Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМЕТЕНЦИЙ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ'

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМЕТЕНЦИЙ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБУЧЕНИЕ / НАУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анцупов Игорь Сергеевич, Бережной Николай Александрович, Артенян Валерий Армаисович

В статье рассматривается проблема подготовки инженеров новой формации, соответствующей реалиям и ожиданиям современного производства, для которого характерно постоянные изменения под влиянием комплекса факторов и условий постиндустриального общества, требует теоретического осмысления и определения реальных проблем, от решения которых во многом зависит успех инженерного образования в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анцупов Игорь Сергеевич, Бережной Николай Александрович, Артенян Валерий Армаисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN ENGINEERING AND TECHNOLOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN REALITIES

The article deals with the problem of training engineers of a new formation corresponding to the realities and expectations of modern production, which is characterized by constant changes under the influence of a complex of factors and conditions of post-industrial society, requires theoretical understanding and definition of real problems, the solution of which largely depends on the success of engineering education in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМЕТЕНЦИЙ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ»

2. Antropova L.I., Zalavina T.Y., Dyorina N.V. Features of the professional foreign-language competence development of students: the cognitive-emotional component of the study / Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. - 2018. T. 24. - № 3. - P. 150-152.

3. Bodalev A.A. Personality and communication. Psychological communication / A.A. Bodalev. - M.: Publishing house "Institute of Practical Psychology", Voronezh: NPO, "Modek". - 1996. - 256 p.

4. Bergelson M.B. Intercultural Communication: Questions of Theory and Practice / Bulletin of Moscow State University. Ser. 19. Linguistics and intercultural communication. - 2005. - № 3. - P. 54-68.

5. Gasanenko E.A. Project method in language learning / In the collection:. Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference. - 2020. - P. 51-54.

6. Goikhman O.Ya., Nadeina T.M. Fundamentals of speech communication: Textbook for universities / O.Ya. Goikhman, T.M. Nadeina. - M.: INFRA-M. - 1997. - 272 p.

7. Goryanina V.A. Psychology of Communication: Textbook / V.A. Goryanina. - M.: Academy. - 2004. - 416 p.

8. Lukina O.A. Cultural competence and a modern foreign language lesson at a technical university / Bulletin of the Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov. - 2005. - № 2 (10). - P. 90-91.

9. Lukina O.A., Savva L.I., Gasanenko E.A., Soldatchenko A.L. Conceptual matrix of finding pedagogical conditions problem for the formation of technical university students' professional image / Problems of modern pedagogical education. - 2018. -№ 59-4. - P. 56-60.

10. Oganesyan N.T. Methods of active social and psychological training: Trainings, discussions, games / N.T. Hovhannisyan. -M.: Os-89. - 2002. - 176 p.

11. Petrovskaya, L.A. Competence in communication / L.A. Petrovskaya. - M.: Academy. - 1999. - 216 p.

12. Reid M. How to develop the skills of successful communication. A practical guide / M. Reid. - M.: Eksmo. - 2003. - 352 p.

13. Zalavina T.Yu., Antropova L.I., Dyorina N.V., Gasanenko E.A. Exercises as a means of teaching students of speech activity in a foreign language / In the collection: Scientific space of Russia: genesis and transformation in the context of the implementation of sustainable development goals. collection of scientific articles based on the results of the National Scientific and Practical Conference. St. Petersburg. - 2020. - P. 61-63.

Педагогика

УДК 37.013.46:378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Анцупов Игорь Сергеевич

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Бережной Николай Александрович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Артенян Валерий Армаисович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМЕТЕНЦИЙ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки инженеров новой формации, соответствующей реалиям и ожиданиям современного производства, для которого характерно постоянные изменения под влиянием комплекса факторов и условий постиндустриального общества, требует теоретического осмысления и определения реальных проблем, от решения которых во многом зависит успех инженерного образования в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: инженерно-техническое образование, надпрофессиональные навыки, технологическая культура, структурная модель технологической культуры, обучение, научение.

Annotation. The article deals with the problem of training engineers of a new formation corresponding to the realities and expectations of modern production, which is characterized by constant changes under the influence of a complex of factors and conditions of post-industrial society, requires theoretical understanding and definition of real problems, the solution of which largely depends on the success of engineering education in higher educational institutions.

Keywords: engineering and technical education, supra-professional skills, technological culture, structural model of technological culture, training, learning.

Введение. В настоящее время очевиден проблемный момент, связанный с тем, что Россию ждет дефицит специалистов, способных выполнять и аналитическую и творческую работу одновременно, импровизировать, самостоятельно принимать решения. По представленным в ряде исследований прогностических моделях, к 2025 году нехватка таких кадров может достигнуть порядка 10 миллионов человек. В некоторых экспертных заключениях из научных исследований последнего десятилетия, посвященных данной проблеме, представлены выводы о том, что не получило подтверждения предположение о высоком неудовлетворенном спросе на специалистов в области техники и технологии.

Сегодня весьма остро в академическом сообществе ставится проблема не только формирования надпрофессиональных навыков, но и их учета, восприятия в образовании. Возникает достаточно противоречивое понимание эффективной подготовки обучающихся еще в стенах общеобразовательных школ и конструктивной преемственности с наполнением содержательной части педагогического процесса в вузах, особенно реализующих инженерно-техническую подготовку.

Парадигма новых профессий диктует необходимость развития таких надпрофессиональных навыков, как: экологическое и системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации и управления проектами, бережливого производства и клиент-ориентированности, мультиязычности и мульти-культурности, работа с людьми и в условиях неопределенности, навыки художественного творчества и программирования, навыки деятельности в области робототехники и искусственного интеллекта. Различные комбинации этих навыков позволяют сформировать готовность и способность человека выполнять сложные профессиональные задачи в востребованных сегодня на рынке труда профессиях.

Если в 2015 году спектр востребованных профессий был представлен порядка 186 наименованиями из 25 отраслей, то в настоящее время это уже 27 отраслей и практически удвоенный список профессий из 342 наименований. Термин «навык»

сегодня использует очень много различных источников. Причем следует отметить, что существует тенденция к полярности использования этого термина. В русском языке под словом «навык» подразумевается умение, доведенное до автоматизма, в тоже время слово «skill», которое в английском языке также имеет лексическое значение навыка, означает «способность выполнить задачу с предопределенным результатом». Таким образом, при сравнении семантики этих слов, мы видим, что они различаются принципиально по своей сущностной характеристике.

Именно поэтому следует рассматривать надпрофессиональные навыки в широком смысле, делая акцент на интенсивно нарастающий запрос современной профессиональной среды мира новых отраслей, что особенно актуализируется для инженерно-технических специальностей и профилей подготовки.

Изложение основного материала статьи. Весьма интересным проблемное поле формирования надпрофессиональных навыков представляется именно для технологического образования. В ряде научных исследований, в частности, в диссертационном исследовании И.С. Хамитова, проиллюстрирована структурная модель технологической культуры, представляющая для нас определенный интерес (Таблица 1).

Таблица 1

Корреляционные связи детерминант надпрофессиональных навыков и технологической культуры

Надпрофессиональные навыки Технологическая культура

Системное мышление Культура дома

Межотраслевая коммуникация Потребительская культура

Мультиязычность и мультикультурность Информационная + графическая культура

Работа в условиях неопределенности

Программирование / робототехника / искусственный интеллект

Бережливое производство Культура труда

Клиент-ориентированность Предпринимательская культура

Работа с людьми Культура человеческих отношений

Управление проектами Проектная культура

Навыки художественного творчества Культура дизайна

Экологическое мышление Экологическая культура

Очевидно, что если речь идет о технологическом образовании, то, говоря о ключевой его цели, под которой мы понимаем развития технологической культуры личности обучающихся, можно рассматривать вопрос о необходимости сконцентрировать внимание педагогов на развитии надпрофессиональных навыков целевой аудитории.

В этой связи можно очертить круг проблем, и, соответственно, необходимых решений для развития технологического образования, отвечающего на вызовы современных реалий. Первый вектор проблемного поля связан с отличием обучения от научения. В условиях быстро меняющейся реальности часто транслируется тот факт, что учебные цели, которые ставят педагоги перед обучающимися, не всегда могут быть достигнуты. Академическое сообщество выражает определенную обеспокоенность, связанную с судьбой технологического образования. В этой связи необходима перезагрузка содержания технологического образования, чтобы стало возможным сохранение исходного кода целеполагания, основным ориентиром при этом должно стать развитие технологической культуры.

Следующий проблемный вектор упирается в отличие планируемых результатов освоения образовательных программ от необходимых для спектра профессий будущего. Позиция по решению данной проблемы может быть таковой: учащихся общеобразовательных школ необходимо системно готовить с миром новых профессий, т.е. современные технологии профориентационной работы должны строиться, разрабатываться и применяться с акцентом на навыки. Только таким образом возможна успешная подготовка обучающихся к любым профессиям, которые они выберут.

Именно широкий спектр надпрофессиональных навыков вписывается в современную гипотезу о том, что совсем в недалеком будущем люди будут меня свою профессию довольно часто, потому что мир стремительно и интенсивно меняется. Уверенность в успехе дадут именно надпрофессиональные навыки, которые можно назвать универсальной компетентностной моделью будущего.

Третий вектор транслирует отношении к технологии в общеобразовательных организациях как к рудименту. Чтобы решить эту проблему целесообразно пересмотреть подходы к подготовке педагогических кадров для технологического образования, а также к повышению их квалификации. Интересен исторический экскурс в постановку проблемы развития технологического образования в России.

В связи с масштабным переходом на цифровой формат обучения, под интенсивным влиянием пандемии, вскрылся целый ряд проблем и трудностей, которые усугублены по своей концентрации именно в инженерно-техническом образовании. Среди них можно назвать следующие: во-первых, отсутствие интереса к обучению, т.к. традиционные методы обучения, которые сегодня используются онлайн, не всегда привлекательны, при этом выявляются существенные проблемы или с самим контентом, или с формой его представления; во-вторых, непонимание учебного материала, ввиду того, что обучающимся сложно понять определенные темы и дисциплины без погружения в реальный процесс; в-третьих, плохая успеваемость, обусловленная отсутствием интереса и понимания учебного материала,, потому что в отличие от традиционных форматов работы, в рамках которых мы общаемся с обучающимися напрямую, через какие-то интерфейсные формы или через компьютер, весьма сложно понять, насколько хорошо обучающиеся усвоили учебный материал, логическим продолжением всего этого является отсутствие интереса и снижение успеваемости; в-четвертых, отсутствие интерактивного контента, потому что создание и представление визуального контента либо невозможно, либо очень сильно осложнено, т.к. если есть какое-то оборудование для полноценного процесса изучения, то большинство практических занятий для инженерно-технических специальностей проходят на конкретных примерах, в условиях лабораторий, когда идет полное погружение в реальный процесс; в-пятых, недоступность необходимого оборудования, т.к. некоторые разновидности оборудования для проведения практических занятий либо устарели, либо полностью отсутствуют.

Таблица 2

Основные направления использования систем виртуальной и дополненной реальности для

инженерно-технического образования

Вектор решения проблем инженерно-технического образования Сущностная характеристика

Создание интересного контента Контент, привлекающий внимание, усиливает интерес к обучению

Авторские уникальные курсы Интерес к авторским, интересным курсам без использования шаблонов

Увеличение интерактивности Постоянный отклик системы обучения или преподавателей по другую сторону курса держит внимание

Геймификация, использование методов ИИ Внесение элементов игры, экспериментальной симуляции, чат-ботов в онлайн-обучение

Использование методов VR/AR Погружение в виртуальный мир, использование виртуального оборудования

Если ранее инженерно-техническое образование всегда находилось на самом высоком уровне сложности, в очном формате работы, то в настоящее время ситуация усугубилась. Сейчас все более часто используется смешанный формат обучения. Новые подходы, которые сегодня транслируются в прогрессивно-развивающемся инженерно-техническом образовании могут быть представлены по следующим направлениям (таблица 2).

Выводы Таким образом, среди основных целей изменения содержания современного инженерно-технического образования, можно выделить следующие: во-первых, развитие электронного образования, что, безусловно, позволит привлекать преподавателей всех уровней благодаря простому созданию VR /AR курсов; во-вторых, создание широких возможностей за счет развития визуального и интерактивного контента; в-третьих, привлечение студентов и абитуриентов, благодаря таким ресурсам, как: повышение интереса к обучению, улучшение понимания учебного материала, а также повышения уровня успеваемости; в-четвертых, привлечение новых бизнес-партнеров для образовательных учреждений, т.к. технологии VR /AR востребованы во многих областях.

Эффект от внедрения таких подходов очевиден. Это позволит найти одновременное решение для нескольких проблемных точек в инженерно-техническом образовании за счет увеличения интерактивности, геймификации, более глубокого погружения в образовательный контент, что востребовано современной целевой аудиторией в образовательной среде.

Перспективность инновационных направлений обусловлена решением таких проблемных задач современной образовательной среды, как: привлечение внимания к образовательному контенту, причем не только его потребителей, т.е. обучающихся, но и разработчиков курса; доступ к виртуальному оборудованию; развитие сценарного и нелинейного подхода к методическому обеспечению; доступность средств разработки для специалистов, не обладающих ИТ-компетенциями, что позволит значительно расширить аудиторию пользователей; сокращение времени разработки электронных курсов, за счет наличия их шаблонов и заготовок; более четкое сегментирование пользовательской аудитории.

Литература:

1. Беликов В.А., Андронов О.В., Малютина М.В., Романов П.Ю., Сибаева Г.М. Рефлексивно-функциональные компоненты модели формирования профессиональной устойчивости бакалавров физкультурного и технологического профилей подготовки в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2019. - №2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 08.09.2021).

2. Белоновская И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста: предпосылки, тенденции и закономерности // Вестник ОГУ. - 2006. - №1-1 (51). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.11.2021).

3. Голубницкая Е.Н. Структурно-функциональный подход к определению инженерной компетентности в контексте формирования профессиональной компетентности современного специалиста // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - №86. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 03.12.2021).

4. Добрачева А.Н. Педагогические условия формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля "Технология" при изучении общетехнических дисциплин // ПНиО. - 2018. - №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 13.10.2021).

5. Жураковский В.М. Современные тенденции развития инженерного образования на основе интеграции образования, науки и инноваций // Модернизация инженерного образования: российские традиции и современные инновации: сборник материалов международной научно-практической конференции [электронное издание]. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2017. - С. 13-28.

6. Касатова Г.А., Лымарева Ю.В. Методологический аспект формирования профессиональных компетенций у бакалавров технологического образования // Вестник ОГУ. - 2015. - №5 (180). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.10.2021).

7. Сорокина О.А. Инженерная компетентность бакалавров-строителей как профессионально педагогический феномен // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №8. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.12.2021).

8. Хайруллина Э.Р., Нуриев Н.К., Крылов Д.А., Комелина В.А. Технологическая культура как элемент общей культуры личности в трактовке ученых философов и педагогов // Вестник Казанского технологического университета. -

2014. - №11. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 07.11.2021).

9. Шарипова, Э.Ф. Компетентностный подход в технологическом образовании: формирование обще-технологической компетенции будущих учителей [Текст]: монография / Э.Ф. Шарипова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та,

2015. - 202 с.

10. Kuzmina E.V., Pyankova N.G., Botsoeva A.V. Using big data techniques to Foster professional competencies in Engineering students // Smart Innovation, Systems and Technologies. - 2021. - Т. 227. - С. 773-781.

Педагогика

УДК 373.5

кандидат педагогических наук, доцент Ахкиямова Гузелия Равиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье освещена проблема профилактической работы по снижению аддиктивного поведения, где особая роль отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Представлены пути профилактической работы в рамках учебной и внеучебной деятельности в процессе изучения курса ОБЖ, которые должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, зависимость, подросток, основы безопасности жизнедеятельности, здоровье, здоровый образ жизни.

Annotation. The article highlights the problem of preventive work to reduce addictive behavior, where a special role is given to the course "Fundamentals of life safety". The ways of preventive work within the framework of educational and extracurricular activities in the process of studying the course of OBZH, which should become an integral part of the educational process, are presented.

Keywords: addiction, addictive behavior, teenager, basics of life safety, health, healthy lifestyle.

Введение. Профилактика аддикций у подростков и детей - это самое, важное условие для сохранения и укрепления физического и психического здоровья, от которого зависит здоровье будущих поколений. Зачастую, обучающиеся подросткового возраста, уйдя от тотального контроля родителей вынуждены самостоятельно занимать свой досуг.

Аддикция определяется, как неспособность прекратить потребление какого-либо вещества (наркотиков, алкоголя, табакокурения) или вовлечение в определенное поведение, независимо от социальных и медицинских последствий. Однако существуют также некоторые медицинские и личные факторы, которые могут подвергнуть любого человека риску зависимости. Существует сложная структура факторов риска, которые могут способствовать развитию зависимости [6].

Аддиктивное поведение - это такая форма разрушительного поведения, когда человек, пытается, как бы решить все свои проблемы и накопленные обиды путем принятия «запретных» препаратов [3]. С аддиктивным поведением все чаще сталкиваются неблагоприятные семьи. В последние годы во всем мире наблюдается значительный рост числа игроков. На самом деле энтузиазм и определенное количество могут присутствовать в совершенно здоровом человеке, выражая, тем самым, стремление к победе и превосходству, а также к экономическому продвижению. В его основе лежат невероятные положительные эмоции, которые люди часто испытывают снова и снова. Такой ум представляет собой беспорядок концепций, и человеческое желание сосредоточено только на одном [4].

Изложение основного материала статьи. Определить конкретные причины аддиктивного поведения невозможно. Чтобы развить этот тип реакции, необходимо сочетать личностные качества и враждебное окружение. Когда мы говорим о факторах, которые могут способствовать аддиктивному поведению, это в основном означает вещи, которые делают человека зависимым или могут заставить его стать зависимым от определенных видов поведения или веществ. Существует сложная структура факторов риска, которые могут способствовать развитию зависимости, рассмотрим некоторые из них:

1) семейный анамнез - один из самых первых факторов, который может способствовать зависимости. Согласно исследованиям, генетика играет большую роль в формировании зависимости человека. На самом деле, около 40-60% генов являются фактором, способствующим зависимостям. Если у ребенка есть родитель, который имеет зависимость, то есть вероятность, что человек может развить другую форму зависимости, даже не зная, что семейная история является большой причиной, по которой он стал наркоманом;

2) домашняя обстановка или семейная жизнь - все, что происходит в доме человека, делает его тем человеком, которым он является. Если у человека есть здоровая, любящая домашняя обстановка, то мало шансов, что он станет наркоманом. Необходимо удерживать в семье дружественную, любящую и вдохновляющую атмосферу. Именно это будет благоприятно влиять на вашего ребенка [3];

3) круг друзей и давление со стороны сверстников - есть люди, у которых нет никаких пристрастий вообще. На самом деле, их семейная жизнь может быть замечательной, но сверстники могут способствовать аддикции, особенно если они находятся в менее желательной толпе. Иногда именно давление со стороны сверстников и стремление вписаться в общество приводят этих людей к зависимости.

Здесь очень важно и даже необходимо объяснять обучающимся об индивидуальности, о важности и последствиях правильного и здорового образа жизни. Наконец важно также говорить и о последствиях зависимого поведения. Некоторые психологи даже советуют приукрасить последствия «неправильного» образа жизни;

4) высокий уровень стресса - некоторые люди могут подвергаться большому стрессу в жизни. Такая группа людей более склонна принимать такие вещества, как алкоголь или марихуана, чтобы помочь снизить уровень стресса [3].

Надо отметить, что вся профилактическая работа по снижению аддиктивного поведения должна быть выстроена на определении и устранении причин, побуждающих такого рода поведение, и в свою очередь выстраивать линию для возможности организации такой работы в общеобразовательных учреждениях.

Очевидно, что груз ответственности по профилактике правонарушений ложится на классных руководителей, социальных педагогов, психологов, завучей по воспитательной работе, педагогов-организаторов, медицинских работников. Но свою достаточно большую и серьезную вклад вносят и учителя-предметники, в частности преподаватели-организаторы «Основ безопасности жизнедеятельности».

Предмет ОБЖ во всех образовательных организациях введен в единую систему обеспечения безопасных условий самого образовательного процесса, охраны труда, организации антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, создания всех необходимых условий для укрепления и сохранения здоровья обучающихся [9].

Именно на уроках ОБЖ данная работа, базируется на воспитании здоровье-ориентированных в некотором роде привычек, таких как активный отдых, правильный режим труда, спортивные занятия, оздоровительные мероприятия, которые станут преградой для формирования аддиктивного поведения. Соблюдение определенных норм здорового и безопасного образа жизни способствует формированию ценностных установок к здоровью, развивает желание его сохранить, а значит, имеет непосредственное профилактическое значение [6].

В свою очередь, мы решили остановиться на определении склонности к аддиктивному поведению обучающихся по составленному нами тесту-опроснику «Аддиктивная склонность». Исследование проводилось среди учеников двух 10-х классов МБОУ СОШ №10, города Набережные Челны, количество опрошенных составило 48 учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.