Научная статья на тему 'Профилактическая работа в школе по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения'

Профилактическая работа в школе по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
2865
311
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Нечаев Сергей Александрович

Автор анализирует причины вовлечения в неформальные молодежные объединения, рассматривает виды их, классификацию, определяет направление профилактической работы в школе, по первичному, вторичному, третичному уровня.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Нечаев Сергей Александрович,

Preventive work at school against involving of teenagers into informal youth associations

The author scrutinizes the reasons of involving teenagers in informal youth associations, considers their types and classification, recommends preventive measures for schools at primary, secondary, tertiary level.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Профилактическая работа в школе по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения»

УДК 378.01

С. А. Нечаев

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Кардинальные изменения в социально-политической жизни страны внесли серьезные противоречия в сферу воспитания учащихся, которые до настоящего время глубоко не изучены специалистами и остаются, без преувеличения, за бортом образовательного процесса. Одно из проблемных явлений - участие школьников в неформальных молодежных объединениях.

В советский период принятие детей, подростков, юношества в ряды октябрятских, пионерских, комсомольских школьных организаций, соответственно, и их приобщение к продуктивной деятельности носило обязательный характер. В связи с этим значительная часть подростков имела возможность не только удовлетворять свои потребности в самовыражении, самореализации, в осознанном выборе будущей профессии, получая профессиональную поддержку со стороны специалистов и школы, учреждений дополнительного образования, спортивных и проч., но и формировать их. Однако с течением времени по причине глобальной идеологизации образовательной системы, стагнационных тенденций в обществе в целом официальные детско-юношеские организации приобрели черты предельной формализации, тенденциозности. Уже в 70-80-е годы прошлого столетия вступление в комсомол одними подростками воспринималось как ни к чему не обязывающий ритуал, у других вызывало скрытые насмешки, нередко - цинизм [2].

Понятно, что очевидная абулия советского общества последних десятилетий с одной стороны и жесткое ограничение свободы самовыражения личности с другой влияли на зарождение у подрастающего поколения двойных моральных стандартов, социальную дезориентацию (Э. Фромм справедливо указал на появление таких ментальных черт у граждан тоталитарного общества, как мазохизм, садизм, конформизм [6]).

В то же время резкий отход образовательной системы в постсоветский период от организованных форм воспитания школьников, нередко и абсолютный отказ от воспитательного компонента в учебном учреждении крайне негативно повлияли на становление гуманно ориентированной личности в целом. В рамках рассматриваемой проблемы российский подросток остался без нравственных ориентиров, в которых он нуждался и нуждается в силу возрастных особенностей: зарождения чувства взрослости, желания действовать самостоятельно, предпочитая в качестве идеала уже не авторитетного взрослого, а образ неформального лидера-ровесника, опираясь на

законы подростковой субкультуры. В подобной ситуации значительная часть молодежи, предоставленная сама себе, ослепленная чувством безграничной свободы, вседозволенности, отсутствия целесообразного контроля со стороны родителей и беспомощности педагогов, не имеющая устойчивых социально одобряемых интересов, увлечений (спортом, искусством, наукой и т. п.) стала интенсивно включаться в ряды неформальных молодежных объединений.

Среди неформальных молодежных объединений начала XXI в. в России можно выделить два неравнозначных по численности и воспитательному эффекту направления:

1) неформальные молодежные объединения конструктивной направленности, имеющие конкретные формы управления, первичные организационные основы (историко-патриотические, экологические, этические: члены «рыцарских клубов», киноманы, «зеленые», рэперы и др.) - малочисленны, разрозренны;

2) неформальные молодежные объединения деструктивной направленности, отличающиеся альтернативным отношением их членов к обществу, традиционному образу жизни - многочисленны.

Неформальные молодежные объединения деструктивной направленности - это группы молодежи с ярко выраженным особым стилем жизни, который воспринимается ими как элитарный; их групповые ценностные ориентации сведены к узкому кругу характеристик «сильной личности», «суперидеи», возводимых в ранг абсолюта.

Характерным для таких групп является также чрезвычайно низкий уровень активности внутригруппового взаимодействия, отсутствие внутригрупповой структуры. Ценности, объединяющие группу, как правило, не вырабатываются в процессе деятельности группы, а привносятся извне в готовом виде.

Непосредственно от характера данных ценностей зависит условная классификация групп:

1. «Элитарные» группы (хиппи, восточные секты и др.) отрицают любое насилие, увлечены попытками построения собственной «философии»; их члены - в основном дети образованных родителей, из семей, имеющих высокий социальный статус; эмоциональное удовлетворение переживают посредством утверждения собственной исключительности, утверждения позиции «над» - над окружающими, над обществом; психологическая позиция: «над», личностная модель: «я созерцатель».

2. Группы «эмоциональной разрядки», «подражатели» (рокеры, металлисты, панки и др.), члены которых склонны к подражательству, демонстративности, переживанию эмоционального удовлетворения посредством нестандартных ситуаций, публичных способов и форм самореализации; членами таких групп чаще становятся молодые люди из семей состоятельных с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низким уровнем образования; психологическая позиция: «вместе, рядом»; личностная модель: «я - участник».

3. «Фанаты» (болельщики спортивных клубов, поклонники музыкальных групп, певцов и др.) - группы, члены которых сориентированы на поклонение кумиру, устремлены к подражательству, склонны к созависимости; в основном - дети из семей малообразованных и материально не обеспеченных; «приобщение» к жизни кумира проживается как, своего рода, компенсация собственной несостоятельности; психологическая позиция: «вместе, рядом»; личностная модель: «я такой же», «он - это я, я - это он».

4. «Маргинальные» группы (люберы, качки, скинхеды, неофашисты и др.) характеризуются агрессивностью, попранием законов (моральных и юридических), акцент ставится на физическое самоусовершенствование; чаще члены - выходцы из неблагополучных семей; психологическая позиция: «над», личностная модель: «я - хозяин, я диктатор».

Несмотря на принципиальное различие между объединениями конструктивной и деструктивной направленности в связи с опорой соответственно на гуманные и антигуманные ценности (у одних это духовные искания и творчество, у других - в различной степени дезориентация в морально-нравственной сфере), проблема вовлечения подростка в неформальные молодежные объединения на уровне ее содержания должна рассматриваться целостно. Это связано с тем, что, несмотря на ярко выраженное своеобразие каждого вида групп, их общность выражается в отчуждении от реального социума или отказе членов от соблюдения социальных норм как сложившихся и установленных в конкретном обществе меры допустимого поведения индивидов, социальных групп. Кроме того, обращает на себя внимание очевидная деформация личности, включаемой или уже включенной в какое-либо неформальное молодежное объединение (например, усиливаются эгоцентризм, агрессивность или инфантилизм и проч.); проблема ее гуманно ориентированной социализации и адекватной самореализации [4]).

На основе вышесказанного становится очевидным, что современной школе следует актуализировать профилактическую деятельность, связанную с воспитанием учащихся, которые могут быть вовлечены в неформальные молодежные объединения.

Для этого необходима подготовка педагогического коллектива к специальной работе. Ее содержательными блоками должны стать следующие:

1. Просвещение педагогов на предмет неформальных молодежных объединений (Городской информационно-методический центр, Институт повышения квалификации работников образования, специалисты вузов, социально-психологических центров).

2. Содействие педагогам в работе с семьями по профилактике вовлечения ученика в неформальные молодежные объединения ((Городской информационно-методический центр, Институт повышения квалификации работников образования, специалисты вузов, социально-психологических центров).

3. Организация продуктивной вне учебной деятельности учащихся в школе (кружки, секции) и вне школы.

4. Реализация системы психолого-педагогической поддержки слабо успевающим, акцентуированным, из семей «группы риска» учащимся.

5. Взаимодействие социально-психологической службы школы с педагогами и родителями по профилактике вовлечения учащихся в неформальные молодежные объединения и специальной реабилитации в контексте гуманистической парадигма образования.

Подобная профилактическая деятельность многоаспектная, разноуровневая. Она отличается обязательным сотрудничеством школы с семьей в режиме психологического сопровождения [1], а также расширением сферы функций учреждения за счет психотерапевтической, прогностической, коррекционной, профилактической. В частности, сегодня значительно повышается роль социально-психологической службы, призванной не просто реализовывать диагностическое, просветительское, коррекционное направления деятельности, но системно включить их в профилактический компонент целостного педагогического процесса.

Обратимся к профилактике вовлечения школьников в неформальные молодежные объединения. Она объединяет:

1) диагностику уровня личностного развития (психологические тесты);

2) диагностику степени сформированности сферы позитивных интересов учащихся (психологические тесты; наблюдения классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) диагностику реальной ситуации социализации ученика (наблюдение, анкетирование на предмет его интереса или вовлеченности в неформальное молодежное объединение - родители, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог);

4) диагностику степени развитости чувства самосохранения (родители, педагоги, специалисты);

5) переориентацию негативных интересов школьника на позитивные (родители, педагоги, социально-психологическая служба школы).

Рассмотрим более подробно диагностические факторы личностного развития школьника. Первичная экспресс-диагностика личности ребенка, поступающего в школу, позволяет оформить психологическую информацию следующего уровня:

- темперамент;

- степень акцентуированности;

- качество самооценки (заниженная, завышенная, адекватная);

- способность к дифференциации эмоций;

- уровень интеллектуально- когнитивного развития;

- уровень развития общих и специальных способностей;

- уровень эмоционально-волевого развития;

- уровень коммуникативного развития;

- уровень сформированности первичной сферы интересов (чем занимается с особым удовольствием, какие кружки, секции посещал до школы и проч.) и прогноз содержания личностной направленности (идеалы, ценности, цели);

- уровень психологического комфорта ребенка в семье, уровень взаимопонимания, любви, поддержки, разумной требовательности членов семьи друг к другу (высокий, средний, низкий, крайне низкий - асоциальная семья).

На основе обобщения полученной информации все поступившие в школу дети классифицируются педагогом-психологом совместно с социальным педагогом на следующие подгруппы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Подгруппа психологической нормы (уровень личностного развития школьников соответствует социально-психологическим нормам развития и обеспечен психологически комфортными отношениями в семье).

2. Подгруппа психологической нормы с нарушением системы педагогического сопровождения на уровне семьи (уровень личностного развития школьников соответствует психологической норме, однако их семьи индифферентна к интересам ребенка).

3. Подгруппа «риска»:

а) группа учащихся с психологической нормой развития в условиях воспитания в асоциальной семье (конфликтность, алкоголизм, наркомания, физическое и моральное насилие);

б) группа учащихся с отставанием в эмоционально-волевом, интеллектуально-когнитивном развитии; семья реализует демократический стиль воспитания, психологически и педагогически компетентна;

в) группа учащихся с отставанием в психическом развитии; семья реализует авторитарный или либеральный стили воспитания, психолого-педаго-гическая некомпетентность родителей;

г) группа учащихся с отставанием в психическом развитии в асоциальной семье.

Очевидно, что учащимся, условно относящимся к первой и второй подгруппам, достаточно проявления со стороны классного руководителя, учителя-предметника, социального педагога устойчивого интереса к свободному времяпровождению учащихся и их занятости в соответствии с положительными увлечениями. Школьники из второй и третьей подгрупп нуждаются в стимулировании, подкреплении, коррекции, контроле, эмоциональной и организаторской поддержке. В конце каждого учебного года психолог и педагог диагностируют учащихся на степень развитости их потребност-но-мотивационной, предметно-действенной, экзистенциально-бытийной сфер, выявляющих направленность, круг увлечений подростков, их готовность к нравственному самосовершенствованию, постижению смысла жизни.

Учащиеся, условно относящиеся к первой подгруппе, требуют от педагога отслеживания и фиксации интересов, занятости, оценки результатов самовоспитания, саморазвития. Учащиеся второй подгруппы нуждаются в

поддержке на уровне интериоризации ими гуманистических ценностей, в корректировке ситуаций нравственного выбора, уточнения специфики вне учебной занятости. Учащиеся третьей подгруппы нуждаются в постоянном педагогическом контроле посещения специальных психологических занятий, в стимулировании занятий в кружках, секциях, творческих коллективах. На основе данной классификации можно выявить учащихся, потенциально вовлекаемых и не вовлекаемых в неформальные молодежные объединения. Очевидно, что именно подгруппа «риска» должна систематически наблюдаться и стимулироваться педагогами, в то время как для детей из второй подгруппы продуктивной является прежде всего работа с семьей при моральной поддержке самого ученика со стороны учителей.

Как показывает практика, все подростки школы, независимо от степени интереса к неформальным поведенческим проявлениям, нуждаются в участии в профилактических тренингах, способствующих формированию навыков само презентации, конструктивного общения. Особого внимания требует работа по внедрению в практику тренингов по формированию навыков отказа, умений противостоять моральному давлению со стороны взрослых, вовлекающих молодежь в сомнительные мероприятия. Однако выделяемой на основе комплексной диагностики в каждом классе группе подростков, склонных к неадекватному поведению, необходима коррекционная тренинговая работа, в которой очевидна ведущая роль врачебной помощи. Не случайно в монографии «Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики» под редакцией А. А. Козлова подчеркивается непреходящее значение генетико-биологических, нейропсихологических патологий в антисоциальном поведении человека. При этом специалистами указывается на полноценное воспитание как важнейший процесс в деле развития гуманной, конгруэнтной, толерантной, самоактуализирующейся личности. В частности, особое внимание обращается на то, что в возрасте от рождения до 2 лет у ребенка начинается закладка основ ценностного мира, от 7 до 12 лет - чувства любви, автономной охранительной системы, а подростковый возраст называется периодом проявления интереса к идеологическим и нравственным моделям, когда оформляется жизненная программа личности [7].

В целом работу по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения, характерную для школы, важно рассматривать как профилактику первичного и вторичного уровней.

Профилактика первичного уровня предусматривает ознакомление учащихся и их родителей с конкретной социальной проблемой с целью предупреждения об опасности негативного влияния отдельных субъектов и организаций на личность. Для этого в план воспитательной работы школы должны быть включены общешкольные, классные мероприятия типа бесед, предупредительных агитационных выступлений, оформления стендов-ин-форматоров, коллективного просмотра художественных и документальных

фильмов с дальнейшими дискуссиями и т. п. На уроке (как важнейшей форме школьной деятельности) учителю любого профиля необходимо изыскивать резервы для целесообразной профилактической работы, логично связывая с учебным материалом проблемы становления характера и умения противостоять антигуманному идеологическому давлению [5].

Вторичная профилактика предполагает реабилитационные мероприятия педагогического уровня, в которые включается ученик уже примкнувший к какому-либо неформальному молодежному объединению, но проявляющий желание выйти из него, вернуться к привычным отношениям в микросоциуме (в данном случае - в школе).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профилактика третичного уровня, когда очевидны психические отклонения и возникает необходимость медицинской, юридической помощи подростку, должна осуществляться специальными учреждениями при поддержке образовательных.

Современным педагогическим коллективам следует обратить внимание на то, что функционирование в населенном пункте тех или иных неформальных объединений в значительной степени обусловлено спецификой самого поселения. Как показывают эмпирические исследования, в «больших» городах (с населением 1 000000 чел. и более) проявляется тенденция к преобладанию «элитарных» и «маргинальных» групп; вовлеченных в них подростков отличает склонность к силовой самореализации (юноши - 73,3% -Санкт-Петербург).

В провинциальных городах преобладают «подражатели» и «фанаты», что обусловлено повышенной потребностью в самопрезентации подростков при остром дефиците благоприятных социально-культурных условий развития. Соответственно, специфичными должны быть и подходы к организации досуга школьников. Так, в небольших населенных пунктах, где одна или несколько школ, в большинстве своем отсутствуют учреждения культуры, спорта. Поэтому педагогическому коллективу и родителям необходимо придать школе статус образовательно-культурно-досугового учреждения, расширяя сеть кружков, секций, организовывая массовые мероприятия с привлечением максимального числа учащихся (спортивные соревнования, конкурсы художественной самодеятельности, коллективные трудовые дела и т. п.). В городах с большим количеством учебных заведений, учитывая остроту проблемы финансирования, в школе целесообразно развернуть работу стимулирующе-организационного плана, содействуя семье в организации жизни ребенка посредством имеющихся в городе развивающих учреждений: в них, как правило, высококвалифицированные специалисты, нередко - полноценная материальная база. Работая в подобном режиме, педагогический коллектив не отчуждается от учащихся: в школе проводятся классные, общешкольные мероприятия просветительского, трудового, развлекательного характера, обеспечивается развитие рефлексивных, коммуника-

тивных, творческих способностей школьников. В то же время реализация индивидуальной культурно-досуговой деятельности, связанной с развитием специальных способностей, уточнением сферы положительных интересов ребенка осуществляется семьей при поддержке педагогов и является более эффективной. Подобная поддержка выражается в том, что классный руководитель, социальный педагог не только фиксируют место занятий подростка, но и стимулируют, направляют их, предлагая презентацию достигнутых результатов в школе, организовывая присутствие одноклассников на соревнованиях, выставках, концертах и т. п.

Итак, комплекс объективных и субъективных причин, связанных с тяготением подростков к неформальным молодежным объединениям (экономическая нестабильность, неопределенность политического вектора, социальное расслоение граждан, морально-нравственная дезориентация общества, психическая неустойчивость личности подростка, ее несамостоятельность, потребность в самоутверждении при отсутствии оптимальных условий и т. п.), будучи системными, должны стать предметом научного анализа не только криминологии, социологии, но и педагогической психологии, общей педагогики. Причем профилактическую и первичную реабилитационную работу с подростками важно вести циклично, с учетом специфики региона, населенного пункта, охватывая все направления деятельности педагогического коллектива, мобилизуя его на всестороннее сотрудничество со специальными службами, семьей. Современная школа нуждается в адаптированной к современным школьным реалиям программе по профилактике вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения. Особое внимание следует обратить на расширение ресурсов школы в области профилактических и коррекционных тренингов, на взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, когда индивидуальное становление подростка, уточнение сферы ее интересов будут поддержаны не призывами и требованиями, а конструктивной творческой деятельностью ученика и заинтересованных в его будущем наставников.

Библиографический список

1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.

2. Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М., 2001.

3. Попов, В. А., Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. - М., 2002.

4. Отклоняющееся поведение молодежи: Словарь-справочник / Под общ. ред. В. А. Попова. - Владимир, 2007.

5. Ульянова, И. В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся общеобразовательной школы в педагогическом взаимодействии. - Владимир, 2007.

6. Фромм, Э. Революция надежды. - М., 2006.

7. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / Под ред. А. А. Козлова. - СПб., 2003.