Научная статья на тему 'ПРОФИЛЬ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФИЛЬ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корсаков Г.О., Михайлова И.П.

Цифровая трансформация как новая философия развития активно масштабируется на все сферы жизни общества, особо динамично данный тренд на фоне не затухающей пандемии COVID-19 подхватил сегмент высшего образования. В связи с пандемийными ограничениями мы наблюдаем массовый процесс перехода в цифровую среду, электронные и дистанционные формы взаимодействия на время стали единственным способом реализации образовательный программ. Данная ситуация требует комплексного подхода к решению задач цифровизации вузов. Целью данного исследования является выявление направлений и инструментов цифровизации высшего образования на основе системного подхода. Для достижения поставленной цели мы рассмотрели передовые практики цифровизации вузов, выделив лидеров на основе существующих тематических рейтингов. Интересные передовые международные практики мы систематизировали по основным направлениям деятельности университетов: формирование модели цифрового университета; внедрения цифровых методов обучения и формирования студенческого опыта; цифровизацию в области исследований и разработок; цифровизацию кампуса и студенческой жизни; цифровизацию административных функции; создание цифровой платформы и экосистемы внешних и внутренних пользователей; цифровизацию модели управления университетом и финансирования. Обозначенные направления цифровизации учитывают, что университет является открытой системой, взаимодействующей с внешним миром, и включающей внутренние элементы. Рассмотренные области и инструменты направлены на максимально эффективную интеграцию в цифровое пространство общества и создание комфортной цифровой среды для всех участников образовательного процесса, фокусом в котором является студент, его способности и индивидуальный подход к выстраиванию персональных образовательных траекторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY DIGITAL MATURITY PROFILE AS A TOOL FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION SYSTEM

Digital transformation as a new development philosophy is actively scaled up in all spheres of society, especially dynamically this trend against the backdrop of the ongoing COVID-19 pandemic was picked up by the higher education segment. Due to pandemic restrictions, we are witnessing a massive process of transition to the digital environment, electronic and remote forms of interaction have temporarily become the only way to implement educational programs. This situation requires an integrated approach to solving the problems of digitalization of universities. The purpose of this study is to identify areas and tools for the digitalization of higher education based on a systematic approach. To achieve this goal, we reviewed the best practices for the digitalization of universities, highlighting the leaders based on existing thematic rankings. We have systematized interesting advanced international practices in the main areas of activity of universities: the formation of a model of a digital university; introduction of digital teaching methods and the formation of student experience; digitalization in research and development; digitalization of the campus and student life; digitalization of administrative functions; creation of a digital platform and ecosystem of external and internal users; digitalization of the university management and funding model. The designated areas of digitalization take into account that the university is an open system that interacts with the outside world and includes internal elements. The considered areas and tools are aimed at the most effective integration into the digital space of society and the creation of a comfortable digital environment for all participants in the educational process, the focus of which is the student, his abilities and an individual approach to building personal educational trajectories.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛЬ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Профиль цифровой зрелости университета как инструмент цифровой трансформации системы высшего образования

Корсаков Глеб Олегович

аналитик информационно-аналитического отдела ИВЦ «НИУ «МЭИ» gleb.pg@yandex.ru

Михайлова Ирина Петровна

кандидат экономических наук, доцент начальник отдела ИДДО НИУ «МЭИ» gleb.pg@yandex.ru

Цифровая трансформация как новая философия развития активно масштабируется на все сферы жизни общества, особо динамично данный тренд на фоне не затухающей пандемии ^УЮ-19 подхватил сегмент высшего образования. В связи с пандемийными ограничениями мы наблюдаем массовый процесс перехода в цифровую среду, электронные и дистанционные формы взаимодействия на время стали единственным способом реализации образовательный программ. Данная ситуация требует комплексного подхода к решению задач цифро-визации вузов. Целью данного исследования является выявление направлений и инструментов цифровизации высшего образования на основе системного подхода. Для достижения поставленной цели мы рассмотрели передовые практики цифро-визации вузов, выделив лидеров на основе существующих тематических рейтингов. Интересные передовые международные практики мы систематизировали по основным направлениям деятельности университетов: формирование модели цифрового университета; внедрения цифровых методов обучения и формирования студенческого опыта; цифровизацию в области исследований и разработок; цифровизацию кампуса и студенческой жизни; цифровизацию административных функции; создание цифровой платформы и экосистемы внешних и внутренних пользователей; цифровизацию модели управления университетом и финансирования. Обозначенные направления цифровизации учитывают, что университет является открытой системой, взаимодействующей с внешним миром, и включающей внутренние элементы. Рассмотренные области и инструменты направлены на максимально эффективную интеграцию в цифровое пространство общества и создание комфортной цифровой среды для всех участников образовательного процесса, фокусом в котором является студент, его способности и индивидуальный подход к выстраиванию персональных образовательных траекторий.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровая зрелость университета.

Введение

Цифровизация в современном мире является сквозным трендом, охватывающим все страны мира и отрасли, признается одним из универсальных инструментов достижения целей устойчивого развития обозначенных ООН в 2015. По оценкам экспертов эффективное внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни людей могу значительно форсировать достижение 10 из 17 целей устойчивого развития. Вместе с тем сектор науки и образования является одним из главных бенефициаров цифровой трансформации, динамично развивающимся пространством с позиции внедрения и генерации цифровых решений, что особенно активизировала пандемии COVID-19 за счет необходимости перевода образовательного процесса в онлайн среду.

На государственном уровне Президентом РФ в 2020 г. зафиксирован стратегический приоритет на цифровую трансформацию, что обозначено национальной целю развития до 2030 г., по которой одним из ключевых индикаторов является достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. Данный факт подтверждает особую значимость необходимости переформатирования как процессов внутри отрасли, в отдельных образовательных организациях, так и процессов сетевого и межведомственного взаимодействия. Можно отметить, что «новая философия» цифровой трансформации во многом дополнила концепцию построения инновационной экономики. Например, такие документы как: Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества до 2030, Национальные проекты «Образование», «Инновационная экономика», государственные программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», «Экономическое развитие и инновационная экономика» и другие документы стратегического планирования предыдущих лет уже включали в себя задачи, связанные с развитием практики цифровых решений в сферу образования. При этом стоит отметить, что в рассмотренных документах хоть и можно проследить ориентир на цифровизацию экономики, но системный взгляд к данному направлению отсутствовал, что выражалось в несколько хаотичном и разнонаправленном подходе к применению новых технологических решений на уровне предприятия, регионов, отраслей и государственного сектора.

Важной вехой с позиции осмысления сути и задач цифровизации стал Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 (ред. от 14.01.2021) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация», который опередил целевые индика-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

торы национального приоритета по направлениям деятельности отраслевых, федеральных и региональных органов государственной власти. Данный приказ и явился мощным драйвером разработки локальных стратегии цифровизации, в том числе в 2021 году была опубликована Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, что является положительным фактором в контексте развития высшего образования на базе внедрения цифровых практик. В указанной стратегии одной из проблем цифровизации отрасли отмечено отсутствие единого подхода по оценке уровня цифровизации организации высшего образования, что осложняет мониторинг ситуации цифровой трансформации отдельно по университетам и в целом по системе высшего образования, обозначена задача разработки паспорта цифровой зрелости. [1]

В связи с чем целью данного исследования является разработка модели профиля цифровой зрелости университета, которая позволит идентифицировать текущий уровень цифровизации образовательной организации и выстраивать эффективную траекторию цифрового развития с учетом актуального состояния цифровизации вуза и приоритетов в развитии.

Методы

С целью разработки модели профиля цифровой зрелости университета авторами проанализированы существующие методы и подходы к оценке цифрового развития. При этом в качестве объекта исследования мы не ограничивались практиками оценки вузов, а рассмотрели методики для оценки цифровизации стран, отраслей и отдельных организации, что позволило нам рассмотреть большее количество факторов и выявить определяющие для достижения цифровой зрелости университета.

Анализ существующих международных методик показал, что для оценки цифровизации стран типично применяются: методика Измерения цифрового развития (Measuring digital development) Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union), Европейский союз рассчитывает Индекс цифровой экономики и общества (DESI), Индекс готовности стран к сетевому обществу (Networked Readiness Index) публикует Всемирный экономический форум совместно с Международной школой бизнеса «INSEAD», Всемирный банк для оценки цифровизации экономики предлагает Индекс цифрового принятия (Digital Adoption Index).

В основе методики Измерения цифрового развития лежит количественная и качественная оценка (на основе опросов отраслевых экспертов) инфраструктурных показателей, включающие показатели доступности, распространенности и производительности интернета, мобильной связи, а также показатели развитости цифровых компетенции в части владения мобильными телефонами и навыками ИКТ.

Индекс цифровой экономики и общества (DESI) включает 5 групп показателей: характеризующие доступность цифровых ресурсов, цифровые компетенции граждан, популярность использования интернета, интеграцию цифровых сервисов и технологий, в также уровень цифровизации государственных услуг.

Индекс цифрового принятия (Digital Adoption Index) основан на субъект-ориентированном подходе и позволяет оценить восприимчивость стран к цифровым технологиям по трем категориям: люди, правительство и бизнес. [2]

Индекс готовности стран к сетевому обществу показывает готовность цифровой среды для достижения целей социально-экономического развития общества и оценивает инфраструктурные факторы (уровень применяемых технологий, компетенции общества и цифровизации в государственном секторе). Особенностью данного рейтинга является выделение блока показателей, характеризующих влияние цифровизации на общество, выделяя группы экономических, социальных показателей, а также показателей, отражающих цели устойчивого развития. По нашему мнению, данный рейтинг в большей степени раскрывает именно цифровую зрелость экономики, учитывает роль цифровизации в достижении стратегических целей современного государства.

Таким образом, анализ цифровизации на международном уровне позволил сделать вывод, что основной фокус в рассмотренных рейтингах сделан на выделении факторов цифровизации (Measuring digital development, DESI), на пользователях/субъектах цифровизации (Digital Adoption Index) и на результатах цифровизации (Networked Readiness Index).

Наиболее комплексным из числа международных рейтингов, демонстрирующих уровень цифрового развития с фокусом на образовательную организацию, по нашему мнению, является рейтинг Most Innovative Schools National Universities (USA).

Рейтинг «Most Innovative Schools National Universities» составляется посредством опросов представителей высшего руководства вузов (экспертная оценка). Данный рейтинг позволяет оценить цифровую зрелость по различным направлениями деятельности университета: в части реализации программ образования и учебных курсов, деятельность профессорско-преподавательского состава, взаимодействие «университет-студент», деятельность кампуса, университетские объекты и инфраструктура.

Консалтинговая компания BCG для оценки цифровой зрелости компании, в том числе и образовательных организации предлагают рассчитывать Индекс цифрового ускорения (DAI) BCG, который включает характеристики цифровизации компании по трем направлениям: путь клиента, цифровизация цепочки поставки продукта и цифровизация маркетинга. Данный индекс предполагает оценку цифровой зрелости компании внешними экспертами по 36 параметров. Интересным результатом, полученным в ходе исследования в 2021 году BCG совместно с Google, является выявление значительного разрыва между представлениями о цифровой зрелости университетов и реальностью: значительное число «цифровых лидеров» по собственным оценкам руководителей образовательных организации на самом деле таковыми не являются. Данная ситуация подтверждает необходимость объективной оценки цифровизации образовательной организации на основе включения количественных параметров, отражающих реальный уровень цифровой зрелости. [3]

Общие подходы для оценки цифровой зрелости отраслей использует консалтинговая компания Deloitte, рассматривая все индикаторы цифровизации по блокам: стратегические инициативы, применение технологий, операционная деятельность, клиентский опыт и корпоративная культура. В данной методике на передний план выходит создание ценности для клиента и оптимизация внутренних процессов.

В российской практике одна из первых методик для оценки цифровой зрелости университетов была разра-

ботана Институтом цифрового развития науки и образования ФГАОУ ВО «МФТИ» и была апробирована в Южном федеральном университете. В результате оценки уровня цифровизации образовательной организации составляется паспорт цифровой зрелости, методика включает анализ по 42 количественным параметрам по 5 направлениям: пользователи и сервисы, информационные системы, управление данными, инфраструктура, кадры. Все показатели полностью формализованы, характеризуют базовый - инфраструктурно-технологиче-ский уровень цифровизации и в основном опираются на требования контролирующих и регулирующих органов.

На базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова апробирована методика оценки цифровой зрелости университета, разработанная консалтинговой аналитической компанией «Центр перспективных управленческих решений», изначала методика использовалась для оценки цифровизации органов государственной власти и банковской сферы. Методика базируется на опросах работников учебных, научных и административно-управленческих подразделений университета с целью проведения самодиагностики. По результатам опросов формируются 20 показателей, распределенных по семи направлениям: инфраструктура и инструменты, организационная культура, кадры, процессы, продукты, модели, данные. [4]

Нормативный подход к оценке цифровой зрелости сферы науки и высшего образования, закрепленный приказом Минцифры РФ № 600 от 18 ноября 2020 г. №600, предполагает индикативный анализ цифровых компетенции участников образовательного процесса, интеграции в единые цифровые платформы, степени проникновения электронного обучения и дистанционных технологии, объема НИОКР в сфере цифровых технологий.

Каневым В.С., Полетайкиным А.Н., Шевцовой Ю. В. предложили свою авторскую методику оценки цифровой зрелости университета. Особенностью данной методики является выделение психологической составляющей в виде отдельного блока психологических показателей. Всего методика включает 25 показателей, структурированных по семи направлениям: компетенции, проекты, самодостаточность, самостоятельность цифровой политики, цифровая активность, глобальная цифровая среда, психологический аспект. [5]

Таким образом, анализ существующих подходов к оценке цифровизации и уровня цифровой зрелости систем показал, что большая часть методик сфокусирована на оценке инфраструктурно-информационных условий цифровизации, оценке цифровизации учебных курсов, среды взаимодействия акторов системы и уровня цифровых компетенции у участников образовательного процесса. Данные подходы ограничивают роль цифровизации в достижении более высоких целей, и представляют цифровизацию не как средство социально-экономического развития, а как цель для университета, что несколько размывает смысл «а для чего мы это делаем, какие задачи решает цифровизация в целом». В связи с чем в рамках настоящего исследования при разработке модели цифровой зрелости университета обращено внимание на стратегические задачи, решаемые в процессе цифровой трансформации.

Результаты исследования

Авторами предложена модель профиля цифровой зрелости университета, в основе которой заложено деление факторов условий цифровой трансформации, а

также показателей результата цифровой трансформации. Факторы условий раскрывают инфраструктурные условия, обеспечивающие активизацию цифровизации в университете, факторы результата цифровизации представлены с выделением результата с точки зрения цифровых параметров, т.е. степени оцифровки бизнес-процессов университета, а также параметров социально-экономического эффекта, отражающий роль циф-ровизации, как инструмента развития социально-экономической системы. Общий смысл деления показателей соответствует логике «создание цифровых систем и сервисов - их использование - социально-экономический эффект от цифровизации бизнес-процессов».

Параметры цифровой зрелости в авторской модели предложено рассматривать в разрезе выделения бизнес-процессов цифровизации, а также оценки уровня цифровизации среды для студента, преподавателя, административного персонала на основе субъектного подхода. Таким образом, цифровую зрелость университета можно рассматривать сфокусировано по следующим блокам:

- модель цифрового университета;

- цифровые методы обучения и формирование студенческого опыта;

- область исследований и разработок;

- кампус и студенческая жизнь;

- административные функции;

- функции профессорско-преподавательского состава;

- модель управления университетом и финансирования;

- кадры;

- информационно-коммуникационные технологии.^]

Параметры цифровой зрелости в разрезе обозначенных блоков структурированы в таблице 1.

Таблица 1

Блоки и параметры модели профиля цифровой зрелости

Условия цифровой трансформации Результат цифровой трансформации

Результат с точки зрения цифровых параметров Эффект с точки зрения соци-ально-экономи-ческого результата

Модель цифрового университета

- Наличие электронных каналов взаимодействия с потребителями образовательных услуг (студенты, слушатели) - Доля учебных курсов, доступных на открытых образовательных платформах - Количество слушателей, прошедших обучение на открытых онлайн курсах вуза - Количество дипломов, выданных по пройденным курсам слушателям

Цифровые методы обучения и формирование студенческого опыта

- Наличие платформы для предоставления услуг в электронном формате: сервисы для поступления, база/библиотека электронных курсов, - инструменты - Процент абитуриентов, поступивших через электронные сервисы - Процент студентов, пользу- - Процент студентов, закончивших обучение - Средний срок обучения с учетом индивидуализации траектории

X X О го А С.

X

го т

о

ю

2 О

м м

сч сч о сч

о ш Ш X

=г <

ш

о

X X

аналитики и оценки эффективности образовательного процесса, электронная зачетная книжка, цифровой помощник по выстраиванию индивидуальной образовательной траектории; сервисы по двусторонней связи с работодателями; площадка для поддержания связи с выпускниками

ющихся электронными сервисами во время учебы

Процент выпускников, пользующийся сервисами для связи с университетом

Процент трудоустроенных выпускников

- Средний уровень заработной платы выпускников

- Процент студентов, повторно вернувшихся для обучения по программам ВПО и ДПО

Цифровизация в области исследований и разработок

Наличие цифровой платформы для управления НИОКР: для мониторинга, контроля, диспетчеризации заявок.

Наличие доступа у исследователей к цифровым информационным системам (библиотекам, базам данных и пр.)

Увеличение количества заявок по НИОКР от вуза

- Доля НИОКР, учтенных в модуле цифровой платформы для управления НИОКР

- Доля НИОКР, реализуемых с использованием цифровых информационных систем

Рост доходов от НИОКР - Процент НИОКР, перешедших в фазу внедрения

Цифровизация кампуса и студенческой жизни

Наличие платформ обратной связи по вопросам хозяйственной жизни

Наличие единой коммуникационной платформы

Наличие единой системы контроля и учета (видео-наблюдение, контроль доступа, мониторинг ресурсов)

Наличие единой карты студента

Доступность сервисов для студентов

Сервисы доступны всем студентам Уровень технического оснащения

Уровень проникновения единой карты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост уровня удовлетворённости студентами

- Снижение показателей преступности в кампусе

Цифровизация административных функц

ии

Наличие системы электронного документооборота

Наличие модулей для реализации профильных функции подразделений

Уровень оцифровки основных процессов

- Сокращение затрат на содержание административного персонала

- Увеличения скорости про цессов и их качества

Цифровизация функции ППС

Наличие платформы и инфраструктурных ресурсов для создания электронных курсов, их использования в профессиональной деятельности

Наличие возможности проводить в электронном формате оценку компетенции

Доля преподавателей, работающих в инфор-мационно-образо-вательной среде

Процент оцифровки данных по успеваемости студента

Оптимизация времени на производство курсов, сокращение трудозатрат ППС

Цифровизация модели управления университетом и финансирования

- Наличие в стратегии развития вуза блока цифровой трансформации - Функционирует единая на уровне универси- - Эффективность управления проектами по цифровизации

- Наличие актуальной программы по циф-ровизации - Наличие единой вертикали управления процессами цифровиза-ции - Выделена позиция CDTO тета информационная система - Доля проектов по цифровиза-ции, курируемых единым центром (бюджетная эффективность, исполнение сроков, реализация КПЭ)

Кадры

- Наличие обучающих курсов по повышению цифровой грамотности - Уровень цифровой грамотности персонала - Повышение качества трудовых ресурсов

Информационно-коммч уникационные технологии

- Обеспечение доступа к интернету - Обеспечение автоматизированными рабочими местами и персональными компьютерами - Достаточность мощностей для хранения и обработки данных - Выстроена система информационной безопасности - Все субъекты системы имеют возможность бесперебойного доступа к информационным системам - Повышение производительности труда

На основе предложенной модели может быть построен цифровой профиль университета, позволяющий проводить анализ текущего уровня цифровой зрелости, осуществлять мониторинг динамики цифровизации, а также эффектов от ее внедрения в бизнес-процессы университета.

Заключение

Авторами отмечено, что существующие подходы и методы оценки цифрового развития, цифровой зрелости, как правило, учитывают инфраструктурные факторы цифровизации (материально-технические факторы, информационные, кадровые ресурсы) и результаты оцифровки образовательных продуктов. В предложенной авторами модели предложено проводить оценку цифровизации бизнес-процессов и цифровизацию среды работы студентов, преподавателей и административного персонала с выделением блоков: модель цифрового университета; цифровые методы обучения и формирование студенческого опыта; область исследований и разработок; кампус и студенческая жизнь; административные функции; функции профессорско-преподавательского состава; модель управления университетом и финансирования; кадры; информационно-коммуникационные технологии. В разрезе указанных блоков выделены параметры, характеризующие условия и результаты цифровой трансформации с детализацией на результат с точки зрения цифровых параметров и социально-экономического эффекта. Предложенная модель может служить основой для построения профиля цифровой зрелости университета, стать инструментом для диагностики текущего состояния цифровизации, определения сильных сторон и приоритетов цифрового развития.

Задачей для дальнейших исследований является разработка методики оценки цифрового профиля университета: оцифровка, определение методов сбора и обработки выделенных параметров, а также выбор спо-

собов визуализации. Цифровой профиль зрелости университета является диагностическим инструментом, позволяющим сформировать представление образовательной организации о текущем уровне цифровизации, выявлении сильных сторон, понять по каким направлениям сформирована хорошая инфраструктурная база, а какие направления нужно улучшить. Включение в цифровой профиль университета параметров, отражающих социально-экономический эффект, предполагает повышение вовлеченности в университетах в достижении целей устойчивого развития и перефокусировать задачи с цифровизации как таковой на поиск возможностей и резервов, скрывающихся за глобальным трендов цифровой трансформации.

Литература

1. Цели устойчивого развития. ООН [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/

2. Индекс внедрения цифровых технологий [Электронный ресурс] URL: https://www.worldbank.org/en/publi-cation/wdr2016/Digital-Adoption-Index

3. Индекс цифровой экономики и общества (DESI) 2020. Тематические разделы [Электронный ресурс] URL: https://eufordigital.eu/wp-content/up-loads/2020/06/DESI2020Thematicchapters-FullEuropean-Analysis.pdf

4. Савинов, В.М. Методы и принципы оценки цифровой зрелости образовательных организаций. Педагогика. Психология. Философия. [Текст] / В.М. Савинов., П.П. Иванов., В.Н. Стрекаловский. //, 2021. - 13с.

5. Канев, В.С. Технология оценивания цифровой зрелости образовательной организации. Часть I. [Текст] / В.С. Канев., А.Н. Полетайкин., Ю.В. Шевцова. //, 2021. - 14с.

6. Мальцев, А.А. Мальцева В.А. Цифровизация экономики в контексте реализации Целей устойчивого развития: обзор ключевых экспертных докладов 2019 года / Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика [Текст] / А.А Мальцев., В.А. Мальцева. //, 2020. - 195с.

University digital maturity profile as a tool for digital transformation of higher education system

Korsakov G.O., Mikhailova I.P.

NRU MPEI

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Digital transformation as a new development philosophy is actively scaled up in all spheres of society, especially dynamically this trend against the backdrop of the ongoing COVID-19 pandemic was picked up by the higher education segment. Due to pandemic restrictions, we are witnessing a massive process of transition to the digital environment, electronic and remote forms of interaction have temporarily become the only way to implement educational programs. This situation requires an integrated approach to solving the problems of digitalization of universities. The purpose of this study is to identify areas and tools for the digitalization of higher education based on a systematic approach. To achieve this goal, we reviewed the best practices for the digitalization of universities, highlighting the leaders based on existing thematic rankings. We have systematized interesting advanced international practices in the main areas of activity of universities: the formation of a model of a digital university; introduction of digital teaching methods and the formation of student experience; digitalization in research and development; digitalization of the campus and student life; digitalization of administrative functions; creation of a digital platform and ecosystem of external and internal users; digitalization of the university management and funding model. The designated areas of digitalization take into account that the university is an open system that interacts with the outside world and includes internal elements. The considered areas and tools are aimed at the most effective integration into the digital space of society and the creation of a comfortable digital environment for all participants in the educational process, the focus of which is the student, his abilities and an individual approach to building personal educational trajectories.

Keywords: digitalization, digital transformation, university digital maturity.

References

1. Goals of sustainable development. UN [Electronic resource] URL:

https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-develop-ment-goals/

2. Digital Adoption Index [Electronic resource] URL: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016/Digital-Adoption-In-dex

3. Digital Economy and Society Index (DESI) 2020. Thematic chapters [Elec-

tronic resource] URL: https://eufordigital.eu/wp-content/up-loads/2020/06/DESI2020Thematicchapters-FullEuropeanAnalysis.pdf

4. Savinov, V.M. Methods and principles for assessing the digital maturity of

educational organizations. Pedagogy. Psychology. Philosophy. [Text] / V.M. Savinov., P.P. Ivanov., V.N. Strekalovskiy. //, 2021. - 13 p.

5. Kanev, V.S. Technology for evaluating the digital maturity of an educational

organization. Part I. [Text] / V.S. Kanev., A.N. Poletaikin., Yu.V. Shev-tsov. //, 2021. - 14 p.

6. Maltsev, A.A. Maltseva V.A. Digitalization of the economy in the context of

the implementation of the Sustainable Development Goals: a review of key expert reports in 2019 / Bulletin of international organizations: education, science, new economy [Text] / A.A. Maltsev., V.A. Maltsev. //, 2020. - 195p.

X X

о

го А

с.

X

го m

о

to о to to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.