Ю
Р
И
Д
И Ч
Е С К И Е
НАУКИ
УДК 340
Н.В. Адамович
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ СЕРИЙНЫМИ УБИЙЦАМИ
В статье рассматриваются вопросы профилактики серийной преступности. Предложены меры по предупреждению такого рода преступности на законодательном уровне и в исправительных учреждениях.
Ключевые слова: личность преступника, профилактические меры, предупреждение серийной преступности, серийный убийца
Комплексные меры, принимаемые к данной категории лиц, относятся как к предупредительным, оперативно-разыскным, нравственно-психологическим (психокоррекционным), так и к медицинским, основанным на углубленном изучении личности потенциального преступника, имеющихся у него аномалий психического развития, их поведенческих проявлений. При этом «комплексность» означает здесь взаимную дополняемость и сочетание медицинских и оперативно-розыскных мероприятий, максимальную интеграцию специальных медико-реабилитационных и криминологических программ, использование не только психиатрических, криминологических, но и сексопатологических баз знаний. Профилактические мероприятия против многоэпизодных сексуальных правонарушений лицами с психическими патологиями могут организовываться по разным основаниям и схемам, таким как: профилактика первичных половых посягательств. Здесь важно обратить- внимание на использование информации о потенциальных правонарушителях, поскольку установление этих лиц крайне затруднено. По этой причине представляется необходимым доскональное исследование как медицинской документации, так и ориентировок оперативной работы; исправление преступников сексуальной сферы в пенитенциарной системе: - принудительные, воспитательные и медицинские меры; профилактика рецидивов сексуальной преступности лиц, отбывших наказание.
Как мы уже неоднократно отмечали большая общественная опасность преступлений, совершаемых серийными убийцами, предполагает выработку комплексных мер профилактического воздействия, кроме того необходимо отметить, что поскольку личность преступника при рассматриваемой категории является
© Адамович Н.В., 2020.
Научный руководитель: Мазуров Валерий Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент, Алтайский государственный университет, Россия.
специфической в силу своего психического состояния, специфическими будут и сами профилактические меры.
Поскольку природа совершения преступления психически здоровыми и больными людьми совершенно разная, соблюдение единых принципов профилактики не даст нужного результата.
Итак, повышенная криминогенность лиц с психическими расстройствами, к которым относятся серийные убийцы, предполагается, равно как и повышенный процент рецидива.
Однако если мы обратимся к Уголовному кодексу РФ ст.61 закрепляет открытый перечень обстоятельств, смягчающих преступность деяния, в связи с чем судебная практика идет по пути признания наличия психического заболевания смягчающим обстоятельством, что на наш вгляд является весьма спорным.
В качестве примера таких заболеваний можно привести следующие, которые наиболее часто встречаются у серийных убийц: шизофрения, эпилепсия, психическое заболевание, при котором у больного возникает навязчивое влечение к убийствам; некрофилия - стремление к осквернению трупа и надругательству над ним; некрофагия - разновидность некросадизма, стремление к поеданию отдельных частей мертвого тела человека; визионизм, вуайеризм - сексуальная девиация, выражающаяся в стремлении подглядывать за интимными процессами; эксгибиционизм - стремление публично обнажать интимные части своего тела с целью самовозбуждения, получения сексуального удовлетворения; фроттеризм - прикосновение половыми органами в толпе, тесноте; при фетишизме (символизме) сексуальное влечение фиксируется на предметах, непосредственно соприкасающихся с физическим телом; раптофилия - расстройство полового влечения, при котором получение сексуального удовлетворения возможно только при совершении насильственного полового акта).
Кроме того, данные заболевания не охватываются понятием психические расстройства, указанным в ст. 22 УК РФ, в связи с чем к лицам, страдающими такими заболеваниями невозможно применять принудительные меры медицинского характера в соответствии с п. «в» ч.1. ст.97 УК РФ.
В ст. 22 УК РФ приводится такое определение лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости: «вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими».
Напротив если мы обратимся к судебным психолого-психиатрическим экспертизам, то здесь можно наблюдать, что существует практика, когда при наличии психического заболевания обвиняемый основал общественную опасность своих действий и руководил ими. Однако в данном случае такому лицу не могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, то получается, что психическое расстройство и далее будет детерминировать рецидив насильственной преступности.
Кроме того, необходимо отметить, что дополнительные меры профилактики могут быть применены в отношении лиц, страдающих педофилией, в то время как к лицам с указанным выше психическими расстройствами, которые не менее общественно опасны, они не могут быть применены.
В отношении привлекаемых к уголовной ответственности лиц, обладающих патологическими аномалиями психики, не исключающими вменяемости, в ст. 22 УК РФ закреплено, что психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания. При этом в законодательстве не установлено, как учитывается, то есть решать этот вопрос суд должен исходя из анализа материалов дела, в том числе учитывая заключение психолого-психиатрической экспертизы. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в п. 14 указано, что психическое расстройство у несовершеннолетнего обвиняемого, не исключающее вменяемости, учитывается при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера [1]. Судебная практика по ст. 61 УК РФ идет по пути признания наличия психического расстройства смягчающим обстоятельством для всех категорий обвиняемых, даже при совершении преступлений, повлекших смерть потерпевшего, и при опасном рецидиве преступлений. Есть предложения включить психические расстройства в перечень смягчающих обстоятельств в УК РФ. Однако есть и другой подход - не рассматривать психическое расстройство в обязательном порядке как смягчающее обстоятельство, требующее снижения наказания. Если включить психические расстройства в перечень смягчающих обстоятельств в УК РФ, то суд в каждом конкретном случае должен будет аргументировать, почему наличие педофилии или некрофилии у подсудимого не признано смягчающим обстоятельством.
Также необходимо отметить, что существует определенный пробел в УК РФ относительно назначения экспертизы для проверки общественной опасности преступника за 6 месяцев до освобождения, суть в том, что опять же данное положение применяется только к лицам с диагнозом «педофилия» и то есть тем, кто совершил преступление в отношении малолетнего лица. Даже при условии наличии у лица возможности рецидива суд может назначить лишь принудительное наблюдение у психиатра. Поскольку меня
административного надзора не предполагают контроль за психическим состоянием лица с психическими расстройствами, за тем, продолжает ли данное лицо лечение в амбулаторных условиях, предписанное судом.
В научных исследованиях показана связь психических расстройств и криминального поведения у лиц с серийными агрессивными сексуальными опасными действиями. Признаки зависимости при садистских парафилиях обусловливают повторные опасные агрессивные сексуальные действия и заключаются в синдроме психофизической зависимости от патосексуального поведения. Синдром психофизической зависимости детерминирует многоэпизодность и принудительность садистского поведения в эпизодах, непроизвольность его возникновения, трудности преодоления аномального влечения в начавшемся эпизоде, влияет на степень свободы при выборе садистского паттерна и выступает психопатологической основой серийности опасных действий.
Психические заболевания отмечаются высокой степенью устойчивости во времени. В связи с чем для больных парафлиями существует большая вероятность рецидива. Как указывают исследования психиатров после каждого отбытого срока разница во времени между новыми преступлениями значительно сокращается, преступления становятся более изощренными. Если в начале своей деятельности они совершали по 2-3 преступления в год, то после отбывания наказания, эта цифра возрастает. В связи, с чем А.О. Бухановский за время своей практики пришел к выводу о том, что лечить серийных преступников надо всю жизнь, они должны принудительно лечиться от своей болезни по месту отбывания наказания.
Рассмотрим опыт Зарубежных стран в этих вопросах, если мы говорим о США, то здесь отношение к психическим расстройствам подобного рода несколько жестче, законодательство США не предполагает возвращение на свободу лица, совершившие насильственное преступление и имеющее психическое расстройство.
Примерный уголовный кодекс США предполагает применение в отношении «опасных психически ненормальных лиц» продленных сроков тюремного заключения. Кроме того в отношении психически не здоровых преступников применяются определенные меры безопасности.
Также нельзя не отметить широко известную практику химической кастрации в отношении лиц, совершивших насильственные преступления, и страдающих психическими заболеваниями на данной почве. Так называемый «Закон Меган», введение которого в США ознаменовало начало ведение реестров сексуальных преступников, а также уведомления о них сообщества, кроме того осужденных направляли в специализированные лечебные центры, где они могли выбрать один из способов кастрации или тюремное заключение . однако стоит отметить что применение кастрации возможно не во всех случаях, в каждом конкретном случае учитываются ряд факторов, в частности возраст потерпевших, возможность рецидива.
Химическая кастрация состоит в инъекции препарата ацетата медроксипрогестерона (МПА) - от 100 до 500 мг в неделю. Сексуальное влечение и фантазии, в том числе девиантные, восстанавливаются после прекращения приема препарата МПА, который блокирует выработку тестостерона и тем самым подавляет сексуальное влечение. Однако данный процесс обратим, кроме того химическая кастрация не снимает дргуих симптомов психического состояния, что в конечном итоге предполагает лечение комплексом мер для достижения наилучшего результата.
Вернемся к исследованию вопроса о профилактики рецидива в России, как мы уже отмечали необходимость проведения психиатрической экспертизы перед освобождением лица из мест лишения свободы в отношении не только лиц, указанных в п. «д» ч.1 ст.97 УК РФ, но и лиц страдающих более опасными формами психических заболеваний. Поскольку при проведении экспертизы психиатр прежде всего устанавливает риск совершения новых преступлений, поэтому проведение такой экспертизы необходимо для всех лиц, страдающих психическими заболеваниями, осуществляет прогнозирование риска совершения новых деликтов с учетом того, что взаимосвязь психопатологии с правонарушением довольно стабильна и значительна. Врач определяет периоды обострения и ремиссии болезни и в зависимости от периода может дать вероятностный прогноз общественной опасности больного с учетом его диагноза и тендера Кроме того необходимо изменить вектор дальнейшего лечения, в зависимости от тяжести психического заболевания, в настоящий момент УК РФ в ч.2.1 ст. 102 УК РФ предусматривает лечение лиц, страдающих педофилией только амбулаторное, считаем что необходимо ввести стационарное лечение. Считаем также, что к данной категории лиц необходимо применять весь перечень мер, указанных в ст.99 УК РФ, а не только п. «а».
Ситуация, при которой к лицу, имеющему психическое расстройство в форме парафилии и совершившему насильственное преступление, принудительное лечение не применялось и это лицо после отбывания наказания выходит на свободу, в европейских странах невозможна. После отбывания наказания рецидивисты, имеющие неизлеченные психические расстройства, прежде всего в виде парафилий, на основе
решений психиатров перемещаются в специальные общественные медикоюридические центры. В Германии, если преступник продолжает представлять опасность, его можно оставлять даже пожизненно, бессрочное превентивное заключение не нарушает ни человеческого достоинства, ни прав человека.
Однако меры медицинского характера, применяемые в настоящее время к психически больным, совершившим общественно опасное деяние, по мнению психиатров, не могут считаться достаточно эффективными. До 50 % больных, находившихся в прошлом на принудительном лечении, в последующем совершают повторные деликты, причем нередко в течение первого года после его прекращения. Среди больных, совершивших повторные деяния, более половины состояли под диспансерным наблюдением, а каждый третий - под активным динамическим наблюдением психиатра. Нередко активная психофармакотерапия больных с повторными общественно опасными деяниями практически не проводилась. При лечении необходимо применять препараты пролонгированного действия.
По мнению ведущих специалистов ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, наличие в клинической картине заболеваний парафилий с садистским компонентом, стойких явлений педофилии и особенно гомицидаль-ных тенденций служит несомненным основанием для направления больных на принудительное лечение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа. Недоучет степени социальной опасности больных, в особенности с неоднократными изнасилованиями малолетних или подростков, актами садизма, гомицидными действиями, преждевременное прекращение принудительного лечения, недостаточно активная терапия нередко приводят к повторным тяжким общественно опасным действиям сексуального характера. С целью профилактики первичных и повторных общественно опасных действий сексуального характера необходимо как можно более раннее выявление у больных шизофренией парафилий, наблюдение за их динамикой, настойчивое проведение адекватной медикаментозной терапии, а при появлении признаков, указывающих на социальную опасность, - своевременная госпитализация в психиатрические стационары. Психические расстройства у лиц, совершивших насильственные криминальные действия, являются важным криминогенным фактором, влияющим на рецидивную преступность, и без создания в России продуманной и детальной нормативной базы по принудительному лечению указанной категории лиц и работы по организации такого лечения невозможно повлиять на рецидивную преступность в России.
Резюмируя вышесказанное, в качестве профилактических мер предупреждения преступлений совершаемых серийными убийцами, предлагаем на законодательно уровне закрепить расширенное толкование п. «д» ст.97 УК РФ, изложить в следующей редакции «д) совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, а также совершившим преступление против полой неприкосновенности лица и страдающего иным расстройством сексуального предпочтения».
Таким образом к указанным лицам смогут быть применены меры указанные в ч.2.1 ст.102 УК РФ. Кроме того как мы уже отмечали выше необходимо применять весь спектр мер предусмотренных в ст.99 УК РФ.
И наконец, по нашему мнению, считаю необходимо отнести психические расстройства к обстоятельствам отягчающим совершения преступления. Целесообразность данного предложения состоит в том, что уровень общественной опасности людей страдающих различными формами парафилий намного выше чем у здоровых людей, кроме того данные заболевания не исключают вменяемость лица, то есть при совершении всей серии жестоки преступлений, лицо осознает общественную опасность своих действий и руководит ими. Кроме того преступник осознает аморальность и противоправность своих действий и своих внутренних побуждений на эти действия, однако не обращается за необходимой медицинской помощью до совершения преступления, однако при назначении наказания они умазывают на наличии у них психических заболеваний для снижения наказания.
Таким образом, считаем необходимо внести данные изменения непосредственно в ч.2 ст.105 УК РФ, предусмотрев отягчающие обстоятельства как признак квалифицированного состава преступления и изложить в следующей редакции:
«а. 1) убийство двух и более лиц, совершенное лицо, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, (различными видами парафилий)» .
Также считаем, что необходимо отметить огромное значение административного надзора за лицам, освободившимися из мест лишения свободы, в качестве принудительных мер, необходимо включить проверку психического состояния лица, а также стационарное наблюдение у психиатра, весь спектр комплексного лечения для предотвращения рецидива.
Библиографический список
1.О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : ППВС РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 29.11.2016) // Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/second.php
2.О практике применения судами принудительных мер медицинского характера : ППВС РФ от 07.04.2011 № 6 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2011. - № 7; Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/second.php.
3.Бухановский А.О. Феномен Чикатило / А.О.Бухановский// Материалы международной научно-практической конференции «Серийные убийства и социальная агрессия». 20-22 сентября 1994 г. Ростов н/Д, М., 1994.
4.Бухановская О. А. Психические расстройства у лиц с серийными сексуально опасными действиями (клиника, динамика, систематика) : автореф. дис. ... канд. мед.наук. / О.А.Бухановская ;- М., 2003.- 26 с.
5.Фуражкова Е.А. Проблемы профилактики серийных убийств // Отечественная юриспруденция. -2016.- №5 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilaktiki-seriynyh-ubiystv (дата обращения: 24.12.2019).
АДАМОВИЧ НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА - магистрант, Алтайский государственный университет, Россия.