Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодежи - актуальная проблема современности'

Патриотическое воспитание молодежи - актуальная проблема современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / РОДИНА / НАЦИОНАЛИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / НАЦИЯ / РАСА / PATRIOT / HOMELAND / NATIONALISM / TOLERANCE / IDEOLOGY / DISCRIMINATION / NATION / RACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева О.С., Сафонова М.Ю., Заломнов К.В.

Патриотизм это чувство ответственности за свою страну. Патриотизм включает в себя толерантность, а не дискриминацию и ненависть по отношению к другим нациям и расам. Необходимо научить молодежь различать патриотизм и национализм идеологию, в основе которой тезис о ценностинациикак высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующемпроцессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH - THE URGENT PROBLEM OF NOWADAYS

Patriotism is a sense of responsibility for one’s country. Patriotism includes tolerance, not discrimination and hatred towards other nations and races. It is necessary to teach young people to distinguish between patriotism and nationalism, an ideology based on the thesis of the value of the nation as the highest form of social unity and its primacy in the state forming process.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодежи - актуальная проблема современности»

УДК 37.035.6 (06) СЫСОЕВА О.С.

преподаватель, кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины», ведущий специалист сектора воспитательной работы Шахтинского института (филиала) ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова E-mail: profkom@siurgtu.ru САФОНОВА М.Ю.

студентка 5 курса Шахтинского института (филиала) ЮРГПУ (НПИ) им М.И. Платова E-mail: profkom@siurgtu.ru ЗАЛОМНОВ К.В.

студент 3 курса Шахтинского института(филиала) ЮРГПУ (НПИ) им М.И. Платова E-mail: profkom@siurgtu.ru

UDC37.035.6 (06) SYSOEVA O.S.

Teacher at the Department «Social and humanitarian disciplines», leading specialist in the educational work sector Shakhty Institute (Branch) of South Russia State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute) named after M.I. Platov E-mail:profkom@siurgtu.ru SAFONOVA M.Y.

the 5th year student Shakhty Institute (Branch) of South Russia State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute) named after M.I. Platov E-mail: profkom@siurgtu.ru ZALOMNOV K.V.

the 3rd year student Shakhty Institute (Branch) of South Russia State Polytechnic University (Novocherkassk Polytechnic Institute) named after M.I. Platov E-mail: profkom@siurgtu.ru

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH - THE URGENT PROBLEM OF NOWADAYS

Патриотизм - это чувство ответственности за свою страну. Патриотизм включает в себя толерантность, а не дискриминацию и ненависть по отношению к другим нациям и расам. Необходимо научить молодежь различать патриотизм и национализм - идеологию, в основе которой тезис о ценностинациикак высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующемпроцессе.

Ключевые слова: патриот, Родина, национализм, толерантность, идеология, дискриминация, нация, раса.

Patriotism is a sense of responsibility for one's country. Patriotism includes tolerance, not discrimination and hatred towards other nations and races. It is necessary to teach young people to distinguish between patriotism and nationalism, an ideology based on the thesis of the value of the nation as the highest form of social unity and its primacy in the state forming process.

Keywords: patriot, Homeland, nationalism, tolerance, ideology, discrimination, nation, race.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Многие общественные и государственные деятели такие, как: Н.М. Карамзин, С.И. Глинка, А.И. Тургенев призывали «положить жизнь за Отечество».

Возможно, это и есть высшая форма патриотического воспитания. Патриотизм - это чувство ответственности за свою страну, за ее прошлое, настоящее и будущее. Наш народ поистине великий, потому что такой любви к своей Родине, своей Отчизне нет ни у кого. Благодаря ей, наша страна, перенеся в свое время сильнейшие потрясения (войны, кризисы, перестройку), смогла «подняться на ноги», усилив свой авторитет на мировой

арене, доказав свое величие и величие своего народа. Только истинные патриоты могли отстоять независимость нашего государства. Так Россию можем любить только мы! Ведь в словах «Родина», «Отечество» кроются близкие каждому образы родителей. Чувство любви к Родине схоже с чувством любви к родному дому. Объединяет эти чувства привязанность и чувства защищенности. Значит, если мы будем воспитывать чувство привязанности к Отчизне в раннем возрасте, это будет крепким фундаментом для дальнейшего воспитания полноценного, законопослушного гражданина, истинного патриота своей страны.

Патриотизм - слово, которое сегодня у всех на слуху. Патриотическое воспитание молодежи - одна из самых актуальных проблем современности. Нынешняя молодежь часто путает понятия «патриотизм» и «национализм». Рост числа межнациональных конфликтов и противоречий волнует не только Россию, но и все мировое сообщество. Поэтому важным представляется разобраться в противопоставлении и сопоставлении на-

© Сысоева О.С., Сафонова М.Ю., Заломнов К.В. © Sysoeva O.S., Safonova M.Y., Zalomnov K.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (79), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 79. 2018

ционализма и патриотизма.

Постараюсь объяснить, почему это так важно и актуально в наше время. Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к изменению направления общественного развития. Это повлекло за собой расслоение общества, снизился жизненный уровень, ценностные ориентиры молодежи резко сменились, значительно усилились (особенно в последнее время) националистические настроения. В настоящее время многие нацисты считают себя патриотами своей Родины. Но это абсолютно неправильное мнение. Патриотизм включает в себя толерантность, а не дискриминацию и ненависть по отношению к другим нациям и расам.

Прежде всего, следует разобраться с понятиями «национализм» и «патриотизм». Слова «национализм, нацизм» произошли от «нация». Слово «нация» латинского происхождения и изначально означало состояние в кровном родстве (паБс1 - родиться), отсюда пайопеш - раса, порода. Национализм - это идеологияи направ-лениеполитики, в основе которой тезис о ценностина-циикак высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующемпроцессе.

Многие молодые люди считают, что такое своеобразное возвышение свей нации выше всех других и есть патриотизм, это в корне не так. Они этим самым переходят ту тонкую грань между различиями патриотизма и национализма.

Понятие «патриотизм» - производная от слова «патриот». Последнее слово греческого происхождения и обозначает «земляк, соотечественник». Согласно толковым словарям, - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

В процессе формирования патриотического воспитания в сознании молодежи следует четко разграничить эти два понятия. Важной задачей воспитательной работы любого учебного заведения является привитие любви к Родине. Патриотизм - одно из самых светлых и благородных чувств, которое может испытать человек. Патриотическим воспитанием молодежи занимались на протяжении всей истории человечества. В учениях Конфуция, трудах Перикла, трагедиях Эсхила, высказываниях и произведениях Сократа и другихученых умов везде упоминался важный аспект воспитания детей и молодежи - любовь к Родине. В русском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Он формируется в процессе обучения и социализации как детей и школьников, так и студентов. Но социальное пространство не может ограничиваться стенами учебного заведения, большую роль выполня-

ют семья и другие социальные институты. В воспитании гражданского самосознания молодежи участвуют СМИ, общественные организации, военные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации и т.д.

Однако СМИ все чаще выполняют отрицательную функцию воспитания. Они негласно пропагандируют насилие, насаждают приоритет материальных ценностей над духовными, развращая психику людей, подпитывая национализм.

По мнению педагогов, психологов, социологов и других ученых патриотизм носит личностный характер и включает в себя:

- чувство привязанности к своей малой и большой Родине;

- заботу об интересах страны;

- уважение и заботу о языке своего народа;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за величие и могущество своего государства, за символы государства, за свой народ;

- готовность отстоять независимость и свободу, гордость и честь родины;

- уважительное отношение к историческому прошлому страны, ее обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу народа страны, его будущее;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности;

- воспитание и уважение к труду и другие ценные качества.

Д. А. Медведев на видеоконференции в приемной Президента России 9 апреля 2009г. сказал: «...Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи. Она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. <.> Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его восприятии страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период».

Библиографический список

1. Темчур А.С., Иконников С.Г. Формирование патриотической культуры - важный аспект воспитательной составляющей в вузе // Профсоюзная организация как основная форма студенческого самоуправления в современном вузе: материалы заочной областной научно-практической конференции / Новочеркасск, 2014. 120 с.

2. ЗакД.Я. Роль студенческих объединений в формировании патриотического сознания молодежи // Мы строим свое будущее сами: Материалы I Всероссийского форума с международным участием, Екатеринбург, 16-18 апреля 2012г. / Урал .гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. 181 с.

References

3. Temchur A.S., IkonnikovS.G. The formation of patriotic culture is an important aspect of the educational component in the university // Trade union organization as the main form of student self-government in a modern university: Materials of the correspondence regional scientific-practical conference / Novocherkassk, 2014. 120 p

4. Zak D.Y. The role of student associations in the formation of the patriotic consciousness of youth // We are building our future ourselves: Materials of the First All-Russia Forum with International Participation, Ekaterinburg, 16-18 April 2012 / Ural State Pedagogical University. Ekaterinburg, 2012. 181 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.