Научная статья на тему 'Профилактические мероприятия в вузе, направленные на развитие толерантного сознания у студентов'

Профилактические мероприятия в вузе, направленные на развитие толерантного сознания у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / CULTURE OF BEHAVIOR / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / MORAL AND ETHICAL PRINCIPLES / НОРМЫ МОРАЛИ / NORMS OF MORALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева О.С., Греков А.Д., Заломнов К.В.

Воспитание толерантного сознания у студентов рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания молодежи, сущностной характеристикой которого является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. В процессе освоения и обучения азбуке толерантности всем необходимо запомнить одну простую, но ключевую мысль: толерантности не бывает много, ее бывает мало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE MEASURES IN THE UNIVERSITY AIMED AT DEVELOPING A TOLERANT CONSCIOUSNESS AMONG STUDENTS

The development of tolerant consciousness among students is considered today as an integral part of the moral upbringing of youth, the essential characteristic of which is the unity of the target, content, activity and effectiveness components. In the process of mastering and learning the ABC of tolerance, everyone needs to remember one simple, but key thought: tolerance does not happen much, it happens a little.

Текст научной работы на тему «Профилактические мероприятия в вузе, направленные на развитие толерантного сознания у студентов»

ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК316.647. (06] СЫСОЕВА О.С.

преподаватель кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины», ведущий специалист сектора воспитательной работы Шахтинского института (филиала) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова. E-mail: profkom@siurgtu.ru ГРЕКОВ А. Д.

магистрант 1 курса ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова, направление «Строительство» E-mail: profkom@siurgtu.ru ЗАЛОМНОВ К.В.

студент 3 курса Шахтинского института (филиала) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова, направление «Электроэнергетика и электротехника» E-mail: profkom@siurgtu.ru

UDC316.647. (06]

SYSOEVA O.S.

teacher in the Department «Social and humanitarian disciplines», leading specialist in the educational work sector Shakhty Institute (Branch) of South Russia State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute) named after

M.I. Platov E-mail: profkom@siurgtu.ru GREKOV A.D.

1th year graduate student of South-Russia Polytechnic University named after M.I. Platov, Field of study"Building"

E-mail: profkom@siurgtu.ru ZALOMNOVK.V.

3th year student of Shakhty institute (branch) of South-Russia Polytechnic university named after M.I. Platov, field of study "Electrical Power Engineering and Electrical Engineering"

E-mail: profkom@siurgtu.ru

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ВУЗЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ

PREVENTIVE MEASURES IN THE UNIVERSITY AIMED AT DEVELOPING A TOLERANT CONSCIOUSNESS AMONG STUDENTS

Воспитание толерантного сознания у студентов рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания молодежи, сущностной характеристикой которого является единство целевого, содержательного, деятель-ностного и результативного компонентов. В процессе освоения и обучения азбуке толерантности всем необходимо запомнить одну простую, но ключевую мысль: толерантности не бывает много, ее бывает мало.

Ключевые слова: Толерантность, культура поведения, нравственно-этические принципы,нормы морали.

The development of tolerant consciousness among students is considered today as an integral part of the moral upbringing of youth, the essential characteristic of which is the unity of the target, content, activity and effectiveness components. In the process of mastering and learning the ABC of tolerance, everyone needs to remember one simple, but key thought: tolerance does not happen much, it happens a little.

Keywords: Tolerance, culture of behavior, moral and ethical principles, norms of morality.

Современная тенденция образовательной и внеучебной среды высшей школы в настоящее время ориентируется на формирование человека понимающего, чувствующего, сопереживающего. Для этого необходимо показывать, убеждать, разъяснять молодежи потребность обладания толерантным сознанием как способом мироощущения и мировосприятия современного мира.

Необходимо не только разъяснять студентам смысл толерантности и ее значение для жизни общества, но и подчеркивать потенциальную актуальность обладания толерантным сознанием в жизни каждого человека.

Наиболее подходящими для этих целей является, на наш взгляд, следующее:

1. Необходимо включать в учебный процесс общие и специальные курсы, направленные на формирование толерантного сознания и обучение межкультурному диалогу;

2. Внедрять элементы профилактики экстремизма через преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин;

3. Актуализировать проблемы воспитания толерантного сознания и профилактику экстремистских проявлений через регулярное размещение материалов профилактического характера на факультетских стендах, стендах институтской библиотеки и читального зала, на сайте института, в инсти-

тутских газетах и т. д.;

4. Проводить мониторинговые исследования (анкетирование, социологические опросы) с учетом разновозрастных категорий студентов по выявлению интолерантных настроений и прогнозированию неадекватного поведения со стороны отдельных личностей или групп);

5. Проводить внеучебные мероприятия по формированию у студентов толерантного сознания, по профилактике терроризма и снижению социально-психологической напряженности в молодежной среде;

6. Организовывать наставническую деятельность студентов старших курсов со студентами младших курсов;

7. Усилить работу кураторов в этом направлении.

Проблема развития толерантного сознания обучаемых нашего многонационального региона становится особенно актуальной на современном этапе, который отмечен обострением нетерпимости, проявлениями расового, этнического и религиозного терроризма, растущим неравенством. Преодоление этих явлений требует изменения традиционных форм обучения и воспитания в высшей школе.

В рамках специально разработанного плана по воспитанию толерантного сознания у студентов в нашем вузе был проведен ряд мероприятий, инициаторами и организаторами которых стали сектор воспитательной работы и студенческое

© Сысоева О.С., Греков А.Д., Заломнов К.В. © Sysoeva O.S., Grekov A.D., Zalomnov K.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 78. 2018

самоуправление.

Были проведены два круглых стола на тему: «Развитие толерантного сознания у студенческой молодежи» и «Противодействие терроризму и профилактика экстремизма в молодежной студенческой среде». Открывая встречу, директор Шахтинского института призвал воспитывать в нашей молодёжи нетерпимость к любым проявлениям экстремизма и терроризма.

В работе круглых столов, кроме администрации, преподавателей и студентов вуза, приняли участие:

- священник собора Покрова Пресвятой Богородицы Иерей Иоанн Трофимов, который рассказал об экстремистских проявлениях в религиозной среде, продемонстрировав при этом подборку видеоматериала с сюжетами о массовых проявлениях экстремизма в России и за рубежом; призвал всех участников к любви к ближнему, терпимости, взаимоуважению;

- председатель главного духовного управления мусульман Ростовской области муфтий Ф.А. Арсланов в своем выступлении отметил, что оградить молодежь от воздействия негативных факторов ни общество, ни духовенство не в силах. По его мнению, корни экстремизма - в бездуховности, именно поэтому необходимо проводить беседы с молодыми людьми об истинных человеческих и нравственных ценностях, воспитывать молодое поколение на законах взаимопонимания, дружбы и равенства.

И в знак дружбы и сотрудничества вручил директору Шахтинского института священную книгу мусульман - Коран.

Кроме представителей религиозных конфессий, в работе круглых столов приняли участия представители диаспор г. Шахты.

Так, президент региональной общественной организации греческой диаспоры «Эленико-Дон» в г. Шахты К.Е. Пилюкпасиди рассказал о воспитательной работе своей диаспоры в среде шахтинской молодежи по этому вопросу, призвал к объединению всех диаспор для мирной жизни и процветания города и области.

Затем участники мероприятий с интересом выслушали выступление советника по общим вопросам председателя армянского культурно-просветительского цента «Андраник» Я.Г. Бахтамяна, который рассказал об истории поселения армянского народа на Донской земле, о традиционных

национальных праздниках и обычаях, о необходимости работы с молодежью всех национальностей по столь актуальному в настоящее время вопросу толерантности.

Очень поучительным и интересным был доклад декана факультета гуманитарных наук, информатики и управления, заведующей кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины», профессора, доктора социологических наук О.В. Бондаренко, которая рассказала о понятии феномена толерантность и о результатах социологических опросов по данной тематике, проводимых в институте, городе и области.

В работе круглых столов также приняли участие представители правоохранительных органов: А.В. Болтенков, подполковник милиции, начальник общественной безопасности г. Шахты и О.А. Сергиенко, помощник прокурора г. Шахты, юрист II класса, которые рассказали о профилактической работе правоохранительных органов с молодежью, а также обратились к студентам с призывом вести пропаганду толерантности в среде своих сверстников и не нарушать законы Российской Федерации.

Начальник отдела по молодежной политике Администрации г. Шахты М.В. Медянников рассказал о проводимой работе с молодежью в плане воспитания толерантной личности, о мероприятиях и акциях в городе и области, направленных на развитие патриотических и антиэкстремистских настроений молодежи.

Встречи проходили в дружеской обстановке, студенты с пониманием отнеслись ко всем выступлениям, активно задавали вопросы и эмоционально обсуждали выступления и ответы на вопросы, высказывали свои пожелания, замечания, предложения.

По итогам работы круглых столов участники выработали предложения по работе с молодежью в образовательных учреждениях города в этом направлении, определили основные направления профилактической работы в молодежной среде по противодействию терроризму, профилактике экстремизма и воспитанию толерантного сознания. Ведь помочь адаптироваться тем, кто отличается от других своей национальностью, вероисповеданием, языком, внешностью - задача актуальная, которую, по мнению участников круглых столов, оставлять без внимания нельзя. Но решая эту задачу, не стоит забывать о чувстве меры, о терпимости, прощении и любви, которые, объединяясь, и составляют толерантность.

Библиографический список

1. «Патриотическое воспитание и профилактика экстремизма в молодежной студенческой сфере». Сборник материалов Областной научно-практической конференции «Опыт деятельности профсоюзных организаций как ведущей формы студенческого самоуправления». Новочеркасск, 25 мая 2011г.

2. «Формирование толерантного сознания в молодежной студенческой среде как один из методов противодействия терроризму и экстремизму». 1Всероссийский форум студенческий общественных объединений «Мы строим свое будущее сами»: Материалы I Всероссийского форума с международным участием, Екатеринбург, 16-18 апреля 2012г./Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2012.-184с.

References

1. «Patriotic education and prevention of extremism in the youth student sphere.» Proceedings of the Regional Scientific and Practical Conference «Experience of the activity of trade union organizations as the leading form of student self-government». Novocherkassk, May 25,2011

2. «The formation of tolerant consciousness in the youth student environment as one of the methods of countering terrorism and extremism». The First All-Russian Forum of Students' Public Associations "We Build Our Future by Ourselves": Proceedings of the First All-Russian Forum with International Participation, Ekaterinburg, April 16-18, 2012 / Ural State Pedagogical University. Ekaterinburg, 2012.-184p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.