. Автор рассматривает некоторые специфические детерминанты экстремизма и анализирует соответствующие меры их нейтрализации.

Ключевые слова: криминология, преступ-

ность, причины, предупреждение, экстремизм, реабилитация народов, молодежь, миграция. Контакты автора E-mail: [email protected]

Подавляющее большинство исследователей феномена экстремизма отмечают, что распространение данного явления зависит в первую очередь от уровня социально-экономического развития общества. Однако пути повышения всеобщего благополучия выходят за рамки настоящего исследования. В данной работе мы сосредоточим внимание на способах нейтрализации специфических детерминант экстремизма.

Как показало проведенное исследование, кроме социально-экономического положения, на уровень экстремизма в обществе значительное влияние оказывает историческая память той или иной социальной группы, которая проецирует на современные отношения негативные последствия отдельных событий прошлого. Российская история знает немало примеров, когда в результате антиправовой государственной политики нарушались интересы целых этносов, рождая у представителей их последующих поколений экстремистские воззрения. В частности, на сегодняшний день сталинские депортации отдельных народов большинство исследователей оценивают как преступную политику Советского государства.1 В силу необратимости течения времени и естественного причинно-следственного хода развития явлений и процессов, исторические детерминанты следует отнести к наиболее трудно устранимым истокам экстремизма.

Одним из эффективных инструментов сатисфакции потерпевших и нейтрализации в их среде экстремистских настроений в этом случае следует признать официальную оценку виновной стороной (стороной - правопреемницей) конфликта неправомерности своих действий. Этот прием вряд ли следует рассматривать как универсальный способ примирения участников конфликта, однако его игнорирование может породить серьезную эскалацию противостояния.

1 См., например: Кабанов П.А. Политическая преступность: сущность, причины, предупреждение. Автореф. На соискание ученой степени доктора юридических наук. Нижний Новгород. 2001. С.13.

Определенные шаги для решения обозначенной проблемы в России были сделаны в 1991 г., путем принятия Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О реабилитации репрессированных народов», который признал имевшими место в СССР факты клеветы и геноцида по отношению к отдельным исторически сложившимся культурно-этническим общностям людей и осудил «многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости». Полагаем, что принятие указанного нормативного акта частично позволило нейтрализовать значительный потенциал экстремизма в среде молодого поколения отдельных представителей репрессированных народов. В этой связи на сегодняшний день чрезвычайно опасными с точки зрения распространения экстремизма представляются попытки некоторых исследователей поставить под сомнение целесообразность принятия рассматриваемого Закона. В частности, на наш взгляд, не способствует укреплению позитивных начал в области межэтнических отношений утверждение Н.Д. Литвинова о том, что «в период Отечественной войны Сталин имел и моральное, и юридическое право снести горские поселки с лица земли за ту диверсионно-террористическую деятельность, которую проводили массы чеченцев в тылу Красной Армии».2 Приведенная цитата полностью подпадает под классификацию признаков этнической ксенофобии среднего уровня, разработанную рядом правозащитных организаций (Московской Хельсинкской группой, Фондом защиты гласности и др.) в 20012002 гг.3 Существование в современном российском обществе позиций, аналогичных вышеизложенной, позволяет сделать вывод о недостаточном внимании государства к проблеме формирования в массовом сознании принципа недопустимости навешивания ярлыков на целые этнические группы по признаку негативной роли ее отдельных представителей в ключевых исторических событиях. Эффективно восполнить этот пробел позволила бы реализация проекта, включающего распространение посредством СМИ социальной рекламы соответствующей тематики.

Отдельные положения Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О реабилитации репрессированных народов» были направлены и на нейтрализацию таких исторических предпосылок экстремизма, как взаимные территориальные претензии этносов. В частности, ч.1 ст.3 указанного Закона определяла реабилитацию репрессированных народов, в том числе и как «признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения...». Данное положение конкретизировалось в ч.1 ст.6 рассматриваемого нормативного акта: «Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществле-

2 Литвинов Н.Д. Проблемы борьбы с терроризмом в современной России // Проблемы борьбы с терроризмом: Материалы научно-практической конференции 21 марта 2000 г. М., 2000. С.66.

3 Ратинов А.Р., Кроз М.М., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика. М., 2005. С.101.

Бизнес в законе

3,2009

ние на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения». Однако внутренняя противоречивость и отсутствие механизма реализации указанного нормативного акта лишь усугубили ситуацию, обострив и без того напряженные межэтнические отношения. Так, в частности, реализация вышеприведенной ст.6 рассматриваемого Закона практически неосуществима без нарушения его положения, закрепленного в ч.3 ст.3, которая указывает на недопустимость ущемления в процессе реабилитации прав граждан, проживающих на территории репрессированных народов. Это, как правило, связано с тем, что между моментом нарушения интересов отдельной социальной группы и моментом ее реабилитации проходит значительный промежуток времени, в течение которого большинство социальных процессов стабилизируется и получает легитимный характер. Такое status quo практически невозможно не нарушить при восстановлении прав пострадавшей ранее общности. В частности, территориальная реабилитация репрессированных народов России, которая предусмотрена законодательно, невозможна без недопустимого нарушения прав части населения, легально обосновавшегося в рамках соответствующих границ. В этой связи возникает противоречие законных интересов между отдельными этническими группами, характеризующееся тенденциями экстремистской направленности. Подобным содержанием наполнился осетино-ингушский конфликт, уходящий корнями в далекое прошлое и достигший своего драматического пика в советское -постсоветское время. Таким образом, следует сделать вывод о недопустимости проведения территориальной реабилитации, если этот процесс нарушает законные интересы проживающего на соответствующей территории населения. Анализ

исторических фактов позволяет говорить о том, что в конфликте «ингуши - государство - осетины» ответственность за трагические для народов последствия должна быть возложена на СССР и как его полного правопреемника - Российскую Федерацию, которая при невозможности удовлетворения взаимных территориальных претензий соответствующих этносов в натуре должна разработать и реализовать проект по материальной компенсации, которая видится единственно приемлемой альтернативой в данном случае. В целях предупреждения этнически окрашенного экстремизма, на наш взгляд, таким же образом должны решаться и иные аналогичные конфликты.

Время от времени в среде крайне настроенных политических сил возникают предложения по установлению квот этнического представительства в органах власти. Сторонники подобных предложений утверждают, что власть предержащие представители разных социальных групп неспособны в необходимом объеме защищать интересы «чужаков». Представляется очевидным, что реализация подобных предложений поставит политический курс российского (любого) государства на путь антидемократических преобразований, поскольку противоречит целому ряду конституционных норм. Рациональное зерно вышеприведенных предложений видится нам лишь в создании негосударственной организации, которая явится региональным аналогом Организа-

ции Объединенных Наций (к примеру, «Российский Совет Наций») и будет курировать деятельность региональных национальных сообществ.

Одним из основных источников пополнения рядов экстремистов выступает именно молодежная среда. Результаты работ различных исследователей по вопросам детерминации экстремизма позволяют определить два приоритетных направления государственной политики в целях предупреждения экстремизма в молодежной среде: 1) улучшение социально-экономического положения молодежи; 2) активная воспитательная работа по формированию толерантных установок молодого поколения.

Весьма перспективной представляется практика образования в рамках конкретных территорий негосударственных организаций, представляющих их социальное большинство. Среди прочего в пределах правового статуса подобных структур следует предусмотреть обязанность каждой организации проведения мониторинга межэтнических отношений в соответствующем регионе. Результаты проведенных исследований могут предоставляться для оценки в компетентные правоохранительные органы и независимые правозащитные организации. Эффективность деятельности сформированных таким образом сообществ повысится, если юридически будет закреплена их обязанность выявления фактов дестабилизации межэтнических отношений не только представителями иных этносов, но и членами собственных общностей. В рамках соответствующих организаций по каждому такому факту должна проводиться интенсивная воспитательная работа среди представителей конкретной социальной группы (этноса, народа и т.д.).

Ранее,4 нами отмечалась взаимосвязь миграционных процессов с уровнем экстремистских настроений в пределах конкретной территории. Обобщая позиции исследователей данного вопроса можно сформулировать три основных варианта действий, предлагаемых для нейтрализации негативных аспектов миграции. Условно их можно определить следующим образом: 1) политика изоляционизма, включающая в себя максимальное ограничение ан-тропотоков;5 2) политика «открытых дверей», подразумевающая максимальный элемент диспозитивно-сти в процессах миграции и устранения государства от деятельности по их управлению;6 3) рациональное регулирование миграционных потоков в зависимости от социально-экономических потребностей того или иного региона.7

Признавая необходимость привлечения мигрантов в качестве фактора, способствующего экономическому росту страны, тем не менее, нельзя не замечать отрицательных последствий неконтролируемой миграционной политики, в числе которых следует

4 Узденов Р.М. Экстремизм: криминологические и уголовноправовые проблемы противодействия. Диссертация ... канд. юрид. наук. М., 2008.С.127-129.

5 К числу сторонников первой позиции, в первую очередь, следует отнести политических деятелей, спекулирующих в данном вопросе общественным мнением в популистских целях.

6 Тишков В.А. Миграционная политика как угроза национальной безопасности России.

http://antropotok.archipelag.ru/text/a113.htm

7 Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2003/ves tniksf202-09/vestniksf202-09030.htm

назвать и рост экстремизма в обществе. В этой связи в решении миграционного вопроса как потенциального истока экстремизма более приемлемым представляется подход, обозначенный сторонниками третьей из вышеприведенных позиций. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что одним из важнейших принципов миграционной политики любого уровня и вида, а также залогом превенции экстремизма является соблюдение законных прав и интересов стационарного населения конкретной территории.

Продолжают вызывать обеспокоенность групповые нападения, совершаемые экстремистами в рамках мегаполисов. Группы нападающих, как правило, составляют лица молодого поколения, предпринимающие акции насилия по мотивам этнорелигиозной ненависти или вражды. Положительный опыт противостояния подобным явлениям был продемонстрирован в отдельных районах г. Москвы, где создавались мобильные группы самообороны из числа студентов, которых так или иначе касались обозначенные проблемы. В местах функционирования подобных отрядов число нападений значительно сокращалось или прекращалось вообще. Однако подобные меры подвергались резкой критике и осуждению со стороны органов правоохранительной сферы, работники которых указывали на недопустимость создания непредусмотренных законом групп подобной направленности.

Тем не менее, с нашей точки зрения, создание групп самообороны, патрулирующих определенные территории, представляется не только возможной, но и необходимой мерой. Указание на отсутствие правовой базы функционирования подобных объединений нам кажется безосновательным, поскольку для регламентации их деятельности вполне достаточно соответствующих норм Конституции, которая в ст. 31 прямо указывает, что «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия.», и Уголовного кодекса, определяющего в ст. 37 условия и пределы необходимой обороны.

В заключении следует отметить, что последовательное противодействие экстремизму в обществе возможно только лишь при наличии четко сформированной политической и общественной воли, без которой комплекс даже самых эффективных мер окажется бесперспектив.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная на рецензирование статья посвящена исследованию некоторых вопросов противодействия экстремизму, актуальность которых предопределяется тревожной динамикой преступных проявлений указанного явления, высокой степенью их латентности и низким качеством профилактической работы. Проведение исследований в соответствующей сфере имеет значение, как для теории криминологической науки, так и для правоприменительной деятельности.

Во вводной части статьи, автор формулирует объект исследования, суть которого составила часть общественных отношений, связанных с деятельностью по предупреждению экстремизма.

Основная часть работы посвящена анализу способов нейтрализации таких специфических детерминант экстремизма, как: историческая память той или иной социальной группы, которая проецирует на современные отношения негативные последствия отдельных событий прошлого; предложения по установлению квот этнического представительства в органах власти; молодежный фактор; миграция населения и др.

Отдельные выводы автора, например, такие как предложение, о создании автономных, негосударственных групп самообороны, представляются дискуссионными, но, безусловно, заслуживающими самого пристального внимания и анализа.

Серьезность проведенного исследования подтверждается его библиографической базой, частичное представление о которой позволяют сформировать источники, приведенные в ссылках.

Структура и содержание статьи Узденова Р.М. указывает на обстоятельную и выверенную методику работы автора. Сформулированные выводы позволяют говорить об их теоретической и практической значимости, которая определяется возможностью использования полученных результатов, как в правоприменительной практике, так и при дальнейших научных изысканиях в рассматриваемой сфере.

Изложенное позволяет заключить, что научная статья Узденова Р.М. «Профилактический эффект общесоциального воздействия на истоки экстремизма» может служить восполнением определенного пробела в научном осмыслении проблем противодействия экстремизму и рекомендуется для опубликования в изданиях, Перечня ВАК Минобрнауки РФ.

Заместитель начальника по учебной и научной работе Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД Росси доктор юридических наук, профессор

Т.В. Пинкевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.