УДК 378.01
С. А. Нечаев
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Кардинальные изменения в социально-политической жизни страны внесли серьезные противоречия в сферу воспитания учащихся, которые до настоящего время глубоко не изучены специалистами и остаются, без преувеличения, за бортом образовательного процесса. Одно из проблемных явлений - участие школьников в неформальных молодежных объединениях.
В советский период принятие детей, подростков, юношества в ряды октябрятских, пионерских, комсомольских школьных организаций, соответственно, и их приобщение к продуктивной деятельности носило обязательный характер. В связи с этим значительная часть подростков имела возможность не только удовлетворять свои потребности в самовыражении, самореализации, в осознанном выборе будущей профессии, получая профессиональную поддержку со стороны специалистов и школы, учреждений дополнительного образования, спортивных и проч., но и формировать их. Однако с течением времени по причине глобальной идеологизации образовательной системы, стагнационных тенденций в обществе в целом официальные детско-юношеские организации приобрели черты предельной формализации, тенденциозности. Уже в 70-80-е годы прошлого столетия вступление в комсомол одними подростками воспринималось как ни к чему не обязывающий ритуал, у других вызывало скрытые насмешки, нередко - цинизм [2].
Понятно, что очевидная абулия советского общества последних десятилетий с одной стороны и жесткое ограничение свободы самовыражения личности с другой влияли на зарождение у подрастающего поколения двойных моральных стандартов, социальную дезориентацию (Э. Фромм справедливо указал на появление таких ментальных черт у граждан тоталитарного общества, как мазохизм, садизм, конформизм [6]).
В то же время резкий отход образовательной системы в постсоветский период от организованных форм воспитания школьников, нередко и абсолютный отказ от воспитательного компонента в учебном учреждении крайне негативно повлияли на становление гуманно ориентированной личности в целом. В рамках рассматриваемой проблемы российский подросток остался без нравственных ориентиров, в которых он нуждался и нуждается в силу возрастных особенностей: зарождения чувства взрослости, желания действовать самостоятельно, предпочитая в качестве идеала уже не авторитетного взрослого, а образ неформального лидера-ровесника, опираясь на
законы подростковой субкультуры. В подобной ситуации значительная часть молодежи, предоставленная сама себе, ослепленная чувством безграничной свободы, вседозволенности, отсутствия целесообразного контроля со стороны родителей и беспомощности педагогов, не имеющая устойчивых социально одобряемых интересов, увлечений (спортом, искусством, наукой и т. п.) стала интенсивно включаться в ряды неформальных молодежных объединений.
Среди неформальных молодежных объединений начала XXI в. в России можно выделить два неравнозначных по численности и воспитательному эффекту направления:
1) неформальные молодежные объединения конструктивной направленности, имеющие конкретные формы управления, первичные организационные основы (историко-патриотические, экологические, этические: члены «рыцарских клубов», киноманы, «зеленые», рэперы и др.) - малочисленны, разрозренны;
2) неформальные молодежные объединения деструктивной направленности, отличающиеся альтернативным отношением их членов к обществу, традиционному образу жизни - многочисленны.
Неформальные молодежные объединения деструктивной направленности - это группы молодежи с ярко выраженным особым стилем жизни, который воспринимается ими как элитарный; их групповые ценностные ориентации сведены к узкому кругу характеристик «сильной личности», «суперидеи», возводимых в ранг абсолюта.
Характерным для таких групп является также чрезвычайно низкий уровень активности внутригруппового взаимодействия, отсутствие внутригрупповой структуры. Ценности, объединяющие группу, как правило, не вырабатываются в процессе деятельности группы, а привносятся извне в готовом виде.
Непосредственно от характера данных ценностей зависит условная классификация групп:
1. «Элитарные» группы (хиппи, восточные секты и др.) отрицают любое насилие, увлечены попытками построения собственной «философии»; их члены - в основном дети образованных родителей, из семей, имеющих высокий социальный статус; эмоциональное удовлетворение переживают посредством утверждения собственной исключительности, утверждения позиции «над» - над окружающими, над обществом; психологическая позиция: «над», личностная модель: «я созерцатель».
2. Группы «эмоциональной разрядки», «подражатели» (рокеры, металлисты, панки и др.), члены которых склонны к подражательству, демонстративности, переживанию эмоционального удовлетворения посредством нестандартных ситуаций, публичных способов и форм самореализации; членами таких групп чаще становятся молодые люди из семей состоятельных с
низким уровнем образования; психологическая позиция: «вместе, рядом»; личностная модель: «я - участник».
3. «Фанаты» (болельщики спортивных клубов, поклонники музыкальных групп, певцов и др.) - группы, члены которых сориентированы на поклонение кумиру, устремлены к подражательству, склонны к созависимости; в основном - дети из семей малообразованных и материально не обеспеченных; «приобщение» к жизни кумира проживается как, своего рода, компенсация собственной несостоятельности; психологическая позиция: «вместе, рядом»; личностная модель: «я такой же», «он - это я, я - это он».
4. «Маргинальные» группы (люберы, качки, скинхеды, неофашисты и др.) характеризуются агрессивностью, попранием законов (моральных и юридических), акцент ставится на физическое самоусовершенствование; чаще члены - выходцы из неблагополучных семей; психологическая позиция: «над», личностная модель: «я - хозяин, я диктатор».
Несмотря на принципиальное различие между объединениями конструктивной и деструктивной направленности в связи с опорой соответственно на гуманные и антигуманные ценности (у одних это духовные искания и творчество, у других - в различной степени дезориентация в морально-нравственной сфере), проблема вовлечения подростка в неформальные молодежные объединения на уровне ее содержания должна рассматриваться целостно. Это связано с тем, что, несмотря на ярко выраженное своеобразие каждого вида групп, их общность выражается в отчуждении от реального социума или отказе членов от соблюдения социальных норм как сложившихся и установленных в конкретном обществе меры допустимого поведения индивидов, социальных групп. Кроме того, обращает на себя внимание очевидная деформация личности, включаемой или уже включенной в какое-либо неформальное молодежное объединение (например, усиливаются эгоцентризм, агрессивность или инфантилизм и проч.); проблема ее гуманно ориентированной социализации и адекватной самореализации [4]).
На основе вышесказанного становится очевидным, что современной школе следует актуализировать профилактическую деятельность, связанную с воспитанием учащихся, которые могут быть вовлечены в неформальные молодежные объединения.
Для этого необходима подготовка педагогического коллектива к специальной работе. Ее содержательными блоками должны стать следующие:
1. Просвещение педагогов на предмет неформальных молодежных объединений (Городской информационно-методический центр, Институт повышения квалификации работников образования, специалисты вузов, социально-психологических центров).
2. Содействие педагогам в работе с семьями по профилактике вовлечения ученика в неформальные молодежные объединения ((Городской информационно-методический центр, Институт повышения квалификации работников образования, специалисты вузов, социально-психологических центров).
3. Организация продуктивной вне учебной деятельности учащихся в школе (кружки, секции) и вне школы.
4. Реализация системы психолого-педагогической поддержки слабо успевающим, акцентуированным, из семей «группы риска» учащимся.
5. Взаимодействие социально-психологической службы школы с педагогами и родителями по профилактике вовлечения учащихся в неформальные молодежные объединения и специальной реабилитации в контексте гуманистической парадигма образования.
Подобная профилактическая деятельность многоаспектная, разноуровневая. Она отличается обязательным сотрудничеством школы с семьей в режиме психологического сопровождения [1], а также расширением сферы функций учреждения за счет психотерапевтической, прогностической, коррекционной, профилактической. В частности, сегодня значительно повышается роль социально-психологической службы, призванной не просто реализовывать диагностическое, просветительское, коррекционное направления деятельности, но системно включить их в профилактический компонент целостного педагогического процесса.
Обратимся к профилактике вовлечения школьников в неформальные молодежные объединения. Она объединяет:
1) диагностику уровня личностного развития (психологические тесты);
2) диагностику степени сформированности сферы позитивных интересов учащихся (психологические тесты; наблюдения классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога);
3) диагностику реальной ситуации социализации ученика (наблюдение, анкетирование на предмет его интереса или вовлеченности в неформальное молодежное объединение - родители, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог);
4) диагностику степени развитости чувства самосохранения (родители, педагоги, специалисты);
5) переориентацию негативных интересов школьника на позитивные (родители, педагоги, социально-психологическая служба школы).
Рассмотрим более подробно диагностические факторы личностного развития школьника. Первичная экспресс-диагностика личности ребенка, поступающего в школу, позволяет оформить психологическую информацию следующего уровня:
- темперамент;
- степень акцентуированности;
- качество самооценки (заниженная, завышенная, адекватная);
- способность к дифференциации эмоций;
- уровень интеллектуально- когнитивного развития;
- уровень развития общих и специальных способностей;
- уровень эмоционально-волевого развития;
- уровень коммуникативного развития;
- уровень сформированности первичной сферы интересов (чем занимается с особым удовольствием, какие кружки, секции посещал до школы и проч.) и прогноз содержания личностной направленности (идеалы, ценности, цели);
- уровень психологического комфорта ребенка в семье, уровень взаимопонимания, любви, поддержки, разумной требовательности членов семьи друг к другу (высокий, средний, низкий, крайне низкий - асоциальная семья).
На основе обобщения полученной информации все поступившие в школу дети классифицируются педагогом-психологом совместно с социальным педагогом на следующие подгруппы:
1. Подгруппа психологической нормы (уровень личностного развития школьников соответствует социально-психологическим нормам развития и обеспечен психологически комфортными отношениями в семье).
2. Подгруппа психологической нормы с нарушением системы педагогического сопровождения на уровне семьи (уровень личностного развития школьников соответствует психологической норме, однако их семьи индифферентна к интересам ребенка).
3. Подгруппа «риска»:
а) группа учащихся с психологической нормой развития в условиях воспитания в асоциальной семье (конфликтность, алкоголизм, наркомания, физическое и моральное насилие);
б) группа учащихся с отставанием в эмоционально-волевом, интеллектуально-когнитивном развитии; семья реализует демократический стиль воспитания, психологически и педагогически компетентна;
в) группа учащихся с отставанием в психическом развитии; семья реализует авторитарный или либеральный стили воспитания, психолого-педаго-гическая некомпетентность родителей;
г) группа учащихся с отставанием в психическом развитии в асоциальной семье.
Очевидно, что учащимся, условно относящимся к первой и второй подгруппам, достаточно проявления со стороны классного руководителя, учителя-предметника, социального педагога устойчивого интереса к свободному времяпровождению учащихся и их занятости в соответствии с положительными увлечениями. Школьники из второй и третьей подгрупп нуждаются в стимулировании, подкреплении, коррекции, контроле, эмоциональной и организаторской поддержке. В конце каждого учебного года психолог и педагог диагностируют учащихся на степень развитости их потребност-но-мотивационной, предметно-действенной, экзистенциально-бытийной сфер, выявляющих направленность, круг увлечений подростков, их готовность к нравственному самосовершенствованию, постижению смысла жизни.
Учащиеся, условно относящиеся к первой подгруппе, требуют от педагога отслеживания и фиксации интересов, занятости, оценки результатов самовоспитания, саморазвития. Учащиеся второй подгруппы нуждаются в
поддержке на уровне интериоризации ими гуманистических ценностей, в корректировке ситуаций нравственного выбора, уточнения специфики вне учебной занятости. Учащиеся третьей подгруппы нуждаются в постоянном педагогическом контроле посещения специальных психологических занятий, в стимулировании занятий в кружках, секциях, творческих коллективах. На основе данной классификации можно выявить учащихся, потенциально вовлекаемых и не вовлекаемых в неформальные молодежные объединения. Очевидно, что именно подгруппа «риска» должна систематически наблюдаться и стимулироваться педагогами, в то время как для детей из второй подгруппы продуктивной является прежде всего работа с семьей при моральной поддержке самого ученика со стороны учителей.
Как показывает практика, все подростки школы, независимо от степени интереса к неформальным поведенческим проявлениям, нуждаются в участии в профилактических тренингах, способствующих формированию навыков само презентации, конструктивного общения. Особого внимания требует работа по внедрению в практику тренингов по формированию навыков отказа, умений противостоять моральному давлению со стороны взрослых, вовлекающих молодежь в сомнительные мероприятия. Однако выделяемой на основе комплексной диагностики в каждом классе группе подростков, склонных к неадекватному поведению, необходима коррекционная тренинговая работа, в которой очевидна ведущая роль врачебной помощи. Не случайно в монографии «Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики» под редакцией А. А. Козлова подчеркивается непреходящее значение генетико-биологических, нейропсихологических патологий в антисоциальном поведении человека. При этом специалистами указывается на полноценное воспитание как важнейший процесс в деле развития гуманной, конгруэнтной, толерантной, самоактуализирующейся личности. В частности, особое внимание обращается на то, что в возрасте от рождения до 2 лет у ребенка начинается закладка основ ценностного мира, от 7 до 12 лет - чувства любви, автономной охранительной системы, а подростковый возраст называется периодом проявления интереса к идеологическим и нравственным моделям, когда оформляется жизненная программа личности [7].
В целом работу по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения, характерную для школы, важно рассматривать как профилактику первичного и вторичного уровней.
Профилактика первичного уровня предусматривает ознакомление учащихся и их родителей с конкретной социальной проблемой с целью предупреждения об опасности негативного влияния отдельных субъектов и организаций на личность. Для этого в план воспитательной работы школы должны быть включены общешкольные, классные мероприятия типа бесед, предупредительных агитационных выступлений, оформления стендов-ин-форматоров, коллективного просмотра художественных и документальных
фильмов с дальнейшими дискуссиями и т. п. На уроке (как важнейшей форме школьной деятельности) учителю любого профиля необходимо изыскивать резервы для целесообразной профилактической работы, логично связывая с учебным материалом проблемы становления характера и умения противостоять антигуманному идеологическому давлению [5].
Вторичная профилактика предполагает реабилитационные мероприятия педагогического уровня, в которые включается ученик уже примкнувший к какому-либо неформальному молодежному объединению, но проявляющий желание выйти из него, вернуться к привычным отношениям в микросоциуме (в данном случае - в школе).
Профилактика третичного уровня, когда очевидны психические отклонения и возникает необходимость медицинской, юридической помощи подростку, должна осуществляться специальными учреждениями при поддержке образовательных.
Современным педагогическим коллективам следует обратить внимание на то, что функционирование в населенном пункте тех или иных неформальных объединений в значительной степени обусловлено спецификой самого поселения. Как показывают эмпирические исследования, в «больших» городах (с населением 1 000000 чел. и более) проявляется тенденция к преобладанию «элитарных» и «маргинальных» групп; вовлеченных в них подростков отличает склонность к силовой самореализации (юноши - 73,3% -Санкт-Петербург).
В провинциальных городах преобладают «подражатели» и «фанаты», что обусловлено повышенной потребностью в самопрезентации подростков при остром дефиците благоприятных социально-культурных условий развития. Соответственно, специфичными должны быть и подходы к организации досуга школьников. Так, в небольших населенных пунктах, где одна или несколько школ, в большинстве своем отсутствуют учреждения культуры, спорта. Поэтому педагогическому коллективу и родителям необходимо придать школе статус образовательно-культурно-досугового учреждения, расширяя сеть кружков, секций, организовывая массовые мероприятия с привлечением максимального числа учащихся (спортивные соревнования, конкурсы художественной самодеятельности, коллективные трудовые дела и т. п.). В городах с большим количеством учебных заведений, учитывая остроту проблемы финансирования, в школе целесообразно развернуть работу стимулирующе-организационного плана, содействуя семье в организации жизни ребенка посредством имеющихся в городе развивающих учреждений: в них, как правило, высококвалифицированные специалисты, нередко - полноценная материальная база. Работая в подобном режиме, педагогический коллектив не отчуждается от учащихся: в школе проводятся классные, общешкольные мероприятия просветительского, трудового, развлекательного характера, обеспечивается развитие рефлексивных, коммуника-
тивных, творческих способностей школьников. В то же время реализация индивидуальной культурно-досуговой деятельности, связанной с развитием специальных способностей, уточнением сферы положительных интересов ребенка осуществляется семьей при поддержке педагогов и является более эффективной. Подобная поддержка выражается в том, что классный руководитель, социальный педагог не только фиксируют место занятий подростка, но и стимулируют, направляют их, предлагая презентацию достигнутых результатов в школе, организовывая присутствие одноклассников на соревнованиях, выставках, концертах и т. п.
Итак, комплекс объективных и субъективных причин, связанных с тяготением подростков к неформальным молодежным объединениям (экономическая нестабильность, неопределенность политического вектора, социальное расслоение граждан, морально-нравственная дезориентация общества, психическая неустойчивость личности подростка, ее несамостоятельность, потребность в самоутверждении при отсутствии оптимальных условий и т. п.), будучи системными, должны стать предметом научного анализа не только криминологии, социологии, но и педагогической психологии, общей педагогики. Причем профилактическую и первичную реабилитационную работу с подростками важно вести циклично, с учетом специфики региона, населенного пункта, охватывая все направления деятельности педагогического коллектива, мобилизуя его на всестороннее сотрудничество со специальными службами, семьей. Современная школа нуждается в адаптированной к современным школьным реалиям программе по профилактике вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения. Особое внимание следует обратить на расширение ресурсов школы в области профилактических и коррекционных тренингов, на взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, когда индивидуальное становление подростка, уточнение сферы ее интересов будут поддержаны не призывами и требованиями, а конструктивной творческой деятельностью ученика и заинтересованных в его будущем наставников.
Библиографический список
1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.
2. Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М., 2001.
3. Попов, В. А., Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. - М., 2002.
4. Отклоняющееся поведение молодежи: Словарь-справочник / Под общ. ред. В. А. Попова. - Владимир, 2007.
5. Ульянова, И. В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся общеобразовательной школы в педагогическом взаимодействии. - Владимир, 2007.
6. Фромм, Э. Революция надежды. - М., 2006.
7. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / Под ред. А. А. Козлова. - СПб., 2003.