Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАВИСИМОСТЬ / ПОДРОСТОК / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахкиямова Гузелия Равиловна

В статье освещена проблема профилактической работы по снижению аддиктивного поведения, где особая роль отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Представлены пути профилактической работы в рамках учебной и внеучебной деятельности в процессе изучения курса ОБЖ, которые должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахкиямова Гузелия Равиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE WORK TO REDUCE ADDICTIVE BEHAVIOUR

The article highlights the problem of preventive work to reduce addictive behavior, where a special role is given to the course "Fundamentals of life safety". The ways of preventive work within the framework of educational and extracurricular activities in the process of studying the course of OBZH, which should become an integral part of the educational process, are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Педагогика

УДК 373.5

кандидат педагогических наук, доцент Ахкиямова Гузелия Равиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье освещена проблема профилактической работы по снижению аддиктивного поведения, где особая роль отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Представлены пути профилактической работы в рамках учебной и внеучебной деятельности в процессе изучения курса ОБЖ, которые должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, зависимость, подросток, основы безопасности жизнедеятельности, здоровье, здоровый образ жизни.

Annotation. The article highlights the problem of preventive work to reduce addictive behavior, where a special role is given to the course "Fundamentals of life safety". The ways of preventive work within the framework of educational and extracurricular activities in the process of studying the course of OBZH, which should become an integral part of the educational process, are presented.

Keywords: addiction, addictive behavior, teenager, basics of life safety, health, healthy lifestyle.

Введение. Профилактика аддикций у подростков и детей - это самое, важное условие для сохранения и укрепления физического и психического здоровья, от которого зависит здоровье будущих поколений. Зачастую, обучающиеся подросткового возраста, уйдя от тотального контроля родителей вынуждены самостоятельно занимать свой досуг.

Аддикция определяется, как неспособность прекратить потребление какого-либо вещества (наркотиков, алкоголя, табакокурения) или вовлечение в определенное поведение, независимо от социальных и медицинских последствий. Однако существуют также некоторые медицинские и личные факторы, которые могут подвергнуть любого человека риску зависимости. Существует сложная структура факторов риска, которые могут способствовать развитию зависимости [6].

Аддиктивное поведение - это такая форма разрушительного поведения, когда человек, пытается, как бы решить все свои проблемы и накопленные обиды путем принятия «запретных» препаратов [3]. С аддиктивным поведением все чаще сталкиваются неблагоприятные семьи. В последние годы во всем мире наблюдается значительный рост числа игроков. На самом деле энтузиазм и определенное количество могут присутствовать в совершенно здоровом человеке, выражая, тем самым, стремление к победе и превосходству, а также к экономическому продвижению. В его основе лежат невероятные положительные эмоции, которые люди часто испытывают снова и снова. Такой ум представляет собой беспорядок концепций, и человеческое желание сосредоточено только на одном [4].

Изложение основного материала статьи. Определить конкретные причины аддиктивного поведения невозможно. Чтобы развить этот тип реакции, необходимо сочетать личностные качества и враждебное окружение. Когда мы говорим о факторах, которые могут способствовать аддиктивному поведению, это в основном означает вещи, которые делают человека зависимым или могут заставить его стать зависимым от определенных видов поведения или веществ. Существует сложная структура факторов риска, которые могут способствовать развитию зависимости, рассмотрим некоторые из них:

1) семейный анамнез - один из самых первых факторов, который может способствовать зависимости. Согласно исследованиям, генетика играет большую роль в формировании зависимости человека. На самом деле, около 40-60% генов являются фактором, способствующим зависимостям. Если у ребенка есть родитель, который имеет зависимость, то есть вероятность, что человек может развить другую форму зависимости, даже не зная, что семейная история является большой причиной, по которой он стал наркоманом;

2) домашняя обстановка или семейная жизнь - все, что происходит в доме человека, делает его тем человеком, которым он является. Если у человека есть здоровая, любящая домашняя обстановка, то мало шансов, что он станет наркоманом. Необходимо удерживать в семье дружественную, любящую и вдохновляющую атмосферу. Именно это будет благоприятно влиять на вашего ребенка [3];

3) круг друзей и давление со стороны сверстников - есть люди, у которых нет никаких пристрастий вообще. На самом деле, их семейная жизнь может быть замечательной, но сверстники могут способствовать аддикции, особенно если они находятся в менее желательной толпе. Иногда именно давление со стороны сверстников и стремление вписаться в общество приводят этих людей к зависимости.

Здесь очень важно и даже необходимо объяснять обучающимся об индивидуальности, о важности и последствиях правильного и здорового образа жизни. Наконец важно также говорить и о последствиях зависимого поведения. Некоторые психологи даже советуют приукрасить последствия «неправильного» образа жизни;

4) высокий уровень стресса - некоторые люди могут подвергаться большому стрессу в жизни. Такая группа людей более склонна принимать такие вещества, как алкоголь или марихуана, чтобы помочь снизить уровень стресса [3].

Надо отметить, что вся профилактическая работа по снижению аддиктивного поведения должна быть выстроена на определении и устранении причин, побуждающих такого рода поведение, и в свою очередь выстраивать линию для возможности организации такой работы в общеобразовательных учреждениях.

Очевидно, что груз ответственности по профилактике правонарушений ложится на классных руководителей, социальных педагогов, психологов, завучей по воспитательной работе, педагогов-организаторов, медицинских работников. Но свою достаточно большую и серьезную вклад вносят и учителя-предметники, в частности преподаватели-организаторы «Основ безопасности жизнедеятельности».

Предмет ОБЖ во всех образовательных организациях введен в единую систему обеспечения безопасных условий самого образовательного процесса, охраны труда, организации антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, создания всех необходимых условий для укрепления и сохранения здоровья обучающихся [9].

Именно на уроках ОБЖ данная работа, базируется на воспитании здоровье-ориентированных в некотором роде привычек, таких как активный отдых, правильный режим труда, спортивные занятия, оздоровительные мероприятия, которые станут преградой для формирования аддиктивного поведения. Соблюдение определенных норм здорового и безопасного образа жизни способствует формированию ценностных установок к здоровью, развивает желание его сохранить, а значит, имеет непосредственное профилактическое значение [6].

В свою очередь, мы решили остановиться на определении склонности к аддиктивному поведению обучающихся по составленному нами тесту-опроснику «Аддиктивная склонность». Исследование проводилось среди учеников двух 10-х классов МБОУ СОШ №10, города Набережные Челны, количество опрошенных составило 48 учащихся.

При анализе нашего опроса, можем сказать, что выявленные показатели свидетельствуют о том, что наибольший процент склонности, в данной группе учащихся, выражен именно к химической зависимости. Также надо отметить, что при оценке склонности к химическим зависимостям, ответы обучающихся были распределены по признакам склонности и вероятности зависимого поведения.

Итак, мы выявили следующее: 52% опрошенных не проявляли признаков аддиктивного поведения (или склонности к нему), 29% учащихся проявили склонность к употреблению психоактивных веществ, т.е. ответы респондентов показали, какова вероятность развития аддиктивного поведения. Значит можно рассуждать о возможности постоянного употребления алкогольной продукции, т.е. 29% опрошенных - можно отнести к категории людей склонных к аддиктивному поведению, т.е. данная группа опрошенных обладает большей степенью вероятности, чем предыдущие, зависимости от психоактивных веществ. Следовательно, именно с этой группой необходима более обстоятельная работа, чтобы развить навыки противодействия этой зависимости.

Работу по снижению аддиктивного поведения с данной группой преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности выстраивает не только в рамках учебной, но и внеучебной деятельности, где внеучебная деятельность становится ведущей [2].

Организация досуга учащихся под руководством преподавателя-организатора ОБЖ является хорошим профилактическим средством по профилактике правонарушений у подростков. Видов внеклассной работы учителя ОБЖ много. Они все взаимосвязаны и дополняют друг друга [9].

Внеурочные работы позволяют повысить интерес учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, выработать самостоятельность и сформировать собственное мнение, что важно по вопросам профилактики вредных привычек. Если в школе жизнь не будет организована увлекательно и интересно, то обучающиеся вынуждены будут удовлетворять свои интересы по-другому.

В процессе внеклассных занятий обучающиеся развивают физические и творческие способности, самостоятельность и активность, познавательный интерес и мыслительные способности, трудолюбие и самодисциплину [8]. Здесь надо отметить актуальность различных спортивных секций или спортивных занятий в учреждении дополнительного образования [9].

В силу возрастных особенностей им хочется больше время проводить с друзьями, близкими по интересам. Такими друзьями выступают одноклассники или учащиеся той же школы, так как большинство своего времени школьники проводят именно в образовательной организации. Здесь они и проводят свое свободное время за общением. Если общение не организовано, не имеет четкого целевого назначения, то это приводит к правонарушениям, формированию вредных привычек и зависимостей.

Индивидуальные занятия с обучающимися по вопросам профилактики правонарушений могут заключаться в подготовке рефератов, сообщений. В настоящее время большое внимание уделяется подготовке социальных проектов. Основная цель - развитие самостоятельности и познавательного интереса учащихся, но при этом требует определенного уровня подготовленности учащихся. По вопросам профилактики правонарушений, здорового образа жизни ежегодно проводятся конкурсы социальных проектов на уровне района, города, области и Российской Федерации.

Групповые занятия в форме кружков, походов на природу, экскурсий выполняют функцию по организации досуга обучающихся и позволяют удовлетворить их интересы и потребности [1].

Для подростков важно, чтобы они умели что-то делать, что ставило бы их выше других в своей среде: достижения в спорте, художественный вкус, способность зарабатывать на своих способностях деньги и помогать семье - это приносит уважение в компании. Но не все подростки спортивные, музыкальные и пр. Кто-то не наделен талантом, у кого-то просто отсутствует возможность заниматься. Занятия в кружке по ОБЖ в школе поможет приобрести подростку не только умения, которых нет у их сверстников, но и которые пригодятся в повседневной жизни. Мало того, это поможет решить проблему свободного времени [4].

При изучении данных тем на уроках основы безопасности жизнедеятельности, основной акцент необходимо ставить на осведомление обучающихся о последствиях пристрастия к аддиктивному поведению, требуется сформировать у них жизненные установки, которые им позволили бы оперативно справляться с житейскими трудностями и давлением окружающей среды в будущем. Такая профилактика бесед с обучающимися должна проводиться как в узком семейном кругу, так и с помощью определенных групп специалистов (психологов, педагогов, родителей). Именно так сформируются знания о последствиях увлечения тем или иным видом зависимости [6].

Необходимо заострить их внимание на том, что даже если у человека есть семейная история зависимости, он все равно можно для себя решить, что не нужно быть похожим на своих бывших членов семьи. Даже если у него есть целая группа друзей, которые заставляют его принимать наркотики, он все равно может и должен сказать «нет», и даже если случайно пристрастился, человек все еще может изменить свою жизнь. Существует множество программ исцеления, которые могут помочь ему и окружающим вытащить его из сточной канавы, если он действительно ищет исцеления. В конце концов, у нас всего одна жизнь, надо прожить ее так, чтобы потом не сожалеть о годах, проведенных «в тюрьме» от пагубной привычки.

Повторная поездки диагностика трудности (работа велась 2020/2021 учебный год) показала, критерием что у оказывается подростков Женя снизились вышеуказанные показатели до 15% сделать. Таким выпивать образом, теми проведенные заботах мероприятия с Дерманова обучающимися, подходит направленные правонарушениями на профилактику аддиктивного поведения, дали над положительные результаты.

Выводы. Таким образом, можно с полной ответственность сказать, что на современном этапе общеобразовательные учреждения решают ряд актуальных задач, среди которых важнейшее значение приобретает осознание необходимости организации профилактики аддиктивного поведения обучающихся. Достаточно весомый вклад в данную работу вносят преподаватели-организаторы ОБЖ, результаты их деятельности приводят к формированию знаний о социальных и психологических последствиях вредных привычек; к развитию своих личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации к требованиям окружающей среды; к снижению склонности к аддиктивному поведению.

Литература:

1. Ахкиямова, Г.Р. Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» / Г.Р. Ахкиямова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). -Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. - № 4-2. - С. 24-29.

2. Ахкиямова, Г.Р., Хасанова, А.Р. Трансформации учебного процесса по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в контексте изменений фундаментальных требований ФГОС / Г.Р. Ахкиямова, А.Р. Хасанова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2016. - №11-2. - С. 26-31.

3. Казанцев, И.Ю. Особенности организации профилактики аддиктивного поведения в курсе ОБЖ / И.Ю. Казанцев. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 6.1 (110.1). - С. 56-59. - URL: https://moluch.ru/archive/110/27094/

4. Кулакова, Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской

деятельности / Е.А. Кулакова. - М.: НИИ школьных технологий, 2016. - 240 с.

5. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учеб.-метод. пособие. - Новосибирск, 2018. - 58 с.

6. Михайлов, Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Михайлов, О.Н. Русак, В.П. Соломин. - М.: Академия, 2018. - 288 с.

7. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://обж.рф

8. Подласый, И.П. Современные образовательные технологии / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2017. - 384 с.

9. ФГОС // Министерство образования и науки Российский Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/336

Pedagogy

UDC 378.2

senior teacher Banartseva Arina Vladimirovna

Samara State Technical University (Samara);

Ph. D. in pedagogy, associated professor Kaplina Liidmila Yurievna

Samara State University of Social Sciences and Education (Samara)

FOREIGN LANGUAGES LEARNING PROCESS BASED ON PROJECT METHODS IN NON-LINGUISTIC

UNIVERSITIES

Annotation. The paper considers the project activities in the teaching of foreign language at higher educational institutions. In the article we analyze the specific functions of the project activities. One of the main functions of the project method is the communicative function, which promotes the learners' communication skills, that is, the ability to work together with other people. This method allows to use integrated knowledge, applying the language in a situation close to a real professional activity. In our work we consider the implementation of the method on the example of several projects carried out as extracurricular independent work by students of a higher educational institution. In terms of the methodology for teaching foreign languages, the project method is based on several principles, including interest in project implementation on the part of the participants, connection of the project with real life, leading coordinating role of the teacher, cross-cultural nature of projects and structural completeness. This allows students gain experience with scientific articles, source selection, analysis, drawing conclusions, as well as the ability to present their work in the form of a presentation and gain experience in public speaking.

Keywords: project method, project activity, communication skills, knowledge, foreign language, motivator, learning experience.

Аннотация. В статье рассматриваются методы проектной деятельности в процессе обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях. В нашей работе анализируются характерные функции проектов. Одой из основных функций метода проекта является коммуникативная функция, которая способствует развитию у студентов коммуникационных навыков, то есть способности работать вместе с другими людьми. Этот метод позволяет использовать интегрированные знания, применяя язык в ситуации, близкой к реальной профессиональной деятельности, что в свою очередь стимулирует познавательную и научную активность студентов. В нашей работе мы рассматриваем реализацию метода на примере нескольких проектов, осуществляемых студентами высших учебных заведений в качестве самостоятельной работы. Что касается методологии преподавания иностранных языков, то проектный метод основан на некоторых ключевых принципах, в их числе: интерес к выполнению проекта со стороны участников, связь проекта с реальной жизнью, ведущая координирующая роль преподавателя, межпредметный и межкультурный характер проектов, и структурная завершенность. В ходе проектной работы студенты приобретают опыт работы с научными статьями, отбором источников, учатся анализировать, формулировать выводы, а также получают навык представления результатов своей работы в виде презентации и приобретают опыт публичного выступления.

Ключевые слова: проектный метод, проектная деятельность, коммуникативные навыки, знания, мотиватор, опыт обучения.

It is a well-known fact that traditional lessons with explanation of grammar and exercise are necessary, but sometimes they become tedious and boring for students. There are several ways to interest students - and one of them is the project method. Lately many teachers have considered the project method to be one of the most effective methods in teaching foreign languages as it has not only contributed to the improvement of the students' communication skills and the development of their linguistic personality, but it also has increased internal motivation and interest in the subject. By its didactic nature the project method is aimed at developing abilities when the graduates of an educational institution possess such abilities, they are becoming more adapted to life and also are able to adapt to changing conditions, to orient themselves in various situations, collaborate in different teams because project activity is a cultural activity at the same time within which it is possible to develop the ability to make responsible choices.

The specific functions of the projects are motivational-incentive, informative-educational, heuristic, educational, communicative, reflexive-evaluative. One of the main functions of the training project is the communicative function, which promotes the learners' communication skills, that is, the ability to work together with other people [1].

The forms of project development can vary from mini-projects carried out in a single class to projects developed in a period ranging from a few days to a term or even a year. As a rule, projects are carried out outside working hours, although they can also be monitored during classes. All types of projects can be carried out in the specific field of foreign language or culture study, and they can be multidisciplinary by nature.

When teaching a foreign language in a non-linguistic university, the project method allows to use integrated knowledge, applying the language in a situation close to a real professional activity, which in turn stimulates the students' cognitive and scientific activity. It contributes to a more motivated acquisition and a foreign language knowledge retention and at the same time stimulates students' independent acquisition of knowledge, develops skills and abilities in the main speech activities and creates conditions for each student's active oral practice [2].

We would like to briefly review the origin and development of the project method as a learning method. It is common knowledge that many authors associate this method with the name of John Dewey, an early 20th-century American teacher, and his pupil William Hurd Kilpatrick.

However, M.M. Morozova [5], A.N. Solovyov and I.K. Stepanyan [8] in their articles refer to the work of the German scientist-teacher M. Knoll, who proposes to count the emergence of the project method in education since the 16th century in his retrospective

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.